Научная статья на тему 'Многофункциональные центры в РФ: основные аспекты межведомственного взаимодействия с органами государственной власти'

Многофункциональные центры в РФ: основные аспекты межведомственного взаимодействия с органами государственной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1946
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МФЦ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА" / ОГВ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СМЭВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самарина Татьяна Сергеевна, Непрозванных Александр Леонидович

На сегодняшний день многофункциональные центры становятся неотъемлемой частью жизни во многих современных странах, в том числе и в России. Мы можем наблюдать постоянный процесс совершенствования системы межведомственного взаимодействия МФЦ и органов государственной власти под влиянием административной реформы для улучшения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, которая происходит в РФ на данный момент. Именно процесс взаимодействия имеет научный интерес, поскольку является сложной выстроенной системой. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты данного взаимодействия, а также выявим проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самарина Татьяна Сергеевна, Непрозванных Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многофункциональные центры в РФ: основные аспекты межведомственного взаимодействия с органами государственной власти»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В РФ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Самарина Т.С.1, Непрозванных А.Л.2

1Самарина Татьяна Сергеевна - магистрант, кафедра теории и методологии государственного и муниципального управления; 2Непрозванных Александр Леонидович - кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Аннотация: на сегодняшний день многофункциональные центры становятся неотъемлемой частью жизни во многих современных странах, в том числе и в России. Мы можем наблюдать постоянный процесс совершенствования системы межведомственного взаимодействия МФЦ и органов государственной власти под влиянием административной реформы для улучшения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, которая происходит в РФ на данный момент. Именно процесс взаимодействия имеет научный интерес, поскольку является сложной выстроенной системой. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты данного взаимодействия, а также выявим проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: МФЦ, Многофункциональный центр, принцип «одного окна», ОГВ, межведомственное взаимодействие, система межведомственного электронного взаимодействия, СМЭВ.

УДК 316.77

Одной из приоритетных задач государства является создание условий для обеспечения удовлетворения материальных и нематериальных потребностей граждан и организаций, в том числе и посредством предоставления государственных услуг.

Основное определение государственных услуг дает Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с ним, государственная услуга - это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [1].

Административная реформа, которая проводится в России в течение длительного периода времени, направлена на повышение эффективности и качества выполнения государством своих функций и оказания услуг населению. Правительство Российской Федерации обозначило последующее повышения результативности предоставления государственных услуг с использованием современных технологий. Основным механизмом реализации данного направления были определенны многофункциональные центры.

Согласно № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», многофункциональный центр - это организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, отвечающая требованиям, установленным настоящим

Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Федеральными законами может быть предусмотрена иная организационно-правовая форма многофункционального центра [1].

МФЦ представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных Также представляет интересы органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.

Стоит отметить, что многофункциональный центр выступает в роли посредника между потребителями государственных услуг и государственными органами. Многофункциональный центр осуществляет следующие функции:

1) прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

2) представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

3) представление интересов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги при взаимодействии с заявителями;

4) информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей;

5) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в их предоставлении, в том числе посредством направления межведомственного запроса с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

6) выдачу заявителям документов органов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг;

6.1) составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг;

7) иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии [1].

Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.

Основными целями реализации принципа "одного окна" являются:

1.изменение процедур получения государственных и муниципальных услуг, и сокращение сроков их предоставления;

2.усиление удобства получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;

3.уменьшение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;

4.противодействие коррупции;

5.унификация и автоматизация процедур предоставления государственных услуг.

Существует также Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 г. № 1376 «Об

утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров

предоставления государственных и муниципальных услуг», которое на данный момент является основой при организации деятельности МФЦ. Постановление включает в себя описание требований, которым должны соответствовать МФЦ.

Персональные данные являются неотъемлемой частью информационных ресурсов всех уровней - от федерального до муниципальных. При оказании государственных услуг сотрудники многофункциональных центров обязаны соблюдать Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», а также от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Данные нормативно-правовые акты регулируют отношения, связанные с обработкой персональных данных, обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и с использованием электронной подписи при оказании услуг.

Сегодня после принятия Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» отсутствует детальная проработка подзаконных нормативных актов. Необходимо дальнейшее методическое обеспечение деятельности МФЦ, в том числе подготовка методических рекомендаций по созданию таких центров и обеспечению их деятельности, типового стандарта предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, а также форм отчетности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» представляет собой нормативно-правовой акт, в котором изложены основные требования по заключению соглашений между ОГВ и МФЦ, а также перечень государственных услуг, которые реализуются по принципу «одного окна».

Оказание услуг по принципу «одного окна» осуществляется при помощи межведомственного взаимодействия ОГВ и МФЦ. Существует целая система, именуемая, как система межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ). Она представляет собой «информационную систему, включающую информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через СМЭВ к электронным сервисам, сведения об истории движения в СМЭВ электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций» [2].

В зависимости от используемого способа обработки и передачи документов можно выделить следующие - режимы информационного взаимодействия:

1) традиционный бумажный документооборот между сотрудниками организаций, участвующих в межведомственном информационном взаимодействии;

2) обмен электронными представлениями (образами) традиционного бумажного документа с использованием доступных электронных технологий информационного взаимодействия;

3) унифицированное информационное взаимодействие между информационными системами участников электронного взаимодействия;

4) использование интерактивных запросных приложений, предоставляемых некоторыми федеральными ведомствами в качестве пользовательских электронных сервисов через ведомственные порталы или официальные сайты органов в сети Интернет [3].

Координирующий центр, обеспечивающий интеграцию с автоматизированными системами ОГВ и ОМС и организациями, задействованными в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг тоже является частью системы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Другой вариант предоставления услуг - через Единый портал «Госуслуги»

Важным условием обеспечения формирования и развития Электронного правительства является межведомственное информационное взаимодействие -осуществляемое в целях предоставления услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией (в том числе в электронной форме) между органами, предоставляющими услуги, подведомственными им организациями, участвующими в предоставлении услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, МФЦ.

В Екатеринбурге межведомственное взаимодействие многофункциональных центров со многими органами государственной власти осуществляется в большей степени в традиционном бумажном документообороте. Например, с Министерством социальной политики, Пенсионным фондом, Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и другими органами государственной власти взаимодействие происходит на бумажном носителе. Все документы, принятые оператором Многофункционального центра, сличаются с подлинником и заверяются штампом «копия верна». Со многими органами власти отсутствует межведомственное электронное взаимодействие, в то время как именно оно является наиболее эффективным и оперативным в наше время. Многофункциональные центры стремятся к созданию межведомственного электронного взаимодействия путем разработки и внедрения информационных технологий и изменению условий в соглашениях по взаимодействию с органами власти.

Учитывая разнообразие используемых на местах информационных технологий, реализованных на различных программно-операционных платформах, наиболее актуальным способом организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции, в настоящий момент является использование системы межведомственного электронного взаимодействия, основанной на сервис-ориентированной архитектуре. Такая архитектура представляет собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, обеспечивает масштабируемость системы, а применение открытых стандартов обмена информацией обеспечивает прозрачность информационного взаимодействия, что позволяет абстрагироваться от конкретных технологий реализации информационных систем, участников электронного взаимодействия [4].

В настоящее время организован полноценный доступ к части электронных сервисов. Многофункциональные центры уже на практике не требуют от заявителя, к примеру, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а получают необходимые сведения в электронном виде в течение нескольких секунд. Однако наряду со значительными продвижениями в сфере интеграции сети МФЦ в СМЭВ остаются и проблемные вопросы организационного и технического характера. К примеру, сроки тестирования электронных сервисов, рассмотрения документов на предоставление доступа к электронным сервисам затягиваются, часть электронных сервисов либо не разработана, либо корректируется, либо работает нестабильно и некорректно.

В условиях динамичного развития механизмов межведомственного взаимодействия необходима активизация всех органов власти, МФЦ и других организаций по построению слаженной совместной работы в целях реализации полноценного электронного взаимодействия, в конечном итоге позволяющего снизить нагрузку на заявителей, сделать процесс получения государственных и муниципальных услуг проще, быстрее и удобнее.

Список литературы

1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 15.01.2018).

2. Жарков А.А. Система межведомственного электронного взаимодействия // Молодой ученый, 2014. № 14. С. 41-43. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/73/12406/ (дата обращения: 15.01.2018).

3. Цветные сети Петри в моделировании социально-экономических систем / Ю.П. Ехлаков, В.Ф. Тарасенко, О.И. Жуковский и др. // Доклады ТУСУРа, 2013. № 3 (29). С. 83-92.

4. Сенченко П.В., Лазарев И.В. Способы организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции // Доклады ТУСУР, 2014. № 1 (31). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/sposoby-organizatsii-mezhvedomstvennogo-informatsionnogo-vzaimodeystviya-organov-i-organizatsiy-ispolnyayuschih-gosudarstvennye/ (дата обращения: 23.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.