Научная статья на тему 'Многофункциональность сельского хозяйства как стратегическое направление в региональной экономике'

Многофункциональность сельского хозяйства как стратегическое направление в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многофункциональность сельского хозяйства как стратегическое направление в региональной экономике»

позволит разрешить их ярко выраженных социально-экономических проблем. Вследствие этого они делают упор на необходимость разрешать определенную гибкость внутренней политике, включая модификацию положений «зеленой корзины», а также узаконить специальный и дифференцированный подход (СДП) к развивающимся странам. Все это уже стало предметом переговоров.

Нужно сказать, что концепцию многофункциональности сельского хозяйства нельзя рассматривать как шаг назад в процессе либерализации торговли.

Во-первых, практически все страны -члены ВТО сходятся во мнении, что роль сельского хозяйства многофункциональна по своей сути. Другими словами, эта объективная реальность - не причина для конфронтации в рамках многосторонней торговой системы. Во-вторых, ни одна из стран - сторонниц концепции многофункциональности, несмотря на имеющиеся трудности, не заявила об отказе от взятых на себя в ходе Уругвайского раунда обязательств по либерализации сельскохозяйственного сектора. В-третьих, слишком трудно ломать созданные за многие годы механизмы протекционистской защиты отрасли. Перестройка этих механизмов предполагает не только резкое сокращение финансовых вливаний, но и, главное, требует революционного

изменения психологии и философии сельхозпроизводителей. В-четвертых, эволюционное развитие мировой торговой системы в конце концов «подвигнет» страны - приверженцы концепции многофункциональности сельского хозяйства к тому, чтобы начатый процесс либерализации отрасли продолжился.

В связи с этим можно отметить, что ЕС, являясь сторонником концепции многофункциональности и в то же время крупнейшим экспортером сельхозпродукции, добивается от других членов ВТО ликвидации барьеров, препятствующих доступу на рынки этих стран, в первую очередь - мер нетарифного регулирования. ЕС считает данный вопрос ключевым в ходе переговоров с партнерами по ВТО и будет увязывать его с возможными уступками по сокращению субсидирования собственного сельского хозяйства.

Литература

1. Доклад «Многофункциональный характер сельского хозяйства и земли», подготовленный для конференции ФАО (Маастрихт, 12-17 сентября 1999 г.).

2. Крылатых, Э. Н., Строкова, О. Г Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО/ Э.Н.Крылатых,

О.Г.Строкова. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Д.С. Пасхальный, асп. Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова

Значение сельского хозяйства в экономике страны нельзя недооценивать. Помимо производства продуктов питания для населения сельское хозяйство выполняет другие важные для развития государства функции. Сельское хозяйство многофункционально.

Многие страны, в экономике которых сельское хозяйство занимает большое место, добиваются защиты сельского хозяйства, обосновывая это тем, что в любой стране сельское хозяйство выполняет многоплановые функции. Оно, в частности, помимо производства продуктов питания защищает окружающую среду, сохраняет ландшафт, обеспечивает занятость населения, проживающего в сельской местности. Поэтому защита сельского хозяйства обусловливается большим числом так называемых непроизводственных факторов.

Этот факт был отмечен министром сельского хозяйства РФ А.В. Гордеевым на 147-м пленарном заседании Совета Федерации, состоявшемся в 2005 г.: «Даже беглый анализ показывает, что ключевой задачей экономической политики в России должна стать в на-

стоящее время политика сельского развития, основанная на признании многофункциональности сельского хозяйства не только как сектора экономического, производящего продовольствие. А в первую очередь учитывать, что общество получает такие блага и услуги, как продовольственную безопасность, сохранение и развитие сельского уклада жизни, национальных традиций, культуры, социальный и политический контроль над территориями, поддержка исторически освоенных ландшафтов и экологического равновесия. Вот далеко не весь перечень функций, которые несет на себе село в Российском государстве» [1].

Обеспечение многофункциональности аграрного сектора России - достаточно сложная задача, требующая особой поддержки со стороны государства. Действующий в настоящее время национальный проект «Развитие АПК» является начальной ступенью в укреплении сельского предпринимательства и села в целом. Национальный проект направлен конкретно на предпринимателя, и основной целью проекта является обеспечение кредитования, а

значит, в расчет в большей степени берется производственная функция. В свою очередь, без внимания остаются общественные (непроизводственные) функции.

Необходимо отметить, что производственная сфера напрямую зависит от непроизводственной. Иными словами, от того, насколько сильно будут развиты российские села в социальном плане, будет зависеть существование хозяйствующих там предприятий.

Попытки государства и региональных властей решить социальный вопрос с помощью различных социальных программ не ощущаются на практике селом, которое является индикатором при реализации того или иного проекта.

Проблема многофункциональности сельского хозяйства может быть решена в результате создания Регионального координационного центра развития села (РКЦРС). Национальный проект «Развитие АПК» и региональные программы по развитию села стали бы основой формирования таких центров.

Основная цель создания РКЦРС - обеспечение взаимодействия предприятий и государства. Данное взаимодействие встречает на своем пути ряд сложностей, возникающих в результате разнонаправленности интересов государства и предпринимателей.

Хозяйствующий субъект ставит перед собой цель обеспечить максимальное получение прибыли при наименьших затратах. Основной интерес уделяется производственной функции.

Государство, осуществляя политику сельского развития, преследует непроизводственные цели.

РКЦРС призван на основе федеральных и региональных программ и проектов развития АПК и села скоординировать действия предприятий и государства с целью поиска возможных вариантов решения той или иной проблемы.

В качестве основных направлений деятельности РКЦРС для достижения многофункциональности сельского хозяйства, способствующей экономическому росту, становлению и развитию аграрной отрасли, можно выделить следующие:

1) восстановление и развитие производственной и социальной инфраструктуры;

2) развитие рыночной инфраструктуры;

3) стимулирование научно-исследовательской работы.

По первому направлению усилия сельскохозяйственных предпринимателей должны быть направлены на интегрирование и создание кооперационных структур, которые позволят установить взаимовыгодные отношения между сферой производства средств производства, сельскохозяйственными предприятиями и

сферой переработки. Однако сфера производства средств производства и сфера переработки, как правило, не заинтересованы в создании таких отношений, поскольку каждая лишается своей выгоды. В данной ситуации задача центра будет заключаться в выработке соответствующих моделей взаимодействия, которые будут эффективны для каждого участника.

Серьезной проблемой российского села является очень слабая социальная инфраструктура. В некоторых селах она разрушена полностью. Последствиями такой разрушительной политики государства, политики бездействия, явился массовый отток трудоспособного населения из села.

Поэтому необходимо разрабатывать новые и эффективно использовать имеющиеся государственные программы развития села с выделением необходимых денежных средств и обеспечением должного контроля за их использованием. Центр развития, взаимодействуя с жителями села, смог бы давать эффективную оценку необходимости вложения денежных средств в тот или иной социальный объект или в проведение каких-либо мероприятий.

По второму направлению деятельности РКЦРС задача государства должна состоять в восстановлении и развитии отраслей, обслуживающих производственный процесс в сельском хозяйстве, а именно: транспорта, связи, системы коммуникаций, складского и холодильного хозяйство, ремонтных мастерских, службы материально-технического снабжения, научно-производственных лабораторий, станций технического обслуживания и др. Государственная поддержка в этом случае должна сводиться к созданию условий для развития инфраструктуры товарного рынка.

Предприятия, в свою очередь, должны активно сотрудничать с государством этом направлении, тем более, что это в их интересах. Центр развития выступил бы в качестве посредника и мозгового центра по развитию рыночной инфраструктуры. Объединяя силы предприятий и государства, РКЦРС способен скоординировать их действия и направить в нужное русло, т.е. на постепенное создание необходимой инфраструктуры товарного рынка, учитывая мнения всех взаимодействующих сторон.

Что касается третьего направления, то, несмотря на отсутствие должной государственной поддержки и финансирования, ученые-аграрники осуществляют и внедряют научные разработки в практику. Ученые-селекционеры выводят различные сорта высококачественных и высокопродуктивных, засухо- и морозоустойчивых зерновых культур, получают высокопродуктивные сорта животных. В этом состоит большой потенциал сельского хозяйства, который может существенно повысить эффектив-

ность аграрного сектора и способствовать его экономическому росту и созданию конкурентоспособной продукции. Другими направлениями научно-исследовательской работы могут стать разработка ресурсосберегающих технологий, разработка и внедрение мероприятий экологической безопасности. При должном финансировании работа в этом направлении могла бы дать больший эффект.

Задача РКЦРС сводилась бы к поиску инвесторов; привлечению специалистов из различных областей науки; активной работе с институтами, разрабатывающими новые технологии для сельского хозяйства. Возможно, что некоторые технологии были бы востребованы и социальной сферой, особенно ресурсосберегающей ее области.

Рыночные отношения, сложившиеся на сегодняшний день в России, мягко говоря, отвергают многофункциональность сельского хозяйства, однако не потому, что не осознается вся ее важность, а оттого, что государство и субъекты экономики не выработали эффективный механизм взаимодействия. Предложенная выше идея создания РКЦРС призвана обеспечить взаимодействие предприятий, государства и населения и в должной мере реализовать многофункциональность сельского хозяйства.

Литература

1. Румянцев, В. Российское село: расширенное воспроизводство бедности/ В.Румянцев // РФ сегодня. - 2005. - № 6. - [Электронный ресурс] www.russia-todav.ru/2005/no06/06 ^ 1.

Раздел 2. ПРОИЗВОДСТВО БИОТОПЛИВА - НОВАЯ ОТРАСЛЬ

АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОТОПЛИВА ДЛЯ РОССИИ

О. А. Александрова, к.э.н., доц., К.Ю. Кимаев, студент Башкирского государственного

аграрного университета

Последнее десятилетие характеризуется увеличением использования сырья и энергетики. Ежегодное использование нефти изменяется и прямо пропорционально зависит от экономической конъюнктуры в мире. Долгосрочный прогноз допускает, что из-за непрерывного роста потребления полезных ископаемых (газ, уголь, нефть) растет концентрация токсичных элементов в атмосфере. Дизелизация автомобильного, морского, речного, железнодорожного транспорта ведет к увеличению потребления дизельного топлива. При сохранении нынешних темпов добычи и использования этих ископаемых источников энергии хватит лишь на 30-40 лет. Кроме того, использование нефтепродуктов приводит к загрязнению окружающей среды. Такое положение ведет к поиску альтернативных источников энергии. Самым перспективным нетрадиционным источником энергии является биотопливо.

На данный момент существуют две разновидности биотоплива - это пеллеты, или топливные гранулы, и биобизель.

Что же собой представляют пеллеты? Это топливные или древесные гранулы прессованные цилиндры диаметром 4-10 мм, длиной 2-5 см, переработанные из высушенных остатков отходов лесоперерабатывающего производства: древесных опилок, стружки, коры, сучков, веток и т.д. Содержание энергии в 1 кг древесных гранул соответствует 0,5 л жидкого

топлива. Кроме экономического эффекта использование пеллет способствует снижению вредных выбросов в атмосферу.

Различают два вида пеллет. Это гранулы для отопления жилых домов, которые из-за особой белизны называют «белыми». Этот качественный вид гранул продается по более высоким ценам, чем гранулы для больших котельных - промышленные пеллеты, которые, как правило, большего диаметра, чем «белые». Промышленные гранулы из-за наличия в них высокой доли коры не имеют такого белого цвета, как гранулы для жилых помещений. Соотношение потребления гранул для частного отопления и промышленными системами составляет примерно 1:10. Только небольшая часть всех выпускаемых в мире древесных гранул продается через торговые розничные сети.

Гранулы больших размеров называются брикетами. Топливные брикеты выпускаются на специальном оборудовании. Также серийно выпускаются прессы, которые могут выпускать одновременно и гранулы, и брикеты, и они уже используются в России. Древесностружечные брикеты, как правило, используются для бытовых систем отопления и имеют различные размеры и форму.

Цена на пеллеты для отопления жилых помещений составляет от 140 до 160 евро за 1 т. Они реализуются либо в мешках, либо в спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.