Научная статья на тему 'МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3580
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / ТИПЫ СЕМЕЙ / ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / FAMILY PSYCHOLOGY / LARGE FAMILY / FAMILY TYPES / FEATURES / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боваева Алина Вадимовна

В статье рассмотрены социально-психологические особенности многодетной семьи как особого социального института. Семья, являясь пространством формирования личности, занимает важное место в жизни человека. Многодетная семья отличается множеством межличностных эмоциональных связей, которые задают полярность психологическому климату в семье. Психологический климат в семье зависит от детско-родительских отношений. В статье представлены результаты исследования психологического климата в многодетной современной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-FAMILY FAMILY: FEATURES OF PSYCHOLOGICAL CLIMATE AND CHILDREN-PARENT RELATIONS

The article considers the socio-psychological characteristics of a large family as a special social institution. The family, being the space of personality formation, occupies an important place in human life. A large family is characterized by many interpersonal emotional connections that set the polarity of the psychological climate in the family. The psychological climate in the family depends on the parent-child relationship.

Текст научной работы на тему «МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Таблица 11

Результаты повторного исследования детско-родительских отношений по тесту А.Я. Варга, В.В. Столина

Шкалы Уровни

Высокий Средний Низкий

«принятие -отвержение» 50% 35% 15%

«кооперация» 60% 25% 15%

«симбиоз» 65% 20% 15%

«авторитарная гиперсоциализация» 20% 65% 15%

«маленький неудачник» 25% 15% 60%

Выводы. Таким образом, после проведения занятий по программе «Социально-психологической профилактики деформации ценностных ориентаций у подростков в условиях общеобразовательной школы», а также исходя из повторной диагностики по тем же методикам, мы можем сделать следующий вывод: совместная работа психолога, социального педагога, учителей, родителей оказала действенную помощь в профилактике и предупреждении у подростков деформации в ценностных ориентациях.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: 2007. - 230 с.

2. Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 4. - С. 120-123.

3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: 2006. - С. 110.

4. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. 2009. № 4. - С. 53-57.

5. Григорович Л.А. Проблема нравственного развития подростка: монография / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 с.

6. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 522 с.

7. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений личности. - М.: 2002. - С. 46.

8. Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. - М.: Политиздат, 1991. - 438 с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: 1990. - 349 с.

Психология

УДК 37.015.31

аспирант, ассистент кафедры психологии Боваева Алина Вадимовна

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ДЕТСКО-

РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены социально-психологические особенности многодетной семьи как особого социального института. Семья, являясь пространством формирования личности, занимает важное место в жизни человека. Многодетная семья отличается множеством межличностных эмоциональных связей, которые задают полярность психологическому климату в семье. Психологический климат в семье зависит от детско-родительских отношений. В статье представлены результаты исследования психологического климата в многодетной современной семье.

Ключевые слова: психология семьи, многодетная семья, типы семей, особенности, психологический климат, детско-родительские отношения.

Annоtation. The article considers the socio-psychological characteristics of a large family as a special social institution. The family, being the space of personality formation, occupies an important place in human life. A large family is characterized by many interpersonal emotional connections that set the polarity of the psychological climate in the family. The psychological climate in the family depends on the parent-child relationship.

Keywords: family psychology, large family, family types, features, psychological climate, parent-child relationships.

Введение. Семья как социальный институт, как малая группа и психолого-педагогический феномен является уникальным явлением. Соловьев Н.Я. пишет: «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на личном союзе и родственных связах, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живучими вместе и ведущими общее хозяйство» [8].

Особенности развития семьи зависит от важнейших характеристик и показателей, к которым исследователи относят следующие: структура семьи, ее функции и динамика развития.

Для раскрытия феномена семьи необходимо рассмотреть содержательное наполнение всех вышеперечисленных параметров.

Изложение основного материала статьи. Одним из важных параметров, определяющим особенности семьи является параметр, который характеризует жизнедеятельность, направленную на удовлетворение потребностей, на достижение целей; параметр, который также определяет общую направленность семьи не только в индивидуальной, личностной форме, но и в общественном формате. Данным параметром выступает функция семьи. Соловьев Н.Я. указывал, что каждая семья имеет столько функций, сколько потребностей она

удовлетворяет, сколько задач она решает, которые важны не только для членов семьи, но и для социума в целом [8].

Реализация основных функции семьи (воспитательной, хозяйственно-бытовой, эмоциональной, духовной, функции воспроизводства, сексуально-эротической и др. ее особенности и характеристики зависят от еще одного важного параметра семьи - от ее структуры. Исходя из данного параметра нужно рассматривать такие характеристики семьи как: состав семьи, число членов и взаимоотношения, которые складываются в семье в зависимости от этого. В зависимости от количества членов семьи, от поколений, от характера «руководства» в каждой семье выделяется особая структура взаимоотношений между членами. Исходя из данных параметров выделяют: патриархальную, детоцентрическую и супружескую семьи. В зависимости от состава выделяют следующие виды семьей: нуклеарная, когда семья состоит из детей и родителей; расширенная, когда вместе с молодой семьи проживают и иные родственники; неполная, когда ребенок проживает с одним из родителей.

Одним из важных характеристик, влияющих на семью, определяя ее структуру и характер взаимоотношений между членами является наличие детей в семье. Детность семьи важный параметр [5]. В зависимости от количества детей семьи классифицируются на следующие виды: инфертильная семья - семья бездетная; однодетная семья - семья с одиним ребеноком; малодетная семья - семья с двумя детьми; среднедетная семья - семья с 3-4 детьми; многодетная семья - семья с пятью и более детьми.

Динамика семьи является одним из важных параметров, определяющим особенности семьи, так как этап развития семьи, период жизнедеятельности как социальной группы непосредственно влияет на функции и структуру семьи, тем самым создавая уникальный облик каждой семьи [7].

Многодетная форма существования семьи определяется количеством детей от 5 и больше. Многодетная семья это особый вид семьи, со своими специфическими особенностями и характеристиками. Семья с большим количеством детей отличается большой сплоченностью супругов, разводы в таких семьях довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в воспитании детей и в невыполнении других семейно-бытовых обязанностей.

Согласно исследованиям Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, Г.И. Осадчей, А.И. Антонова, Т.В. Андреевой, Н.В. Александровой, С.В. Ковалева, А.Н. Обозовой, В.М. Медкова, Ф.О. Семеновой и др. проблема многодетной семьи является многогранной и отражает зачастую амбивалентные оценки. Положительно оценивая многодетность исследователи указывают на прогрессивность данного явления, важность его не только для простого воспроизводства населения и стабилизации рождаемости в стране, но и его достоинства и позитивные аспекты для социализации детей [9]. Не все исследователи видят положительные стороны в многодетности как форме существования семьи. Исходя из противоположности, сторонники негативистской позиции, отмечают, что в многодетной семье не все дети получают должного внимания, многодетные семьи, как правило, малообеспечены и неблагополучны и, соответственно, склонны продуцировать различные отклонения в развитии детей [6].

Как показали наши исследования, 82 % многодетных семей в Республике Калмыкия это семьи благополучные, полные. В данных семьях положительные, устойчивые отношения между супругами, продолжительный брак и удовлетворенность семейными отношениями, выступают теми факторами положительно влияющими на численность детей в семье. Оказалось, что в эмоционально и духовно благополучных семьях выше репродуктивные установки супругов. Как указывали респонденты, к многодетное родительство, т.е. сознательное планирование рождения детей детерминируется не материальным фактором, а, в первую очередь, эмоциональным, духовным компонентом, доминирующим в семье.

В многодетных семьях, как правило, складывается детский коллектив разного возраста и пола, с лидерством старших по возрасту, с множеством межличностных отношений и эмоциональных связей, ориентированных на взаимопонимание, взаимопомощь. Дети берут на себя хозяйственные заботы, решают семейные проблемы незначительной сложности, имеют свои обязанности бытового характера. Согласно данным службы статистики Росстата (2017 г .) в России многодетных семей в общей массе в РФ - 9,4%. Из них 77% с тремя детьми, остальные семьи имеют 4 и более детей). Материальное положение многодетных семей достаточно сложное. Семьи, которые могут свободно позволить себе покупку еды, но при этом испытывают сложности с приобретением одежды и оплатой ЖКХ, составляет 27,7%, при этом 2% заявляют, что им не хватает даже на еду. Как показывает статистика и социологические исследования коэффициент бедности многодетных семей из года в год не сокращается, а имеет тенденцию к увеличению [10].

Многодетное пространство семьи, являясь специфичной средой влияет на процесс социализации ребенка, на формирование личностных качеств и свойств, определяет характер общения и взаимодействия ребенка в социуме. Существенным фактором определяющим вектор социализации является ее социальный статус, материальное и духовно-нравственное благополучие многодетной семьи, что по-разному влияет на становление личности каждого члена семьи [1].

Психологический климат семьи является важным фактором, на который указывают все исследователи семьи как научного феномена и социального явления. Психологический климат является динамичным явлением, создание и сохранение которого зависти от каждого члена семьи, от усилий и работы над ним. В психологии выделяют три типа психологического климата семьи: благоприятный, неблагоприятный и противоречивый. Многолетние наблюдения социологов, психологов показывают, что значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.

И.В. Гребенников пишет: «Для благоприятного климата многодетной семьи характерны следующие признаки: сплоченность, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, взаимопонимание, гордость за принадлежность к своей семье. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпеливость и корректность в случаях несовпадения мнений» [2, С. 24-25].

Благоприятный психологический климат многодетной семьи зависит от многих факторов. Супружеская совместимость, выстроенная на общности духовных, ценностно-нравственных взглядов мужа и жены выступает главной основой благоприятного психологического климата в семье.

Противоречивым, также является точка зрения исследователей на вопрос психологического климата в многодетной семье. Здесь мнения теоретиков и практиков также диаметрально противоположны: с «атмосферы многодетности» с позитивным знаком, заключающейся в сотрудничестве, взаимной поддержке и

выручке, общности, любви и дружбе до «атмосфере соперничества» с отрицательным знаком, проявляющемся в нервозности и перенапряжения, соперничестве и отчуждении между членами большой семьи. Тем не менее, в многодетной семье, как и в любом другом виде семьи, члены семьи (родители, дети, родственники) должны развиваться, расти, совершенствоваться, накапливая опыт (супружеский, родительский), объективно относясь и решая семейные проблемы, в том числе и финансовые.

Особенности психологического климата в современной многодетной семье, доминирующие типы психологического климата нами исследовались с января 2018 года по апрель 2019 года.

Для изучения типов психологического климата в семье нами использовалась анкета Марковской И.М. Данная анкета состоит из 35 утверждений, к которым родители должны были выразить свое отношение, согласившись («да») или отвергнув его(«нет») [3].

Выборку составили 48 многодетных семей (96 человек). Полученные результаты по итогам анкетирования были подвергнуты обработке согласно «ключа».

В процессе исследования определялся показатель «характеристика биополя семьи», который в количественном поле варьируется от 0 до 35 баллов. Качественная характеристика типов психологического климата семьи определяется в пределах от «устойчивого отрицательного» до «устойчивого положительного».

Полученные результаты показали, что в выборке многодетных семей встречаются все типы психологического климата. 16% опрошенных родителей характеризуют климат в семье как устойчивый положительный. Данные семьи характеризуются гармонией в супружеских и детско-родительских отношениях, уважительным отношением членов семьи друг к другу, что выступает основой чувства гордости и личностной значимости каждого члена семьи в пространстве многодетной семьи.

Неустойчивый, переменный, но положительный психологический климат было выявлено у 59% респондентов. В данной подгруппе семей выявлены следующие особенности: готовность к компромиссу в частых конфликтах, умение договариваться в конфликтных ситуациях, в проблемах, без которых нет настоящих крепких семей. Также респонденты данной подгруппы особо указали, что только взаимное уважение, доверие, взаимопонимание всех членов семьи залог счастливой семейной жизни.

По результатам исследования 16 % многодетных родителей определены в подгруппу семей, в которых доминирует неопределенный психологический климат. В нем отмечаются как положительные, так и отрицательные явления, определяющие эмоциональный фон семейной жизни. Но супруги, в целом показывают отрицательный настрой, зациклены на объективных факторов, которые выступают причиной семейных конфликтов, и которые невозможно преодолеть. Но, многодетность, в данной подгруппе родителей сознательный выбор, который характеризуется как положительный фактор укрепления семьи.

9% родителей отнесены в подгруппу с устойчивым отрицательным психологическим климатом в семье. Данный тип характеризуется тревожностью, эмоциональным дискомфортом, отчуждением. Многодетные семьи с доминированием устойчивого отрицательного психологического климата характеризуются ссорами, психической напряженностью между всеми членами семьи, дефицитом положительных эмоций и впечатлений. Если все члены семью не «работают» над психологическим климатом, не готовы к компромиссам и взаимным уступкам, то существование семьи, особенно многодетной, становится проблематичным.

Выводы. Таким образом, многодетная семья является это особый вид семьи, со своими специфическими особенностями и характеристиками. Семья, родители составляют первую общественную среду ребенка. Семья занимает важное место в жизни каждого человека, является пространством формирования личности. Психологический климат в семье зависит от детско-родительских отношений, которые начинают формироваться в первые дни появления ребенка в семье и продолжаются всю жизнь, трансформируясь и видоизменяясь вместе со всеми членами семьи.

Литература:

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

2. Гребенникова И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для ст. - в педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1991. - 158 с., С. 24-28

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002. - 243 с.

4. Семенова Ф.О., Семенова М.Д. Психологические особенности влияния семьи на формирование образа мира ребенка / Семенова Ф.О., Семенова М.Д. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 282-285.

5. Семенова Ф.О., Боваева А.В. Категория детности в проблемном поле психологии семьи // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2019. № 13. С. 114-120.

6. Семенова Ф.О. Психология профессионализации: выбор профессии и планирование профессиональной карьеры в юности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф.О. Семенова; М-во образования и науки РФ, Федеральный ин-т развития образования. Санкт-Петербург, 2010.

7. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Ин-т образоват. технологий. Сочи, 2011. - 43 с.

8. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис,1977. - 226 г.

9. Эбзеев М.М. Отрасль "физическая культура" в условиях рыночной экономики и подготовка будущих работников к решению ее задач в процессе вузовского обучения: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2009. - 45 с.

10. http://professionaly.ru/Link73 8998. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.