Научная статья на тему 'МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / коммуникативная культура / будущие педагоги иностранного языка / foreign language / communicative culture / future teachers of a foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивцева Александра Сергеевна

Работа посвящена различным аспектам коммуникативной культуры, таким как эффективная коммуникация, межкультурное понимание. Целью работы является изучение и анализ многоаспектности проблемы коммуникативной культуры будущего педагога иностранного языка. Рассматриваются особенности коммуникативной культуры и ее влияние на преподавание. В работе проведен теоретический обзор существующих исследований по теме, включая методы и подходы, применяемые для развития коммуникативной культуры у будущих педагогов. Развитие этой сферы помогает педагогам эффективно взаимодействовать с обучающимися разных культур, создавать комфортную обстановку для обучения и успешно преподавать иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивцева Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to various aspects of communicative culture, such as effective communication, intercultural understanding. The purpose of the work is to study and analyze the multidimensional nature of the problem of communicative culture of the future teacher of a foreign language. The features of communicative culture and its influence on teaching are considered. The paper provides a theoretical review of existing research on the topic, including methods and approaches used for the development of communicative culture among future teachers. The development of this field helps teachers to interact effectively with students of different cultures, create a comfortable learning environment and successfully teach a foreign language.

Текст научной работы на тему «МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 378:147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Сивцева Александра Сергеевна

Севастопольский государственный университет (г. Севастополь)

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Работа посвящена различным аспектам коммуникативной культуры, таким как эффективная коммуникация, межкультурное понимание. Целью работы является изучение и анализ многоаспектности проблемы коммуникативной культуры будущего педагога иностранного языка. Рассматриваются особенности коммуникативной культуры и ее влияние на преподавание. В работе проведен теоретический обзор существующих исследований по теме, включая методы и подходы, применяемые для развития коммуникативной культуры у будущих педагогов. Развитие этой сферы помогает педагогам эффективно взаимодействовать с обучающимися разных культур, создавать комфортную обстановку для обучения и успешно преподавать иностранный язык.

Ключевые слова: иностранный язык, коммуникативная культура, будущие педагоги иностранного языка.

Annotation. The work is devoted to various aspects of communicative culture, such as effective communication, intercultural understanding. The purpose of the work is to study and analyze the multidimensional nature of the problem of communicative culture of the future teacher of a foreign language. The features of communicative culture and its influence on teaching are considered. The paper provides a theoretical review of existing research on the topic, including methods and approaches used for the development of communicative culture among future teachers. The development of this field helps teachers to interact effectively with students of different cultures, create a comfortable learning environment and successfully teach a foreign language.

Key words: foreign language, communicative culture, future teachers of a foreign language.

Введение. В современном мире, где глобализация и межкультурные взаимодействия становятся все более значимыми, знание иностранных языков играет важную роль. Педагоги, обучающие иностранным языкам, должны не только в полной мере владеть языком, но и обладать высокой коммуникативной культурой. Коммуникативная культура включает в себя навыки эффективной коммуникации, соблюдение норм этикета, а также умение адаптироваться к различным культурам.

Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами:

1. Развитие технологий и онлайн-обучение. С развитием интернета и онлайн-платформ для обучения иностранным языкам, педагоги сталкиваются с новыми вызовами в области коммуникативной культуры. Необходима готовность к работе в виртуальной среде и эффективное взаимодействие с обучающимися через различные онлайн-инструменты.

2. Повышение качества преподавания иностранного языка. Развитие коммуникативной культуры у будущих педагогов позволит стать более успешными педагогами. Важно уметь адаптироваться к культурным особенностям обучающихся. Следует учесть и то, что создание комфортной обстановки для обучения является важной составляющей качественного преподавания.

3. Глобализация и увеличение межкультурных взаимодействий. В современном мире все больше людей сталкиваются с необходимостью общаться на иностранном языке. Педагоги, обучающие иностранным языкам, должны быть готовыми к работе с разнообразными культурами и при этом быстро адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям.

4. Расширение понятия коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция включает не только знание языка, но и способность эффективно и адекватно взаимодействовать с другими людьми. Будущие педагоги иностранного языка должны развивать не только языковые навыки, но и навыки межкультурной коммуникации, этикета, навыки слушания и т.д.

Все эти факторы указывают на необходимость изучения и развития коммуникативной культуры у будущих педагогов иностранного языка. Соблюдение всех вышеперечисленных пунктов поможет успешно справляться с вызовами современного мира, тем самым обеспечивая качественное обучение иностранному языку обучающихся.

Изложение основного материала статьи. В работе мы выделяем следующие компоненты процесса развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов иностранного языка: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный [6].

Целью профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов иностранного языка является развитие в единстве когнитивного, практического и ценностно-мотивационного компонентов профессиональной коммуникативной компетентности, характеризующих теоретическую, практическую и нравственно-психологическую готовность будущих педагогов иностранного языка к осуществлению межличностного и межкультурного профессионального общения.

Данная цель реализуется при решении следующих задач: обеспечение студентов теоретическими коммуникативными знаниями (лингвистическими, межкультурными и социально-психологическими); формирование системы ценностей и положительной мотивации, интереса к профессиональной деятельности; формирование у студентов практических коммуникативных умений, организация позитивного опыта межличностного и межкультурного общения.

В процессе нашего исследования мы выявили несколько ключевых аспектов языковой профессионально-ориентированной подготовки педагога иностранного языка. Один из них - это включение языковых явлений, которые отражают специфику профессионально-педагогической деятельности педагога. Особое внимание также уделяется использованию специальных профессионально-ориентированных текстов, таких как газетные и журнальные публикации, художественные тексты и интервью.

Психологический аспект содержания языковой профессионально-ориентированной подготовки педагога иностранного языка включает развитие профессионально-коммуникативной компетенции, которая находит свое проявление в практической деятельности педагога.

В процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции педагога иностранного языка используются различные формы учебного взаимодействия, включая групповую и индивидуальную работу. Групповая форма работы предпочтительна для обсуждения профессионально-ориентированной информации, а индивидуальная работа - для выполнения рецептивных заданий, требующих предварительной подготовки.

Важным аспектом является и самоорганизация педагога, которая включает работу над собой в плане познавательной, трудовой, кооперативной и развивающей общепрофессиональных ролей. Познавательная функция предполагает самоанализ

и самонаблюдение, трудовая функция - дисциплинированность и самоконтроль, кооперативная функция - сотрудничество с другими людьми, развивающая функция - мотивация к достижениям и рефлексия успеха.

В результате исследования были выявлены четыре уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции студентов бакалавриата лингвистического вуза: низкий, средний, высокий и продвинутый уровень.

1. Начинающий уровень: Студенты на начинающем уровне имеют базовые знания английского языка. Они могут понимать и использовать простые фразы, общие выражения и основные грамматические структуры. На этом этапе обучающиеся могут вести простые диалоги на английском языке, основываясь ограниченным словарным запасом. Также имеется способность описания своих основных потребностей, есть понимание простых текстов и аудиозаписей на английском языке.

2. Средний уровень: На среднем уровне студенты имеют углубленное знание английского языка. Они могут понимать и использовать более сложные фразы, выражения и грамматические структуры. Обучающиеся на этом этапе могут участвовать в более продвинутых диалогах и обсуждениях на английском языке. Могут понимать и анализировать тексты различной сложности, а также слушать различные типы аудиозаписей.

3. Продвинутый уровень: На продвинутом уровне студенты имеют широкий запас знаний английского языка. Они свободно понимают и используют сложные фразы, выражения и грамматические структуры. Обучающиеся на данном этапе могут участвовать в сложных дискуссиях и презентациях. Они могут читать с полным пониманием сложные тексты и академические статьи, а также слушать сложные аудиозаписи на английском языке.

Важно отметить, что каждый студент имеет индивидуальное развитие и прогресс в изучении английского языка может различаться. Эти три уровня являются общими ориентирами и могут быть более подробно подразделены в зависимости от конкретных критериев и стандартов оценки знания языка.

Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка опирается на совокупность общих принципов целостного педагогического процесса. К принципам развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка мы относим следующие:

- Междисциплинарная координация (интеграция): Междисциплинарная координация рассматривается как согласование научного содержания учебных дисциплин, их консолидация [3]. Суть концепции междисциплинарной интеграции, по мнению исследователей (Н. Чебышев, В. Каган), заключается в том, что каждая познавательная и профессиональная проблема всегда является полидисциплинарной, требует анализа и решения с позиций связанных с ней дисциплин и последующего объединения дисциплинарных решений в целостную картину.

- Концепция консолидации знаний, как отмечает В. Идиатулин, современна и в общекультурном плане - как стремление к единому системному восприятию мира, преодолению узкого взгляда на мир, взаимопроникновению культур. Она естественным образом реализуема, когда у дисциплин появляется общая предметная область. Междисциплинарная координация должна рассматриваться как умение использовать методологию, основные положения, аппарат учебных дисциплин, а также приобретенные навыки для решения познавательных, учебных и профессиональных задач.

- Паритетность в педагогическом взаимодействии (принцип личностно ориентированной направленности обучения). В основе данного принципа лежит равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса, а также взаимная обусловленность и многообразные динамичные взаимосвязи всех компонентов учебного процесса.

- Отношения «преподаватель - студент» строятся на принципах партнерства, основанного на совместной деятельности и сотрудничестве, направленных на достижение общей цели. Преподаватель и студент выступают как равноправные субъекты. Обучаемые активно участвуют в выборе, организации и конструировании содержания конкретного занятия. Преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, участника занятий, студент является субъектом учебно-воспитательного процесса, с индивидуальной картиной мира, потребностями и мотивами, социокультурными и индивидуальными программами развития.

- Учебный процесс должен быть ориентирован как на нужды каждого студента, так и на всю учебную группу, включая преподавателя. Важен принцип сознательности и активности студентов при участии преподавателя. Обучение и преподавание взаимосвязаны и работают вместе для достижения желаемого результата. Если преподаватель старается активно преподавать, но студент не участвует в усвоении знаний, то успех не будет достигнут. Также известно, что изучение эффективнее, когда преподаватель умело руководит и контролирует процесс. Этот принцип подчеркивает активную роль студентов и их участие в обучении.

- Студенты должны активно включаться в процесс усвоения знаний, а не ограничиваться простым запоминанием и проявлением внимания. Они должны самостоятельно усваивать новые знания, исследовать факты, делать выводы, исправлять ошибки и разрабатывать планы действий для обогащения познания языка в целом. Когда преподаватель и студенты активно сотрудничают, можно достичь больших результатов за короткое время. Учение должно быть не только активным, но и осознанным.

Эти принципы определяют характер и содержание работы педагога и студентов в процессе развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка. Процесс включает три основных блока, которые взаимосвязаны. Когнитивный блок представляет собой деятельность по обеспечению студентов системой профессиональных коммуникативных знаний. Это достигается путем включения компонента обучения иностранному языку и создания возможностей для самообразования и самостоятельного погружения в коммуникативную среду. Практический блок отражает развитие коммуникативных навыков с помощью предоставления студентам коммуникативного опыта и организацию разного вида самостоятельной деятельности с коммуникативной направленностью.

Ценностно-мотивационный блок описывает работу по формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности, стимулирует развитие коммуникативной компетентности и мотивирует студентов на активное обучение и участие в профессиональном общении. Реализация этих блоков совместно обеспечивает целостность процесса развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка. Организационно-деятельностный компонент процесса включает различные методы и формы, которые используются в педагогическом процессе.

Поднятие уровня мотивации студентов является важным аспектом для достижения лучших результатов в изучении английского языка. Вот некоторые способы, которые могут помочь в повышении мотивации студентов:

1. Разнообразие учебных методов - рекомендуется использовать разнообразные методы обучения в целях поддержки интереса студентов. Один из вариантов - это проведений занятий в форме игр. Можно применять ролевые игры, музыку, видео и другие интерактивные элементы, делающие учебу более увлекательной.

2. Создание интересного и релевантного контента - следует предоставлять студентам материалы и задания, которые вызывают у них интерес, но при этом обладающие практической ценностью.

3. Поддержка и понимание - преподавателю важно ставить себя в позицию обучающегося, тем самым относиться к нему с пониманием, особенно в трудных моментах. Необходимо оказывать помощь в преодолении трудностей, а также позволять учиться на ошибках, в целях повышения уровня мотивации.

4. Предложение дополнительных возможностей - следует давать студентам проявить дополнительные возможности для применения и практики английского языка, например, участие в обменных программах, просмотр англоязычных фильмов или чтение книг.

5. Поощрение и признание достижений - любому педагогу стоит поощрять студентов за их усилия и достижения в изучении английского языка. Важно отмечать любой прогресс и успехи, чтобы поддерживать обучающихся, повышая мотивацию и уверенность.

Развитие коммуникативной компетентности является неотъемлемой частью общего педагогического процесса и требует использования разных методов на определенных этапах обучения студентов вуза.

Реализация данных блоков во взаимосвязи обеспечивает целостный характер процесса развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка. Организационно-деятельностный компонент процесса развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка включает методы, средства и формы осуществления педагогического процесса. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности представляет собой органическую составную часть целостного педагогического процесса, поэтому его реализация предполагает использование различных групп методов осуществления целостного педагогического процесса в вузе (в соответствии с источником знаний - словесные методы, наглядные методы, практические методы; в соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы) и их сочетаний [5].

Поскольку мы рассматриваем процесс развития профессиональной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка, считаем необходимым выделить и специфические методы, отражающие особенности решения задач исследуемого процесса на уроках иностранного языка: проблемные семинары, индивидуальные беседы, групповые дискуссии, коммуникативные игры, имитирующие реальное общение, создающие информационное неравенство между участниками; метод ситуаций, ролевые игры, проекты, соревнования, психологические тренинги, конференции и др.

Средства воспитания, используемые при осуществлении рассматриваемого процесса, включают различные виды деятельности студентов, способствующие решению задач развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка в образовательном процессе вуза (учебно-познавательная, трудовая, эстетическая и пр.).

Коммуникативная культура как совокупность навыков, знаний и умений, связанных с эффективной коммуникацией, является неотъемлемой частью профессиональной компетенции педагога иностранного языка. Она включает в себя не только владение языком, но и способность адаптироваться к различным культурам, умение слушать и понимать собеседника, соблюдать нормы и этикет.

Межкультурная коммуникация является важным аспектом коммуникативной культуры будущего педагога иностранного языка. Взаимодействие с представителями различных культур требует от педагога гибкости, толерантности. Исследования показывают, что успешное преподавание иностранного языка требует не только знания языка, но и умения применять его в конкретных межкультурных ситуациях.

При развитии профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка используются различные формы организации педагогического процесса, способствующие развитию в единстве когнитивного, практического и ценностно-мотивационного компонентов профессиональной коммуникативной компетентности: беседы, дискуссии, тематические вечера, конференции, фестивали, самостоятельная и исследовательская работа обучающихся, направленная на усвоение профессиональных коммуникативных знаний в их органическом единстве и т.д.

Использование данных методов позволяет актуализировать коммуникативные знания студентов, придать им субъективный личностный смысл. Методы осуществления целостного педагогического процесса применяются в единстве с определенными педагогическими средствами. К средствам обучения, применяемым в процессе развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка, относятся учебные и наглядные пособия (плакаты, схемы, кинофильмы, фотографии, карточки-задания и др.), демонстрационные устройства, технические средства и пр.

Выводы. Существует ряд методов и подходов, которые помогают развивать коммуникативную культуру у будущих педагогов иностранного языка: проведение тренингов и практических занятий по развитию коммуникативных навыков, а также использование современных технологий в обучении, например, онлайн-платформы. Несмотря на то, что исследования в области коммуникативной культуры активно ведутся, все еще остается много вопросов, требующих дальнейшего изучения. Например, какие конкретные навыки и знания необходимы будущим педагогам, как эффективно интегрировать межкультурные элементы в учебную программу, как оценивать уровень коммуникативной культуры у будущих педагогов.

Оценочно-результативный компонент развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка включает определение результативности осуществляемого педагогического процесса, т.е. степени соответствия полученных результатов поставленным целям; анализ причин, обусловливающих появление отрицательных результатов педагогического взаимодействия; выявление путей исправления недостатков педагогической деятельности и внесение необходимых корректив для достижения более высоких результатов.

Таким образом, взаимосвязь выделенных компонентов развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка обеспечивает целостность осуществляемого педагогического процесса.

В заключение можно отметить, что проблема коммуникативной культуры будущего педагога иностранного языка является многоаспектной и требует дальнейших исследований. Развитие коммуникативной культуры у будущих педагогов является важным аспектом их профессиональной подготовки. Педагоги должны стремиться к постоянному совершенствованию своих навыков коммуникации и развитию межкультурного понимания для успешного преподавания иностранного языка.

Литература:

1. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36. - EDN SKEDRR

2. Гаврилова, О.В. Иноязычная коммуникативная культура студентов педагогического направления в процессе профессиональной подготовки / О.В. Гаврилова // Молодой ученый. -2017,- № 21-1(155). - С. 3-5. - EDN YUHSCN

3. Идиатулин, B.C. О координации учебных дисциплин / B.C. Идиатулин // Высшее образование в России. - 2004. -№ 12.-С. 156-158,-EDNIBMZZD

4. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Социология», «Культурология» / Б.С. Ерасов. - 3. изд., доп. и перераб. - Москва: Аспект Пресс, 2000. - 590 с.

5. Педагогика: [Учеб. пособие для пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Н.А. Сорокин и др.]; Под ред. Ю.К. Бабанского. - Москва: Просвещение, 1983. -608 с.

6. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / [Е.И. Серкова и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. - Москва: Вентана-Граф, 2007. - 365 с.

Педагогика

УДК 37.036

кандидат педагогических наук, доцент Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Прудовский Марк Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭРУДИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблеме развития музыкальной эрудиции на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств. Музыкальная эрудиция - комплексное понятие, предполагающее глубокие и всесторонние познания в области музыкального искусства, его истории и теории. Накопленные знания, составляющие фундамент эрудиции - продукты памяти, работы мышления, результат работы мозга. Авторы обращаются к исследованиям, доказывающим пользу обучения музыке на пути развития мозга, художественного восприятия, логического мышления. В статье отмечается необходимость приобщения подрастающего поколения к ценностям высокой культуры. Обращается внимание на то, что переизбыток информации, зависимость молодого поколения от гаджетов, недостаток живого общения, «педагогика потребления» негативно влияют на развитие современных детей и культурную ситуацию в обществе в целом. Музыкальные школы и школы искусств сегодня представляют собой учебные заведения, предназначенные для воспитания всесторонне развитого человека, способного мыслить и учиться в течение всей последующей жизни. Делу просвещения, развития интеллекта и творческих потенций детей служат и отдельные дисциплины, изучаемые в этих школах, в том числе и музыкальная литература. Авторы отмечают тот факт, что работа по формированию эрудиции на занятиях музыкальной литературой коррелирует с познаниями в сфере истории, русского языка, литературы и других дисциплин школьной программы. Обращается внимание на комплекс методов, успешно зарекомендовавших себя в процессе изучения данной дисциплины. Среди тех, что апробированы в педагогической практике, выделяются такие, как наглядный, словесный и практический методы, а также обучение через создание проблемных ситуаций. Все они в той или иной степени применимы к формированию музыкальной эрудиции. В качестве одного из наиболее эффективных авторы указывают метод, предполагающий игровой подход к изучаемому материалу, преподносящий его в форме творческого конкурса, интеллектуальной «дуэли» или турнира. В ходе исследования делается вывод о том, что занятия по развитию музыкальной эрудиции могут быть полезны как тем, кто собирается посвятить музыкальному творчеству свою жизнь, так и тем, кто намерен избрать своей профессией иную предметную сферу. Несмотря на сложность формирования музыкальной эрудиции, систематическая и целенаправленная работа педагога в этом направлении оправдывает себя: способность мыслить нестандартно, дисциплина, тренировка памяти - все эти качества пригодятся детям в любой области профессиональной реализации.

Ключевые слова: детство, развитие, культура, воспитание, музыкальная литература, эрудиция, педагогика, метод, мышление.

Annotation. The authors of the article address the problem of developing musical erudition in musical literature lessons at a children's art school. Musical erudition is a complex concept that presupposes deep and comprehensive knowledge in the field of musical art, its history and theory. The accumulated knowledge that forms the foundation of erudition is the product of memory, the work of thinking, the result of the work of the brain. The authors refer to studies that prove the benefits of learning music on the development of the brain, artistic perception, and logical thinking. The article notes the need to introduce the younger generation to the values of high culture. Attention is drawn to the fact that an overabundance of information, the dependence of the younger generation on gadgets, a lack of live communication, and "pedagogy of consumption" negatively affect the development of modern children and the cultural situation in society as a whole. Music and art schools today are educational institutions designed to educate a comprehensively developed person, capable of thinking and learning throughout his entire life. Individual disciplines studied in these schools, including musical literature, also serve the cause of education, development of the intellect and creative potential of children. The authors note the fact that the work on developing erudition in music literature classes correlates with knowledge in the field of history, Russian language, literature and other disciplines of the school curriculum. Attention is drawn to a set of methods that have successfully proven themselves in the process of studying this discipline. Among those that have been tested in pedagogical practice, the following stand out: visual, verbal and practical methods, as well as learning through the creation of problem situations. All of them are, to one degree or another, applicable to the formation of musical erudition. As one of the most effective, the authors indicate a method that involves a playful approach to the material being studied, presenting it in the form of a creative competition, an intellectual "duel" or a tournament. The study concludes that classes on the development of musical erudition can be useful both for those who are going to devote their lives to musical creativity, and for those who intend to choose a different subject area as their profession. Despite the difficulty of developing musical erudition, the systematic and purposeful work of a teacher in this direction pays off: the ability to think outside the box, discipline, memory training - all these qualities will be useful to children in any area of professional implementation.

Key words: childhood, development, culture, education, musical literature, erudition, pedagogy, method, thinking.

Введение. Приобщение подрастающего поколения к высокой культуре сегодня важно как никогда. Переизбыток информации, зависимость от гаджетов, недостаток живого общения, «негативное воздействие ... информационно-коммуникативных средств на психическое, физической развитие и социализацияю детей» [1], «педагогика потребления» [7] - факторы, негативно влияющие культурное развитие общества. В связи с этим представители педагогического сообщества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.