О^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
УДК - 347 ТАРАСЕНКО Максим Дмитриевич,
ББК - 67.404 аспирант отдела конституционно-правовых
исследований ФГБОУ ВО «Российский государственный
университет правосудия» [email protected]
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРАВА НА СВОБОДНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ
И ЖИТЕЛЬСТВА
Аннотация. Анализируются различные аспекты права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Обосновывается многоаспектность данного права.
Ключевые слова: право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, правовое регулирование, судебная защита, миграция, миграционные отношения, правовое регулирование.
TARASENKO Maxim Dmitrievich,
post-graduate student of the Department of Constitutional Law research
Russian state University of justice [email protected]
MULTILATERAL OF THE RIGHT FOR THE FREE MOVEMENT, CHOICE OF THE PLACE OF STAY AND RESIDENCE
Abstract. Various aspects of the right to free movement, choice of place of residence and residence are analyzed. The multi-aspect of this right is justified.
Keywords: the right to free movement, choice of place of residence and residence, legal regulation, judicial protection, migration, migration relations, legal regulation.
В статье 27 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В категорию «каждый» попадает широкий круг субъектов. Ключевой отправной точкой, бесспорно, является законное нахождение на территории Российской Федерации. И, исходя из законности пребывания, можем выделить две группы субъектов права на свободное передвижение - законно находящиеся на территории рос-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
сийской Федерации и незаконно находящиеся на территории Российской Федерации.
Законность нахождения на территории государства, как правило, характеризуется двумя аспектами - гражданством и правилами въезда на территорию государства (правилами пересечения государственной границы государства). При этом соблюдение правил въезда на территорию государства взаимосвязано с режимом пребывания на территории государства, а значит, и с режимом регистрации по месту пребывания (жительства).
Исходя из гражданства законность пребывания граждан Российской Федерации правовым основанием законного пребывания на территории России является гражданство Российской Федерации. Для граждан иностранных государств и лиц без гражданства предусматривается необходимость наличия разрешения от компетентных органов на взъезд в страну.
Однако эти ключевые аспекты существенно дополняются в зависимости от мотивации передвижения, продолжительности пребывания и других факторов и, вследствие этого, оказывают влияние на определение статуса лица, реализующего право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. В настоящее время выделяется ряд аспектов регулирования статуса мигрантов — правовой, социально-экономический и политический статус мигрантов.
Исходя из этого объем субъективных прав и юридических обязанностей, взаимосвязанных с правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, становится зависимым от правового состояния субъекта. Закрепленное в ст. 27 Конституции РФ право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства выступает как предпосылка для реализации ряда иных субъективных публичных прав и свобод.
В числе взаимосвязанных с рассматриваемым правом выделяются такие правомочия, как право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ); право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции РФ); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ); право на государственную и судебную защиту (ст. 45 и 46 Конституции РФ) и др.
В основу классификации внешних мигрантов, то есть тех, кто пересекает государственную границу государства, поло-
жена мотивация и продолжительность пребывания, в основу классификации внутренних мигрантов — мотивация. При этом первая группа мигрантов подлежит учету и контролю, вторая группа мигрантов — только учету.
Характер правового состояния зависит от мотивации — передвижение в связи со сменой работы (трудовая миграция), путешествием (добровольная), со сложившимися природными, техногенными или иными обстоятельствами (вынужденная).
Таким образом, можно отметить, что субъект права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства — явление многоаспектное. Многие субъекты могут иметь одновременно несколько статусов.
Предметом правового регулирования отношений в сфере реализации права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства являются многоаспектные правовые отношения, возникающие между субъектами и уполномоченными органами государственной власти по поводу учета, контроля и государственной (судебной) защиты реализуемых ими правомочий.
С одной стороны, учет, контроль и государственная (судебная) защита выступают как гарантия недопущения правонарушений и противодействия незаконному передвижению через государственную границу и по территории Российской Федерации; с другой - выступают как гарантии, обеспечивающие баланс конституционно значимых ценностей. Под гарантиями в научной литературе понимаются условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и охрану прав и свобод человека и гражданина [5; 10, с. 24].
Необходимо отметить, что А.Н. Санду-гей справедливо обращает внимание на то, что международные стандарты, регулирующие сферу миграционных отношений таких субъектов, как экономические мигранты и беженцы, находятся в одной правовой плоскости со стандартами противодействия незаконной миграции.
Процедура въезда в иное государство-реципиент, к новому месту жительства, представляет собой международный пере-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
селенческий процесс, требующий миграционного контроля. Соответственно каждое государство въезда всегда рассчитывает свои возможности в приеме иммигрантов, определяя соответствующие квоты и правила приема переселенцев.
При этом не вызывает сомнений, что нарушения этих правил (режима иммиграции), а в некоторых случаях и эмиграции должны предусматривать юридическую ответственность [16, с. 35-40].
Так, миграционный учет иностранных граждан, согласно ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», представляет собой государственную деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства [18].
Данный Закон предусматривает постановку на учет иностранных граждан при их въезде в Российскую Федерацию либо рождении на территории Российской Федерации и снятие с миграционного учета в связи с выездом с территории Российской Федерации, постановкой на миграционный учет по новому месту пребывания или новому месту жительства, смертью или признанием на основании судебного решения безвестно отсутствующими или умершими. Миграционный учет иностранных граждан осуществляется по месту пребывания и по месту жительства мигрантов на территории Российской Федерации.
В частности, А.Н. Жеребцов выделяет данные аспекты деятельности как мигра-ционно-правовые отношения. Отмечая, что, согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», миграционно-правовые отношения по осуществлению миграционного учета возникают при осуществлении учета перемещений иностранных граждан, связанных с:
а) их въездом в Российской Федерации;
б) транзитным проездом через территорию Российской Федерации;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
в) передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации;
г) выездом из Российской Федерации [6].
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Миграционный (административный) учет российских граждан, связанный с местом жительства, с одной стороны, обусловлен потребностью учета населения страны, с другой стороны, выступает важной предпосылкой реализации многих прав и свобод [7].
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 4-П была признана конституционной мерой регистрация граждан по месту жительства, имеющая специальную цель - административный учет; отмечается, что право свободного выбора места жительства не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулировании с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ [11].
В связи с этим правомерным считается введение административной обязанности регистрационного учета граждан.
Однако в научной литературе высказывается и другая позиция. Многие ученые обращают внимание на то, что задачами регистрационного учета, хоть и являются, в частности, защита общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение административных правонарушений, тем не менее цель регистрации -именно административный надзор.
О.Н. Шерстобоев отмечает, что государство желает отслеживать не только общее количество граждан, находящихся в определенной местности, но и адрес каждого жителя, а также его длительное отсутствие в месте постоянного жительства (на срок более 90 суток). Здесь исполнение обя-
занности связано с необходимостью стабилизации отечественного правопорядка, а поэтому отдельные ограничения и запреты при отсутствии регистрации вполне допустимы [24].
В соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. каждый человек может покинуть любую страну, включая свою собственную, т.е. каждый человек имеет право на эмиграцию [4].
Данное право, однако, согласно установлениям Конституции РФ и федеральных законов, может быть ограничено, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности граждан, обеспечения обороны страны и государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав, свобод и законных интересов других лиц.
Миграционный контроль представляет собой государственную деятельность по проверке законности въезда, пребывания, транзитного следования через территорию Российской Федерации иммигрантов и их миграционному учету, а также законность нахождения иностранных гражданах и лиц без гражданства при их перемещении по территории государства. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников [22].
В научной литературе обращается внимание на то, что сочетание действенного контроля над миграционными процессами и обеспечение прав и свобод мигрантов и населения есть залог совершенной миграционной политики, которая, в свою очередь, приведет к снижению рисков и угроз национальной безопасности государства [1].
Однако считаем важным здесь добавить правомерного контроля. Миграционный учет и контроль над соблюдением правил этого учета осуществляют Главное управление по вопросам миграции МВД России и его территориальные органы, над соблюдением правил въезда (выезда) на терри-
торию Российской Федерации - пограничные органы федеральной службы безопасности [21].
Государственная (судебная) защита -важный аспект в сфере обеспечения реализации права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.
Государственную защиту осуществляют как специально уполномоченные на это органы государственной власти, так и институты гражданского общества.
Защита права на свободу передвижения наступает только тогда, когда нарушена реализация правомочий данного права. Цель государственной защиты права на свободу передвижения - восстановление нарушенного права на свободу передвижения, выбор места пребывания (жительства).
С.В. Калинина и Г.Н. Кириллова подробно раскрывают сформировавшиеся в современный период взаимоотношения по данному вопросу с институтами гражданского общества, которые содействуют в государственной защите прав мигрантов [8, с. 27-30].
В свою очередь, реализация государственной (судебной) защиты выступает универсальным способом устранения неблагоприятных последствий, вызванных действительным или мнимым нарушением, результаты которого получают соответствующее оформление. В связи с этим обращение в суд общей юрисдикции может быть использовано для проверки законности и обоснованности решения миграционного органа, вынесенного по заявлению лица, ищущего убежища, об определении его правового статуса [17, с. 8-10].
В современный период изменения, внесенные в миграционное законодательство, коснулись всех категорий иностранных граждан - как временно пребывающих, так и временно (постоянно) проживающих на территории Российской Федерации. Законодатель значительно расширил перечни оснований для принятия решений об отказе в выдаче (аннулировании ранее выдан-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
ных) разрешений на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство; введены дополнительные основания для принятия решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам; усилена административная ответственность в отношении иностранных граждан, нарушивших режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе, за незаконное осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. При этом стоит отметить, что в качестве одной из мер государственного реагирования за совершение иностранным гражданином правонарушения в сфере миграции применяется такой вид административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, который в ряде случаев является безальтернативным.
Поправки, внесенные в миграционное законодательство, привели к увеличению количества судебных разбирательств, связанных с обжалованием решений и действий должностных лиц ФМС России [23, с. 35-37].
Учитывая взаимосвязь конституционного права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства с рядом иных конституционных возможностей и масштабы миграционных явлений, мы должны признать, что невозможно для такого динамичного явления установить идеальные нормы, которые могут содействовать обеспечению баланса между такими конституционно-значимыми ценностями, как безопасность государства и права человека.
Однако это не означает, что в данном направлении не должна вестись работа. Данное обстоятельство, напротив, предполагает взаимосвязанную, активную, рациональную, комплексную, системную работу лиц, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность, которая должна учитывать общепризнанные принципы и нормы и исходить из них.
Однако миграционная политика на международном, европейском и национальном уровнях претерпевает серьезные эволюционные процессы. Множество правовых
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
состояний, возникающих при реализации права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, является одной из актуальных и болезненных проблем современного не только российского, но и международного права.
С одной стороны, обеспокоенность населения в отношении безопасности, с другой стороны, защита естественной ценности -передвижение, выбор места пребывания и жительства - стали требовать взвешенного и модернизированного подхода государств.
В настоящее время идет взаимопоглощение правовых ценностей.
Европейский Суд по правам человека в сфере миграционных отношений, применяя на практике технологию оговорок, ограничивает последствия посягательств на права человека, он как бы отходит в сторону и на практике переносит основной контроль на судей национальных судов [15].
Таким образом, иммигранты подпадают под национальную юрисдикцию, которая может их в той или иной мере защитить [3, с. 485-492].
В соответствии со ст. 13 Пакта иностранцы, законно находящиеся в каком-либо из государств, ратифицировавших Пакт, могут быть высланы из страны только на основании законного судебного решения, которое может быть опротестовано иностранцем в установленном законом порядке [9].
Кроме того, происходящие в мире процессы глобализации характеризуются как позитивными, так и негативными тенденциями. На характер правового регулирования в сфере реализации права на свободное передвижение объективно влияют особенности геополитического положения Российской Федерации, исторические традиции ее развития, особый характер взаимоотношений с сопредельными государствами.
И.А. Алешкова в связи с этим полагает, что введения новой, «неправовой», модели ограничений в сфере реализации права на свободное передвижение не должно происходить, хотя подобная практика существует. Одной из причин, способствующих возникновению такого рода ситуации, яв-
ляются разные подходы к пониманию и интерпретации демократических ценностей. Демократия, положенная в основу формирования и развития многих государств мира, а вместе с ней и уважения к правам человека и примат справедливости, выступающие как столпы мирового конституционного наследия, в современный период реализуются не конструктивно, а деструктивно [2, с. 82-85].
Правовые основы, регулирующие миграционные правоотношения в Российской Федерации, состоят из нормативных правовых актов различных уровней: международных, федеральных, региональных.
В России также наблюдается динамично развивающаяся ситуация в части правового регулирования в сфере регулирования миграционных отношений. При этом стоит отметить, что не все международные нормы в сфере миграции ратифицированы Россией. Вступившая в силу в 2003 г. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, заключенная 18 декабря 1990 г., характеризовала важный этап в сфере защиты прав мигрантов, однако так и не была подписана со стороны России [19, с. 136172].
В 2016 г. в России вступили в силу следующие наиболее значимые изменения, касающиеся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, -были установлены ограничения на прием иностранцев, в частности граждан Турции. В соответствии с Указом Президента РФ от 28 ноября 2015 г. № 583 с 1 января 2016 г. установлен запрет на прием на работу граждан Турции. Однако если гражданин Турции состоял в трудовых отношениях с работодателем на 31.12.2015, то такого сотрудника увольнять не нужно, более того, в 2016 г. работодатель имел право заключать (перезаключать, продлевать срок действия) трудовые договоры с данными работниками. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1458 утвержден Перечень работодателей, на которых не распространяется запрет на прием граждан Турции [12, 13, 14, 20].
Эффективность функционирования государственно-правового механизма обес-
печения правоотношений в сфере миграции населения во многом зависит от совершенства его нормативно-правового регулирования, основанного, в сущности, на формирующихся государственно-правовых институтах, представляющих собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с установлением, обеспечением и соблюдением прав и обязанностей со стороны субъектов миграционных отношений.
Таким образом, многоаспектность данного права, во-первых, характеризуется тем, что многие субъекты могут иметь одновременно несколько статусов (выделяется ряд аспектов регулирования статусов мигрантов — правовой, социально-экономический и политический); во-вторых, предметом правового регулирования отношений в сфере реализации права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства являются многоаспектные правовые отношения, возникающие между субъектами и уполномоченными органами государственной власти по поводу учета, контроля и государственной (судебной) защиты реализуемых ими правомочий; в-третьих, правовые основы, регулирующие миграционные отношения в Российской Федерации, состоят из нормативных правовых актов различных уровней - международных, федеральных, региональных.
Список литературы
[1] Акинфиева В.В., Ананьева А.А., Афанасьева С.И. и др. Шестой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 16 - 17 октября 2015 г.): Избранные материалы / Отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2016. - 448 с.
[2] Алешкова И.А. К вопросу о правовых и неправовых основаниях ограничения права на свободу передвижения // Образование и право. 2016. № 7.
[3] Бертран К. Парадоксы иммиграционной политики Европейского союза // Lexrussica. 2014. № 4.
[4] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
[5] Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
[6] Жеребцов А.Н. Комментарий к ст. 1 // Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» / А.Н. Жеребцов, О.Н. Шерстобоев. М., 2013.
[7] Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 (ред. от 02.06.2016) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
[8] Калинина С.В., Кириллова Г.Н. Взаимодействие Федеральной миграционной службы России с институтами гражданского общества // Миграционное право. 2016. № 2.
[9] Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
[10] Мицкевич А.А. О гарантиях прав и свобод советских граждан в советском социалистическом государстве // Советское государство и право. 1963. № 8.
[11] Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 1909.
[12] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1296 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 48 (часть II). Ст. 6843.
[13] Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1458 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 2 (часть I). Ст. 334.
[14] Постановление Правительства РФ от 9 октября 2016 г. № 1020 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 42. Ст. 5937.
[15] Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian year book of the European convention on human rights) / М.В. Агальцова, А.Ю. Бушев, М.Р. Воскобитова и др. М.: Статут, 2016. Вып. 2: «Автономное толкование» Конвенции и «судейский активизм». - 656 с.
[16] Сандугей А.Н. О международных стандартах административной деятельности в сфере миграции // Миграционное право. 2016. № 2.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
[17] Симонов В.И. Некоторые проблемы реализации права на судебную защиту лиц, ищущих убежища в Российской Федерации, при оспаривании решений миграционных органов // Российский судья. 2013. № 6.
[1S] Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 32S5.
[19] Советский журнал международного права. 1991. № 3, 4.
[20] Указ Президента РФ от 2S ноября 2015 г. № 5S3 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 4S (часть II). Ст. 6S20.
[21] Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 20.10.2016) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
[22] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
[23] Федосеев А.И. Применение норм международного права по делам, связанным с ограничением прав иностранных граждан // Миграционное право. 2013. № 4.
[24] Шерстобоев О.Н. Регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства: проблемы теории и практики // Российский юридический журнал. 2010. № 2.
Spisok literatury
[1] Akinfieva V.V., Anan'eva A.A., Afanas'eva S.I. i dr. Shestoj Permskij kongress ucheny'x-yuristov (g. Perm', 16 - 17 oktyabrya 2015 g.): Izbranny'e materialy' / Otv. red. V.G. Golubcov, O.A. Kuznecova. M.: Statut, 2016. - 44S s.
[2] Aleshkova I.A. K voprosu o pravovy'x i nepravovy'x osnovaniyax ogranicheniya prava na svobodu peredvizheniya // Obrazovanie i pravo. 2016. № 7.
[3] Bertran K. Paradoksy' immigracionnoj politiki Evropejskogo soyuza // Lexrussica. 2014. № 4.
[4] Byulleten' Verxovnogo Suda RF. 1994. № 12.
[5] Vitruk N.V. Obshhaya teoriya pravovogo polozheniya lichnosti. M.: Norma, 200S.
[6] Zherebcov A.N. Kommentarij k st. 1 // Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 18 iyulya 2006 g. № 109-FZ «O migracionnom uchete inostranny'x grazhdan i lic bez grazhdanstva v RF» / A.N. Zherebcov, O.N. Sherstoboev. M., 2013.
[7] Zakon RF ot 25 iyunya 1993 g. №5242-1 (red. ot 02.06.2016) «O prave grazhdan Rossijskoj Federacii na svobodu peredvizheniya, vy'bor mesta preby'vaniya i zhitel'stva v predelax Rossijskoj Federacii» // Vedomosti SND i VS RF. 1993. № 32. St. 1227.
[8] Kalinina S.V., Kirillova G.N. Vzaimo-dejstvie Federal'noj migracionnoj sluzhby' Rossii s institutami grazhdanskogo obshhestva // Migracionnoe pravo. 2016. № 2.
[9] Mezhdunarodny'j pakt ot 16 dekabrya 1966 g. «O grazhdanskix i politicheskix pravax» // Byulleten' Verxovnogo Suda RF. 1994. № 12.
[10] Mickevich A.A. O garantiyax prav i svobod sovetskix grazhdan v sovetskom sociali-sticheskom gosudarstve // Sovetskoe gosu-darstvo i pravo. 1963. № 8.
[11] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 4 aprelya 1996 g. № 9-P po delu o proverke konstitucionnosti ryada normativny'x aktov goroda Moskvy' i Moskovskoj oblasti, Stavropol'-skogo kraya, Voronezhskoj oblasti i goroda Voronezha, reglamentiruyushhix poryadok registracii grazhdan, priby'vayushhix na posto-yannoe zhitel'stvo v nazvanny'e regiony' // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 6. St. 1909.
[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 noyabrya 2015 g. № 1296 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. № 48 (chast' II). St. 6843.
[13] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2015 g. № 1458 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. № 2 (chast' I). St. 334.
[14] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 9 oktyabrya 2016 g. № 1020 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. № 42. St. 5937.
[15] Rossijskij ezhegodnik Evropejskoj konvencii po pravam cheloveka (Russian year
book of the European convention on human rights) / M.V. Agal'cova, A.Yu. Bushev, M.R. Voskobitova i dr. M.: Statut, 2016. Vy'p. 2: «Avtonomnoe tolkovanie» Konvencii i «sudejskij aktivizm». - 656 s.
[16] Sandugej A.N. O mezhdunarodny'x standartax administrativnoj deyatel'nosti v sfere migracii // Migracionnoe pravo. 2016. № 2.
[17] Simonov V.I. Nekotory'e problemy' realizacii prava na sudebnuyu zashhitu lic, ishhushhix ubezhishha v Rossijskoj Federacii, pri osparivanii reshenij migracionny'x organov // Rossijskij sud'ya. 2013. № 6.
[18] Sobranie zakonodatel'stva RF. 2006. № 30. St. 3285.
[19] Sovetskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1991. № 3, 4.
[20] Ukaz Prezidenta RF ot 28 noyabrya 2015 g. № 583 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. № 48 (chast' II). St. 6820.
[21] Federal'ny'j zakon ot 15 avgusta 1996 g. № 114-FZ (red. ot 06.07.2016, s izm. ot 20.10.2016) «O poryadke vy'ezda iz Rossijskoj Federacii i v»ezda v Rossijskuyu Federaciyu» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 34. St. 4029.
[22] Federal'ny'j zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (red. ot 03.07.2016) «O pravovom polozhenii inostranny'x grazhdan v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 30. St. 3032.
[23] Fedoseev A.I. Primenenie norm mezhdunarodnogo prava po delam, svyazanny'm s ogranicheniem prav inostranny'x grazhdan // Migracionnoe pravo. 2013. № 4.
[24] Sherstoboev O.N. Registraciya grazhdan po mestu preby'vaniya i mestu zhitel'stva: problemy' teorii i praktiki // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2010. № 2.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017