doi.org/10.56121/2181-2926-2022-2-46-52'
Article
OPINION OF THE MEDIUM STAFF ON IMPROVING THE NURSING PROCESS
Salieva M. Kh.1 , Arzibekov A.G.2,Melieva D.A.3
1 Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General Hygiene of Andijan State Medical Institute, Andijan, Uzbekistan
2 Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pediatrics, Andijan State Medical Institute, Andijan, Uzbekistan
3 Assistant of the Department of Obstetrics and Gynecology No. 2 of the Andijan State Medical Institute, Andijan, Uzbekistan
Annotation: To obtain an adequate qualitative assessment of the activities of the medical staff of the rural area, a survey of doctors and paramedical staff was conducted, data on the age structure, length of service in general and in the specialty, issues of assessing the performance of medical staff and quality control were analyzed. We used sociological research methods - a survey of paramedical personnel was conducted on the basis of the central district hospital of the district. The data of a survey of 60 female paramedical workers were analyzed. The practical significance of the study is to obtain and process data on the performance of the nursing staff of the central district hospital in order to develop recommendations aimed at eliminating a number of factors that negatively affect health and quality of work, which can serve as an obstacle to professional activity.
OPEN ACCESS
IJSP
Academic Editor: Arzikulov A. Professor, Andijan State Medical Institute
Received: 10 June 2022 Accepted: 25 June 2022 Published: 30 June 2022
Publisher's Note: IJSP stays neutral with regard to jurisdictional claims in published maps and institutional affiliations.
Copyright: © 2022 by the authors. Licensee IJSP, Andijan, Uzbekistan. This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY-NC-ND) license (https:// creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/).
Key words: questioning, respondents, primary link, rural healthcare, medical personnel.
Актуальность. В результате реализации мероприятий по реформированию системы здравоохранения Республики Узбекистан создана целостная организационная структура медицинской помощи сельскому населению на основе созда-ния сельских врачебных пунктов (СВП), районных медицинских объединений (РМО), областных многопрофильных и республиканских специализированных медицинских центров, Важнейшими направлениями деятельности РМО является профилактическая работа, качественная первичная медицинская помощь, первичная экстренная медицинская помощь, качественное стационарное лечение, организационно- методическое руководство СВП и другими медицинскими учреждениями района.
Главными фигурами, для кардинального повышения эффективности деятельности СВП в профилактике заболеваний и оказания качественной первичной медицинской помощи сельскому населению, являются врач об-щей практики и медсестра общей практики. Медсестры, акушерки, фельдшера — это самая массовая категория медицинских работников, которые могут дать для общества очень многое: доступные, экономически эффективные медицинские услуги.
Безусловным резервом повышения качества медицинских услуг населению является правильная организация работы медицинского персонала среднего звена: рациональная расстановка кадров, распределение, планирование работы, снижение непроизводственных затрат рабочего времени и другие. Ра-бота современной медицинской сестры требует не только владения профессиональными навыка-ми, но и организаторских способностей и возмож-ностей ведения аналитической деятельности, т.е. выполнения функций менеджера на своем участ-ке. Увеличение объема работы требует изменения принципов организации труда медицинской сестры в зависимости от объёма и качества оказания медицинской помощи. В связи с этим вопросы
оптимизации управления сестринским делом сегодня встают на передний план. Качество работы среднего медперсонала пер-вичного звена в значительной степени зависит от профессионального мастерства медсестер, их дис-циплинированности и добросовестности.
Цель работы: Провести изучение медико-социальных характеристик: условия и образ жизни, профессиональные навыки медицинских сестёр центральной районной больницы, оценка работы медицинских сестёр по повышению эффективности организации сестринского процесса..
Материал и методы.
Нами использованы социологические методы исследования -проведено анкетирование среднего медицинского персонала на базе центральной районной больницы района. Проанализированы данные опроса 60 средних медицинских работников женского пола. Сестринскому персоналу было предложено ответить на вопросы, касающиеся разных сторон жизни, их бытовых условий, отношения к специальности, оценки условий труда.
Результаты и их обсуждение.
В значительной мере качество стационарной медицинской помощи зависит от сестринских кадров, их профессиональной подготовленности, мотивации деятельности, удовлетворенности своим трудом, правильной расстановки и рационального использования.
Изучая эффективность организации работы медицинских сестер, нам важно было также определить основной мотивационный фактор трудовой деятельности, узнать, как воспринимают они характер своего труда, каковы стимулы их трудовой деятельности, получают ли они удовлетворенность от сделанного, ведет ли это к развитию и самосовершенствованию сестринских трудовых функций.
Опрошенный сестринский персонал состоял в основном из молодых женщин в возрасте от 20 до 30 лет (48,3%). Доля лиц от 31-40 лет составила 11,7%, от 41-50 лет - 28,3% , 51 и старше - 11,7%. На вопрос: «Сколько времени Вы тратите на работу с документацией?» средние медицинские работники ответили следующим образом: 35% - малая часть рабочего времени уходит на оформление документации, 33,3%- половина рабочего времени и 31,7% - большая часть рабочего времени.
Таблица 1
Работа с документацией медперсонала
№ Затраты рабочего времени на работу с документацией Абс. %
1 Малая часть рабочего времени 21 35
2 Половина рабочего времени 20 33,3
3 Большая часть рабочего времени 19 31,7
Всего 60 100,0
Сестринский процесс носит систематический характер и представляет собой мероприятия, включающие в себя сбор данных, анализ, планирование, и оценку результатов. Медсестра должна знать основы сестринского дела, использовать навыки сестринской оценки при формировании сестринского диагноза для определения потреб-
ностей пациента в лечении и уходе, давать собственную оценку при решении проблем сестринского ухода, принимать самостоятельные решения, оценивать результаты сестринского ухода путем сбора данных и изучения непоследовательностей, позволяющих пересмотреть цели и действия.
Согласно наших данных (рис.1), 43,3% опрошенных средних медицинских работников используют в своей деятельности «Сестринский процесс», 30% - используют редко и 26,7% - не используют.
Рис.1 Использование «Сестринского процесса» медсёстрами
Важную роль в деятельности медсестры играют организаторские качества и управление информацией. Медсестра должна знать: основы маркетинга, лидерства и менеджмента в сестринском деле, навыки общения; основы медицинской статистики; компьютерные и информационные технологии. Медсестра должна уметь: использовать современные информационные методы и технологии сестринской практики для улучшения качества сестринской помощи; использовать организационную и информационную технологию для работы в команде, оценки качества ухода за пациентами, улучшения санитарного просвещения и доступности медико-санитарной помощи населению.
Необходимо отметить, что каждая вторая опрошенная медсестра умеет работать на компьютере. 91,7% средних медицинских работников пользуется Интернетом. Несмотря на то, что более половины респондентов проводят на работе времени больше, чем положено по графику, в основной массе они не удовлетворены условиями питания: 35% респонденток обедает в столовой отделения и такое же количество (35%) - дома и вне учреждения - 30%.
Время на обед распределено у обследованных следующим образом: более 30 минут - 46,7%, 30минут - 30% и менее 30 минут -16,7%.
40%
□ Оформление документов ■ Другие недоделки □ Уходите работы вовремя
Рис.2 Причины задержек на работе
Одним из показателей эффективности использования своего рабочего времени является факт задержки на рабочем месте по окончании рабочего дня по производственной необходимости. В ходе проведённого исследования выявлено (рис.2), что больше половины опрошенных (65%) после окончания рабочего дня задерживаются на работе для заполнения документов и других недоделок и только 35% медицинских сестёр успевают в рабочее время выполнить свои функциональные обязанности и уходят домой вовремя.
Значительное влияние на качество трудовой жизни оказывает удаленность учреждений здравоохранения от места проживания сотрудников. Так, по результатам анкетирования (рис.3) на дорогу к рабочему месту уходит у 50% средних медицинских работников до 30 минут, у 26,7%- от 30 до 60 минут и свыше 60 минут - у 23,3%.
■ да 30 мин.
■ от 30 до 60 минут свыше 60 минут
Рис.3 Время на дорогу
У основной массы опрошенных (46,6%) ночной сон длится менее
7 часов и по 26,7% - 7 часов и более. 23,3% обследованных считает, что недостаток ночного сна отражается на качестве работы, 53,4% -не знает о влиянии сна на работу и 23,3% считает, что продолжительность ночного сна не влияет на качество их работы.
I отражается на качестве работы
I не знает о влиянии сна на работу
не елияет на качество работы
Рис. 4 Влияние сна на работу медперсонала.
В результате исследования также было выявлено (рис.5), что 46,7% респондентов первоочередным для повышения эффективности и улучшения качества работы сестринского персонала считают повышение оплаты труда и улучшение материального положения, 33,3% - улучшение условий труда, технического оснащения рабочих мест, улучшение обеспечения инструментами и лекарствами, 20% -необходима квалификация.
□ Повышение оппаты и улучшение материального положения
■ Улучшение условий труда
□ Повышение квалификации
Рис.5. Факторы, влияющие на качество оказания медицинской
помощи
На основании полученных данных можно предположить, что медицинские сестры при выполнении своих профессиональных обя-
занностей самостоятельны в определенных границах, ответственны, высоко оценивают свою роль в общем труде.
Нами изучено отношение среднего медперсонала ПМСП к повышению квалификации (табл.2).
Таблица 2
Отношение к повышению квалификации средних медработников
№ Виды отношений Абс. %
1 Постоянно повышать квалификацию 33 55
2 Время от времени надо повышать квалификацию 10 16,7
3 Не обязательно повышать квалификацию 17 28,3
Всего 60 100,0
Из приведенной табл.2 видно, что больше половины (55%) считает, что надо постоянно повышать квалификацию, 16,7% - время от времени надо повышать квалификацию и 28,3% - не обязательно повышать квалификацию.
В таблице 3 дана характеристика сроков прохождения повышения квалификации средних медработников стационара центральной районной больницы.
Таблица 3
Характеристика сроков прохождения повышения квалификации
средних медработников
№ Сроки Абс. %
1 1 год назад 29 48,3
2 Свыше 1 года назад 19 31,7
3 Свыше 2 лет назад 12 20
Всего 60 100,0
Согласно наших данных, средние медработники стационара прошли все вовремя специализацию, из них 48,3% - 1 год назад, 31,7% - свыше 1 года назад, 20% - свыше 2 лет назад.
Выводы. Практическая значимость проводимого исследования заключается в получении и обработке данных по эффективности деятельности среднего медицинского персонала центральной районной больницы с целью разработки рекомендаций направленных на устранение ряда факторов, негативно влияющих на здоровье и качество работы, что может послужить препятствием в профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арзикулов А.Ш., Арзибеков А.Г., Салиева М. Х. Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков по профилактике внутрибольничной инфекции врачебного персонала многопрофильной клиники в Республике Узбекистан.// новый день в медицине, 1 (33), 2021, с 332-345. 1. Arzikulov A.Sh., Arzibekov A.G., Salieva M.Kh. Medical and social characteristics and analysis of professional skills for the prevention of nosocomial infection of medical personnel of a multidisciplinary clinic in the Republic of Uzbekistan. // New day in medicine, 1 (33) , 2021, pp. 332-345. https://www.iupr.ru/6-73-2020
2. Володин А.В. Состояние и пути развития кадрового потенциала среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения:
Дис. канд. мед. наук. - Оренбург 2013. - 192 с. 2. Volodin A.V. The state and ways of developing the human resources potential of the nursing staff of health care institutions: Dis. cand. honey. Sciences. - Orenburg 2013. -192 p. https://science-education.ru/en/issue/view?id=122
3. Габоян Я.С. Контроль и оценка деятельности сестринского персонала лечебных отделений больницы: Дис. канд. мед. наук. -Москва 2010.-142 с. 3. Gaboyan Ya.S. Monitoring and evaluation of the activities of the nursing staff of the medical departments of the hospital: Dis. cand. honey. Sciences. - Moscow 2010.-142 p.
4. Маматкулов Б.М., Косимова Д.А., Уразалиева И.Р, Мирза-баева С.А. Жамоат соглигини са^лаш мактабининг «хамширалик ишини ташкил этиш ва бошк;ариш» мутахассислари-менежерла-рини тайёрлашдаги ах,амияти.// Мед.ж.Узб. -Т., 2014.- № 4. - С.108-110. Mamatkulov B.M., Kosimova D.A., Urazalieva I.R., Mirzabaeva S.A. Jamoat sogligini saklash maktabining "khamshiralik ishini tashkil etish va boshkarish" mutahassislari-menezherlarini tayyorlashdagi ahmiyati.// Med.j.Uzb. -T., 2014. - No. 4. - P.108-110. https://www.google.ru/ search?newwindow=1&q=4
5. Салиева М.Х., Мирзаева М.М., Насыров М., Усманова Г.К. Профессиональные навыки медицинского персонала - основа профилактики внутрибольничной инфекции// Re-Health journal. 2020, №2 (6). С.549-552. 5. Salieva M.Kh., Mirzaeva M.M., Nasyrov M., Usmanova G.K. Professional skills of medical personnel - the basis for the prevention of nosocomial infection / / Re-Health journal. 2020, No. 2 (б). S.549-552. https://www.iupr.ru/5-72-2020