ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С. Э., АВДЖАЕВА И. С.
МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А. М. АМУР-САНАНА
Аннотация: В данной статье изложены основные результаты социологического исследования по оценке населением качества деятельности Национальной библиотеки им. А. М. Амур-Санана. Представлен также небольшой экскурс в историю создания библиотеки.
Ключевые слова: Национальная библиотека республики, мнение населения, оценка качества деятельности, удовлетворенность населения.
Библиотека является одной из базовых структур общества. Как государственное учреждение библиотека служит собиранию и хранению накопленных человечеством знаний. Важной функцией библиотеки является организация доступа населения к богатым накопленным ресурсам, обеспечение навигации к ним, формирование и удовлетворение информационных, образовательных и культурных потребностей граждан. Современная библиотека способствует накоплению и сохранению базовых культурных и нравственных норм и ценностей от поколения к поколению, способствуя социализации людей в обществе. Библиотека сегодня не только активный участник передачи знаний представителям различных поколений и слоев населения, но и важный источник информационной деятельности.
Невозможно представить современное общество без библиотек. В любом даже малочисленном населенном пункте на сегодняшний день функционируют библиотеки. На территории нашей республики также работает большое количество больших и малых библиотек.
Безусловно, главным центром культурной и литературной жизни республики является Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана. В
библиотеке регулярно проводятся культурно-массовые и просветительские мероприятия различного направления: Дни поэзии, литературные встречи, посвященные творчеству поэтов и писателей республики, деятелям науки и искусства Калмыкии, презентации новых изданий и литературного, и общественно-политического характера для представителей всех слоев населения. Библиотека им. А. М. Амур-Санана является не только главным хранилищем книжной продукции, но и информационным центром, так как она связана с крупными библиотеками страны.
Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана была основана в июле 1958 года. Вначале она именовалась как Калмыцкая Областная библиотека. Штат сотрудников состоял всего из трех человек, основной задачей которых было комплектование фонда. Для читателей библиотека открывается в августе 1959 года, это и стало началом деятельности нашей библиотеки. В марте 1960 года библиотека была переименована в Республиканскую универсальную научную библиотеку Калмыцкой АССР. В 1967 году библиотеке было присвоено имя писателя и общественного деятеля Калмыкии Антона Мудреновича Амур-Санана. Пройден большой путь... Библиотека сформировала богатый литературный фонд. Постепенно создавались отраслевые отделы, закладывались основы информационного направления деятельности.
В ногу со временем с 1995 года библиотека встала на путь компьютеризации путем внедрения в библиотечное дело информационных технологий. Библиотека им. А. М. Амур-Санана включена в список «особо ценных объектов культурного наследия Республики Калмыкия».
20 апреля 1992 года Республиканская универсальная научная библиотека им. А. М. Амур-Санана приобрела статус «Национальной». За более чем полувековой период произошли большие преобразования. Когда-то маленькая библиотека с книжным фондом в 13098 экземпляров и с тремя сотрудниками стала крупным библиотечно-информационным учреждением. Национальную библиотеку им. А. М. Амур-Санана определяют как крупное
книгохранилище в республике, в библиотечном фонде насчитывается более 800 тысяч экземпляров книг и документов. Библиотека развивает деловые и творческие контакты с библиотеками других регионов, участвует в федеральных и региональных проектах.
В 2016 году Институтом осуществлено (в рамках проекта «Независимая оценка качества оказания социальных услуг в сфере социальной защиты, культуры, образования и здравоохранения») социологическое исследования по независимой оценке деятельности библиотеки [1].
В данном исследовании приняли участие 105 респондентов-читателей. Основными критериями оценки работы Национальной библиотеки им. А. М. Амур-Санана выступили:
> Информационная доступность учреждения культуры.
> Комфортность пребывания в учреждении культуры.
> Доброжелательность и вежливость сотрудников в учреждении культуры.
> Удовлетворенность работой учреждения культуры.
Представляем обобщенные результаты социологического опроса.
Социально-демографическая характеристика исследования
Из числа опрошенных нами респондентов 68,6% составили женщины; 31,4 % - мужчины (рис. 1.).
Рис. 1. Пол, в %
В опросе приняли участие представители разных возрастных групп, в том числе: 18-24-летние - 37,1%; 25-35-летние - 21,0%; 36-50-летние -24,8%; 51-60-летние - 17,1% ( рис. 2.).
Возраст, в %
21 Л1
■ 36-50 ■ 51-60
17,1%
1
18-24 25-35
37.1%
Рис. 2. Возрастная категория респондентов, в %
Небезынтересно было проследить, какое образование имеют посетители Национальной библиотеки им. А. М. Амур-Санана. Опрос показал, что подавляющая часть (86,7%) читателей - это люди с высшим образованием. Небольшая часть (8,6%) имеет незаконченное высшее образование. Некоторые (4,8%) из посетителей библиотеки имеют среднее специальное образование (рис. 3.).
Образование, в %
Среднее специальное ■ Незаконченное высшее
■ Высшее
86.7%
Рис. 3. Образование респондентов, в %
В XXI веке активно развивается сеть информационных каналов. Поэтому на сегодняшний день в эпоху высокоразвитого интернета библиотеки не столь популярны. В процессе исследования важно было узнать, как часто посещают библиотеку респонденты-читатели. Как выяснилось, 15,2% респондентов регулярно ходят в библиотеку, то есть чаще, чем раз в месяц. 43,8% опрошенных посещают библиотеку примерно раз в месяц, что тоже нередко. 41,0% опрошенных признались, что прибегают к услугам библиотеки редко, примерно один-два раза в год (рис. 4.).
Как часто Вы посещаете библиотеку?, в %
43,8° о 41,0° о
1 1
Регулярно,несколькораз в раз в месяц редко, один- два раза в год
месяц
Рис. 4. Частота посещения библиотеки, в %
Как известно, информационная открытость (доступность) деятельности любых учреждений является одним из показателей эффективной работы. Именно поэтому нам необходимо было узнать, в первую очередь, насколько посетителям нашей Национальной библиотеки удобно получать информацию о новых изданиях. Полученные данные распределились следующим образом: каждый третий из респондентов (34,3%) утверждают, что получить информацию о новых изданиях здесь очень легко. У незначительной части респондентов (1,9%) возникают некоторые затруднения в получении информации о новых изданиях. Однако 7,6 % респондентов вовсе посчитали,
что получить информацию о новых изданиях здесь невозможно. Основная часть (56,2 %) опрошенных затруднилась ответить на поставленный вопрос. Возможно это связано с тем, что у них не возникало потребности или необходимости обращаться к новым изданиям и пользовались уже имеющимся фондом (рис. 5.).
Насколько Вам удобно получать информацию о I
изданиях? , в %
И: юрмацию о новых изданиях получить
очень легко
Затрудняюсь ответить
И юрмацию о новых изданиях получить
затруднительно И юрмацию о новых изданиях получить
невозможно
34,3%
1,9% 7,6%
Рис. 5. Оценка информационной доступности, в %
Несомненно, любая организация, предоставляющая те или иные услуги населению, должна создать в первую очередь благоприятные, комфортные условия для этого. Одним из важных показателей доступности и удобства учреждения, предоставляющего услуги, является территориальное расположение организации. По мнению опрошенных посетителей Национальная библиотека им. Амур-Санана имеет очень удобное месторасположение, так ответили почти все респонденты (95,2%). Столько же сказали, что вблизи от библиотеки им. Амур-Санана имеется остановка общественного транспорта. Следовательно, для посетителей библиотеки не возникает каких-либо трудностей для ее посещения (рис. 6.).
Считаете ли Вы условия оказания услуг территориально доступным для Вас?
■ Да Нет
■ Затрудняюсь ответить
Рис. 6. Оценка территориальной доступности библиотеки, в %
Другими важными условиями комфортного пребывания и работы в библиотеке является: уютное фойе, чистота, освещенность, гардероб, ксерокс, возможность отложить нужную книгу, условия возврата книги. Кроме того, должна быть продумана инфраструктура прилегающей территории для того, чтобы посетители с удобством для них могли находиться на данной территории. Мнения респонденты-читатели библиотеки о наличии необходимых условий для комфортного, безопасного пребывания как на территории библиотеки, так и в самом здании выразили следующим образом (см. табл. 1.).
Таблица 1
Наличие удобств, для комфортного пребывания в организации культуры, в %
Показатели Наличие
1. Уютное фойе 100
2. Гардероб для посетителей 86,7
3.Туалет в помещении 91,4
4. Возможность воспользоваться ксероксом 95,2
5. Информирование о возврате нужной книги 95,2
6. Возможность отложить нужную книгу 95,2
7. Оборудованы тротуары, пешеходные дорожки 53,3
8. Оборудована стоянка автотранспорта 36,2
На сегодняшний день электронные каталоги - это, несомненно, удобство и эффективность пользования библиотечным фондом. Во всех крупных библиотеках существуют электронные каталоги, и Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана не исключение. Удобство при использовании электронного каталога играет важную роль для работы в библиотеке. В этой связи респондентам был задан вопрос «Насколько удобно пользоваться электронным каталогом?». Полученные данные распределились следующим образом:
> 18,1% респондентов утверждают, что пользоваться электронным каталогом очень легко.
> 42,9% респондентов считают, что пользоваться электронным каталогом затруднительно.
> 13,3% респондентов не пользуются электронным каталогом.
> 7,6% - респондентов не слышали о таком электронном каталоге.
Следовательно, предстоит, на наш взгляд, определенная работа по
информированию, обучению читателей навыкам пользования электронным каталогом.
Однако главное в посещении библиотеки - это работа с книжным фондом. В связи с этим необходимо было оценить качество и разнообразие книг в библиотеке. Опрошенные читатели выразили следующее мнение:
> 95,2% - качество и разнообразие книг в Национальной библиотеке им. Амур-Санана отличное.
> 4,8% утверждают, что выбор книг большой, но качество их оставляет желать лучшего.
Также для выявления комфортности пребывания в Национальной библиотеке им. Амур-Санана нами был задан вопрос: «Насколько чисто и
уютно в помещении?». По мнению абсолютного большинства (95,2%) читателей, посещавших библиотеку , в здании библиотеки чисто и уютно.
Вместе с тем, в рамках данного социологического исследования важно было изучить степень удовлетворенности получателей услуг в Национальной библиотеке им. Амур-Санана графиком или режимом работы этого учреждения. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли Вы графиком работы библиотеки?». Из полученных данных можем увидеть, что для абсолютного большинства (95,2%) читателей график работы библиотеки является удобным.
Оценивая деятельность Национальной библиотеки им. А.М. Амур-Санана абсолютно все (100%) читателей отметили доброжелательность, вежливость, компетентность работников данной организацией культуры.
Целью исследования было выявление степени удовлетворенности читателей республики качеством предоставления услуг Национальной библиотекой им. А. М. Амур-Санана. По результатам проведенного социологического исследования абсолютное большинство (90,5%) опрошенных получателей услуг полностью удовлетворены деятельностью библиотеки. 5,7% опрошенных частично удовлетворены работой библиотеки. Важно отметить, что ни один из опрошенных респондентов не дал неудовлетворительную оценку качеству работы библиотеки им. Амур-Санана.
Таким образом, по материалам опроса абсолютно все опрошенные получатели услуг Национальной библиотеки А. М. Амур-Санана удовлетворены качеством предоставляемых им услуг.
При этом читатели отмечают удобную территориальную доступность библиотеки. Большинство респондентов утверждают, что все необходимые удобства для посетителей в библиотеке имеются.
Абсолютное большинство посетителей отмечают высокий уровень удовлетворенности компетентностью работников учреждения, культурой и
качеством обслуживания в Национальной библиотеке им. А. М. Амур-Санана.
1. Независимая оценка оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования: социолог. опрос [проводился в 2016 году] // Архив отдела социологических исследований ИКИАТ / Институт комплекс. исслед. арид. территорий; С. Э.Лиджи-Горяева, И. С. Авджаева.