Научная статья на тему 'Митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников) и его заслуги для духовного просвещения'

Митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников) и его заслуги для духовного просвещения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников) и его заслуги для духовного просвещения»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.П. Никифоров

Митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников) и его заслуги для духовного просвещения

Опубликовано:

Христианское чтение. 1914. № 7-8. С. 948-974.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

>9 * '"mmw щщт ѵѵѵ

fff ">IW

ш999 '—9W* а9Ч

Новгородскій и С.-Петербургскій митрополитъ Григорій (Постниковъ) и его заслуги для духовнаго просвѣщенія.

Къ столѣтію перваго выпуска студентовъ С.-Петербургской Духовной

Академіи.

Личность митрополита Григорія.—Побужденія къ изученію его жизни и дѣятельности.—Задачи и предѣлы очерка.

о

JI, ЕВЯТНАДЦАТЫИ вѣкъ въ исторіи русской церкви богатъ славными именами. Въ частности, область духовнаго просвѣщенія выдвигаетъ цѣлый рядъ знаменитыхъ дѣятелей, которые создаютъ духовной школѣ ея настоящую физіономію. Это было время, когда природная русская религіозность должна была соединиться съ систематическимъ богословскимъ вѣдѣніемъ и имъ укрѣпиться навсегда, создавъ тѣмъ характерную черту русскаго богослова. Русское богословіе тогда нарождалось и дѣлало свои первые шаги. Среди представителей нарождающейся богословской науки . личность митрополита Григорія не теряется безслѣдно, какъ ординарная единица въ массѣ; она солидно выдѣляется и занимаетъ одно изъ первыхъ мѣстъ. Дѣятельность митрополита Григорія была направлена къ полному торжеству самобытной русской богословской науки съ православнымъ настроеніемъ и русскимъ языкомъ. Его любовь къ наукѣ и просвѣщенію была безпредѣльна и непрерывно поддерживалась въ теченіе всей его жизни, несмотря на то, что скоро по окончаніи академіи онъ занимаетъ видный адмистративный постъ инспектора академіи, затѣмъ ректора и епархіальнаго архіерея. Будучи епархіальнымъ архіѳеремъ, Григорій съ нѳменьшѳю быстротою полу-

чаетъ санъ архіепископа, званіе члена Св. Синода и т. д. до митрополита С.-Петербургскаго и первенствующаго члена Сѵнода включительно. Нельзя сказать, чтобы этотъ іерархическій успѣхъ Григорія зависѣлъ отъ какихъ-либо особенныхъ дарованій его: талантами онъ не блисталъ. Нельзя сказать и того, чтобы Григорій какъ-либо добивался успѣха, бралъ его приступомъ: онъ приходилъ самъ собою, какъ должная награда за постоянный и честный трудъ на нивѣ духовнаго просвѣщенія. Всю свою жизнь Григорій посвятилъ службѣ духовному просвѣщенію въ самомъ широкомъ смыслѣ этого понятія,—уча, проповѣдуя и миссіонерствуя. Въ свое время онъ былъ первокласснымъ ученымъ богословомъ въ Россіи. Первый докторъ изъ всѣхъ своихъ товарищей, несмотря на то, что между ними былъ знаменитый Г. П. Павскій, первый докторъ за диссертацію, а не honoris causa,—Григорій составилъ по догматическому богословію лекціи, которыя получили извѣстность во всѣхъ академіяхъ и семинаріяхъ, какъ важное пособіе для учащихся *). Далѣе, митрополитъ Григорій пользовался заслуженнымъ уваженіемъ за основательность, простоту и ясность своихъ проповѣдей, которыхъ очень много оставилъ, а еще болѣе сказалъ, такъ какъ не упускалъ случая, чтобы не предложить вѣрующимъ приличнаго наставленія. Но болѣе всего митрополитъ Григорій памятенъ намъ,какъмиссіонѳръирасколовѣдъ. О немъ можно смѣло сказать, что онъ многимъ открылъ двери истины и любви, двери церкви православной, что онъ единственный виновникъ того, что расколомъ заинтересовались многіе въ его время и не перестаютъ интересоваться теперь, что онъ, наконецъ, сообщилъ дѣлу миссіонерства его настоящій характеръ гуманности и мирнаго разсужденія. Тѣмъ важнѣе миссіонерская дѣятельность митрополита Григорія, что во всемъ ему самому принадлежитъ иниціатива дѣла, его теоретическая разработка и образцовая практика. Литературнымъ памятникомъ грандіозныхъ миссіонерскихъ трудовъ митрополита Григорія осталась его знаменитая „Истинно-древняя и истинно-православная Христова церковь“. Въ свое время эта книга была противораскольничѳской энциклопедіей, первымъ систематическимъ курсомъ по обличенію раскола, необхо-

х) Проф. Чистовичъ. Исторія С.-Петербургской Духовной Академіи. Спб. 1857 г., стр. 280.

димымъ руководствомъ для миссіонеровъ и священниковъ и единственнымъ учебникомъ въ средней духовной школѣ. Значеніе ея не утратилось и теперь, какъ систематическаго собранія выдержекъ изъ раскольническихъ книгъ по многимъ вопросамъ полемики съ расколомъ.

Жизнь митрополита Григорія, который заявилъ себя столь разнообразною и плодотворною просвѣтительною дѣятельностью, должна быть особенно интересною. О на становится очень поучительною, когда мы снова подчеркнемъ, что преосвященный Григорій не блисталъ талантами, что онъ былъ человѣкомъ со средними способностями, похожимъ на многихъ другихъ. Онъ не былъ универсаленъ, какъ митрополитъ Филаретъ (Дроздовъ), блестящъ, какъ архіепископъ Ѳеофилактъ (Русановъ), и фанатиченъ, какъ архимандритъ Фотій (Спасскій). Онъ былъ только высокимъ идеалистомъ по духу и самоотверженнымъ труженикомъ по дѣлу. Жизнь преосвященнаго Григорія тѣмъ болѣе интересна, что его, высокаго идеалиста, многіе не понимали, и нѣкоторые его проекты, полные высокихъ надеждъ разлитія истины Христовой по неправославной Россіи и усиленія ея въ православной, еще тогда были отвергнуты, какъ несвоевременная и неосуществимая мечта. Мало того, обстоятельства времени, въ которое жилъ и дѣйствовалъ Григорій, а равно и нѣкоторыя черты характера самого Григорія—способствовали тому, что онъ не былъ ярко отмѣченъ ни въ свое время очевидцами, ни въ послѣдующее—исторіей.Разумѣемъ блестящихъ предшественниковъ Григорія по Комиссіи Духовныхъ Училищъ и склонность его къ уединенію и замкнутости. Непосредственно передъ Григоріемъ область духовнаго просвѣщенія обратила на себя вниманіе всей мыслящей Россіи (учрежденіе К. Д. У. и первые годы ея дѣятельности) и выдвинула блестящихъ дѣятелей въ лицѣ митрополита Филарета, архіепископа Ѳеофилакта, кн. А. Н. Голицына и М. М. Сперанскаго. Ихъ дѣятельность была чрезвычайно интенсивною, пользовалась всеобщимъ уваженіемъ и увѣнчалась неувядаемою славою. Но всякая напряженность кратковременна. По закону естественной реакціи скоро пала энергичная дѣятельность К. Д. У. и ослабѣло вниманіе къ ней общества, которое уже не интересовалось, кто и что тамъ дѣлалъ. Тѣмъ удобнѣе общество могло не замѣтить Григорія, который шумному полю общественной дѣятельности всегда предпочиталъ тихій уголъ

ученаго кабинета. Путемъ современниковъ Григорія, Путемъ невниманія къ нему, идетъ пока и исторія. Такова ужъ психологія человѣчества: оно, какъ младенецъ, прежде всего тянется къ тому, что блеститъ. Мы видимъ массу изслѣдованій, статей и замѣтокъ о митрополитѣ Филаретѣ, объ архіепископѣ Ѳеофилактѣ, о Голицынѣ и Сперанскомъ. Тщательно собираются и издаются ихъ письма, мнѣнія и отзывы. Боятся обронить каждое ихъ слово. Ихъ дѣятельность разсматривается въ цѣломъ и по частямъ. Нерѣдко изслѣдованія одной какой-либо части ихъ дѣятельности даютъ обильный матеріалъ для цѣлыхъ ученыхъ диссертацій. Таковы, напримѣръ, изслѣдованія о митрополитѣ Филаретѣ. Что же касается митрополита Григорія, то о немъ, можно сказать, ничего нѣтъ въ печати, если не считать біографическаго очерка М. Шаврова 1), біографіи въ „Историко-статистическихъ свѣдѣніяхъ о С.-Петербургской епархіи“ 2), юбилейныхъ замѣтокъ въ „Миссіонерскомъ Обозрѣніи“ 3) и „Церковныхъ Вѣдомостяхъ“ 4) и попутныхъ замѣтокъ въ исторіяхъ епархій, академій, семинарій, различныхъ обществъ и учрежденій, къ которымъ Григорій имѣлъ прямое отношеніе. Указанная печатная литература о митрополитѣ Григоріи, конечно, и не претендуетъ на то, чтобы быть спеціальною хотя въ одной части его дѣятельности; она не даетъ даже общаго вѣрнаго представленія о свѣтлой личности почтеннаго митрополита.

Обстоятельствами времени дѣятельности митрополита Григорія и отношеніемъ къ нему современниковъ и исторіи опредѣляется наша задача. Мы обязаны извлечь высокаго идеалиста и самоотверженнаго труженика изъ исторической тѣни, показать, что и въ тиши кабинета и глубинѣ духа могутъ совершаться дѣла общаго значенія, и отдѣлить преосвященному Григорію то, что явилось продуктомъ его идеальныхъ мечтаній и уединенныхъ занятій. Въ частности,

1) Церк. Лѣтопись, 1860 г. Іюль, стр. 356—432. Преосвященный Григорій, митрополитъ Новгородскій и С.-Петербургскій.

2) „Высокопреосвященный митрополитъ Григорій“. Спб. 1884 г., стр. 63—74.

3) „Высокопреосвященный Григорій, митрополитъ Новгородскій и С.-Петербургскій. 1910 г. Іюль—Августъ. Стр. 1249—1258.

4) Прот. Ф. Знаменскій. „Высокопреосвященный Григорій, митрополитъ Новгородскій и С.-Петербургскій. 1910 г. № 24, стр. 961—966.

мы считали бы свою задачу выполненною, если бы намъ удалось представить дѣятельность митрополита Григорія въ С.-Петербургской духовной академіи, выяснить роль его въ К. Д. У. и указать просвѣтительные труды въ періодъ епархіальной службы. Для своей 'цѣли мы ознакомились съ архивомъ С.-Петербургской духовной академіи и въ Св. Сѵнодѣ—съ архивомъ К. Д. У. и общимъ сѵнодскимъ. Въ самомъ сочиненіи мы намѣрены остановиться, главнымъ образомъ, на времени академической службы митрополита Григорія, которая будетъ представлена у насъ на основаніи всѣхъ нужныхъ для нея архивовъ, исключая архива Канцеляріи Оберъ-Прокурора Св. Сѵнода, не имѣющаго къ намъ прямого отношенія. Нто касается дальнѣйшей просвѣтительной дѣятельности преосвященнаго Григорія, то она будетъ представлена на основаніи архива С.-Петербургской духовной академіи, К. Д. У., общаго сѵнодскаго архива и относящейся къ личности митрополита Григорія печатной и нѣкоторой рукописной литературы.

ГЛАВА I.

Біографія митрополита Григорія.—Происхожденіе.—Начальное и среднее образованіе.—Григорій—студентъ С.-Петербургской духовной академіи.— Состояніе академіи того времени.—Успѣхи и поведеніе Григорія въ академіи,—Первое торжественное собраніе Конференціи.—Служебная карьера Григорія: назначенія, награды, разныя порученія и почетныя избранія.— Смерть Григорія и его духовное завѣщаніе.

Митрополитъ Григорій (въ мірѣ Георгій Петровичъ Постниковъ) родился 1 ноября 1784 года. По происхожденію онъ былъ вѳликороссіянинъ, что ярко подчеркивается мѣстомъ его рожденія. Его родиной было село Михайловское, Никитскаго уѣзда, Московской губерніи. Отецъ его—Петръ Ѳедоровъ— былъ діакономъ *). О родителяхъ Григорія ничего неизвѣстно, и можно только предполагать, что это была небогатая семья, крѣпкая присущимъ русакамъ здравымъ смысломъ и вѣрная своей православной церкви. Ко времени поступленія Григорія въ академію въ жизни его родителей произошла небольшая, для духовныхъ обычная перемѣна: отецъ его былъ переведенъ изъ Михайловскаго на діаконскую же дол-

*) А. С. С. Архіер. форм. № 115.

ясность къ Николаевской церкви Нерскаго погоста, Брониц-каго уѣзда 1).

Жизнь Григорія начинается самымъ обыкновеннымъ образомъ. Разумѣемъ его образованіе. Ничего не зная объ его первоначальной школѣ, можно лишь предположить, что честь перваго обученія Григорія принадлежитъ его отцу—діакону, такъ какъ въ то время обычно діаконъ являлся и сельскимъ учителемъ. Кроткое сердце Григорія и здоровый духъ говорятъ, что имъ руководила вначалѣ любящая и заботливая рука. Къ сожалѣнію, мы лишены возможности сказать что-либо болѣе опредѣленное о жизни Григорія до окончанія имъ Троице-Сергіево-Лаврской семинаріи. Извѣстно лишь, что до 6 сентября 1805 года онъ обучался въ Перервинской семинаріи, а съ этого' времени въ Троицкой 2). Думается, что въ Троицкой семинаріи Григорій съ пользою провелъ свои юные годы. Къ этому представлялась полная возможность. Троицкая семинарія въ это время была на высотѣ своей исключительной славы, которой едва ли когда достигала другая семинарія. Послѣ духовно-учебной реформы 1808 года многіе изъ ея наставниковъ и воспитанниковъ вошли въ составъ первой профессорской корпораціи С.-Петербургской духовной академіи 3). Своею славною дѣятельностью они создали свѣтлый періодъ въ жизни этой академіи, увѣковѣчили свои имена въ наукѣ и надолго оставили по себѣ добрую память въ сердцахъ своихъ питомцевъ. Для иллюстраціи достаточно сказать, что Троицкая семинарія породила и подарила С.-Петербургской духовной академіи знаменитаго Филарета (Дроздова), впослѣдствіи митрополита Московскаго. Въ этой семинаріи суждено было и Григорію попытать молодыя силы своего духа. Здѣсь онъ изучилъ грамматику, поэзію, риторику, исторію, философію, богословіе, медицину, географію, латинскій и французскій языки 4). Въ 1808 году Григорій окончилъ семинарію со званіемъ студента. Окончаніе семинаріи удачно для Григорія совпало съ великою духовно-учебною реформою 1808 года. Періодъ времени 1808—1814 гг. можно назвать золотымъ вѣкомъ въ исторіи духовнаго просвѣщенія на Руси. Это было время, когда умъ, сочетавшись съ талантомъ, знаніе дѣла—съ энергіей и любовью къ нему,

*) К. Д. У. № 427. 2) К. Д. У. № 78.

3) К. Д. У. №№ 21—24. «) К. Д. У. № 18.

церковный авторитетъ—съ государственнымъ, были принесены на дѣло созиданія духовной школы. Разумѣемъ время дѣятельности „Комитета объ усовершеніи духовныхъ училищъ“ (29 ноября 1807 года) и первое время дѣятельности Комиссіи Духовныхъ Училищъ, въ которую былъ переименованъ Комитетъ 26 іюня 1808 года. Дѣловитостью, работоспособностью и необыкновенной быстротой ознаменовались первые шаги этихъ двухъ институтовъ. Писались новые уставы, составлялись штаты, приглашались профессора, изыскивались финансы, покупались нужныя книги и т. д. Дѣло было поставлено широко и, укрѣпляясь теплымъ сочувстіѳмъ Благословеннаго Государя, выходило изъ рамокъ кастовой обособленности духовенства и пріобрѣтало общегосударственный интересъ и значеніе. Все предвѣщало блага, которыя вскорѣ же осуществились.

27 октября 1808 года К. Д. У. издала правила объ истребованіи изъ академій и семинарій студентовъ въ составъ перваго курса обновленной С.-Петербургской Академіи. *) 20-го ноября Сѵнодъ отправилъ правила къ епархіальнымъ архіереямъ, которые должны были выбрать студентовъ „самыхъ лучшихъ, какъ со стороны успѣховъ, такъ наипаче со стороны способностей къ наукамъ и благонравія“ и, снабдивъ ихъ всѣмъ нужнымъ, отправить въ С.-Петербургъ къ 15 января 1809 года. По тѣснотѣ академическихъ зданій (Ѳеодоровскій корпусъ) было рѣшено вызвать сто человѣкъ. Двадцать архіереевъ представили „отличнѣйшихъ и способнѣйшихъ студентовъ“, которые вмѣстѣ съ семью студентами, переведенными изъ старой Александро-Невской академіи, послѣ предварительнаго испытанія, были приняты въ новую академію и составили ея первый курсъ 2). Въ числѣ семи студентовъ, присланныхъ изъ Троицкой семинаріи, былъ и Георгій Постниковъ. Митрополитъ Платонъ (Левшинъ) рекомендовалъ его въ аттестатѣ какъ „весьма честнаго, въ ученіи успѣховъ изрядныхъ и къ продолженію наукъ весьма способнаго“ *).

Реформированная академія и вызовъ въ нее Григорія открывали для него широкія перспективы, рождали большія надежды и окрыляли юношескіе идеалы. De facto Григорій * 8

*) К. Д. У. №. 17. *) К. Д. У. JSg 18.

8) Прав. А. Спб. Д. А. Внутр. Правл. 1808 г. № 3.

нашелъ въ академіи—ученыхъ профессоровъ, лучшихъ представителей тогдашней богословской мысли, хорошую библіотеку и относительно достаточный внѣшній комфортъ.

Устройствомъ классовъ въ академіи занялись сами члены К. Д. У. Естественно, что каждый заботился о томъ, чтобы профессоръ его класса былъ на высотѣ своего положенія. На философію Сперанскій вызвалъ изъ Берлина Фѳс-лера, который преподавалъ и еврейскій языкъ, и послѣ былъ извѣстенъ, какъ крайній мистикъ. На математику Голицынъ пригласилъ академика Гурьева. Классами словесныхъ наукъ руководилъ самъ устроитель его архіепископъ Ѳеофилактъ (Русановъ). Богословіе преподавалъ ректоръ академіи, архимандритъ Евграфъ (Музальскій); исторію—вызванный изъ Троицкой семинаріи профессоръ Орловъ. Въ числѣ молодыхъ баккалавровъ былъ, между прочимъ, іеромонахъ Филаретъ (Дроздовъ). Классы языковъ К. Д. У. постановила ввѣрять иностранцамъ: греческій языкъ преподавалъ Скипасъ, нѣмецкій—Отто Смольяно, французскій—де Боэ *). Самый порядокъ назначенія въ профессора академіи говорилъ о большомъ вниманіи къ ней К. Д. У. Каждый изъ претендентовъ представлялъ въ К. Д. У. конспектъ, въ которомъ излагалъ методъ и содержаніе своего предмета. Нерѣдко эти конспекты поражали своею обширностью и ученостью 2). Методъ преподаванія первыхъ профессоровъ былъ направленъ къ тому, чтобъ возбудить у студентовъ самодѣятельность ихъ молодыхъ умовъ. Профессора вмѣстѣ со студентами читали и разбирали подлинные источники науки 3), а для физики имѣлся спеціальный кабинетъ 4).

Академическій курсъ, отличаясь по составу наукъ энциклопедизмомъ (богословіе—философія—словесность—математика—языки), а каждая наука—по содержанію чрезвычайною обширностью, побуждали профессоровъ и студентовъ къ усиленнымъ занятіямъ. Нерѣдко профессорамъ приходилось составлять самыя учебныя руководства. Поэтому послѣднихъ справедливо называютъ преданными и безкорыстными піоне-

г) Проф. Чистовичъ. Исторія С.-Петербургской духовной академіи. Спб. 1857 г., стр. 183.

*) К. Д. У. № 21. См. конспектъ архим. Евграфа (Музалевскаго).

3) См. К. Д. У. J\6 21.

*) См. К. Д. У. № 53.

рами созиданія самостоятельнаго, истинно-каѳолическаго богословія 1).

Академическая библіотека съ самаго начала реформы не переставала пополняться учеными книгами, а спеціальные кабинеты—нужными инструментами и приборами. Въ самый годъ открытія академіи было пріобрѣтено для нея на 12,631 р. 20 к. книгъ и математическихъ инструментовъ 2). 1811 года К. Д. У., по предложенію Голицына, купила для академіи ученую коллекцію книгъ у вдовы покойнаго профессора Московскаго университета Маттеи 3). Въ томъ же году академія была удостоена милостиваго вниманія самого Благословеннаго Государя, который, желая умножить способы къ совершенному образованію духовнаго юношества, въ 8 день мая повелѣлъ: „всѣмъ мѣстамъ и лицамъ, издающимъ въ свѣтъ книги и сочиненія, безденежно доставлять для С.-Петербургской духовной академіи... по экземпляру книгъ, могущихъ соотвѣтствовать цѣли духовнаго воспитанія“ 4). А четыре года спустя (1816 г.) К. Д. У. издала аналогичное постановленіе о тѣхъ книгахъ, которыя печатались съ дозволенія духовной цензуры въ типографіяхъ духовнаго вѣдомства 5).

Такимъ образомъ, въ отношеніи ученыхъ руководителей и средствъ академія сразу же стала на должную высоту. Студентамъ оставалось только учиться. Но излишняя ревность часто бываетъ причиною несчастій. Если ученые профессора не успѣвали прочитывать своихъ курсовъ по причинѣ ихъ обширности, то тѣмъ труднѣе было ихъ усваивать студентамъ, нерѣдко малоподготовленнымъ къ .академическимъ лекціямъ. Ихъ усидчивость и работоспособность прямо поражаютъ. До восьми часовъ въ день, и утромъ и вечеромъ, они слушали лекціи, бѣгло записывая ихъ за профессоромъ, что было необходимо при отсутствіи печатныхъ руководствъ и возможности литографировать лекціи. Остальное время дня уходило на то, чтобы исправить записанное, переписать и заучить. Кромѣ лекцій студенты занимались сочиненіями и составленіемъ проповѣдей, на которыя про-

г) Проф.-прот. Соллертинскій. Историческая записка о Спб. д. а. Спб.

1910 г., стр. 51.

2) К. Д. У. № 53. 3) К. Д. У. 586.

5) Внутр. Цравл. 1815 г. № 15.

О К. Д. У. № 510.

фѳссора обращали особенное вниманіе, такъ какъ сочиненія признавались лучшимъ средствомъ для возбужденія мыслительной самодѣятельности у студентовъ. Обиліе работы превышало обыкновенныя человѣческія силы. Несмотря на тоу что студенты академіи предварительно были закалены въ семинаріяхъ, ненормальность академическихъ занятій не замедлила принести печальные плоды: многіе изъ студентовъ со стези науки сходили въ могилу *). Въ виду этого еще въ 1810 году, по предложенію ректора академіи, архимандрита Сергія (Крылова), учебные часы были сокращены съ 8 до 6 * 2). Затѣмъ послѣдовало новое облегченіе: была введена факультетская система 3) и, наконецъ, въ 1813 году, по предложенію митрополита Амвросія (Подобѣдова), былъ сокращенъ до настоящей нормы и самый учебный курсъ, опредѣленный сначала въ шесть лѣтъ 4). ,Ь.

Внѣклассная жизнь студентовъ протекала большею частію въ стѣнахъ академіи въ подлинномъ смыслѣ,—-осо'-' бенно зимою, такъ какъ академическій уставъ не предусматривалъ необходимости для студентовъ теплой верхней одежды. Въ реестрахъ студенческихъ вещей и контрактахъ мы также не находимъ никакихъ указаній на нее, какъ не находимъ указаній и на то, чтобы студентамъ выдавались полотенца и носовые платки. Въ остальномъ матеріальная жизнь студентовъ была удовлетворительной и тѣмъ болѣе, если сравнивать ѳѳ съ жизнью тогдашнихъ семинарій и бурсъ. Студенческій столъ не прельщалъ разнообразіемъ и богатствомъ, но отличался питательностью и обиліемъ 5). Гардеробъ состоялъ изъ четырехъ смѣнъ: зимняя (мухояровая), лѣтняя (китайчатая или тиковая) и праздничная (изъ сгіняго „аглицкаго“ сукна—сюртукъ и фракъ). Необходимымъ дополненіемъ къ этому были: пуховыя шляпы, теплыя (оленьи) перчатки и двѣ косынки изъ черной тафты 6). Помѣщались студенты по нѣскольку человѣкъ въ одной комнатѣ, которая была занятною и спальней. Обстановка ком-

х) См. Журн. Внутр. Правл. 1810 г. 15 іюля, 1811 г. 26 апр., 31 іюля; 1812 г., 21 іюня 1813 г. 20 янв., 1814 г. 16 іюля и др.

2) К. Д. У. № 265.

3) Доброклонскій. Прав. Соб. 1885 г., III, стр. 415.

4) Внутр. Правл. 1814 г. Л» 24. ь) К. Д. У. № 202.

“) К. Д. У. № 306, ср. ibid. № 563, 696, 876, 955.

наты была достаточно комфортабельна 1). Въ каждой комнатѣ былъ одинъ „старшій“, непосредственному вѣдѣнію котораго ввѣрялась вся комната 2 3). По дѣламъ комнаты, „старшіе“ имѣли право непосредственнаго сношенія съ начальствомъ академіи. Они являлись какъ бы помощниками инспектора, которыхъ тогда еще не было. Черезъ нихъ инспекторъ вѣдалъ всѣхъ студентовъ. А иногда они доносили о жизни студентовъ и самому ректору. Институтъ „старшихъ“ на первый взглядъ поражаетъ своею ненормальностью, но если сообразить, что въ „старшіе“ могли пройти самые благонравные и способные студенты, то рѣзкость этой ненормальности нѣсколько сглаживается. Есть возможность даже идеализировать жизнь студентовъ того времени и говорить „объ атмосферѣ какой-то общей порядочности, полной уваженія къ ихъ студенческому достоинству, на каждомъ шагу напоминающей о самоуваженіи и воспитаніи въ себѣ благородныхъ чувствъ и поступковъ“ *). Но „буйство“, произведенное студентами въ столовой 10 апрѣля 1810 года 4) и повлекшее за собою расширеніе сферы вѣдѣнія „старшихъ“ б) и жестокое наказаніе виновныхъ отдачею въ солдаты и церковники, говоритъ о другомъ, именно: о суровости нравовъ высшей духовной школы того времени. Есть возможность допустить, что въ академіи употреблялись даже розги. По дѣлу о „буйствѣ“ архіепископъ Ѳеофилактъ (Русановъ), обѳръ-свящ. Державинъ и Сперанскій, вслѣдствіе ходатайства митрополита, предложили: „студентовъ Любомуд-рова, Романова, Страхова, Нѳдѳшѳва и Протопопова не исключая изъ академіи наказать розгами въ присутствіи всѣхъ студентовъ, а Левикова осудить на одну недѣлю въ уединенное заключеніе и на другую—на хлѣбъ и воду“ *). Для студентовъ имѣлась особая больница, „достаточная вещами и приспособленіями“ ',).

Такую обстановку Григорій встрѣтилъ въ С.-Петербургѣ. Очутившись въ столицѣ, когда жизнь церковно-общественная шла самымъ широкимъ разливомъ, захватывая все общество, студентъ Георгій Постниковъ имѣлъ полную воз-

*) К. Д. У. № 306. 2) Внутр. Правл. 1809 г. № 38, ср. № 17.

3) Дьяконовъ. Духовная школа въ Царств. Импер. Николая 1. С-Посадъ, 1907 г. стр. 337.

4) К. Д. У. № 295. 5) К. Д. У. № 297.

e) К. Д. У. № 295, л. 20. 7) К. Д. У. № 737.

можность наблюдать эту жизнь и усваивать ея интересы. Но положеніе питомца духовной школы стѣсняло его, а званіе студента академіи налагало массу своихъ обязанностей, которыя были по душѣ молодому студенту и которымъ онъ всецѣло отдался. Изъ экзаменаціонныхъ списковъ видно, что Григорій не сразу оказалъ отличные успѣхи; онъ шелъ выше средняго. Замѣчательно при этомъ, что въ первые годы академическаго обученія лучшіе изъ его успѣховъ были не въ той спеціальности, которая послѣ составила ему ученое имя. „Похвально“ онъ учился по всеобщей гражданской исторіи, „довольно хорошо“--по словесности, „хорошо“—по философіи, „прѳизрядно“—по географіи, а по богословію онъ былъ только „благонадеженъ“ *). Но уже въ 1910 году его вниманіе отливаетъ къ будущей спеціальности: по философіи у него „очень хорошо“, а по богословію—„превосходные успѣхи“ 2). Далѣе успѣхи по этимъ предметамъ только прогрессируютъ, сопровождаясь пониженіемъ по другимъ. Все время до окончанія курса по богословію онь идетъ „превосходно“ и „отлично“, по философіи—„bene“ и „optime“, по церковной исторіи—„прекрасно“, „очень хорошо“, „сходно“ и „изрядно“., тогда какъ по гражданткой исторіи, по словесности и географіи * въ большинствѣ случаевъ стоитъ „не худо“ 3). Изъ языковъ съ наибольшимъ успѣхомъ Григорій занимался—французскимъ („satis diligenter et bene“, „valde di-ligens“), и со среднимъ успѣхомъ—еврейскимъ. Особенно туго давался ему греческій языкъ, съ которымъ онъ не былъ знакомъ до академіи. По этому языку у него сплошь значится—„не худо“, „отчасти занимается“, „мало занимается“ и даже совсѣмъ „не занимается“ 4). Въ разрядномъ спискѣ, который начали составлять съ 1812 года, за этотъ годъ Григорій занялъ мѣсто подъ № 14 въ первомъ разрядѣ, отличившись по богословію, философіи и церковной исторіи и проповѣди. А за 1813 годъ онъ перешелъ девятымъ въ первомъ разрядѣ 5). Такимъ образомъ, мы видимъ, что успѣхи Григорія въ теченіе академическаго курса совсѣмъ не обѣ-

г) Внутр. Правл. 1889 г. № 45. 2) Внухр. Правя. 1810 г. № 90.

3) Внутр. Правл. 1811 г. № 26, 53; 1812 г. № 42, 65; 1813 г. № 34.

4) Внутр. Правл. 1809 г. 45; 46; 1810 г. № 57, 90; 1811 г. № 26, 53; 1312 г. № 42, 65; 1813 г. № 34.

5) Внутр. Правл. 1813 г. № 3.

щали. ему большого будущаго въ области науки. Григорій былъ серьезнымъ человѣкомъ съ опредѣленными учеными симпатіями, хорошо успѣвающимъ студентомъ и только. Студентовъ лучшихъ его можно было считать десятками.

До самаго окончанія Григоріемъ академическаго курса мы совершенно не имѣемъ данныхъ говорить о какихъ-либо особыхъ его наклонностяхъ въ смыслѣ избранія образа жизни и рода дѣятельности. Списки поведенія однообразно говорятъ о „добропорядочности“ его, о „хорошемъ состояніи“, „похвальномъ поведеніи“, „добромъ поведеніи“ и т. п. *). Съ 1811 года мы видимъ его каждый годъ въ числѣ студентовъ, особенно отличившихся благонравнымъ поведеніемъ * 2). А въ 1814 году, какъ „всегда примѣрный, по сипѣ академическаго устава, онъ былъ причисленъ къ сословію старшихъ не по должности, но въ знакъ благоволенія начальства“ 3). Ясно, что Григорій былъ самымъ исправнымъ студентомъ, могущимъ угодить даже на монашествующее начальство того времени, къ которому онъ, видимо, тяготѣлъ. Монашескія симпатіи Григорія скоро обнаружились. Передъ выпускнымъ экзаменомъ, когда Комитетъ испытанія потребовалъ отъ студентовъ подписку о выборѣ профессіи, Григорій объявилъ, что „желаетъ посвятить себя навсегда и непосредственно духовному званію“ 3).

Между тѣмъ К. Д. У., разсмотрѣвъ предложеніе митрополита Амвросія, опредѣлила—окончить занятія перваго академическаго курса въ іюлѣ 1814 года 4 *). Съ приближеніемъ этого времени, академія начала готовиться къ выпускному экзамену. Профессора спѣшили закончить курсы. Студенты усиленнѣе занимались. Составлялись программы испытаній, производились самыя испытанія, писались выпускныя сочиненія. Приближался день перваго собранія Конференціи С.-Петербургской духовной академіи. Приглашались почетные гости. Было составлено очень интересное приглашеніе на русскомъ и латинскомъ языкахъ:

х) Внутр. Правл. 1811 г. № 10: 1812 г. № 40; 1814 г. № 15.

2) К. Д. У. № 427, 620, 785, 1023. 8) А. С. С. 1814 г. № 740.

3) К. Д. У. № 1169.

*) Проф. Чистовичъ. „Исторія Спб. дух. академіи“. Спб. 1857 г.

стр. 226.

„Благодатію и промысломъ Всѳблагаго Бога, щедротами Благочестивѣйшаго Самодержца, трудами сословія, имѣющаго порученіе усовершить общее образованіе духовнаго юношества, вновь насажденный, ! напоенный, возращенный йертоградъ готовитъ дать перйый плодъ. Не тщеславясь симѣ, конечно, незрѣлымъ плодомъ, но страшась, чтобы не явиться недостойнымъ то-ликихъ попеченій и неблагодарнымъ къ такимъ благодѣяніямъ, отверзаетъ онъ свои двери и приглашаетъ благосклонныхъ покровителей и любителей просвѣщенія, особенно духовнаго, удостоить посѣщенія, взора и собственнаго испытанія представляемые ихъ вниманію слабые опыты основательныхъ и изящныхъ познаній“ *).

Numinis Optimi gratia et pro-videntia munificentia Piissimi Аотохраторос, nec non «Coetus, qui totius Juventutis Ecclesiasticae cultura perficienda commissa est, labore piantata, irrigata et aucta, primam parat recens vinea vinde-moniam. Proinde non fructu, quem immaturum celare nequit, superba, sed ne tantis curis indigna prorsus et ingrata iaceat. verita patenti ianua, erudition is imprimis. Sacrae Fauctores et Cultores Humanis-simos invitat qualeseunque tum solidiores imo, nidedignati fuerint, palpaturos et exploraturos“ *).

Собраніе обѣщало быть торжественнымъ. Къ самому дню собранія (13 августа) всѣ подготовительныя работы были удачно выполнены. Экзамены успѣшно закончились. У Григорія выпускной экзаменъ былъ самымъ удачнымъ за все время обученія его въ академіи. Возможно, что здѣсь сыграли роль симпатіи къ нему начальства и тяготѣніе самого Григорія къ монашеству. По всѣмъ предметамъ экзамена онъ удостоенъ 1-го разряда, кромѣ греческаго языка, по которому былъ причтенъ ко 2-му разряду. Въ разрядномъ спискѣ онъ занялъ мѣсто подъ № 3 2). 13 августа въ торжественномъ собраніи Конференціи онъ удостоенъ ученой степени магистра и имѣлъ честь закончить это собраніе своею рѣчью, въ которой благодарилъ высокихъ посѣтителей

г) Внутр. Правл. 1814 г. № 24. , 2) Внутр. Правл. 1814 г. № 24.

и покровителей просвѣщенія и благочестія за ихъ „дѣятельное и мудрое попеченіе“ *). Этотъ день былъ для Григорія началомъ многосложной его жизни въ обществѣ, полной труда и заботъ, постепенно возрастающихъ успѣховъ по службѣ и справедливыхъ наградъ. Григорій былъ оставленъ баккалавромъ при каѳедрѣ богословія * 2). Назначеніе въ помощники къ Филарету было очень лестнымъ для Григорія и побуждало его къ особенному научному усердію. 14 августа, по предложенію Филарета, Григорій занялъ должность академическаго библіотекаря 3). Однако первые успѣхи по службѣ не охладили прежнихъ намѣреній Григорія. Отъ природы склонный къ уединенной и созерцательной жизви, всегда сосредоточенный въ себѣ, онъ твердо рѣшилъ быть инокомъ, видя въ иночествѣ залогъ желаннаго ему жизненнаго идеала. Въ прошеніи къ митрополиту онъ писалъ: „по склонности моей къ уединенію и любви къ наукамъ, желаю поступить въ иноческое званіе, сему расположенію моему болѣе соотвѣтственное“ 4). Просьба его была удовлетворена: 25 августа онъ былъ постриженъ, 27-го посвященъ въ іеродіакона, а 28-го въ іеромонаха 5).

Принявъ постриженіе въ монашество, Григорій быстро пошелъ по ступенямъ административнаго возвышенія. 3 октября 1814 года онъ былъ избранъ членомъ Внѣшняго Академическаго Правленія 6), а 18 марта 1816 года былъ назначенъ инспекторомъ академіи 7). Въ томъ же году онъ былъ назначенъ вице-президентомъ Библейскаго общества 8); въ 1817 г.— членомъ Строительнаго Комитета, Высочайше учрежденнаго при С.-Петербургской духовной академіи 24 февраля 1817 г. 9); затѣмъ архимандритомъ Волоколамскимъ, Московской епархіи (29 іюля 1817 г.) 10); экстраординарнымъ профессоромъ

9 Журналъ 1-го собранія Конференціи Спб. дух. академіи, Спб. 1814, стр. 29—35; ср. проф. Чистовичъ. „Исторія Спб. д. а.“ стр. 235.

2) Внутр. Правл. 1814 г. № 35.

3) Жур, Внутр. Правл. 1814 г. 14 авг. ср. А. С. С. Архіер. форм. № 115; акад. форм. 1815, 1816, 1817. 1817, 1819 и 1824 гг.

4) А. С. С. 1814 г. № 740. 5) Внутр. Правл. 1814 г. № 37.

®) Внутр. Правл. 1814 г. № 45. К. Д. У. № 1233.

7) Внутр. Правл. 1816 г. Л» 15.

8) Проф. Чистовичъ. „Исторія перевода библіи на русскій языкъ“.

Спб. 1899 г. стр. 16—20.

9) К. Д. У. № 1887.

10) К. С. С. Арх. форм. M« 115.

академіи (1-го октября 1817 г.) *) и въ 1818 г., „по основательнымъ и ревностнымъ трудамъ... въ руководствованіи богословскаго класса собственными его лекціями“,—ординарнымъ профессоромъ 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Назначеніемъ на постъ инспектора академіи Григорій выдвигаются въ ряды первыхъ профессоровъ академіи. Какъ членъ Внутренняго и Внѣшняго Правленій академическихъ онъ пріобрѣлъ значеніе для всего С.-Петербургскаго духовноучебнаго округа. А какъ инспектору академіи, ему ввѣрялось воспитаніе юношей къ занятію высшихъ церковныхъ должностей и профессорскихъ каѳедръ въ семинаріяхъ. Съ назначеніемъ на должность инспектора Григорій отказался отъ обязанностей библіотекаря 3).

Какъ человѣкъ свѣжей энергіи и дѣла, Григорій уже въ это время пріобрѣталъ извѣстность въ сферахъ, заправляющихъ тогда церковно-общественною жизнью. Разумѣемъ Россійское Библейское Общество (6 декабря 1812 г.). Назначеніе Григорія вице-президентомъ этого общества высоко поднимало его въ глазахъ современниковъ, и уже теперь будущность сулила ему многое 4). Свое дѣловое участіе въ Библейскомъ Обществѣ Григорій обнаружилъ переводомъ на русскій языкъ книгъ Новаго Завѣта 5). Когда послѣдовала реакція и посыпались нападки не только на Общество, но и на самый переводъ, то послѣдній въ лицѣ Григорія нашелъ себѣ настойчиваго и горячаго защитника, какъ дѣла праваго, безъ котораго производительность русской богословской мысли была бы зданіемъ безъ фундамента 6 7). Своими совѣтами Григорій удерживалъ отъ рѣзкихъ выступленій противъ Общества нерасположеннаго къ нему м. Серафима (Гла-голевокаго т).

Будучи связанъ обязанностями инспектора академіи и вице-президента Библейскаго Общества, Григорій не отвле-

*) А. С. С. Арх. форм. № 115. 2) Внутр. Правя. 1818 г. № 35.

3) Внутр. Правя. 1816 г. № 15.

4) Проф. Чистовичъ. „Исторія перевода библіи на русскій языкъ“. Спб. 1899 г., стр. 19.

5) Ibid. стр. 154, прим. 1-е.

6) ІІроф.-прот. Соялертинскій. „Историческ. записка о Спб. д. а.“. Спб. 1910 г., стр. 24; ср. Львовъ. „Письма духовныхъ и свѣтскихъ лицъ къ митр. Моск. Филарету“. Спб. 1918 г., стр. 76.

7) Львовъ. „Письма къ Филарету“, стр. 64.

кался этимъ отъ ученыхъ занятій. Въ 1817 году онъ опубликовалъ капитальную ученую работу. Разумѣемъ его докторскую диссертацію „Commentatio de Prophetis in genere“ 1). Отзывы четырехъ почетныхъ докторовъ констатировали въ ней „обширныя и глубокія познанія“ 2). Нужно замѣтить, что Григорій былъ первымъ докторомъ изъ всѣхъ своихъ товарищей и первымъ докторомъ не „honoris causa“, а за спеціальную диссертацію. Естественно, что это выдвигало Григорія, какъ ученую силу, обращало на него новое вниманіе начальства и сопровождалось новыми знаками вниманія.

Въ 1819 году Филаретъ былъ переведенъ въ Тверь. Прямымъ кандидатомъ на освободившееся мѣсто ректора академіи былъ инспекторъ—архим. Григорій. Григорія желалъ видѣть ректоромъ и Филаретъ; его рекомендовалъ и митрополитъ. 25 марта 1819 г. К. Д. У. назначила ректоромъ академіи „извѣстнаго ей по способностямъ и отличнымъ дарованіямъ“ архим. Григорія 3). 14 апрѣля Григорій былъ назначенъ членомъ С.-Петербургской Духовной Консисторіи съ правомъ „присутствовать въ оной въ одно только свободное отъ другихъ упражненій время“ 4). 2-го мая указомъ Св. Сѵнода велѣно считать Григорія „подъ первоклассными ѳпар-шескихъ монастырей архимандритами по уваженію отличныхъ училищныхъ должностей, имъ занимаемыхъ“ 5). Въ этомъ же году Григорій состоялъ членомъ „Временнаго Комитета для составленія дополнительныхъ правилъ, относящихся до духовной цензуры“ 6). 21 августа 1821 года Высочайшимъ указомъ онъ назначенъ членомъ Комиссіи Духовныхъ Училищъ 1). И, наконецъ,- 23 апр. 1822 г.—епископомъ Ревельскимъ, викаріемъ С.-Петербургской епархіи, съ оставленіемъ въ должности ректора 8).

9 Конф. 1817 г. № 97. 14 іюля 1817—единогласно избранъ Конференціей Спб. духовной академіи; 16 іюля—утвержденъ К. Д. У, а 18 получилъ докторскій крестъ.

2) Конф. 1817 г. № 97. Михаилъ (Десницкій), архіеп. Черниговскій; Серафимъ (Глаголевскій), архіеп. Тверской; архим. Филаретъ (Дроздовъ), ректоръ С.-Петербургской духовной академіи и архим. Иннокентій (Смирновъ), ректоръ С.-Петербургской духовной семинаріи; К. Д. У. № 1972.

3) К. Д. У. № 2471; Внутр. Правл. 1819 г. № 29; Конф. 1819 г. № 222; журн. Конф. 14 апр. 1819 г.

4) Внутр. Правл. 1819 г. № 33.

5) А. С. С. 1819 г. № 403; Внутр. Правл. 1819 г. № 43.

6) Конф. 1819 г. № 2. 7) К. Д. У. № 3028.

8) А. С. С. 1822 г. № 419; Внутр. Правл. 1822 г. № 51.

Какъ ректору академіи, Григорію ввѣрялась теперь вся академія, та академія, о которой еще недавно такъ заботились и которая еще недавно интересовала все русское общество. Самому Григорію было лестно не только это назначеніе, но и то, что онъ являлся преемникомъ знаменитаго учителя своего и друга Филарета. ‘ И Григорій съ честью несъ дѣло, переданное ему послѣднимъ. Ревизорскій отчетъ Филарета за 1819 годъ и частыя награды Григорія подтверждаютъ это. 1819 года по отличному о немъ и хорошему объ академіи отзыву Филарета онъ былъ пожалованъ орденомъ св. Владиміра 3 ст.1). Въ 1821 году — „въ возданіе усердной и отличной службы по училищной части“—Григорій был*> Высочайше награжденъ наперснымъ крестомъ, украшеннымъ алмазами 2 3). А въ 1823 г., по представленію м. Серафима, „за долговременные и усердные труды по С.-Петербургской духовной академіи“ и „въ воздаяніе дѣятельныхъ попеченій о духовномъ просвѣщеніи“—орденомъ св. Владиміра 2 ст. 8).

Но всѣ награды и высокія назначенія блекнутъ и становятся менѣе высокими передъ назначеніемъ Григорія членомъ К. Д. У. Григорій замѣнилъ въ ней оставившаго Сѵнодъ и К. Д. У. и уѣхавшаго въ свою епархію Филарета (Дроздова) 4). Намъ извѣстенъ уже первый составъ К. Д. У., сфера ея дѣятельности и церковно-государственная компетентность. Ко времени назначенія Григорія членомъ К. Д. У., особыхъ перемѣнъ въ ней не произошло. Слѣдовательно, это назначеніе выдвигало Григорія въ рядъ важнѣйшихъ іерарховъ русской церкви, вѣдающихъ все духовно-учебное дѣло. Высокое для Григорія,—оно было важно для духовной школы. Быстрый ростъ послѣдней, взлелѣянной рукою Благословеннаго Государя. и упроченной трудами его славныхъ сподвижниковъ, скоро вызвалъ черную реакцію, въ которой нѳславную роль сыгралъ кіевскій митрополитъ Евгеній (Болховитиновъ) 5). Реакціонеры порицали учебныя руководства,

*) К. Д. У. № 2541; Внутр. Правя. 1819 г. № 103; 17 сент. 1819 г.

2) А. С. С. 1821 г. № 954; 13 авг. 1821.

3) А. С. С. 1823 г. № 1213; К. Д. У. № 3588; Внутр. Правя. 1823 г.

№ 91; 18 ноября 1823 г.

4) Проф. Чистовичъ. „Руководящіе дѣятели духовнаго просвѣщенія въ Россіи въ первой половинѣ текущаго столѣтія“, Спб. 1894 г. стр. 212.

5) Львовъ. „Письма къ Филарету“, стр. 81—83.

вдругъ показавшіяся либеральными, самый методъ преподаванія въ академіяхъ (лекціонный), присужденіе оканчивающимъ академію ученыхъ степеней и т. д. Здѣсь то и показалъ себя горячій поборникъ обновленной академіи и зарождающейся самостоятельной русской богословской науки, ректоръ академіи, архим. Григорій. Онъ смѣло отстаивалъ и отстоялъ присужденіе ученыхъ степеней и убѣдительно доказалъ пользу преподаванія богословія на русскомъ языкѣ, противъ котораго особенно возставали*). Выпускной экзаменъ 1825 года, когда присутствующіе были поражены работоспособностью и занятіями студентовъ, является фактомъ, краснорѣчиво подтверждающимъ теоретическія доказательства Григорія... * 2). Такое направленіе дѣятельность „Григорія имѣла во все дальнѣйшее время существованія К. Д. У., членомъ которой онъ оставался до самаго закрытія ея (1839 г.). 23 апрѣля 1822 года Государь повелѣлъ архим. Григорію быть Епископомъ Рѳвельскимъ 3).

Въ самомъ концѣ ректорства Григорій былъ назначенъ „Президентомъ Комитета для разсмотрѣнія вредныхъ книгъ“ 1825 г. *). На этомъ новомъ поприщѣ Григорій не успѣлъ зарекомендовать себя особою дѣятельностью, такъ какъ въ самомъ началѣ 1826 года долженъ былъ оставить С.-Пѳтѳр-бургъ за назначеніемъ въ Калугу. Для насъ важенъ самый фактъ назначенія Григорія президентомъ, такъ какъ онъ стоитъ въ непосредственной связи съ исторіей мистицизма въ Россіи, сыгравшаго важную церковно-общественную роль въ первой половинѣ XIX столѣтія. Дѣло, на которое былъ назначенъ Григорій, было насколько важно, настолько и отвѣтственно. Ему поручалось доказать неправославіе и общественный вредъ того, что нѣкогда раздѣлялъ самъ Государь и его правительство... Началось разсмотрѣніе и критика обильной мистической литературы, повлекшія за собою уничтоженіе этой литературы, закрытіе Библейскаго Общества, паденіе Голицына и уничтоженіе мистическихъ клубовъ Котельниковой и Татариновой 5).

9 Тамъ же.

2) Проф. Чистовичъ. Руководящіе дѣятели“—стр. 251—253; К. Д. У. 4001. Самчевскій. „Воспоминанія“. Кіевская Старина. 1893 г, № 11, стр. 359—361.

3) А. С. С. 1822 г. № 419. 4) Конф. 1826 г. № 136.

5) См. о мистицизмѣі Прав. Собесѣд. 1885 г. П. Знаменскій „Чтенія

изъ исторіи русской церкви за время царствованія импер. Александра I“;

За время рѳктуры Григорій три раза ревизовалъ С.-Петербургскую духовную семинарію и одинъ разъ обозрѣвалъ, по порученію К. Д. У., С.-Петербургскую духовную академію. Въ отчетахъ о семинаріи онъ обращалъ большое вниманіе на экономическую часть и ходатайствовалъ объ улучшеніи внѣшняго быта семинаристовъ *). Въ отчетѣ объ академіи, доказывая важность для православнаго богослова греческаго языка, онъ ходатайствовалъ объ усиленіи его преподаванія * 2). 28 августа 1821 года онъ былъ избранъ Членомъ Императорской Россійской Академіи Наукъ 3). А 17 іюля 1824 года почетнымъ членомъ Императорскадо Человѣколюбиваго Общества 4).

Мы уже говорили, что въ самомъ началѣ 1826 года Григорій долженъ былъ оставить С.-Петербургъ. 4 января онъ былъ назначенъ еп. Калужскимъ 5). Переводъ на епархію былъ началомъ новыхъ административно-іерархическихъ успѣховъ Григорія. Въ этомъ же году (1826) онъ вызывается для присут-сгвованія на коронаціи императора Николая 16 7), а въ 1827 году для присутствованія въ Св. Сѵнодѣ 1). Потомъ слѣдуютъ переводы: въ Рязань—архіепископомъ 8), въ Тверь 9) и Ка-

Проф. Чистовичъ. „Исторія перевода библіи на русскій языкъ“, „Руководящіе дѣятели духовнаго просвѣщенія“; статья Доброклонскаго въ Прав. Соб. за 1885 г. и др.

г) Въ 1819 г,—К. Д. У. Jfe 2617; въ 1821 г.—К. Д. У. № 3014; Внѣш. Правл. 1821 г. № 183; и въ 1823 г. К. Д. У. № 3483; Внѣш. Правя. 1823 г. № 127.

2) К. Д. У. № 4001. 3) А. С. С. Архіер. форм. № 115.

4) А. С. С. Архіер. форм. № 115.

5) А. С. С. Архіер. форм. № 83. Назначеніе въ Калугу прошло съ

какимъ то замѣшательствомъ. Синодъ представилъ туда (12 янв. 1825 г.):

Владиміра, еп. Курскаго, Парѳенія—Владимірскаго, и Павла—Харьковскаго. Но изъ нихъ никто не былъ переведенъ. 23 янв. 1825 г. Синодъ представилъ новыхъ кандидатовъ: Григорія, ІІоликарпа, ректора Московской дух. академіи и архим. Новоспасскаго монастыря, и Евсевія, ректора Костромской дух. семинаріи и архим. Костромскаго второкласснаго Богоявленскаго монастыря. Но и изъ этихъ никто сразу назначенъ не былъ. Высочайшая резолюція состоялась лишь 4 янв. 1826 г.

6) Кіевская Старина 1893 г. № 11. Самчевскій. „Воспоминанія“,

стр. 363; Іеором. Леонидъ „Исторія церкви въ предѣлахъ нынѣшней Калужской губерніи и Калужскіе іерархи“. Калуга, 1876 г., стр. 204.

7) А. С. С. 1827 г. № 303; 23 февр. 1827 г.

8) А. С. С. 1828 г. 288; 3 марта 1828 г.

9) А. С. С. 1832 г. № 572; 25 іюля 1831 г.

зань *) и назначенія: въ члены-Св. Сѵнода 3), во Временный Комитетъ для пересмотра переводовъ священныхъ и богослужебныхъ книгъ на татарскій языкъ 3), и въ Секретный Комитетъ по дѣламъ раскольниковъ и отступниковъ отъ православія 4).

Съ назначеніемъ на епархію Григорію ввѣрялась новая сфера дѣятельности; теперь отъ него требовалась полная самостоятельность. И Григорій наилучшимъ образомъ оправдалъ довѣріе Сѵнода. Онъ всецѣло отдался дѣламъ своей епархіи. Онъ заботился о проповѣданіи Слова Божія, объ обращеніи раскольниковъ, сектантовъ, мусульманъ и язычниковъ къ православной церкви, объ улучшеніи содержанія монастырей, о поднятіи престижа духовенства и о благо-состояніи прихода. Въ Калугѣ онъ ввелъ нѣчто въ родѣ выборнаго начала, уважая основательнымъ просьбамъ прихожанъ за или противъ какого-нибудь священника. „Заруч-ное добрѳнье“ практиковалъ онъ и въ Твери. Много вниманія удѣлялъ онъ духовно-учебнымъ заведеніямъ, расширяя ихъ, перестраивая, улучшая содержаніе учениковъ и щедро жертвуя въ нихъ книги изъ своей богатой библіотеки. Но любимымъ дѣломъ Григорія были заботы миссіонерскія. Въ цѣляхъ миссіонерскихъ онъ неоднократно обозрѣвалъ самые отдаленные уѣзды своихъ епархій, неоднократно давалъ наставленія священно-церковно-служителямъ и нерѣдко самъ бесѣдовалъ съ раскольниками. Тверская епархія обязана ему противораскольническою библіотекою, противотатарская миссія въ Казани—переводомъ священныхъ и богослужебныхъ книгъ на татарскій языкъ; всѣ высшія и среднія духовныя школы—миссіонерскими отдѣленіями. А Казанская духовная академія обязана Григорію образцовою постановкою миссіонерскаго отдѣленія, „Православнымъ Собесѣдникомъ“ и богатѣйшей библіотекой рукописей и старопечатныхъ книгъ Соловецкаго монастыря и Ниловой пустыни. Въ бытность архіѳп. Тверскимъ, Григорію пришлось въ силу Высочайшаго назначенія быть первоприсутствующимъ на торжествѣ * 2 3

*} А. С. С. 1848 г. № 337; 1 марта 1848 г.

2) А. С. С, 1829 г. № 185; 2 марта 1829 г.

3) Церк. Лѣтоп. I860 г. Шавровъ. „Преосвящ. Григорій, митрополитъ Новг. и Спб.“ стр. 382. Историко-стат. свѣдѣнія о Спб. епархіи, 7. ѴШ; стр. 66.

*) А. С. С. 1850 г. № 621.

открытія мощѳй святителя Митрофана, еп. Воронежскаго *). За успѣшное выполненіе этой сложной миссіи Григорій былъ награжденъ брилліантовою панагіею 2). Епархіальная дѣятельность Григорія значительно стѣснялась присутствова-ніѳмъ его въ Св. Сѵнодѣ. Здѣсь онъ былъ съ 1827 года до 1837 года, затѣмъ съ 1850 года до самой смерти. Перерывъ съ 1837 года до 1850 года объясняется болѣзнью Григорія. Отъ усиленныхъ занятій въ молодости, въ бытность профессоромъ, и отъ постоянной любви • къ чтенію впослѣдствіи у него совсѣмъ ослабѣли глаза; это и было причиною того, что въ 1837 году Григорій увольняется въ епархію сначала на два года 3), а потомъ остался въ ней „безсрочно, впредь до совершеннаго поправленія здоровья“ 4). Интересно, что во второй періодъ присутствованія Григорія въ Сѵнодѣ сначала онъ былъ вызванъ лишь на одинъ годъ, а потомъ этотъ годъ все откладывался до самаго назначенія Григорія С.-Петербургскимъ митрополитомъ. Пять разъ Государь повелѣвалъ продлить срокъ присутствованія Григорія въ Синодѣ 5). Возможно, что это объясняется миссіонерскими занятіями Григорія, которыя привѣтливо были встрѣчены въ сферахъ. Присутствованіѳ Григорія въ Сѵнодѣ въ этотъ періодъ закончилось участіемъ въ коронаціи Императора Александра ІІ-го 6 *) и возведеніемъ въ санъ Митрополита 1).

Прочія обстоятельства жизни Григорія времени епархіальной службы до 1855 года таковы: 22 августа 1826 г., послѣ коронаціи Императора Николая I онъ былъ награжденъ орденомъ Анны I ст.8). Въ этомъ же году онъ былъ избранъ почетнымъ членомъ Конференціи Московской духовной академіи9). 27 мая 1827 года—почетнымъ членомъ Конференціи С.-Петербургской духовной академіи 10), при чемъ это избраніе почему-то было повторено еще разъ въ 1850 годуп), и

О Прот. Чередѣевъ. „Біографіи Тверскихъ іерарховъ“. Тверь. 1859 г. стр. 175.

2) А. С. С. Архіер. форм. № 115. 3) А. С. С. 1837 г. № 520.

4) А. С. С. 1839 г. № 308.

5) А. С. С. 1851 г. № 674; 1852 г. № 892; 1853 г. № 753; 1854 г.

№ 658; 1855 г. № 375.

А. С. С. 1856 г. jV» 660; 26 авг. 1856 г.

7) А. С. С. 1856 г. № 1556; 26 авг. 1856 г.

8) А. С. С. Архіер. форм. 115. 9) К. Д. У. № 4282.

10) К. Д. У. № 4509; 27 мая 1824 г. Конф. 1827 г. № 174.

п) Конф. 1850 г. № 178; А. С. С. 1850 г. № 1250.

21 декабря 1851 года — почетнымъ членомъ Императорскаго Археологическаго Общества *). Въ 1839 г. Григоріи ревизовалъ Тверскую духовную семинарію * 2), а въ 1852 г. обозрѣвалъ Казанскую духовную академію 3). 26 марта

1839 г. онъ былъ награжденъ орденомъ св. Александра Невскаго 4). 3-го апрѣля 1849 г.—алмазнымъ крестомъ для ношенія на клобукѣ 5 *), 30 марта 1852 г.—алмазными знаками къ ордену св. Александра Невскагое). Всѣ орденскія грамоты подчеркиваютъ благоразумное управленіе епархіей, постоянное назиданіе паствы, ревностную заботу о духовно-учебныхъ заведеніяхъ и о приготовленіи достойныхъ проповѣдниковъ слова Божія для племенъ еще не озаренныхъ свѣтомъ Хри-стота Евангелія.

Постоянное присутствованіе Григорія въ Св. Синодѣ, вызовъ его на коронацію Императора Александра II и возведеніе въ санъ митрополита говорятъ за то, что Григорій сталъ необходимымъ человѣкомъ въ столицѣ, что его дѣятельность входила въ центръ церковной и общественной жизни. Поэтому, когда скончался (17 сѳнт. 1856 г.) митрополитъ Никаноръ (Клементьевскій), петербургская каѳедра естественно должна была перейти къ Григорію, быть можетъ съ этою цѣлью заранѣе возведенному въ санъ митрополита 7). Въ Высочайшемъ рескриптѣ, на имя Григорія, Государь писалъ: „При назначеніи преемника почившему о Господѣ митрополиту Никанору, Я принялъ во вниманіе ваше многолѣтнее духовное иоприще, полезное для церкви, назидательное для паствы и исполненное разнообразныхъ заслугъ, уже пріобрѣтшихъ вамъ лично санъ митрополита, и почему призналъ за благо ввѣрить вамъ обѣ епархіи, бывшія въ его управленіи. Отличающія васъ строгія правила и кроткія чувства христіанскаго благочестія внушаютъ мнѣ несомнѣнную надежду видѣть управленіе ваше совершающимся въ духѣ любви и мира, теплой пастырской заботливости о словесномъ стадѣ Христовомъ и просвѣщенной ревности о стро-

‘) А. С. С. Архіер, форм. № 115: 21 дек. 1851 г.

2) К. С. С. 1839 г. № 715; 17 іюня 1839 г.

3) А. С. С. 1852 г. № 984; 2 мая 1852 г.

4) А. С. С. 1839 г. № 267; 26 марта 1839 г.

5) А. С. С. 1849 г. № 503; 3 апр. 1849 г.

в) А. С. С. 1852 г. № 802; 30 марта 1852 г.

7) А. С. С. 1856 г. 1648; Внутр. Правя. 1856 г. № 43.

гомъ охраненіи древнихъ спасительныхъ уставовъ православія, зиждущихъ благо церкви и Нашего любезнѣйшаго отечества“ *). Одновременно съ переводомъ въ С.-Петербургъ Григорій былъ назначенъ Главнымъ Попечителемъ и Предсѣдателемъ Императорскаго Человѣколюбиваго Общества * 2).

Нужно отмѣтить, что назначеніе такого просвѣщеннаго и ревностнаго митрополита, какъ Григорій, какъ нельзя лучше, соотвѣтствовало времени и обстоятельствамъ. Русское общество переживало тогда эпоху великихъ реформъ царствованія Александра II. Совершалось приснопамятное освобожденіе крестьянъ. Вѣковѣчное рабство готово было пасть по манію царя, и народу освобожденному предстояло увидѣть новый свѣтъ, начать свою исторію. Духовно-нравственныя силы общества приходили въ особенное напряженіе. Каждый день рождалъ новые вопросы, требуя отвѣта у лицъ поставленныхъ во главѣ той или иной группы людей. Митрополитъ Григорій, сдѣлавшись русскимъ первосвятителемъ, съ честью несъ свое отвѣтственное положеніе. Какъ человѣкъ просвѣщенный, онъ благосклонно смотрѣлъ на сложную соціальную ломку, ибо предвидѣлъ блага ея, какъ для государства россійскаго, такъ и для личности русскаго гражданина. Въ спеціальной сферѣ просвѣтительной Григорій зарекомендовалъ себя въ это время такимъ свободомысліемъ, которое и теперь можетъ показаться нѣкоторымъ очень близкимъ къ эмансипаціи. Для распространенія в ь обществѣ богословскихъ знаній и для утвержденія его въ истинахъ христіанскаго православнаго вѣроученія, Григорій проектировалъ: во-1-хъ, „разрѣшить лицамъ всякаго званія и пола присутствовать при чтеніи лекцій въ С.-Пѳтераургской духовной академіи, во всякое время, когда пожелаютъ“, и, во-2-хъ, „дозволить наставникамъ академіи, членамъ академической конференціи и вообще лицамъ духовнаго сословія читать публичныя лекціи въ С.-Петербургской академіи по всѣмъ предметамъ духовнаго образованія съ тѣмъ, чтобы предварительно представляемы были программы таковыхъ лекцій и чтобы къ слушанію лекцій допускались всѣ безплатно“ 3). Какъ и слѣдовало ожидать, этому проэкту не

*) А. С. С. 1856 г. № 1648.

2) А. С. С. Архіер. форм. № 115; 24 окт. 1856 г.

3) Внутр. Правл. 1859 г. № 1189.

суждено было осуществиться. 25 августа 1859 года онъ былъ представленъ Государю, но не разсматривался до 22 апрѣля 1868 года, когда списокъ съ него былъ отправленъ „для соображеній“ къ преосвященному Нектарію (Надеждину), предсѣдателю Комитета по преобразованію духовной академіи, а оригиналъ попалъ въ Сѵнодскій архивъ, такъ какъ „дѣло по сему предмету почти конченымъ“ 1).

Вниманіемъ и благосклонностью Григорій заявилъ себя по отношенію къ духовно-учебнымъ заведеніямъ г. С.-Петербурга. Въ 1857 г. онъ обозрѣвалъ С.-Петербургскую духовную академію 2). Въ 1858 г., по его иниціативѣ были перевезены въ академію драгоцѣнныя рукописныя и старопечатныя библіотеки Новгородскаго Софійскаго собора и Кирилло-Бѣлоозѳрскаго монастыря 3). Въ 1859 г. онъ образовалъ поощрительный капиталъ въ 3500 руб. 4). И, наконецъ, три четверти собственной богатой библіотеки завѣщалъ С.-Петербургской духовной академіи и семинаріи 5).

Почетныя избранія и Высочайшее вниманіе были законною наградою сложной и полезной церковно-административной и просвѣтительной дѣятельности Григорія. Онъ былъ почетнымъ членомъ академіи наукъ 6 *), Конференціи Казанской духовной академіи 1), Императорскаго Казанскаго Университета 8), Императорскаго С.-Петербургскаго Университета 9) и Комитета для всенароднаго распространенія грамотности, учрежденнаго при Императорскомъ Московскомъ Обществѣ Сельскаго Хозяйства 10 *). Три раза Григорій получалъ Высочайшую благодарность за дѣятельность въ Императорскомъ Человѣколюбивомъ Обществѣ ”)• й былъ награжденъ брилліантовой панагіей 12), орденомъ Св. Андрея Пер-

*) Церк. Лѣтоп. 1860 г. Шавровъ. „Преосвящ. Григорій, митроп. Новг. и Спб.“, стр. 400; Внутр. Правл. 1859 г. № 1.

2) Внутр. Правл. 1857 г. № 54.

3) Внутр. Правл. 1858 г. № 38; 1859 г. № 19; А. G. С. 1858 г. №№ 1775, 2155.

4) Церк. Вѣстн. 1893 г. № 48. 5) А. С. С. 1861 г. № 1001.

в) А. С. С. Архіер. форм. № 115; 29 дек. 1856 г,

7) Арх. Каз. дух. акад. Конф. 1857 г. № 6; см. Знаменскій. „Исторія

Казанской дух. акад.“. Каз. 1891 г., стр. 280.

8) Ibid. 8 мая 1857 г. 9) ІЬір. 20 янв. 1858 г.

10) Ibid. 27 марта 1859 г.

“) Ibid. 10 янв. 1858 г.; 30 янв. 1859 г. А. С. С. 1860 г. № 775.

12) А. С. С. Архіер. форм. X® 115; 7 авг. 1857 г.

возваннаго *) и орденомъ Спасителя Большого креста отъ короля Греческаго * 2).

Такъ доблестно текла долгая жизнь первосвятитѳля русской церкви, преосвященнаго митрополита Григорія. Непрерывными трудами запечатлѣна она, трудами на пользу православной вѣры, русской богословской науки и просвѣщенія русскаго общества. Знаками всеобщаго вниманія былъ убранъ путь его. Невѣроятной казалась мысль, что будетъ время, когда этотъ свѣтвый умъ перестанетъ свѣтить русскому обществу, когда эта горячая вѣра перестанетъ согрѣвать стадо словесныхъ овецъ, когда это доброе сердце перестанетъ биться чувствами святаго восторга отъ успѣховъ православія и науки и чувствами братскаго участія ко всѣмъ обездоленнымъ. Отъ природы митрополитъ былъ крѣпкаго здоровья. Скромное происхожденіе и нормальный образъ жизни предохранили его организмъ отъ преждевременной слабости. Но тѣмъ не менѣе ему было уже 76 лѣтъ. Смерть могла явиться всякую минуту. И она явилась, когда святитель отдавалъ послѣдній христіанскій долгъ своему собрату. 1-го іюня 1860 года, совершая выносъ тѣла прѳ-освящ. Елпидифора, Архіепископа Таврическаго, Григорій простудился. 3-го простуда обнаружилась, по утвержденію врачей, въ неопасной формѣ 3). Митрополитъ ходилъ и разсматривалъ срочныя дѣла. Но далѣе болѣзнь прогрессировала, принимая тяжелую форму. 16 го Григорій исповѣды-вался и пріобщился. Въ этотъ же день ѳп. Рѳвѳльскій Леонтій совершилъ надъ нимъ таинство Елеосвященія. А въ 3 часа утра 17-го іюня, послѣ тяжкихъ мученій, Григорія совсѣмъ не стало 4). Передъ выносомъ праха почившаго ректоръ С.-Петербургской духовной семинаріи, архим. Платонъ въ своей рѣчи говорилъ: „осиротѣла паства митрополита. Осиротѣли и надежды, которыя возбуждала неутомимая пастырская дѣятельность митрополита и его пламенная рѳв-

*) Внутр. Правл. 1S59 г. № 29; 12 апр. 1859 г.; „уважая пастырскую ревность, являемую въ общихъ дѣлахъ отечественной церкви и въ управленіи ввѣренными паствами, съ стремленіемъ утверждать въ народѣ древнее вселенское благочестіе и внушать теплую о семъ заботу въ сердца духовныхъ питомцевъ, будущихъ служителей вѣры“...

2) Ар. С. С. Архіер. форм. № 115; разрѣшено принять и носить— 10 сент. 1859 г.

3) А. О. С. 1860 г. № 1226.

4) А. О. С. 1860 г. № 1291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность о церкви и православной вѣрѣ“ *). 22-го іюня была совершена заупокойная литургія и отпѣваніе * 2 3 4). Къ отпѣванію прибылъ Государь съ великими князьями. Погребенъ митрополитъ Григорій въ Лаврской Благовѣщенской церкви.

Послѣ смерти митрополита Григорія найдены два собственноручныхъ его завѣщанія, по которымъ его богатая библіотека переходила въ С.-Петербургскую и Казанскую академіи и въ С.-Петербургскую духовную семинарію, а имущество завѣщалось лаврской ризницѣ и архіерейскимъ ризницамъ епархій, въ которыхъ онъ служилъ до С.-Петербурга, тѣмъ, кто служилъ ему при жизни, и лаврской братіи *). Профессоръ Нистовичъ, описывая кончину Григорія, говоритъ: „Академія надолго сохранитъ въ своей памяти дорогое имя этого достойнѣйшаго архипастыря, всегда съ горячимъ участіемъ относившагося къ дѣлу духовнаго просвѣщенія“ *) *).

В. Никифоровъ.

*) Церк. Дѣтоп. 1860 г. Шавровъ. „Преосвящ. Григорій, митроп. Новг. и Спб.“ стр. 430, Историко-стат. свѣдѣнія о Спб. епархіи“, 7. VIII, стр. 74.

2) Отпѣваніе совершали: Димитрій, архіеп. Херсонскій, Антоній, еп. Кишиневскій, Григорій, еп. Калужскій, Нектарій, еп. Выборгскій (ректоръ академіи), Леонтій, еп. Ревельскій, и Духовникъ И. И. В. Бажановъ.

3) А. С. С. 1861 г. № 1001.

4) Проф, Чистовичъ. „С.-Петербургская духовная академія за послѣднія 30 лѣтъ“ (1858—1888 гг.). Спб. 1889 г., стр. 17.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.