Научная статья на тему 'Митрополичьи бояре из рода Бяконта'

Митрополичьи бояре из рода Бяконта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Novogardia
Область наук
Ключевые слова
МИТРОПОЛИЧЬИ БОЯРЕ / БЯКОНТ / ГОСУДАРЕВ ДВОР / СТАРОДУБСКАЯ ВОЙНА / METROPOLITAN BOYARS / BYAKONT / SOVEREIGN'S COURT / STARODUB WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савосичев А.Ю.

В данной статье рассматриваются сведения о митрополичьих боярах из рода Бяконта. Автор приходит к выводам, что, во-первых, двор главы РПЦ формировался так же, как и другие удельные дворы из тех же служилых фамилий, что и Государев двор. Во-вторых, кругу высших светских вассалов митрополита Московского свойственна та же черта, что и придворной среде русских государей генеалогическая замкнутость. На протяжении полутора веков истории митрополичьего двора его бояре происходили только из одной семьи. В-третьих, между митрополичьими и великокняжескими боярами прослеживается определенный параллелизм функций. Они держали в своих руках все нити административного управления, а также возглавляли митрополичий полк на Стародубской войне. И, наконец, в-четвертых, история различных отраслей рода потомков Степана Феофановича демонстрирует процесс постепенного взаимопроникновения митрополичьего и Государева дворов. Вассалы главы РПЦ переходят на службу к царям Московским, государевы слуги назначаются в светский аппарат Церкви. Слияние двух структур стало одной из предпосылок реализации модели государственной Церкви в Синодальный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metropolitan Boyars from the Byakont Family

This article discusses information about the metropolitan boyars from the Byakont clan. The author comes to the conclusion that, firstly, the court of the head of the Russian Orthodox Church was formed, like other specific yards, from the same service names as the Sovereign's court. Secondly, the circle of the higher secular vassals of the Metropolitan of Moscow is characterized by the same feature as the court environment of the Russian sovereigns genealogical isolation. Over the course of one and a half centuries of the history of the metropolitan court, his boyars came from only one family. Thirdly, a certain parallelism of functions can be traced between the metropolitan and grand-princely boyars. They held in their hands all the threads of administrative management and also led the metropolitan regiment in the Starodub War. And finally, fourthly, the history of the various branches of the descendants of Stepan Feofanovich demonstrates the process of gradual interpenetration of the Metropolitan and Sovereign households. The vassals of the head of the Russian Orthodox Church pass to the service of the tsars of Moscow, sovereign servants are appointed to the secular apparatus of the Church. The merge of the two structures has become one of the prerequisites for the implementation of the model of the state Church in the synodal period.

Текст научной работы на тему «Митрополичьи бояре из рода Бяконта»

УДК 94(47).04 ББК 63

DOI 10.25797/Ш.2019.4.4.010

А. Ю. Савосичев МИТРОПОЛИЧЬИ БОЯРЕ ИЗ РОДА БЯКОНТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются сведения о митрополичьих боярах из рода Бяконта. Автор приходит к выводам, что, во-первых, двор главы РПЦ формировался так же, как и другие удельные дворы - из тех же служилых фамилий, что и Государев двор. Во-вторых, кругу высших светских вассалов митрополита Московского свойственна та же черта, что и придворной среде русских государей - генеалогическая замкнутость. На протяжении полутора веков истории митрополичьего двора его бояре происходили только из одной семьи. В-третьих, между митрополичьими и великокняжескими боярами прослеживается определенный параллелизм функций. Они дер-

По мнению новейшего исследователя митрополичьего двора А. В. Кузьмина, первым упоминанием митрополичьих бояр следует считать сообщение Рогожского летописца о посылке митрополитом Феогностом в Константинополь в 1353 г. Артемия Коробьина и Михаила Гречина Щербатого1. Это вполне вероятно, хотя справедливости ради следует отме-

1 Кузьмин А. В. На пути в Москву: очерки генеалогии военно-служилой знати Северо-Восточной Руси в XIII - середине XV вв. Т.2. М., 2015. С. 14.

жали в своих руках все нити административного управления, а также возглавляли митрополичий полк на Стародубской войне. И, наконец, в-четвертых, история различных отраслей рода потомков Степана Феофановича демонстрирует процесс постепенного взаимопроникновения митрополичьего и Государева дворов. Вассалы главы РПЦ переходят на службу к царям Московским, государевы слуги назначаются в светский аппарат Церкви. Слияние двух структур стало одной из предпосылок реализации модели государственной Церкви в Синодальный период.

Ключевые слова: митрополичьи бояре, Бяконт, Государев двор, Стародубская война.

тить, что в источнике они боярами не названы2.

По данным А. В. Кузьмина, Феогносту служили бояре Артемий Коробьин и Михаил Щербатый; Алексию - Федор Шолохов, Иван Артемьевич Коробьин с братом Андреем, Невер Бармин и Степан Ильин Кловыня; Киприану - Андрей Ослебятя, Дмитрий Афинеевич, Степан Феофанович Бяконтов, Демьян Райкович, Михаил Рай, Михаил Биреев и Юрий

2 ПСРЛ. Т.15. Вып.1. М., 2000. Стб. 62.

Протопопин; Фотию - Акинф Осле-бятев3.

Степан Феофанович принадлежал к одной из древнейших аристократических фамилий - роду Федора Бяконта, будучи его внуком. Родоначальником собственно Фоминых был внук Бяконта Степан Феофанович (Данилович). «И Степана князь великий Василей Дмитреевичь далъ Киприяну Митрополиту въ бояря»4. Генеалогия его потомков в родословных книгах всех редакций выглядит одинаково (кроме Летописной, где росписи рода Бяконта нет)5. Посему ниже ссылаемся только на Бархатную книгу.

В жалованной Ивана III на митрополичью слободку Караш от 17 марта 1483 г. упоминается мена Алексина на Караш, осуществленная при митрополите Киприане. На мене были митрополичьи бояре чернец Андрей Ослебять (форма творительного падежа Ослебятем), Дмитрий Афинеевич, Степан Фофанович, Демьян Райкович и Михаил Рай. Сама мена была совершена не ранее 6 марта 1390 г. и не позднее 13 февраля 1392 г. [6, с. 40].6.

3 Кузьмин А. В. На пути в Москву: очерки генеалогии военно-служилой знати Северо-Восточной Руси в XIII - середине XV вв. Т.2. С. 18, 19, 39-40.

4 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих ... (Бархатная книга). М., 1787. С. 276.

5 Архив СПб ИИ РАН. Колл.115. №106. Л.78об.; Памятники истории русских служилого сословия (Далее — ПИРСС). М., 2011. С. 88; РГА-ДА. Ф.181. №173. Л.220; РИИР. Вып.2. М., 1977. С. 123-124; Родословная книга // ВОИДР. Кн. 10. М., 1851. Материалы. С. 100, 179.

6 Акты феодального землевладения и хозяйства XIV - XVI веков (далее - АФЗХ). Ч.1. М., 1951. №1. С. 24; Кузьмин А. В. На пути в Москву: очер-

У Степана было два сына: Юрий и Данила7. Юрий занимал должность конюшего и десятинника. Ок. 1440-1447 гг. он послушествовал в данной в Бежецком Верхе8. В формулярном изводе послания митрополита Ионы кн. Михаилу Андреевичу Верейскому, датируемом издателями ок. 1451 г., описан конфликт между Юрием и вышгородскими соборными попами. Юрий назван боярином9. О службе Данилы Степановича данных нет. Утверждение В. Б. Кобрина о его боярстве, к сожалению, не подкреплено ссылкой на источник10.

У Юрия Степановича было два сына -Федор и Василий, а у Данилы Степановича - Фома и Никита. Бархатная книга указывает, что Федор и Василий, бояре митрополита Геронтия, а Фома и Никита -«были оба в боярех»11.

Федор Юрьевич 4 января 1467 г. как митрополичий дворецкий от имени митрополита Филиппа произвел обмен вотчин своего сюзерена. В меновной послушествовал митрополичий боярин Фома Данилович, двоюродный брат дво-

ки генеалогии военно-служилой знати Севе-

ро-Восточной Руси в XIII - середине XV вв. Т. 2.

С. 40.

7 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих ... (Бархатная книга). С. 276.

8 Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв. (Далее- АСЭИ). Т.1. М., 1952. №169. С. 123.

9 АСЭИ. Т.3. М.,1964. №9. С. 25; Русский феодальный архив XIV - первой трети XVI века. М., 2008. С. 214-215.

10 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии кня-жеско-боярской аристократии XV - XVI вв. М., 1995. С. 139.

11 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих ... (Бархатная книга). С. 276277.

рецкого12. 27 декабря 1474 г. бояре Фома Данилович и Федор Юрьевич присутствовали при докладе митрополиту Геронтию оброчной грамоты на вотчину Новинского монастыря13. 27 февраля 1486 г. близкий по содержанию акт был утвержден в присутствии только Федора (не считая простых детей боярских)14. 5 июня 1478 г. он приложил митрополичью печать к духовной Михаила Васильевича Конкова15. В 1478/79 г. Фома Данилович и Федор Юрьевич присутствовали при разбирательстве митрополитом Геронтием спора Ростовского архиепископа Вассиана и кн. Михаила Андреевича из-за подсудности Кирилло-Белозерского монастыря16. 7 июня 1486 г. Федор Юрьевич произвел разъезд митрополичьих вотчин в Московском уезде17. 1 декабря 1490 г. бояре митрополита Зосимы Федор и Василий Юрьевы и Никита Данилович присутствовали при докладе купчей того же Новинского мона-стыря18. 30 января 1492 г. Федор Юрьевич и Никита Данилович присутствовали при разборе митрополитом поземельного спора во Владимирском уезде19.

Василий Юрьевич известен как митрополичий боярин с 1490 г. (см. выше). 3 июня 1496 г. он послушествовал в записи-обязательстве Ф. М. Викентьева митрополиту Симону по поводу вотчины в Московском уезде, пожалованной в пожизненное владение20. 27 января 1497

12 АФЗХ. Ч.1. №152. С. 133-134.

13 Там же. №37. С. 53.

14 Там же. №33. С. 51.

15 Там же. №456. С. 343-344.

16 АСЭИ. Т.2. М., 1952. №315. С. 281.

17 АФЗХ. Ч.1. №44а. С. 58.

18 Там же. №310. С. 267.

19 Там же. Ч.1. №204. С. 182.

20 Там же. Ч.1. №40. С. 56.

г. бояре Никита Данилович и Василий Юрьевич присутствовали на докладе митрополиту Симону духовной Василия Тучка Борисовича Морозова21. В октябре 1497 г. и 21 мая 1501 г. Василий Юрьевич произвел разъезды митрополичьих вотчин в Ростовском и Московском уездах22. В марте 1498 г. митрополичьи бояре Никита Данилович и Василий Юрьевич Стефанов присутствовали при докладе митрополиту Симону мировой Владимирского Рождественского монастыря и владимирской же Егорьевской церкви23. В сентябре 1499 г. они же послухи в меновной митрополичьего дворецкого Кузьмы Вятки Яковлевича Сахарусова от имени митрополита Симона, менявшегося со Сновидским монастырем землями во Владимирском уезде24. Его поместье в 1498/99 г. располагалось во Владимирском уезде25.

Фома и Никита Даниловичи начали служить еще митрополиту Ионе. 25 августа 1458 г. они послухи в меновной митрополичьего дома и Василия Тимофеевича Остеева в Переславском уезде26. В 14611464 гг. митрополит Феодосий пожаловал Фоме в аренду пустоши и луга на р. Печкуре Переславского уезда27. Примерно в то же время Фома Данилович послух в грамотах Данилы Васильевича Блинова Монастырева, Черемисина Караулова и Ивана Совы Кожина с обязательством не осваивать полученных от митрополита в пожизненную аренду земель и

21 АСЭИ. Т.1. №612. С. 525.

22 АФЗХ. Ч.1. №8, 38. С. 26-27, 53-54.

23 АСЭИ. Т.3. №91. С. 123.

24 АФЗХ. Ч.1. №176. С. 160.

25 Там же. №166. С. 150.

26 Там же. №126. С.118.

27 Там же. №121. С.113-114.

угодий в Белозерском, Гороховецком и Нижегородском уездах28. Как митрополичий боярин Фома Данилович упоминается 4 января 1467 г., 27 декабря 1474 г. и в 1478/79 г. (см. выше).

Никита Данилович впервые упоминается в источниках 25 августа 1458 г. как послух в меновной, о которой уже говорилось выше. 27 февраля 1486 г. он присутствовал на докладе грамоты митрополиту Геронтию29. Как митрополичий боярин Никита Данилович впервые упоминается 1 декабря 1490 г., 30 января 1492 г. и в октябре 1499 г. (см. выше). Его поместье располагалось в 1497/98 г. в Юрьев-Польском уезде30.

У Федора Юрьевича был сын Константин Богдан; у Василия Юрьевича - Андрей Некрас, Семен Великий, Федор Тирон, Иван Дрозд и Чесной; у Фомы Даниловича - Михаил Кривоче-люстой, Семен, Федор и Кузьма; у Никиты Даниловича - Василий Чмут, Борис, Иван Мора, Григорий и Василий Мал Мора. Родословцы указывают, что Богдан был боярином митрополита Варлаама, Чесной - Иоасафа и Макария. Семен Васильевич просто «был у митрополита в боярех», Иван Мора «был в боярех»31.

В 1498/99 г. Костя Федоров Юрьев владел поместьем во Владимирском уезде32. В 1521/22 г. митрополичий боярин Богдан Федоров сын Юрьевича - душеприказчик в духовной кн. Ивана Васильевича

28 Там же. №242, 287. С. 208, 247.

29 Там же. №33. С. 51.

30 Там же. №165. С. 149.

31 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих ... (Бархатная книга). С. 277278.

32 АФЗХ. Ч.1. №166. С. 150.

Ромодановского33. В октябре 1522 г. митрополичьи бояре Константин Богдан Федоров сын Юрьевича и Иван Мора Никитич произвели разъезд вотчин своего сюзерена в Переславском уезде34. 9 апреля 1526 г. митрополичий боярин Константин Федорович послух в купчей Русина Федорова Фомина, своего троюродного племянника, приобретшего для митрополита Даниила вотчину в Суздальском уезде35. В духовной Василия Федоровича Сурмина упоминается вместе с сыновьями Михаилом и Третьяком. Завещатель, митрополичий вассал, занимал на свое имя деньги для боярина и его сыновей36.

В 1512/13 г. митрополичий боярин Иван Никитич Данилов выступил послухом в купчей митрополита Варлаама на стыке Московского и Дмитровского уездов37.

Сведения родословцев о боярстве Семена Великого и Чесного Васильевича параллельными источниками не подтверждаются. С учетом того, что история митрополичьего двора за последние две трети XVI в. в принципе слабо документирована, сомневаться в достоверности данных источника серьезных оснований нет.

За пределами родословцев все сыновья Василия Юрьевича известны только как митрополичьи дети боярские. Ок. 1501/02 г. Некрас и Дрозд судились перед писцом Григорием Романовичем Застолбским из-за земли с крестьянами Ликуржской волости Костромского уезда. В подтверждение владельческих прав предъявлена жалованная грамота митро-

33 АРГ (АММС). №40. С. 129.

34 АФЗХ. Ч.1. №119. С. 112.

35 Там же. №161. С. 143.

36 РГБ НИОР. Ф.303. Кн.530. Л.60-60об.

37 АФЗХ. Ч.1. №73. С. 78.

полита Симона от 14 апреля 1498 г.38. Указание В. Б. Кобрина на боярство Андрея Васильевича Юрьева источниками не подтверждается39.

Семен Васильевич в октябре 1499 г. произвел межевание митрополичьих вотчин в Московском уезде40. Имения его упоминаются в 1491/92 г., 1 апреля 1493 г. и в октябре 1522 г. в Переславском уезде41.

Федор Тирон Васильев Юрьев в 1514/15 г. разъехал владения митрополичьего дома и вотчину Обориных во Владимирском

уезде42.

Чесной Васильевич Юрьевича единственный раз упоминается в источниках в августе 1509 г. как послух в менов-ной митрополита Симона и Климентия Афанасьевича Тутолмина в Переславском уезде43.

О Михаиле Кривочелюстом никаких биографических сведений не найдено. Видимо, его прозвание отражает физический недостаток, помешавший ему сделать служебную карьеру. Семен Фомин Даниловича 3 июня 1496 г. послушество-вал в записи-обязательстве в Московском уезде44. Имение его упоминается в марте 1498 г. в Переславле45. 2 сентября 1510 г. духовная Василия Астафьева Сотницкого была явлена митрополичьему костромскому десятиннику Федору Фомину сыну Даниловича46. Кузьма Фомин ранее ноя-

38 Там же. №254.

39 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 141.

40 АФЗХ. Ч.1. №47. С. 62-63.

41 Там же. №22, 119, 120. С. 41, 112-113.

42 Там же. №180. С. 162-163.

43 Там же. №131. С. 121.

44 Там жк Ч.1. №40. С. 56.

45 АФЗХ. Ч.1. №117. С. 109.

46 АСЭИ. Т.3. №473. С. 456.

бря 1504 г. произвел разъезд митрополичьих вотчин во Владимирском уезде47.

О Василии Чмуте и Борисе Никитичах Даниловых биографических данных найти не удалось. Указания В. Б. Кобрина на их боярство источниками не подтвержда-ется48. Григорий Никитин Данилов в 1499/1500 г. отмежевал владения митрополита Симона во Владимирском уезде от вотчин Василия Алексеевича, Григория Васильевича, Бабы и Шестого Васильевичей Соболевых49. Василий Никитин в 1498/99 г. держал за собой в поместье митрополичье с. Брянцево во Владимирском уезде50. В. Б. Кобрин полагал, что это Василий Мал Мора51.

Далее в родословных книгах показано только потомство Семена, Федора и Кузьмы Фомичей. У Константина Богдана Федоровича известно два сына: Михаил и Третьяк. Единственный известный мне биографический факт о братьях - упоминание в духовной Василия Федоровича Сурмина - приведен выше.

В синодике Московского Успенского собора как погибшие в бою с литовцами в Стародубе записаны митрополичьи дети боярские: Федор и Гаврил Второй Семеновы Великого; Давыд и Федор Рудной Ивановы Морины; Трифон Третьяк и Иван Некрасовы дети Юрьевы; Андрей Чесного Юрьев; Климент Гневаш Дроздов Юрьев и Никифор Болдырь Федоров Юрьев52. Можно полагать,

47 АФЗХ. Ч.1 №181. С. 163.

48 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 141.

49 АФЗХ. Ч.1. №186. С. 168-169.

50 Там же. №166. С. 151.

51 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 141.

52 ПИРСС. С. 178.

что Федор и Гаврил - сыновья Семена Великого Васильева Юрьева; Давыд и Федор Рудной - Ивана Моры Никитича Данилова; Трифон Третьяк и Иван -Андрея Некраса Васильевича Юрьева; Андрей - Чесного Васильева Юрьева; Климент - Ивана Дрозда Васильева Юрьева; Никифор Болдырь - Федора Тирона Васильева Юрьева. Эти потери митрополичий двор понес 29 августа 1535 г.53 О Трифоне Третьяке, Никифоре Болдыре, Клименте Гневаше, Давыде и Федоре Рудном это единственное известное мне упоминание в источниках.

Иван Некрасов сын - 1 мая 1497 г. сын боярский на разъезде митрополичьей земли в Московском уезде54. В 1506/07 г. Иван Кривой Андреев сын Некрасова -послух в купчей митрополичьего дворецкого Федора Федоровича Сурмина, купившего для митрополита Симона у Кузьмы Худыки Даниловича Внукова д. Алекинскую в волости Сельцах Московского уезда. В отводе упомянуто имение Ивана с. Лопыревское55. В 1504 г. вотчина «Иванова Некрасова Кривого» упоминается в Московском уезде56.

ВторойСеменовВеликогов 1510/11 г.пи-сал купчую Федора Никитича Бутурлина на вотчину на стыке Московского и Дмитровского уезда57. Федор Семенов сын Васильевича Великого в августе 1509 г. - послух в меновной митрополичьего дома в Переславле58. Всего у Семена Великого было трое сыновей: Гаврила Второй, Федор и Данила. Данила

53 ПСРЛ. Т.29. М.-Л., 1965, С. 19.

54 АФЗХ. Ч.1. №46б. С. 62.

55 Там же. Ч.1. №46. С. 60.

56 ДДГ. №95. С. 392.

57 АФЗХ. Ч.1. №58. С. 67-68.

58 Там же. №131. С. 121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семенович в 1551/52 г. - послух в данной душеприказчиков Кунана Андреевича Юрьева Писемского, давших Троице-Сергиеву монастырю вотчину завещателя в Шачебольском стану Костромского уезда59.

У Федора Тирона, по сведениям В. Б. Кобрина, было два сына - Никифор Болдырь и Федор. В. Б. Кобрин утверждает, что братья погибли в 1535 г. Однако имени младшего мне не удалось обнаружить в синодиках60.

В. Б. Кобрин указывает, что у Ивана Дрозда было три сына: Климентий Гневаш, Русин и Наум Мисюрь61. О Русине биографических данных найти не удалось. В 1565/66 г. митрополичьи бояре Обрюта и Третьяк Семеновичи Фомины и митрополичий же боярин и московский наместник Мисюрь Иванович Дроздов судили дело о неуплате долга62. В 1551/52 г. Мисюрь -послух в данной душеприказчиков Кунана Андреевича Юрьева Писемского, давших Троице-Сергиеву монастырю вотчину завещателя в Шачебольском стану Костромского уезда63. 8 августа 1555 г. - послух в отписи Соловецкого монастыря в получении документов на вотчину64. В 1564/65 г. Мисюрь с сыновьями Федором и Вторым - поручители по Льве Андреевиче Салтыкове с детьми Михаилом и Иваном. Ок. 28 марта 1565 г. поручитель по Иване Петровиче Яковле.

59 РГБ НИОР. Ф.303. Кн.532. Л.862об.

60 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 146.

61 Там же.

62 Лихачев Н. П. Дипломатика. СПб., 1901. С. 1422.

63 РГБ НИОР. Ф.303. Кн.532. Л.862об.

64 АСЭИСР. 1479-1571. №208. С. 125.

В последней записи указано, что отец и сыновья «митрополичи»65.

Единственный сын Чесного Васильевича Андрей упоминается в духовной Василия Федоровича Сурмина как кредитор и зять Юрия Григорьевича Мануйлова66.

У Семена Фомича было четыре сына: Иван, Обрюта, Прохор Третьяк и Семен67. Они усвоили фамилию Фомины. 26 июня 1544 г. Третьяк Семенов Фомин упоминается как кредитор в духовной Василия Федоровича Сурмина68. 19 июня 1559 г. братья Иван, Обрюта и Третьяк как душеприказчики кн. Ивана Андреевича Селиховского дали Троице-Сергиеву монастырю вотчину кн. Ивана в Шеской волости Тверского уезда69. 3 мая 1598 г. в Слободском стану Переславского уезда упоминается п. Мариино, «что было в поместье за бояры за Обрютою да за Иваном Фомиными»70. Обрюта и Третьяк дослужились до митрополичьих бояр. В 1565/66 г. они судили дело о неуплате долга71. Семен Семенович в 1566 г. занимал довольно скромный пост митрополичьего десятинника в Костроме72.

65 Антонов А. В. Поручные записи 1527-1571 годов. №10, 12 // РД. Вып.10. М., 2004. С. 38-40, 49, 51, 52.

66 РГБ НИОР. Ф.303. Кн.530. Л.59.

67 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих ... (Бархатная книга). М., 1787. С. 277.

68 РГБ НИОР. Ф.303. Кн.530. Л.60.

69 Шумаков С.А. Тверские акты. Тверь, 1896. Вып.1. №20. С. 69.

70 АФЗХ. Ч.3. №158. С. 186.

71 Лихачев Н. П. Дипломатика. СПб., 1901. С. 14-22.

72 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-

ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 146.

У Федора Фомича известен был один сын Русин73. В 1525/26-1527 гг. он купил для митрополита Даниила ряд вотчин в Московском, Суздальском и Дмитровском уездах74. Русин Федоров Фомин упоминается как кредитор в духовной Василия Федоровича Сурмина75.

У Кузьмы Фомича родословцы показывают двоих сыновей - Ивана и Тимофея76. 8 июня 1543 г. духовная старца митрополичьего Владимирского Николаевского Волосова монастыря Филарета Васильева Оборина была явлена митрополичьему владимирскому наместнику Ивану Кузьмичу. Это явно Иван Кузьмич Фомин. Один из послухов в акте - Тимофей Кузьмич Фомин77. В. Б. Кобрин указывает, что в 1558 г. Иван Кузьмич упоминается как митрополичий боярин78. Ссылки на источник у автора нет, что заставляет относиться к этой информации с определенной осторожностью. Тимофей 1525/26 г. дважды послушествовал в актах митрополичьей кафедры в Московском и Дмитровском уездах79.

73 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих ... (Бархатная книга) ... С. 277.

74 АФЗХ. Ч.1. №61-67, 75, 161. С. 70-73, 79, 142.

75 РГБ НИОР. Ф.303. Кн.530. Л.59.

76 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих ... (Бархатная книга). С. 277.

77 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 146; Описание Грамот Коллегии Экономии. Т.1. М., 2016. С. 323.

78 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 146. Ссылки на источник у автора нет, что заставляет относиться к этой информации с определенной осторожностью.

79 АФЗХ. Ч.1. №62, 75. С.71, 80; Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 146.

У Василия Никитича известен один сын Ждан. В 1557/58 г. он послух в купчей в Суздальском уезде80. О потомстве Бориса, Григория и Василия Мал Моры Никитичей данных нет. Двое старших сыновей Ивана Моры - Давыд и Федор Рудный - погибли в 1535 г. О младшем -Семене - биографических сведений найти не удалось.

ОпотомствеТретьякаКонстантиновича; Трифона и Ивана Андреевичей; Гаврилы и Федора Семеновичей; Никифора Болдыря Федоровича; Климентия Гневаша Ивановича; Андрея Чесного; Ивана, Обрюты, Прохора и Семена Семеновичей; Русина Федоровича; Ивана и Тимофея Кузьмичей; Ждана Васильевича; Давыда и Федора Ивановичей данных нет.

Единственный сын Михаила Константиновича Юрьева Давыд, как указывает В. Б. Кобрин, в 1598 г. упоминается как патриарший помещик81. У автора сноски нет, и найти источник, откуда почерпнут данный факт, мне не удалось. В записной книге поместным земельным дачам митрополичьим и патриаршим слугам упоминается некий Давыд Михайлович Фомин. Как патриарший сын боярский он был 12 июля 1598 г. пожалован поместьем во Владимирском уезде. Оклад 400 четв. Еще 11 июля во Владимир была отправлена грамота с приказанием произвести отдел. 29 сентября последовала отписка о выполнении поручения. Имение упоминается за ним 25 августа и 20 октября 1598 г., 19 и 22 июля, 29 августа 1599 г., 19 апреля 1600 г.82 1 июля 1601 г. продал Михаилу

80 Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княже-ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 147.

81 Там же. С. 152.

82 АФЗХ. Ч.3. №241, 243, 245-253, 255. С.221-232, 234-235.

и Юрию Яковлевичам Онучиным двор в патриаршей Гавриловской слободе в Нижнем Новгороде83. По всей видимости, это то же лицо, что и десятильник Давыд Фомин. В 1598/99 г. его холоп купил сена, собранного в отписанном на государя поместье в Арзамасском уезде84. В марте 1619 г. власти Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря жаловались архимандриту на его злоупо-требления85. Однако, Давыд Михайлович был сыном Михаила Леонтьевича Фомина, которого нет в родословии потомков Бяконта. Отец Михаила Леонтий может быть пятым, самым младшим сыном Фомы Даниловича.

Потомство Данилы Семеновича усвоило фамилию Великого и, видимо, покинуло состав Двора главы РПЦ. По крайней мере, младший сын Данилы Иван точно перешел на царскую службу. В боярском списке 1602-1603 гг. он записан как выборный сын боярский по Юрьеву Польскому с окладом 400 четв.86 Вотчины Ивана Даниловича упоминаются в Переславском уезде в 1583/84-1588/89 гг.87

83 Антонов А. В., Маштафаров А. В. Вотчинные архивы нижегородских духовных корпораций конца XIV - начала XVII века. №262 // РД. Вып.7. М., 2001. С. 465.

84 Арзамасские поместные акты. М., 1915. №136. С. 169.

85 Акты Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. М., 1898. С. 20.

86 Боярские списки последней четверти XVI -начала XVII вв. и роспись русского войска 1604 г. М., 1979. С. 216.

87 Антонов А. В. Перечни актов Переслав-ских, Ярославских, Костромских и Галичских монастырей и церквей XIV - начала XVII вв. Акты Переславских монастырей XIV - начала XVII вв. №176, 177 // РД. Вып. 1. М., 1997. С. 72.

Старший сын Данилы Яков известен только как частное лицо. В 1571 г. Яков и Иван продали Дмитрию Ивановичу Годунову свою вотчину в Костромском уезде. В 1576/77 и 1581/82 гг. Яков упоминается как послух соответственно в Московском и Владимирском уездах88.

Сын Федора Федоровича Федор носил фамилию Тиронов, а сын Русина Ивановича Роман прозывался Дроздовым. В 1599 г. они патриаршие помещики в Костромском уезде89.

Сыновья Наума Ивановича также усвоили фамилию Дроздовых. Старший Федор в 1582 г. митрополичий дворецкий. 9 июля он приобрел для митрополита Дионисия п. Жабино в Московском уезде90. Позднее Федор Дроздов перешел на государеву службу. В 1587 г. он был в посольстве в Польшу. В боярском списке 1588-1589 гг. Федор Мисюрев - дворянин91. Младший сын Мисюря Михей остался верен прежнему сюзерену. В 1565 г. он упоминается как митрополичий сын боярский92.

Сыновья Семена Ивановича прозывались Мориными. В 1567-1569 гг. братья

88 Антонов А. В. Костромские монастыри в документах XVI - начала XVII века. №35 // РД. Вып.7. М., 2001; Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV -XVI вв. С. 152.

89 АФЗХ. Ч.3. М., 1961. №148-151, 213, 220, 293, 357. С.181-183, 211, 213, 281, 336, 345; Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княжеско-бояр-ской аристократии XV - XVI вв. С. 152.

90 АФЗХ. Ч.1. №55. С. 66.

91 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 152; Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII вв. и роспись русского войска 1604 г. М., 1979. С. 129, 278.

92 Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княже-

ско-боярской аристократии XV - XVI вв. С. 152.

Злоба и Григорий владели вотчиной в Рузском уезде93.

Какие из приведенного нами материала следуют выводы? Во-первых, мы видим, что двор главы РПЦ формировался так же, как и другие удельные дворы - из тех же служилых фамилий, что и Государев двор. Во-вторых, кругу высших светских вассалов митрополита Московского свойственна та же черта, что и придворной среде русских государей - генеалогическая замкнутость. На протяжении полутора веков истории митрополичьего двора его бояре происходили только из одной семьи. В-третьих, между митрополичьими и великокняжескими боярами прослеживается определенный параллелизм функций. Они держат в своих руках все нити административного управления, совмещая чин боярина с должностями дворецкого и конюшего. Они соучастники в принятии всевластных решений главы РПЦ. Они предводители митрополичьего полка на войне. И, наконец, в-четвертых, история различных отраслей рода потомков Степана Феофановича демонстрирует процесс постепенного взаимопроникновения митрополичьего и Государева дворов. Вассалы главы РПЦ переходят на службу к царям Московским, государевы слуги назначаются в светский аппарат Церкви. Слияние двух структур стало одной из предпосылок реализации модели государственной Церкви в Синодальный период истории государственно-церковных отношений.

93 АФЗХ. М., 1956. Ч.2. №263. С. 267; Рузский уезд по писцовой книге 1567-1569 годов. М., 1997. С. 68-69.

Библиография

Источники:

Акты Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. М., 1898. Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов. XV - начало XVII в. (АРГ (АММС). М., 1998.

Акты Соловецкого монастыря 1479-1571 гг. (Далее — АСЭИСР.) Л., 1988. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв. (АСЭИ). Т. 1. М., 1952.

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв. (АСЭИ). Т. 2. М., 1952.

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв. (АСЭИ). Т. 3. М., 1964.

Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков (АФЗХ). Ч. 1. М., 1951. Акты феодального землевладения и хозяйства (АФЗХ). Ч. 3. М., 1961. Арзамасские поместные акты. М., 1915. Архив СПб ИИ РАН. Колл. 115. №106.

Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII вв. и роспись русского войска 1604 г. М., 1979.

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Москва, Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1950.

Описание Грамот Коллегии Экономии. Том 1. М., 2016. Памятники истории русских служилого сословия (ПИРСС). М., 2011. Полное собрание русских летописей. Том 29. М.-Л., 1965. Редкие источники по истории России (РИИР). Вып. 2. М., 1977.

Родословная книга князей и дворян российских и выезжих ... (Бархатная книга). М., 1787. Российская государственная библиотека. Научно-исследовательский отдел рукописей (РГБ НИОР). Фонд 303. Книга 530.

Российская государственная библиотека. Научно-исследовательский отдел рукописей (РГБ НИОР). Фонд 303. Книга 532.

Российский государственный архив древних актов. Фонд 181. №173. Родословная книга // ВОИДР. Кн. 10. М., 1851. Рузский уезд по писцовой книге 1567-1569 годов. М., 1997. Русский феодальный архив XIV - первой трети XVI века. М., 2008.

Литература:

Антонов А. В. Костромские монастыри в документах XVI - начала XVII века. №35 // РД. Вып.7. М., 2001.

Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских монастырей и церквей XIV - начала XVII вв. Акты Переславских монастырей XIV - начала XVII вв. №176, 177 // РД. Вып. 1. М., 1997.

Антонов А. В. Поручные записи 1527-1571 годов. №10, 12 // РД. Вып.10. М., 2004. Антонов А. В., Маштафаров А. В. Вотчинные архивы нижегородских духовных корпораций конца XIV - начала XVII века. №262 // РД. Вып.7. М., 2001.

Кобрин В. Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV - XVI вв. М., 1995. Кузьмин А. В. На пути в Москву: очерки генеалогии военно-служилой знати СевероВосточной Руси в XIII - середине XV вв. Т. 2. М., 2015. Лихачев Н. П. Дипломатика. СПб., 1901. Шумаков С. А. Тверские акты. Тверь, 1896. Вып.1. №20.

Сведения об авторе:

Савосичев Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, доцент Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева, г. Орел (Россия). Область научных интересов: история дьяческого аппарата на Руси в Х^-ХУГ вв. Е-таП: sawositchev@mail.ru

A. Yu. Savosichev

METROPOLITAN BOYARS FROM THE BYAKONT FAMILY

Annotation: This article discusses in- They held in their hands all the threads of

formation about the metropolitan boyars administrative management and also led the

from the Byakont clan. The author comes metropolitan regiment in the Starodub War.

to the conclusion that, firstly, the court of And finally, fourthly, the history of the var-

the head of the Russian Orthodox Church ious branches of the descendants of Stepan

was formed, like other specific yards, from Feofanovich demonstrates the process of

the same service names as the Sovereign's gradual interpenetration of the Metropolitan

court. Secondly, the circle of the higher secu- and Sovereign households. The vassals of the

lar vassals of the Metropolitan of Moscow is head of the Russian Orthodox Church pass to

characterized by the same feature as the court the service of the tsars of Moscow, sovereign

environment of the Russian sovereigns - ge- servants are appointed to the secular appa-

nealogical isolation. Over the course of one ratus of the Church. The merge of the two

and a half centuries of the history of the structures has become one of the prerequi-

metropolitan court, his boyars came from sites for the implementation of the model of

only one family. Thirdly, a certain parallel- the state Church in the synodal period.

ism of functions can be traced between the Key words: metropolitan boyars, Byakont,

metropolitan and grand-princely boyars. sovereign's court, Starodub war.

References

Sources:

Akty Nizhegorodskogo Pecherskogo Voznesenskogo monastyrya [Acts of the Nizhny Novgorod Pechersk ascension monastery]. Moscow, 1898. (In Russian).

Akty Rossijskogo gosudarstva. Arhivy moskovskih monastyrej i soborov. XV - nachalo XVII v. [Acts of the Russian state. Archives of Moscow monasteries and cathedrals. XV-early XVII century]. Moscow, 1998. (In Russian).

Akty Soloveckogo monastyrya 1479-1571 gg. [Acts of the Solovetsky monastery 1479-1571]. Leningrad, 1988 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Akty social'no-ekonomicheskoj istorii Severo-Vostochnoj Rusi konca XIV - nachala XVI vv. (ASEI)... [Acts of social-economic history of North-Eastern Russia of the late XIV - early XVI centuries]. Vol. 1. Moscow, 1952 (In Russian).

Akty social'no-ekonomicheskoj istorii Severo-Vostochnoj Rusi konca XIV - nachala XVI vv. [Acts of social-economic history of North-Eastern Russia of the late XIV - early XVI centuries. Vol. 2]. Moskow, 1952. (In Russian).

Akty social'no-ekonomicheskoj istorii Severo-Vostochnoj Rusi konca XIV - nachala XVI vv. (ASEI). T. 3. [Acts of social-economic history of North-Eastern Russia of the late XIV - early XVI centuries. Vol. 3]. Moscow, 1964. (In Russian).

Akty feodal'nogo zemlevladeniya i hozyajstva XIV-XVI vekov (AFZKH). CH. 1 [Acts of feudal land tenure and economy XIV-XVI centuries. Part 1]. Moscow, 1951. (In Russian).

Akty feodal'nogo zemlevladeniya i hozyajstva (AFZKH). CH. 3 [Acts of feudal land tenure and economy]. Part 3. Moscow, 1961. (In Russian).

Arzamasskie pomestnye akty. [Arzamas pomestny acts]. Moscow, 1915. (In Russian). Arhiv SPb II RAN. [Archive of St. Petersburg Institute of history of the Russian Academy of Sciences]. Coll. 115. No. 106. (In Russian).

Boyarskie spiski poslednej chetverti XVI - nachala XVII vv. i rospis' russkogo vojska 1604 g. [Boyar lists of the last quarter of XVI - beginning of XVII centuries and painting of the Russian army in 1604]. Moscow, 1979. (In Russian).

Duhovnye i dogovornye gramoty velikih i udel'nyh knyazej XIV-XVI vv. [Spiritual and contractual letters of the great and appanage princes of the XIV-XVI centuries]. Moscow-Leningrad, 1950. (In Russian).

Opisanie Gramot Kollegii Ekonomii. Tom 1 [The Description Of Diplomas Of Board Of Economy. Vol. 1]. Moscow, 2016. (In Russian).

Pamyatniki istorii russkih sluzhilogo sosloviya (PIRSS). [Monuments of history of the Russian service class]. Moscow, 2011. (In Russian).

Polnoe sobranie russkih letopisej. Tom 29 [The complete collection of Russian Chronicles. Vol. 29]. Moscow-Leningrad, 1965. (In Russian).

Redkie istochniki po istorii Rossii. Vyp. 2. [Rare sources on the history of Russia. Vol. 2]. Moscow, 1977. (In Russian).

Rodoslovnaya kniga knyazej i dvoryan rossijskih i vyezzhih ... (Barhatnaya kniga) [Pedigree book of princes and nobles of Russian and Foreigns (Velvet book)]. Moscow, 1787. (In Russian).

Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka. Nauchno-issledovatel'skij otdel rukopisej (RGB NIOR). {Russian state library. Research Department of manuscripts]. Fund 303. Book No 530. (In Russian).

Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka. Nauchno-issledovatel'skij otdel rukopisej (RGB NIOR). [Russian state library. Research Department of manuscripts]. Fund 303. Book No 532. (In Russian).

Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov. [Russian state archive of ancient acts]. Fund 181. No. 173. (In Russian).

Rodoslovnaya kniga [Pedigree book] // VOIDR. Kn. 10. Moscow, 1851. (In Russian). Ruzskij uezd po piscovoj knige 1567-1569 godov [Ruz County according to the scribe's book of 1567-1569]. Moscow, 1997. (In Russian).

Russkij feodal'nyj arhiv XIV - pervoj treti XVI veka [Russian feudal archive XIV - the first third of the XVI century]. Moscow, 2008. (In Russian).

Researches:

AntonovA.V. Kostromskie monastyri v dokumentah XVI - nachala XVII veka. №35 [Kostroma's monasteries in documents of XVI - early XVII century. No. 35] // RD. Vyp. 7. Moscow, 2001. (In Russian).

Antonov A.V. Perechni aktov Pereslavskih, Yaroslavskih, Kostromskih i Galichskih monastyrej i cerkvej XIV - nachala XVII vv. Akty Pereslavskih monastyrej XIV - nachala XVII vv [Lists of acts of Pereslavl', Yaroslavl', Kostroma and Galich monasteries and churches XIV - early XVII centuries.

Acts of Pereslavl' monasteries XIV - early XVII centuries. №176, 177] // RD. Vyp. Moscow, 1997. (In Russian).

AntonovA.V. Poruchnye zapisi 1527-1571 godov. №10, 12 [Surety records of 1527-1571. No. 10, 12] // RD. Vyp.10. Moscow, 2004. (In Russian).

Antonov A. V., Mashtafarov A. V. Votchinnye arhivy nizhegorodskih duhovnyh korporacij konca XIV - nachala XVII veka. [Patrimonial archives of Nizhny Novgorod's spiritual corporations of the late XIV - early XVII century] // RD. Vyp. 7. Moscow, 2001. (In Russian).

Kobrin V. B. Materialy genealogii knyazhesko-boyarskoj aristokratii XV-XVI vv. [Materials of genealogy of princely-boyar aristocracy of XV-XVI centuries]. Moscow, 1995. (In Russian).

Kuz'min A. V. Na puti v Moskvu: ocherki genealogii voenno-sluzhiloj znati Severo-Vostochnoj Rusi v XIII - seredine XV vv. T [On the way to Moscow: essays on the genealogy of the military service nobility of North-Eastern Russia in the XIII - mid - XV centuries]. Vol. 2. Moscow, 2015. LihachevN. P. Diplomatika [Diplomacy]. Saint Petersburg, 1901. (In Russian). Shumakov S. A. Tverskie akts [Tversky acts]. Vol. 1. (In Russian).

About the author:

Savoaichev Andrey Y., Doctor of History, associate Professor of Orel state University, Orel (Russia).

E-mail: sawositchev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.