Section 3. Theory and history of art ' pSi!^ European Journal of Arts 2 (2022) - ISSN 2310-5666 -
Раздел 3. Теория и история искусства Section 3. Theory and history of art
УДК 75.011.2 + 75.03 + 7.011 + 7.036 DOI: 10.29013/EJA-22-2-41-45
КРАВЧЕНКО А. И. 1
1 Академия Изящных Искусств Альбертина г. Турин, Италия
МИСТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ РЕРИХА
Аннотация.
Цель: рассмотрение эстетическо-художественной и религиозно-философской сторон мистического космизма на примере деятельности русского художника, философа и ученого Николая Рериха.
Методы: выделение узких аспектов и фактов, касающихся темы исследования, из общего потока материалов о Николае и Елене Рерих, а также русском космизме.
Результаты: поиски и заключения Николая Рериха и космистов в целом предвосхитили свое время. Возможно поэтому в наши дни существует повышенный интерес к их естественнонаучному, религиозно-философскому и эстетическо-художественному наследию. Нравственные идеалы и ценности космизма обладали способностью изменять и направлять в определенное русло внутреннего и внешнего совершенствования не только отдельно взятого индивидуума, но и общество в целом. Рерих увидел пути преобразования и улучшения человека и планеты в возможных результатах соприкосновения собственного земного проективного мышления с мистическими парадигмами потустороннего мира. Космизм в его деятельности носил характер мистического мировоззрения, разработкой основных веяний и тезисов которого Николай Рерих занимался совместно с женой Еленой.
Научная новизна: выделение основных точек соприкосновения мистического космизма с творческой деятельностью Николая Рериха.
Практическая значимость: материалы данной статьи могут быть использованы для дальнейшего более глубокого исследования тем, связанных с изучением мистического космизма, а также его влияния на творческое наследие Николая Рериха в частности.
Ключевые слова: русский космизм, Николай Рерих, Елена Рерих, мистицизм, спиритизм.
Для цитирования: Кравченко А. И. Мистический космизм в творчестве Николая Рериха // European Journal ofArts, 2022, №1. - С. 41-45. DOI: https://doi.org/10.29013/EJA-22-1-41-45
Введение
Самыми сложными и малоизученными направлениями русского космизма, исследователи считают эстетическое и художественное, и среди многочисленных представителей культурно-эстетической сре-
ды, как-то М. Ломоносов, Г. Державин, П. Чайковский, С. Рахманинов и другие, приводят в пример чету космистов-мистиков Рерихов, на раскрытии космизма через деятельность которой хотелось бы остановиться подробнее.
European Journal of Arts 2 (2022)
PREMIER
Publishing
Section 3. Theory and history of art
ISSN 2310-5666
Мистический космизм в творчестве Николая Рериха
При встрече с Н. К. Рерихом Л. Н. Толстой дал наставление, которому художник старался следовать на протяжении всей жизни: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» [4, с. 90]. Создатель более семи тысяч художественных полотен, философ, ученый, историк, археолог, педагог, общественный деятель, путешественник. Список, характеризующий этого неординарного человека, трудившегося на рубеже Х1Х-ХХ вв., можно продолжать еще долго.
Неиссякаемым источником вдохновения для Николая Рериха и его жены Елены стало налаженное общение с потусторонним миром, а точнее с учителями-махатмами, одним из которых был Мория. В 20-х годах Рерихи посещали Тибет, Гималаи, Индию, а с середины 1930-х годов переехали на постоянной основе в долину Кулу в Гималаях. Мистическое мировоззрение, созданное четой Рерихов имеет миллионы почитателей по всему миру, хотя в начале века все, возможно, началось в некоторых узких кругах любителей спиритических сеансов Петербурга и Москвы, книг Е. П. Блаватской, А. Безант, Ч. Лед-битера, Рамакришны, Вивекананды. В результате разрабатываемого ними мировоззрения Рерихами была создана книга нового учения под названием Агни Йога (Живая Этика), целью которой было доступно объяснить все, что ранее было покрыто тайной, а основой была вера в пришествие мессии Майтрейи, главного учителя Шамбалы («Шамбала есть священное место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания. На Востоке они знают, что существует две Шамбалы: одна земная и другая невидимая» [7, с. 58]), на землю. Николай Рерих к тому же писал удивительные картины, своеобразные окна в потусторонний мир.
Первыми работами Николая Рериха, связанными с Востоком были создаваемые с 1905 г. литературные очерки, сказки, на индийские темы «Девассари Абун-ту», «Лаухми-победительница», «Заповедь Гайя-три», «Граница царства» и картины. В 1911-1914 гг. Рерих занимался, не дошедшей до наших дней, росписью церкви Святого Духа во Фленове. В центре
росписи ним была помещена Богородица в образе Матери Мира с чертами индусской богини. В те же годы художник создает эскизы для цветных витражей, обрамляющих фонарь потолка одного из ритуальных залов, буддийского храма в Петербурге.
После революции 1917 года Рерихи оказались в эмиграции. В Лондоне в конце 1919 года ними был создан круг людей, интересовавшихся спиритизмом, сеансы со слов Елены Рерих проходили более, чем насыщенно и ярко: «На головы сидящих падал дождь спичек, монеты, носовые платки, по комнате летали металлические предметы, никогда никого не зацепляя и не причиняя вреда, ковры срывались с места и летали над головами, столик, без прикосновения к нему, сам двигался» [7, с. 69]. Во время одного из таких сеансов Рерих автоматическим письмом создал портрет духа Аллан-Минга, их руководителя из потустороннего мира.
С 1920 по 1923 г. Рерихи проживали в Америке, где снова создали небольшой кружок из девяти единомышленников по спиритическим сеансам, войдя в него, как духовные учителя Фуяму (Гуру) и Урусва-ти (Тару). Занятия спиритизмом однако были лишь маленькой частью широкой деятельности Николая Рериха, продвигавшейся, как в художественном направлении, так и в культурно-просветительском. В этот же период Рерихи получили предсказание из потустороннего мира о будущем основании ними в России, в новом городе Звенигороде, мистического университета, ректором которого должен был стать Николай Рерих. Университет был лишь частью амбициозного проекта под названием Великий план, появившегося в 1924 году, и главные роли в котором отводились России, Америке, Индии и Тибету. Великий план заключал в себе идею создания общества новых людей, «которые станут предтечами эволюционно более развитой «шестой расы»» [7, с. 83] первоначально на Алтае, у основания горы Белуха, вершина которой должна была стать точкой встречи миров небесного и земного. Стоит отметить, что изображение гор часто встречается на картинах Рериха, также и другие каменные формы. С камнями было связано и то, что существует версия, будто во время очередной поездки на Восток Рерихи получили задание от махатм установить аккумуляторы энергии, магниты, в определенных точках Земного шара. Двумя из этих магнитов считались сами Рерихи, а третий, коим был осколок метеорита, находится в Шамбале и «регули-
Section 3. Theory and history of art
I PREMIER
ISSN 2310-5666
European Journal of Arts 2 (2022)
рует поступление энергии на Землю и ее отток с Земли, и таким образом поддерживает на нашей планете энергетический баланс» [7, с. 241].
По мнению д. и. н. А. И. Андреева полное перерождение Николая и Елены Рерихов пришлось на начало 1930-х г., когда оба почувствовали себя уже преображенными новыми людьми, махатмами во плоти: «О себе они говорят исключительно как о «посланцах» Гималайского Братства, выполняющих на земле «космическую миссию». Они - два великих, пока что единственных в мире Агни-йога: один утверждает земные дела (Н. Рерих), а другой (Е. Рерих) соединяет землю с космическим миром» [7, с. 92].
В результате не сбылось ни одно из многочисленных предсказаний учителя Мории, проект города Звенигорода так и остался утопией, Институт Гималайских исследований «Урусвати», основанный художником в 1929 г, уже в середине 1930-х прекратил свою деятельность. Среди открытых ним учреждений были также художественное объединение «Пылающее сердце» и «Мастер-институт объединенных искусств» (Чикаго, 1921 г.), международный центр искусства «Венец мира» и музей собственного имени (Нью-Йорк, 1922-1923 гг).
Выводы
Идеи Рерихов имеют миллионы последователей по всему миру. В России сеть рериховских организаций распространялась с конца 1980-х и к середины 1990-х превратилась в крупное общероссийское движение, которое «стало новой формой массовой духовности в том виде, в каком она была подготовлена позднесоветским временем, в котором присутствовал парарелигиозный пиетет перед художественной культурой, где было немного мистики, интереса к Востоку, православию, астрологии, признания того, что все религии истинны, а у России существует свой особый путь» [7, с. 235]. В тот период были созданы Фонд Рерихов, Музей Н. К. Рериха, Международный центр Рерихов (МЦР), работающий и по сей день.
Проективное мышление Николая Рериха было направлено на поиски трансформационных путей развития общества в частности и планеты в целом. Преобразование мира виделось ему в изменении человека с физических, психологических и социальных сторон его существования в тесной связи с мистическими парадигмами и особым мистическим мировоззрением, разработанным самим Николаем Рерихом в тандеме с его женой Еленой.
Благодарности
Автор выражает благодарность к.ф.н. Чемерисовой Наталье Васильевне, директору Академии архитектуры и искусств ЮФУ (РФ, Ростов-на-Дону), за консультирование в процессе написания данной статьи и ценные рекомендации.
Список литературы
1. Куракина О. Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М., МФТИ, 1993.
2. Рерих Е. И. У порога нового мира. - М.: Международный центр Рерихов, 2007.
3. Рерих Н. Жизнь вечная. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022.
4. Рерих Н. К. Листы дневника. - Т. 2. (1936-1941). - М.: Международный центр Рерихов, 1995.
5. Рерих Н. К. Об искусстве. - М.: Международный центр Рерихов, Мастер-Банк, 2005.
6. Рерих Н. Сердце Азии. Шамбала Сияющая. Агни-йога. СПб.: Азбука, 2022.
7. Рерихи: Мифы и факты. Сб.ст. под ред. А. И. Андреева, Д. Савелли. СПб.: Нестор-История, 2011.
8. Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
9. Русский космизм в образно-художественном измерении. Монография. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 2011.
10. Философия русского космизма. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
Информация об авторе
Анна Ивановна Кравченко, магистр, Академия изящных искусств Альбертина (Турин, Италия)
Адрес: Ростов-на-Дону
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-7824-2876
European Journal of Arts 2 (2022) ® p,E!'ER Section 3. Theory and history of art - ISSN 2310-5666 -
A.I. KRAVCHENKO 1
1 Albertina Academy of Fine Arts in Turin, Italy
MYSTICAL COSMISM IN THE CREATIVE ACTIVITY OF NICHOLAS ROERICH
Abstract.
Objective: consideration of the artistic aesthetic and religious philosophical aspects of mystical cosmism in the example of activities of the Russian artist, philosopher and scientist Nicholas Roerich.
Methods: the selection of narrow aspects and facts concerning the research topic from the general flow of materials about Nicholas and Elena Roerich, as well as Russian cosmism.
Results: The research and conclusions of Nicholas Roerich and the cosmists as a whole anticipated their time. We can conclude that is why nowadays there is an increased interest in their natural scientific, religious philosophical and artistic aesthetic heritage. The moral ideals and values of cosmism had the ability to change the direction of the internal and external improvement not only of a single individual, but also of society as a whole. Roerich saw the possibilities of transformation and the improvement of man and the planet in the possible results of the contact of his own earthly projective thinking with the mystical paradigms of the other world. Cosmism in his creative activity was by nature a mystical worldview, the development of the main trends and theses of which Nicholas Roerich worked together with his wife Elena.
Scientific novelty: highlighting the main points of contact of mystical cosmism with the creative activity of Nicholas Roerich.
Practical significance: the materials of this article can be used for further in-depth research of topics related to the study of mystical cosmism, as well as its influence on the creative legacy of Nicholas Roerich in particular. Keywords: Russian cosmism, Nicholas Roerich, Helen Roerich, mysticism, spiritualism.
References
1. Kurakina O. D. Russkij kosmizm kak sociokul'turnyj fenomen (Russian Cosmism as a socio-cultural phenomenon), - Moskow, MFTI 1993.
2. Rerih E. I. U poroga novogo mira (At the threshold of a new World), Moskow: Mezhdunarodnyj centr Rerihov, 2007.
3. Rerih N. Zhizn' vechnaja (Eternal Life), - Saint-Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2022.
4. Rerih N. K. Listy dnevnika. - T. 2. (1936-1941) (Diary Sheets), - Moskow: Mezhdunarodnyj centr Rerihov,
1995.
5. Rerih N. K. Ob iskusstve (About art), - Moskow: Mezhdunarodnyj centr Rerihov, Master-Bank, 2005.
6. Rerih N. Serdce Azii. Shambala Sijajushhaja. Agni-joga (The heart of Asia. Shambhala is Shining. Agni Yoga), -Saint-Petersburg: Azbuka, 2022.
7. Rerihi: Mify i fakty. Sb.st. pod red. A. I. Andreeva, D. Savelli (Rerih: Myths and Facts Collected papers), - Saint-Petersburg: Nestor-Istorija, 2011.
8. Russkij kosmizm: Antologija filosofskoj mysli (Russian Cosmism: An Anthology of Philosophical Thought), -Moskow: Pedagogika-Press, 1993.
9. Russkij kosmizm v obrazno-hudozhestvennom izmerenii (Russian cosmism in the figurative and artistic dimension. Monograph), Monografija. - Rostov-on-Don: S^AGS, 2011.
10. Filosofija russkogo kosmizma (The philosophy of Russian cosmism). - Moskow: Fond «Novoe tysjacheletie»,
1996.
Section 3. Theory and history of art ' p,E!'ER European Journal of Arts 2 (2022) - ISSN 2310-5666 -
Information about the authors
Anna I. Kravchenko, completed Master's Degree in Graphic Arts at School of Graphics of Albertina Academy of Fine Arts in Turin, Italy Address: Rostov-on-Don
E-mail: [email protected]; Tel.: +7(918) 536-85-11 ORCID:0000-0001-7824-2876