Научная статья на тему 'Мистерия'

Мистерия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
885
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИСТЕРИЯ / ЖАНРЫ / РЕЛИГИОЗНАЯ ДРАМА / MYSTERY PLAY / GENRES / RELIGIOUS DRAMA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотов Олег Иванович

В энциклопедической статье анализируется понятие «мистерия», жанр средневековой религиозной драмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mystery Play

The encyclopedic article analyzes the concept of mystery play, a genre of the medieval religious drama.

Текст научной работы на тему «Мистерия»

Мистерия

О. И. Федотов (Московский институт открытого образования)

Мистерия (фр. тиЬеге, от лат. тувЬеттт — ‘служба’ или от греч. т^вЬепоп — ‘таинство’) — жанр средневековой религиозной драмы, представляющий собой чаще всего инсценировку библейских мифов, сюжетные перипетии которых перемежались интермедиями на бытовые сюжеты («фарсами» — в дальнейшем источником самостоятельного жанра фарс).

Когда театральная жизнь средневекового города переместилась из церкви на площадь,

сформировались и ее соответствующие формы, самой колоритной из которых была мистерия. Ее зависимость от литургического ритуала уже не была столь безраздельной. Священнослужители отвечали только за каноническую часть текста и исполняли главные роли, все остальное отдавалось на откуп самодеятельности. Спектакль финансировался городскими властями и готовился, что называется, всем миром; его старались приурочить к ярмаркам или другим торжествам светского

2012 - №4

Энциклопедия гуманитарных наук 327

характера. Представители разных ремесленных цехов брались за эпизоды, которые соответствовали их профессиональным интересам (например, судостроителям поручался эпизод с Ноевым ковчегом, ювелирам — сцена поклонения волхвов, оружейники снабжали оружием собственного изготовления ангелов, изгонявших Адама и Еву из рая, и т. д.). В организации сценического пространства тоже участвовал весь город. Рядом с городским кафедральным собором строился большой деревянный помост, символизировавший Землю и Преисподнюю; сооружения над ним изображали Небо.

Мистерия являла собой результат последовательного процесса циклизации и разрастания отдельных сценок, представлявших в лицах наиболее важные эпизоды Священного Писания. Например, в «Игре об Адаме» зрители могли видеть грехопадение Адама и Евы, первое убийство человека человеком и благовещение пророков о пришествии Христа, готового «искупить первородный грех». Иные мистерии, охватывая едва ли не все события Ветхого или Нового Завета, поражали воображение грандиозностью своих размеров, времени действия и его сценического воплощения. Текст некоторых из них насчитывал до 50 тысяч стихов, поэтому спектакль, вместе с интермедиями, разыгрывался порой с перерывами на ночлег до 25 дней. Спектакли собирали несметное количество зрителей: едва ли не все население города и вдобавок жители окрестных селений. С волнением следили они за захватывающим зрелищем, в реальность которого свято верили. Своеобразный наивный реализм, сродни натурализму, был данью этой простодушной вере. Актер, игравший Христа, иной раз висел «распятым» в течение нескольких часов и даже терял сознание. Плохо приходилось его партнеру, исполнявшему небла-

говидную роль Иуды, если его узнавали после спектакля. В специальной будке, выше всех, на «Небе», должен был обязательно присутствовать «Бог», но видеть его не мог никто. Внизу, там, где должны были кипеть в котле грешники, вымазанные сажей ребятишки изображали чертей и разжигали нешуточный адский огонь.

Наибольшее распространение мистерии получили во Франции, а также в Италии, Англии, Германии, Нидерландах. К XVI в. в связи с усилением реалистических элементов и грубоватым народным юмором в интерпретации сакральных сцен постановка мистерий была запрещена. Но они глубоко врезались в народную память и поэтому нашли яркое образное воплощение в литературно-художественных произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго). Были попытки модернизировать этот жанр: Дж. Г. Байроном в «Каине», В. Маяковским в «Мистерии-буфф».

Лит.: Мокульский С. С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра : в 2 т. М., 1953. Т. 1; История западноевропейского театра : в 8 т. М., 1956. Т. 1; Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков. М., 2003; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. 6-е изд. М., 2009.

MYSTERY PLAY O. I. Fedotov (The MoscowInstitute of Open Education)

Bibliography (transliteration): Mokul’skii S. S. Khrestomatiia po istorii zapadnoevropeiskogo teatra : v 2 t. M., 1953. T. 1; Istoriia zapadnoevropeiskogo teatra : v 8 t. M., 1956. T. 1; Fedotov O. I. Istoriia zapadnoevropeiskoi literatury srednikh vekov. M., 2003; Lukov Vl. A. Istoriia literatury: Zarubezhnaia literatura ot istokov do nashikh dnei. 6-e izd. M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.