Научная статья на тему 'Миссия учителя в социально-педагогической проблематике России конца XIX-нач. XX в'

Миссия учителя в социально-педагогической проблематике России конца XIX-нач. XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ УЧИТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДУХОВНЫЙ ОБЛИК УЧИТЕЛЬСТВА / A TEACHER'S MISSION / SOCIAL FUNCTIONS OF TEACHING / SPIRITUAL CHARACTER OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

Рассматривается процесс формирования ценностных представлений о высоком общественном предназначении российского учителя. Особое внимание уделяется дискуссии о роли учителя и выполняемой им социально-педагогической миссии как ведущих факторах генезиса и развития педагогической действительности, обеспечивающих эволюцию ценностей культуры, общества, образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's mission in social-pedagogical problematic in Russia at the end of the XIXthe beginning of the XX centuries

The process of forming the valuable notions about the high social destiny of a Russian teacher is under study. The special attention is drawn to the issue of the role of a teacher and his social-educational mission which are regarded as the leading factors of genesis and of the educational reality development that guarantee the evolution of values, culture, society and education.

Текст научной работы на тему «Миссия учителя в социально-педагогической проблематике России конца XIX-нач. XX в»

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. УТКИН (Нижний Тагил)

миссия УЧИТЕЛЯ в СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ РОССИИ конца XIX - нач. XX в.

Рассматривается процесс формирования ценностных представлений о высоком общественном предназначении российского учителя. Особое внимание уделяется дискуссии о роли учителя и выполняемой им социально-педагогической миссии как ведущих факторах генезиса и развития педагогической действительности, обеспечивающих эволюцию ценностей культуры, общества, образования.

Ключевые слова: миссия учителя, социальные функции педагогической деятельности, духовный облик учительства.

При всем многообразии точек зрения на будущее российского образования роль и позиция учительства в проводимых преобразованиях имеют особую мировоззренческую значимость. Не проводя прямых исторических аналогий, можно выявить сходство многих социокультурных и педагогических условий, которые детерминировали модернизационные процессы в российском образовании столетие назад и делают это теперь.

В данном контексте весьма актуальным представляется историко-педагогический анализ дискуссии в российском обществе конца XIX - начала XX в. о педагогическом идеале и предназначении учителя, его социальной роли, выполняемых им социальных функциях, образовательной миссии. Именно в это время российская педагогика сформулировала глобальную по смысловой нагрузке и значимости идею - духовнонравственной ответственности учительства как гаранта культурного всечеловеческого созидания.

В отечественной педагогической науке и образовательной практике в этот период происходят самые интенсивные измене-

ния, выраженные как дивергентными процессами, определяющими развитие системы образования страны (рост количества образовательных учреждений, учащихся и учителей, расширение сети начального и среднего образования, рост числа учительских семинарий), так и конвергентными (широкое вовлечение общественности в организацию и управление учебными заведениями, создание авторских школ, массовое обобщение и внедрение передового педагогического опыта, чему способствует широкомасштабная организация педагогических курсов и съездов, радикальное обновление содержания образования и внедрение новых методов обучения, бурное развитие педагогической печати и т.д.).

Изменение ценностных приоритетов приводит к тому, что прогрессивное педагогическое сообщество начинает не только отчетливо осознавать историческую ограниченность и обреченность консервативной официально-охранительной педагогики с ее господствующей формулой «самодержавие, православие, народность», но и искать решения актуальных проблем в деле реформирования системы образования. При этом принципиальное общественное значение имеет столкновение консервативной и новой русской педагогики вокруг таких понятий, как «личность» и «призвание педагога».

Высокий интерес в обществе к статусу учителя и его духовному облику объясняется рядом причин. Во-первых, учительство ближе, чем другие слои интеллигенции, стояло ко всем сословиям российского общества. Во-вторых, оно формировало мировоззрение, гражданский облик молодого поколения, от усилий, знаний, культуры которого зависело будущее страны. В-третьих, высокие требования общества к учительству способствовали совершенствованию последнего. В-четвертых, сфера народного образования и ее главный деятель - учитель традиционно находились в центре внимания общества, лучшая, передовая часть которого понимала, что благосостояние государства и его престиж за-

© Уткин А.В., 2009

висят от культурного и профессионального уровня педагогических кадров [10: 68].

Восьмидесятые годы XIX в. внесли существенные изменения в состав народного учительства. Учительство распалось на две большие группы - светскую и церковную - и не столько по своему составу, сколько по тем задачам, которые ставились в их школах. Представители этих двух групп коренным образом отличались друг от друга не только по своему положению в обществе, но и по своим общественным задачам и взглядам на свою деятельность. Однако, отмечает Н.В. Чехов, «между представителями этих групп никогда не было ни вражды, ни резких разногласий: вышедшие часто из одной и той же среды, они в глубине души таили одни и те же идеалы и стремления» [13: 112].

И.В. Сучков выделяет еще одну особенность этого периода - термин «народный учитель» исчезает со второй половины 1860-х годов из официальных документов Министерства народного просвещения (МНП), но зато прочно закрепляется в прогрессивной педагогической литературе конца XIX - начала XX в. Для МНП этот термин так и остался не очень удачным обозначением категории преподавателей министерских начальных училищ. Представители же прогрессивной общественности вкладывали в него другое содержание, подчеркивая приближенность этих учителей к народу, к его положению. слово «народный» обязывало учителей служить интересам народа [11: 16].

Именно в это время начинается процесс объединения российского учительства, которое осознало не только свое место среди других работников умственного труда, но и значение обобщения опыта педагогической работы, борьбы за улучшение своего материального и правового положения. «Если материальное обеспечение народных учителей является фундаментом, а юридическая независимость - стенами стройного здания народного образования, - отмечает один из активных деятелей начальной школы, - то общественное положение народных учителей и справедливая его постановка представляют завершение и крышу этого здания, без которого оно не может быть полно и правильно функционировать» [12: 131].

Большинство респондентов, активно включившихся в полемику о статусе российского учителя, задавая вопрос «Вправе

ли мы требовать от наших педагогов высокого призвания, самоотвержения?», отмечают три условия:

- мы не имеем права предъявлять современному преподавателю требования быть «рациональным» учителем, т.к. он не получил специальной подготовки;

- мы не имеем права требовать от него «рациональности» вследствие его материальной необеспеченности;

- даже дав преподавателю специальную подготовку, но не обеспечив его материально, мы не будем иметь права требовать от него сохранения данных ему педагогических заветов, дальнейшего совершенствования [3: 5].

Таким образом, при всем многообразии обсуждаемых проблем, связанных с положением учительства как социальнопрофессиональной группы, все они сводились к трем принципиально важным вопросам, решение которых, в конечном счете, определяло характер модернизации российского образования в наступающем XX в.: качество профессиональной подготовки учителя; его социальный статус и общественное положение; духовный облик учительства. Понимание роли учителя школой, обществом и государством предопределили исходный характер альтернативных концептуальных идей, отразивших специфику социокультурного развития России и особенности данного этапа становления педагогики как науки о воспитании.

Государственная точка зрения на личностные и профессиональные качества учителя к началу XX в. становится неоднозначной - с одной стороны, она сохраняет чиновно-бюрократический характер, с другой - благодаря деятельности св. синода, некоторых ученых-педагогов в этом подходе формируется взгляд на учителя как на подвижника, высокодуховную личность, подчеркивается значение практического опыта в его деятельности, трудолюбия и чувства долга. Значительную роль в рассматриваемый период играют взгляды на просвещение и учителя К.П. Победоносцева - видного теоретика и практика русского консерватизма, свыше 25 лет (с апреля 1880-го по октябрь 1905 г.) занимавшего пост обер-прокурора Святейшего синода, ведущего идеологического ведомства российской империи.

Весьма образованный для своего времени человек, тонкий политик, выражав-

ший интересы государства в образовании, К.П. Победоносцев исходил из того, что только та школа принимается народом, которая социально укоренена, просветительное значение которой подтверждается практикой. Школа, по его мнению, вместе с грамотой должна учить детей жизни, воспитывать в них любовь к отечеству, уважение к родителям и, главное, формировать совесть, которая служит человеку нравственной опорой, позволяющей ему сохранять равновесие в жизни и выдерживать борьбу с внешними соблазнами и дурными влияниями.

По глубокому убеждению К.П. Победоносцева, учитель «не есть какая-то принадлежность школы, которая при ней предполагается: это есть самая сущность школы, и без учителя никакая школа не мыслима: учитель должен быть создан для школы... Учитель-ремесленник, учитель-чиновник не годится для живого дела. учитель должен быть подвижником своего дела, полагающим душу свою в дело обучения и воспитания» [7: 16]. Именно поэтому, обращаясь к молодым учителям, К.П. Победоносцев советует: «при самом начале дела не воображай, что важнее всего метода обучения. Всего важнее - в самом начале - сознание своего долга и верность ему» (Там же: 48).

основное противоречие заключалось в том, что учителя считались чиновниками и должны были по статусу являться опорой самодержавия. Педагогическая профессия (сочетание обучения с воспитанием, передача знаний с формированием мировоззрения) делала значительную часть учителей (тех, кто дорожил служебными «преимуществами» и «респектабельным» социальным положением) слугами власти и опорой консервативной идеологии. Но причастность к идеологическому воспитанию создавала в то же время новый тип независимого учителя, руководствовавшегося идеями передовой педагогики, способного на общественную инициативу, связанного с освободительным движением. Поэтому профессиональная работа учителя часто осознавалась передовыми людьми как одна из форм общественного служения [6: 171].

Типичным и показательным является одно из многочисленных обращений к коллегам - учителям начальной народной школы - на страницах журнала «русский начальный учитель» в 1890-е годы. «Если мы поставлены во главе хотя бы маленькой

школы, - пишет сельский учитель, - если мы возведены на возвышенное место перед сельским народом так, что всякому нас видно, то понятно, каковы должны мы быть сами. В нас народ должен видеть передовых людей, мы ему должны служить хорошим примером, скажу даже более, учитель должен быть идеалом народа» [8: 354]. Анализ статей периодической педагогической печати подтверждает вывод о том, что формирующееся отношение народного учительства к профессиональной деятельности как служению народу, идеалам истины, добра и справедливости становится важнейшим фактором его ценностно-ориентационного единства.

К этому следует добавить быстрый количественный рост педагогических кадров - в России к началу XX в. насчитывалось около 60 учительских семинарий, в которых обучалось до 5 тыс. человек и выпускалось ежегодно от 800 до 1200 учителей. Как отмечает один из авторов журнала «Русская школа», при всем своем скромном бюджете и общественном положении эти учителя «в глухих уголках нашего обширного Отечества являются подчас важными культурными деятелями, несущими на себе обязанности образовательного влияния не только на порученных им детей, но и на взрослое население» [9: 99].

обосновывая требования к организации сельской школы, педагоги-практики, учителя народных школ едины в оценке образовательных функций педагога как информатора, распространителя, помощника, советника, хранителя человеческой культуры. Рассуждая о личностных свойствах учителя как об одном из существенных условий для осуществления «толковой школы» в селе, Н.А. Корф убежден, что «сельский учитель во всем должен влиять своим примером не только на детей, но и взрослых..., стоять по развитию своему выше уровня массы. Только там школа пойдет, где учителя народ полюбит ... пусть он заслужит уважение своею доброю нравственностью; пусть он мало-помалу, беседою и примером, приподнимает и ставит на ноги крестьян, притоптанных в грязи веками, и он достигнет своего влияния на сельское общество» [4: 25].

Народный учитель Кузнецов, отражая корпоративные взгляды, также акцентирует внимание на социально-педагогическом аспекте деятельности сельского учительства, считая, что народная школа долж-

на распространять свое влияние не только на учащихся, но и на взрослых. главным условием педагог считает «приискание хорошего народного учителя..., такого, который принимает на себя эту трудную должность не из-за одного только куска хлеба, но и по призванию», утверждая, что народный учитель должен обладать «особенной любовью к детям и запастись терпением и снисходительностью» [5: 42].

Широкое разностороннее и заинтересованное обсуждение требований к личностным и профессиональным качествам народного учителя в российской научно-теоретической литературе и периодической педагогической печати обусловило обращение к взглядам европейских педагогов на эту проблему. Так, А.И. Анастасиев, отвечая на вопрос о том, каким должен быть учитель народной школы, ссылается на мнение швейцарского педагога Т. Шерра (1801 - 1870), который был народным учителем, а впоследствии директором учительской семинарии, и французского историка Ф. Гизо (1787 - 1874), бывшего одно время министром народного просвещения [1].

Т. Шерр требует от учителя народной школы следующих качеств: твердой религиозной веры и нравственности; сознания собственного достоинства; убеждения, что народная школа есть одно из главнейших средств улучшения человечества; неутомимого стремления к живой и правильной деятельности и дальнейшему самообразованию; любви к науке, искусству, природе; власти над дурным расположением духа; открытого сердечного характера; искреннего сочувствия детским радостям; природной живости; психологической наблюдательности; ясности и отчетливости устной речи.

Народный учитель, по мнению Ф. Гизо:

- обязан знать больше того, чему учит других, чтобы вести обучение обдуманно, с интересом;

- живя и действуя в «низшей» среде, однако, должен обладать возвышенной душой, чтобы сохранять в своих мыслях, словах и поведении необходимое достоинство, без которого нельзя приобрести уважение людей;

должен обладать редким соединением кротости и твердости - поставленный в обществе ниже многих других людей, он никому, однако, не должен прислуживать;

- зная свои права, учитель более всего должен быть озабочен исполнением своих обязанностей;

- по жизни и поведению он должен служить примером для окружающих людей и всем нуждающимся помогать советами;

- учителю не следует стремиться к выходу из своей среды - довольный своим жребием как человек, делающий другим добро, он согласился жить и умереть в скромном положении учителя, т.к. оно представляет собою служение Богу и людям.

Все пункты, сформулированные Т. Шер-ром, отмечает А.И. Анастасиев, «хороши и прекрасны, вот почему желательно, чтобы не только учителя, но и большинство людей исполняли их». Все сказанное Ф. Гизо относится непосредственно к каждому учителю и отображает истинную сущность его обязанностей и характера [1: 83].

Автор многократно переиздававшихся учебных пособий по педагогике, дидактике, истории педагогики М.И. Демков в учебнике педагогики более лаконично обобщает требования к народному учителю: «... он должен (если хочет иметь успех) искренне любить свое дело, иметь научное образование, никогда не прекращать самостоятельного поиска, иметь надлежащее нравственное развитие - любовь, расположение и доверие к детям, терпение, самообладание, педагогический такт, находчивость, всецело принадлежать своему делу и проявлять к нему живой интерес» [2: 105].

Таким образом, динамичные изменения в жизни общества, его социальнопсихологической сфере обусловили изменение представлений об учителе, расширение требований к его личностным качествам и уровню профессионализма. Впервые в истории российских образовательных реформ был поднят вопрос об учителе как ключевой фигуре образовательного процесса, профессионализм которого, духовное и нравственное развитие напрямую связывались с успехом всей отечественной системы образования.

Литература

1. Анастасиев А.И. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга / А.И. Анастасиев. 10-е изд. М.: Изд-во

А.Д. Ступина, 1913. Ч.ІІ. 570 с.

2. Демков М.И. Учебник педагогики для учительских семинарий, женских гимназий и

народных учителей / М.И. Демков. М.: Изд-во т-ва «В.В. Думнов, наследники Бр. Салаевых», 1916. 4.II. 168 с.

3. Зенченко С. И поднятие положения преподавателя средней школы, и специальная его подготовка (ответ профессору Р. Випперу) / С. Зенченко. М.: Типолитография тов-ва «И.Н. Кушнарев и К°», 1898. 24 с.

4. Корф Н.А. Русская начальная школа. руководство для земских гласных и учителей сельских школ / Н.А. Корф. 6-е изд. СПб.: Тип. д-ра М.А. Хана, 1879. 284 с.

5. Кузнецов. Условия жизни сельской школы и ее учителя / Кузнецов // Русский начальный учитель. 1880. № 10. С. 26 - 44.

6. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века /

В.Р. Лейкина-Свирская. М.: Мысль, 1971. 368 с.

7. Победоносцев К.П. Ученье и учитель. Педагогические заметки / К.П. Победоносцев. 6-е изд. М.: Синодальная тип., 1905. 64 с.

8. Поляков П. Письмо к учителям / П. Поляков // Русский начальный учитель. 1887. № 8 - 9. С. 354 - 359.

9. С.В.И. Несколько слов о наших учительских семинариях / С.В.И. // Русская школа. 1900. № 5 - 6 (май - июнь). С. 99 - 107.

10. Сучков И.В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX -XX веков / И.В. Сучков // Отечественная история. 1995. № 1. С. 62 - 77.

11. Сучков И.В. Учительство России в конце XIX - начале XX века / И.В. Сучков. М.: МГОПИ, 1994. 126 с.

12. Тютрюмов А. Общественное и юридическое положение сельского учителя / А. Тютрюмов // Русская школа. 1892. № 11. С.123 - 137.

13. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. С рисунками и таблицами / Н.В. Чехов. М.: Изд-во «Польза», 1912. 224 с.

Teacher’s mission in social-pedagogical problematic in Russia at the end of the XIX - the beginning of the XX centuries

The process of forming the valuable notions about the high social destiny of a Russian teacher is under study. The special attention is drawn to the issue of the role of a teacher and his social-educational mission which are regarded as the leading factors of genesis and of the educational reality development that guarantee the evolution of values, culture, society and education.

Key words: a teacher’s mission, social functions of teaching, spiritual character of teaching.

Е.В. МАРЧУК (Волгоград)

РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Дан краткий обзор основных этапов развития системы начального профессионального образования в Германии, основой которой является профессиональная подготовка по дуальной системе. Раскрываются основные тенденции и предпосылки к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов.

Ключевые слова: начальное профессиональное образование, производственное образование, модернизация.

Интенсивно развивающиеся процессы глобализации, интеграции, интернационализации изменили структуру международного рынка труда и предъявляют новые требования к квалификации кадров. Сегодня германия с ее традициями профессионального образования является ориентиром и примером. Благодаря сочетанию теории и практики, а также участию и поддержке немецкой экономики система профобразования Германии создает учащимся наилучшие предпосылки для успешного профессионального будущего и пользуется признанием во всем мире.

Чтобы понять, почему производственная подготовка является доминирующей формой профессионального образования в Германии, какие тенденции явились причиной совершенствования системы, какие предпосылки позволяют выявить закономерности развития и модернизации начального профессионального образования, следует обратиться к истории профессиональной подготовки в Германии. Процесс становления и развития системы начального профессионального образования в Германии проходил ровно, каждый этап вносил значительный вклад в совершенствование профессиональной подготовки. Первым этапом является становление начального профессионального образования, которое берёт свои традиции в средневековье. Будущий ремесленник поступал к мастеру на обучение, которое включало в себя овладение не только приёмами про-

© Марчук Е.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.