Научная статья на тему '«Миссионерство это цель церкви»: противораскольническая деятельность церковного братства свт. Димитрия Ростовского в Томской епархии (конец XIX начало XX в.) '

«Миссионерство это цель церкви»: противораскольническая деятельность церковного братства свт. Димитрия Ростовского в Томской епархии (конец XIX начало XX в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковное братство / противораскольническая миссионерская практика / история старообрядчества / Томск / church brotherhood / anti-schismatic missionary practice / the history of old-believers / edinoverie / Tomsk

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексей Алексеевич Мицук

Статья посвящена миссионерской и просветительской деятельности томского епархиального церковного братства свт. Димитрия Ростовского, целью которого являлось обращение старообрядцев в официально принятую в государстве православную веру. Несмотря на незначительные итоги религиозных переходов последователей староверия, сотрудниками братства был накоплен материал по истории старообрядчества, который является ценным корпусом источников для специалистов по истории отечественного религиоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алексей Алексеевич Мицук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Missionary is the goal of the Church”: anti-schismatic activities of the church brotherhood St. Dimitry of Rostov in the Tomsk diocese (late XIX beginning XX centuries)

The subject of the scientific article is the activity of the church brotherhood named St. Demetrius, Metropolitan of Rostov, which acted as the coordinator and organizer of the anti-schismatic missionary work of the Tomsk diocese of the late 19th early 20th century. It was the Tomsk diocese during this period that was the place of the rapid growth in the number of old-believers of various directions. Although the old-believer communities adhered to eschatological teachings that were dissimilar in terms of radicality, differed in the type of social organization, but together they represented a serious force by which the Russian Orthodox Church opposed the propaganda of the Old Believers. The sources of the study were the issues of the local diocesan newspaper «Tomsk Diocesan Vedomosti», containing information about the trips of missionaries and reviews of the current state of the old-believers and sectarians, as well as the anti-schismatic measures that were taken. Together with the involvement of archival materials, they are able to show the contribution of missionaries to the anti-schismatic mission of the Tomsk diocese at the turn of the 19th-20th centuries. In the course of studying of the anti-schismatic missionary activity of St. Demetrius, Metropolitan of Rostov, the following conclusions were drawn. At the first stage of the brotherhood's activity, those who converted from the old-believers to Orthodoxy became its employees. In the future, missionaries were appointed deanery priests and persons who received a higher spiritual education and were professionally trained to conduct «exhortations» special conversations organized to convince the old-believers of the fallacy of their beliefs. However, the financial instability of the brotherhood, which existed at the expense of voluntary donations, did not allow hiring more than three such employees, which seemed insufficient for the huge size of the Tomsk diocese. In general, in a short period of time, the brotherhood was able to achieve tangible success in organizing missionary trips around the diocese and training new qualified missionary personnel in cooperation with existing theological educational institutions. But in the context of the ongoing mass migrations of old-believers to this region and the religious indifference of the rural congregation of the Russian Orthodox Church, the brotherhood could not achieve the predicted results. Brotherhood of St. Demetrius of Rostov suffered a complete failure of its mission, however, the notes, reports and diaries of the anti-schismatic missionaries left behind are not only evidences of the attempts being made to solve the problem of the church schism with the help of «dialogue», but also an illustration of the vitality, high adaptability of the Old Believers communities.

Текст научной работы на тему ««Миссионерство это цель церкви»: противораскольническая деятельность церковного братства свт. Димитрия Ростовского в Томской епархии (конец XIX начало XX в.) »

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 85

Tomsk State University Journal of History. 2023. № 85

Научная статья УДК 93/94:2-78 doi: 10.17223/19988613/85/8

«Миссионерство - это цель церкви»: противораскольническая деятельность церковного братства свт. Димитрия Ростовского в Томской епархии

(конец XIX - начало XX в.)

Алексей Алексеевич Мицук

Томский государственный университет, Томск, Россия, rixalos@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена миссионерской и просветительской деятельности томского епархиального церковного братства свт. Димитрия Ростовского, целью которого являлось обращение старообрядцев в официально принятую в государстве православную веру. Несмотря на незначительные итоги религиозных переходов последователей староверия, сотрудниками братства был накоплен материал по истории старообрядчества, который является ценным корпусом источников для специалистов по истории отечественного религиоведения. Ключевые слова: церковное братство, противораскольническая миссионерская практика, история старообрядчества, Томск

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 20-39-90007 «Коммуникативные практики православных противораскольнических миссионеров Томской епархии конца XIX - начала XX вв.: механизмы, формы и содержание».

Для цитирования: Мицук А.А. «Миссионерство - это цель церкви»: противораскольническая деятельность церковного братства свт. Димитрия Ростовского в Томской епархии (конец XIX - начало XX в.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 85. С. 60-69. doi: 10.17223/19988613/85/8

Original article

"Missionary is the goal of the Church": anti-schismatic activities of the church brotherhood St. Dimitry of Rostov in the Tomsk diocese (late XIX - beginning XX centuries)

Alexey A. Mitsuk

Tomsk State University, Tomsk, Russia Federation. E-mail: rixalos@mail.ru

Abstract. The subject of the scientific article is the activity of the church brotherhood named St. Demetrius, Metropolitan of Rostov, which acted as the coordinator and organizer of the anti-schismatic missionary work of the Tomsk diocese of the late 19th - early 20th century. It was the Tomsk diocese during this period that was the place of the rapid growth in the number of old-believers of various directions. Although the old-believer communities adhered to eschatological teachings that were dissimilar in terms of radicality, differed in the type of social organization, but together they represented a serious force by which the Russian Orthodox Church opposed the propaganda of the Old Believers. The sources of the study were the issues of the local diocesan newspaper «Tomsk Diocesan Vedomosti», containing information about the trips of missionaries and reviews of the current state of the old-believers and sectarians, as well as the anti-schismatic measures that were taken. Together with the involvement of archival materials, they are able to show the contribution of missionaries to the anti-schismatic mission of the Tomsk diocese at the turn of the 19th-20th centuries.

In the course of studying of the anti-schismatic missionary activity of St. Demetrius, Metropolitan of Rostov, the following conclusions were drawn. At the first stage of the brotherhood's activity, those who converted from the old-believers to Orthodoxy became its employees. In the future, missionaries were appointed deanery priests and persons who received a higher spiritual education and were professionally trained to conduct «exhortations» - special conversations organized to convince the old-believers of the fallacy of their beliefs. However, the financial instability of the brotherhood, which existed at the expense of voluntary donations, did not allow hiring more than three such employees, which seemed insufficient for the huge size of the Tomsk diocese.

In general, in a short period of time, the brotherhood was able to achieve tangible success in organizing missionary trips around the diocese and training new qualified missionary personnel in cooperation with existing theological educational institutions. But in the context of the ongoing mass migrations of old-believers to this region and the religious indifference of the rural congregation of the Russian Orthodox Church, the brotherhood could not achieve the predicted results.

© А.А. Мицук, 2023

Brotherhood of St. Demetrius of Rostov suffered a complete failure of its mission, however, the notes, reports and diaries of the anti-schismatic missionaries left behind are not only evidences of the attempts being made to solve the problem of the church schism with the help of «dialogue», but also an illustration of the vitality, high adaptability of the Old Believers communities.

Keywords: church brotherhood, anti-schismatic missionary practice, the history of old-believers, edinoverie, Tomsk

Acknowledgements: The research was supported by a grant Russian Foundation for Basic Research, project № 20-39-90007 "Communicative practices of Orthodox anti-schismatic missionaries of the Tomsk diocese in the late XIX - early XX centuries: mechanisms, forms and content".

For citation: Mitsuk, A.A. (2023) "Missionary is the goal of the Church": anti-schismatic activities of the church brotherhood St. Dimitry of Rostov in the Tomsk diocese (late XIX - beginning XX centuries). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 85. pp. 60-69. doi: 10.17223/19988613/85/8

Нормы имперского законодательства в религиозной сфере определяли строгую иерархию официально признанных вероисповеданий и конфессиональных объединений. Доминирующее положение, конечно, занимала Русская православная церковь. На следующей ступени находились «терпимые» и «вредные» вероисповедания, куда приписывались отдельные группы христиан-старообрядцев. Переход из официального православия в старообрядчество предусматривал суровые наказания и порицания со стороны духовных и светских властей и рассматривался как прецедент, угрожающий политическому существованию государственного строя [1. С. 14-15]. Такое понимание ситуации предполагало активную деятельность православных епархий по недопущению «совращения в раскол», но в XIX в. в сибирских епархиях, а особенно в образованной Томской епархии, меры борьбы с расколом носили ограниченный характер. Для исправления данной ситуации в Томской епархии была создана специальная миссионерская организация - церковное братство свт. Димитрия, митрополита Ростовского, которое с самого основания в 1884 г. являлось главным епархиальным органом для обращения последователей ста-роверия в православие. Поэтому цель данной статьи -выявить вклад церковного братства свт. Димитрия Ростовского в формирование антистарообрядческой миссии Томской епархии конца XIX - начала XX в.

Согласно статистическим данным, к 1885 г. наблюдается резкое увеличение числа старообрядцев - до 35 417 последователей, что составляло около 3% от населения Томской губернии [2. С. 3-4]. Обеспокоенность широким распространением церковного раскола в епархии привела в 1883 г. к обсуждению на общеепархиальном съезде духовенства Томской епархии вопроса о мерах противодействия старообрядчеству. Съезд постановил, во-первых, открыть в Томской духовной семинарии на местные средства штатную кафедру раскола, как это уже сделали Московская и Саратовская епархии; во-вторых, обязать церковные причты закупать рекомендованные церковными учеными противораскольни-ческие книги, в-третьих, назначить особых миссионеров в главных центрах раскола Томской епархии. Под влиянием таких постановлений духовенство и местные жители г. Бийска приходят к обоюдному согласию в учреждении специального церковного братства [3. С. 2-3].

Для осуществления антистарообрядческой миссионерской деятельности епископ Бийский Макарий

(Невский), назначенный в феврале 1884 г. на кафедру, после долгого согласования с начальником губернии И.И. Красовским утверждает устав братства, а уже 21 сентября 1884 г. состоялось торжественное открытие томского епархиального противораскольнического братства свт. Димитрия, митрополита Ростовского. Через месяц (22 октября) учреждается центральный орган по координации деятельности миссионеров -Совет братства в г. Бийске под председательством епископа Макария, имевшего опыт миссионерской работы. В уставе братства была обозначена его главная цель: «Для утверждения чад Православной Церкви, в пределах Томской епархии, в истинах Православной веры и благочестия и для охраны православной паствы от пропаганды раскола, с другой стороны, для ослабления посягательств раскола на целость православной Церкви» [4. С. 10-11].

Открытие церковного братства было приурочено к 25-летию со дня открытия Томской духовной семинарии, а покровителем выбран свт. Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709). Он являлся одним из выдающихся просветителей, воспитанником Киево-Моги-лянской академии, переехавшим в Москву после присоединения Левобережной Украины к России. Святейшим Синодом в 1757 г. он был причислен к лику святых [5].

Выбор покровителя определялся, во-первых, «связью» Димитрия Ростовского с Сибирью. В 1701-1702 гг. он был назначен руководителем первой из созданных в регионе епархий - Тобольской, но все это время жил на Сибирском подворье московского Чудова монастыря. Во-вторых, святитель был известен как один из полемистов со старообрядцами. Именно вторая половина XIX в. лучше всего отражала димитриевское понимание борьбы с церковным расколом - «сопоставление их [старообрядческого] учения с духом евангельским, следствием чего... открывается его слепая привязанность к одним видам внешним, оцеждающим комаров и пожирающая вельбудов» [6. С. 602]. Оно предполагало вместо открытого опровержения несостоятельности учений староверов работу по их переубеждению, подготовке самостоятельного принятия ими фактов, опровергающих «фундамент» раскола.

После открытия Совета братства в Бийске было образовано Бийское отделение, а в течение следующих двух лет (1885-1886) открыты Барнаульское, Томское, Каинское, Мариинское, Усть-Каменогорское, Нарым-ское, Кузнецкое и Семипалатинское отделения [7. С. 22].

По положению братства свт. Димитрия Ростовского, принятому в 1884 г., оно должно состоять из лиц православного вероисповедания любого сословия и пола, которые подразделялись на следующие категории: а) «почетные братчики» - те, кто пожертвовал крупные денежные суммы на деятельность миссионеров или мог оказывать поддержку братчикам в силу своего служебного положения и влияния; б) «непременные братчики» - священнослужители, в чьих приходах проживают старообрядцы; в) «соревнователи» -все оказывающие помощь личным участием в распространении противораскольнических книг, изучении состояния «раскола» на местах и борьбе с ним; г) «благотворители», вносившие пожертвования не менее 1 руб. в год; д) «учредители», ходатайствовавшие об учреждении Совета или отделений братства [4. С. 11]. К примеру, в Томское отделение изъявили желание вступить обеспеченные и известные горожане, такие как купцы Ф. Пушников и А. Карнаков, городской голова П.В. Михайлов, преподаватели и сотрудники духовной семинарии В. Юновидов и иеромонах Иннокентий [8. С. 158].

Совет братства детально прописал задачи, на решении которых следовало сосредоточиться отделениям и Совету, а именно: а) сбор сведений о местоположении, численности и количестве толков старообрядцев с приведением информации о состоянии их религиозно-нравственной жизни и возможных притеснениях православных верующих; б) доклады в местные органы власти в случае переселения православных в старообрядческие поселки и деревни; в) приглашение и подготовка специально обученных миссионеров для оказания воздействия на старообрядцев и сектантов, контроль над деятельностью миссионеров; г) открытие в местах с высокой концентрацией староверов православных приходов, церквей, молитвенных домов и школ, назначение в братские школы учителей, способных дать отпор в личных и публичных беседах с «раскольниками»; д) создание миссионерских библиотек для общего пользования всех желающих читателей и снабжение их необходимой литературой «в видах ограждения от пропаганды раскола и сектантства»; е) организация общественных собеседований и чтений; ж) направление в каникулярное время в населенные пункты епархии, где живут старообрядцы, преподавателя по кафедре истории и обличению раскола семинарии с выдачей ему командировочных денег с целью обновления практического и лекционного курса по истории направлений старообрядчества в Томской епархии [4. С. 10-12].

Летом 1885 г. в Казани состоялось собрание преосвященных архиереев, посвященное проблемам внутренней миссии, где обсуждался вопрос о старообрядчестве. В ходе заседаний было отмечено сокращение численности старообрядцев в тех епархиях, где проводились публичные собеседования, поэтому было рекомендовано при каждой епархии учредить хотя бы по одному епархиальному миссионеру, освобожденному от других обязанностей, с назначением ему обязательного денежного довольствия в размере 1 200 руб. в год и компенсацией расходов на разъезды [9. С. 7-9].

Томская епархия приняла рекомендации Казанского собора, и с 14 октября 1888 г. на заседании Совета

Бийского Свято-Димитриевского братства был поднят вопрос об учреждении специальных миссионеров. Но денежных средств для учреждения должности епархиального миссионера не хватало, и было предложено назначить на первое время нескольких уездных миссионеров в самых «зараженных» районах. По Бийско-му и Кузнецкому округам миссионерскую функцию исполнял единоверческий священник Михаил Кандау-ров с жалованием в 500 руб., помимо прогонных денег. По Барнаульскому и Каинскому отделениям был рекомендован крестьянин Тимофей Чешуин, проживавший по поручению Совета в селе Тюменцево, населенном старообрядцами. Место по Томскому и Мари-инскому отделению оставалось вакантным до января 1893 г. [10. С. 12], а в Усть-Каменогорском, Нарым-ском округах и Семипалатинской области Томской губернии, где не было зафиксировано активной деятельности староверов, так и не были созданы миссионерские противораскольнические отделения, вся работа возлагалась на местных священников [11. С. 24-25].

При рассмотрении биографий первых миссионеров церковного братства выясняется важная особенность -как минимум двое из них (М. Кандауров и Т. Чешуин) в прошлом принадлежали к староверию, но по разным причинам перешли в официальное православие.

Михаил Кандауров вышел из среды старообрядческого согласия «странников», или «бегунов». В 1859 г. он вместе с женой и двумя детьми «ушел от мира» в ожидании скорого Страшного суда. Семья жила в таежных скитах Томской губернии, но десять лет аскетичной жизни привели Михаила Кандаурова к вопросу о пророках Енохе и Илии, которые по эсхатологическим предсказаниям должны появиться до наступления «последних времен», и «если нет их, то и антихрист еще не воцарился... Следовательно, и бегать не от кого; следовательно, и старообрядчество - заблуждение» [12. С. 12]. В дальнейшем он снискал большую популярность в беседах с православными и старообрядцами и по предложению томского архиерея стал единоверческим священником в Бийском округе. Эрудированность М. Кандаурова отмечалась в епархиальной газете, так как он «все вопросы, поднимаемые тем или другим [старообрядческим] толком и решения их в духе православия знает не хуже человека, получившего специальное образование по расколу, хотя сам не учился ни в одной школе» [12. С. 12-13].

Тимофей Тихонов Чешуин был выходцем из староверов-крестьян Вятской губернии. О его жизни до вступления в братство свт. Димитрия Ростовского практически ничего не известно, но деятельность как братчика регулярно отмечается на страницах «Томских епархиальных ведомостей»: его усилиями «возвращены в лоно церкви» старообрядцы в пос. Кулунда и дер. Плотниковой, открыта церковная школа грамотности в дер. Выдрихе [13].

В дальнейшем Совет братства в течение нескольких лет учреждает трех епархиальных миссионеров, причем главным критерием для назначения становится квалификация, т.е. наличие богословского образования. При этом в обязанности миссионеров вводится представление письменного отчета Совету братства, в ко-

тором должны были отражены основные данные по собеседованиям со старообрядцами (где, когда и о чем разговаривали). Данные путевые дневники публиковались в местной печати и предназначались для ознакомления духовенства с особенностями «раскола» в епархии [14. С. 26-27].

Одним из епархиальных миссионеров по Томскому, Мариинскому и Каинскому отделениям был поставлен Арсений Кикин. Согласно отчету братства, за 1893-1894 гг. он провел более 100 собеседований и обратил из «раскола» в православие 25 человек, содействовал открытию четырех церковных школ [15. С. 23]. По Бийскому и Змеиногорскому отделениям за про-тивораскольническую миссию по-прежнему отвечал Михаил Кандауров, хотя и не имевший церковно-богословского образования, но очень активный миссионер: за 1892-1893 гг. он посетил чуть ли не все округа епархии, объездив суммарно более 1 тыс. верст и организовав более 100 собеседований. Результатом этих бесед стало строительство приходского храма в с. Солонечном, где он стал постоянно проживать и исполнять обязанности единоверческого священнослужителя [16. С. 19]. В Барнаульском и Кузнецком отделениях епархиальным миссионером состоял Павел Соколов, слушателей которого «собиралось столько, сколько могли вместить дома, в которых устраивались эти беседы». Например, в г. Барнауле из-за наплыва слушателей пришлось перенести встречу из помещения церковно-приходской школы в здание городской думы» [15. С. 14].

Для помощи епархиальным миссионерам некоторым священникам, способным наряду со своими обязанностями по приходу организовывать беседы со старообрядцами, присваивался статус «окружного» или «уездного миссионера» [17. С. 11-12]. Так, в одной из публикаций о деятельности братства назван владелец столярной мастерской Стефан Галкин (Змеиногорский округ, с. Айское), исполнявший одновременно должности псаломщика, окружного антистарообрядческого миссионера и учителя в школе грамоты [15. С. 13-14].

Интересны сведения о православном «братчике-со-ревнователе» Автоманове из благочиния № 18 Барнаульского округа. Автоманов обучился грамоте в зрелом возрасте и под руководством протоиерея Смирнова (одного из окружных противораскольнических миссионеров) смог обучиться основам полемики со староверами. Получая от братства скромные 8 руб. в месяц, он забросил все имеющееся хозяйство и на лошади с книгами и брошюрами противораскольнического содержания разъезжал по старообрядческим населенным пунктам, «останавливаясь в них на более или менее продолжительное время» [18. С. 13].

Неудобство управления и осуществления контроля за деятельностью братства со стороны епархиального епископа приводит к переносу в 1893 г. Совета братства из Бийска в губернскую столицу [19. С. 4]. Предположительно, это произошло по инициативе Мака-рия, ставшего в 1891 г. епископом Томским и Семипалатинским и стремившегося сосредоточить все миссионерские структуры в одном месте для того, чтобы оперативно решать возникающие проблемы [14. С. 26-

27]. К тому же были внесены уточнения в прежнюю расплывчатую формулировку последнего пункта устава 1884 г., согласно которому братство должно было «принимать другие непринудительные меры, служащие к утверждению Православия и ослабления раскола». Результатом стало появление трех дополнительных направлений работы, в соответствии с которыми братству предписано: «з) озаботиться сбором пожертвований для умножения своих средств и изыскивать другие постоянные или временные источники доходов; и) поощрять ревностных на миссионерском поприще деятелей и поддерживать их материальными пособиями; к) принимать живое участие в судьбе лиц, переходящих в православие, оказывая им всевозможное покровительство, а малолетним из них давая на время и приют» [20. С. 6].

Одним из самых сложных для братства был вопрос денежного обеспечения, оплаты труда миссионеров и получения денег на прогоны и разъезды. Сам принцип формирования бюджета братства предполагал, что организация будет существовать за счет пожертвований, при этом размер членского взноса определял градацию «братчиков». Например, при открытии братства было собрано 1 054 руб., при этом из 46 человек один являлся «почетным братчиком» (внес 200 руб.), 10 стали «пожизненными братчиками» (внесли по 100 руб.), 27 -«благотворителями братства» (внесли от 3 до 10 руб.), 5 - простыми братчиками (внесли менее 1 руб.) [21. С. 1].

Однако на протяжении всего существования братства добровольные пожертвования оказывались недостаточными, и для пополнения его бюджета организовывались специальные духовные концерты со сборами «доброхотных подаяний». Так, в день открытия барнаульского отделения братства за счет продажи пригласительных билетов на мероприятие удалось привлечь дополнительных 128 руб. и 15 коп. [8. С. 158].

Продажа книжных изданий стала еще одним источником средств для братства. Например, объявление в «Томских епархиальных ведомостях» о продаже сочинения профессора Томского университета Д.Н. Беликова «Старообрядческий раскол в Томской губернии (по судебным данным)» [22] по 40 коп. за один экземпляр сопровождалось указанием, что «поступающие суммы от продажи книг будут обращены на усиление средств противораскольнического братства свт. Димитрия Ростовского» [23. С. 16].

Для пополнения денежных средств братство учреждало при каждой церкви епархии специальные кружки для добровольных пожертвований. Их поступление должно было обеспечить приходское духовенство, на которое возлагалась обязанность рассказывать о уставе и деятельности братства в личных собеседованиях с сочувствующими мирянами и во время праздничных и воскресных богослужений. Собранные деньги вместе с расчетными денежными книгами по сбору пожертвований отправлялись в августе каждого года местному благочинному, который передавал все в ближайшее отделение братства [19. С. 5-6]. Данная мера существенно увеличивала бюджет братства: в 1886 г. поступило 1 972 руб. 22 коп., в 1889 г. - 4 865 руб. 65 коп., в 1893 г. - 5 294 руб. 36 коп. Расходы братства произ-

водились сообразно доходам: в 1886 г. было израсходовано 1 181 руб. 82 коп., в 1889 г. - 3 897 руб. 73 коп., а в 1894 г. - 5 063 руб. 76 коп. Профицит бюджета позволил за первое десятилетие существования братства скопить запасной капитал, который к 1896 г. составлял более 6 тыс. руб. и использовался на финансирование разъездов миссионеров по епархии, закупку необходимых противораскольнических книг и учебной литературы, строительство школ [24. С. 16-17].

Первоочередной задачей братства являлся сбор информации о «расколе» в епархии. Составленная инструкция показывает, что противораскольническую миссию интересовали: число старообрядцев и их местонахождение; разновидности толков и согласий ста-роверия; данные о наставниках, скитах и об особенных случаях в религиозно-общественной жизни «поборников старины»; сведения о взаимоотношениях с православными; оценка эффективности борьбы со старообрядчеством духовными и светскими властями; реакция прихожан русской православной церкви на «старообрядческую пропаганду» [25. С. 146].

В рекомендациях по борьбе с «расколом», составленных делопроизводителем братства и преподавателем истории и обличения раскола И.П. Новиковым, высокая степень его распространения в епархии связана с составом волостных и сельских органов управления, где нередко руководящие посты занимали старообрядцы. Как обычную он описывает ситуацию, когда «с разными препятствиями миссионер приезжает в селение, где он намерен устроить собеседование. Узнает об этом староста, предрасположенный к расколу или сам раскольник, призывает десятского и дает ему приказ: иди по сельчанам, скажи всем, чтобы никто к миссионеру на беседу не ходил, беседовать его к себе в дом не впускал.» [26. С. 22-23].

В таких условиях нужны были дополнительные каналы для воздействия на старообрядцев. Одним из них являлась печатная продукция.

26 марта 1897 г. епископ Томский и Барнаульский Макарий ходатайствует в Святейший Синод об открытии миссионерского органа печати, направленного на защиту православия от религиозных диссидентов. «Печатное слово» имело преимущество в распространении, в то время даже самый опытный миссионер ограничен территорией, на которой он действует. Не менее важный аргумент в пользу открытия журнала Макарий приводит, когда сравнивает речь миссионера с тем, что написано на бумаге: «Самая безукоризненная образцовая устная беседа миссионера способна занять умы слушателей только на самое короткое время. Уже с отъездом миссионера впечатление беседы начинает сглаживаться, а вскоре и совсем исчезает. сами местные раскольники ценят печатное слово и отдают ему преимущество перед беседами устными. Некоторые из раскольнических начетчиков вовсе отказываются от собеседований, предлагая или свои письменные вопросы, прося на них ответа, или изъявляют полную готовность отвечать таким же путем на вопросы, сколько бы их не предложил им представитель» [27. Л. 1-2].

Недостаток средств, выделяемых Святейшим Синодом, привел к решению епархиального начальства

открыть в «Томских епархиальных ведомостях» новый раздел газеты - «миссионерский отдел», для чего учредили собственную братскую типографию. В этом отделе с 1898 по 1904 г. публиковались отчеты и беседы миссионеров со старообрядцами, которые давали возможность любому читателю познакомиться с полемикой и аргументами обоих сторон.

Признанными церковной и светской властью способами борьбы с расколом выступали просвещение и открытие церковных школ. Путем обучения детей в духе официального православия предполагалось лишить старообрядчество будущего, создать условия для их отхода от веры родителей. Однако была и другая причина открытия братских школ. Миссионеры и духовенство отмечали появление школ у старообрядчества, в которых готовили будущих начетчиков, например в селах Верх-Убинском и Новошульбинском. В своих школах староверы щедро платили учителям за изучение «азов» чтения и письма на церковнославянском языке около 5 руб., а за изучение Псалтыри - около 15 руб. [28. С. 311].

По сравнению с этими расценками оплата труда учителей в школах епархиального братства была мизерной. В 1894 г. их жалование варьировало от 8 до 12 руб. в месяц. Понимая свое бедственное положение, учителя различными способами старались поддерживать достойное существование школьного дела. Например, учитель дер. Огневой Бийского округа Иван Козмин на праздник Рождества, разъезжая по приходу с обученным им хором из учеников, смог собрать пожертвований на 29 руб., которые потратил на приобретение нужной утвари и принадлежностей: 12 руб. на заведение учительского стола, 8 руб. на шкаф, 7 руб. на переплет учебных книг и пособий и 2 руб. на покупку «писчей» бумаги [29. С. 16].

Значительные капиталы, находившиеся в резерве, стали использоваться братством для открытия новых школ. На выплату жалованья и строительство школьных зданий приходилось 3/4 всех расходов братства в 90-х гг. XIX в., что отразилось как на увеличении количества школ (8 школ в 1889 г. и 30 в 1894 г.), так и на росте численности детей старообрядцев в составе обучающихся. В 1893-1894 учебном году в 33 школах учились 848 человек, в том числе 69 из семей староверов, а к 1895/1896 учебному году их насчитывалось уже 83 [15, 30].

Согласно учебным программам Св. Синода в церковных школах основное внимание уделялось преподаванию Закона Божьего и церковного пения. Но в братских школах проявлялась особенность в использовании дидактического материала, включающего книги единоверческой печати и прописи вятского протоиерея Стефана Кашменского с цитатами из сочинений, которые признавались старообрядцами. Обучающихся старообрядцев не обязывали исполнять «никоновские» обряды, например трехперстное крестное знамение. Другой немаловажной чертой преподавания в братских школах стало обучение учеников элементарным знаниям по истории церковного раскола в трактовке русской православной церкви. По воскресным и праздничным дням школы выполняли функции молитвен-

ного дома, поскольку вместе с учащимися для участия в богослужении приходили и их родители. Сам учитель в свободное время нередко исполнял роль миссионера - беседовал со старообрядцами, собирал сведения о расколе в близлежащих населенных пунктах, организовывал внебогослужебные религиозные чтения, куда собирались начетчики [28. С. 312].

С целью подготовки учителей для школ братства и миссионеров для Бийского отделения братства 14 октября 1888 г. было предложено открыть противорас-кольническое направление в Бийском катехизаторском училище и выделить 300 руб. на содержание 5 пансионеров (на каждого по 60 руб.), которые после обучения несколько лет должны отработать учителями церковных школах [11. С. 3-4]. Братство увеличивало количество мест, и уже в 1893/1894 учебном году за счет средств братства здесь обучалось 10 человек [31. С. 33].

Программа катехизаторского училища предполагала четырехлетнее обучение: первые три года ученики проходили общеобразовательные предметы по программе духовных училищ, за исключением древних языков (латинский, древнегреческий), вместо которых изучались «русская церковная и гражданская история» и «изъяснительное чтение Евангелия»; на 4-м курсе появлялась специализация с рядом дисциплин миссионерского направления - 1) катехизис «с пояснительными добавлениями», 2) «пояснительное чтение Евангелия Иоанна Богослова, важнейших мест из пророческих книг Ветхого Завета и апостольских посланий», 3) начальные сведения по психологии, воспитанию и обучению, 4) алтайский язык (для инородцев), 5) крюковое пение (на противораскольническом отделении) и 6) краткая история и обличение раскола старообрядчества (ведение начиналось с конца 3-го курса).

На уроках «обличения раскола» (4 часа в неделю) обучающиеся знакомились с краткой историей «церковного раскола», практическими приемами полемики со старообрядцами и использованием противорасколь-нической литературы [31. С. 23-26]. Основным учебным пособием юных миссионеров являлось «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических» профессора Казанской духовной академии Н.И. Ивановского [32, 33].

Катехизаторское училище было не единственным учебным заведением в Томской епархии, где готовили будущих миссионеров. Так, в Томской духовной семинарии с 1886/1887 учебного года была учреждена кафедра по истории русского раскола и сектантства с окладом на одного штатного преподавателя, на которого накладывалось множество дополнительных обязанностей. Во-первых, в учебное время он исполнял обязанности семинарского библиотекаря (без дополнительного вознаграждения) [34. С. 1-2], во-вторых, по поручениям томского братства свт. Димитрия Ростовского в каникулярное время разъезжал по старообрядческим населенным пунктам с целью сбора сведений о числе староверов и их изменениях в религиозной жизни. Например, преподаватель В.В. Юновидов в 1886 г. вместе с единоверческим священником Михаилом Кандауровым (позднее - епархиальный миссионер

братства) посетил деревни Бийского округа - Сибиря-чиху, Верх-Убинское, Секисовское, Бобровское, Кар-пово, Лопарево, Гилево, Выдриху, Быструху и Большой Бащалак. По результатам поездки он выделил главную характеристику алтайских беглоповцев, которые, «похуляя господствующую церковь, обвиняя ее в еретичестве, однако считают вполне законной и согласной с церковными постановлениями существующую в их обществе практику - принятие к себе бежавших из православной церкви священников как истинных совершителей таинств» [35. С. 1-2].

Необходимой мерой для борьбы с сообществом грамотных и начитанных старообрядцев стали создание и комплектование противостарообрядческими, апологетическими и старопечатными изданиями библиотек церковно-приходских школ и приходских церквей. Уже к 1893 г. все братские и некоторые церковные школы имели такие специализированные библиотеки. В первые 10 лет деятельности братства на закупку литературы было израсходовано более 6 тыс. руб. и заведено 15 благочинных противораскольнических библиотек [25. С. 148].

На пользу церковного братства и всего противо-раскольнического миссионерства работало законодательство в отношении старообрядчества. Во второй половине XIX столетия были приняты указы, облегчающие жизнь староверов, а в 1883 г. им были даны широкие гражданские права. Последователи «древлего благочестия» теперь имели право на свободное передвижение по территории Российской империи, занятие торговлей и избрание на общественные должности. Кроме того, были даны небольшие свободы в осуществлении религиозной деятельности: возможность совершать богослужения, распечатывать и восстанавливать храмы и молитвенные дома. Все перечисленное могло реализовываться при условии отсутствия публичного характера религиозных действий и с разрешения местного епархиального начальства [36. С. 38].

Законы в отношении старообрядцев показали малую эффективность для церковной и светской властей, поскольку сами староверы самовольно возводили и «распечатывали» уже построенные молитвенные дома и реализовывали свою религиозную деятельность, направленную в том числе на соседей-«никониан», несмотря на сохранение строго запрета переходов из православия в староверие [37. С. 170].

По этим причинам, после долгого обсуждения в правительственных кругах, 17 апреля 1905 г. был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», ликвидирующий наименование «раскольник» и официально позволивший переходить из государственного православия в любую другую конфессиональную группу, кроме сектантов [38]. В императорском указе Сенату от 17 октября 1906 г. было подтверждено право на ритуальные действия и образование старообрядческих общин [39]. Для создания общины требовалось собрать не менее 50 подписей совершеннолетних лиц. После регистрации общества в реестре она получала возможность выбирать себе духовное лицо, воздвигать храмы, создавать собственные школы, подписывать и заключать договоры. Это позволяло старообрядческой

общине вести дела от имени легально разрешенного юридического лица. Духовным лицам вменялось в обязанность фиксировать рождения, бракосочетания и смерти в метрических книгах [40. С. 45].

Постепенно в Томской епархии стали появляться прошения о переходе из православия в старообрядчество. К таковым относится, например, прошение братьев Шадриных, крестьян дер. Ключи Барнаульского уезда, от 29 июля 1908 г., в котором они просят разрешить их семьям переход в часовенное согласие. После обязательной в таких случаях процедуры увещевания, проведенного священником, последовало распоряжение духовной консистории о внесении их в старообрядческие метрические книги, которые хранятся в полиции [41. Л. 1-5].

Именно указ 1905 г. позволил старообрядчеству уравнять свой статус с православием, и церковному братству свт. Димитрия Ростовского после Четвертого Всероссийского миссионерского съезда в г. Киеве пришлось переключиться на сектантов, сообщества которых вовлекают все больше молодежи и осознаются как новая угроза православной церкви и нравственности [42].

В целом деятельность братства свт. Димитрия, митрополита Ростовского сложно оценить однозначно. Главными успехами братства можно считать: полный сбор сведений о состоянии старообрядчества Томской епархии (определены центры раскола, охарактеризованы и классифицированы толки и согласия старове-рия); «завоевание доверия» староверов; создание сети

церковных школ и библиотек противораскольниче-ской направленности.

В свою очередь, следует отметить очевидные минусы: по данным братчиков, к 1905 г. из 40 благочи-ний всего лишь в трех отсутствовали старообрядческие общины и сохранялись территории с высокой долей старообрядцев в составе населения (3/4 «раскольников» Томской епархии были сконцентрированы на юге - в Барнаульском, Бийском и Змеиногорском уездах) [37. С. 167-168]; за первое десятилетие существования братства было присоединено к православию 6 тыс. человек, но столько же староверов в период с 1894 по 1896 г. переселилось из европейской части России в алтайский горный округ [7. С. 23; 24. С. 19].

В целом томское епархиальное церковное братство в конце XIX - начале XX в. за короткий промежуток добилось серьезных результатов, организовав систему обучения миссионеров и учителей и каналы ее материального обеспечения. Но в условиях массовых переселений, нехватки на первых порах квалифицированных кадров и религиозной индифферентности основной массы сельского населения сами сотрудники братства считали, что ожидаемые результаты так и не были достигнуты. Однако оставленные записки и отчеты противораскольнических миссионеров в местной епархиальной газете позволяют выявить коммуникативные практики, которые были использованы представителями двух оппозиционных православных конфессий в публичном и межличностном взаимодействии.

Список источников

1. Гостюшева Е.М., Должиков В.А. Конфессиональный состав населения Томской губернии по данным первой Всероссийской переписи 1897 г. //

Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59. С. 12-19.

2. Памятная книжка Томской губернии за 1885 год // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1885. 15 окт. (№ 20). С. 1-10.

3. Открытие противораскольнического братства святого Димитрия Ростовского в г. Томске // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф.

1884. 1 окт. (№ 19). С. 1-4.

4. Устав святого Димитрия, митрополита Ростовского, противораскольнического братства Томской епархии, составленный применительно

к правилам Высочайше утвержденным 8-го мая 1864 года // Томские епархиальные ведомости. Отд. оф. 1884. 1 сент. (№ 17). С. 10-16.

5. Фефелова О.А. Томское православное братство // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея : сб. ст.

Томск, 1996. Вып. IX. С. 129-135.

6. Святой Димитрий, митрополит Ростовский // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1883. 15 окт. (№ 20). С. 595-603.

7. Иванов К.Ю. Старообрядчество юга Западной Сибири второй половины XIX - начала XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово,

2001. 29 с.

8. Ильин В.Н. Противораскольническое братство святителя Димитрия, митрополита Ростовского в Томской епархии // Известия Алтайского

государственного университета. 2013. № 4-2 (80). С. 157-161.

9. Постановления бывшего в Казани собрания преосвященных архиереев (окончание) // Томские епархиальные ведомости. Отд. оф. 1886.

15 июля (№ 14). С. 7-17.

10. Известия // Томские епархиальные ведомости. Отд. оф. 1893. 15 февр. (№ 4). С. 11-12.

11. Макарий, епископ Бийский, председатель братства. Отчет братства Святителя Димитрия, митрополита Ростовского в г. Бийске за 1887/1888 четвертый отчетный год // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1889. 1 февр. (№ 3). С. 1-25.

12. Собеседования со старообрядцами в г. Барнауле в сентябре 1885 года // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1885. 15 дек. (№ 24). С. 1-11.

13. Из записок Т. Чешуина // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1892. 15 апр. (№ 8). С. 4-12.

14. Известия и заметки // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1893. 15 марта (№ 6). С. 26-31.

15. Новиков И.П. Миссионерское противораскольническое дело в Томской епархии в 1893-[18]94 году. Томск : Типо-лит. П.И. Макушина, 1895. 51 с.

16. [Новиков И.П.] Записка о состоянии раскола в Томской епархии и противораскольнической деятельности епархиального духовенства и братства Св. Димитрия Ростовского // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1893. 1 сент. (№ 17). С. 16-24.

17. Отчет братства св. Димитрия, митрополита Ростовского в г. Бийске за 1888/1889 г. // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1889. 15 дек. (№ 24). С. 9-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Новиков И.П. Томское епархиальное противораскольническое братство Св. Димитрия Ростовского в 1895/1896 году. Томск : Типо-лит. П.И. Макушина, 1897. 55 с.

19. Распоряжения епархиального начальства // Томские епархиальные ведомости. Отд. оф. 1894. 15 янв. (№ 2). С. 1-6.

20. Устав противораскольнического братства Томской епархии во имя Св. Димитрия, митрополита Ростовского // Томские епархиальные ведомости. Отд. оф. 1893. 15 сент. (№ 18). С. 5-10.

21. Отчет о состоянии братства Святого Димитрия митрополита Ростовского, читанный в общем собрании 22 октября 1885 года, по истечении первого года открытия братства (окончание) // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1886. 1 июня (№ 11). С. 1-17.

22. Беликов Д.Н. Старообрядческий раскол в Томской губернии : (по судебным данным). Томск, 1894. 40 с.

23. Известия // Томские епархиальные ведомости. Отд. оф. 1894. 15 мая (№ 10). С. 9-16.

24. [Новиков И.П.] К десятилетию Томского епархиального противораскольнического братства Св. Димитрия Ростовского // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1894. 15 нояб. (№ 22). С. 11-20.

25. Иванов К.Ю. Томское епархиальное братство св. Димитрия митрополита Ростовского // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона : тезисы докл. и сообщений межрег. науч.-практ. конф., Кемерово, 24-25 мая 1996 г. Кемерово, 1996. С. 145-148.

26. [Новиков И.П.] Нужно ли и в каких именно проявлениях содействие гражданской власти в деле борьбы с нашим расколом? // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1895. 1 февр. (№ 3). С. 11-25.

27. Дело по представлению преосвященного Томского с ходатайством о разрешении издавать при Совете противораскольнического братства Св. Димитрия Ростовского журнала под названием «Томский миссионерский вестник» // Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 178. № 3551.

28. Иванов К.Ю. Роль церковной школы в борьбе со старообрядчеством в Томской епархии в конце XIX - начале XX века // Мир старообрядчества: живые традиции : результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества : материалы междунар. науч. конф., Москва, 21-24 ноября 1995 г. М., 1998. С. 310-314.

29. Новиков И. Раскол в Томской епархии и борьба с ним в 1892/[18]93 году (окончание) // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1894. 15 сент. (№ 18). С. 12-21.

30. Историко-статистический обзор церковно-школьного дела в Томской епархии за 1884/[18]85-1893/[18]94 у[чебный] г[од] // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1897. 1 дек. (№ 23). С. 14-23.

31. Отчет Алтайского миссионерского катехизаторского училища за 1893/[18]94 учебн[ый] год (продолжение) // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1895. 1 апр. (№ 7). С. 23-33.

32. Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Казань : Тип. Имп. ун-та, 1886. Ч. 1. 264 с.

33. Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Казань : Тип. Имп. ун-та, 1887. Ч. 2, 3. 238 с.

34. Определения Святейшего Синода от 30 июля - 8 августа 1886 года за № 1623 об открытии в духовных семинариях преподавательских кафедр по истории и обличению русского раскола и сектантства // Томские епархиальные ведомости. Отд. оф. 1886. 15 окт. (№ 20). С. 1-4.

35. [Юновидов В.В.] Краткий очерк состояния раскола и единоверия в Алтайской, Ануйской, Алейской, Шиманаевской, Владимирской и Бобровской волостях Бийского округа // Томские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1887. 1 янв. (№ 1). С. 1-15.

36. Васильева С.В., Ахмадулина С.З. Правовое регулирование положения старообрядчества в имперской России // Православие и общество: грани взаимодействия : сб. ст. III Междунар. науч. -практ. конф. в рамках IX Забайкальских рождественских образоват. чтений, Чита, 3 дек. 2019 г. Чита, 2019. С. 36-40.

37. Ильин В.Н. Старообрядчество на Алтае во второй половине XIX - начале XX в. // Народы и религии Евразии. 2021. № 3 (26). С. 161-173.

38. Об укреплении начал веротерпимости : Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату № 26125 // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. СПб. : Гос. тип., 1908. Т. XXV, отд-ние 1-е: 1905. С. 257-259.

39. О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов : Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату. М., 1906. 24 с.

40. Иванов К.Ю. Генеалогическая информация в делах о регистрации старообрядческих общин о переходе в старообрядчество в Томской губернии в 1907-1917 гг. // Материалы II межрегиональной Западно-Сибирской родоведческой науч. -практ. конф., Новосибирск, 13 окт. 2019 г. Новосибирск, 2020. С. 44-49.

41. Дело о переходе из православия в старообрядчество крестьян д. Ключи Кулундинской волости Барнаульского уезда В.Е. и С.Е. Шадриных // Государственный архив Томской области. Ф. 3. Оп. 44. Д. 1351.

42. Шишкевич П.П. Церковь и переселенцы в Сибири (на примере переселений 1906-1913 гг.) // Омские научные чтения - 2018 : сб. материалов II Всерос. науч. конф., Омск, 10-15 дек. 2018 г. Омск, 2018. С. 593-595.

References

1. Gostyusheva, E.M. & Dolzhikov, V.A. (2019) The confessional structure of the population of the Tomsk province according to the first Russian census

of 1897. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 59. pp. 12-19. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/59/2

2. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1885a) Pamyatnaya knizhka Tomskoy gubernii za 1885 god [Memorial book of the Tomsk province for 1885].

15th October. pp. 1-10.

3. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1884a) Otkrytie protivoraskol'nicheskogo bratstva svyatogo Dimitriya Rostovskogo v g. [Opening of the anti-schism

brotherhood of St. Demetrius of Rostov in Tomsk]. 1st October. pp. 1-4.

4. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1884b) Ustav svyatogo Dimitriya, mitropolita Rostovskogo, protivoraskol'nicheskogo bratstva Tomskoy eparkhii,

sostavlennyy primenitel'no k pravilam Vysochayshe utverzhdennym 8-go maya 1864 goda [Charter of St. Demetrius, Metropolitan of Rostov, anti-schism brotherhood of the Tomsk diocese, drawn up in relation to to the rules approved by the Highest on May 8, 1864]. 1st September. pp. 10-16.

5. Fefelova, O.A. (1996) Tomskoe pravoslavnoe bratstvo [Tomsk Orthodox Brotherhood]. In: Trudy Tomskogo gosudarstvennogo ob"edinennogo istoriko-

arkhitekturnogo muzeya [Proceedings of the Tomsk State United Historical and Architectural Museum]. Vol. 9. pp. 129-135.

6. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1883) Svyatoy Dimitriy, mitropolit Rostovskiy [Saint Demetrius, Metropolitan of Rostov]. 15th October. pp. 595-603.

7. Ivanov, K.Yu. (2001) Staroobryadchestvo yuga Zapadnoy Sibiri vtoroy poloviny XIX — nachala XX veka [Old Believers in the south of Western Siberia

in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Abstract of History Cand. Diss. Kemerovo.

8. Ilin, V.N. (2013) Protivoraskol'nicheskoe bratstvo svyatitelya Dimitriya, mitropolita Rostovskogo v Tomskoy eparkhii [Anti-schism brotherhood of

St. Demetrius, Metropolitan of Rostov in the Tomsk diocese]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. 4-2(80). pp. 157-161.

9. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1886a) Postanovleniya byvshego v Kazani sobraniya preosvyashchennykh arkhiereev (okonchanie) [Resolutions of

the meeting of the bishops who were held in Kazan (end)]. 15th July. pp. 7-17.

10. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1893a) Izvestiya [News]. 15th February. pp. 11-12.

11. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1889a) Makariy, episkop Biyskiy, predsedatel' bratstva. Otchet bratstva Svyatitelya Dimitriya, mitropolita Rostovskogo v g. Biyske za 1887/1888 chetvertyy otchetnyy god [Macarius, Bishop of Biysk, chairman of the brotherhood. Report of the brotherhood of St. Demetrius, Metropolitan of Rostov in Biysk for the fourth reporting year 1887/1888]. 1st February. pp. 1-25.

12. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1885b) Sobesedovaniya so staroobryadtsami v g. Barnaule v sentyabre 1885 goda [Interviews with Old Believers in Barnaul in September 1885]. 15th December. pp. 1-11.

13. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1892) Iz zapisok T. Cheshuina [From T. Cheshuin's notes]. 15th April. pp. 4-12.

14. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1893b) Izvestiya i zametki [News and notes]. 15th March. pp. 26-31.

15. Novikov, I.P. (1895) Missionerskoe protivoraskol'nicheskoe delo v Tomskoy eparkhii v 1893—[18]94 godu [Missionary anti-schism work in the Tomsk diocese in 1893-[18]94]. Tomsk: P.I. Makushin.

16. [Novikov, I.P.] (1893) Zapiska o sostoyanii raskola v Tomskoy eparkhii i protivoraskol'nicheskoy deyatel'nosti eparkhial'nogo dukhovenstva i bratstva Sv. Dimitriya Rostovskogo [Note on the state of the schism in the Tomsk diocese and the anti-schism activities of the diocesan clergy and the brotherhood of St. Demetrius of Rostov]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 1st September. pp. 16-24.

17. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1889b) Otchet bratstva sv. Dimitriya, mitropolita Rostovskogo v g. Biyske za 1888/1889 g. [Report of the Brotherhood of St. Dimitri, Metropolitan of Rostov in Biysk for 1888/1889]. 15th December. pp. 9-26.

18. Novikov, I.P. (1897) Tomskoe eparkhial'noe protivoraskol'nicheskoe bratstvo Sv. Dimitriya Rostovskogo v 1895/1896 godu [Tomsk diocesan anti-schism brotherhood of St. Demetrius of Rostov in 1895/1896]. Tomsk: P.I. Makushin.

19. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1894a) Rasporyazheniya eparkhial'nogo nachal'stva [Orders ofthe diocesan authorities]. 15th January. pp. 1-6.

20. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1893c) Ustav protivoraskol'nicheskogo bratstva Tomskoy eparkhii vo imya Sv. Dimitriya, mitropolita Rostovskogo [Charter of the anti-schism brotherhood of the Tomsk diocese in the name of St. Demetrius, Metropolitan of Rostov]. 15th September. pp. 5-10.

21. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1886b) Otchet o sostoyanii bratstva Svyatogo Dimitriya mitropolita Rostovskogo, chitannyy v obshchem sobranii 22 oktyabrya 1885 goda, po istechenii pervogo goda otkrytiya bratstva (okonchanie) [Report on the state of the brotherhood of St. Demetrius, Metropolitan of Rostov, read at the general meeting on October 22, 1885, after the first year of the opening of the brotherhood (end)]. 1st June. pp. 1-17.

22. Belikov, D.N. (1894) Staroobryadcheskiy raskol v Tomskoy gubernii: (po sudebnym dannym) [Old Believer schism in the Tomsk province: (according to judicial data)]. Tomsk: [s.n.].

23. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1894b) Izvestiya [News]. 15th May. pp. 9-16.

24. [Novikov, I.P.] (1894) K desyatiletiyu Tomskogo eparkhial'nogo protivoraskol'nicheskogo bratstva Sv. Dimitriya Rostovskogo [To the tenth anniversary of the Tomsk diocesan anti-schism brotherhood of St. Demetrius of Rostov]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 15th November. pp. 11-20.

25. Ivanov, K.Yu. (1996) Tomskoe eparkhial'noe bratstvo sv. Dimitriya mitropolita Rostovskogo [Tomsk Diocesan Brotherhood of St. Demetrius, Metropolitan of Rostov]. Dukhovnaya i svetskaya kul'tura kak faktor sotsial'nogo razvitiya regiona [Spiritual and Secular Culture as a Factor in the Social Development of the Region]. Proc. of the Conference. Kemerovo, May 24-25, 1996. Kemerovo. pp. 145-148.

26. [Novikov, I.P.] (1895) Nuzhno li i v kakikh imenno proyavleniyakh sodeystvie grazhdanskoy vlasti v dele bor'by s nashim raskolom? [Is the assistance of civil authorities necessary in the fight against our split and in what manifestations?]. Tomskie epar-khial'nye vedomosti. 1st February. pp. 11-25.

27. The Russian State Historical Archive. (n.d.) Delo po predstavleniyu preosvyashchennogo Tomskogo s khodataystvom o razreshenii izdavat' pri Sovete protivoraskol'nicheskogo bratstva Sv. Dimitriya Rostovskogo zhurnala pod nazvaniem "Tomskiy missionerskiy vestnik" [The case on the submission of the Right Reverend Tomsky with a petition for permission to publish the magazine "Tomsk Missionary Bulletin" under the Council of the Anti-Schismatic Brotherhood of St. Demetrius a Rostov]. Fund 796. List 178. № 3551.

28. Ivanov, K.Yu. (1995) Rol' tserkovnoy shkoly v bor'be so staroobryadchestvom v Tomskoy eparkhii v kontse XIX - nachale XX veka [The role of the church school in the fight against the Old Believers in the Tomsk diocese in the late 19th - early 20th centuries]. Mir staroobryadchestva: zhivye traditsii: rezul'taty i perspektivy kompleksnykh issledovaniy russkogo staroobryadchestva [World of the Old Believers: Living Traditions: Results and Prospects of Comprehensive Studies of the Russian Old Believers]. Proc. of the International Conference. Moscow, November 21-24, 1995. Moscow. pp. 310-314.

29. Novikov, I. (1894) Raskol v Tomskoy eparkhii i bor'ba s nim v 1892/[18]93 godu (okonchanie) [Schism in the Tomsk diocese and the fight against it in 1892/[18]93 (end)]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 15th September. pp. 12-21.

30. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1897) Istoriko-statisticheskiy obzor tserkovno-shkol'nogo dela v Tomskoy eparkhii za 1884/[18]85-1893/[18]94 u[chebnyy] g[od] [Historical and statistical review of church and school affairs in the Tomsk diocese for the 1884/[18]85-1893/[18]94 academic year]]. 1st December. pp. 14-23.

31. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1895) Otchet Altayskogo missionerskogo katekhizatorskogo uchilishcha za 1893/[18]94 uchebn[yy] god (prodolzhenie) [Report of the Altai Missionary Catechetical School for the 1893/[18]94 academic year (continued)]. 1st April. pp. 23-33.

32. Ivanovskiy, N.I. (1886) Rukovodstvo po istorii i oblicheniyu staroobryadcheskogo raskola s prisovokupleniem svedeniy o sektakh ratsionalisti-cheskikh i misticheskikh [A guide to the history and denunciation of the Old Believer schism with the addition of information about rationalistic and mystical sects]. Kazan: Kazan Imperial University.

33. Ivanovskiy, N.I. (1887) Rukovodstvo po istorii i oblicheniyu staroobryadcheskogo raskola s prisovokupleniem svedeniy o sektakh ratsionalisti-cheskikh i misticheskikh [A guide to the history and denunciation of the Old Believer schism with the addition of information about rationalistic and mystical sects]. Kazan: Kazan Imperial University.

34. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1886c) Opredeleniya Svyateyshego Sinoda ot 30 iyulya - 8 avgusta 1886 goda za № 1623 ob otkrytii v dukhovnykh seminariyakh prepodavatel'skikh kafedr po istorii i oblicheniyu russkogo raskola i sektantstva [Resolutions of the Holy Synod of July 30 - August 8, 1886, No. 1623 on the opening of teaching departments in theological seminaries on the history and denunciation of the Russian schism and sectarianism]. 15th October. pp. 1-4.

35. [Yunovidov, V.V.] (1887) Kratkiy ocherk sostoyaniya raskola i edinoveriya v Altayskoy, Anuyskoy, Aleyskoy, Shimanaevskoy, Vladimirskoy i Bob-rovskoy volostyakh Biyskogo okruga [A brief outline of the state of schism and common faith in the Altai, Anui, Aleysk, Shimanaevsk, Vladimir, and Bobrovsk volosts of the Biysk district]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 1st January. pp. 1-15.

36. Vasilieva, S.V. & Akhmadulina, S.Z. (2019) Pravovoe regulirovanie polozheniya staroobryadchestva v imperskoy Rossii [Legal regulation of the position of the Old Believers in Imperial Russia]. Pravoslavie i obshchestvo: grani vzaimodeystviya [Orthodoxy and Society: Facets of Interaction]. Proc. of the third International Conference. Chita, December 3, 2019. pp. 36-40.

37. Ilin, V.N. (2021) Staroobryadchestvo na Altae vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [Old Believers in Altai in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Narody i religiiEvrazii. 3(26). pp. 161-173.

38. Russian Empire. (1908) Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete Laws of the Russian Empire]. Col. 3. Vol. 25. St. Petersburg: Gos. tip. pp. 257-259.

39. Russian Empire. (1906) O poryadke obrazovaniya i deystviya staroobryadcheskikh i sektantskikh obshchin i o pravakh i obyazannostyakh vkhodyashchikh v sostav obshchin posledovateley staroobryadcheskikh soglasiy i otdelivshikhsya ot pravoslaviya sektantov: Imennoy Vysochayshiy ukaz Pravi-tel'stvuyushchemu Senatu [On the procedure for the formation and operation of Old Believer and sectarian communities and on the rights and responsibilities of the followers of Old Believer agreements included in the communities and sectarians who separated from Orthodoxy: Nominal Highest Decree to the Governing Senate]. Moscow: [s.n.].

40. Ivanov, K.Yu. (2020) Genealogicheskaya informatsiya v delakh o registratsii staroobryadcheskikh obshchin o perekhode v staroobryadchestvo v Tomskoy gubernii v 1907-1917 gg. [Genealogical information in cases of registration of Old Believer communities about the transition to the Old Believers in the Tomsk province in 1907-1917]. Materialy II mezhregional'noy Zapadno-Sibirskoy rodovedcheskoy nauch.-prakt. konf. [Proc. of the Second West Siberian Obstetric Conference]. Novosibirsk, October 13, 2019. Novosibirsk. pp. 44-49.

41. The State Archive of Tomsk Region. (n.d.) Delo o perekhode iz pravoslaviya v staroobryadchestvo krest'yan d. Klyuchi Kulundinskoy volosti Barna-ul'skogo uezda V.E. i S.E. Shadrinykh [The case of the transition from Orthodoxy to the Old Believers of peasants V.E. and S.E. Shadrin in the village of Klyuchi, Kulundinskaya volost, Barnaul district]. Fund 3. List 44. File 1351.

42. Shishkevich, P.P. (2018) Tserkov' i pereselentsy v Sibiri (na primere pereseleniy 1906-1913 gg.) [Church and settlers in Siberia (a case study of resettlement in 1906-1913)]. Omskie nauchnye chteniya — 2018 [Omsk Scholarly Readings]. Proc. of the Conference. Omsk, December 10-15, 2018. pp. 593-595.

Сведения об авторе:

Мицук Алексей Алексеевич - ассистент кафедры российской истории факультета исторических и политических наук Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: rixalos@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Mitsuk Alexey A. - Assistant at the Department of Russian History of the Faculty of Historical and Political Sciences of Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: rixalos@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.08.2023; принята к публикации 03.10.2023 The article was submitted 30.08.2023; accepted for publication 03.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.