Научная статья на тему 'МИССИОНЕРСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БОРЬБЕ С АБОРТАМИ'

МИССИОНЕРСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БОРЬБЕ С АБОРТАМИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОРТ / БИОЭТИКА / ПРАВОСЛАВИЕ / МЕДИЦИНА / ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бойков Ненад

В данной статье рассматривается миссионерский аспект понимания ценности человеческой жизни в борьбе с производством абортов. Анализируется отношения врача с пациентом и медицинский дискурс данной проблемы. Благодаря ясно выстроенной системой отношения врач-пациент и достаточного уровня коллективного понимания ценности человеческой жизни, возможно преодоление или снижение количества совершенных абортов. Через понимание ценности человеческой жизни и происходящему из этого соответствующего отношения возможно также и преодоление проблемы эвтаназии. Миссионерский аспект данного вопроса представляет собой важное направление в процессе защиты человеческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бойков Ненад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MISSIONARY ASPECT OF THE ORTHODOX UNDERSTANDING OF THE VALUE OF HUMAN LIFE IN THE FIGHT AGAINST ABORTION

This article discusses the missionary aspect of understanding the value of human life in the fight against abortion. The relationship between the doctor and the patient and the medical discourse of this problem are analyzed. Thanks to a clearly built system of the doctor-patient relationship and a sufficient level of collective understanding of the value of human life, it is possible to overcome or reduce the number of abortions. Through an understanding of the value of human life and what comes from this corresponding attitude, it is also possible to overcome the problem of euthanasia. The missionary aspect of this issue is an important direction in the process of protecting human life.

Текст научной работы на тему «МИССИОНЕРСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БОРЬБЕ С АБОРТАМИ»

Научные конференции

УДК 241.13

Бойков Ненад магистр богословия член Научно-богословской студии гуманитарных экспертиз, преподаватель БПДС (с м/н) nenadvranje01@gmail.com

Миссионерский аспект православного понимания ценности человеческой жизни в борьбе с абортами

Аннотация: В данной статье рассматривается миссионерский аспект понимания ценности человеческой жизни в борьбе с производством абортов. Анализируется отношения врача с пациентом и медицинский дискурс данной проблемы. Благодаря ясно выстроенной системой отношения врач-пациент и достаточного уровня коллективного понимания ценности человеческой жизни, возможно преодоление или снижение количества совершенных абортов. Через понимание ценности человеческой жизни и происходящему из этого соответствующего отношения возможно также и преодоление проблемы эвтаназии. Миссионерский аспект данного вопроса представляет собой важное направление в процессе защиты человеческой жизни.

Ключевые слова: аборт, биоэтика, православие, медицина, жизнь.

Boykov Nenad Master of Theology Member of the Scientific and Theological Studio

humanitarian expertise, BPDS teacher (with m/o) nenadvranje01@gmail.com

The missionary aspect of the Orthodox understanding of the value of human life in the fight against abortion

Abstract: This article discusses the missionary aspect of understanding the value of human life in the fight against abortion. The relationship between the doctor and

Научные конференции

the patient and the medical discourse of this problem are analyzed. Thanks to a clearly built system of the doctor-patient relationship and a sufficient level of collective understanding of the value of human life, it is possible to overcome or reduce the number of abortions. Through an understanding of the value of human life and what comes from this corresponding attitude, it is also possible to overcome the problem of euthanasia. The missionary aspect of this issue is an important direction in the process of protecting human life.

Keywords: abortion, bioethics, Orthodoxy, medicine, life.

Каждая проблематика, обсуждение и поиск решения, прежде всего, ставит задачу перед исследователями определить терминологический базис для того чтобы дискуссия могла вестись на равных условиях. Такие же условия требуются и для того, чтобы миссионерская деятельность была продуктивной. Основой миссионерского делания, конечно же, представляет проповедь, или просвещение через слово. Здесь нельзя не коснутся языкознания как лингвистической дисциплины и прибегнуть к лингвистическому анализу и номинативной функции языка как системы, без которой общественная, познавательная и любая другая деятельность не представляется возможной. Язык как сложная система обмена информацией, выступает основным средством, с помощью которого совершается интеракция между тем, кто интерпретирует информацию, и тем, кто информацию принимает. Коммуникативная функция языка в миссионерской деятельности, является основополагающим орудием для того, что бы до людей донести свет учения христианской веры. Конечно, проповедь собственным примером стоит на одном уровне с устной проповедью, но исходя из реалий современного общества, просвещение через слово имеет огромное значение.

Рассматривать миссионерский аспект православия в аспекте борьбы с производством аборта в современном мире является необходимой мерой. Эта мера заключается в том, что растущая тенденция производства плодоизгнания, или лучше сказать, убийства нерожденых детей, представляет собой проблему для формирования целостного общества. В чем заключается эта целостность? Производством аборта и пропагандой абортивных средств контрацепции нарушается основополагающее понимание ценности человеческой жизни. Если на мгновение абстрагируемся от всех учении православия и рассмотрим данный вопрос в свете обыкновенного гуманизма, то все согласятся, что убийство - это аморальный и

Научные конференции

плохой поступок, который находится в конфронтации с всеми нравственными устоями общества (здесь следует сказать, что не будем обращать внимание на обстоятельства формирования этих устоев).

Православная церковь обязана своей деятельность защищать эти моральные устои и ценность человеческой жизни. Уже упомянутая тенденция совершения абортов, также представляет угрозу для правильного понимания жизни как Божьего дара. Исходя из учения о том, что человек создан по образу и подобию Бо-жию, Церковь не сможет и не имеет право не обратить внимание на стремительный рост абортов, а также появление абортивной контрацепции, которая убивает плод на ранних стадиях беременности.

В случае рассматривания лингвистического и терминологического аспекта проблемы абортов, следует сказать, что правильно выстроенная терминологическая база имеет огромную роль - вплоть до того, что может спасти или осудить на уничтожение только что начавшуюся жизнь. Высокая культура речи врача-гинеколога-акушера стоит на уровне с его профессиональными знаниями, так как очень часто приходится прибегать к простому объяснению сложных медицинских терминов, вплоть до трансформации в «банальную» информацию. Но такое явление имеет и обратную сторону - без ясной терминологической базы, которая относится к проблеме абортов, в частности, и биоэтика как междисциплинарное явление в целом, можно встретить и некую подмену понятий. Целью такой подмены является неприемлемое явление сделать обыденным в человеческом социуме. Такая манипулятивная стратегия не раз использовалась в истории.

Здесь необходимо отметить, что и в наше время подмена понятий присутствует не в меньшей мере, дабы достигнуть определённой цели. Такое положение дел чревато тем, что людям, не посвящённым глубоко в проблематику терминологии, связанной с абортами, легко можно внушить, что аборт не есть нечто плохое, а просто обычное медицинское вмешательство, похожее на удаление зуба. Также необходимо подчеркнуть, что подмена понятий присутствует и в пропаганде абортов, где, к примеру, основные понятия, как нравственность и мораль почти стали синонимами и используются наряду со словом «аборт».

Для лучшего понимания того, чем является аборт в светском понимании, следует привести следующую цитату, которая определяет аборт как «искусственное прерывание беременности путём инструментального удаления плодного яйца из полости матки» [1].

Научные конференции

Для того, чтобы лучше понять, в чем состоит суть терминологического аспекта проблемы абортов сегодня, необходимо сказать, что медицинский дискурс - т.е. связь между сообщением информации и пониманием того, что сказано, являет собой «коммуникативную деятельность в сфере общения «врач-пациент» являющуюся составным элементом системы институциональных дискурсов» [2, 342]. Говоря иными словами, недопустимо существование понятийного и языкового барьера между врачом и пациентом на всех уровнях общения, а особенно остро это касается, когда во главу угла стоит вопрос о абортах. Также данный барьер не должен стоять и в миссионерском дискурсе - т.е на реляции проповедник или миссионер и просвещаемый. Почему важно взаимопонимание или хотя бы минимальная осведомленность в терминологических вопросах касательно эмбриотомии? Такая важность проистекает из того, что миссионер, который проводить свою деятельность в рамках внутренней миссии, - т.е между людьми которые уже просвещены Христовым учением, но по том или иным причинам не до конца осознают себя христианами, - должен умело оперировать не только пониманием терминологии как эмбриотомия, медикаментозный аборт, аборт соленым раствором и понимать насколько эти способы ужасны, но и быть готовым вступить в спор с теми, кто поддерживает производство аборта. Миссионеру, который столкнулся с таким видом дискуссии, необходимо умело оперировать медицинскими доводами и уметь объяснить такие позиции медицинской науки, как генетическая уникальность эмбриона, возможность эмбриона чувствовать боль и один из самых популярных псевдо-аргументов о том, что эмбрион не есть часть организма матери.

Реалии современного мира требуют от Церкви современных высказываний и формирование ясной и обоснованной позиции по тем или иным вопросам. Исходя их этого, Русская Православная Церковь на юбилейном Архиерейском соборе приняла документ, который соответствует требованиям быстро меняющегося мира. Кроме других вопросов, в этом документе рассматривается и вопрос биоэтики.

Так как медицина является тем стержнем, вокруг которого формируется биоэтика и проблема аборта как часть данной дисциплины, следует сказать что «корень слова «медицина» означает середина, мера» [3, 201]. Современный российский исследователь биоэтики И. Силуянова говорит о том, что медицина представляет собой попытку или способ найти меру исцеления и середину, где жизнь побеждает смерть. Таким образом, медицина есть «синтез достижений фундаменталь-

Научные конференции

ных и прикладных отраслей естествознания» [3, 201]. Так как термины мораль и нравственность напрямую относятся к деятельности медицины, а, в нашем случае, и к проблеме аборта, необходимо привести несколько определении данных терминов.

«Форма общественного сознания, которая ориентируется на общечеловеческие ценности и направлена на созидание общества в целом и раскрытие каждого человека в отдельности. Нравственность - это качественно более высокий уровень по сравнению с моралью, отношением к миру, людям и самому себе. Нравственный человек не ограничивается принятыми в обществе нормами, а действует на основе разума и личной ответственности за свой поступок» [4]. Именно такое определение даёт Педагогический словарь термину «нравственность». Важно подметить, что нравственность представляет собой некую форму, некие извне запрограммированные реакции на то или иное явление в обществе. Если рассматривать нравственность именно в этом ключе, тогда и манипуляция человеческими (индивидуальными) нормами будет возможна. Не секрет, что современные нормы по сравнению с теми устоями, которые были актуальны даже пару десятков лет раньше, сильно отличаются от нравственных реалий современного мира. Такие перемены видны и на примере абортов, основной проблемы нашего исследования.

Исторический аспект плодоизгнания свидетельствует о том, что «в древнем Риме эмбрион считался частью организма матери, и тем самым аборт, с юридической стороны, не подвергался наказанию» [5, 59] (перевод автора). С появлением христианства наблюдается изменение этого понимания и окончательно формируется понимание ценности человеческой жизни. Приведённый исторический пример отлично описывает возможность изменения нравственных устоев общества, и эта перемена происходит от отрицательной к положительной позиции, а ведь очень легко может произойти и в обратном порядке.

В своей книге «Этика врачевания» Ирина Силуянова говорит, что нравственность «это внутренний код» [6, 99] который собой обуславливает человеческие поступки. Поэтому неудивительным является то, что религиозная традиция (а вслед за ней и любая фундаментальная философская система) обладают «ключом» к расшифровке этого кода» [6, 99]

Что касается термина «нравственность», нужно сказать, что семантически это слово восходит к русскому слову «норов», что, в свою очередь, означает эмоциональное и психологическое состояние человека. Общество как социальный

Научные конференции

институт, который непременно имеет влияние на каждого человека и на его нравственные взгляды по тому или иному вопросу, активно участвует именно в формировании этого «норова», т.е. психологического и эмоционального состояния человека.

«Общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни» [4]. Такое определение термина «мораль» даёт нам Словарь психолого-педагогических понятий. Таким образом, можно сказать, что мораль представляет собой стандартизованные нравственные понятия - это набор определённых правил поведения, которые общество принимает или отвергает. Опять же, невозможно не отметить, что этим понятием очень просто манипулировать, так как, применяя принцип «окна Овертона», можно эту общую ценностную основу культуры изменить, а также и само понятие «общественно счастья».

Рассматривая эти процессы через призму совершения абортов, можно сказать, что общество под влиянием пропаганды «успешной карьеры», «самостоятельности женщин и уважение их прав», а также «социального неблагополучия» очень успешно соединяет понятия общественного и личного счастья с производством абортов.

Следует отметить, что на территории Российской Федерации действует закон о искусственном прерывании беременности, который предполагает производить данную медицинскую процедуру за счёт государственного финансирования. В самом тексте закона можно встретить термин «искусственное прерывание беременности».

Считаю нужным рассмотреть данный термин в сравнительном анализе с другими похожими терминами, как, например, «искусственное прерывание работы сердца» или «искусственное прерывание мозговой деятельности». Какова суть данной процедуры? Как итог искусственного прерывания работы мозга или работы сердца, приводит к тому, что наступает смерть. Такая смерть очень часто рассматривается как убийство, ведь искусственное прерывание работы какого-либо жизненно важного органа может наступить в самых разных случаях. С одной стороны, можем отметить, что общество полностью понимает всю серьёзность данного речевого оборота, но с другой стороны, по отношению к абортам, общественность не до конца может вместить, что «искусственное прерывание беременности» - это прерывание жизненного цикла нарождённого, генетически различного, индивидуального и неповторимого человека, и это равносильно убийству. Пример того, что в историческом понимании отрицательного характе-

Научные конференции

ра аборта свидетельствует и то, что в Уголовном уложении из 1903. года читаем «Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач от 1,5 до 6 лет» [7, 149]. Постановление Наркомздрава и Наркомюста принятое 1920 году утвердило, что «допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность». Действующий закон о прерывании беременности гласит: «Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия» [8]. Из приведённых примеров можно наблюдать, каким образом менялся речевой оборот в отношении понимания абортов в историческом аспекте. Отслеживать такого рода перемены на примерах трансформации формулировок закона является одним из самых верных способов. Из представленных цитат можно понять, что термин «умерщвление плода» плавно переходит в новую форму - «искусственное прерывание беременности», а священный дар, которым Господь наделил каждую женщину, переходит в возможность «добровольного» соглашения или отвержения этого дара. Здесь следует сказать, что ни в коем случае противники производства аборта не посягают на священную свободу выбора каждого человека. Только нужно обратить внимание на то, что если уж женщине не хочется родить ребёнка, то тогда необходимо воздержатся от половых отношений, которые могут привести к взаимодействию мужской и женской половых клеток.

Следующий термин, который следует рассмотреть это «эмбрион» и также понятие «преэмбрион». Анализ значения данных терминов важен, поскольку необходимо показать, что эмбрион не является, как говорят те, кто поддерживает аборты, частью тела матери, а новым, неповторимым живым организмом. «Живой организм на ранней стадии своего развития. У человека данный термин применяется по отношению к организму, находящемуся в матке и развивающемуся в ней в течение первых восьми недель беременности; за это время формируются все его основные органы» [9], - такую дефиницию эмбриона даёт нам Психологическая энциклопедия.

Исследование вспомогательных репродуктивных технологии которые тесно взаимодействуют с понятиями как «эмбрион»; «зигота»; «зародыш» и «плод» определяют что «эмбрион — это продукт деления зиготы до окончания эмбриональной стадии развития, восемь недель после оплодотворения» [10]. Можно

Научные конференции

увидеть, что не говорится о том, что на самом деле представляет собой эмбрион. С биологической точки зрения - это действительно живое существо, просто потому, что его формирование берет своё начало в клетках, которые являются основной составляющей каждого живого существа. С другой стороны, рассматривая правовую позицию, можно сказать, что эмбрион не является носителем права на одном уровне как рождённый человек. В приведённых примерах мы увидели отношение к эмбриону с медицинской стороны, с правой стороны и для полноты нашего исследования необходимо привести и отношение Русской православной церкви к эмбриону, которое отражено в официальном документе «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия». В данном документе написано, что «с самого момента зачатия эмбрион — не просто оплодотворённое яйцо; он является уникальным развивающимся человеческим существом. Уникальная комбинация генов отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери» [11]. В противовес к юридическому отношению к эмбриону как к понятию данный документ отмечает, что «на всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери, его нельзя отождествить с органом или частью органа материнского организма» [11].

Исходя из всего перечисленного выше, следует воспринимать эмбрион как уже живого человека. Для полноценного понимания термина «эмбрион» следует отметить, что приведённый нами документ говорит следующее: «неприемлемо определять личность только на основе таких характеристик как самосознание, автономия и рациональность, отношения с другими людьми. Из подобных определений проистекает отрицание человеческого достоинства эмбриона. Ошибочность подобного подхода заключается в смешении онтологического статуса с функциональным. Такая подмена с неизбежностью приводит к отказу признать, в том числе личностное бытие человека, находящегося в бессознательном или коматозном состоянии, к примеру, после травмы головного мозга, приведшей к нарушению функций сознания» [11].

Если говорить о воздействии на общественные сознания для достижения определённых целей, а в нашем случае это аффирмация (краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека) абортов как обыденность и норма, очень часто прибегают к такому способу как «окно Овертона». Благодаря этому способу, термин или явление, которые считалось неприемлемым, постепенно выводится на пьедестал и, в конечном итоге, становится нормой. Если

Научные конференции

к этому добавить и подмену понятийного аппарата, касающегося определённой проблематики, - получаем пакет явлений для уничтожения нравственности целого народа. Как показали примеры, которые приводятся в работе, такое случалось не раз в истории и нам предстоит исправить эту ошибку.

Отцы Святой Церкви свято веруют и учат, что человек достоин своей жизни от момента самого своего зачатия в утробе матери. Священные тексты не раз свидетельствуют об этом, несмотря на всеобщую тенденцию подмены понятии. Современный мир в своём «прогрессе» не видит опасность от такого рода неуважения святости человеческой жизни как Божьего дара.

Если речь идет о миссионерском аспекте борьбы с производством аборта, то следует сказать, что такая деятельность, прежде всего, должна основываться на антропологических постулатах православия, оперировать актуальными научными данными и обосновывать свою деятельность на Священном Писании. Миссионерским императивом в данном вопросе является просвещение общества и, в первую очередь, родителей для того, чтобы сохранить жизнь нерожденого человека.

Библиография

1. Большой юридический словарь. URL: http://law.niv.ru/doc/dictionary/big-legal/fc/slovar-192-1.htm#zag-10 (дата обращения 23.12.2021).

2. Казенная Ю.А. Об особенностях англоязычного медицинского дискурса (на примере кинотекстов) // Молодой ученый. - М., 2017. - № 46 (180). - С. 342.

3. Силуянова И.В. Этика врачевания современная медицина и православие. -М., 2001. - С. 201.

4. Педагогический словарь. URL: https://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-slovar-2008-g.html (дата обращения 01.02.2022).

5. Бо]ков Н. Ка изучавашу абортуса у Срб^и: Српски научни центар, Београд Тематски зборник. - Крушевац, 2021. - С. 59.

6. Силуянова И.В. Этика врачевания современная медицина и православие. -М., 2001. - С. 99

7. Либерман Я.Э. Изгнание плода в русском законодательстве // Терапевтическое обозрение. - М., 2014. - № 5. - С. 149.

8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 08.03.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» : Статья 56: Искусственное прерывание беремен- миссионерский аспект православного понимания

ценности человеческой жизни в борьбе с абортами

Научные конференции

ности. URL: http://www.consultant.ru/-document/cons_doc_LAW_121895/5e5a1acc cfe61df97f5fcb684e12cab5fee05e25/ (дата обращения 27.03.22).

9. Психологическая энциклопедия. URL: http://www.endic.ru/enc_psy/JEmbrion-31161.html (дата обращения 08.02.2022).

10. Словарь терминов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). URL: https://familyfertility.ru-/ginekologam/spravochniki-dlya-ginekologov/glossary/ (дата обращения 21.11.21).

11. Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5459449.html (дата обращения 11.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.