Научная статья на тему 'МИРЗО УЛУГБЕК: НЕЗАУРЯДНЫЙ ГОСУДАРЬ ИЛИ «КОРОНОВАННЫЙ УЧЕНЫЙ»?'

МИРЗО УЛУГБЕК: НЕЗАУРЯДНЫЙ ГОСУДАРЬ ИЛИ «КОРОНОВАННЫЙ УЧЕНЫЙ»? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимова Д.А.

До последнего времени точка зрения на правление Мирзо Улугбека претерпевала ряд изменений – от полной идеализации до чрезмерной критики Мирзо Улугбека, как слабого и неудачного правителя. Такой подход происходит по причине однозначной субъективной оценки его деятельности, без учета всех нюансов общественно-политической ситуации в Мавераннахре. Совершенно очевидно, что только комплексный и всесторонний подход способен дать объективную оценку уникальному периоду первой половины XV в. в истории Средней Азии и объяснить причины столь стремительного развития науки и в целом культуры и тех необратимых процессов религиозноидеологического характера, которые имели место в период правления Улугбека. Время существования династии Темуридов – это ключевой и во многом переломной период истории страны, в котором происходили перемены во всех сферах общественно-политической и экономической жизни. Высочайшей взлёт науки, культуры и искусства коренном образом меняет представление о Средней Азии не только на мусульманском Востоке, но и во всем мире в целом, и оказывает влияние на все ее последующее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРЗО УЛУГБЕК: НЕЗАУРЯДНЫЙ ГОСУДАРЬ ИЛИ «КОРОНОВАННЫЙ УЧЕНЫЙ»?»

МИРЗО УЛУГБЕК: НЕЗАУРЯДНЫЙ ГОСУДАРЬ ИЛИ «КОРОНОВАННЫЙ УЧЕНЫЙ»? Алимова Д.А.

д.и.н., профессор главный научный сотрудник Национального центра археологии АНРУз, https://doi.org/10.5281/zenodo.11148550

До последнего времени точка зрения на правление Мирзо Улугбека претерпевала ряд изменений - от полной идеализации до чрезмерной критики Мирзо Улугбека, как слабого и неудачного правителя. Такой подход происходит по причине однозначной субъективной оценки его деятельности, без учета всех нюансов общественно-политической ситуации в Мавераннахре. Совершенно очевидно, что только комплексный и всесторонний подход способен дать объективную оценку уникальному периоду первой половины XV в. в истории Средней Азии и объяснить причины столь стремительного развития науки и в целом культуры и тех необратимых процессов религиозно-идеологического характера, которые имели место в период правления Улугбека.

Время существования династии Темуридов - это ключевой и во многом переломной период истории страны, в котором происходили перемены во всех сферах общественно-политической и экономической жизни. Высочайшей взлёт науки, культуры и искусства коренном образом меняет представление о Средней Азии не только на мусульманском Востоке, но и во всем мире в целом, и оказывает влияние на все ее последующее развитие.

К XV в. в регионе происходит определённая военная стабилизация, какая только была возможна в рамках общества того времени. В этих условиях оседлые, городские традиции приобретают приоритетное значение. Возникает новая государственная философия, - выразительница идеологии оседло-земледельческого и городского населения, которая наиболее ёмко и всеобъемлюще объединила интересы самых разных общественных слоев. И в этой идеологии огромную роль играли и суфийские идеи. Им был подвержен отец Мирзо Улугбека Шахрух, религиозное и культурное мировоззрение которого оказало на него большое влияние. Отец Мирзо Улугбека называется в источниках «обновителем веры, являющемся в начале каждого столетия» [3, с. 120].

Одновременно с этим правитель уделял огромное внимание и создавал идеальные условия для развития других культурных сторон жизни общества, в том числе - науки, продолжая традиции своего отца Амира Темура.

По указанию Шахруха создается великолепная библиотека с большим штатом каллиграфов, занимавшихся перепиской рукописей, художников-миниатюристов, позолотчиков, переплетчиков. В этой библиотеке работали ученые, знатоки истории, языка и литературы, по указанию которых собирались рукописи ценных произведений и с них изготавливались копии [4, с. 19]. Экземпляры этих роскошных рукописей, титульные листы которых увенчаны книжным знаком Шахруха, дошли до наших дней. В такой обстановке рос Мирзо Улугбек. Собранная отцом библиотека способствовала расширению умственного кругозора молодого царевича. В ней он проводил большую часть своего времени и именно здесь начал увлекаться наукой и поэзией, занимался историей, а в дальнейшем сосредоточил основное внимание на занятиях астрономией. Следует отметить в этом большую изначальную заслугу Амира Темура, проявлявшего большую заботу в воспитании своих внуков, в том числе Улугбека и державшего его возле себя. К ним были приставлены опытные и образованные воспитатели, обучавшие их наукам как духовным, так и светским. По словам Б. Ахмедова, в течение нескольких лет воспитателем Мирзо Улугбека служил шейх Ариф Азари, известный своей ученостью и философско-этическими трудами. В дальнейшем его учителями были крупнейшие астрономы и математики Салохутдин Муса ибн Махмуд, известный по имени Кази-заде Руми и Гийсиддин Джамшид ибн Масъуд Кашани, прибывший в Самарканд в 20-х годах XV в. [3, с. 101].

Когда Улугбеку исполнилось 10 лет его женили на наследнице чингизидского хана Узбека (по материнской линии) и он, как и его дед получил титул «гураган». В отличие от Халил-Султана и Шахруха, он пользовался им и надпись на серебряных монетах его времени гласила: «Духовным покровительством Тимур-Курагана, Улугбек-Кураган, мое слово», заменив монгольское слово «угэману» на тюркский эквивалент «сузим». На лицевой стороне монет Улугбека вновь появилась тамга Амира Темура [2, с. 364]. Все это дало право В.В. Бартольду сказать об Улугбеке -«Никто из других темуридов не проявил такого благоговения к памяти основателя династии» [9, с. 15-17] (т.е. Амира Темура). Он констатировал, что в делах двора и войска Мирзо Улугбек дорожил традициями дедовского времени [3, с. 97].

Как известно в советской историографии на государственную деятельность и Шахруха и Мирзо Улугбека не акцентировалось внимание, лишь описывались междоусобные войны и «феодальная раздробленность» без всякого анализа. Нельзя не согласиться с Х. Файзиевым, что в советский

период «деятельность Шахруха Мирзо, являвшаяся основным механизмом истории того времени, в том числе его личность и внешняя политика не привлекались в рамки исследования» [13, с. 5.]. Однако исследования последних лет, в частности работы А. Ахмедова, Т. Файзиева, Х. Файзиева, О. Буриева, Д. Юсуповой, касающиеся этих исторических личностей, на основе введения в оборот большого массива ранее не изученных источников, рисуют иную картину.

Новыми исследованиями доказано, что Шахрухсыграл большую роль по предотвращению распада государства, уже не как империи, конечно, но его собственных территорий и сохранению его на протяжении долгого времени в качестве сильной державы.

В результате длительной политической и военной деятельности Шахруха и его сподвижников государство Амира Темура трансформировалось в два государства: Шахруха в Хорасане и Мирзо Улугбека в Мавераннахре. Однако Шахрух по мнению Б. Ахмедова оставался главой государства Темуридов «Во всех удельных владениях, в том числе и в Мавераннахре, первым в хутбе упоминалось имя Шахруха, на монетах рядом с именем удельного правителя стояло его имя. ... Улугбек все свои действия согласовывал с отцом, отчитывался перед ним лично или письменно и без его согласия фактически ничего не предпринимал. Такая политика была характерна для умного и осторожного Шахруха» [1, с. 17].

Многие исследователи придерживаются противоположных взглядов. Но несомненно, конечно, что Шахрух достаточно часто спасал Мавераннахр от внешних врагов, особенно в начальном периоде правления Улугбека. Если учесть, что Мирзо Улугбек в 15-летнем возрасте взошел на престол, то опека отца естественна.

Мирзо Улугбек стал во главе Мавераннахра со столицей в Самарканде, -удела государства Шахруха, под опекой Шахмалика. Однако два года спустя, в 1411 г. Мирзо Улугбек стал самостоятельным правителем области, лежащей между Сыгнаком на северо-западе и Ашпарой на северо-востоке, то есть почти всей территории современного Узбекистана. Только Хорезм, после изгнания оттуда золотоордынских ханов, становится пожизненным владением амира Шахмалика, не входя в состав удела Мирзо Улугбека.

Однако Мирзо Улугбек постепенно стал незаурядным государственным деятелем, принимавшим самостоятельные решения, зачастую не согласованные с Шахрухом. В советской историографии, да и в некоторых современных работах утверждается, что Мирзо Улугбек «не отличался талантами государственного деятеля или полководца», но при этом

отмечается, что «заслуга его заключалась в той огромной культурной работе, организатором которой он был, а также в его научных трудах» [6, с. 340]. Однако, как не будучи талантливым государственным деятелем, не управляя государством, он мог создать условия для такого ренессанса и культуры? Общеизвестно, что именно от отношения верховной власти к культуре и науке, во многом зависит их развитие. Мирзо Улугбека все знают как выдающегося ученого, основавшего большую научную школу, покровителя науки и искусства, строителя знаменитой обсерватории в Самарканде, и ряда медресе в Бухаре, Самарканде и Гиждуване. Как писала Г.А. Пугаченкова: «Время сорокалетнего правления Улугбека явилось порою блестательного расцвета светской культуры в Мавераннахре, особенно развитие точных и естественных наук, математики и астрономии, которыми страстно увлекался этот необыкновенный в истории Востока коронованный ученый» [7, с. 226].

Но, как государственный деятель, Мирзо Улугбек сделал очень много для экономики Мавераннахра. В период его правления был значительно снижен земельный налог, что несомненно способствовало развитию сельского хозяйства и улучшения положения дехкан [12].

Большое внимание Улугбек уделял строительству новых каналов и восстановлению старых, что способствовало расширению посевных площадей [12].

Согласно исследованиям Е.А. Давидович, Улугбек совершил денежную реформу в отношении обращения медных монет. На медных монетах этого периода, называемых «адли» чеканки за 823 г.х. / 1420 г. и 832 г.х. / 1428-29 гг. отражают только год и место чеканки и отличаются друг от друга внешним обликом [5, с. 274-294; 15-17]. Монеты чеканились в ряде городов Мавераннахра - Бухаре, Карши, Самарканде, Термезе, Шахрисабзе, Шахрухии. Первоначально чеканка монет 832 г.х. / 1428-29 гг. также была децентрализована (те же города, а также Андижан), но затем был произведен обмен и изъятие старых монет из обращения и осуществлена централизованная эмиссия монет только на монетном дворе Бухары, где в течении более 20 лет в массовом масштабе велась чеканка медных монет, бывших в обращении вплоть до начала XVI в.

Тем самым сфера мелкой розничной торговли была обеспечена при Улугбеке равным общегосударственным чеканом медных монет одинакового достоинства.

Эти монеты были в обращении только на территории Мавераннахра, и не распространялись в городах и селениях государства Шахруха, что дает право утверждать, что эта денежная реформа была проведена Мирзо Улугбеком.

Однако сферу крупной торговли обеспечивали серебряные монеты только с именем Шахруха, чеканившиеся более чем в сорока монетных дворах в том числе и в Мавераннахре (Бухаре, Самарканде, Термезе, Хуттале, Шахрухии). Они имели более заниженный вес (4,7-5,5 г.) чем теньга Амира Темура (6 и более гр.) и именовались «теньги Шахруха» и «теньги мискали». Только после смерти Шахруха - 12 марта 1447 г. были отчеканены первые серебряные теньги с именем Мирзо Улугбека, выпущенные в Герате и Самарканде в 832-833 г.х. /1448-1449 гг. [9, с. 16].

Чеканка этих монет в Герате - столице государства Шахруха показывает, что после Шахруха Мирзо Улугбек стал правителем всего темуридского государства - Ирана, Хорасана и Мавераннахра.

Мирзо Улугбек был не менее искусным политиком и дипломатом, чем его отец. Свою дипломатию он чередовал с военными походами. Он подчинил себе Фергану, правитель которой Ахмед, сын Умар-Шейха проявлял сепаратистские устремления. В 1414 г. Улугбек поддержал Бурак-хана, одного из узбекских царевичей Дашти-кипчака против его врагов. Одновременно он вмешивался в распри моголистанских ханов, пытаясь их ослабить и поддерживал Пирмухаммада. Однако удостоверившись в их неблагонадежности, Мирзо Улугбек предпринял большой поход в Моголистан. В 1424 г. произошла битва с войском Шермухаммада в горах у Кетмень-тепе, которая окончилась победой Улугбека [16, с. 338-339]. В память об этой победе по его приказу была высечена надпись на скале в Джилаутинском ущелье вблизи Джизака, сохранившаяся до настоящего времени [16, с. 339].

До 1427 г. Мирзо Улугбек совершил несколько походов в кочевую степь и Моголистан, отражая их притязания на города Мавераннахра и пытаясь завладеть их территориями. Кроме того его войскам приходилось участвовать и в защите Хорезма от кочевников, при завоевании Ирака, Азербайджана, Бадахшана и в войне против туркмена Кара-Юсуфа [10].

В конечном итоге, в результате очередного похода на Сыр-Дарье против кочевых узбеков, возглавленных ханом Бураном, Мирзо Улугбек потерпел серьезное поражение. До смерти своего отца Шахруха в 1447 г. он больше не выступал с походами.

С 1427 г. Мирзо Улугбек целиком отдался научным занятиям и превратил Самарканд в подлинный центр научной мысли и культуры [11, с. 229-244].

Впитавший с детства образовательные традиции своей эпохи, став правителем, Мирзо Улугбек не только продолжил, но преумножил их, дав мошный толчок развитию как естественных, так и гуманитарных наук.

Обстановка в Самарканде при Улугбеке была более продвинута по сравнению даже с гератским двором его отца Шахруха. Благодаря уникальным научным исследованиям Улугбек стал известен всему миру, и мы бы не стали резко отделять его деятельность на троне и в науке, потому что, будучи именно верховным правителем, он смог обеспечить и свою научную деятельность, и существование своей школы с точки зрения материального обеспечения и безопасности.

Следует отметить, что деятельность Улугбека не противоречила мусульманской идеологии того времени и соответствовала нормам шариата и Корана. За этим следили самаркандские шайх ул- исламы, которые являлись наследственными потомками Бурхан ад-Дина Маргинани - автора блестящего, классического юридического сочинения «Хидайа», содержавшего комментарии мусульманского права [14].

При Улугбеке должность шайх ул-ислама занимал Исам ад-Дин - сын шайх ул-ислама Абд ал-Малика и преемник своего дяди - шайх ул-ислама Абд ал-Аввала [15].

С другой стороны сформировалась определенная группа религиозных деятелей, противостоявших как научной деятельности Мирзо Улугбека, так и его реформам. Возможно, первопричиной этого было негативное и достаточно грубое обращение Улугбека и его сановников с дервишами, занимавшими особую нишу в социальной иерархии духовенства, которыми они пользовались для осуществления своих целей. Более крупным центром дервишизма, по словам В.В. Бартольда, была Бухара, и как бы Улугбек не любил дервишей, он осознавал значение бухарского духовенства и старался приобрести его расположение. Одно из первых его медресе было построено в Бухаре [3, с. 124]. Тем не менее, научные достижения эпохи Улугбека были не понятным многим и вызывали ожесточённое сопротивление в определённых радикально-клерикальных кругах общества, несмотря на их полную легитимность с точки зрения нормативных норм ислама.

Но как писал В.В. Бартольд: «с мусульманской точки зрения, Улугбек не был идеальным правителем, все решения которого определяются правилами религии, но не был также тираном, стаявшим свою волю выше предписаний бога и шариата» [3, с. 132].

Важным фактором, настраивавшим реакционную часть духовенства против Улугбека, было введение им тамги, т.е. сборов с промышленности и торговли. Это компенсировало земельные налоги, доведенные до минимума, что значительно облегчило положение земледельцев. Однако такие действия были неслыханной дерзостью в глазах духовенства, так как правители

Мавераннахра в большинстве случаев в угоду ему не вводили тамгу. Возможно, социально-экономические реформы Улугбека способствовали относительному спокойствию в стране и отсутствию народных восстаний до 1447 г., но они же вызывали недовольство мусульманской реакции, которое все же настраивало население против своего правителя. Последующие события не зависели от его воли. В такой общественно-политической обстановке проходили правление и научная деятельность Мирзо Улугбека.

Однако деятельность Улугбека, несмотря на противодействие со стороны реакции, была понятна передовым людям его времени. Алишер Навои в связи с этим писал: "Султан Улугбек, потомок хана Темура, был царём, подобного которому мир ещё не знал. Все его сородичи ушли в небытие. Кто о них вспоминает в наше время? Но он, Улугбек, протянул руку наукам и добился многого. Перед его глазами небо стало близким и опустилось ниже. До конца света люди всех времён будут списывать законы и правила с его законов".

И в Европе, и на Востоке - Индии и Китае - высоко оценили заслуги великого ученого-правителя из Средней Азии. "Новые астрономические таблицы или "Новые звездные таблицы" ("Зиджи джадиди Гурагони") Улугбека были изданы в Оксфорде уже в 1665 г. Знаменитый ученый Пьер-Симон Лаплас [8], познакомившись с «Астрономическими таблицами», назвал Улугбека «величайшим в истории астрономии наблюдателем». Хотя следует с сожалением признать, что со времени убийства Улугбека и разрушения Самаркандской обсерватории в самой Средней Азии начался глубокий кризис, захвативший многие сферы жизни.

Однако научное наследие Мирзо Улугбека стало мощной базой для развития современной общественной науки. А слова самого Улугбека, написанные в предисловии к «Зиджи джадиди Гурагони», оказались пророческими: «Религии рассеиваются как туман. Царства разрушаются. Но труды учёных остаются на вечные времена.».

Учитывая этот немало важный фактор и отвечая поставленному вопросу в названии стати, следует констатировать, что сочетание способностей ученого и главы государства в Мирзо Улугбеке дало стране почти полвека возможности существовать, испытывая культурный ренессанс и избегать мешающих этому процессу внутренних войн и беспорядков, что является основой благополучии жизни.

Литература:

1. Ахмедов Б. Улугбек и политическая жизнь Мавераннахра XV в. ... / Из истории эпохи Улугбека. Ташкент, 1965. С. 17.

2. Бартольд В.В. Монеты Улугбека / Сочинения. Т. IV. М., 1966. С. 364.

3. Бартольд В.В. Улугбек и его время. Сочинения. М.: Издательство восточной литературы. 1963. Т II. Ч 2. С. 120.

4. Бертельс Е.Э. Навои. Избранные труди. Навои и Джамы. М., 1965. С.

19.

5. Давидович Е.А. Материалы для характеристики денежной реформы Улугбека // Из истории эпохи Улугбека. Ташкент: Фан, 1968. С. 274-294; Ртвеладзе Э.В. Монеты Улугбека // ОНУ. 1994. № 7. С. 15-17.

6. История Узбекской ССР. Т. I. Кн. 1. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1955. С. 340.

7. Пугаченкова Г.А. Архитектурные памятники эпохи Улугбека // Из истории эпохи Улугбека. Ташкент: Фан, 1965. С. 226.

8. Пьер-Симон Лаплас (1749-1827) - французский математик и астроном; известен работами в области небесной механики, дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей. Заслуги Лапласа н области чистой и прикладной математики и особенно в астрономии громадны: он усовершенствовал почти ясе отдели этих наук.

9. Ртвеладзе Э.В. Монеты Улугбека // ОНУ. 1994. № 7. С. 15-17.

10. См. подробно: Бартольд В.В. Улугбек и его время ...; История Узбекской ССР. Т. 1. Темур ва Улугбек даври тарихи ....

11. См.: История Узбекистана. Эпоха Амира Темура и Темуридов / Отв. Редакторы: Э.В. Ртвеладзе, Д.А. Алимова. Ташкент: Фан, 2017. С. 229-244.

12. Темур ва Улугбек даври тарихи. Тошкент: ^омуслар бош тахририяти, 1996. 153-бет.

13. Файзиев Х.Т. Место Шахруха Мирзо в государстве Темуридов и его внешняя политика: Автореф. дисс. на соис. уч. степ. канд. истор. наук. Ташкент, 2011. С. 5.

14. Хидайа - свод мусульманского права по ханифитскому мазхабу. Данный труд бил чрезвычайно авторитетен в Средней Азии. Его автор -Бурхан ад-Дин Маргинани (ум. 1197). Комментарии последующих учёных на Хидайа. составляют огромнейшую литературу. Перечень рукописей Хидайа составил Броккельман. См.: Brockelmann C. Geschichte der Arabischen Litteratur. I- II. Weimar-Berlin, Emil Felber, 1898-1902; I. Р. 376-378. С персидского перевода Хидайа сделан английский Ч. Гамильтона (2-е изд. Лондон, 1870), с английского - русский. См.: Хидая. Комментарии мусульманского права / Перевод с английского. Т. 1-4. Пол рел. Гродеков Н.И. Ташкент: Типо-лит Лахтина С. И., 1893.

15. Шайх ул-ислам Абл ал-Аввал был двоюродным братом самаркандского шайх ал-ислама Абд ал-Малиха и его преемником Абд ал-

Аваал упоминается вместе со своим двоюродным племянником Исам ад-Дином, среди других представителей духовенства, во время поездки к Амиру Темуру в Карабаг зимой 1403-1404 г ("Зафар-наме": Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме / Подготовка к печати, предисл., примеч. и указатели Урунбаева А. Ташкент, 1972. Л. 4466. С. 912.). Позже, вовремя пребывания у власти Темурида Халил-Султана он пытался уговорить Пир-Мухаммада подчиниться власти Халил-Султана. Позже, в решающий момент междоусобицы, когда Халил-Султан терпит поражение, Абд ал-Аввал передает власть в Самарканде Шахруху (Бартольд В.В. Улугбек и его время. Сочинения. Т. II. Ч. 2. С. 81: 88).

16. Якубовский А.Ю. Мавераннахр и Хорасан при Темуридах / История Узбекской ССР. Т. I. Кн. 1. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1955. С. 338-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.