Научная статья на тему 'Мирза Улугбек о Чингизидах на троне Ирана: правление ӯлджāйтӯ-хана и Абӯ Са‘ӣд бахāдур-хана'

Мирза Улугбек о Чингизидах на троне Ирана: правление ӯлджāйтӯ-хана и Абӯ Са‘ӣд бахāдур-хана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРЗА УЛУГБЕК / «УЛӯС-И АРБА’-ЙИ ЧИНГӣЗӣ» / ИСТОРИЯ ЧИНГИЗИДОВ / УЛӯС ХУЛāГӯ-ХАНА / ӮЛДЖāЙТӯ-ХАН / АБӯ СА‘ӣД БАХāДУР-ХАН / ULUGH BEG / ULūS-I ARBA’-YI CHINGīZī / HISTORY OF THE CHINGGISIDS / ULūS OF HULāGU KHAN / ÖLJAITü KHAN / ABū SAʿīD BAHāDUR KHAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тулибаева Жулдыз Мусаевна

Настоящая статья содержит комментированный перевод извлечений из сочинения Мирза Улугбека (1394-1449) «Улӯс-и арба’-йи Чингӣзӣ» («Четыре улӯса Чингизидов»), написанного на персидском языке в 1425 году. «Улӯс-и арба’-йи Чингӣзӣ» посвящено правителям четырех государств империи Чингизхана: Улӯс Ӯктāй-к̣ā’āна (Угедей-хана), Улӯс Джӯчӣ-хана, Улӯс Хулāгӯ-хана, Улӯс Чаг̣атāй-хана. Данный труд представляет собой важный источник по истории правления Чингизидов, в частности, в Иране. Мирза Улугбек в своем труде при описании Улӯса Хулāгӯ-хана упоминает имена шестнадцати правителей из рода Чингизхана. Здесь приводятся оригинальные сведения по истории Улӯса Хулāгӯ-хана, отсутствующие в сочинениях хулагуидских историографов. В данной статье дается перевод разделов сочинения, посвященных периоду царствования в Иране двух последних самостоятельных правителей из рода Чингизхана: Ӯлджāйтӯ-хана (1304-1316) и Абӯ Са‘ӣд Бахāдур-хана (1316-1335). По утверждению Мирза Улугбека, Ӯлджāйтӯ Султ̣āн отличался от многих чингизидских султанов. Он поддерживал ученых, представителей мусульманского духовенства, много приложил сил для укрепления законов ислама. Раздел, посвященный Абӯ Са‘ӣду Бахāдур-хану, включает в себя рассказ о принце Чагатайского Улуса шāхзāде Йасавур-ӯг̣лāне из рода Чаг̣атāй-х̮āна. Следует отметить, что глава о правлении Ильханидов в Иране содержит многочисленные сведения об их взаимоотношениях с другими государствами Чингизидов, правящей элитой и кочевой знатью внутри страны. Статья подготовлена в рамках гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан по финансированию фундаментальных и прикладных научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIRZA ULUGH BEG ON THE CHINGGISIDS ON THE THRONE OF IRAN: THE REIGNS OF ÖLJAITÜ KHAN AND ABU SA’ID BAHADUR KHAN

This article contains annotated translation of extracts from the work of Ulugh Beg (1394-1449) Ulūs-i arba’-yi Chingīzī ( Four uluses of the Chingīzīds ), written in Persian in 1425. Ulūs-i arba’-yi Chingīzī is dedicated to the topic of the rulers of four states of Chinggis Khan’s Empire: The Ulūs of Ūktāy Qā’ān (Ögedei Khagan), the Ulūs of Jūchi Khan, the Ulūs of Hulāgu Khan, and the Ulūs of Chagatai Khan. This work is an important source on the history of the Chinggisids’ reigns, particularly in Iran. While describing the Ulūs of Hulāgu Khan in his work, Ulugh Beg mentioned the names of sixteen rulers from the Chinggisid dynasty. Original information on the history of the Ulūs of Hulāgu Khan, which is missing in works of the Hulaguids’ historiographers, is provided there. This article provides translation of an extract dedicated to the period of the reigns in Iran of independent rulers from the Chinggisid dynasty: Öljaitü Khan (1304-1316) and Abū Saʿīd Bahādur Khan (1316-1335). According to Ulugh Beg, Öljaitü Khan differed from many Chinggisid sultans. He supported scientists and representatives of Muslim religious leaders, while putting a lot of effort into strengthening the laws of Islam. The part of the chapter dedicated to Abū Sa‘īd Bahādur Khan includes a story about the prince of the Ulūs of Chagatai Khan shakhzade Yasavur Ūghlān who was the descendant of Chagatai Khan. It should be especially noted that the chapter dedicated to the Ilkhanids of Iran contains numerous pieces of information about their relationship with other states of the Chinggisids, the ruling elite and nomadic nobility of Inner Asia. This article was prepared within the framework of a grant of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan aimed at funding basic and applied scientific research.

Текст научной работы на тему «Мирза Улугбек о Чингизидах на троне Ирана: правление ӯлджāйтӯ-хана и Абӯ Са‘ӣд бахāдур-хана»

УДК 930.2 Б01: 10.22378/2313-6197.2018-6-2.422-438

МИРЗА УЛУГБЕК О ЧИНГИЗИДАХ НА ТРОНЕ ИРАНА: ПРАВЛЕНИЕ УЛДЖАЙТУ-ХАНА И АБУ СА'ЙД БАХАДУР-ХАНА

Ж.М. Тулибаева

Университет имени Сулеймана Демиреля Каскелен, Республика Казахстан zhuldyz. tulibayeva@sdu. еёы. kz

Настоящая статья содержит комментированный перевод извлечений из сочинения Мирза Улугбека (1394-1449) «Улус-и арба'-йи Чингйзй» («Четыре улуса Чингизидов»), написанного на персидском языке в 1425 году. «Улус-и арба'-йи Чингйзй» посвящено правителям четырех государств империи Чингизхана: Улус Уктай-ка'ана (Угедей-хана), Улус Джучй-хана, Улус Хулагу-хана, Улус Чагатай-хана. Данный труд представляет собой важный источник по истории правления Чингизидов, в частности, в Иране. Мирза Улугбек в своем труде при описании Улуса Хулагу-хана упоминает имена шестнадцати правителей из рода Чингизхана. Здесь приводятся оригинальные сведения по истории Улуса Хулагу-хана, отсутствующие в сочинениях хулагуидских историографов.

В данной статье дается перевод разделов сочинения, посвященных периоду царствования в Иране двух последних самостоятельных правителей из рода Чингизхана: Улджайту-хана (1304-1316) и Абу Са'йд Бахадур-хана (1316-1335). По утверждению Мирза Улугбека, Улджайту Султан отличался от многих чингизидских султанов. Он поддерживал ученых, представителей мусульманского духовенства, много приложил сил для укрепления законов ислама. Раздел, посвященный Абу Са'йду Бахадур-хану, включает в себя рассказ о принце Чагатайского Улуса - шахзаде Йасавур-углане из рода Чагатай-хана. Следует отметить, что глава о правлении Ильханидов в Иране содержит многочисленные сведения об их взаимоотношениях с другими государствами Чингизидов, правящей элитой и кочевой знатью внутри страны. Статья подготовлена в рамках гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан по финансированию фундаментальных и прикладных научных исследований.

Ключевые слова: Мирза Улугбек, «Улус-и арба'-йи Чингйзй», история Чингизидов, Улус Хулагу-хана, Улджайту-хан, Абу Са'йд Бахадур-хан

Для цитирования: Тулибаева Ж.М. Мирза Улугбек о Чингизидах на троне Ирана: правление Улджайту-хана и Абу Са'йд Бахадур-хана // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 2. С. 422-438. Б01: 10.22378/2313-6197.2018-6-2.422-438

© Тулибаева Ж.М., 2018

MIRZA ULUGH BEG ON THE CHINGGISIDS ON THE THRONE OF IRAN: THE REIGNS OF OLJAITU KHAN AND ABU SA'ID BAHADUR KHAN

Zh.M. Tulibayeva

Suleyman Demirel University Kaskelen, Republic of Kazakhstan zhuldyz.tulibayeva@sdu. edu.kz

Abstract: This article contains annotated translation of extracts from the work of Ulugh Beg (1394-1449) Ulus-i arba '-yi Chingizi (Four uluses of the Chingizids), written in Persian in 1425. Ulus-i arba '-yi Chingizi is dedicated to the topic of the rulers of four states of Chinggis Khan's Empire: The Ulus of Uktay Qa'an (Ogedei Khagan), the Ulus of Juchi Khan, the Ulus of Hulagu Khan, and the Ulus of Chagatai Khan. This work is an important source on the history of the Chinggisids' reigns, particularly in Iran. While describing the Ulus of Hulagu Khan in his work, Ulugh Beg mentioned the names of sixteen rulers from the Chinggisid dynasty. Original information on the history of the Ulus of Hulagu Khan, which is missing in works of the Hulaguids' historiographers, is provided there.

This article provides translation of an extract dedicated to the period of the reigns in Iran of independent rulers from the Chinggisid dynasty: Oljaitu Khan (1304-1316) and Abu Said Bahadur Khan (1316-1335). According to Ulugh Beg, Oljaitu Khan differed from many Chinggisid sultans. He supported scientists and representatives of Muslim religious leaders, while putting a lot of effort into strengthening the laws of Islam. The part of the chapter dedicated to Abu Sa'id Bahadur Khan includes a story about the prince of the Ulus of Chagatai Khan - shakhzade Yasavur Ughlan - who was the descendant of Chagatai Khan. It should be especially noted that the chapter dedicated to the Ilkhanids of Iran contains numerous pieces of information about their relationship with other states of the Chinggisids, the ruling elite and nomadic nobility of Inner Asia. This article was prepared within the framework of a grant of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan aimed at funding basic and applied scientific research.

Keywords: Ulugh Beg, Ulus-i arba'-yi Chingizi, history of the Chinggisids, Ulus of Hulagu Khan, Oljaitu Khan, Abu Said Bahadur Khan

For citation: Tulibayeva Zh.M. Mirza Ulugh Beg on the Chinggisids on the Throne of Iran: The Reigns of Oljaitu Khan and Abu Sa'id Bahadur Khan. Zolotoordynskoe obozrenie =Golden Horde Review. 2018, vol. 6, no. 2, pp. 422-438. DOI: 10.22378/2313-6197.20186-2.422-438

Исторические летописи, созданные на персидском языке в XIII-XV веках, содержат разнообразные сведения по истории правления Чингизидов в Иране. По распоряжению правящей династии Ильханидов были написаны такие сочинения, как «Джaм' ад-тавaрйx» [12; 8, с. 301-320], «Раудат авлй ад-албaб фи ад-тавaрйх ва ад-ансaб» [8, с. 323-325], «Кигаб таджзийат ад-амcaр ва тазджийат ад-а^р» [8, с. 769-775], «Тaрйх-и гузйде» [8, с. 327-334] и другие [3, с. 15-19]. Благодаря сочинениям придворных историографов, история предков Чингиз-хана, становление его империи, образование Улусов Чингизидов, в частности Улуса Хулaгу-хана, были изложены и включены в общую картину мировой истории.

Вышеназванные сочинения хорошо известны научному сообществу. На основе данных хулагуидских источников были написаны научные труды по различным аспектам истории государства Ильханидов. Среди фундаменталь-

ных исследований отметим труды В.В. Бартольда [2; 1], И.П. Петрушевского [5; 4], Дж. Бойла [11], Б. Шпулера [14] и других.

Исследователями были изданы полные и отдельные части критических текстов рукописей, опубликованы переводы текстов и отдельных извлечений из рукописей на различные языки [13; 9]. В 1936 г. советскими востоковедами была начата работа над подготовкой сводного текста «Джам' ад-таварйх» и перевода на русский язык. Третий том перевода, подготовленный в 1939 г., увидел свет лишь в 1946 году. Первый том был опубликован в 1952 г. [7], второй том - в 1960 году [6].

Изучение истории Чингизидов по данным сочинений тимуридской историографии показывает, что описания отдельных событий дополнялись новыми сведениями, отсутствующими у ильханидских историографов. Например, описание событий появления сыновей Аланкува, описание обстоятельств смерти Чингизхана, его последнее завещание приводятся в иной версии, чем у Рашйд ад-Дйна в «Джам' ад-таварйх». Отдельные даты, приводимые в ти-муридских летописях, отсутствуют в труде Рашйд ад-Дйна.

Среди тимуридских исторических сочинений труд Мирза Улугбека (13941449) «Улус-и арба'-йи Чингйзй» считается важным и достоверным источником по истории Чингизидов [10, с. 79-100]. В «Улус-м арба'-йи Чингйзй» при описании Улуса Хулагу-хана автором упоминается имена 16 правителей из рода Чингизхана. Мирза Улугбек в своем труде пишет, что Хулагу-хан (12561265) был первым из Чингизидов на троне Ирана, которому присвоили титул Ильхан1. Излагая историю его правления, Мирза Улугбек отмечает: «Как известно, Хулагу-хан, сын Тулй-хана постоянно щедро тратил деньги на ремонт домов и шахских дворцов, устраивал беседы с учёными и мудрецами. Хваджа Насйр ад-Дйн Тусй по его указу построил обсерваторию в Мераге [около] Теб-риза, она является памятником от Хулагу-хана. Астрономическая таблица, составленная в этой обсерватории, известна под названием «Йлханй». Прекрасное описание этого сооружения изложено в исторических летописях»2.

После кончины Хулагу-хана в 1265 г., его старший сын Абакай, по «соглашению нуйанов и приказу дяди Кубилай-к а'ана, сына Тулй-хана, в [месяце] рамадан 663 года [хиджры], соответствующего тюркскому году собаки (йт), в местности Хуфан [вблизи] Кума украсил трон ханства и государства своим правлением» в Иране3. Третий правитель Тукудар-хан, является первым «представителем из этого почтенного сословия, который удостоился чести принять ислам», и стал именоваться Султан Ахмад-ханом4. Согласно Мирза Улугбеку, при седьмом правителе Улуса Ильханидов Султан Махмуд Газан-хане (1295-1304) «все монголы, находившиеся на земле Ирана, приняли ислам. Мусульмане любили его от всей души. Во время его правления были заложены основы истории ханства. Служители дйвана Ирана летоисчисление берут с 701 года [хиджры], соответствующего тюркскому году мы-

1 Мирза Улугбек. Улус-и арба'-йи Чингизи. Рукопись Хоутонской библиотеки Гарвардского университета под условным названием «Шаджарат ад-атрак». Инв. № 6, л. 82а.

2 Там же, л. 83б.

3 Там же, л. 83б.

4 Там же, л. 85б.

ши (сичкан). Чеканилась монета, которая и сейчас в действии, на ней была выбита шахада»5.

Ильханидские историографы в своих трудах выделяли и особое внимание обращали на изложение истории Тулй-хана, сына Чингизхана, и его потомков, правивших в Иране. В отличие от них, Мирза Улугбек рассматривал все Улусы Чингизидов как государства в составе единой империи. При этом он обращает внимание на взаимоотношения между правителями улусов, объясняя причины возникавших разногласий.

Учитывая, что описание правления династии Ильханидов у Рашйд ад-Дйна в «Джам' ад-таварйх» завершается историей царствования Султана Махмуд Газан-хана (1295-1304), в данной статье приводится перевод упоминаний (зикр) из «Улус-и арба'-йи Чингйзй» о двух последующих и последних из самостоятельно правивших в Иране Чингизидах: Улджайту-хане (13041316) и Абу Са'йд Бахадур-хане (1316-1335). Перевод выполнен с персидского языка по списку рукописи, хранящейся в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета под условным названием «Шаджарат ад-атрак». Для передачи имен собственных, малоизвестных географических названий и терминов используется система транслитерации, принятая в советских и российских научных изданиях.

(л. 92б) Упоминание о царствовании Улджайту Султана бин Аргун-хан бин Абакай-х ан бин Хулагу-хан бин Тулй-хан бин Чингйз-хан

Во времена своего [старшего] брата Султана Махмуда Газан-хана, Улджайту Султан удостоился чести принятия ислама и получил прозвание -Султан Мухаммад Худабанда. По велению брата стал правителем Хорасана. Услышав о смерти брата, пустился в путь из Хорасана в Азербайджан. В пятый день священного месяца зу-л-хиджа 703-го года6, из страны Хорасан дошел до земель Учана и, согласно традициям монгольских султанов, приступил к траурным церемониям, которые завершил в Тебризе.

В пятнадцатый день священного месяца з у-л-хиджа 703 года7, соответствующего тюркскому году барса, в 23 года, своим восшествием он украсил ханский трон и должность мирохранителя. //(л. 93а) Должность амйр ад-умара8 поручил амйру Кутлук -шаху. На должность визирей назначил хваджу Рашйд ад-Дйна табйба и хваджу Са'д ад-Дйна. Но, спустя некоторое время хваджа Са'д ад-Дйн был обвинён в расточении имущества дивана и казнен. Хваджи Тадж ад-Дйн Алйшах Джйлан [занял его место и] присоединился к хвадже Рашйд ад-Дйну.

В среду, в день восьмой месяца зу-л-ка'да, весной 704 года9, соответствующего тюркскому году зайца (тушкан), в летовке (ййлак) Наййн области Т арум родился на свет сокровенный [его] сын Султан Абу Са'йд. В его честь был воздвигнут город-крепость Султания. В скором времени закончил его постройку и превратил в столицу. Во времена правления Улджайту Султана

5 Там же, л. 90б.

6 9 июля 1304 г.

7 19 июля 1304 г.

8 Амйр ад-умара (^>1 '.'^'и) - должность верховного эмира, командующего всеми войсками.

9 2 июня 1305 г.

группа эмиров Египта и Шама10, Джамал ад-Дйн Укрум, Карасунгур отвернулись от Малика Насира и перешли в покровительство Улджайту Султана Йлхана. Они также удостоились чести высокого внимания со стороны Султ ана Мухаммада Худабанда, то есть Улджайту Султ ана. Они рассказали о злодеяниях Малика Насира. В связи с этим у Султана Мухаммада Худабанда возникла мысль о завоевании [той] области. Приведя в порядок орудия нападения и в исправность снаряжения, с победоносным войском начал поход на страну Малика Насира.

В воскресенье, в начале славного благословенного месяца рамад ан 712 года11, соответствующего тюркскому году кабана (тунгузй), переправился через реку Евфрат и в этом же году, в шестой [день] месяца шаввал12, в воскресенье, остановился у внешних [стен крепости] Рад, ийа в Шаме. Отважные богатыри своего времени окружили эту крепость и с обеих сторон вступили в бой. После непрерывных боев, благодаря усилиям хваджи Рашйд ад-Дйна табйба, решили заключить мир. 24-го [дня] этого месяца13, в четверг, истинный владыка и побеждающий падишах повернул узду возвращения в сторону своей чудодейственной резиденции.

К тому времени пришло известие, что Кебек-хан14 бин Дува Хечан-хан15 бин Барак-хан бин Сукра-хан бин Камкар-хан бин Чагатай-хан бин Чингйз-хан и Йасавур-углан бин Урак-Тймур-хан бин Тук-Тймур-хан бин Кудагй-хан бин Турй-х ан бин Байкан-хан16 бин Чаг атай-хан бин Чингйз-хан с бесчисленным войском перешли через реку Амуйа. Они полны решимости в стремлении захватить земли Хорасана.

В этой стране находились эмиры Илхана, такие как амйр ад-умара страны Хорасан амйр Йасавул, амйр 'Алй Кушчй17, амйр Буджай бин амйр Данишманд Бахадур, амйр Мухаммад Дулдай и другие. Они выступили против воинов Мавераннахра, но потерпели поражение.

Эта весть дошла до Султана Мухаммада Худабанда, то есть Улджайту Султана Йлхана, и [он] решил выступить с походом на Хорасан. Противники, как только услышали эту весть, повернулись обратно и поспешили в свои владения. Тогда Улджайту Султ ан Йлх ан с большим торжеством и величием назначил своего старшего сына Султана Абу Са'йда правителем Хорасана18,

10 Шам - историческая область на восточном побережье Средиземного моря, обычно известная как Левант или Великая Сирия, включала в себя территории современной Сирии, Ливана, Палестины и Иордании.

11 31 декабря 1312 г.

12 3 февраля 1313 г.

13 21 февраля 1313 г.

14 В тексте рукописи два варианта имени: и

15 В тексте два варианта: ¿М- ОИ" и ¿М-

16 В тексте два варианта: ¿М- и

17 В тексте два варианта: ^^ ^ и ^^ ^

18 Хорасан - северо-восточная часть Ирана. В средние века к Хорасану относили обширную территорию от солончаковой пустыни Дешт-и Кавир на западе до р. Амударьи и гор Бадахшана на востоке и от пустыни Каракумы на севере до Гиндукушских гор и области Систан на юге. См.: Петрушевский И.П. Комментарий географический и исторический // Хождение за три моря Афанасия Никитина. 1466-1472 гг. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 211.

а амйра //(л. 93б) Сйвинча19 назначил его атабеком20 и амйр ад-умара. Эмиры и каждый из дворцовых вельмож отдали своего сына или [младшего] брата в служение Султану Абу Са'йду. Шахзада Абу Са'йд отправился в Хорасан в 713 году21, соответствующем тюркскому году мыши (сичк ан).

Бежавшие от сражения с Кепек-ханом и находившиеся на летовке Кушки Мурад амйр Йасавул и амйр 'Алй Кушчй присоединились к высшей свите. Достигнув Хорасана, Султан Абу Са'йд установил справедливость и великодушие. Над головами жителей того края раскрыл крылья пощады и великодушия. Благодаря знаменательному приходу царевича [к власти], смуты прекратились. Между Кепек-ханом бин Дува Чечан-х ан и Йасавур-угланом бин Урак-Тймур-хан возникла вражда. Йасавур-углан поспешил в Хорасан, чтобы подружиться с Йлханом. В 716 год22, соответствующий тюркскому году зайца, Улджайту Султан смертельно заболел. В пятничный вечер праздника раз-

23

говения этого года рука смерти дописала сиджил его жизни.

Правление Улджайту Султ ана длилось 12 лет и девять месяцев. Прожил он 36 лет. Церемония похорон проходила под куполом Абваб ад-баракат, построенном в крепости. Говорят, что Улджайту Султан отличался от многих чингизидских султанов тем, что он расстелил ковер справедливости, укрепил законы ислама. Дни своего правления он провел в кругу сайидов, ученых, здравомыслящих людей и законоведов. Он оказывал большую симпатию к роду 'Алй.

Однако в 709-м году24, по настоянию некоторых сторонников [поклонения] имамам, наподобие Шайха Джамал ад-Дйна Хасана бин Сайид Бадр ад-Дйн, святого из Алеппо, который всяческий старался развитию [шиитского] толка, этот Султан Мухаммад Худабанда на монетах, после слов «Ла илаха ила Аллах Мухаммад Расул Аллах», установленных еще Султан Махмудом Газан-ханом, в рифме к ним он велел чеканить слова «'Алй Валй Аллах». Затем исключили из хутбы имена трех праведных халифов, а после имени Хадрата Амйр ад-Муминйн, четвертого халифа 'Алй бин Абй Т алиб - да помилует Аллах его! - читали имена [его сыновей] Хасана и Хусейна без [упоминания имени Пророка] Мухаммада. [Затем произносили имя] Махдй, да будет Аллах доволен ими всеми! На монетах еще были высечены имена двенадцати имамов. По этой причине сунниты его называли Султан Мухаммад Харбанда. Шииты и их ярые сторонники его называли Султан Мухаммадом Худабанда.

И еще в том году, когда Султан Мухаммад //(л. 94а) Улджайту собрал своё имущество из этого земного мира, в месяце мухаррам 716 года25, соответствующего тюркскому году зайца, в период правления Улджайту Султана, [Шайх Джамал ад-Дйн Хасан] отправился в предназначенное ему [место в том мире]. Шайх Джамал ад-Дйн Хасан бин сайид Бадр ад-Дйн, святой из

19 В тексте два варианта: и

20 Должность воспитателя при несовершеннолетнем правителе, атабек (^Р) правил государством от его имени.

21 28 апреля 1313 г. - 16 апреля 1314 г.

22 26 марта 1316 г. - 14 марта 1317 г.

23 Пятница 1 шавваля 716 г. хиджры приходится на 17 декабря 1316 г.

24 10 июня 1309 г. - 30 мая 1310 г.

25 26 марта - 23 апреля 1316 г.

Алеппо, который всячески старался узаконить толк имамов [шиизм]. Девятым ханом был Султан Абу Са'йд, сын Улджайту-хана.

Упоминание о Султ ане Абу Са'йд-х ане бин Улджайту Султ ан бин Аргун-хан бин Абакай-хан бин Хулагу-хан бин Тулй-хан бин Чингйз-хан

Услышав об усиливающейся болезни отца, Султан Абу Са'йд-хан бин Улджайту Султан вместе с амйром Сйвиндж вышли в путь из Хорасана, чтобы завладеть Султанией и направился в сторону Ирака. Но ещё до этого смерть сделала своё и провела Улджайту Султана из стоянки тленного мира. Когда Султан Абу Са'йд достиг Ирака, в начале 717 года26, соответствующего тюркскому году дракона (луй), как уже упоминалось, в городе Султании, который является из числа памятников, созданный его отцом, своим счастливым пребыванием он украсил мироохраняющий трон и ханский престол.

Он проявил усердие в наведении порядка в делах государства и народа, высоко поднял знамя справедливости и правды. Должность амйр ад-умара поручил амйру Чубан сулдузу. Дела визирства, как было до этого, он поручил хваджи Рашйд ад-Дйну табйбу и хвадже Тадж ад-Дйну Алйшаху Джйлану27. Хотя в то время Султану Абу Са'йд-хану было всего 12 лет и только пошёл 13-ый год. Поэтому амйр Чубан сулдуз выполнял обязанность владыки в государстве и управлял всеми делами полностью.

В 718 году28, соответствующем тюркскому году змеи (ййлан), из-за разногласий и распрей среди служителей дивана, хваджа Тадж ад-Дйн Алйшах Джйлан, эмиры и столпы государства сделали подношения амйру Чубан сулдузу и добились того, что Султан Абу Са'йд--хан охладел по отношению к хвадже Рашйд ад-Дйну. Этого достойнейшего и наичистейшего визиря довели до состояния мученической смерти.

В этом году шахзада Йасавур-углан бин Урак-Тймур-хан бин Тук-Тймур-хан бин Кудагй-хан бин Турй-хан бин Бамкан-хан бин Чагатай-хан бин бин Чингйз-хан поднял мятеж в Хорасане и не придержал узду своего коня до Мазандарана.

В то же время, со стороны Дешт-и Кипчака высокочтимый падишах Султан Мухаммад Узбек-хан бин Тугрул-хан бин Туктай-хан бин Туган-хан бин Бату-хан бин Джучй-хан бин Чингйз-хан по Дербендской дороге тоже направился в Азербайджан. Султан Абу Са'йд-хан бин Улджайту Султан для уничтожения войска Йасавур-углана назначил амйр Хусейна Гурагана бин ÄK тук а29 бин Сангутур бин Йлкан джалайира, который был мужем тети [со стороны отца] султана, то есть сестры Улджайту Султана. Сам отправился на зимовку (кишлак) в Карабаг. // (л. 94б) Амйр Чубан сулдуз также отправился вслед за амйром Хусейном Гураганом.

В это время дошли слухи о том, что высокочтимый падишах Султан-Мухаммад Узбек-хан прибыл в Дербенд. По необходимости Султан Абу Са'йд с тем немногочисленным войском, что было рядом с ним, отправился к берегам реки Кур. По сути дела на другом берегу реки вражеские войска за-

26 15 марта 1317 г. - 4 марта 1318 г.

27 В тексте допущена ошибка в имени: lAs- ^^ uP^ jli

28 5 марта 1318 - 22 февраля 1319 г.

29 В тексте два варианта: и UjiT

нимались грабежом. Когда направлявшийся в Хорасан амйр Чубан сулдуз достиг Байлак ана, услышал известие о нападении войска Узбек-хана. Стремясь его остановить, он со своим войском в количестве двух туманов объединился с Султаном Абу Са'йд-ханом победителем. К тому времени превосходство было на стороне войска Узбек-хана, и они возвращались в свой край. Услышав об этом, амйр Чубан сулдуз словно ветер переправился через реку. Он сжег гумно жизни многих из противников и сравнял с землей бытия.

Амйр Чубан сулдуз, после возвращения, добился издания указа (йаргу)30 падишаха и [на этой основе] допросил и установил палочное наказание (чуб-и йасак )31 Курмишй ибн Алйнак керайиту и другим эмирам, которые, до присоединения его к счастливой султанской орде, направлялись против Узбек-хана. От этого поступка амйра Чубан сулдуза эмиры были на него в обиде. Амйр Акринджй керайит, амйр Тугмак, амйр Йшнука, амйр Бука йлдурчй, амйр Чубан К араавбаш сговорились с амйром Курмишй бин Алйнак керайита и решили выбрать подходящий момент, чтобы наложить руку на него [амйра Чубана].

К тому времени Султан Абу Са'йд-хан отправился в сторону Султании. Амйр Чубан сулдуз двинулся в сторону Гурджистана. Эмиры -злоумышленники, пользуясь моментом, как волки, пустились вслед за амйром Чубаном. Когда они приблизились к его стоянке, амйр Чубан узнал об этом, оставив свою юрту, перебрался в другую. Враги пустили орду Чубана на ветер грабежа и затем погнались за ним. Когда встретились с ним, произошло ожесточенное сражение. Амйр Чубан сулдуз потерпел поражение. Сбежав с горсткой жалких людей, с большими трудностями добрался до Султании.

Тогда Курмишй бин Алйнак керайит, Акринджй керайит, Тугмак, Йшбука, Бука йлдурчй, Чубан Караавбаш и другие эмиры с бесчисленным войском, преследуя Чубан сулдуза, чтобы сразиться [с ним], вышли из Нахи-чевана и дошли до границ Султании. Переправившись через [реку] Сафйдруд, в местности Дилкан расположились напротив войск Султана Абу Са'йд-хана. Произошла битва.

Султан Абу Са'йд-хан, обдумав положение врага, со своими эмирами и войском, находившимся в его распоряжении, начал наступление. После столкновения двух войск разгорелась битва, разбушевавшаяся подобно Хазарскому морю. И пустили в ход меч, чтобы головы сечь, стали рубиться друг с другом мечами. В этом побоище амйр Йранджйн и его жена, а также шахзада Куджак, сына которого зовут амйр Шайх 'Алй, были убиты одним из воинов Султана Абу Са'йд-хана. 'Абд ад-Рахман, сын амйра Курмишй // (л. 95а) керайита, проявлял большое мужество и героизм. Стало близко к тому, что враг мог нанести некоторый урон султанским войскам. Тогда Султан Абу Са'йд-хан, несмотря на свою молодость, под защитой Божьей и по его воле обнажил богатырский меч и, следуя своей благородной натуре, первым вышел на поле сражения.

Победоносное войско, осознав это положение, как один набросилось на жалкого врага. Сражались до такой степени ожесточённо, что от острия мечей их кровь лилась как дождь из беспощадной тучи. Ветер победы начал

30 Йаргу (^- юридическое право, суд, наказание.

31 Йасак ((^Ч ) - монг. дзасак, закон, наказание.

веять в сторону знамени справедливого падишаха. Амйр Акринджй керайит, амйр Апарнеджйн32, амйр Туг4 мак, амйр Йшнук а были схвачены и казнены. Амйр Курмишй бин Алйнак керайит, его сын амйрзада 'Абд ад-Рахман, амйр Бука йлдурчй, амйр Чубан Караавбаш спаслись бегством. В конце концов, сторонники Султана Абу Са'йд-хана их тоже поймали и казнили. В честь того, что падишах Ирана в этой битве лично показал мужество и доблесть, 20-го дня священного месяца раджаб 719 года33, соответствующего тюркскому году лошади (йунд)34, все - как простой народ, так и высокородные лица -решили присоединить к счастливым прозваниям султана слово «Бахадур».

Рассказ о положении шахзада Йасавур-углана бин Урак-Тймур-хан бин Тук-Тймур-хан бин Кудагй бин Турй бин Бамкан бин Чагатай-хан

Шахзада Йасавур-углан, узнав о походе амйра Хусейна Гурагана бин Акбука бин Шангутур35 бин Йлкан джалайир, в Мазандаране разрушил многие местности и вернулся обратно. Амйр Хусейн Гураган пустился за ним в погоню. Йасавур-углан ушел в Нйшапур и обложил [непосильным] налогом население этого города. В это время услышал, что амйр Хусейн Гураган остановился в двух фарсахах от Нйшапура. Он, вместо того, чтобы предпринять определенное решение, по Тусской дороге прибыл в Джам. Отсюда направил письмо в Херат вслед за Мубаракшахом бин Буджай и велел вместе организовать осаду Малика Г ийас ад-Дйна курта. Когда они достигли окрестностей города Херата, Малик выступил навстречу, чтобы их остановить. Несколько дней происходили кровавые бои.

В это время шахзаде Йасавур-у лану стало известно о том, что амйр Хусейн Гураган приближается вместе с иракским войском. Короче, он потребовал через посла, чтобы вернули обратно Мубаракшаха и письмо. По их прибытии выяснилось, что произошло событие, противное той вести. Амйр Хусейн Гураган два месяца не продвинется с места своей стоянки. Йасавур-у лан собрал совет, чтобы определить, следует ли уйти или остаться. По воле большинства решили, что, придя в Херат, как было согласовано, организуют его осаду. С этой целью направили знамя передвижения в ту сторону.

22-го дня месяца рабй' ад-аввал 719 года36, соответствующего тюркскому году лошади, выбрали себе стоянкой Бушуран. В течение месяца осаждали [город] и сражались //(л. 95б) с Маликом Гийас ад-Дйном куртом, принесли ему много забот. Увидев, что дела не продвигаются далее, сжалились. Между тем амйр Хусейн Гураган, дойдя до Херата, присоединился с Маликом Гийас ад-Дйном куртом и погнал Йасавур-у глана до Майдан-Заррйна. Там он поймал некоторых из противников и казнил, а затем отбыл обратно. Говорят, что Шахзада Йасавур-у глан отправился отсюда в область Мавераннахр и в сражении с неким потомком Чагатай-хана бин Чингйз-хана был схвачен и убит. По словам других, он несколько дней пребывал на ханском троне в стране Дешт-и Кипчак. Об истине его положения Аллах знает лучше.

32

В тексте два варианта:

33 6 сентября 1319 г.

34

В тексте два варианта:

35

В тексте два варианта:

36 13 мая 1319 г.

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ^^ ^

Упоминание о некоторых событиях правления Абу Са'йда Бахадур-хана, о положении амйра Чубан сулдуза и конце жизни амйра Чубан сулдуза, а также о его потомках

Как сказывают сказатели событий повседневной жизни, в начале правления Султана Абу Са'йд Бахадур-хана, из-за его молодости, обязанности правления страной исполнял амйр Чубан сулдуз. Затем правление перешло в руки султана. Еще в 721 году37, соответствующем тюркскому году обезьяны (бйчй), амйр Чубан сулдуз показал настойчивость и заключил брак с дочерью Улджайту Султана шахзада Сакй-бек, сестрой Султана Абу Са'йда Бахадур-хана, и возгласы радости и развлечений вознес до 'Айук38.

В 722 году39, соответствующем тюркскому году курицы (дакук), амйр Тймурташ бин амйр Чубан сулдуз, который правил областью Рум, начал враждовать и приказал читать хутбу на своё имя. В середине зимы амйр Чубан сулдуз вышел в путь, чтобы устранить смуту сына. Тймурташ поспешил с повинной к своему отцу. Амйр Чубан своего сына амйра Тймурташа пленил и привез в счастливую орду. Султан Абу Са'йд Бахадур-хан из уважения к амйру Чубану сулдузу простил грехи неповиновавшегося Тймурташа и во второй раз отправил его управлять Румом.

В 723 году40, соответствующем тюркскому году курицы, хваджа Алйшах Джйлан скончался в Учане41 от обычной болезни. Наместник амйра Чубана сулдуза хваджа Рукн ад-Дйн Сайин стал визирем вместо хваджи Алйшаха. Ещё в этом году амйр Чубан сулдуз свою дочь Багдад-хатун, несравненную красавицу, выдал замуж за амйра Шайха Хасана бин амйр Хусейн Гураган бин Акбука бин Сангутур бин Йлкан джалайира. Он был сыном тёти Султана Абу Са'йд--хана по отцу, [сыном младшей] сестры Улджайту Султана.

В 725 году42, соответствующем тюркскому году кабана, амйр Чубан сулдуз с бесчисленным войском по Гурджистанской дороге совершил поход на города Дешт-и Кипчака. В стране Султан Мухаммад Узбек-хана совершил набеги и разбои, затем быстро возвернулся назад. В тот год Султан //(л. 96а) Абу Са'йд Бахадур-хан полюбил Багдад-хатун. Он выпустил из рук узду терпения и воли...

Согласно йасе Чингйз-хана, если падишах полюбит какую-либо женщину, её муж должен наложить на неё талак и отправить её в шахский гарем. Следуя этому, Султан Абу Са'йд Бахадур-хан отправил одну из жён к амйру Чубану и передал свои намерения. Услышав об этом, Чубан сулдуз почувствовал себя оскорблённым и дал грубый ответ. От этого Султан Абу Са'йд Бахадур-хан приумолк. Но на полях его величественной памяти записалось зло.

37 31 января 1321 г. - 19 января 1322 г.

38 'Айук - арабское название звезды Капелла (а Возничего), которое возможно происходит от греческого ai£ (aiks - «коза») из звездного каталога Птолемея. См.: Richard Hinckley Allen. Star-Names and Their Meanings. New York: G.E.Stechert, 1899. P. 86-87; Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Т. 5, Ч. 2. Ташкент: Фан, 1976. С. 545, 579.

39 20 января 1322 г. - 8 января 1323 г.

40 9 января - 29 декабря 1323 г.

41 В тексте два варианта: ¿W-jl и иЦ-jl

42 18 декабря 1324 г. - 7 декабря 1325 г.

Амйр Чубан сулдуз, надеясь, что разлука погасит пламя страсти влюбленного к возлюбленной, отправил амйра Шайха Хасана Йлканй вместе с его женой Ба дад- атун, дочерью амйра сулдуза, в араба . Уговорив Сул ана Абу Са'йда, повёл зимовать в Багдад. Когда высокочтимый падишах дошел до славного города Багдада, любовь его к Багдад-хатун ещё больше стала терзать его душу.

К несчастью, визир Рукн ад-Дйн Сайин, по прозванию Малик Нусрат ад-Дйн 'Адил, подыскав удобное время, в скверной форме доложил [султану] положение и дела визиря амйра Чубана сулдуза и его потомства. Эти слова, словно «узор, высеченный на камне», оставили след на доске справедливой души султана. Димиш к хваджа, сын амйра Чубан сулдуза, был в числе людей близких ко двору. Он, узнав о [плохих] изменениях в характере падишаха и доносе визиря, довел это до слуха отца. Амйр Чубан сулдуз решил это по-своему так: отправится с визирем Рукн ад-Дйном Сайином в отдалённую область и накажет его за неблагодарность, когда представится удобный случай.

Короче, весной Султан Абу Са'йд Бахадур-хан отправился из Багдада в Султанию. [Амйр Чубан сулдуз] оставил своего сына Димиш к в столице, на службе у султана, а сам под поводом покорения Хорасанской области уехал. Доехав до Хорасана, старшего сына амйра Хасана отправил с большим войском в Газнйн. Амйр Хасан устроил в той области разрушения, резню и грабёж. Совершил недостойные поступки на могиле (мазар) Сул ан Махмуда Газй бин Сабуктегйн. Короче, Всевышний приготовил ему кару за его злодеяния, доведя его до наказания. В скором времени об этом будет изложено. Так, амйр Чубан сулдуз, оставив Димиш ваджу в столице султана, сам отправился в сторону Хорасана. Амйр Димиш ваджа дела султанства стал решать самостоятельно, уверенно и свободно. Падишахское имя потеряло своё значение. // (л. 96б) Это обстоятельство тяжело повлияло на падишаха.

Втайне он заявил об этом верным людям. На том собрании один из приближённых довёл до сведения, что амйр Димиш ваджа поддерживает [любовную] связь с наложницей Улджайту Сул ана в крепости Султании. Султан сказал: «Как только Димиш ваджа отправится к возлюбленной, дайте мне знать об этом!».

В тот день, вечером четверга месяца шаввал 727 года43, соответствующего тюркскому году коровы (уд), амйр Димиш ваджа отправился к своей возлюбленной, в крепость Султанию. Об этом оповестили высокопочтенного. Султан дал указ его казнить. Но никто не осмеливался выполнить это. В тот вечер преподнесли несколько отрубленных голов из окрестностей Курдистана. Султан, по предложению амйра у ана и амйра Таш-Тймура, велел распространить слух, что эта голова принадлежит амйру Чубану сулдузу и что по приказу султана в Хорасане [его и ] его близких казнили. Отрубив их головы, прислали сюда.

Услышав об этом, амйр Димиш ваджа потерял покой. Со своими приближёнными людьми, которых было порядка десяти, выпрыгнул за стены крепости. Увидев свой дом в осаде, бросился бежать. Султан Абу Са'йд Бахадур-хан отправил амйра Мисра хваджу и амйра А га Лупу' в погоню за

43 19 августа - 17 сентября 1327 г.

Димишк хваджой. Они помчались за ним, догнав его, амйр Миср хваджа лично сам обезглавил амйра Димишк хваджу, сына амйра Чубан сулдуза.

Тогда великий падишах отправил эмирам Хорасана [следующий] указ: «Проявляйте усердие и доблесть в поимке и уничтожении амйра Чубан сулдуза и его людей!». А также в остальные области, строго наказав, разослал указ, дабы от Чубанидов и пылинки не осталось. Повелевал, чтобы голову Димишк хваджи повесили над воротами Султании. Когда шахский указ дошёл до Хорасана, его оповестили об этом. В Хорасане некоторые из эмиров присоединились к Чубан сулдузу. Старший сын амйра Чубана Хасан изложил такое решение: «Нужно убить эмиров Султана Абу Са'йда, что находятся здесь. А головы их отправить султану. Необходимо захватить страну, перейти под защиту правителей Чагатайского улуса. Дабы они были нам поддержкой. Постепенно Иранское государство будет нашим».

Амйр Чубан сулдуз не согласился со словами сына Хасана. Он возгордился своей мощью и силой. Заключив союз с некоторыми эмирами, собрал войско и отправился в сторону Ирака. В то время Султан Абу Са'йд Бахадур-хан тоже вышел из Султании, расположился в Казвйне. [Султан] назначил визирем хваджу Гийас ад-Дйна Мухаммада бин хваджа Рашйд ад-Дйн. Соответствующая подробность о нем изложена в [сочинениях] «Шарх шамсийа», «Тарйх -и гузйда» и в одноименной касыде Салмана44.

Так, люди султана, отправленные в Хорасан, доставили эмирам его указ, //(л. 97а) в то время они не думали враждовать. Поэтому тут же положение дел обсудили у амйра Чубан сулдуза. Узнав о смерти сына, амйр Чубан сильно горевал. Визиря Рукн ад-Дйна Сайина из жизненного пути сбросил в пропасть смерти. После казни визиря Рукн ад-Дйна, с семьюдесятью тысячами беспощадных всадников собрался в Ирак, чтобы отомстить, и об этом частично уже упоминалось.

Когда амйр Чубан сулдуз прибыл в Симнан, отправился к господину полюсу полюсов, к святому Шайху Рукн ад-Дйну 'Ала ад-Даула Симнани, да освятит [Аллах] его могилу! При Хазрате он заставил поклясться своих эмиров, что они не отвернутся от него. Тогда он попросил того святого Шайха о том, чтобы тот отправился в орду султана и востребовал кровавую месть убийцам амйра Димишк хваджи. Попросил, чтобы усердно приступили к исполнению данного условия. Хазрат Шайх отправился туда, чтобы выполнить эту просьбу.

Султан Абу Са'йд Бахадур-хан встал с места для приветствия и оказания уважения тому высокочтимому господину и вежливо сел, согнув колени. Однако он не согласился со словами о выдаче убийц Димишк х ваджи, сына амйра Чубан сулдуза и заключения мира с амйром Чубаном.

После возвращения Хазрата Шайха, амйр Чубан с большой гордыней начал поход в сторону величественной шахской орды. Когда достигли местности Куха, и между двумя противоборствующими сторонами оставалось расстояние чуть больше одного дня пути, как вдруг амйр Мухаммад Хачак-нуйан

44 Иранский поэт Джалал ад-Дйн Салман бин Мухаммад Саваджй (709/1309 -778/1376) посвятил Гийас ад-Дйну Мухаммаду, сыну Рашйд ад-Дйна, обширную касыду «Сарх-и мумаррад», получившей в то время большую популярность и обиходное название «касиде-йи масну'-и Салман-и Саваджй». См.: Акимушкин О.Ф. Средневековый Иран: Культура, история, филология. СПб.: Наука, 2004. С. 293-294.

уйрат, амйр Нйкруз и другие эмиры подобного величия с 30-тысячью храбрецами, забыв об обещаниях, данных амйру Чубан сулдузу, присоединились к войску султана и перешли на службу всемогущего падишаха.

Амйр Чубан сулдуз, [потеряв надежду] на остальных эмиров и воинов, от испуга пустился по дороге через пустыню в сторону Хорасана. Большинство его людей разошлись, ушли - кто куда захотел. Направляясь в Туркестан, амйр Чубан сулдуз скакал до реки Мур габ. Здесь он пожалел о своем намерении. Решил обратиться к защите своего наставника Малика Гийас ад-Дйна курта. Накануне прибытия амйра Чубан сулдуза в Херат, Малику Гийас ад-Дйну пришел указ от Султана Абу Са'йда Бахадур-хана. Содержание его было таким, чтобы нашли амйра Чубан сулдуза, где бы он ни был, и казнили. В свое время, он [Чубан сулдуз] содействовал ему [Малику Гийас ад-Дйну] в захвате им владений атабеков Фарса. Однако, ознакомившись с содержанием указа Султана, Малик Гийас ад-Дйн, увидев амйра Чубан сулдуза, забыл его бывшие добрые услуги, и сразу же вызвал палача. Как ни молился и ни упрашивал амйр Чубан, чтобы праведный Малик хоть раз пообщался с ним, все было бесполезно.

Тогда амйр Чубан сулдуз сообщил Малику о том, что просит исполнить три его завещания. «Во-первых, пусть отрубит мне голову. Во-вторых, тело моё отправит в благословенную Медину Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и похоронит внутри сооружения, выстроенного мною на том почитаемом месте. В-третьих, сына моего Джаладхана, что родился от Шахзада Сакй-бек, дочери Улджайту Султана, сестры Султана Абу Са'йда Бахадур-хана, //(л. 97б) живым отправить в орду Султана». Малик, оказав честь, принял эти просьбы.

Затем палач казнил амйра Чубана сулдуза, перерезав ему глотку. Его два пальца отправил в орду султана. В месяце мухаррам 728 года45, соответствующего тюркскому году барса, эта метка была доставлена ко двору Сул ана Абу Са'йда Бахадур-хана, и по его указу их повесили на воротах дворца [перед] базаром. Зимой этого года Малик Гийас ад-Дйн курт выступил в путь, чтобы встретиться с великим султаном. В пути он услышал о том, что амйр Шайх Хусейн46 Бузург насильно развелся с Багдад-хатун, дочерью амйра Чубана. Она по истечении определенного законом срока прибыла в гарем падишаха и весьма довольна.

Узнав об этом, неблагодарный Малик окунулся в море изумления. Отправив человека в Хорасан, казнил несравненного в красоте Джалад ана, сына амйра Чубан сулдуза. Сам дошел до Карабага, был удостоен чести целовать землю у ног Султана Абу Са'йда Бахадур-хана. Но из-за [чрезмерного] внимания [султана к] Багдад-хатун его дела не шли на лад. Малика в счастливой орде держали как бы в плену. Затем специально посланные люди прибыли в Хорасан и привезли в орду хана тела амйра Чубан сулдуза и его сына Джалад-хана. Тогда Султан Абу Са'йд Бахадур-хан выделил 40 тысяч динаров на расходы и тяготы [перевоза и захоронения]. Отправленные

45 16 ноября - 15 декабря 1327 г.

46 Ошибка в имени. Правильно: Шайх Хасан.

паломники доставили с собой эти тела в благославленную Мекку, а затем - в святую Медину и захоронили в землю.

После казни амйра Чубана некоторые из его потомков и родственников также были убиты. Остальные скитались по всему миру. Среди них был амйр Тймурташ, сын амйра Чубан сулдуза, правитель страны Рум. Он сбежал из Рума в Египет. Там был убит. Обстоятельства этого события изложены в подробных исторических книгах. Говорят, что амйр Чубан сулдуз был щедрым, справедливым. Не жалел сил в деле возвышения религии ислам. Да благословит его Всевышний!

Упоминание о том, как Багдад-хатун, дочь амйра Чубана сулдуза, была удостоена чести вступить в брак с Султ аном Абу Са'йдом Бахадур-ханом бин Улджайту Султ аном, и о кончине этого великого падишаха по велению судьбы

Как рассказывают, после казни амйра Чубан сулдуза счастливый падишах Султан Абу Са'йд Бахадур-хан вызвал кадй Мубаракшаха и приказал отправиться к амйру Шайху Хасану Бузургу и любой хитростью настроить его против Багдад-хатун. По повелению султана кадй отправился к амйру Шайху Хасану Бузургу Йлканй и всевозможными словами и путями напомнил амйру Шайху Хасану Бузургу ту необычайную историю.

Шайх Хасан, испугался за свою жизнь и решил расстаться со своей возлюбленной. В присутствии кад й Мубаракшаха дал развод Багдад-хатун. После окончания определенного законом ислама срока, высокостепенный повелитель заключил свой брак с Багдад-хатун. Багдад-хатун, упираясь ногой величия в шею государства, стала высочайше вмешиваться в государственные и финансовые дела. В 732 году47, //(л. 98а) соответствующем тюркскому году лошади, группа высокочтимых завистников донесли до славного слуха султана, что якобы между амйром Шайхом Хасаном Бузургом и Багдад-хатун существует тайная переписка. Из-за клеветы людей душа султана охладела к ним обоим. Он хотел повелеть казнить Шайха Хасана Бузур-га. Но из-за того, что его мать была [младшей] сестрой Улджайту Султана и приходилась ему тётей, он из уважения к ней отказался от мысли казнить Шайха Хасана Бузурга. Он выгнал его и отправил в крепость Кумах.

Багдад-хатун была лишена его внимания. Раскрыв правду об этом заговоре, выявив обман низко падших людей, он вновь стал уделять Багдад-хатун своё внимание. Амйру Шайху Хасану Бузургу Йлканй, который после казни амйра Чубан сулдуза занял должность амйр ад-умара и на которого был разгневан из-за клеветы завистников, вновь оказал уважение и милость и назначил на престол правления Рума.

Как рассказывают, Султан Абу Са'йд Бахадур-хан весну и осень проводил в Султании, а лето и зиму - в Багдаде или Иранском Карабаге, как места летовки и зимовки. Он уделял большое внимание ремесленникам, поэтам и каллиграфам. У него самого был красивый почерк.

Его наставником [по письму] являлся хваджа 'Абдаллах Сйрафй. В конце 735 года48, соответствующего тюркскому году курицы, Султан Абу Са'йд

47 4 октября 1331 г. - 21 сентября 1332 г.

48 1 сентября 1334 г. - 20 августа 1335 г.

Бахадур-хан направился в Багдад. В дороге услышал о том, что Султан Мухаммад Узбек-хан из страны Дешт-и Кипчак начал поход на Иран и Азербайджан, следуя в направлении Дербенда49.

По этой причине в начале 736 года50, соответствующего тюркскому году собаки (йт), узду следования свернул в сторону Ирана. В пределах Ширвана задержался почти на три месяца. Однако из-за жары и неблагоприятной погоды Султан Абу Са'йд Бахадур-хан заболел, через 15 дней болезнь обострилась. Великий падишах стал много пить. Болезнь ещё больше усилилась. На 13 день месяца рабй' ад-ахир 736 года51, соответствующего тюркскому году собаки, в Байла ане он отправился на тот свет.

Тело того прощенного и благословенного султана привезли в Султанию и похоронили в выстроенном им самим здании, известном под названием «Шахр-и Назук». Он прожил 32 года. Правление его длилось 19 лет. Рассказывают, что в последние дни своей жизни Султан Абу Са'йд Бахадур-хан видел Дильшад- атун, дочь Димиш ваджи бин амйр Чубан сулдуза, рядом с Ба дад- атун, дочерью амйра Чубан сулдуза, являвшуюся её тётей. Он стал больше уделять внимания Дильшад- атун и женился на ней. Его любовь к ней была сильней, чем к Багдад-хатун. Так как султан стал мало уделять внимания Багдад-хатун и всё больше любил Дильшад-хатун, [Багдад-хатун] из ревности отравила Султана Абу Са'йда ядом. Об истине этих дел лучше известно Аллаху!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бартольд В.В. Иран. Исторический обзор / Собр. соч. Т. VII. Работы по исторической географии и истории Ирана. М.: Наука, 1971. С. 230-336.

2. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия / Собр. соч. Т. I. М.: Изд-во Восточной литературы, 1963. 760 с.

3. Камалов И.Х. Отношения Золотой Орды с хулагуидами. Перевод с турецк. яз. и науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2007. 108 с.

4. Петрушевский И.П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (12561353 гг.) // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сборник статей / Тихвинский С.Л. (отв. ред.). М.: Наука, 1977. С. 228-259.

5. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XШ-XIV веков. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 494 с.

6. Рашид ад-Дин Фазлаллах Хамадани. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2 / Пер. с персидского О.И. Смирновой, примечания Б.И. Панкратова, О.И. Смирновой, редакция А.А. Семенова. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952.

7. Рашид ад-Дин Фазлаллах Хамадани. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. / Пер. с персидского А. Хетагурова, редакция и примечания А.А. Семенова. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. 315 с.

49 Возможно по ошибке переписчика, в списке рукописи Британской библиотеки из коллекции Британского музея вместо слова «Дербенд» написано «Синд». См. «Шаджарат ад-атрак». Add. 26190, л. 152а.

50 21 августа 1335 г. - 8 августа 1336 г.

51 30 ноября 1335 г.

8. Стори Ч.А. Персидская литература. Био-библиографический обзор. В трех частях / Перевел с английского, переработал и дополнил Ю.Э. Брегель / Борщев-ский Ю.Е. (отв. ред.). М.: Главная редакция восточной литературы, 1972. 1884 с.

9. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II: Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1941. 307 с.

10. Тулибаева Ж.М. «Улус-и арба-йи Чингизи» как источник по изучению истории Золотой Орды // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Вып. 4 / Мир-галеев И.М. (ред. изд.). Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. С. 79-100.

11. Boyle J. Dynastic and Political History of the Il-Khans / Cambridge History of Iran. Volume 5: The Saljuq and Mongol Periods. Cambridge, 1968, pp. 303-421.

12. Browne E.G. A history of Persian literature under Tartar dominion (A.D. 12651502). Cambridge [England]: University Press, 1920. 586 p.

13. Melville Ch. Historiography iv. Mongol period / Encyclopedia Iranica. Vol. XII, Fasc. 4. London, 2004, pp. 348-356.

14. Spuler B. Die Mongolen in Iran: Politik, Verwaltung und Kultur der Ilchanzeit 1220-1350. 4th ed. Leiden: Brill, 1985. 494 p.

Сведения об авторе: Жулдыз Мусаевна Тулибаева - доктор исторических наук, профессор Университета имени Сулеймана Демиреля (040900, ул. Абылай хана, 1/1, Каскелен, Республика Казахстан). E-mail: zhuldyz.tulibayeva@sdu.edu.kz

Поступила 16.02.2018 Принята к публикации 25.05.2018

Опубликована 29.06.2018

REFERENCES

1. Bartold V.V. Iran. Istoricheskiy obzor. Sobraniye sochineniy. Raboty po isto-richeskoy geografii i istorii Irana [Iran. Historical overview. Collected works. Works on the historical geography and history of Iran]. Vol. VII. Moscow, Nauka Publ., 1971, pp. 230-336. (In Russian)

2. Bartold V.V. Turkestan v epokhu mongol'skogo nashestviya. Sobraniye sochineniy [Turkestan in the era of the Mongol invasion. Collected works]. Vol. I. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 1963. 760 p. (In Russian)

3. Kamalov I.H. Otnosheniya Zolotoy Ordy s khulaguidami [Relations between the Golden Horde and the Hulaguids]. Mirgaleev I.M. (per., red.). Kazan, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2007. 108 p. (In Russian)

4. Petrushevskiy I.P. Iran i Azerbaydzhan pod vlast'yu Khulaguidov (1256-1353 gg.). Tataro-mongoly v Azii i Evrope: Sbornik statey [Iran and Azerbaijan under the rule of the Hulaiguids (1256-1353). The Tatar-Mongols in Asia and Europe: Collected Articles]. Tikhvinskiy S.L. (otv. red.). Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 228-259 pp. (In Russian)

5. Petrushevskiy I.P. Zemledeliye i agrarnyye otnosheniya v Irane XIII-XIV vekov [Agriculture and agrarian relations in Iran of the 13th-14th centuries]. Moscow, Akademiya nauk SSSR, 1960. 494 p. (In Russian)

6. Rashid al-Din Fadlullah Hamadani. Sbornik letopisey [Collection of chronicles]. Smirnova O.I. (per.), A.A. Semenov (red.). Vol. I. Book 2. Moscow, Akademiya nauk SSSR, 1952. (In Russian)

7. Rashid al-Din Fadlullah Hamadani. Sbornik letopisey [Collection of chronicles]. Hetagurov A. (per.), A.A. Semenov (red.). Vol. I. Book 1. Moscow, Akademiya nauk SSSR, 1952. 315 p. (In Russian)

8. Storey C.A. Persidskaya literatura. Bio-bibliograficheskiy obzor. V trekh chastyakh [Persian literature. Bio-bibliographic review. In three parts]. Bregel U.E. (per.), Bor-schevskiy U.E. (otv. red.). Moscow, Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, 1972. 1884 p. (In Russian)

9. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy [Collection of materials relating to the history of the Golden Horde]. Vol. II. Moscow, Akademiya nauk SSSR, 1941. 307 p. (In Russian)

10. Tulibaeva Zh.M. "Ulus-i arba-yi Chingizi" kak istochnik po izucheniyu istorii Zolotoy Ordy ["Ulus-i Arba-yi Chingizi" as a source for the study of the history of the Golden Horde]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya. Sbornik statey. Vypusk 4 [Golden Horde civilization. Collected articles. Issue 4]. Mirgaleev I.M. (red.). Kazan, OOO "Foliant" Publ., 2011, pp. 79-100. (In Russian)

11. Boyle J. Dynastic and Political History of the Il-Khans. Cambridge History of Iran. Volume 5: The Saljuq and Mongol Periods. Cambridge, 1968, pp. 303-421.

12. Browne E.G. A history of Persian literature under Tartar dominion (A.D. 12651502). Cambridge, Cambridge University Press, 1920. 586 p.

13. Melville Ch. Historiography iv. Mongol period. Encyclopedia Iranica. Vol. XII, Fasc. 4. London, 2004, pp. 348-356.

14. Spuler B. Die Mongolen in Iran: Politik, Verwaltung und Kultur der Ilchanzeit 1220-1350. 4th ed. Leiden, Brill, 1985. 494 p. (In German)

About the author: Zhuldyz M. Tulibayeva - Dr. Sci. (History), Professor, Suleyman Demirel University (1/1, Abylai Khan Str., Kaskelen 040900, Kazakhstan). E-mail: zhuldyz.tulibayeva@sdu.edu.kz

Received February 16, 2018 Accepted for publication May 25, 2018

Published June 29, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.