Научная статья на тему 'Мирза Алекпер сабир в творчестве Расула Рзы'

Мирза Алекпер сабир в творчестве Расула Рзы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Байрамова Н. Ю.

Заложенные великим писателем и общественным деятелем Джалилом Мамедкулизаде традиции школы "Молла Насреддина" и сегодня живы в литературно-художественном мире. В современной литературе одним из самых крупных представителей этой школы является Народный поэт Расул Рзы. В статье рассматривается продолжение им традиций великого молланасреддиновца Мирзы Алекпера Сабира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мирза Алекпер сабир в творчестве Расула Рзы»

Байрамова Н.Ю. ©

Старший преподаватель кафедры Азербайджанского языка и литературы, Бакинский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

МИРЗА АЛЕКПЕР САБИР В ТВОРЧЕСТВЕ РАСУЛА РЗЫ

Аннотация

Заложенные великим писателем и общественным деятелем Джалилом Мамедкулизаде традиции школы "Молла Насреддина" и сегодня живы в литературно-художественном мире. В современной литературе одним из самых крупных представителей этой школы является Народный поэт Расул Рзы. В статье рассматривается продолжение им традиций великого молланасреддиновца Мирзы Алекпера Сабира.

Bayramova N.Y.

MIRZA ALEKBER SABIR IN THE WORKS OF RASUL RZA

Summary

Traditions of the school of "Molla Nesreddin" which was founded by great poet and public figure Djalil Mamedkulizade is alive in today's works of fiction. In the modern literature, one of the biggest representatives of this school is national poet Rasul Rza. The continuation of the traditions which are followed by Mirza Alekber Sabir the great mollanesreddinovs, are considered in the article.

Свою привязанность к моллонасреддиновцам Расул Рза показывает в своих произведениях через любовь и уважение к другому выдающемуся представителю этой школы - Мирзе Алекперу Сабиру. Возвращение к Сабиру, также как и к Мирзе Джалилу, относится в основном к 60-ым годам двадцатого столетие и последующему периоду. Как и образы Мирзы Джалила, образы Сабира трансформировались в творчество Расула Рзы, при этом, определённым образом модернезируясь, стали служит для разрешения проблем современности. Вызывает интерес тот факт, что Расул Рза не оставляет Сабира в одиночестве. Он изображает Сабира и его образы в одном ряду с другими выдающимися представителями азербайджанской литературы, вместе с другими избранными образами. В этом отношении примечательно его стихотворение "Открытое письмо Насими, Физули, Сабиру", написанное в 1960 году. Основная концептуальная проблема стихотворения - это, исходя из противостояния гуманизма и ксенофобии, бросить короткий взор на славный гуманистический путь Азербайджанской литературы.

Интересно, что, в стихотворениях из цикла "Желания Мирзы Джалила", Расула Рзы чувствуется беспокойство, страх поэта. Это глубоко ранит душу поэта, и он сожалеет о том, что ещё не до конца истреблены те, кто мечтает вернуть те страшные кровавые годы. В предисловии первого тома шеститомной "Истории азербайджанской литературы", вышедшей в печати в 2004-ом году, мысли Расула Рзы были обоснованы научно. В том предисловии мы читаем: "Тот, кто ненавидит другого, не может себя любить. Именно любовь азербайджанской литературы к другим привело к тому, что она сама стала относиться к себе с любовью и стала любить свой народ настоящей мужской любовью. Мужская любовь без лести и без фальши присуща нашему менталитету, и такая любовь сопровождала на протяжении всей истории нашей литературу. История современной литературы тоже будет примером для будущих поколений. Она должна изучить, оценить и донести эту любовь до потомков."

Примерно эти же мысли, высказанные выдающимся поэтом ещё сорок лет назад, показывают, что духовно-этическая и гуманитарная позиция азербайджанского народа имеет глубокие корни. Несмотря на то что "Открытое письмо" конкретно обращено к трём поэтам, как истинный преемник молланасреддиновцев Расул Рза, в поэтическом тексте не забывает с гордостью упомянуть имя Мирзы Джалиля.

Обращение Расула Рзы к творчеству Мирзы Алекпера Сабира говорит об актуальности проблем, поставленных в произведениях. Произведения Расула Рзы, написанные в 1962-1964 годах под эпиграфом "Если бы Сабир был жив", такие как "Элегия взяточников", "Вопросы и ответы",

© Байрамова Н.Ю., 2013 г.

"Будучи незрелым виноградом стал изюмом", а также стихотворение "Боюсь" написаны в ответ поэту одинаковым сатирическим редифом.

В ответ стихотворению "Ах!..", напечатанному в 1908 году в 8 номере журнала "Мола Насреддин" под псевдонимом "Молла Джибиштан", стихотворение "Элегия взяточников" (1964) начинается с первого бейта сатиры Сабира и в конце каждой строфы повторяется стих: "Ах, какое весёлое было время". Если объектом критики Сабира являются реакционные священники, старающиеся держать народ в невежестве и боящиеся его пробуждения, то для Расула Рзы объектом критики являются взяточники и реакционные представители власти, мешающие культурно-духовному и экономическому развитию народа, трансформировавшиеся в двуногих вредителей, разъедающих нацию изнутри. Этим поэт показывает актуальность поэзии Сабира в современном мире.

Расул Рза подражает не только вышеуказаннуому стихотворению Сабира, но и сатире "Кто сможет осудить нашу честь?". К сатире «Вопросы и ответы (Молодой и старый)», напечатанной без подписи в 1908 году 13 января в журнале "Молла Насреддин", Расул Рза пишет одноимённое подражание, лишь добавив в эпиграф следующее: "Разговор женщины-корреспондента с жителем деревни". Как известно, в основе сатиры Сабира лежит острая полемика между сторонниками старого и нового. Как и в предыдущем подражании, сохраняя форму и рифму стихов Сабира, Расул Рза в целом добился сохранения их значения. Конечно же, здесь нужно отметить и то, что по сравнению с Сабиром, цветовая гамма сатиры Расула Рзы более светлая, поднятую Сабиром огромную социальную проблему, он опустил в какой-то степени до бытового уровня, юмористического пласта. Во времена правления коммунистического режима и строгой цензуры возрождение традиций молланасреддиновцев, даже на бытовом уровне, требовало от писателей огромного мужества, и, безусловно, такое мужество проявил выдающийся поэт Расул Рза в своих метафорических стихах Сабиру. Одним из таких стихов является подражание стихотворению великого сатирика "Караул", напечатанному без подписи 21 апреля 1908 года в журнале «Молла Насреддин», подражание под рубрикой "Если бы Сабир был жив" сатира "Будучи незрелым виноградом стал изюмом".

Стихотворение Сабира, написанное в журнале "Антифахрие", даётся от имени реакционных фанатиков, помешавших открытию школы в Ширване. Не поддавшись примеру открытия школ в других городах Азербайджана, группа вредителей, гордящаяся тем, что предотвратила страшное для ислама дело, не выдерживает огонь сатиры Сабира. Великий сатирик добивается разоблачения их собственными же словами и неуместной гордыней.

Сабир своим талантом, тонким намёком на самом деле добился показа того, почему так стараются те, кто выступает против школы. Оказывается всё дело не в религии, исламе, а в собственном кармане!

И в стихах Расула Рзы ведущим мотивом отрицательных героев является их собственный карман, но немного в другой форме. В отличие от отрицательных героев Сабира, думающих о своей выгоде и приносящих вред образованию нации и всеобщему развитию народа, адекватные герои Расула Рзы, заботящиеся о своём кармане графоманы, которые, нанося тяжёлый вред национальной литературе, опять же в целом препятствуют литературно-культурному прогрессу. Расул Рза, следуя по пути Сабира, разоблачает вредителей их же словами.

500 лет тому назад, ещё до написания подражания великий Физули выдвинул поэтический принцип: "Стихотворение без науки похоже на стену без фундамента, а стена без фундамента в итоге бывает ненадёжной". Следовательно, с этой точки зрения автор стихотворения "Будучи неспелым виноградом стал изюмом" выступает также преемником Физули.

Среди стихов сабириады Расула Рзы выделяется по своей идейно-художественной значимости пародия "Боюсь". Являясь подражанием одноимённому стихотворению Сабира, напечатанному без подписи в журнале «Молла Насреддин» за 2 сентября 1907 года, это произведение, как и в оригинале, построено на контрасте глаголов "не боюсь" и "боюсь". Следует отметить, что если в стихотворении Сабира бейты со словами "не боюсь" связаны с природой, стихийными явлениями, то у Расула Рзы с одинаковой поэтической целью даны примеры большей частью из жизни общества.

Расул Рза воспользовался прелюдией сатиры Сабира для изображения проблем общества своего времени. Хотя это и были проблемами 60-х годов прошлого столетия, но можно сказать, что они не потеряли своей актуальности и сегодня.

Литература

1. Мухаммедгусейн Шахрияр. Избранные произведения. Издательство «Шарг-гарб»; Баку, 2005

2. Бакир Набиев, Теймур Керимли. История Азербайджанской литературы // История азербайджанской литературы. В шести томах. Том первый. "Елм"; Баку, 2004

3. Расул Рза. Избранные произведения. В пяти томах. Второй том. Издательство «Ондер»; Баку, 2005

4. Мирза Алекпер Сабир. Хопхопнаме. В двух томах. Первый том. Издательство «Шарг-гарб»; Баку, 2004

5. Годжа Ф.Второе письмо// Расул Рза. Избранные произведения. "Чашиоглы"; Баку, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.