Научная статья на тему 'Миры человека: попытка топологии'

Миры человека: попытка топологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
326
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВА-МИРЫ ЧЕЛОВЕКА / ЭЙДОС / ХОРОЛОГИЧ / ТОПОЛОГИЯ / ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ И СТРУКТУРЫ / SPACES-WORLDS OF HUMAN / EIDOS / HOROLOGY / TOPOLOGY / TOPOLOGICAL OBJECTS AND STRUCTURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тынянова Ольга Николаевна

Основываясь на понимании пространства Платоном, А. Гумбольдтом, К. Риттером и А. Геттнером, с одной стороны, и трактовке категории пространства в топологии, с другой, в кратком обзоре статей нового номера журнала «Пространство и Время» показаны различные виды и уровни пространств – миров человеческого бытия. Обсуждается проблема разнообразия топологических форм и структур, в которых предстают различные пространства – миры человека, делается вывод об антропоцентричности всех этих миров как о необходимом условии конструктивного взаимодействия человека и природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Worlds of Human: an Attempt of Topology

We represent a short review of the articles in new issue of "Space and Time" Journal. Based on the understanding of space by Plato, A. von Humboldt, K. Ritter and A. Hettner, on the one hand, and on the interpretation of category of space in the topology, on the other, we show different types and levels of the spaces-worlds of human being. Thus, we believe that the topology as a kind of knowledge about the continuity namely the properties of space, which remain unchanged under continuous deformations (e.g, connectivity, orientability) gives us access to the essentially new level of understanding of the human's space as platonic unity of Eidos, Topos and Logos. We pay special attention to the problem of diversity of topological forms and structures, in which different human's spaces-worlds are manifested, such as spiral, double helix and the Mobius band, and we come to the conclusion that the anthropocentricity of all these worlds is a necessary condition for constructive human interaction with nature.

Текст научной работы на тему «Миры человека: попытка топологии»

ОТ РЕДАКТОРА

МИРЫ ЧЕЛОВЕКА:

ПОПЫТКА ТОПОЛОГИИ

вязь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Или так: У /■ несомненна, но таинственна»1, - однако речь в нашем случае пойдет

\. > не о «гении места», а о самом месте, точнее, о пространстве. Уже в самой этой оговорке («место, точнее, пространство») звучит явная аллюзия на тему платоновской онтологии2, в которой, наряду с эй-досом (внутренней формой, имманентным способом бытия вещи) и стихией физического, текучим образом сущего, присутствует также и то, в чем возникающее происходит: «Если все это так, приходится признать, во-первых, что есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя ощутимое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть еще один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего ... умозаключения...» (Тимей 85а-с). То, что в русском переводе звучит как пространство - «обитель всему рождающемуся», у Платона именуется термином «хора» - собственно обитель, то есть именно место («то-пос»): античное пространство, как справедливо отмечает Д.В. Никулин, «не является геометрическим протяжением, воплощающим имманентно ему присущие геометрические соотношения, но есть только некое “где” (пои, иЫ), в котором физические события и вещи имеют место и случаются»3.

И в известном смысле содержание очередного номера журнала соответствует такому пониманию, по крайней мере именно таковы статьи, задающие нам, читателям, систему координат - и помещенные в одноименную рубрику («Космополитизм как тенденция социально-политической парадигмы европейского общественного процесса» И.И. Антоновича, «Пространство свободы, безопасности и правосудия Европейского Союза: некоторые вопросы заключения и реализации Соглашений ЕС о реадмиссии» Ю.В. Пауковой, «Единое социальное пространство Европейского Союза - вопрос времени?» Е.Н. Егоровой, «Военная интервенция и Сирия: вперед к откровенной агрессии?» Г.Д. Саймонса). Таковы и статьи, которыми, как реперными точками, «размечены» различные по масштабу пространства обитания человека (и, соответственно, контента нынешнего номера) - от Солнечной системы («Зарождение и эволюция Солнечной системы» академика РАН А.А. Маракушева, в соавт. с Н.Г. Зиновьевой, Н.А. Панеях и С.А. Маракушевым) и полушарий Земли («Глубинная дегазация, озоновый слой и погодные аномалии весны 2013 г. в Северном полушарии: снегопады, метели, бураны, ледяные дожди и наводнения; зимний холод в марте и летнее тепло в апреле» В.Л. Сывороткина) до отдельный городов, районов и стран («Исход на Юг» академика РАН Е.П. Челышева, «Трудовая миграция в Крым (1944-1976)» Э.И. Сеи-товой, «Слишком либеральная, чтобы выжить: к 80-летию падения Веймарской республики» Д.В. Суржика, «Современные процессы образования карбонатов, связанные с углеводородной дегазацией, в бухте Ласпи (Южный берег Крыма)» В.И. Лысенко и Н.В. Шика, «Мертвое море: геология, происхождение, мифы. Часть 1. “Соленосное чудо” планеты» Г.А. Беленицкой, «Почва как фактор здоровья человека» Т.А. Зубковой, Л.О. Карпачевского, Ю.Н Ашинова, «Динамика вызовов скорой помощи Москвы (2006-2011 гг.)» академика РАН и РАМН В.А. Черешнева в соавт. с А.Г. Гамбурцевым и А.В. Сигачёвым).

Так почему же не «хорология»? Тем более, что в качестве универсальной научной концепции, «пространственной науки», или «науки о пространствах», хорология была заявлена еще в середине XIX в.. А. Гумбольдтом и К. Риттером4, предложившими рассматривать географические явления в их взаимосвязи друг с другом и впервые заговорившими о необходимости поиска общих законов существования географической оболочки планеты, куда оба они, пусть и с некоторыми оговорками, включали и человеческое общество. Тем более, что,

1 Вайль П. Гений места. М.: Колибри, 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://www.lib.ru/PROZA/WAJLGENIS/genij.txt

Vail’ P. (2006). Genii mesta. Kolibri, Moskva. URL: http://www.lib.ru/PROZA/WAJLGENIS/genij.txt

2 Платон. Тимей (пер. С.С. Аверинцева) // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994 (Философское наследие. Т. 117).

Platon. (1994). Timei (per. S.S. Averintseva). In: Platon. (1994). Sobr. soch.: V 4 t. T. 3. Mysl', Moskva(Filosofskoe nasledie. T. 117).

3 Никулин Д.В. Пространство // Новая философская энциклопедия. М.: ИФ РАН, 2007-2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа:.http://iph.ras.ru/eHb/2470.html

Nikulin D.V. (2007-2010). Prostranstvo. In: Novaya filosofskaya entsiklopediya. IF RAN, Moskva. URL:.http://iph.ras.ru/elib/2470.html

4 Гумбольдт А. фон. Космос: Опыт физического мироописания / Пер. с нем. Н. Фролова. 2-е изд. В 3 ч. М., 1862-1963.

Gumbol'dt A. fon. (1862—1963). Kosmos: Opyt fizicheskogo miroopisaniya. Per. s nem. N. Frolova. 2-e izd. V 3 ch. Moskva. Гумбольдт А. Картины природы / Пер. с нем. Т.И. Коншиной под ред. С.В. Обручева. М.: Географгиз, 1959 Gumbol'dt A. (1959). Kartiny prirody. Per. s nem. T.I. Konshinoi pod red. S.V. Obrucheva. Geografgiz, Moskva.

Риттер К. О пространственных отношениях на поверхности земного шара и их влиянии на ход исторического развития человечества // Полис. 2005. № 2. С.102-114.

Ritter K. (2005). O prostranstvennykh otnosheniyakh na poverkhnosti zemnogo shara i ikh vliyanii na khod istoricheskogo razvitiya chelovechestva. Polis. N 2. Pp. 102-114.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 2(12)/2013

что в конце 1920-х гг. появилась хорологическая концепция А. Геттнера1, в которой объект-предметной областью выступало земное пространство с заполняющими его и взаимодействующими с ним и между собой элементами - предметами, явлениями и объектами (к числу каковых относилось и человеческое общество) - и ландшафтные, причинно-следственные по своей природе, связи между таковыми...

Почему же все-таки топология, которую все современные словари и справочные издания единодушно относят к области математики и логики? Есть, однако, одно исключение: изданный в 1910 г. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» под редакцией А.Н. Чудинова2 называет топологию «наукой, учением о местностях». В свою очередь в качестве математической дисциплины топология определяется как «учение о модальных отношениях пространственных образов, или о законах связности» (И.Б. Листинг)3, как «раздел, изучающий в самом общем виде явление непрерывности, в частности свойства пространства, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях, например, связность, ориентируемость»4. А это значит, что перед нами уже не просто совокупность образующих ландшафт пространств-«хоросов» (А. Геттнер), но поистине платоновское единство Эйдоса, Топоса и Логоса, и пространство - а, точнее, пространства - человека предстает в том единстве множества его (физических и мыслимых) миров, которое и есть космос.

И вот уже на страницах нового номера журнала появляются не просто Европейский Союз, Россия, лагерь русских эмигрантов в Галлиполи - перед нами одновременно и «пространства - обители», и «пространства -миры», и пространства - эйдосы, - и этой кантовской трансцендентальной априорной формой чувственности равно оказываются различные политико-правовые пространства (названные статьи Ю.В. Пауковой, Е.Н. Егоровой и Д.В. Суржика), пространства культурные («Системные противоречия культурного пространства, перспективы и опасности его трансформаций» М.Я. Сарафа,, названная статья И.И. Антоновича, «История изучения церковнославянского перевода трактата “Учителя Самуила обличение”» Н.А. Зяблицыной, «’’Морские собрания - благородная профессиональная традиция офицеров Российского флота” (из истории Морских собраний Российского флота)» В.П. Масягина) и этносоциальные, («Молодёжная политика исламских организаций в Российской Федерации» С.О. Елишева).

Эти пространства имеют свою топонимику (названная статья Г.А. Беленицкой) и динамику, они разворачиваются перед читателем в виде сложных топологических объектов и структур - спиралей («Новая 3D концепция усиления кумулятивных структур (КС) в катастрофах. Часть III. Применение модели «квазикуперовских» бициклонов для объяснения «загадочных явлений» в тропических циклонах» Ф.И. Высикайло), в том числе и двойных («Пространство и время в археологии. Часть 1. Хронология и периодизация археологической эпохи» С.Н. Грин-ченко и Ю.Л. Щаповой), и даже листа Мёбиуса - ибо чем, как не движением по поверхности Мёбиуса оказывается обретение собственной новой идентичности гражданами Евросоюза, сочетающими идеологию нового космополитизма с практикой «острова (а теперь и крепости) Европы» (названные статьи И.И. Антоновича, Е.Н. Егоровой и Ю.В. Пауковой),. Чем как не движением по той же поверзности становится игра, точнее, манипуляция политическими дискурсами (упомянутая статья Г.Д. Саймонса), и что, как не пример разрезанного листа Мёбиуса являют собой современные отношения физической и математической ментальности (статья А.В. Кочетков и П.В. Федотова «Оценка проявлений исторического менталитета в современной механике и физике»).

Эти пространства-миры предстают то в виде генетического единства научной картины мира, в единстве и противоречиях как исторически сложившихся, так и новых форм и методов ее познания («Этапы становления хронобиологии и хрономедицины в России (исторический очерк)» Л.Г. Хетагуровой, С.И. Рапопорта и Н.К. Ботоевой, названные статьи С.Н. Гринченко и Ю.Л. Щаповой, а также А.В. Кочетков и П.В. Федотова, «Загадочный штормгласс и погода - земная и космическая» Б.М. Владимирского), то в виде индивидуальных пространств-миров - хронотопов, вписанных в единую историческую, политическую и даже естественнонаучную ткань бытия (упомянутая выше статья академика РАН Е.П. Челышева, «Формирование и развитие новоградской идеологии Г.П. Федотова» С.А. Нижникова, «Открытие серебристых облаков: факты и домыслы» П.А. Далина, Н.Н. Перцева, В.А. Ромейко). Больше того, эти пространства-миры - «хоросы» и «топосы», - даже творимые в условиях вполне конкретной географической, исторической, политико-правовой реальности, могут представать (и являться по сути своей) утопией - в собственном смысле этого слова, т.е. пространством, не имеющим конкретного места, - как идеальная цель, как мыслимое пространство - «обитель» - «остров», будь то Евросоюз или Россия.

Однако у всех этих пространств есть одно главное общее: в их центре - и центром их - оказывается Человек, и топология (а, по сути, онтология и метафизика) пространства бытия человека неразрывно связывает воедино все его миры в подлинно антропоцентричный мир («Постчеловечество vs Человечество» Н.А. Комлевой), ибо только в нем для человека становится возможным не только познание и освоение природы, но и возвышение ее (Вл. Соловьев); ибо только в таком мире человек обретает свою подлинную сущность - сущность Космического субъекта (В. Лефевр).

О.Н. Тынянова, главный редактор

1 См.; Геттнер А. География: ее история, сущность и методы / Под ред. Баранского Н.Н. Л. - М.: Государственное изд-во, 1930.

Gettner А (1930). Geografiya: ee istoriya, sushchnost' i metody. Pod red. Baranskogo N.N. Gosudarstvennoe izd-vo, Leningrad - Moskva.

2 Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Под ред. А.Н. Чудинова. Изд. 3-е, исправ. и доп. СПб.: Издание В.И. Губинского, 1910.

Slovar' inostrannykh slov, voshedshikh v sostav russkogo yazyka. Pod red. A.N. Chudinova. Izd. 3-e, isprav. i dop. Izdanie V.I. Gubinskogo, S.-Peterburg. 1910.

3 Цит. по: Математика XIX века. Геометрия. Теория аналитических функций / Под ред. Колмогоров А.Н., Юшкевич А.П. М.: Наука, 1981. С. 98.

Matematika XIX veka. Geometriya. Teoriya analiticheskikh fonktsii. Pod red. Kolmogorova A.N., Yushkevicha A.P. Nauka, Moskva. 1981.

4 Топология // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Топология

Topologiya. On: Vikipediya. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Topologiya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.