Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РЫНКА ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГОПАРТНЕРСТВА'

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РЫНКА ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГОПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНИЦИАТИВА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОТРАСЛИ / РЫНОК ПРОЕКТОВ ГЧП / БОНДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваева А.А.

Статья посвящена выявлению основных трендов рынка проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) ведущих европейских стран в современных условиях развития мировой хозяйственной системы. В данной работе представлен страновой разрез европейского рынка ГЧП-проектов в стоимостном и количественном выражении. Автор акцентирует внимание на отраслевой принадлежности реализуемых на принципах ГЧП проектов в странах Европейского Союза. Сделан вывод о корреляции между уровнем развития государства и инфраструктурным сектором, наиболее привлекательным для инвестирования на принципах ГЧП. Систематизируется зарубежный опыт партнерского взаимодействия государства и бизнеса, обозначаются наиболее эффективные инструменты ГЧП. Рассматривается возможность их имплементации в отечественную систему хозяйствования. Исключается возможность «слепого» копирования модели, успешно реализованной в одной или нескольких европейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD TRENDS IN THE INFRASTRUCTURE MARKET OF PUBLIC-PRIVATE PART-NERSHIP PROJECTS

The article is devoted to identifying the main trends in the market of public-private partnership (PPP) projects of leading European countries in the modern conditions of the development of the world economic system. This paper presents a country profile of the European PPP project market in terms of value and quantity. The author focuses on the industry affiliation of projects implemented on the principles of PPP in the countries of the European Union. The conclusion is made about the correlation between the level of development of the state and the infrastructure sector, the most attractive for investment on the principles of PPP. The foreign experience of partnership between the state and business is systematized, the most effective PPP tools are identified. The possibility of their implementation in the domestic management system is being considered. The possibility of «blind» copying of a model successfully implemented in one or more European countries is excluded.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РЫНКА ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГОПАРТНЕРСТВА»

References:

1. Tolmacheva I.V. Ensuring the financial stability of the state: theoretical approaches: Scientific monograph / Tolmacheva Irina. National Institute for Economic Research. - Chisinau: National Institute for Economic Research. 2019. - 170 p.

2. Samoilova L.K. Structural elements of the system for ensuring the economic security of the state // Proceedings of the Orenburg State Agrarian University. 2014. No. 1 (45). pp. 211-214.

3. Eshtokin S.V. Economic security of Russia - a fundamental basis for the formation of a sustainable banking system in the country // Economic security. 2021. Volume 4. No. 4. - S. 943-958.

4. Leshchenko Yu.G. Economic security of Russia in the global dynamics of integration // Economic security. 2021. №3. - S. 657-670.

5. Pereverzeva E.S., Pogrebenko Yu.N. Banking security as one of the components of the economic security of the state // Fundamental research. 2015. No. 11. - S. 810-814.

6. Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" No. 86-FZ dated July 10, 2002 (as amended on December 30, 2021).

7. Law of the Republic of Moldova "On the National Bank of Moldova" No. 548 - XIII of 21.07.1995.

8. Federal Law "On Banks and Banking Activities" No. 395-1 dated December 2, 1990 (as amended on July 14, 2022).

9. Banking regulation and supervision. [Electronic resource] - Electron. Dan. - Access mode: https://www.bnm.md/ru/ con-tent/bankovskoe-regulirovanie-i-nadzor (accessed 17.07.2022).

10. Law of the Republic of Moldova "On the activities of banks" No. 202 dated 06.10.2017.

11. Ermolenko O.M. Theoretical approaches to determining the essence of the banking system and banking supervision // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 31 (2). - S. 285-288.

EDN: CWEUJM

А.А. Караваева - аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС, Ростов-на-Дону, Россия, karavaeva111 @icloud. com,

A.A. Karavaeva - postgraduate of the department of economic theory and entrepreneur-ship South-Russian institute of management - branch of RANEPA, Rostov-on-Don, Russia.

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РЫНКА ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА WORLD TRENDS IN THE INFRASTRUCTURE MARKET OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS

Аннотация. Статья посвящена выявлению основных трендов рынка проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) ведущих европейских стран в современных условиях развития мировой хозяйственной системы. В данной работе представлен страновой разрез европейского рынка ГЧП-проектов в стоимостном и количественном выражении. Автор акцентирует внимание на отраслевой принадлежности реализуемых на принципах ГЧП проектов в странах Европейского Союза. Сделан вывод о корреляции между уровнем развития государства и инфраструктурным сектором, наиболее привлекательным для инвестирования на принципах ГЧП. Систематизируется зарубежный опыт партнерского взаимодействия государства и бизнеса, обозначаются наиболее эффективные инструменты ГЧП. Рассматривается возможность их импле-ментации в отечественную систему хозяйствования. Исключается возможность «слепого» копирования модели, успешно реализованной в одной или нескольких европейских странах.

Abstract. The article is devoted to identifying the main trends in the market of public-private partnership (PPP) projects of leading European countries in the modern conditions of the development of the world economic system. This paper presents a country profile of the European PPP project market in terms of value and quantity. The author focuses on the industry affiliation of projects implemented on the principles of PPP in the countries of the European Union. The conclusion is made about the correlation between the level of development of the state and the infrastructure sector, the most attractive for investment on the principles of PPP. The foreign experience of partnership between the state and business is systematized, the most effective PPP tools are identified. The possibility of their implementation in the domestic management system is being considered. The possibility of «blind» copying of a model successfully implemented in one or more European countries is excluded.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, частная финансовая инициатива, инфраструктурные отрасли, рынок проектов ГЧП, бонды.

Keywords: public-private partnership, private financial initiative, industry sectors, PPP project market, bonds.

Новая эпоха неопределенностей в мировой экономике и политике - разрушение архитектуры мировой торговли, дестабилизация мирового энергетического рынка, восьмой пакет антироссийских ограничений, конфликт на Украине, социально-экономические последствия пандемии коронавируса -актуализируют необходимость диверсификации национальной экономики в условиях изменения мирохозяйственных связей. Одним из антикризисных инструментов, позволяющих экономике противостоять сложившимся негативным трендам, а также обеспечить и укрепить свой суверенитет, является государственно-частное партнерство. В современной России потенциал ГЧП недооценен и имеет недостаточное и ограниченное применение. Однако мировая теория и практика свидетельствуют о том,

что сотрудничество государства и бизнеса в рамках ГЧП в странах Европы уже давно перестало быть «модной тенденцией», а представляет собой, в отличие от традиционных форм взаимодействия сторон, реально действенный механизм стимулирования притока инвестиций; ускоренного развития инфраструктуры; современного, высококачественного обслуживания населения и стабилизации экономики в целом.

В качестве своего рода государств-локомотивов в области развития института государственно-частного партнерства за рубежом можно указать Великобританию, США, Францию, Германию. На рисунке 1 представлен страновой разрез европейского рынка ГЧП-проектов в стоимостном и количественном выражении в 2021 году.

Франция традиционно является лидером по количеству проектов ГЧП, которые достигли финансового закрытия в прошлом году, - 17 проектов (в 2020 году - 17 шт.). В стоимостном выражении на долю рынка проектов государственно-частного партнерства в Италии приходится 2,2 млрд евро (в 2020 году - 473 млн евро).

Рисунок 1 - Рынок проектов ГЧП в странах ЕС в 2021 году [1]

Анализ конъюнктуры рынка проектов государственно-частного партнерства в западноевропейских странах позволяет проследить тренд сокращения общего количества реализованных проектов, а также снижения их совокупной стоимости (рисунок 2). В 2021 году суммарная стоимость реализованных ГЧП-проектов сократилась на 13 % и составила 8,0 млрд евро (в 2020 году - 9,2 млрд евро). При этом общее количество реализованных проектов снизилось до 40 (в 2020 году - 43 шт.).

Рисунок 2 - Динамика европейского ГЧП-рынка с 2012 по 2021 годы [1]

Опыт партнерских отношений власти и бизнеса в экономически развитых странах активно масштабируется на новые, традиционно государственные, отрасли, что в свою очередь подтверждает ошибочность искусственного ограничения приоритетных для ГЧП сфер хозяйствования. Например, британская практика показывает, что даже в инфраструктурные отрасли, прерогатива в которых всегда оставалась за государством (правоохранительная и пенитенциарная системы, оборонный комплекс), активно привлекаются опыт, знания и ресурсы частного бизнеса. Кроме того, в последние годы в США можно наблюдать использование механизмов ГЧП в космической сфере. Отраслевой разрез европейского рынка проектов ГЧП в 2021 году представлен на рисунке 3.

Окружающая среда

Телекоммуникации

Образование

Транспорт Культура ^^^Здравоохра-

нение

Рисунок 3 - Отраслевой разрез рынка проектов ГЧП в 2021 году в странах ЕС

Данные диаграммы иллюстрируют, что в западноевропейских странах в количественном отношении преобладают проекты в сфере транспортной инфраструктуры (16 проектов). Стоит отметить, что отрасль также лидирует по общей стоимости проектов ГЧП - 6 млрд евро.

В каждом государстве ГЧП находится на разной ступени развития, имеет свои отличительные черты: наиболее приемлемые формы, отраслевую «привязанность», правовую и институциональную среду. Охарактеризуем особенности партнерских отношений власти и бизнеса в ряде экономически развитых стран.Прежде всего, следует рассмотреть опыт развития механизмов ГЧП в Великобритании, «пилота» в отрасли, где история сотрудничества государства и бизнеса имеет давнюю историю, длиной в 25 лет. В Соединенном Королевстве отсутствуют специализированные законодательные акты о ГЧП. Это, с одной стороны, предусматривает свободу выбора договорной формы для каждого проекта, с другой - необходимости качественной проработки типовых форм соглашений. Уникальность англосаксонской модели ГЧП состоит в применении частной финансовой инициативы (ЧФИ) [2]. Партнер не просто «построил и ушел», а обязательно эксплуатирует объект. ЧФИ позволяет населению получить качественную конечную услугу, а государству - отложить расходы текущего периода. Безусловно, позитивный опыт Великобритании в сфере ГЧП подтверждает эффективность использования такого формата сотрудничества сторон.

Также ГЧП зарекомендовало себя в качестве драйвера развития инфраструктурных отраслей во Франции. В отличие от рассмотренной выше модели, во Франции разработана и качественно структурирована нормативно-правовая база в сфере ГЧП. С целью оказания консультационной помощи органам власти на всех этапах реализации проектов действует Центр поддержки ГЧП, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета. По данным Международного банка, открытие бизнеса во Франции составляет 0,7% дохода на душу населения [3]. Данные условия способствуют формированию конкурентной среды и облегчают выход на рынок инфраструктурных инвестиций новых компаний.

Практика партнерских отношений власти и бизнеса в части инфраструктурного развития довольно позитивно зарекомендовала себя в Австралии. В государстве разработан Инфраструктурный план, где проекты структурированы по приоритетности реализации, адресности проблемы и социально-экономической значимости. Для привлечения частного капитала в проекты ГЧП предусмотрена возможность выпуска ценных бумаг - бондов, на которые распространяются государственные гарантии. Характерным атрибутом ГЧП является публичность на всех этапах прохождения проекта. Такой подход позволяет на стадии подготовки проектов избежать ряд нарушений: завышение стоимости проекта, предоставление необоснованных преференций отдельным компаниям и другие [4].

В завершении рассмотрения заявленной темы, актуализируются правомерные вопросы, следует ли в отечественной практике учитывать зарубежный опыт, расширять представления о ГЧП. На наш взгляд, в России следует наращивать темпы сотрудничества публичных образований и бизнеса. При этом невозможно прямое копирование той или иной модели, успешно реализованной в одной или нескольких развитых странных. Например, возможен выпуск государством ценных бумаг, как гарантия доходности средств инвестора (такая практика успешно себя зарекомендовала в Австралии). Также будет интересен опыт британской инициативы частного финансирования, которая позволяет государству развивать инфраструктуру, экономить бюджетные средства, а также увеличивать номенклатуру предоставляемых населению услуг.

Источники:

1. Market Update-2021. Review of the European PPP Market in 2021 // European Investment Bank. 2022. [Электронный ресурс] . - Режим доступа: https://www.eib.org/en/publications/epec-market-update-2021.

2. Фадюшин И.С. Международный опыт развития ГЧП / И.С. Фадюшин // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 4 (82). URL: https://research-journal.org/archive/4-82-2019-april/mezhdunarodnyj-opyt-razvitiya-gchp (дата обращения: 12.10.2022).

3. Мерзлов И.Ю. Государственно-частное партнерство в Евросоюзе: опыт и будущие тренды: монография / И. Ю. Мерзлов; Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2021. 336 с.

4. Бедняков А.С. Государственно-частное партнерство как модель развития публичной инфраструктуры // Вестник МГИМО-Университета. 2022. С. 143 - 176.

References:

1. Market Update-2021. Review of the European PPP Market in 2021 // European Investment Bank. 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.eib.org/en/publications/epec-market-update-2021.

2. Fadyushin I.S. International experience of PPP development / I.S. Fadyushin // International Research Journal. 2019. № 4 (82). URL: https://research-joumal.org/archive/4-82-2019-april/mezhdunarodnyj-opyt-razvitiya-gchp (date of application: 12.10.2022).

3. Merzlov I.Y. Public-private partnership in the European Union: experience and future trends: monograph / I. Y. Merzlov; Perm State National Research University. Perm, 2021. 336 p.

4. Bednyakov A.S. Public-private partnership as a model of public infrastructure development // Bulletin of MGIMO University. 2022. PP. 143-176.

EDN: DMFMFK

B.C. Колесник - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, kolesnik_vs64@mail.ru,

V.S. Kolesnik - associate professor of the department of finance, candidate of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Е.В. Иванова - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, elizaveta.ivanova19m@yandex.ru,

E.V. Ivanova - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE RESOURCE POTENTIAL OF THE REGIONAL

AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования и развития ресурсного потенциала регионального агропромышленного комплекса. Выделены главные факторы, которые способны оказать существенное воздействие на АПК Краснодарского края, такие как государственная аграрная политика, привлекательность труда и миграция сельского населения, природно-климатические условия региона, развитие техники и создание новых технологий в аграрном секторе экономики. Ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий оказывает сильнейшее влияние на экономическую, политическую и социальную сферы данного региона. Кроме того, рассмотрено значение ключевых структурных элементов, создание, развитие потенциала аграрного комплекса региона, которые будут рассматриваться, как умение отрасли экономики применять комплекс действующих ресурсов. Аргументированы главные направления увеличения результативности применения ресурсного потенциала. Особое внимание уделено государственной поддержке сельскохозяйственных предприятий, так как она является весьма важным фактором в современных условиях для усовершенствования аграрного сектора экономики.

Abstract. The article considers ways of formation and development of resource potential of regional agro-industrial complex. The main factors that can have a significant impact on the agro-industrial complex of the Krasnodar Krai, such as the state agrarian policy, the attractiveness of labor and migration of the rural population, the natural and climatic conditions of the region, have been allocated, development of technology and creation of new technologies in the agrarian sector of economy. The resource potential of agricultural enterprises has a profound impact on the economic, political and social spheres of the region. In addition, the article considers the importance of key structural elements, creation, development of potential of the agricultural complex of the region, which will be considered as the ability of the branch of economy to use a set of existing resources. The article justifies main directions of increase of efficiency of application of resource potential. Special attention is paid to the state support of agricultural enterprises, as it is very important factor in modern conditions for improvement of the agricultural sector of economy. Ключевые слова: ресурсный потенциал, аграрный сектор экономики, ресурсы, эффективность. Keywords: resource potential, agricultural sector of the economy, resources, efficiency.

Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей национальной экономики. Производство сельскохозяйственной продукции обеспечивается за счет использования значительных ресурсов, что обусловлено спецификой отрасли. Ресурсы аграрных предприятий определяют возмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.