Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ СУДЫ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ'

МИРОВЫЕ СУДЫ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
412
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / МИРОВОЙ СУДЬЯ / СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК / ПРИМИРЕНИЕ / ЦЕНЗ / ПОДСУДНОСТЬ / JUDICIAL SYSTEM / CONCILIATION JUDGE / COURT JURISDICTION / RECONCILIATION / QUALIFICATION / JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сушкова Юлия Николаевна, Шигурова Елена Ивановна, Шигуров Александр Викторович

В статье проанализирован исторический путь развития мировой юстиции, автором выявлены уникальные особенности организации и деятельности института мировых судей в дореволюционной России, проанализированы достоинства и недостатки института мировых судей, представлены предложения по периодизации законодательства, регулирующего организацию и деятельность мировых судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCILIATION COURT: FROM HISTORY TO MODERNITY

The article analyzes the historical paths of the development of world jurisdiction, the authors of which reveal unique features of the organization and activities of justices of the peace in pre-revolutionary Russia, which present proposals on the periodic actions of the legislation governing the organization and activities of magistrates.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ СУДЫ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ»

МИРОВЫЕ СУДЫ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Сушкова Ю. Н., Шигурова Е. И., Шигуров А. В.

14. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

14.1. МИРОВЫЕ СУДЫ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

©Сушкова Юлия Николаевна, доктор исторических наук, доцент, декан юридического факультета

Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

уи1епкат @таИ.ги

©Шигурова Елена Ивановна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета

Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

shigurova_elena@mail.ru

©Шигуров Александр Викторович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики

Место работы: Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»

arshigurov@mail.ru

Аннотация: в статье проанализирован исторический путь развития мировой юстиции, автором выявлены уникальные особенности организации и деятельности института мировых судей в дореволюционной России, проанализированы достоинства и недостатки института мировых судей, представлены предложения по периодизации законодательства, регулирующего организацию и деятельность мировых судов.

Ключевые слова: судебная система, мировой судья, судебный участок, примирение, ценз, подсудность.

Мировые судьи - это активно обсуждаемый и дискуссионный институт в российской судебной системе. В научной литературе неоднократно обращалось внимание на организационные и процессуальные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности мировые судьи и участники судопроизводства у мирового судьи. Для разрешения современных проблем мировой юстиции представляется необходимым обратиться к историческому пути его становления и развития, так как этот институт был воспринят в современном законодательстве с учетом его положительного опыта в истории организации и деятельности судебной власти.

Мировые судьи как самостоятельный институт российского права был введен в ходе судебной реформы 1864 г. Принятые тогда судебные уставы (Учреждение судебных установлений, Уставы уголовного, гражданского судопроизводства и другие) [1] внесли принципиальные изменения в судебную систему и судопроизводство Российской империи. Одним из элементов проводимой реформы стало образование системы мировых судов, призванных рассматривать малозначительные уголовные и гражданские дела, замыкавшихся на уровне уезда и организационно отделенных от системы общих судебных установлений (окружных судов, охватывавших территорию ряда уездов, и судебных палат, которые распространяли свою юрисдикцию на несколько губерний). Функции высшей судебной инстанции по отношению к мировым судам и общим судебным установлениям выполнял Сенат.

Наряду с должностью участкового мирового судьи, получающего от правительства денежное содержание, ст. 16 Учреждения судебных установлений предусмотрела

возможность введения неограниченного количества почетных мировых судей, осуществлявших свою деятельность безвозмездно и наделенных теми же полномочиями, что и участковые мировые судьи. Таким образом, законодатель пытался снизить финансовые затраты земских органов на содержание большого числа участковых судей и привлечь к исполнению судебных обязанностей людей, заслуживающих «полного уважения и доверия», но не готовых в связи со своими домашними или служебными отношениями принять на себя постоянные обязанности участкового мирового судьи.

По мнению разработчиков Судебных уставов, главной задачей мирового судьи было обеспечить примирение спорящих сторон, что требовало доверия местных жителей, которое можно было заслужить не столько юридическим образованием, сколько знанием народных понятий, обычаев, нравов, условий местной жизни, здравым умом, честностью и безукоризненной жизнью; для мирового судьи было важнее иметь больше практических сведений и житейской мудрости, чем юридических познаний и судейской опытности. Установление имущественного ценза к мировым судьям, недопустимого в современной России в связи с требованиями принципа равенства граждан перед законом и судом, но широко использовавшегося в Российской империи, было обосновано необходимостью создать гарантии его независимости. Тем более, что участковые мировые судьи получали меньшее денежное содержание, чем коронные судьи, а почетные мировые судьи вообще не получали денежного содержания. Кроме того, учитывалось, что нуждающемуся мировому судье будет трудно устоять против разного рода воздействия или искуше-

ний, исходящих от людей, с которыми он вступает в отношения по своей должности. При этом по расчетам разработчиков Уставов вышеуказанному имущественному цензу соответствовали не менее 35 тыс. дворян-помещиков в стране.

Хотя законодательство не закрепляло запрет женщинам занимать должности мировых судей, фактически они не могли соответствовать предъявляемым к судьям требованиям: лица женского пола не могли получить необходимый стаж работы, поскольку до начала XX в. был запрещен прием женщин на государственную службу; высшее образование им было практически недоступно; женщинам закон запрещал участвовать уездных земских собраниях, они могли лишь направить туда своих родственников в качестве представителей [2].

Безусловно, уникальной особенностью института мировых судей в условиях абсолютной монархии являлась их выборность. В соответствии со ст. 23-40 Учреждения судебных установлений мировые судьи избирались уездными земскими собраниями на 3 года.

Размер ежегодного денежного содержания мирового судьи выплачивался из земского сбора и составлял в столицах 2,2 тыс. руб., в иных местах - 1,5 тыс. руб. По просьбе уездного земского собрания последняя сумма могла быть увеличена в связи дороговизной или иными местными причинами. Для сравнения отметим, что на денежное содержание члена судебной палаты выделялось 3,5 тыс. руб., члена окружного суда -2,2 тыс. руб., судебного следователя - 1,5 тыс. руб.

Огромные размеры Российской империи и сложности в организации судебной реформы привели к тому, что реальное функционирование института мировых судей началось значительно позже даты в 20 ноября 1864 г., когда были утверждены Судебные уставы. Так, например, в Пензенской губернии первые выборы мировых судей прошли 28 ноября 1868 г. в Нижне-Ломовском уезде. В декабре 1868 г. были избраны мировые судьи в Пензенском и Саранском уезде Пензенской губернии; в январе 1868 г. - в остальных уездах. Количество мировых судей различалось: по 4 участковых судьи - в Пензенском, Инсарском, Городищенском уездах, в остальных по 3 участковых судьи. Количество почетных мировых судей варьировалось от 19 в Пензенском уезде до 1 - в Наровчатском уезде [3]. На большей части территории России (в Сибири, Средней Азии и Казахстане, Закавказье) функции мировых съездов выполняли окружные суды [4].

Наряду с достоинствами нового института мировых судей у него существовали и недостатки, на которые обращали внимание современники.

Во-первых, мировые судьи (суды первой инстанции) и съезды мировых судей (суды второй инстанции) были учреждены в качестве местных судов. Кассационное обжалование решений съездов мировых судей осуществлял кассационный департамент по уголовным делам Правительствующего Сената. Недостатком подобной модели проверки законности решений мировых судей, как отмечал И.Я. Фойницкий, стало «крайнее накопление» в Сенате данных дел и «неизбежная ... медлительность производства» [5].

Воссоздание института мировых судей произошло 15 июня 1912 г. в соответствии с Законом «О преобразовании местного суда». Новый закон ввел лишь несколько изменений:

1. Предусмотрена возможность избрания мировых

судей второй и последующие разы на 6 лет;

2. Изменена система требований к кандидатам в мировые судьи. Закон предусмотрел образовательный, имущественный, служебный и нравственный ценз.

Образовательный и служебный ценз был различен: для назначаемых мировых судей - высшее юридическое образование; для избираемых земским собранием или городской думой - либо среднее или высшее образование с трехлетним стажем на должностях, где можно приобрести практические сведения о производстве судебных дел, либо 6-летний стаж в должности земского участкового начальника, секретаря мирового съезда, секретаря уездного съезда, предводителя дворянства (т.е. в данном случае не требовалось даже среднее образование).

Имущественный ценз сохранился, но его размер был снижен вдвое в части размера земельного участка. В половинном размере имущественный ценз требовался от лиц с высшим юридическим образованием. В остальной части он оставался без изменения. Критикуя данное положение, А.Ф. Кони писал, что если в период введения Судебных уставов имущественный ценз имел некоторый смысл ввиду того, что тогда помещики были наиболее просвещенными и образованными людьми, что могло обеспечить независимость судьям, то «в XX в. он потерял всякий смысл и может принести один только вред» [6].

Нравственный ценз был изложен в формулировках Учреждения судебных установлений 1864 г. Кроме того, было введен запрет на занятия данной должности евреям, а также лицам, которые в дисциплинарном порядке лишены статуса судей, присяжных поверенных, их помощников, частных поверенных.

3. На территории ряда губерний (Архангельской, Оренбургской, Ставропольской) введена двухэтапная процедура назначениям мировых судей: их кандидатуры выбирались на съезде мировых судей данных губерний, а решение о назначении принималось министром юстиции.

4. В помощь мировому судье для ведения делопроизводства, выдачи справок, направления повесток, составления протокола судебного заседания была учреждена должность секретаря при мировом судье.

5. Съезд мировых судей переименовали в Мировой Съезд, его председателя теперь не избирали все мировые судьи округа, а назначало Министр юстиции на 3 года из мировых судей.

6. Расширена подсудность мировых судей: по гражданским делам - иски до 1000 руб. (ранее - до 500 руб.), по уголовным делам - все преступления, за которые могло быть назначено наказание без лишения прав и денежный штраф до 1 тыс. руб.

Данный закон начал применяться 10 губерниях с 1 января 2014 г., а с 1 января 2015 г. планировалось его введение еще в 10 губерниях. Однако Первая мировая война и революционные преобразования государственно-правовых институтов в России не дали возможности возродить мировых судей на всей территории России. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. мировые судьи, как и другие судебные, прокурорские органы, присяжные поверенные Российской империи были упразднены.

Возрождение института мировых судей произошло в ходе судебной реформы в конце XX вв. Концепция судебной реформы в РСФСР, утвержденная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября

МИРОВЫЕ СУДЫ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Сушкова Ю. Н., Шигурова Е. И., Шигуров А. В.

1991 г. [7], запланировала введение мировых судей, избираемых населением на 5 лет. Предполагалось, что наряду с участковыми мировыми судьями, избираться будет и ряд специализированных мировых судей по следственным, пенитенциарным и другим категориям дел. Предложено обсудить возможность введения почетных мировых судей.

Первым в новейшей истории России нормативно-правовым актом, содержащим нормы о мировых судьях, стал Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, которым было предусмотрено создание мировых судей в качестве судей субъектов РФ, но при этом входящих в систему судов общей юрисдикции и финансируемых из федерального бюджета (ст. 3, 4). В соответствии с требованиями данного закона 17 декабря 1998 г. был принят Федеральный закон № 188-ФЗ, детально регламентировавший правовой статус мирового судьи.

Представляется возможным предложить следующую периодизацию истории развития института мировых судей в России:

1. С 20 ноября 1864 г. до 12 июля 1889 г. институт мировых судей регламентирован Судебными уставами 1864 г. Важнейшими чертами, характеризующими правовой статус мирового судьи в этот период, являлись: избрание мировых судей уездными земскими собраниями, городскими думами на 3 года; кандидаты должны были соответствовать возрастному, образовательному, служебному, имущественному, нравственному цензам без каких-либо сословных ограничений; без каких-либо сословных ограничений; материальное обеспечение осуществлялось за счет земского сбора; мировые судьи были отделены от окружных судов и судебных палат, а высшей инстанцией по отношению к мировым судьям были съезды мировых судей и кассационный департамент по уголовным делам Правительствующего Сената.

2. С 12 июля 1889 г. до 15 июня 1912 г. на большей части территории России (за исключением ряда крупных городов, например, Санкт-Петербурга и Москвы) мировые судьи были заменены на земских участковых начальников;

3. С 15 июня 1912 г. по 24 ноября 1917 г. институт мировых судей был вновь введен Законом от 15 июня 1912 г. «О преобразовании местного суда» с рядом изменений: предусмотрена возможность избрания мирового судьи на 6 лет (второй и последующий раз); изменилась система цензов (например, в два раза снижен имущественный; введен национальный ценз); в ряде губерний мировых судей по предложениям съезда мировых судей избирал Министр юстиции; введена должность секретаря при мировом судье; расширена подсудность мирового судьи и др.;

4. С 24 ноября 1917 г. по 31 декабря 1996 г. институт мировых судей, упраздненный Декретом о суде № 1, в советском и российском законодательстве отсутствует;

5. С 31 декабря 1996 г. Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ вновь введен институт мировых судей; 17 декабря 1998 г. о них принят специальный Федеральный закон № 188-ФЗ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,99%.

Список литературы:

1.Судебные Уставы 20 ноября 1864 года. URL: http://civil.consultant.ru/sudeb_ustav

2. Гарбуз Г. В. Женщины на государственной службе в России в начале XX в // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/zhenschiny-na-gosudarstvennoy-sluzhbe-v-rossii-v-nachale-xx-v.

3. Сушкова Ю. Н. Национально-государственное строительство в Российской империи и СССР// Вестник Московского университета. Серия 11: право. 2019. № 1. С. 125.

4. Иваногло С. В. Предварительные меры по введению в действие мировых судебных установлений 1864 года в Пензенской губернии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-1 (14). С. 99.

5. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб: Издательство «Альфа», 1996. С. 305.

6. Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. (К 50-летию Судебных Уставов). 1864-1914. М., 1914. С. 109.

7. О Концепции судебной реформы в РСФСР : Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Сушковой Ю.Н., Шигуровой Е.И., Шигу-рова А. В. «Мировые суды: от истории к современности» В представленной статье, на основе анализа исторического опыта деятельности мировой юстиции авторами рассматриваются вопросы касающиеся порядка формирования мировых судов, требований, предъявляемых к кандидатам, избираемым на должности мировых судей, особенности учреждения мировых судов в различных регионах Российской империи, определены этапы развития мировой юстиции в Российской империи.

Проведенное исследование этих вопросов имеет важнейшее значение для реформирования мировой юстиции в РФ с точки зрения повышения эффективности ее деятельности и повышения доверия населения к осуществлению мировыми судьями правосудия.

Авторами отмечены достоинства и недостатки мировой юстиции того времени. Отмечено, что особенностью института мировых: судей в условиях абсолютной монархии являлась их выборность, но в то же время были установлены различные требования для назначаемых и для избираемых мировых судей, устанавливался двухэтапный сложный порядок формирования мировых судов и др.

Статья Сушковой Ю.Н., Шигуровой Е.И., Шигурова А.В. «Мировые суды: от истории к современности» обладает актуальностью, имеет научное и практическое значение, что свидетельствует о том, что она соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам и может быть рекомендована к опубликованию в высокорейтинговых научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Рецензент:

канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева»

А.А. Чебурёнков

CONCILIATION COURT: FROM HISTORY TO MODERNITY

©Sushkova Julia N., Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Dean of the Law Faculty Place of employment: N.P. Ogaryov Mordovia State University

yulenkam@mail.ru

©Shigurova Elena I., PhD in law, associate professor of the criminal procedure, justice and prosecutorial supervision department of the faculty of law

Place of employment: N.P. Ogaryov Mordovia State University

shigurova_elena@mail.ru ©Shigurov Alexander V., PhD in law, associate Professor of criminal procedure law and criminalistics

Place of employment: Sredne-Volzhsky Institution (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

arshigurov@mail.ru

Abstract: the article analyzes the historical paths of the development of world jurisdiction, the authors of which reveal unique features of the organization and activities of justices of the peace in pre-revolutionary Russia, which present proposals on the periodic actions of the legislation governing the organization and activities of magistrates.

Keywords: judicial system, conciliation judge, court jurisdiction, reconciliation, qualification, jurisdiction.

Reference list:

1.The judicial Statutes of November 20, 1864. URL: http://civil.consultant.ru/sudeb_ustav

2. Garbuz G. V. Women in public service in Russia at the beginning of the XX century. Izvestiya Vuzov. Volga region. Humanities. 2009. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/zhenschiny-na-gosudarstvennoy-sluzhbe-v-rossii-v-nachale-xx-v Hm.

3. Sushkova Yu. N. National-state construction in the Russian Empire and the USSR / / Bulletin of the Moscow University. Series 11: law. 2019. No. 1. Pp. 125.

4. Ivanoglo S. W. Preliminary measures to introduce in action world judicial regulations 1864 year in Penza County of // Historical, philosophical, political and legal science, Culturology and art. Questions of theory and practice. 2011. No. 8-1 (14). P. 99.

5. Foinitsky I. Y. Course of criminal proceedings. Vol. 1. St. Petersburg: Alfa Publishing House, 1996. Pp. 305.

6. Kony A. F. Fathers and children of judicial reform. (To the 50th anniversary of Judicial Statutes). 1864-1914. M., 1914. Pp. 109.

7. About the concept of judicial reform in RSFSR: resolution of VS RSFSR of 24.10.1991 No. 1801-1 / / Vedomosti SND and VS RSFSR. 1991. No. 44. Art. 1435

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.