Научная статья на тему 'Мировые стандарты в обслуживании топливных карт безналичной оплаты: архитектура ТК'

Мировые стандарты в обслуживании топливных карт безналичной оплаты: архитектура ТК Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые стандарты в обслуживании топливных карт безналичной оплаты: архитектура ТК»

Транспорт на СУГ

т

Мировые стандарты в обслуживании топливных карт безналичной оплаты: архитектура ТК

А.Н. Иванов,

генеральный директор ООО «ФЛИТ КАРДС», Группа компаний «СИТИНЕТ»

World Standard in Fuel Cards Cashless Services: Open Systems Architecture

A.N. Ivanov

В отличие от рассмотренной в прошлой статье «оффлайновой» архитектуры, в которой РоБ-терминал, установленный на АГНКС, АГЗС или АЗС, принимает решение об отпуске топлива по топливной карте (ТК) на основании данных карты и собственных данных РоБ-терминала, в «онлайновой» архитектуре все решения принимаются единым процессинговым центром (ПЦ), который, получив от терминала данные о карте, ПИН-коде, типе и объеме топлива, принимает решение на основании централизованной информации, хранящейся в базе данных ПЦ, в отношении запрошенной операции. При этом в каждый момент времени ПЦ обладает 100%-ной информацией обо всех произведенных операциях в заправочной сети, о состоянии всех карт и состоянии топливных счетов всех контрагентов, ис-

пользующих карты для заправки своих автотранспортных средств.

Алгоритм работы системы ТК в случае «онлайновой» архитектуры достаточно прост (см. рисунок ниже): после ввода топливной карты в РоБ-терминал, затем ввода держателем карты защитного ПИН-кода, указания оператором типа топлива и его количества РоБ-терминал направляет запрос в процессинговый центр оператора ТК, где проверяется, является ли данная карта допустимой к обслуживанию, каков лимит топлива, имеет ли необходимый объем топлива на своем топливном счету контрагент, выдавший карту своему водителю. В случае выполнения всех необходимых условий ПЦ посылает терминалу разрешение на отпуск топлива и уменьшает соответствующие лимиты и топливный счет на авторизованное количество

топлива. Очевидно, что в данном случае нет необходимости рассылать «стоп-лис-ты», пополнения карт и проводить «электронную инкассацию» - все операции отражаются в ПЦ в режиме реального времени. Если произошла блокировка контрагента, работающего в кредит (например, получена информация о банкротстве контрагента), менеджер ТК продавца ставит отметку в ПЦ о том, что данный контрагент заблокирован. Это приведет к тому, что любой будущий запрос на отпуск топлива по ТК данного контрагента будет отклонен.

С другой стороны, покупатели топлива (контрагенты), имея «живой» доступ к данным своих карт, например через Web-ин-терфейс, могут также оперативно управлять картами своих водителей.

К недостатку «онлайновой» архитектуры можно отнести необходимость поддержания качественной связи между PoS-терминалом и процессинговым центром в течение всего времени работы станции (как правило, 24 ч в сутки). Однако стоит отметить, что если 10 лет назад в масштабах России этот недостаток был принципиальным, то в настоящее время существуют доступные решения, которые обеспечивают высокую надежность связи (98% успешных запросов без повтора) и скорость связи (не более 2 с на авторизацию) при весьма доступной цене на ее поддержание - как правило, используются недорогие дублированные GPRS каналы от операторов сотовой связи.

К наиболее важным плюсам «онлайновой» архитектуры можно отнести следующее: продавец топлива может оперативно контролировать остаток топлива покупателей, быстро блокировать карты контрагентов; покупатель же может оперативно управлять лимитами карт, пополнять или блокировать их; в случае сбоя данных PoS-терминала или выхода его из строя (что в «полевых условиях» бывает в результате скачков напряжения и т.п.) - ПЦ в любом случае владеет информацией обо всех операциях, достаточной для обеспечения расчетов без анализа электронных слипов СКУ (АСУ) или инкассированных бумажных квитанций.

К принципиальным для крупных топливных розничных сетей достоинствам «онлайновой» архитектуры ТК также относится тот факт, что с ростом масштаба инфраструктуры ТК - ростом сети, количества карт в обращении, числа контрагентов-покупателей и потребности в максимальной оперативности со стороны корпоративных клиентов - качество обслуживания клиентов по ТК не изменяется.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (12) ноябрь 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.