ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2017. № 2
ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Т. Г. Леонова1,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) П. А. Патрон2,
МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ ДЛЯ ВСЕХ (ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕЖФАКУЛЬТЕТСКОГО УЧЕБНОГО КУРСА)
Статья посвящена анализу методических вопросов и проблем разработки и преподавания межфакультетских учебных курсов в МГУ имени М. В. Ломоносова (МФК МГУ) на основе практического опыта проведения межфакультетского курса «Развитие мировой финансовой системы» преподавателями экономического факультета в 2013 и 2014 гг. В работе представлены методические подходы, которые были использованы при создании курса, и проанализированы основные проблемы, возникающие в процессе составления учебного курса для разнородной по уровню базовой экономической подготовки аудитории. Авторами также предложены методологические решения, позволяющие сделать базовый 24-часовой лекционный курс более интерактивным и полноценным по содержанию.
Ключевые слова: межфакультетский курс (МФК), финансовая система, финансовые рынки, финансовые институты, мировая финансовая система, глобализация, индуктивный и дедуктивный методы обучения, интерактивные методы обучения, лекции-дискуссии.
WORLD FINANCE FOR EVERYONE
(PECULIARITIES OF DEVELOPING
AND TEACHING THE INTER-FACULTY COURSE)
This article focuses on the methodological issues and problems of development and teaching interfaculty courses at MV Lomonosov Moscow State University (IFC MSU) based on the practical experience of teaching interfaculty course «Development of the global financial system» in 2013 and 2014. The paper presents the methodological approaches that have been used in the development of the course,
1 Леонова Татьяна Геннадьевна, к.э.н., доцент; e-mail: [email protected]
2 Патрон Петр Анатольевич, к.э.н., доцент кафедры политической экономики экономического факультета; e-mail: [email protected]
and analyzes the main problems encountered during the process of drawing up a teaching course for the audience with different levels of basic economic knowledge. The authors also develop methodological solutions that enable make a basic 24-hour lecture course more interactive and complete content.
Keywords: inter-faculty course (IFC), financial system, financial markets, financial institutions, global financial system, globalization, inductive and deductive methods of teaching, interactive teaching methods, lectures-discussions.
При разработке МФК «Развитие мировой финансовой системы» авторы курса исходили из тех целей и учебных задач, которые поставлены руководством университета перед данным видом нового для МГУ образовательного инструмента. Университетское образование отличает фундаментальность, системность и универсальность. Поэтому основная цель чтения МФК МГУ заключается в расширении общенаучного кругозора студентов, развитии у них способностей цельного научного мышления и междисциплинарного синтеза. Межфакультетские курсы как новый инструмент обмена интеллектуальными ресурсами внутри университета дают студентам уникальную возможность выйти за рамки узкой научной специализации и освоить учебные дисциплины из смежных, а зачастую и далеких по содержанию областей знания [Приказ]. Соответственно, основные вызовы, стоящие перед преподавателями, разрабатывавшими МФК, заключались в создании общедоступных, интересных и понятных разнородной аудитории семестровых лекционных курсов.
Увлекательность формы изложения и результативность учебного процесса с точки зрения качества полученных знаний были основными целевыми ориентирами при создании и преподавании курса «Развитие мировой финансовой системы» на экономическом факультете МГУ в 2013 и 2014 гг. Работа потребовала активного поиска и использования новых методических подходов, позволяющих создать полноценный учебный курс — а не цикл популярных лекций в музее — для разнородной по уровню базовой экономической подготовки аудитории в условиях ограниченности форм преподавания только 24 лекционными часами. Главными целями в содержательном плане являлись — выравнивание базы общеэкономических знаний студентов по читаемому предмету, знакомство с основными финансовыми категориями и понятиями, углубление познаний по сложным и все еще недостаточно академически изученным вопросам развития мировых финансов и привитие базовых навыков системного научного анализа современных финансово-экономических процессов.
Соответственно, авторы курса должны были решить четыре группы задач, связанных, во-первых, с формированием структуры и содержания курса, во-вторых, с определением методических приемов изложе-
ния содержания и формой аудиторной презентации курса, в-третьих, с организацией обратной связи и самостоятельной работы студентов с рекомендованной литературой, а также, в-четвертых, с форматом заключительного контроля полученных знаний. Основные подходы и методические приемы, использованные при решении данных задач, представлены в данной статье.
Структура и содержание курса
Основная задача курса состоит в создании у студентов целостной картины мировой финансовой системы, т.е. в данном курсе была сделана попытка не просто познакомить обучающегося с занимательными фактами и историями из мира финансов, а дать полноценную комплексную характеристику всех его аспектов.
Начиная с 1990-х гг. мировая финансовая система значительно изменилась, произошла подлинная финансовая революция, основными движущими силами которой стали глобализация, финансовые инновации и дерегулирование со стороны государства. Финансовый ландшафт значительно преобразился во всем мире. Из-за глобализации финансовых рынков заемщики в любой стране пытаются преодолеть ограниченную емкость внутреннего финансового рынка, а инвесторы стремятся диверсифицировать свои риски и вкладывать деньги в финансовые активы, выпущенные на иностранных рынках.
Дисциплина, известная нам как «финансовые рынки», за это время привлекла огромное количество талантливых исследователей, и она вызывает все больший интерес и со стороны студентов. После мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. многие ученые и государственные деятели заговорили об усилении государственного регулирования глобальной финансовой системы. И данную необходимость подтвердили последовавший европейский кризис государственной задолженности 2010 г., кипрский банковский кризис, падение китайского фондового рынка в августе 2015 г.
Вместо того чтобы преподносить слушателям узкоспециализированные знания о финансовых рынках и основах инвестирования, курс направлен на представление целостной картины финансового мира, который развивался параллельно с международной торговлей и разделением труда, а также с усложнением большинства производственных процессов. Важное значение придается связи фундаментальных теоретических понятий и их практического применения. Обилие примеров из отечественной и зарубежной практики позволяет проиллюстрировать, что в основе многих, казалось бы, кардинально непохожих явлений в различных странах лежат, по существу, базовые экономические законы, которые претерпевают некоторые изменения, но все же оста-
ются незыблемыми на протяжении многих десятилетий. Это позволяет преодолеть изначальный скепсис у многих студентов естественно-научной направленности, которые приходят на курс с предубеждением, что экономика не является наукой в строгом смысле слова, так как у нее нет постоянных законов и взаимозависимостей.
Цель нашего курса состоит в том, чтобы не просто проанализировать широкое разнообразие финансовых инструментов, доступных в настоящее время для инвестирования, привлечения фондирования и хеджирования различных видов рисков, но и показать их предназначение. Мы помогаем нашим студентам увидеть, каким образом каждый из инструментов соотносится с потребностями заемщиков, кредиторов и инвесторов — тех, кто управляет активами и пассивами в мире постоянно изменяющихся цен, учетных ставок и ужесточающегося государственного регулирования. Значительная часть нашего курса посвящена анализу деятельности ключевых мировых финансовых институтов: как наднациональных (например, Международный валютный фонд и Всемирный банк), так и крупнейших коммерческих и инвестиционных банков.
Когда мы создавали этот курс, мы осознавали, что если бы мы рассказывали о методах бизнес-статистики или экономической истории, то наш объект исследования был бы статичен. Но нельзя не признать, что рассказывать о мировой финансовой системе в начале XXI в. все равно что пытаться поразить постоянно движущуюся мишень (или скорее поразить движущуюся мишень из несущегося поезда). Почти каждую неделю происходят изменения, заслуживающие и даже требующие включения в данный курс, поэтому он представляется нам постоянно эволюционирующим организмом, и работа над ним продолжается и в процессе его преподавания.
Помимо определенного объема знаний о финансовой системе в целом и ее сегментах, о взаимосвязях между реальным и финансовым секторами экономики, студенты в процессе усвоения курса получают ряд ключевых навыков, которые позволят им:
1) объяснить механизм функционирования финансовых рынков;
2) оценить влияние отдельных финансовых инструментов на экономику в целом;
3) выбрать подходящий инструмент для каждого из типов участников финансовых рынков, который соответствует их горизонту инвестирования, соотношению риска и прибыльности и пр.
Ключевыми компетенциями, которыми будет обладать студент после успешного освоения данного курса, являются:
1) способность критически оценивать различные этапы развития финансового рынка и экономический эффект от применения различных финансовых инструментов;
2) способность взвешенно выбирать свой принцип поведения на финансовом рынке;
3) способность прогнозировать последствия тех или иных макроэкономических событий на кратко- и среднесрочную перспективу.
Свой анализ эволюции мировой финансовой системы мы строим на трех основных вопросах:
1) кто является ее участниками (субъектами);
2) что является ее основными структурными элементами: рынки, финансовые учреждения (институты);
3) каковы правила и способы их взаимодействия.
Курс построен как система из пяти блоков. Первый посвящен роли денег в современном обществе, их сущности и эволюции их природы. Основной акцент делается на том, что на современном этапе развития деньги не имеют никакого золотого или любого другого обеспечения, и их ценность обеспечивается лишь доверием всех членов общества. Далее мы рассматриваем базовую двухуровневую банковскую систему, включающую коммерческие банки и центральный банк. Вводится понятие частичного банковского резервирования, денежной массы и денежной базы, раскрывается их взаимосвязь через денежный мультипликатор, для того чтобы у студентов сложилось полное понимание роли коммерческих банков в процессе создания денежной массы. Это позволяет разрушить еще одну иллюзию, распространенную среди наших слушателей и сводящуюся к тому, что только центральные банки полностью регулируют создание денежной массы в современной экономике.
Не менее важной содержательной проблемой является раскрытие характера системных рисков в банковской системе и соответствующих угроз для финансовой системы в целом. Конечно же, наше описание проблематики было бы неполным без краткого ситуационного анализа современных банковских кризисов как за рубежом, так и в российской экономике, самыми показательными из которых являются кризис 1998 г., мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. и текущий кризис 2014-2016 гг.
После ознакомления студентов с характеристиками основных элементов финансовой системы мы переходим ко второму блоку нашего курса, который посвящен знакомству студентов с понятием «финансовый рынок», его классификацией и выполняемыми функциями. Финансовый рынок представляет собой структуру, в рамках которой происходит купля-продажа финансовых активов. Хотя существование финансового рынка не является обязательным условием для осуществления сделок с финансовыми инструментами, в большинстве экономик мира этот процесс протекает именно так. Финансовые рынки выполняют важные экономические функции. Так, они помогают инве-
сторам получить ликвидные средства и способствуют оборачиваемости капитала, ведь в противном случае они были бы вынуждены, к примеру, держать облигации до момента истечения их срока жизни (т.е. до погашения). Снижение транзакционных издержек также составляет одну из ключевых особенностей и важную функцию финансовых рынков, на которой неоднократно фиксируется внимание слушателей.
На лекциях рассматриваются три основных финансовых рынка: рынок долговых обязательств (облигаций и денег), рынок акций и валютный рынок. В лекциях приводятся примеры влияния валютной политики на динамику валютного курса, подчеркивается взаимосвязь различных типов финансовых рынков и реального сектора экономики, делается акцент на некорректности рассмотрения современных финансовых рынков как исключительно спекулятивной среды, что постоянно муссируется в различных средствах массовой информации и является, по сути, уже устоявшимся на обывательском уровне восприятием.
В третьем блоке курса речь идет о мировых финансах и международных взаимозависимостях: каким образом развивалась финансовая глобализация и с какими событиями связаны основные этапы становления мировой финансовой системы. Студенты детально знакомятся с мировыми финансовыми институтами, которые были созданы в послевоенный период, — Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком, Банком международных расчетов — и их местом в современной финансовой системе и в мировом экономическом развитии в целом. В настоящее время благодаря взрывному росту объемов (глубины) финансовых рынков МВФ и Всемирный банк стали «финансовыми карликами» и не могут единолично разрешать все возникающие финансовые кризисы. Они превратились в большей степени в аналитические центры мировых финансов и площадки для переговоров, на базе которых страны могут сотрудничать по разработке программ финансовой и технической помощи беднейшим странам и программ поддержки мирового развития в целом.
В четвертом блоке курса студенты знакомятся с основными элементами финансовой инфраструктуры: биржами, платежными системами, кредитными бюро. На лекциях подробно разбираются различные законодательные инструменты регулирования финансовой деятельности в ведущих экономических державах мира. В данном блоке курса также анализируется роль небанковских финансовых институтов: страховых компаний, пенсионных, взаимных, паевых, венчурных и хедж-фондов, и разбираются используемые ими продукты и инструменты, а также создаваемые этими производными финансовыми инструментами проблемы регулирования финансовой системы и риски для развития национальных и мировой экономик.
Пятый блок курса посвящен проблемам, актуальным для финансового рынка в текущий момент. Дерегулирование рынков и их участников в ключевых финансовых центрах мира, с одной стороны, и значительные технологические инновации в сфере мониторинга рыночной динамики, выполнения торговых заявок и анализа финансовых возможностей, а также увеличение роли институциональных инвесторов, с другой стороны, привели к всесторонней интеграции финансовых рынков в мире. Достижения в области телекоммуникационных систем связывают участников рынка по всему миру, в результате чего заявки на покупку и продажу финансовых активов могут быть выполнены в течение нескольких секунд, независимо от времени суток в той или иной точке земного шара. Многие инвесторы в настоящее время могут постоянно отслеживать глобальные рынки и одновременно оценивать, как эта информация влияет на соотношение риск—доходность их инвестиционных портфелей.
Финансовые рынки перешли от преобладания отдельных розничных инвесторов к доминированию финансовых институтов. Этот процесс происходит как в США, так и в других промышленно развитых странах. В отличие от розничных инвесторов, институциональные инвесторы более охотно и быстро перемещают финансовые средства через национальные границы, чтобы повысить диверсификацию портфеля ценных бумаг и/или использовать недооцененность определенных видов финансовых активов в зарубежных странах. Потенциальные выгоды диверсификации портфеля ценных бумаг, связанные с глобальными инвестициями, были подтверждены многочисленными исследованиями.
На одной из лекций пятого блока курса студенты знакомятся с национальной финансовой системой США как с наиболее крупным и емким финансовым рынком в мире, включая подробный анализ тех противоречий, которые порождает фактически однополярный финансовый мир и наличие де-факто единственной доминирующей мировой резервной валюты. Большое внимание в данном блоке курса уделяется необходимости реформирования мировой финансовой системы, а также анализу возможных подходов и предложений глобальных организаций и экспертного сообщества по этой проблеме.
Завершается курс представлением и подробным анализом финансовой системы России — ее места и роли в мировой финансовой системе, основных проблем и перспектив ее развития.
Важным вопросом при создании курса является его учебно-методическое обеспечение необходимыми учебниками и дополнительной литературой, с которой студенты могут ознакомиться в процессе освоения межфакультетского курса и при желании более глубоко изучить какой-либо вопрос. Очевидно, что в отличие от стандартных учебных курсов по той или иной специальности, для межфакультетских курсов
практически невозможно выбрать какой-от один базовый учебник, прежде всего из-за разного уровня исходных знаний студентов по изучаемому предмету. Кроме того, стоит отметить, что у нас практически отсутствуют учебники, представляющие финансовые рынки как систему, которая связана и с глобализацией и развитием мировой торговли, и со статусом основных резервных валют и емкостями рынков отдельных стран. Большинство учебников либо фокусируются на теоретических аспектах, либо, наоборот, являются узкоспециализированными и ограничиваются подробным техническим описанием основных видов финансовых инструментов и методами их применения, никак не упоминая такой важнейший сегмент, как финансовая инфраструктура, и игнорируя ключевые направления движения финансовых потоков. Важной особенностью учебно-методического обеспечения преподавания данной дисциплины не только в рамках межфакультетских курсов, но и как основной дисциплины специализации студентов также является временной фактор. Мировая финансовая система является постоянно развивающимся и изменяющимся социально-экономическим организмом, а так как любой учебник готовится к изданию несколько лет, то большое количество фактологического материала может устареть к моменту его издания. Из числа фундаментальных системных учебников по финансовым рынкам можно выделить классический труд профессоров Фабоцци, Модильяни и Джоунза, четвертое издание которого вышло в 2010 г. [Fabozzi, 2010]. Однако перевода этого учебника на русский язык пока не существует, и его довольно сложно найти в университетских библиотеках. Менее сложной и менее математически сложной альтернативной ему может послужить книга профессора Роберта Шиллера «Финансы и хорошее общество», вышедшая в переводе на русский язык в 2014 г. [Шиллер, 2014]. Однако все эти материалы в обязательном порядке должны дополняться статьями из периодических экономических изданий наподобие The Economist, «Эксперта», материалами информационных агентств Bloomberg, Thomson Reuters и аналитическими отчетами МВФ, Всемирного банка и центральных банков ведущих стран, которые находятся в открытом доступе и позволяют в деталях ознакомиться с теми практическими ситуациями, которые разбираются на каждой из лекций курса. Поэтому авторы курса предпочли давать список литературы отдельно к каждой изучаемой теме, включая литературу на английском языке.
Методические приемы изложения содержания
и формы аудиторной презентации курса
Межфакультетский учебный курс должен быть не только академически глубоким и богатым по содержанию, но также интересным и по-
нятным для изучения студентами, для которых экономика и финансы не являются основными дисциплинами их специализации. Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью соответствия методов обучения поставленным академическим задачам. Форма преподавания должна быть увлекательной и интерактивной, способствовать максимальной концентрации внимания студентов в процессе чтения лекции, поддержанию интереса к излагаемому материалу, ощущению удовлетворения от знакомства с новыми понятиями и проблемами и, что очень важно, осознанию понимания существа изучаемых вопросов. Авторы активно использовали различные методические приемы в обучении, визуальные и раздаточные материалы, интерактивные и инновационные методики чтения лекций и групповой работы со студентами.
Визуальные материалы — особенности презентации материалов лекций на слайдах. Одним из важнейших методических приемов современной лекционной работы является сопровождение лекции визуальными материалами, обычно в виде слайдов, на которых в наиболее сжатом виде формулируются основные определения, постулаты, дается графическое представление логики исследования и демонстрируются цифровые и содержательные примеры из практики, которые помогают студентам увязать теоретические тезисы и выкладки с реальными процессами и ситуациями, происходящими в изучаемой области знания. Объем презентации на одну лекцию в два академических часа, как правило, не должен содержать больше двадцати слайдов. Слайды не должны быть перегружены текстовой информацией, сложной для восприятия с экрана. Наиболее эффективным способом представления материала на слайдах является поэтапное раскрытие строк и фраз в соответствии с логикой изложения проблемы. Например, при представлении определения и сущности финансов в начале слайда выводится вопрос к аудитории — что такое финансы. Лектор активно общается со студентами, призывая их дать свое определение этому понятию, демонстрируя таким образом его (понятия) сложность и многоплановость. Затем, обобщая краткую аудиторную дискуссию, лектор последовательно открывает различные определения финансов, углубляя и расширяя это понятие от одного определения к другому. В результате с помощью интерактивного взаимодействия и визуализированной индукции у студентов формируется систематизированная понятийная база о сущности предмета исследования и его комплексном характере.
Графические иллюстрации и схемы построения логической структуры сложных систем и категорий также являются эффективным способом визуального воздействия, которое помогает студентам понять и усвоить структурные взаимозависимости изучаемых категорий и процессов. В нашем случае примером может служить схематическое пред-
ставление понятия «финансовая система». В данном курсе эта схема является ключевой и дается студентам на первой лекции в рамках процесса изучения основных понятий, категорий и взаимозависимостей (рис. 1).
- страховые компании
- инвестиционные, пенсионные, взаимные и паевые фонды
- венчурные фонды
Институты: - банки (ЦБ, КБ, ТНБ)
финансовая система
Рынки:
- долговых обязательств (денег и облигаций)
- акций
- производных фин. инструментов
Инфраструктура:
- кредитные бюро, агентства
- платежные системы
- биржи
- законодательная база
- организации
- государство
- население
Участники:
Рис. 1. Структура финансовой системы
На ее основе строится вся логика дальнейшего дедуктивного изучения в рамках лекционного курса отдельных элементов системы, с последующим переходом к рассмотрению особенностей национальных финансовых систем и мировой финансовой системы как особой качественно новой системы экономических отношений, обслуживающей мировую экономику в целом.
Эффективным способом поддержания интереса и внимания студентов в течение лекции является представление на слайдах интересных и иногда провокационных цитат, вокруг которых может быть развернута краткая дискуссия с аудиторией, а также представлены важные концептуальные и содержательные умозаключения. Так, лекция о финансовых рынках начинается с цитаты из статьи аналитика газеты Financial Times Роджера Альтмана, в которой он характеризует финансовые рынки как всемогущие и сравнивает их деятельность с глобальным правительством, заключая, что финансовые рынки стали самой могущественной силой на земле, способной вызывать финансовые и экономические кризисы, свергать неугодные политические режимы и влиять на развитие стран, деятельность международных институтов и организаций. После представления данного тезиса лектор предлагает студентам выразить свое отношение к этому утверждению и привести примеры из современной жизни, подтверждающие или опровергаю-
щие его. Короткая дискуссия с аудиторией завершается представлением на следующих слайдах цифровых и графических иллюстраций, характеризующих разрастание финансового сектора и роста абсолютной и относительной доли прибылей финансовых корпораций в конце ХХ и начале XXI в. Затем лектор делает обобщение и выводит определение финансового рынка, основанное на предшествовавшем эмпирическом анализе, проведенном совместно со студентами.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что методически грамотно разработанные визуальные материалы в виде слайдов являются одним из ключевых инструментов в чтении межфакультетских курсов, которые дают широкие возможности лектору визуализировать логику изложения, инициировать интерактивность с аудиторией, обобщить и представить в виде кратких определений сложные и многоплановые категории и понятия курса.
Индуктивный и дедуктивный методы
Сочетание индуктивного и дедуктивного методов в изложении и представлении материала курса является центральным принципом его построения, так как дает возможность раскрывать логику движения содержания учебного материала от частного к общему и от общего к частному — в зависимости от специфических задач и методики раскрытия материала темы. Так, как было показано выше, для целей представления развернутого определения предмета изучаемого курса — мировой финансовой системы — авторы использовали индуктивный метод. Применение индукции в обучении позволяет сделать обобщающий вывод очевидным, убедительным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным. Сложная и многоплановая категория, представляющая собой систему экономических отношений по обслуживанию различных видов взаимосвязей между участниками и институтами системы в рамках мирового хозяйства, представлена студентам в процессе совместного интерактивного логического индуктивного исследования и последовательного определения таких категорий и понятий, как финансы, система, финансовая система и мировое хозяйство. Результатом такого индуктивного анализа является логическое выведение всестороннего и полного определения предмета изучения данного курса — мировой финансовой системы как совокупности экономических отношений ее участников в рамках финансовых институтов и рынков как посредников движения денег и кредита в мировой экономике и при помощи инфраструктуры системы, договоров и правил поведения, определяющих формы и способы ее функционирования. Это комплексное определение, в свою очередь, задает дальнейшую логику курса, который строится на дедуктивном методе изучения
и анализа отдельных элементов финансовой системы — участников, рынков, институтов и инфраструктуры с последующим выведением совокупности данных элементов на уровень мирового хозяйства и анализа особенностей функционирования финансовой системы на глобальном (мировом) уровне.
Формат лекций — интерактивные лекции, проблемные лекции, лекции-дискуссии, лекции с разбором конкретных ситуаций. Одной из основных методических особенностей чтения межфакультетского курса является его ограниченность только лишь лекционными занятиями. В связи с этим перед преподавателями возникает необходимость постоянного сочетания увлекательности формы изложения для поддержания интереса студентов в течение всего обучения и глубины академического содержания для обеспечения результативности процесса. Студенты должны постоянно ощущать свою вовлеченность в обучающий процесс, иметь возможность контактировать с преподавателем, задавать вопросы, участвовать в анализе представленного материала непосредственно в аудитории. Поэтому, вне зависимости от количества студентов, посещающих курс, интерактивные лекции являются безальтернативным форматом чтения МФК. Опыт преподавания авторами курса «Развитие мировой финансовой системы» в 2013 и 2014 гг. показал, что чтение интерактивных лекций с постоянным вовлечением студентов возможно даже в аудитории, превышающей 100—150 человек.
Интерактивность и дискуссионный формат лекций определяются теми вопросами и темами, которые разбираются в течение курса. Многие студенты смотрят текущие выпуски новостей и читают различные информационные сайты, поэтому к моменту начала курса уже обладают определенной точкой зрения на те или иные макроэкономические вопросы. Одной из наиболее дискуссионных тем всегда становится роль доллара как мировой резервной валюты и перспективы его дальнейшего использования. Конечно же, когда лектор задает этот вопрос, многие студенты начинают высказывать свои соображения о том, что доллар ничем не обеспечен, его роль в современной мировой финансовой системе преувеличена и не отвечает уже текущей экономической ситуации. Несомненно, во многих подобных высказываниях существует рациональное зерно, которое лектор совместно со студентами пытается выделить. Тем не менее в настоящее время не существует ни одной валюты мира, которая была бы обеспечена полностью каким-либо из видов монетарных активов (золотом, серебром или каким-либо другим металлом), США все еще остаются крупнейшей экономикой мира [World Bank Database, 2016], восемь из 20 крупнейших компаний мира также находятся в США [Forbes Top 500, 2016], следовательно, реальной альтернативы доллару на ближайшие 5—10 лет пока не существует. Обычно эта дискуссия предваряется цитатой из Уинстона Черчилля,
смысл которой студенты полностью осознают в процессе обсуждения: «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» [Churchill, 2008, 574].
Характерным примером лекции с разбором конкретной ситуации может послужить лекция о финансовых кризисах. Самым лучшим примером для анализа является пример, с которым каждый из слушателей соприкасался лично, а не узнавал из газет, журналов, книг или иных СМИ. Таким примером для студентов является валютный кризис декабря 2014 г. Подробный разбор его причин очень полезен для формирования финансовой грамотности и экономического кругозора обучающихся, так, он демонстрирует, что данный кризис представлял собой проявление многих процессов, которые шли в экономике Российской Федерации годами. Это было одновременно и результатом шока, затронувшего все страны с развивающимися рынками из-за изменения политики ФРС, и следствием падения цены на сырьевые товары, и, конечно же, реакцией рынка на внешнеполитические шоки в национальной экономике [Дубинин и др., 2015, 99—121].
Организация обратной связи с преподавателем
и самостоятельной работы студентов
Большое значение для студентов играет возможность получить в электронной форме презентации, которые были показаны во время лекций, а также постоянная обратная связь с преподавателями вне аудитории. К сожалению, системы единого виртуального форума для МФК в 2013 и 2014 гг. не существовало. Поэтому студенты создавали один общий электронный почтовый ящик для всего курса, в который преподаватель отправлял презентации лекций, электронные учебные и методические пособия. Также этот электронный ящик служил формой обратной связи между преподавателем и студентами во внеаудиторное время. Как показал опыт преподавания МФК, достаточно большое количество студентов часто предпочитают задавать вопросы и консультироваться с преподавателем лично или в двусторонней индивидуальной переписке. Соответственно, преподаватели не ограничивали электронное общение только лишь перепиской через общий электронный ящик, но и активно работали со студентами в рамках индивидуального письменного общения. Совершенно очевидно, что настоящий формат проведения МФК недостаточно (а точнее, вообще не) учитывает существующий интерес слушателей к индивидуальным консультациям с преподавателями вне отведенных лекционных часов. Возможным дополнительным инструментом могли бы стать контактные часы (два или три на весь курс), которые позволили бы укрепить и развить интерес студентов к изучаемому предмету.
Заключительный контроль полученных знаний
Заключительный контроль полученных знаний является важнейшим инструментом, который дает возможность преподавателям проверить степень их усвоения и оценить результативность прочитанного курса. Однако исключительно лекционный формат чтения МФК, а также исходная неопределенность с перспективным количеством студентов на курсе предполагают определенную гибкость в выборе формы финального контроля. Опыт преподавания нашего курса в 2013 и 2014 гг. при большом количестве студентов, превышающем 150 человек в каждом случае, предопределил формат финального контроля в виде письменного теста с 15—20 вопросами множественного выбора. Помимо стандартных вопросов множественного выбора в итоговое проверочное задание могут входить и открытые вопросы. Однако стоит отметить, что открытые вопросы должны быть сформулированы не как ситуационная проблема или мини-кейс, которые предполагают довольно подробный ответ, а как строго фактологические, предполагающие ответ на заданный вопрос в объеме не более одного предложения. В связи с разной базовой математической подготовкой студентов было решено не включать в проверочное задание счетные математические задачи. Результаты написания теста в сочетании с данными о посещаемости лекций определяют, будет ли курс студенту зачтен или нет. Совершенно очевидно, что при такой форме контроля достаточно трудно понять глубину усвоенного студентами материала, однако, как показывает опыт, наиболее активные на лекциях и систематически посещавшие студенты успешно справляются с тестами и положительно оценивают полученные знания. При небольшом количестве студентов устная форма контроля, несомненно, была бы более информативной и результативной.
Выводы и рекомендации
Проведенный анализ практического опыта создания и преподавания МФК «Развитие мировой финансовой системы» в течение двух учебных семестров позволяет сделать ряд выводов и сформулировать несколько рекомендаций, которые могли бы быть полезны как коллегам-преподавателям, занятым в преподавании МФК, так и организаторам этого процесса в административном аппарате МГУ им. М. В. Ломоносова.
Во-первых, очевидно, что межфакультетские курсы представляют собой совершенно новый инструмент учебного процесса, основной особенностью которого является его включение в обязательный план обучения бакалавров, специалистов и магистров первого года с соответственно предусмотренным заключительным контролем получен-
ных знаний и выставлением зачета, с одной стороны, и исходно разнородным по уровню базовой подготовки составом слушателей МФК, что ограничивает возможности преподавателя в контексте академической и содержательной углубленности курса, — с другой. Этот факт накладывает на преподавателей дополнительную методологическую нагрузку, связанную с необходимостью создания глубокого по содержанию и легкого по восприятию курса, результатом которого явилось бы получение новых знаний студентами непрофильных специальностей, который (результат) мог бы быть эффективно проверен в рамках формата финального контроля знаний. Дополнительной проблемой является тот факт, что часть студентов исходно при выборе МФК бывает заинтересована не только и не столько в получении новых знаний за рамками области их специализации, сколько в легкости получения зачета, о чем свидетельствуют многочисленные «посты» в социальных сетях. Соответственно, с методической точки зрения МФК как новый инструмент в организации обучения должен развиваться и совершенствоваться на основе более тесного и интенсивного обмена опытом и практическими рекомендациями между преподавателями МГУ, задействованными в чтении МФК. Данный вопрос может быть вынесен на разного рода общеуниверситетские форумы (Педагогические чтения и пр.), а также найти свое место в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета.
Во-вторых, ограниченность МФК только лишь лекционными часами существенно снижает эффективность контактной работы преподавателя со студентами, к которой большинство из них стремится и явно ощущает потребность в более индивидуальном подходе. В этой связи было бы полезно предусмотреть в формате МФК небольшое количество контактных часов (3—4) в зависимости от объема курса, чтобы заинтересованные студенты могли проконсультироваться с преподавателями и задать интересующие их вопросы. Второй важной составляющей, которая ограничивает эффективность проведения МФК, является отсутствие удобного и организованного формата обратной связи со студентами. Простым и эффективным способом решения этого вопроса могло бы стать создание общего виртуального портала МФК университета с выделенными местами для читаемых в определенном семестре курсов для размещения презентаций и осуществления переписки преподавателя со студентами.
В заключение хотелось бы отметить, что накопленный авторами опыт преподавания межфакультетских курсов с 2013—2014 учебного года по настоящее время позволяет сделать вывод о том, что данный новый формат учебного процесса, позволяющий студентам расширить границы своих знаний, доказал свое право на существование и положительно воспринимается студентами. Преподавателям в этой связи
еще предстоит большая работа по совершенствованию методологии создания, чтения и оценки знаний студентов, посещающих МФК, для того чтобы они заняли достойное равное место в палитре университетского образования, а не являлись уменьшенной калькой со стандартных курсов или вариантом публичных лекториев.
Список литературы
1. Дубинин С. К., Миклашевская Н. А., Карловская С. Б., Патрон П. А. Смена ориентиров в политике Банка России: переход к свободному курсообра-зованию // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2015. — № 4. — С. 99-121.
2. Приказ ректора Московского университета академика В. А. Садовничего «Об организации межфакультетских учебных курсов в Московском университете» от 13.02.2013 № 43. URL: http://edu.msu.ru/legal/university/pdf/ msu_20130213_43.pdf
3. Шиллер Р. Финансы и хорошее общество. — М.: Ин. Гайдара, 2014.
4. Churchill W., Langworth R. Churchill by Himself: The Definitive Collection of Quotations Hardcover, October 27, 2008.
5. Fabozzi F. J., Modigliani F., Jones F.J. Foundations of Financial Markets and Institutions. — Prentice Hall, 2010.
6. World Development Indicators database, World Bank, 22 July 2016. URL: http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet
1. Dubinin S. K., Miklashevskaja N. A., Karlovskaja S. B., Patron P. A. Smena orientirov v politike Banka Rossii: perehod k svobodnomu kursoobrazova-niju // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Serija 6. Jekonomika. — 2015. — № 4. — S. 99-121.
2. Prikaz rektora Moskovskogo universiteta akademika V. A. Sadovnichego «Ob organizacii mezhfakul'tetskih uchebnyh kursov v Moskovskom universitete» ot 13.02.2013 № 43. URL: http://edu.msu.ru/legal/university/ pdf/msu_20130213_43.pdf
3. ShillerR. Finansy i horoshee obshhestvo. — М.: In. Gajdara, 2014.