Научная статья на тему 'Мировоззрение в теориях и концепциях современного познания'

Мировоззрение в теориях и концепциях современного познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ / PHILOSOPHY OF LIFE / ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ / IRRATIONAL / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLDVIEW / РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / RATIONAL THINKING / БЫТИЕ / BEING / ПРИРОДА / NATURE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЦЕННОСТНЫЕ ИНВАРИАНТЫ / VALUES INVARIANTS / СОВРЕМЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / CONTEMPORARY REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакаева Ж.Ю., Гуревичева Ю.А.

В статье рассматриваются проблемы мировоззрения в современных концепциях, теориях и доктринах через основные отношения это отношения к природе, к бытию, и к здоровью. Отношение к бытию выходит за рамки экзистенционального понимания существования в социуме, отношение к природе рассматривается в системе ценностных установок и тенденций, отношение к личностным инвариантам в культуре социума находит отношение в понятии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD VIEW IN THE THEORIES AND CONCEPTS OF MODERN KNOWLEDGE

The article deals with the problem of ideology in modern concepts, theories and doctrines through the basic relationship a relationship to nature, to being, and health. Attitude to being is beyond of the scope of understanding the existential existence in society, the attitude to nature is seen in the system of values and trends, attitudes toward personal invariants in the culture of society are relevant to a healthy concept.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение в теориях и концепциях современного познания»

4. Андреева П.А. Структурно - функциональные основы «женского мира» // Вестник ТГУ. Вып. 4 (72). - 2009. С. 229.

5. Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т.2. - М.: Наука, 1996. С. 237.

6. Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т.2. - М.: Наука, 1996. С. 231.

7. Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии. - М.: МГУКИ, 2002. С. 24.

References

1. Gusserl E. Filosofiya kak strogaya nauka. - Novocherkassk: Agenstvo SAGUNA, 1994. S. 87.

2. Vasilyuk F.E. Zhiznennyiy mir i krizis: tipologicheskiy analiz kriticheskih situatsiy // Zhurnal prakticheskoy psihologii i psihoanaliza. 2001, dekabr. № 4. S. 11.

3. Sokolova E.A. Obraz uspeshnoy zhenschinyi v informatsionnom prostranstve sovremennoy Rossii // Mezhdunarodnyiy zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. № 4. 2012. S.115

4. Andreeva P.A. Strukturno - funktsionalnyie osnovyi «zhenskogo mira» // Vestnik TGU. Vyip. 4 (72). - 2009. S. 229.

5. Zimmel G. Izbrannoe. V 2 t. T.2. - M.: Nauka, 1996. S. 237.

6. Zimmel G. Izbrannoe. V 2 t. T.2. - M.: Nauka, 1996. S. 231.

7. Kiseleva T.G. Zhenskiy obraz v sotsiokulturnoy refleksii. - M.: MGUKI, 2002. S. 24.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.111 Бакаева Ж.Ю.1, Гуревичева Ю.А.2

1 Доктор философских наук, профессор факультета довузовской подготовки и среднего

профессионального образования, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

2ассистент кафедры правовых дисциплин, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ТЕОРИЯХ И КОНЦЕПЦИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы мировоззрения в современных концепциях, теориях и доктринах через основные отношения - это отношения к природе, к бытию, и к здоровью. Отношение к бытию выходит за рамки экзистенционального понимания существования в социуме, отношение к природе рассматривается в системе ценностных установок и тенденций, отношение к личностным инвариантам в культуре социума находит отношение в понятии здоровья.

Ключевые слова: философия жизни, иррациональное, мировоззрение, рациональное мышление, бытие, природа, здоровье, ценностные инварианты, современная действительность.

Bakaeva Zh.Yu.1, Gurevicheva Yu.A.2

1Professor, Department of Pre-University Training National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev

2Assistant of the Department of legal disciplines, Mordovia State pedagogical Institute M.E. Evseveva WORLD VIEW IN THE THEORIES AND CONCEPTS OF MODERN KNOWLEDGE

Abstract

The article deals with the problem of ideology in modern concepts, theories and doctrines through the basic relationship -a relationship to nature, to being, and health. Attitude to being is beyond of the scope of understanding the existential existence in society, the attitude to nature is seen in the system of values and trends, attitudes toward personal invariants in the culture of society are relevant to a healthy concept.

Keywords: philosophy of life, irrational, worldview, rational thinking, being, nature, health, values invariants, contemporary reality.

Разъяснение современной действительности с точки зрения современного познания и максимальных причин как условий такого представления, а также разъяснения тайного значения явлений, законов естества определяется философским мировоззрением. Соответственно данному представлению, с целью разъяснения явлений естества применяются причинные, т.е. этиологические законы. В работах М. Хайдеггера проблема существования человека преобразуется в экзистенциальные основы людского бытия. М. В. Ораниенбаум вложил в базу разъяснения явлений естества общефилософское понимание о субстанции, складывающейся из мелких элементов.

Концепции и теории, рассматривающие мировоззрение в современном познании, связаны с определенными научными категориями философии. Одна из них заключается в установлении философского статуса понятия здоровья в системе человеческого бытия. Значительный недостаток в общефилософском информативном понимании здоровья невозможно пояснить взаимной неготовностью философских подходов к взаимопроникновению, плодотворному сосуществованию и взаимодействии в рамках данного представления здоровья. В случае изучения данного противоречия философское мировоззрение имело возможность увеличить степень собственных представлений о здоровье. Само изучение состояния здоровья приобретало бесценную методологическую помощь огромного развилистого абстрактного аппарата философии, аккумулирующего в собственных суждениях и законодательстве, навыках многочисленных поколений мудрецов в наиболее разных сферах творчества и жизнедеятельности. В частности состояние здоровья могло быть поддержкой философского мировоззрения приобрести единые ориентиры в пути к его достижению. Однако понятие заболевания в современном научном познании представляется как индивидуально ощутимое, а состояние здоровья весьма индивидуально, поэтому философские характеристики здоровья находятся в зависимости от большого количества иных условий. [2, С.24 -26]

Таким образом, первая мировоззренческая концепция современного познания обозначена в отношениях человека к правильному пониманию здоровья и его существованию в реальности.

На мировоззрение существенно влияют теории, формирующие рациональное отношение к природе. Такой взгляд в философском мировоззрении заслуживает особого внимания в области социальной жизнедеятельности субъекта. В методологии субъекта заслуживает особого внимания отображение природы в современных критериях и оценках межличностного общения. Сущность понятия природы в философских теориях осмысливается как особое основание научного познания о природе.

С учетом современной действительности хотелось бы выделить ценностную суть рационального природопользования, которая заключается в бережливом, попечительном отношении к использованию природных ресурсов. Рациональная нравственность далека от благоговейного поклонения перед естеством. Особенность современного познания представлена воспитательной работой высоконравственной культуры индивида.

Таким образом, чтобы принять наиболее верное решение по проблеме рационального отношения к бытию и природе необходимо ввести основы философии безопасности. Понятие безопасности как непростое обоснование действительности находится в зависимости от уровня единства и стабильного формирования уровня защищенности, то, что как оказалось в непосредственный связи с рациональными условиями развития действительности. Один из критериев условий в изучении природы и здоровья в контексте философии безопасности явился общенаучный уровень философии мировоззрения. Представление защищенности, о здоровье, бытие и природы в таком случае располагается в прямой связи с индивидуальными условиями по поводу безопасности данных представлений, и формирования их рационального функционирования. [2, С.34-36]

Во-первых, разрешение трудностей защищенности объектов ориентировано, в первую очередь на предотвращение какого-либо влияния внешних условий, и ликвидации опасностей, в устранении вероятных тенденций по поводу изучения объектов и т.п. Во-вторых, главный акцент проставлен на формировании обстоятельств, оказывающих большое влияние на стабилизацию внутренней защищенности объекта. Третий момент определяется увеличением и повышением внутренней возможности противодействовать деструктивным составляющим в изучении объекта, и потребности в трансформации наружной стороны объекта. Наукой многократно подтверждалось то, что осуществление условий, либо перемен в изучении объектов, в первую очередь в целом, находится в зависимости с внутренними составляющими объекта.

Таким образом представления о данных понятиях дают возможность изменить понимание реальности, в контексте философии безопасности, т.е. противодействовать угрозам, применяя внутренние методы в изучении концепций. Рациональный подход к реальности обусловлен осознанием возможности увеличить пределы эмоционального знания, таким образом, что логические взаимосвязи недосягаемы эмоциональному постижению. Они постигаются только лишь мышлением.

Направления современного мировоззрения в структуре современного познания обусловлено философией жизни, которая трансформировалось в начальное исходное мнение о «жизни» как некоторой постигаемой целостной действительности реальности. [1, С.34-36]

В современном мировоззрении понятие «жизни» неоднозначно определяется по-разному и толкуется во всевозможных различных характерных для данного течения представлениях. Для сегодняшнего варианта философии жизни свойственна характеристика не только в познании ценностных категорий, но и замена личного начала коллективным.. В случае если в других вариантах жизненное начало рассматривается как неизменный принцип бытия, то внимание здесь приковано к личным индивидуальным формам реализации жизни, её неподражаемым неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом философия жизни оказывается не в состоянии преодолеть духовные явления в обществе и приводит к попыткам создать и разработать данные представления.

Оригинальный вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некоторой космической силы, «жизненного порыва» (Бергсон). Сущность данного направления определяется — в нескончаемом непрерывном проигрывании и воспроизведения себя в творчестве новых форм; субстанции жизни — незапятнанная чистая «длительность», изменчивость, постигаемая инстинктивно-интуитивно.

Мировоззренческий взгляд на понятие жизни — это разновидность иррационалистического интуитивизма: динамики жизни, персональной, индивидуальной природы предмета невыразима в общих понятиях и постигается в акте непосредственной интуиции, которая сближается с художественными образами. Собственно философия жизни приводит к тому, что концепция философии жизни определена творчеством. Философия жизни подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философии жизни и научных подходов к миру: так как в первом случае -это созерцательная позиция, породнившая её с искусством. Наиболее адекватной формой познания и духовных ценностей считается анализ художественных знаков-символов. В данном отношении философия жизни попробовала опереться на учение Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех деталях актуальный структуры общества.

Шпенглер стремится к «развёртыванию» великой культуры древности и нового времени из «символа прадуши» каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, по подобию растения из семени; и к аналогичному методу прибегает и З. Бергсон рассматривает всякую философскую теорию как выражение ведущей глубинной интуиции её разработчика, невыразимой по собственному существу, неповторимой и персонально-индивидуальной, как личность её автора. Двойственный характер творчества определяется как что-то косное и застывшее и становится в конце концов во враждебном отношении к создателю-творцу и творческому началу. В дальнейшем такое представление растворяется в направлениях идеалистической философии 20 в., в некоторых её основных принципах заимствования сменяющимися особенностями научного познания.

Итак, в современных концепциях, теориях и доктринах мировоззрение рассматривается через основные отношения - это отношения к природе, к бытию, и к здоровью. Эти отношения формируют целостную картину данных отношений в рамках новой философии жизни. Отношение к бытию выходит за рамки экзистенционального

понимания существования в социуме, отношение к природе рассматривается в системе ценностных установок и рационалистических тенденций, отношение к личностным инвариантам в культуре социума находит отношение в понятии здоровья.

Литература

1. Бакаева, Ж.Ю. Информационная доминанта как интегральный образ объект-субъектных отношений / Ж.Ю. Бакаева - Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - №3. - с. 33-38.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл (ЭКСМО). - 2005. - 1136 с.

References

1. Bakaeva, J.Yu. Informacionnaya dominanta kak integralnii obraz obekt-subektnih otnoshenii / J.Yu. Bakaeva - Izvestiya visshih uchebnih zavedenii. Povoljskii region. Gumanitarnie nauki. - 2008. - №3. - s. 33-38.

2. Vigotskii, L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka / L.S. Vigotskii. - M.: Smisl (EKSMO). - 2005. - 1136 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.068 Корнышева И.Р.

ORCID: 0000-0003-3763-5213, кандидат философских наук, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИКОНЫ

Аннотация

В предложенной публикации анализируется эстетическая сущность иконы, ее философско-богословское понимание. Эстетический акт художественного восприятия иконы анализируется с позиций современного видения, в частности, авангардистского понимания. Посредством иконы соединяются чувственная и идеологическая стороны религиозного сознания. Церковное искусство, православная икона, фреска, музыка являют собой философию и богословие, проявленные в особой форме, эстетически реализуемые. Эстетический аспект изучения иконы представляется наиболее продуктивным, ибо он позволяет с наибольшей полнотой выявить сущностные, ценностные и общечеловеческие феномены и характеристики культуры. Этот аспект предполагает не только и не столько аналитическое препарирование культуры (хотя и не отказывается от него полностью), сколько органическое вживание в культуру, переживание ее в качестве своего собственного бытия-сознания при определенном и вполне осознанном дистанцировании от нее.

Ключевые слова: феномен иконы, художественный символизм, эстетический акт художественного восприятия, художественное и религиозное сознание.

Kornysheva I.R.

ORCID: 0000-0003-3763-5213, PhD in Philosophy, State University of Humanities and Technology PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL CONCEPT OF AN ICON

Abstract

The proposed report analyzes an aesthetic essence of an icon and its philosophical and theological understanding. An aesthetic act of an artistic perception of an icon is analyzed from the viewpoint of a modern vision, and, in particular, avantgarde positions. The icon mediates sense and ideological sides of religious consciousness. The aesthetic aspect of studying icon seems to be most productive since it allows most complete revealing of ontological, axiological and panhuman phenomena and characteristics of culture. This aspect implies not only and not so much analytical "dissection " of culture (though not rejecting it completely), but rather a smooth adaptation to the culture and experiencing it as one's own ontological consciousness though remaining quite definitely and deliberately distant from it.

Keywords: phenomenon of icon, artistic symbolism, aesthetic act of artistic perception, artistic and religious consciousness.

Christian culture in its Byzantine and Orthodox version achieved its perfection and prosperity in medieval Byzantium and Ancient Rus' in the period from the XIV to the XVI century. It was just when its specific character formed and most powerfully revealed, a high level of human spiritual perfection was attained, and some outstanding spiritual and artistic treasures were developed, especially those in the field of a sacral and mystical experience and ascetic practices, as well as in the principal kinds of worship-related arts like architecture, painting, iconography, hymnography, various genres of literature and church music. In Russia, the process of decline and gradual destruction of Christian culture began in the period from the XVII to the XVIII century, so that by the XX century actually only the religion itself and some marginal branches (or rather individuals) in art and philosophy retained their authentic carriers.

What does Russian Orthodoxy represent? It is impossible to imagine it without veneration and specific understanding of the icon as an image carrying deep philosophy and intimate feelings of a human appealing to the image. In this article we discuss philosophical and theological understanding of the icon, and its aesthetic importance, as well as the artistic language through which an icon with its artistic means connects sensual and ideological sides of a believer's religious consciousness manifested in the act of worship.

Icon is a phenomenon of Christian culture, its contemplation being capable to activate a wide range of emotions like empathy, remorse, compassion, affection or admiration in the mind of a viewer, and, respectively, his/her desire of patterning oneself on the characters depicted. Study of this phenomenon is quite popular both in Russian and foreign culture, art, philosophy and history; thus, our task here is to discover some special aspects of the present-day analysis of icons from a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.