Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНИЕ - СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНИ'

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОСОЗЕРЦАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ЖИЗНЬ / ПАРАДИГМА / РЕЛИГИЯ / НАУКА / МИФ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тайгунова Т.В.

Автор данной статьи ведет речь о взаимосвязи понимания жизни и господствующей формы мировоззрения в различные исторические эпохи. Автор анализирует специфику различных форм мировоззрения и выводит для каждой из эпох характерное для нее понимание жизни. Актуальность данной работы в том, что в числе прочих рассматривается специфика информационного мировоззрения, характерного для современного человечества, во взаимосвязи с мировоззрением предыдущих эпох. Это рассмотрение может помочь в исследовании современного информационного общества и понимании как жизни, так и самого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A WORLDVIEW IS A WAY OF COMPREHENDING LIFE

The author of this article talks about the relationship between the understanding of life and the dominant form of worldview in different historical epochs. The author analyzes the specifics of different forms of world outlook and deduces a characteristic for each of the epochs in their understanding of life. The relevance of this work is that, among other things, the specificity of the information worldview, which characterizes a modern mankind, is considered in connection with the world outlook of previous eras. This consideration can help in the studying the modern information society and understanding of both life and the person himself.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНИЕ - СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНИ»

УДК 128+140.8

Тайгунова Т. В. аспирант 2 курс

кафедра философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, Красноярск МИРОВОЗЗРЕНИЕ — СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНИ

Аннотация: Автор данной статьи ведет речь о взаимосвязи понимания жизни и господствующей формы мировоззрения в различные исторические эпохи. Автор анализирует специфику различных форм мировоззрения и выводит для каждой из эпох характерное для нее понимание жизни. Актуальность данной работы в том, что в числе прочих рассматривается специфика информационного мировоззрения, характерного для современного человечества, во взаимосвязи с мировоззрением предыдущих эпох. Это рассмотрение может помочь в исследовании современного информационного общества и понимании как жизни, так и самого человека.

Ключевые слова: мировоззрение, понимание, жизнь, парадигма, миросозерцание, религия, наука, миф.

Taygunova T. V.

Post-graduate student Department of Philosophy, sociology and religious studies Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev

Russia, Krasnoyarsk A WORLDVIEW IS A WAY OF COMPREHENDING LIFE

Abstract: The author of this article talks about the relationship between the understanding of life and the dominant form of worldview in different historical epochs. The author analyzes the specifics of different forms of world outlook and deduces a characteristic for each of the epochs in their understanding of life. The relevance of this work is that, among other things, the specificity of the information worldview, which characterizes a modern mankind, is considered in connection with the world outlook of previous eras. This consideration can help in the studying the modern information society and understanding of both life and the person himself.

Key words: worldview, understanding, life, paradigm, myth, religion, science.

Определение такого понятия, как мировоззрение, звучит весьма пространно: совокупность человеческих взглядов на мир и место человека в нём, меняющихся в зависимости от эпохи и господствующей парадигмы. Мировоззрение каждой эпохи отражает специфический, только ей присущий способ постижения жизни и уникальный взгляд на мир. То, что для древних людей являлось само собой разумеющимся, современному человеку кажется варварским и диким. Картина мира непрерывно изменяется от эпохи к эпохе,

новый взгляд на мир и новое понимание жизни формируется не просто на основе прошлых представлений, произрастая из них, а каждая эпоха несёт в себе все предыдущие. В контексте обозначенной темы будет интересно рассмотреть, какой виделась жизнь во времена господства разных форм мировоззрения, и помогало ли оно людям постигать феномен жизни и понимать ее.

Мир и человек, появившийся в нынешнем своём виде по историческим меркам совсем недавно, - это неразрывно связанные элементы одного целого. Человек живёт и функционирует благодаря возможностям, которые ему предоставляет мир, критически оценивает их и собственную деятельность. На основании этой оценки у него формируется мировоззрение - устойчивый взгляд, как на мир, так и на себя. Именно мировоззрением определяются действия человека, его поведение и функционирование. «Мировоззрение есть там, где, во-первых, заданы высшие цели (смыслы и ценности) жизни и деятельности, а во-вторых, разработана жизненная стратегия (планы и программы) выбранного пути достижения этих целей посредством предпочтительных средств (практических принципов и установок)» [6, с.2]. Мировоззрение не только определяет мысли человека о мире, но и является основой его способа жить и действовать, совершая выбор. Через призму устойчивых убеждений относительно устройства мира и своего места в нем, человек каждой эпохи постигает и видит жизнь в уникальном свете.

Мировоззрение состоит из ряда функционалов, таких как миропонимание, миросозерцание, мировосприятие, которых можно привести огромное количество. И в каждую эпоху господствующими являлись лишь некоторые из них. Например, в древние времена человек формировал свой жизненный опыт, исходя из собственных ощущений и восприятий. «Перволюди» не предавались философским размышлениям о жизни, поскольку полностью были поглощены вопросами выживания. Они постепенно привыкли к тому, что для физического выживания им нужно охотиться и трудиться. В сотни раз модифицированном варианте эта установка дошла до нас - мы, цивилизованные люди, также понимаем, что выжить в мире невозможно, если ты не приносишь ему пользы в любом понимании этого слова. Жизнь нашими далекими предками понималась исключительно как выживание, и это происходило благодаря господствовавшему тогда мировосприятию. Люди, объединившиеся в общество, стали нуждаться в порядке, внести который можно было только посредством первых теоретических продуктов человечества - понятий-универсалий. Самыми фундаментальными из них являются понятия пространства, времени, природы. Жизнь, таким образом, стала восприниматься не как процесс выживания, а как активное действие человека в пространстве, во времени и в природе, которые человек затем начал себе подчинять. На основании этих универсалий появились сначала мифология, а затем религия.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология, основной характеристикой которой была синкретичность - осознание всего мира как единого комплекса взаимосвязанных элементов. Условно говоря, каждое природное явление объяснялось действием определенной высшей силы - бога, причем каждый из богов ввиду неспособности древних людей мыслить абстракциями, был антропоморфен. В человеке заложено стремление верить во что-либо высшее, трансцендентное, неподвластное человеческому управлению. Даже если он позиционирует себя убежденным атеистом, в нем сохраняется вера, по меньшей мере, в отсутствие божеств и потусторонних сил. С мифологической точки зрения жизнь объяснялась как цепочка прецедентов и их последствий. Например, Прометей некогда украл огонь и передал его людям, и именно поэтому человек теперь пользуется огнем. В понимании древних людей другой причины использования огня быть не могло, и если бы не антропоморфный Прометей, создавший такой прецедент, люди бы не знали, что это такое. При мифологическом мировоззрении жизнь постигалась антиисторично. Люди не изучали историю в ее прогрессивном движении вперед, но постоянно обращались к опыту предков. Для того чтобы постичь настоящее, им необходимо было объяснить его прошлым, найти именно в нём основу того, что происходит. Настоящее как прогресс и движение вперед при такой форме мировоззрения не понималось.

Мифологическое мировоззрение со временем трансформировалось в религиозное - массовую убежденность в наличии единого Бога-Творца, вершащего человеческие судьбы. Этот переход был вызван развитием у человека абстрактного мышления, а также всё той же невозможностью объяснить жизнь и мироустройство без апелляции к потустороннему. Помимо всего прочего, в мире развивалась государственность, а вместе с ней - социальное неравенство, что привело к необходимости возникновения религии как мощного регулятора общественной жизни. В сравнении с мифологией, религия представляет собой логически упорядоченное, системное мировоззрение. Если мифология была исключительно мироощущением, то религия представляет собой миропонимание на теоретико-идеологическом уровне, а это - уже качественно новая ступень в развитии человеческого мышления. Для того чтобы регулировать общественную жизнь, религия и действовала на этих двух уровнях. Бог понимался как гарант гармонизации хаоса любого порядка, как тот, кто предопределяет любой поворот в судьбе человечества. До перехода к антропоцентрической Возрожденческой модели основной целью жизни человечества (и каждого отдельного человека) виделось единство с Богом, некая абстрактная святость. Средневековый человек имел три основные ценности: страна, общество и семья. Этой эпохе было не до тонкостей психологии. Внимания личности не уделялось вообще в силу господствовавшего дискурса. Жизнь отдельного человека ничего не стоила. У него не было ответственности за повороты собственной судьбы, но была

ответственность за своё поведение - весьма противоречивый тезис, который повлек за собой период активной деятельности Инквизиции во всей средневековой Европе. Сама Инквизиция является лучшей демонстрацией низкой цены человеческой жизни в тот период (заповедь «не убий» нарушалась именем Христа).

Мировоззрение позднего Средневековья представляло собой удивительное единство античной идеи и христианских догматических понятий. Это была эпоха экзальтации, когда всё, что происходило в мирской жизни, утрировалось, нарочито выставлялось напоказ (например, резкий контраст одежды нищих и знати, всё ещё авторитетная религиозность и абсолютная развращенность нравов и т. д.). Ренессанс не зря называют «жизнелюбивой» эпохой: человек, впервые за несколько столетий обративший внимание на себя самого, сполна «знакомился» с различными аспектами жизни. Например, в сатирических рассказах Э. Роттердамского (сборник «Разговоры запросто») приводится обличение лицемерия церковников того времени и нравов эпохи в целом, эти рассказы, несмотря на их художественность, можно назвать дошедшим до нас документом, зафиксировавшим понимание жизни в тот период.

Если мифология и религия базировались преимущественно на образах, эмоциях, настроении, чувстве, духовной экзальтации и вере в чудо и потустороннюю мощь, то следующий тип мировоззрения стал совершенно иным. Развитие науки и выведение законов функционирования природы позволило человеку почувствовать себя хозяином мира, а не просто фигурой в управляемой извне игре под названием «Жизнь». От абстрактных измышлений человек перешел к теории - объяснению всего в мире не интуитивно, а на основе знания. Стали выводиться не просто абстрактные причины существования всего в мире, но причины и закономерности отдельных явлений, а также их взаимосвязь. Человек по-другому начал смотреть на жизнь и свое место в ней - он больше не был исполнителем божественного провидения, а стал способен сам изобретать новое и объяснять уже существующее. Теперь жизнь понимается как череда закономерностей, логически выводимых из функционирования всего в природе (в том числе, и человека). С развитием медицины и психиатрии человек стал понимать себя не просто как творение Бога, а как совокупность различных систем и подсистем, на функционирование которых возможно влиять. Увеличилась продолжительность жизни человека, ее качество и динамика из-за стремительного развития техники. К началу ХХ века, эпохе экзистенциализма, резко изменилась мировоззренческая парадигма, состав и структура ценностей. ХХ век - это век «экзистенциальной фрустрации» -особого состояния человека, вызванного потерей смысла жизни, при котором человек ощущает непреодолимое препятствие к тому, чтобы жить. ХХ век стал веком мировых войн и изобретения особо опасного оружия массового поражения - всё это в совокупности заставило человечество по-новому посмотреть на жизнь и ее ценность. Мировые войны показали

ничтожность отдельной человеческой жизни в мировом масштабе. Деятельность немецких националистов по истреблению еврейского населения продемонстрировала незначительность жизни целого народа. Неудивительно, что после таких событий, восприятие жизни как у очевидцев тех событий, так и у последующих поколений раскололось на «до» и «после».

Господствующее нынче информационное мировоззрение характеризуется ценностным отношением к информации, её продуктам и техническим средствам её получения [1, с. 2]. Наблюдается существенный сдвиг в эволюции познавательного процесса. Если при всех существовавших ранее формах мировоззрения субъектом познания был человек, а объектом -мир (даже через призму мифологии и религии), то теперь субъект познания остался тем же, а объектом стала вся окружающая человека информация. Как миру, так и к самой жизни, человек современности относится не непосредственно. Его отношение опосредованно информацией и техническими средствами. С познавательной точки зрения, это -неслыханный прорыв человечества. Рубеж ХХ и XXI веков часто именуется периодом мировоззренческого кризиса утраты бытийного основания жизни, однако этот кризис был далеко не первым в истории. Человечество современности действительно находится в «подвешенном» состоянии, ему словно не на что опереться, к тому же постоянно существует угроза информационных катаклизмов (кража личной информации, денег с виртуальных счетов и прочее). При мифологическом мировоззрении человечество жило сегодняшним днем, при религиозном - боялось за будущее (это выражалось как в идее жизни после смерти в Божественном Царстве, так и страхе перед Апокалипсисом), при научном - смело шло к прогрессу. Научное мировоззрение, прогрессируя, пришло к своей нынешней форме - информационному мировоззрению, при котором контуры будущего для человечества не очерчены вовсе [4, с. 4]. При всей свой развитости человечество словно незаметно откатилось на тысячелетия назад, когда нужно было жить исключительно сегодняшним днём. К примеру, религиозные ценности обладают такими характеристиками, как постоянство и абсолютность, поэтому человечество прежних эпох понимало жизнь через категории «действительности» и «необходимости». В наше время жизнь мыслится также как непреложная ценность, но при этом ввиду развития индивидуализма в обществе эта ценность носит индивидуальный характер. Огромное значение приобрели категории «возможности» и «случайности». Жизнь, стало быть, стоит на зыбком основании и понимается соответствующе.

Мировоззрение испокон веков являлось определяющим для понимания жизни и отношения к ней. Жизнь постигалась через призму той совокупности убеждений, которые диктовала та или иная эпоха. В этом смысле, утопические мечты о машине времени и желание перенестись из эпохи в эпоху является весьма сомнительным благом. Каждой эпохе - свой

взгляд, каждому мировоззрению - своё понимание жизни, уникальное и неповторимое.

Использованные источники:

1.Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества, - Вестник Челябинского государственного университета, 2010, №1 (182).

2.Басанова Т. А. О мировоззрении личности: научные представления. -Известия Южного федерального университета

3.Гречкина Е. Н. Трансгуманизм - мировоззрение XXI века или цивилизационная угроза человечеству? - Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015.

4.Кривых С. Е. Духовные ценности в структуре религиозного мировоззрения, Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2009.

5.Мажитов И. М. Проблема онтологической истинности мировоззрения человека. - «Символ науки», Уфа, №4, 2015.

6.Мякинников С. П. Функционалы мировоззрения: классификация и общая характеристика. - Теория и практика общественного развития, 2013.

УДК 128+801.73

Тайгунова Т. В. аспирант 2 курс

кафедра философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, Красноярск

Научный руководитель: Минеев В. В., доктор философских наук

профессор

профессор кафедры философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева. КАТЕГОРИЯ «ЖИЗНЬ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ Аннотация: Автор данной статьи проводит небольшое исследование того, как понимается жизнь в герменевтической философской традиции. Автор рассмотрел ряд источников, предоставляющих не только мысли герменевтов ХХ века, но и современных философов, а также ряд первоисточников, благодаря которым можно сделать выводы о понимании жизни в герменевтической традиции. Данную тему можно назвать актуальной потому, что взгляды на жизнь и личность с необходимостью существуют и теперь, и именно герменевтическое толкование жизни представляет интерес для ведущих гуманитарных дисциплин - философии и психологии.

Ключевые слова: герменевтика, традиция, личность, жизнь, оппозиции, конструирование реальности, фактичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.