Луппо С.Е. ©
Соискатель, старший преподаватель кафедры авиационной психологии, Национальный авиационный университет, г. Киев, Украина
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ С ДЕТСКИМ ОПЫТОМ ПСИХОТРАВМ СЕМЕЙНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ РАЗНЫХ
ТИПОВ
Аннотация
В статье высвечиваются результаты эмпирического исследования мировоззренческой составляющей жизненных отношений людей, в детском опыте которых содержатся психотравмы семейного происхождения разных типов.
Ключевые слова: жизненные отношения, психическая травма, переживание, мировоззренческие особенности.
Keywords: existential (life) relationships, psycho trauma, experience, assumptive worlds aspect of existential (life) relationships.
Постановка проблемы. Практикующим психологам часто приходится оказывать психологическую помощь людям, переживающим критические жизненные ситуации. Как показывают современные исследования[1; 3], наибольшие трудности в совладании с ними имеют люди, в детском опыте которых содержатся психические травмы семейного происхождения. Их способность к преодолению критических ситуаций ограничена и затруднена, что связано с нарушением смыслообразования в результате перегрузки Эго-структур детскими, не переработанными до конца, травматическими содержаниями. В исследованиях О. Бермант-Поляковой [1] показано, что в результате такой перегрузки формируется особое патологическое состояние, психологической основой которого является ощущение внутреннего "развала" личности, деформация образа мира, пространственно-временные искажения собственной жизни, дефицит мотивации. Совершенно очевидно, что данная категория людей нуждается в особом внимании со стороны психологов. Однако, несмотря на накопленный теоретический и эмпирический объём знаний по проблеме отдалённых последствий детской психической травматизации личности, многие ее аспекты остаются всё ещё не достаточно изученными. К тому же, чаще всего эти последствия рассматриваются в контексте патологии личности, а не в контексте её целостной жизни и жизненных отношений. Этими пробелами и обусловлена важность изучения жизненных отношений людей с детским опытом психотравм семейного происхождения. Отдельной задачей является изучение их жизненных отношений с учётом типа пережитой травмы, что позволит дифференцированно подходить к оказанию им психологической помощи.
Цель статьи: высветить результаты эмпирического исследования мировоззренческих особенностей жизненных отношений людей с детским опытом психотравм семейного происхождения (далее - ПТ СП) сквозь призму типа пережитой травмы.
Изложение основного материала. В научной литературе жизненные отношения мыслятся в качестве особой - мировоззренческой, ценностно-смысловой позиции личности в мире (С. Рубинштейн, К. Абульханова, В. Мясищев, Б. Ананьев, Б. Братусь, Д. Леонтьев). Мировоззрение представляет собой «ядро» жизненных отношений личности, а его компонентами выступают сознательно принятые, понятийно оформленные убеждения, которые трактуются как «представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности» [2, 501].
Методологической основой для выстраивания стратегии эмпирического исследования мировоззренческих особенностей жизненных отношений людей с детским
©© Луппо С.Е., 2013 г.
опытом ПТ СП явились представления Р. Янофф-Бульман о том, что базисные убеждения относительно сущности окружающего мира и собственного «Я» закладываются в процессе взаимодействия ребёнка со значимыми взрослыми, прежде всего, - родителями [7; 8; 9]. Мы опирались также на идеи Б. Мещерякова и В. Зинченко относительно роли личного опыта в её формировании: авторы обращают внимание на важный момент, соотносящийся с концепцией нашего исследования: «именно личный опыт, - считают они, - порождает у человека определенные чувства и переживания, отношение к окружающему, а предпосылки для формирования устойчивых убеждений складываются в раннем детстве. Наибольшее значение в этом возрасте имеют уклад жизни и характер взаимоотношений с окружающими» [2, 501].
Эмпирическое изучение мировоззренческой составляющей жизненных отношений людей с детским опытом ПТ СП включало а) исследование системы их базисных убеждений в области отношения к миру, к другим людям, к себе (использовалась методика Р. Янофф-Бульман); б) изучение системы жизнестойких убеждений, обусловливающих способность личности противостоять стрессам и трудностям жизни (использовалась методика С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева и Е. Рассказовой); в) изучение смыслообразующих механизмов жизненных отношений посредством их отражения в индивидуальном мировоззрении (использовалась диалогическая методика «Изучение предельных смыслов» Д.А. Леонтьева). Выстроенное таким образом исследование позволило получить представление и о мотивационной составляющей жизненных отношений, так как в психологии «убеждение» рассматривается как «осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями» [6, 413].
Общее количество испытуемых, чьи данные представлены в исследовании, составило 140 человек (75 - мужского и 65 - женского пола). Для соблюдения принципа однородности выборки нами были учтены возрастные критерии: а) был учтён возраст человека на момент обращения за психологической помощью (в исследовании представлены данные людей, находящихся на этапе ранней взрослости (в соответствии с отечественными классификациями - это период от 20 до 40 лет); б) был учтён также возраст, на который «наложился» психотравмирующий опыт (в соответствии с темой исследования, это детский возраст - до 12 лет). В процессе проективной беседы с испытуемыми и проведённого на начальном этапе исследования анкетирования были изучены особенности их детского психотравмирующего опыта, что позволило нам условно разделить испытуемых на три группы в соответствии с типом пережитой психотравмы.
Группу 1 составили данные испытуемых с детским опытом психической травмы утраты одного из родителей в результате его смерти по причине болезни или несчастного случая (далее - ПТ УТ). Важно отметить, что в исследовании представлены только данные испытуемых, переживших смерть родителя одного с ребёнком пола. Обязательными условиями отнесения испытуемых к группе 1 были также а) наличие полной семьи в момент утраты; б) отсутствие в детском опыте психотравм 2 и 3 типов;
Группу 2 составили испытуемые с детским психотравмирующим опытом, обусловленным наличием деструктивных паттернов поведения одного из родителей (в нашей выборке - отца) по отношению к другому родителю (в нашей выборке - к матери) (далее -ПТ ДПРП).
Группу 3 составили испытуемые с психотравмирующим опытом, обусловленным наличием хотя бы у одного из родителей аутодеструктивных паттернов поведения: алкогольной зависимости, суицидальных тенденций (угрозы суицида, суицидальные попытки), в том числе, вызванные завершённым родительским суицидом (далее - ПТ А/Д ПРП).
Результаты исследования базисных убеждений испытуемых с детским опытом психотравм семейного происхождения разных типов
На рис. 1 представлено графическое выражение субшкальных показателей методики «Шкала базисных убеждений», на рис. 2 - интегральные показатели и распределение их по группам.
Рис. 1. Субшкальные показатели базисных убеждений испытуемых
Примечание 1: Номер ряда соответствует номеру группы; нормативный «коридор» - 2 - 4 балла; Примечание 2: показатели по шкалам: 1 - BW (доброта и разумность окружающего мира); 2 - ВР (доброжелательность (враждебность) людей; 3 - J (справедливость мира); 4 - С (контролируемость мира); 5 - R (случайность как принцип распределения происходящих событий); 6 - SW (ценность собственного «Я»); 7 - SC (степень самоконтроля); 8 - L (степень удачи, или везения).
Интегральные показатели
4
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
—^
-
_„ _J _^
1
2
3
1-степень доверия к миру; 2 -отношение к осмысленности мира; 3 - отношение к себе
□ Ряд1
□ Ряд2
□ Ряд3
Рис. 2. Интегральные показатели базисных убеждений
Группа 1 (ПТ УТ). В зоне низких значений в данной группе оказался только один показатель: контролируемость мира (шкала 4, С = 1, 72), а в зоне высоких - случайность как принцип распределения происходящих с человеком событий (шкала 5, R = 4, 87). Такое, довольно необычное, распределение показателей можно объяснить тотальным вовлечением ребёнка в переживание данной категории психотравм - смерти одного из родителей. В подобных случаях у детей имеют место интенсивные травматические переживания, вызванные не только тяжёлой утратой и распадом семейной системы, но и собственной виной. Такой ребёнок страдает не только от необратимости потери, но и оттого, что именно он мог стать причиной случившегося. Совладать с такими ситуациями как детям, так и взрослым, часто помогают иррациональные объяснения по типу «случай управляет судьбой», «все мы под Богом ходим» и тому подобные. Источником подобных объяснений может
выступать оставшийся родитель или другие взрослые, которые таким образом пытаются облегчить ребёнку (и самим себе) переживание семейной трагедии. Думается, что обозначенная выше стратегия совладания с психотравмой и становится механизмом формирования определённого отношения к подобным, вторгающимся в жизнь человека, событиям, а впоследствии - к жизни в целом: для представителей данной группы характерно позитивное отношение к миру, они склонны людей, живущих в нём, как доброжелательных и миролюбивых (высокие показатели по шкалам 1 и 2). Позитивным является и их отношение к самим себе: показатели, характеризующие эту область отношений, находятся в нормативной зоне. Распределение интегральных показателей отражено на рис. 2. Можно заметить, что степень доверия к миру (ДМ) в данной группе также достаточно высока: показатель находится на границе средних и высоких значений, два других важных показателя (ОМ и ОС) также находятся в зоне нормативного распределения, что подтверждает всё сказанное выше.
Группа 2 (ПТ ДПРП). Характерным для данной группы оказалось полярное распределение субшкальных показателей. На рис. 1 и 2 видно, что большинство показателей находится в зоне низких значений (распределение от 0 - 2), два показателя (4 и 7 шкалы) - в зоне высоких, а средняя зона осталась пустующей. Анализ показателей позволяет утверждать, что основой отношения к миру у представителей данной группы является низкий уровень доверия к нему; они живут с ощущением враждебности и хаотичности окружающего мира, не верят в справедливость мироустройства (низкий J), соответственно, и окружающие люди не вызывают доверия: воспринимаются как недобрые, несущие опасность (низкий ВР). Отрицание разумности мироустройства и ощущение малоценности собственного «Я» (низкий SW) и собственной неудачливости (низкий L) закономерно, на наш взгляд, приводит их к специфичной оценке фактора случайности в распределении происходящих событий (низкий R - «всё в мире не случайно»), своеобразному фатализму. Причудливое соотношение субшкальных показателей J (справедливость мира - 1, 59) и R (случайность как принцип распределения происходящих событий - 1, 94) указывает на наличие у испытуемых группы 2 недифференцированного чувства вины, для совладания с которой испытуемые используют стратегию повышенного контроля: на графике - два пика: контролируемость мира (С, control) и степень самоконтроля (SC, self-control). Такая стратегия приводит к иллюзорному ощущению укрепления собственного «Я» (стоит обратить внимания на интегральный показатель ОС, отражающий убеждение относительно собственных возможностей: при низких показателях SW (ценности собственного «Я») и L (везения, удачливости), он неожиданно оказывается в зоне средних значений (2, 86) за счёт очень высоких величин SC (self-control - 5, 02).
Группа 3 (ПТ А/Д ПРП). На рис. 1 видно, что практически все показатели испытуемых данной группы находятся в зоне низких значений: и окружающий мир, и люди воспринимаются ими как враждебные, несущие опасность (низкие BW и ВР), степень базового доверия к миру очень низка (низкий интегральный ДМ). Отсюда, вероятно, и повышенный по отношению к норме показатель С (контролируемость мира) - 2, 21. Он указывает на то, что испытуемые допускают возможность осуществления определённого контроля над миром. Однако, по всей видимости, в отличие от представителей группы 2, такая возможность не связывается ими с собственной личностью (в отличие от представителей группы 2, здесь имеет место низкий SC). На это указывают и низкие показатели самоотношения. Собственное «Я» воспринимается как малоценное, степень самопринятия крайне низка, соответственно, и убеждение относительно своих возможностей и способностей управления событиями тоже низки (на рисунке - SW - 1, 57, L - 1, 49, интегральный показатель ОС - самопринятие - 1, 61). Тем интереснее на фоне обозначенных величин выглядят показатели J - справедливость мира (2, 28) и интегральный показатель ОМ - осмысленность мира (2, 04). Располагаясь в нормативном «коридоре», они, на наш взгляд, указывают на зону внутреннего конфликта («Если мир в целом - справедлив, то почему же
он несправедлив именно по отношению ко мне?») и попытку осмысления происходящего сквозь призму собственной вины.
Результаты исследования системы жизнестойких убеждений, обуславливающих способность личности к совладанию с жизненными трудностями
Систему жизнестойких убеждений испытуемых мы исследовали с помощью методики «Тест жизнестойкости» Сальваторе Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой) [4]. Важным аргументом в пользу изучения жизнестойких убеждений людей с детским опытом семейно-обусловленных психотравм послужили данные исследований, в которых было показано, что базовые компоненты жизнестойкости развиваются в детстве (захватывая отчасти и подростковый возраст), а их развитие определяется особенностями семейных, в том числе детско-родительских, отношений [5]. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений личности о себе, о мире, об отношениях с миром, характеризующую меру её способности справляться с трудностями и «вызовами» жизни, оставаясь активным в стрессовых обстоятельствах, сохраняя внутреннюю сбалансированность и успешность деятельности [4, 3]. Диспозиция жизнестойкости включает в себя три автономных системных компонента: вовлечённость, контроль и принятие риска (неопределённости). Вовлечённость характеризует человека с точки зрения активного, деятельного участия в собственной жизни; контроль - с точки зрения способности контролировать происходящее в ней, быть ориентированным на результат; принятие риска (толерантность к неопределённости) - с точки зрения способности извлекать из происходящего «уроки» (опыта). В таблице 1 приведены результаты изучения системы жизнестойких убеждений по каждой из групп.
Таблица 1
Средние показатели системных компонентов и интегрального показателя жизнестойкости
Системные компоненты жизнестойко сти Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3
сумма сред. сумма сред. сумма сред.
Вовлечённос ть 256 34,9 1213 16,9 645 20,2
Контроль 1027 28,5 1212 16,8 641 20,0
Принятие риска (толерантнос ть к неопределён ности) 597 16,6 1364 19,0 595 18,6
Интегральн ый показатель жизнестойко сти 2880 80 3779 52,5 1879 58,7
Нормативные показатели Вовл-ть: 37,64±8,08; Контроль: 29,17±8,43; Принятие риска: 14, 91 ±4,39; Жизнестойкость: 80,72±18,53
С целью выявления различий между группами в уровне полученных показателей был использован метод Манна-Уитни (Ц-критерий), группы сравнивались между собой попарно.
Как показано в таблице 1, средний показатель выраженности компонентов вовлечённости и контроля у испытуемых группы 1 находится в зоне нормативных значений, в то время как у испытуемых группы 2 и группы 3 - в зоне низких (по данному показателю группа 1 значимо отличается и от группы 2 и от группы 3; между группами 2 и 3 различия -не значимы). Компонент принятия риска (толерантность к неопределённости) у испытуемых всех трёх групп выражен на среднем уровне, при этом всё же наиболее низкий средний показатель в группе 1 (высокий уровень различий; различия между группами 2 и 3
по данному показателю - не значимы). Средние интегральные показатели жизнестойкости в группе 1 находятся в нормативных пределах (средний уровень выраженности) - по данному показателю группа 1 значимо отличается и от группы 2, и от группы 3), в то время как в группах 2 и 3 - данные показатели низкие (различия между группами 2 и 3 - не значимы). Полученные результаты, в том числе, отсутствие значимых различий по всем показателям между группами 2 и 3, позволяют сделать вывод о типологических особенностях системы жизнестойких убеждений испытуемых с различным типом психотравм семейного происхождения в детском опыте:
- испытуемые с детским опытом психотравм утраты одного из родителей в результате его смерти (ПТ УТ), имеют средний уровень жизнестойкости: они в достаточной степени вовлечены в жизнь, вполне способны принимать в ней деятельное участие; сохраняют достаточную степень контроля над жизнью, однако, всё же, страшатся неопределённости, испытывая тревогу в ситуациях слабо прогнозируемых;
- испытуемые с детским опытом ПТ ДПРП и ПТ А/Д ПРП, имеют низкий уровень жизнестойкости: они слабо вовлечёны в жизнь, их интерес к ней не выражен, цели -размыты, мотивация - ослаблена; для них характерно торможение личностной активности, нарушена способность к контролю. На фоне низкой выраженности компонентов «вовлечённости» и «контроля», средний уровень выраженности у них компонента «принятие риска» может указывать на проблемы с прогнозированием развития ситуаций.
Результаты изучения смыслообразующих механизмов мировоззрения
Смыслообразующие механизмы мировоззрения испытуемых изучались с помощью «Методики предельных смыслов» ДА. Леонтьева. В таблице 2 представлены количественные показатели индикаторов смыслообразования, с ориентацией на которые производился анализ полученных данных. К ним автор методики относит рефлексивность, негативность и децентрацию, обуславливающие специфику процессов смыслообразования и, соответственно, содержательную сторону всех жизненных отношений человека.
Таблица 2
Смыслообразующие механизмы мировоззрения
Количественные показатели
Группы Индекс рефлексивности (%) Индекс негативности (%) Индекс децентрации (%)
Группа 1 12,17 9,58 11,42
Группа 2 21,01 22,81 1,64
Группа 3 16,46 13,53 5,78
Примечание: в норме удельный вес каждой из смыслообразующих категорий составляет примерно 10 % от общего количества.
Индекс рефлексивности позволил получить представление об особенностях когнитивной регуляции отношений с миром испытуемых каждой из исследуемых групп. Индекс негативности дал возможность составить представление о мотивационной стороне их жизненной активности и используемых ими защитных механизмах. Индекс децентрации позволил проанализировать смыслообразующие механизмы мировоззрения в области социальных отношений.
Анализ результатов: в группе 1 показатели приближены к нормативным: индекс негативности - в пределах нормы, а показатели рефлексивности и децентрации лишь незначительно превышают её. Это отражает достаточно активную жизненную позицию
представителей данной группы, их способность и готовность к решению возникающих проблем. Показатели децентрации позволяют сделать вывод о том, что они открыты для окружающих людей, способны находиться в диалогическом взаимодействии с ними, способны понимать и разделять их чувства, с уважением относиться к их ценностям.
В группе 2 показатели рефлексивности и негативности в два раза превышают нормативные, а показатель децентрации, напротив, очень низок (1, 64). Можно предположить, что именно склонность к чрезмерной рефлексии, рационализации и интеллектуализации в соединении с выраженной тенденцией к оттормаживанию собственной активности определяют стилевые характеристики их жизненных отношений. Судя по результатам, их активность носит преимущественно гомеостатический характер и ограничивается требованиями жизненной необходимости. При этом оттормаживание активности аргументируется определённым образом: «чтобы не оказаться хуже всех», «чтобы не зайти в тупик», «чтобы не почувствовать себя неудачником», «чтобы не утратить веру в себя и людей», что указывает на характерную для них стратегию избегания проблемных жизненных ситуаций. Чрезмерная центрация на переживаниях и мыслях мешает им выйти за рамки собственных проблем и открыть для себя мир социальных отношений, присоединиться к чувствам окружающих людей, понять их потребности (на это указывают низкие показатели децентрации).
В группе 3 средние показатели рефлексивности и негативности превышают нормативные, но в меньшей степени, чем в группе 2. Для представителей этой группы также характерны чрезмерность обдумывания ситуации и отношений, в которые субъект оказывается включённым, а также сниженная мотивация, обусловленная тревожным ожиданием неудач. Интересно, что показатель децентрации у испытуемых данной группы, будучи в два раза ниже нормативного, всё же выше, чем у испытуемых группы 2 -децентрированные категории составляют здесь 5, 78 % от общего количества смысловых категорий, что заставляет предположить наличие взаимосвязи между негативностью и рефлексивностью, с одной стороны, и децентрацией, - с другой.
Анализ статистических различий между группами. Для выявления различий между группами использовался метод Манна-Уитни (Ц-критерий), группы сравнивались между собой попарно по каждому из обозначенных индикаторов. В таблице 3 представлены результаты проведённого анализа.
Таблица 3
Различия между группами по показателям смыслообразования
Индексы смыслообраз ования Различия между группами
Группы 1 -2 Группы 1 -3 Группы 2 -3
Ц эмпир. Ур. знач. Ц эмпир. Ур. знач. Ц эмпир. Ур. знач.
Рефлексивность 138, 000 Р < 0, 01 193, 000 Р < 0, 01 518,000 Р < 0, 01
Негативность 16, 500 Р < 0, 01 151,000 Р < 0, 01 124, 500 Р < 0, 01
Децентрация 0,000 Р < 0, 01 84, 500 Р < 0, 01 128, 500 Р < 0, 01
Как видно из таблицы, все группы значимо (на уровне 0, 01) отличаются друг от друга по вышеописанным показателям.
Выводы: исследование показало, что мировоззренческие особенности жизненных отношений людей с детским опытом психотравм семейного происхождения обусловлены типом пережитой психотравмы, причём, наиболее разрушительными являются психотравмы, обусловленные наличием деструктивних и аутодеструктивных паттернов родительского поведения. Результаты исследования
создают базу для разработки целевых программ психологической помощи взрослым людям -носителям детского опыта семейных психотравм разных типов. Главной «мишенью» психотерапевтического воздействия при этом становятся мировоззренческие особенности их жизненных отношений, в том числе, их смыслообразующие компоненты. Результаты исследования могут быть использованы также для разработки специальных психокоррекционных программ, предназначенных для оказания психологической помощи детям, включённым в психотравмирующую систему семейных отношений.
Литература
1. Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. - СПб.: Речь, 2006. - 248 с.
2. Большой психологический словарь / Ред. и [сост.]: Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2003. - 672 с. - (Психологическая энциклопедия).
3. Ильина С.В. К проблеме насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада) //Международная конференция памяти А.Р. Лурии, тезисы докладов. - М.: МГУ, 1997
4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
5. Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.
6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
7. Janoff - Bulman R. Rebuilding Shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes// Coping: The psychologi of what works / Ed. by C. R. Snyder. - NY - Oxford Univesity Press, 1998
8. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Application of the schema construct // Social Cognition, 1989, vol. 7(2), 113- 136
9. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. N.Y.: Free Press, 1992.