УДК 316.624.3 ДЖАБР Фади Мазен
Сибирская академия права, экономики и управления
г. Иркутск, Россия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЦ С НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
В статье рассматриваются результаты исследования мировоззрения лиц с наркотической зависимостью по сравнению с людьми, не употребляющими наркотические средства. Констатируется, что для лиц без наркотической зависимости характерно наличие целей, направленных на будущее, эмоциональная насыщенность и наполненность смыслом нынешней жизни, удовлетворенность процессом жизни и удовлетворенность процессом самореализации. Лицам с наркотической зависимостью характерно разочарование в прошедших жизненных событиях, стыд за произошедшие события и обращение к воспоминаниям о прошлом. В системе жизненных смыслов значимыми является убежденность в том, что жизнь идет своим чередом, жизненные планы неосуществимы, жизнь не подвластна личному контролю. Преобладают гедонистические жизненные смыслы, желание получения сиюминутных удовольствий, избегание решения проблем, принятие жизни такой, какой она есть. Показано, что наркозависимые личности редко соотносят свои мысли и действия с интересами других людей и больше центрированы на собственных ощущениях и переживаниях, демонстрируют оппозиционную форму поведения, которая может проявляться как скрыто, так и явно, выражаясь в уходе от контактов, либо, напротив, явно выраженном протесте против установившихся законов и правил. Внутренний мир наркозависимой личности характеризуются низкой степенью развитости и представляет собой упрощенную свернутую модель видения, понимания и восприятия окружающего мира. Испытуемые без наркотической зависимости имеют достаточную степень развития внутреннего мира, осознавая свой внутренний потенциал и желая достичь успехов на своем жизненном пути.
Ключевые слова: лица с наркотической зависимостью, мировоззрение, жизненные смыслы, личностные смыслы, ценностные ориентации, предельные смыслы.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Fadi M. DZHABR Siberian Academy of Law, Economics and
Management Irkutsk, Russia [email protected]
WORLDVIEW OF DRUG DEPENDENT
PERSONS
The article discusses the results of a study of the worldview of persons with drug dependence compared to people who do not use drugs. It is stated that for individuals without drug dependence is characterized by the presence of goals aimed at the future, the emotional richness and fullness of meaning of life, satisfaction with life and satisfaction with the process of self-realization. Persons with drug dependence is characterized by the disappointment in past life events, shame for the events and appeal to the memories of the past. In the system of vital meanings significant are the beliefs that life goes on, life plans are not feasible, life is not subject to personal control. Dominated by hedonistic life meanings, the desire to obtain immediate gratification, avoidance of problem solving, acceptance of life for what it is. It is shown that drug-dependent person rarely correlate their thoughts and actions with the interests of other people and more centered on their own feelings and experiences, demonstrate oppositional behavior, which may manifest itself, both covertly and explicitly, in avoiding contact, or, on the contrary, the explicit protest against established laws and regulations. The inner world of the addict's personality is characterized by a low degree of development and represents a simplified model of folded vision, understanding and perception of the world. Subjects without drug dependence have sufficiently developed the inner world, realizing your inner potential and wanting to achieve success in your life.
Keywords: persons with drug dependence, ideology, life meanings, personal meanings, values, ultimate meaning
Одним из наиболее злободневных вопросов на современном этапе развития российского общества является проблема наркозависимости. Выступая в качестве социально-психологической проблемы, наркозависимость между тем является следствием глубинных проблем личности. Ценностно-смысловая сфера является важнейшим компонентом структуры личности. Усваиваясь индивидуальным сознанием, ценности и смыслы с точки зрения психологии интересны не столько как универсальные категории, сколько как детерминанты, лежащие в основе выбора жизненного пути, определяющие поведение человека. Личностные ценности являются источником жизненных целей и смыслов, источником саморазвития и личностного роста [1], [2].
Д.А. Леонтьев считает, что система жизненных смыслов и ценностей является регулятором развития личности и выступает одной из главных составляющих мировоззрения [3]. При наркотической зависимости происходит изменение мировоззренческой позиции. Наркотическое средство становится центральной системообразующей ценностью, которой подчинено все поведение наркозависимой личности [4]. Мировоззрение лиц с наркотической зависимостью характеризуется ригидностью, что приводит к бедности и центрированности личности на гедонистическом образе жизни [5].
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить специфику мировоззрения наркозависимой личности. В исследовании участвовали лица в возрасте от 25 до 30 лет в количестве 146 человек (100% мужчины). В первую группу вошли испытуемые в количестве 76 человек, имеющие наркотическую зависимость и проходящие лечение в Центре реабилитации наркозависимых г. Иркутска и г. Ангарска в течение пяти месяцев. Вторую группу составили респонденты в количестве 70 человек, не имеющие наркотической зависимости.
Для изучения мировоззрения были использованы следующие методики: для исследования смысложизненных ориентаций использовалась методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО); для изучения системы жизненных смыслов применялась методика В.Ю. Котлякова; для изучения смысловых систем сознания применялась методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева; для изучения мотивации, которая непосредственно связана с поисками человеком смысла, была применена методика мотивационной индукции (МИМ) Дж. Ньюттена.
Статистический анализ данных методики изучения смысложизненных ориентаций с применением х2-критерия Пирсона у лиц с наркотической зависимостью и лиц без наркотической зависимости показал достоверные различия. Для респондентов, не имеющих наркотической зависимости, в большей степени характерно наличие целей, направленных на будущее (р < 0,000), придающих жизни осмысленность, направленность и перспективу (высокий уровень целеустремленности имеют 56.5% испытуемых без наркотической зависимости и 27.6% с наркотической зависимостью, низкий уровень - 0% и 4.8% соответственно). Также испытуемые второй группы имеют более высокие показатели (р < 0,003) удовлетворенности процессом жизни (высокий уровень - 34.4% и 35.1% соответственно, низкий уровень - 4.4% и 8.1%), то есть они более склонны к переживанию полноты жизни.
Значительно различается распределение испытуемых выделенных групп по уровню результативности жизни (р < 0,000). Так, в группе лиц без наркозависимости преобладает удовлетворенность процессом самореализации. Это свидетельствует о том, что данные испытуемые считают прожитую часть жизни осмысленной и продуктивной, в то время как лица с наркозависимостью испытывают разочарование в прошедших жизненных событиях.
Следует отметить, что в осознании ответственности за собственную жизнь испытуемые распределились следующим образом: у испытуемых без наркотической зависимости развито представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. В свою очередь, преобладание низких показателей в группе испытуемых с наркотической зависимостью (38.1% испытуемых) свидетельствует о том, что они не верят в свои силы и имеют низкий потенциал для осмысления своего существования (р < 0,000). Большинство лиц без зависимости (52.2%) показали высокий уровень управляемости своей жизнью (лица с наркотической зависимостью - 29.7%). То есть лицам с наркозависимостью свойственно осознание того, что человек не способен контролировать процесс своей жизни и отвечать за свои действия (р < 0,002).
Применение х2-критерия Пирсона показало наличие статистически значимых различий в системе жизненных смыслов. Так, статусные жизненные смыслы имеют приоритеты в группе без наркотической зависимости (р < 0,003). Следовательно, они в большей степени, чем испытуемые первой группы, заинтересованы в том, чтобы занимать значительное положение в обществе.
В группе лиц без наркотической зависимости приоритетное положение занимают семейные смыслы (р < 0,026). Следовательно, данные испытуемые в большей степени нацелены на то, чтобы жить ради семьи, помогать своим родным и близким. Большая выраженность в актуальном поле лиц без наркотической зависимости когнитивных смыслов свидетельствует о том, что им в большей степени свойственна потребность в познании (р < 0,007).
Смыслы самореализации представлены в меньшей степени у лиц с наркотической зависимостью, что указывает на низкую заинтересованность испытуемых в реализации своих жизненных целей, отсутствие четких планов на будущее (р < 0,003). Гедонистические смыслы преобладают в группе респондентов, имеющих наркотическую зависимость (р < 0,001). Данный факт свидетельствует о преобладании у этих испытуемых расположенности к получению сиюминутных наслаждений, отрицательному отношению к трудностям и избеганию страданий.
Рассматривая результаты сравнительного анализа предельных смыслов, следует отметить, что доминирующей категорией жизненных смыслов в группе испытуемых без наркотической зависимости выступает категория самореализации и статуса, а в группе лиц, имеющих наркотическую зависимость, ярко выражены гедонистическая и семейная категории. Наименее выраженными у наркозависимых испытуемых являются альтруистическая, когнитивная категории и категория самореализации.
Таким образом, можно констатировать, что респонденты, не имеющие наркотической зависимости, видят смысл своей жизни в самореализации. Следовательно, они стремятся максимально развивать свои способности и задатки, через проявление волевых усилий, что у лиц с наркотической зависимостью выражено крайне слабо.
Применение статистического и-критерия Манна-Уитни показало наличие достоверных различий в индексах предельных смыслов. Выраженность показателей предельных смыслов, таких как индекс децентрации, индекс рефлексивности и индекс негативности, говорит о том,
что в группе испытуемых с наркотической зависимостью первый и третий индексы наиболее ярко представлены. Индекс децентрации (р=0.003) имеет низкие показатели у респондентов первой группы по сравнению с испытуемыми второй группы. Так, наркозависимые личности редко соотносят свои мысли и действия с интересами других людей и больше центрированы на собственных ощущениях и переживаниях (наркозависимые - 4,2, без зависимости - 8,7). Между тем респонденты, не имеющие зависимости, направлены на взаимодействие с другими людьми, способны учитывать точку зрения других людей, воспринимать новое и реализовывать свои возможности.
Индекс негативности имеет более высокие показатели у испытуемых первой группы (р=0,002). Таким образом, данная статистическая информация позволяет нам утверждать, что эти испытуемые демонстрируют оппозиционную форму поведения, которая может проявляться как скрыто, так и явно, выражаясь в уходе от контактов либо, напротив, явно выраженном протесте против установившихся законов и правил.
Индекс рефлексивности (р=0.001) также выражен в большей степени у респондентов без наркотической зависимости. Так, средние показатели индекса рефлексивности в группе наркозависимых варьируются в пределах низких значений, а у респондентов без зависимости - в пределах средних значений с тенденциями к высоким (наркозависимые - 5,8, без зависимости - 7,7). Данная информация свидетельствует о том, что внутренний мир наркозависимой личности характеризуется низкой степенью развитости и представляет собой упрощенную свернутую модель видения, понимания и восприятия окружающего мира. Испытуемые без наркотической зависимости имеют достаточную степень развития внутреннего мира, осознавая свой внутренний потенциал и желая достичь успехов на своем жизненном пути.
Исследование мотивации, которая непосредственно связана с поисками человеком смысла, позволило нам выявить, что у наркозависимых самосохранение представлено на низком уровне выраженности. Получение материальных благ и гедонистические стремления развиты на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о том, что для данных испытуемых значимым является убежденность в том, что жизнь идет своим чередом, жизненные планы неосуществимы, жизнь не подвластна личному контролю. Преобладают гедонистические жизненные смыслы, желание получения сиюминутных удовольствий, избегание решения проблем, принятие жизни такой, какая она есть.
Ввиду того, что употребление наркотических средств искажает ценностно-смысловую сферу личности, наша дальнейшая работа будет ориентирована на разработку комплексной программы психокоррекционной и психотерапевтической помощи лицам с наркотической зависимостью. Предполагается, что данная программа будет направлена не только на формирование устойчивой мотивации отказа от употребления наркотиков, но и на развитие субъективного контроля во всех областях жизнедеятельности, а также на работу с мировоззрением наркозависимой личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности / Д.А. Леонтьев // Очерк психологии личности. - М., 1993. -С. 30-35.
2. Климонтова Т.А. Метасистемный подход как основа изучения внутреннего мира / Т.А. Климонтова. // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 158-160.
3. Леонтьев Д.А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность / Д.А. Леонтьев // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред. В.И. Кабрина и О.И Муравьевой. - Томск: Томский государственный университет, 2004. - С. 11 -29.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
5. Березин С.В. Наркомания глазами семейного психолога / Березин С.В., Лисецкий К.С. - СПб.: Речь, 2005. -238 с.
REFERENCES
1. Leontev D.A. The inner world of the individual. [Vnutrenniy mir lichnosti]. Ocherk psihologii lichnosti. = Essay on the psychology of personality. Мoscow. 1993. Pp. 30-35. (in Russ.).
2. Klimontova T.A. Metasystem approach as the basis of the study of the inner world. [Metasistemnyiy podhod kak os-nova izucheniya vnutrennego mira]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. = Theory and practice of social development. 2013. no 10. Pp. 158-160. (in Russ.).
3. Leontev D.A. Worldview as myth and philosophy as an activity. [Mirovozzrenie kak mif i mirovozzrenie kak deyatelnost]. Mentalitet i kommunikativnaya sreda v tranzitivnom obschestve. = The mentality and communicative environment in a transitive society. Tomsk. Tomskiy gosudarstvennyiy universitet. 2004. Рр.11-29. (in Russ.).
4. Frankl V. Man's search for meaning. [Chelovek v poiskakh smysla]. Мoscow. Progress. 1990. 368 р. (in Russ.).
5. Berezin S.V. Drug addiction through the eyes of a family psychologist. [Narkomaniya glazami semeynogo psihologa] St.-Peterburg. Rech. 2005. 238 р. (in Russ.).
Информация об авторе
Джабр Фади Мазен, аспирант кафедры общей и прикладной психологии, Сибирская академия права, экономики и управления, г. Иркутск, Россия
Получена:02.08.2016
Для цитирования статьи: Джабр Ф. М. Мировоззрение лиц с наркотической зависимостью. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 2. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Information about the author
Fadi M. Dzhabr, Postgraduate Student, Department of General and Applied Psychology, Siberian Academy of Law, Economics and Management,
Irkutsk, Russia [email protected]
Received: 02.08.2016
For article citation: Dzhabr F.M. Mirovozzrenie lic s narkoticheskoj zavisimost"ju. [Worldview of drug dependent persons]. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 2. Pp. 00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)