УДК 33.330 Л.С. Денисова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ - ОСНОВА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В статье позиционируется целостное мировоззрение, являющееся методологической базой для оценки экономической эффективности затрат. Рассмотрены его основные признаки.
Ключевые слова: методологическая база, целостное мировоззрение, экономическая эффективность затрат, иерархия выбора объекта исследования.
L.S. Denisova
WORLD OUTLOOK POSITION - THE BASIS OF METHODOLOGICAL APPROACH TO THE ECONOMIC EFFICIENCYASSESSMENT
The complete world outlook that is the methodological basis for the assessment of the expense economic efficiency is positioned in the article. Its main characteristics are considered.
Key words: methodological basis, complete world outlook, economic efficiency of expenses, hierarchy of research objectchoice.
Нынешний кризис в различных сферах жизни (политика, экономика, наука, образование и др.) является, прежде всего, следствием мировоззренческой несостоятельности, отсутствия целостного миропонимания. Последнее не является проявлением ни материалистической, ни идеалистической концепции в отношении так называемого основного вопроса философии (вопроса о первичности и познаваемости мира). В основе целостного восприятия мира лежат три основных принципа.
Первый принцип - целостность. Нет жесткого деления на материальное (видимое) и нематериальное (идеальное, невидимое). В основе всего лежит энергия, скорость движения которой и определяет степень видимости, материальности объекта. Чем ниже скорость (частота вибраций), тем более материален предмет и наоборот. Частота вибраций - это уровень сознания любой формы жизни, или степень концентрации Божественной энергии, Божественного начала во всех формах Бытия. Открытия XX века в области квантовой физики позволили понять сущность материи, в основе которой лежит единое поле сознания - торсионное поле, энергия [1, 2, 3, 4, 8].
«Признавая торсионную природу сознания, мы снимаем извечный вопрос философии: что первично -сознание или материя? Если фундаментальная доминанта природы сознания - материальное торсионное поле, то такие понятия, как сознание и материя, неотделимы и вопрос о «первичности» оказывается при таком подходе лишенным смысла» [1, с. 43].
Понимание единой природы происхождения всех форм материи является условием целостного мировосприятия. Все формы жизни - это единое Целое, единый живой организм, мы едины на энергетическом уровне. Мир един, потому что все в нем - это лишь волны на поверхности единого океана сознания. Можно сказать иначе: всякая материя - концентрация сознания, а всякое сознание - это разряженная материя.
С открытием торсионных полей мы вплотную приблизились к целостному миропониманию, закончилось время, когда силы разъединения доминировали над силами объединения, когда противопоставлялась наука и религия, материя и сознание, логика и интуиция. Время, когда мы предпочитали разъединение -объединению, анализ - синтезу, рассудочное познание - интуитивному, науку - религии, соревнование -сотрудничеству, эгоизм - альтруизму и т.д. Эта односторонность развития набрала опасную критическую массу на планете Земля.
Постановка основного вопроса философии уже предполагает разделение мира, поскольку противопоставляются бытие и сознание. При рассмотрении же мира как единого целого исчезает сама необходимость постановки основного вопроса философии. Чем выше степень целостного мировосприятия человека, тем выше его уровень сознания, которое эволюционирует от Я-эго до космического состояния единства, проходя стадии ощущения целостности с семьей, городом, страной, планетой, Вселенной. С открытием единого поля сознания (торсионного поля) стало возможным объединение человечества, нас ожидает синтез всех представлений о Мире.
Второй принцип - все живое. Человек, природа (камни, растения, животные), все рукотворное (материальное производство, наука, литература и др.) и нерукотворное (чувства, мысли, идеи) живет своей жизнью. Это означает, что все в этом мире имеет рождение - как становление проявленного из непроявленного, жизнь - как процесс развития и смерть - как переход в новое качественное состояние. Скорость протекания внутренних процессов (частота вибраций - уровень сознания) - основное отличие одной формы жизни от другой. Повышение скорости (переход к более тонким видам материи) - условие эволюции. Под эволюцией человека, общества понимается, прежде всего, рост уровня его сознания.
Сущность Мироздания вибрационная. Все в нем от атома до Вселенной вибрирует в различных временный циклах, силовых циклах, пространственных циклах, и многих других, о которых мы еще имеем туманные представления.
Жизнь - есть только энергия. А тело - это только ее проводник. Жизнь - это никогда непрекращающаяся смена душевных состояний (состояний сознания), ради которых человеком совершаются абсолютно все действия. То есть это постоянная работа тонкой духовной (душевной) энергии по программе, формируемой ей самой, и ею самой изменяемой или в направлении развития, или в направлении самоподавления. Жизнь - это только энергетический факт и ничего другого, а энергию невозможно спланировать «на завтра», ее можно ощущать и ею можно управлять только «здесь и сейчас». И тогда не придется потакать законодателям в придумывании экономических проектов «на завтра», исходя из анализа того, что прошло «вчера» и больше никогда в той же форме не повторится. Потому что неизвестно, как развернется энергия Жизни в своих проводниках «завтра».
Третий принцип - законы Вселенной. Вселенная (макрокосмос) и человек (микрокосмос) развиваются по единым космическим (вселенским) законам. Это - закон Беспредельности, закон Иерархии, закон Свободы Воли, закон Реинкарнации (перевоплощения), закон Кармы (бумеранга), закон Жертвы, закон Сроков, закон Подобия, закон Соизмеримости и др. [5]. Перечисление не ранжировано, так как значение каждого трудно переоценить.
Таким образом, согласно перечисленным трем принципам, мир воспринимается целым (единым), живым, развивающимся в соответствии с законами Вселенной, познание и соблюдение которых позволяет человеку (обществу, планете) жить в любви и гармонии с самим собой и с окружающим миром. Жизнь в любви ко всему сущему является проявлением высшего состояния сознания. Любовь - это одновременно и цель жизни (эволюции), и средство ее достижения. Невозможно с помощью нелюбви достичь Любви. Благодаря целостному мировосприятию формируются положительные нравственные ориентиры, повышается уровень духовности (нравственности).
В этой связи правомерно поставить вопрос о смене экономической парадигмы на парадигму нравственную. Это означает, что любая сфера жизнедеятельности человека (в том числе экономическая) должна быть ограничена нравственными координатами. Экономические законы при этом не устраняются и даже не умаляются, но они ограничены (оконтурены) законами нравственности (законами Вселенной). Схематично это выглядит как круг, внутри которого находятся окружности меньших радиусов. Контур внешнего круга -это и есть нравственные координаты поведения общества, выход за которые препятствует его эволюции. Все другие окружности - это контуры (координаты), очерченные законами экономики, политики, социологии и пр. Но все они не выходят за рамки нравственных координат, определяемых законами Вселенной.
Владимир Соловьев в своей статье «Экономический вопрос с нравственной точки зрения» подчеркивает, что нельзя рассматривать экономику как самодовлеющую, то есть сферу жизни, где действуют свои якобы независимые ни от чего законы. Он говорит о том, что независимый закон для человека один - нравственный закон и экономика должна подчиняться этому закону. Он пишет: «...особенность и самостоятельность хозяйственной сферы не в том, что она имеет свои роковые законы, а в том, что она представляет своеобразное поприще для применения единого нравственного закона» [6, с. 412]. Таким образом, меняется система координат, меняется экономическая парадигма, согласно которой мы должны оценивать уровень благополучия общества не столько по экономическим показателям, сколько по уровню нравственности (гармонии). Чем выше уровень нравственности, тем устойчивее, гармоничнее общество. Материальное же благополучие является, прежде всего, условием (средством) роста уровня сознания человека, его духовности.
Сейчас многие исследователи из различных областей знаний пришли к методологической необходимости синтеза науки, философии и духовности [1, 2, 3, 4, 5, 6]. А заниматься исследованием духовности, рассматривать научные явления через призму нравственности довольно трудно, потому что это не физический, а метафизический мир, неподдающийся непосредственному наблюдению. И тем не менее экономист, вставший на точку зрения, согласно которой реальны лишь объекты, подлежащие непосредственному
наблюдению, не может преодолеть методологический барьер и оказывается неспособным адекватно теоретизировать о макроэкономических механизмах.
Исходя из целостного мировосприятия, экономика также рассматривается как целостный живой организм, который в свою очередь является «клеткой» (частью) живого организма другого уровня - общества в целом (государства). Государство - «клетка» планеты, планета - «клетка» Космоса. Следовательно, экономика развивается по тем же вечным законам, что и вся Вселенная. Так, закон спроса и предложения - это форма проявления космического закона Соизмеримости; экономические циклы - форма проявления космических законов Ритма и Сроков; закон убывающей отдачи - проявление закона кармы (бумеранга) и др. Каждый спад в экономике - это следствие предыдущего подъема и условие последующего (выдох - условие вдоха). Это «дыхание экономики» и есть проявление космических законов Ритма и Сроков. Применительно к экономическим циклам можно сказать, что и частота ритма, и сроки его фаз предсказуемы и корректируемы. Вспомним циклы Н.Д. Кондратьева и А.Л. Чижевского. Чем глубже человек проникает в суть космических законов, тем свободнее он ориентируется во времени и пространстве, тем чаще он осуществляет спонтанно-правильные действия, основанные не на интеллектуальном просчете множества вариантов поведения, а на интуиции, чувствознании.
Бессмысленно пытаться догнать Запад, копируя его вариант развития. Кармическое наследие России (наследие прошлого) отлично от других стран, а стало быть, и путь ее отличен. Наша задача первостепенная - верно расставить приоритеты ценностей с тем, чтобы увеличение материальной мощи было лишь условием роста силы духовной. Это позволит нам избежать в будущем тех проблем, с которыми сталкиваются постэкономические (постиндустриальные) общества. Это общества, где решены материальные проблемы. В частности, Швеция, достигшая постиндустриального развития и в то же время имеющая самый высокий в мире уровень самоубийств. Парадоксально, но люди, имеющие полный материальный достаток, достигшие, наконец, «заветной цели», вдруг ощущают себя несчастными. Это ли не проблема для общества? Ее решение лежит в плоскости не материальной, но духовной, а это решение значительно сложнее. Не будь столь высоких издержек переходного периода в России мы, возможно, еще долго не вышли бы на «упреждающий» вариант поведения в экономике, политике, а главное - в духовно-нравственной сфере. Исходя из этого, важно отметить, что нашему обществу необходим новый тип частного предпринимателя - предпринимателя с высокими стандартами профессиональной этики, верными нравственными координатами и новым мировоззрением. Деятельность предпринимателя любого уровня (мелкий, средний, крупный) направлена на повышение результативности (эффективности) своей работы. Однако, что понимать под результатом (эффектом) в расчетах экономической эффективности?
Экономическая эффективность - это, пожалуй, наиболее часто встречающий объект исследования в экономике. Между тем, более разносторонних подходов, чем подходы к оценке экономической эффективности, тоже нет [7, 9, 10]. Прежде всего, требует определенности, на наш взгляд, критерий экономической эффективности. В сущности, благодаря критерию, можно добиться определенной социальной направленности и методических подходов. Направленности на общечеловеческие ценности, социальную сферу. В свою очередь выбор критерия эффективности невозможен без выбора цели функционирования предприятия, а цель невозможно выбрать без выбора мировоззренческой позиции. Поэтому необходимо соблюдение определенной «иерархии выбора». Иерархию выбора (ИВ) символизирует пирамида, верхушка которой (первая ступень) отражает самый высокий уровень абстракции, а основание (пятая ступень) - конкретный уровень -конкретизацию методов (методик) оценки экономической эффективности. На самом высоком уровне абстракции необходимо определиться с выбором мировоззренческой позиции. От того, как мы понимаем мир и свое место в этом мире, определяется нами цель жизни (вторая ступень ИВ), а затем цель производства -функционирование предприятия (третья ступень ИВ). А выбор цели производства влияет на выбор критерия его эффективности (четвертая ступень ИВ). Последний же определяет выбор конкретного метода (методики) расчета экономической эффективности (пятая ступень ИВ).
Каждой ступени пирамиды, отражающей ИВ, соответствует объект исследования, как то:
- 1-я ступень ИВ - выбор мировоззренческой позиции, системы миропонимания;
- 2-я ступень ИВ - выбор цели жизни;
- 3-я ступень ИВ - выбор цели развития предприятия;
- 4-я ступень ИВ - выбор критерия экономической эффективности;
- 5-я ступень ИВ - выбор метода (методики) расчета экономической эффективности затрат.
Ранжирование ступеней ИВ адекватно степени абстракции объекта исследования. Чем выше уровень
абстракции, тем выше ранг, тем больше значимость данного объекта исследования. Очевидно, что самым высоким уровнем абстракции является выбор мировоззренческой позиции, от которой зависят и цель жизни,
и цель экономического производства, и критерий эффективности этого производства, и методы оценки эффективности. Следует заметить, что чем выше уровень абстракции, тем меньше поддается объект исследования количественному измерению (например, как количественно оценить смысл, цель жизни?). И наоборот, чем ниже уровень абстракции, тем легче его объекты исследования поддаются количественной оценке (например, количественные методы оценки эффективности затрат). Известный философский подход к количественной и качественной оценке явлений бытия предполагает изначально качественную постановку вопроса, а затем его количественную оценку. Схематично иерархия выбора объекта исследования представлена на рисунке.
Таким образом, концепция целостного миропонимания является основой (базисом) для духовного роста человека, расширения уровня его сознания до космических масштабов. Как было отмечено выше, три основных принципа лежат в основе этой концепции: первый - целостность; второй - все живое; третий -единые законы развития (эволюции) микро- и макровселенной - Человека и Космоса. Соблюдение этих законов является условием эволюции человека (общества), а несоблюдение - деградации. И в экономике, как части общества (вида жизнедеятельности), также действуют эти законы, нарушение которых влечет негативные последствия в экономической сфере - усиление негативного воздействия внутренних и внешних факторов, влияющих на субъект хозяйствования.
Литература
1. Акимов А.Е. Теория торсионных полей. Физические модели мира. Пути восхождения: мат-лы Между-нар. общест.-науч. конф. - М.: МЦР, 1995. - 143 с.
2. Буданов В.Г. Антропологический переход от технологий информационно-материальных к технологиям гуманитарным // Россия и мир в XXI веке: мат-лы науч. семинара. - М.: Науч. эксперт, 2010. -Вып. 4. - С.126-129.
3. Буданов В.Г. Методология синергетики: принципы, технологии // Философия науки: перспективы развития: межвуз. сб. науч. ст. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. - Вып. 3. - С. 45-57.
4. Буданов В.Г. Синергетика: мировоззрение, методология, наука // Экономические стратегии. - 2010. -№ 5. - С. 48-56.
5. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Законы мироздания или основы существования Божественной иерархии. - 3-е изд., исп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 704 с.
6. Соловьев В.С. Сочинения. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - 412 с.
7. Цветков В.Е. Инновационный менеджмент. - М.: КРОНУС, 2009. - 152 с.
8. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Ч. 3. Новая картина мира // Академия тринитаризма. - М., 2003. - 57 с.
9. Tang J., Ward A. The Changing Face of Chinese Management. - London: Routledge, 2003.
10. Warner M. The future of Chinese management. - London: Routledge, 2003.