#
06’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________77
Юлия ФЕДОСОВА
мировой ТЕРРОРИЗМ: РОССИЙСКО-ИСПАНСКИЙ опыт
9 февраля 2007 г. исполнилось 30 лет со дня восстановления дипломатических отношений между Мадридом и Москвой, которые были прерваны в 1939 г. C конца 70-х гг. Испания находилась на этапе перехода от авторитаризма к демократии и искала пути подключения к активной международной жизни. Это находило широкое понимание и поддержку в нашей стране, в которой все большее развитие получала тенденция к открытости и преодолению холодной войны. Эти явления создали предпосылки для быстрого становления новых отношений стабильного и взаимовыгодного сотрудничества между Советским Союзом и Испанией. Основополагающим моментом является то, что в условиях глобализации между нашими странами возникает реальная область взаимных интересов: в политической сфере, экономике, культуре и других областях.
ФЕДОСОВА
Юлия
Александровна
МосГУ
У российско-испанских отношений очень давняя история, которая восходит к началу XVI в., но лишь в XIX в. отношения между Испанией и Россией вышли на новый, более высокий уровень. Именно в этот период начали учащаться двусторонние контакты в области политического и торгово-экономического взаимодействия. Примером служит «Послание испанских кортесов Александру I», подписанное герцогом Инфантадо в связи с заключением Русско-испанского союзного договора 8/20 июля 1812 г. в Великих Луках. Однако и в XIX и в XX вв. страны переживали сложное становление двусторонних отношений, которые сопровождались то этапами сближения, то этапами взаимного отчуждения.
Сегодня Россия и Испания выступают за многостороннее сотрудничество как модель развития справедливых международных отношений. Наши страны являются единомышленниками в вопросах укрепления единства мировой цивилизации, преодоления опасности межцивилизационного разлома. Страны имеют множество общих вопросов для обсуждения, но особо важной проблемой, с которой они столкнулись в настоящий момент, является проблема терроризма и сепаратизма. Москва и Мадрид понимают всю ее важность и на данный момент показывают солидарность в вопросах, касающихся решительного отпора международному терроризму и экстремизму во всех его проявлениях.
По своей сути терроризм — это очень сложный феномен, по-разному проявляющийся в различных странах, в зависимости от их культурных традиций, социальной структуры и многих других факторов, которые весьма затрудняют попытки дать общее его определение. Исследуя и обобщая признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в уголовных кодексах государств—участников СНГ, профессор В. П. Емельянов предлагает следующее определение терроризму. Терроризм — это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.
С политическим терроризмом за последние несколько лет и Россия, и Испания столкнулись «лицом к лицу». Только в России источник находился на юге страны, а в Испании на севере, в
ф
78_______________________ВЛАСТЬ___________________06’2008
Стране Басков. Изначально терроризм в Испании возник как одна из форм борьбы с диктатурой Франко и был обусловлен неудовлетворенностью части общества существующим режимом в стране. Наиболее крупной и известной террористической организацией в Испании на протяжении уже нескольких десятилетий является ЭТА1.
В последнее время террористические акты не только участились, но и начали принимать все более жестокие и сложные формы. Обе стороны испытывают удары международного терроризма. Террористические акты, совершенные в 2004 г., заставили по-новому взглянуть на взаимоотношения России и Испании, сблизив их в отношении совместного противостояния мировым угрозам и поиску новых путей в решении данной проблемы.
Первый удар был нанесен по Испанскому Королевству 11 марта. В четырех поездах, следовавших к центральному вокзалу Мадрида, практически одновременно было взорвано 13 бомб. Жертвами атаки в «черный четверг», ответственность за которую взяла на себя «Аль-Каида», стал 191 человек. 12 марта 2004 г. все ведущие мировые деловые издания вышли с заголовками «Испания получила свое 11 сентября». Требования террористов поступили незамедлительно. «Аль-Каида» потребовала вывести войска Испании из Ирака. Испания во главе с новым кабинетом министров и премьером Хосе Родригесом Сапатеро приняла решение о выводе испанского военного контингента из Ирака.
Мировое сообщество незамедлительно отреагировало на эти действия. Многие европейские страны, в том числе и Россия, поддержали решение испанского правительства. Другие, включая США и Великобританию, обвинили испанцев в трусости и неспособности «держать удар».
1 ЭТА (исп. ЕТА Euzkadi 1а АкаІ8ипа) — тайная террористическая организация, действующая в Стране Басков — одной из автономных областей Испании. Название организации переводится с баскского языка как «Страна Басков и свобода». ЭТА была создана 31 июня 1959 г. в условиях авторитарного режима Франсиско Франко (1892—1975). После окончания в 1939 г. гражданской войны в Испании франкистские власти уничтожили существовавшую в годы Республики автономию Страны Басков.
Второй удар был нанесен по Российской Федерации. В сентябре того же года общественность была потрясена новым известием. Группа чеченских террористов захватила и удерживала двое суток школу с детьми и их родителями. Это событие тут же стало новой платформой для западной прессы, чтобы выступить с критикой в адрес политики Путина и его неспособности справиться с внутренними государственными проблемами.
Правительство Испании незамедлительно выразило соболезнования России. При этом общественное мнение и испанская пресса четко разделились на два лагеря. Одни поддерживали и выражали сочувствие российскому народу, проводили параллели с недавними событиями в их стране, а другие критиковали действия Кремля и российских спецслужб во время освободительной операции. Некоторые испанские СМИ использовали трагедию в Беслане как повод лишний раз уколоть Россию. Задача уже была не осветить событие, а выставить Россию как страну, которая находится «на верном пути к авторитаризму». Заголовки в основных деловых медиа выглядели так: «Владимир Путин все-таки решился прибегнуть к своему обычному методу: он не стал разговаривать с террористами, он их уничтожил»2; «Путин пришел к власти как сильный человек, способный разрешить конфликт в Чечне. Но сейчас он как никогда далек от этой цели»3. Именно так отреагировали СМИ на действия спецслужб во время освободительной операции.
Конечно, многое из действий спецслужб во время освобождения заложников в Беслане до сих пор вызывает споры и неоднозначные оценки. Но то, в какой форме преподносился западными, в том числе и испанскими, журналистами данный конфликт, ставит под сомнение их профессионализм. Журналисты должны давать объективную оценку событиям, а не выливать не бумагу свои эмоции по отношению к нашей стране. На деле же медиа спекулировали этим, тем самым зарабатывая себе дополнительные очки в глазах проамериканских элит. Внешняя политика современной России достаточно критично воспринималась
2 «Е1 Ми^о», 20 сентября 2004
3 <іа Vanguardia», 22 октября 2004
#
06’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________79
испанскими политологами и журналистами, которые усматривают большую брешь между словами и делами Кремля во время освободительной операции в Беслане. Поведение России на международной арене трактуется большинством испанских журналистов как претензии на возвращение в мировую политику в качестве сверхдержавы, что позволяет им проводить параллели между современной России и той, какой она была в период «железного занавеса». Они назвали характерными чертами современного внешнеполитического курса России растущее проявление национализма; прагматизм и корысть; противоречие между декларациями и действиями; отсутствие реальных позитивных прорывов на конкретных направлениях.
Очень часто в печатных СМИ Испании так называемая «политизированная информация» о России носит ненейтральный характер. В ней, скорее, присутствуют негативные ноты. И мы можем увидеть, как складывается имидж России в Испании. Было бы идеально, если бы рядовые испанцы были заинтересованы в объективной оценке событий, которую можно получить через Интернет. Но проблема в том, что пожилое население консервативно и предпочитает получать информацию из печатных изданий, а молодежь просто не заинтересована в объективной оценке событий в России. Значительный минус еще и в том, что в Испании нет устойчивой научной традиции изучения других стран, за исключением Латинской Америки и арабского мира. А что касается широких слоев населения, то испанцы, как и многие европейцы, сосредоточены в основном на происходящем внутри их страны и мало интересуются зарубежьем.
Иными словами, внутриполитические процессы и события, имеющие место в России, получают в Испании, как правило, одностороннюю оценку, отражающую реально существующие расхождения во взглядах российских и испанских элит. В этом смысле ситуация в Испании близка к положению в других западных государствах. Но есть и своя специфика: для испанских журналистов и представителей политических кругов характерна более сдержанная позиция по отношению к России, чем это можно наблюдать во многих других западных СМИ.
В начале 2005 г. сама Испания в рамках борьбы с внутренним терроризмом и сепаратизмом приняла «Антитеррористический пакт», подписанный всеми ведущими политическими партиями, в котором все партии договорились, что никогда не будут вести переговоры с террористами в поисках политических выгод. Этот пакт не наносит ущерба СМИ, а лишь отражает обязательства партий поддерживать единство перед лицом терроризма и не использовать теракты для критики правительства, независимо от того, какими партиями оно сформировано.
Борьба с терроризмом как раз и является сейчас полем, где Испания и Россия могут тесно сотрудничать, благодаря большому опыту, который накопила Испания в борьбе против ЭТА и Россия во время войны в Чечне. Испания и Россия осознают важность совместных действий по предотвращению и урегулированию террористических угроз. Правительства Москвы и Мадрида отмечают, что борьба с терроризмом должна вестись общими усилиями с сохранением центральной и ведущей роли Организации Объединенных Наций и на основе международного права. Так, 26 июля 2005 г., в рамках совместной инициативы во время встречи главы МИД РФ Сергея Лаврова и его испанского коллеги Мигеля Моратиноса была создана смешанная группа по борьбе с терроризмом.
Москва и Мадрид выступили с заявлением о совместных действиях в борьбе с терроризмом, Российская Федерация и Королевство Испания решительно осуждают терроризм во всех его формах и проявлениях как преступление, не имеющее оправдания, вне зависимости от того, чем мотивированы, когда, где и кем совершаются террористические акты. Стороны подчеркнули недопустимость попыток отождествления терроризма с какой-либо нацией, культурой и религией1.
«Терроризм представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру, безопасности и стабильности, социальному и экономическому развитию государств, а также покушение на фундаментальные ценности, на кото-
1 Заявление о совместных действиях в борьбе с терроризмом от 9 февраля 2006 г. Официальный сайт Президента России http://www.kremlin.ru/text/ docs/2006/02/101411.shtml
ф
80_______________________ВЛАСТЬ___________________06’2008
рых основывается развитие свободных обществ», — отмечается в документе. Россия и Испания считают, что при принятии и реализации мер, направленных на борьбу с терроризмом, государства должны обеспечивать их соответствие обязательствам по международному праву, в частности международным стандартам в области прав человека, прав беженцев и международного гуманитарного права. В документе подчеркивается, что каждое государство обязано принимать все необходимые законные меры для защиты основополагающих прав и свобод человека перед лицом террористической угрозы.
Таким образом, партнерство между Испанией и Россией является сегодня не только техническим инструментом, обеспечивающим договор между суверенными объектами, как это было ранее, а прежде всего прямым свидетельством желания европейских народов, разделенных расстоянием, но близких по своему мировоззрению и устремлениям, тесно сотрудничать в целях общей безопасности и свободы. «Терроризм представляет собой глобальную угрозу, в равной мере направленную против всех стран. Поэтому ответ мирового сообщества должен быть столь же глобальным, согласованным и реши-
тельным, предполагающим эффективное антитеррористическое сотрудничество на всех уровнях: двустороннем, региональном и мировом», — указывается в документе1.
Сегодня российско-испанские отношения носят конструктивный характер и ориентированы на будущее. Помимо общих ценностей, присущих европейскому обществу, в основе современных российско-испанских отношений лежит совпадение ключевых элементов, определяющих внешнюю политику обеих стран. Подтверждение тому — интенсивный, содержательный диалог на уровне глав государств, правительств и внешнеполитических ведомств.
Российско-испанский диалог — один из важных элементов продвижения двусторонних отношений. Россия и Испания выступают за многостороннее сотрудничество как модель развития справедливых международных отношений. Испытав на себе жестокие удары террористов, они тесно взаимодействуют в борьбе против терроризма. Россия и Испания содействовали принятию в 2006 г. глобальной антитеррористической стратегии.
1 Заявление о совместных действиях в борьбе с терроризмом от 9 февраля 2006 года