Научная статья на тему 'Мировой рынок электронной розничной торговли. (обзор)'

Мировой рынок электронной розничной торговли. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / Е-РИТЕЙЛ / M-РИТЕЙЛ / РЕГИОНЫ МИРА / КИТАЙ / США / ЕВРОПА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой рынок электронной розничной торговли. (обзор)»

Сегодня вопрос занятости становится еще более важным, поскольку научно-технический прогресс, новые цифровые и «умные» технологии несут риски для рабочих мест во многих отраслях. Как и в случае с торговыми соглашениями, правительства должны принимать меры против отрицательных последствий применения новых технологий, определять, каким образом эти технологии регулировать и как они могут быть использованы для максимизации общественного благосостояния.

В заключение автор делает вывод о том, что для политического «спасения» глобализации необходимо продемонстрировать важность многостороннего сотрудничества. В то же время при каждой возможности необходимо напоминать людям, что международные вопросы быстро не решаются.

А.А. Сидоров

2018.01.010. ЖИЛИНА И.Ю. МИРОВОЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. (Обзор).

Ключевые слова: мировой рынок; розничная торговля; е-ритейл; т-ритейл; регионы мира; Китай; США; Европа.

В обзоре рассматриваются состояние и тенденции развития рынка электронной розничной торговли (е-ритейл) как составной части электронной торговли (е-торговли) в мире, в том числе в региональном и страновом разрезах.

История е-ритейла (business-to-consumer или business-to-client В2С)1 насчитывает лишь около четверти века (первый интернет-магазин по торговле книгами открылся в 1992 г.), что по сравнению с другими отраслями экономики является очень коротким промежутком времени.

Быстрый рост рынка е-ритейла связан с превращением Интернета в открытую глобальную сеть, с распространением широко-

1 Электронную торговлю в настоящее время принято классифицировать по составу ее участников на ряд направлений (секторов). Основными из них обычно считаются: бизнес - бизнес (Ъште88-1;о-Ьште88, В2В); бизнес - потребитель (Ъште88-1;о-сошитег или Ъште88-1;о-сНеп1;, В2С); потребитель - потребитель (соп-8итег-1;о-сошитег, С2С, или реег-1;о-реег, Р2Р). Рассматривают также взаимоотношения бизнеса и потребителей с государственными и иными органами, регулирующими электронную торговлю. - Прим. автора.

полосного доступа (фиксированного и мобильного) к этой сети и проникновением компьютеров в повседневную жизнь людей. Если в 1998 г. в мире насчитывалось 95,4 млн пользователей Интернета (3), то, по оценкам, к концу 2017 г. количество пользователей достигнет 3,58 млрд человек, что составляет 48% населения планеты (10, с. 10). Самый высокий уровень охвата населения Интернетом наблюдается в Европе - 79,6%. За ней следуют Северная и Южная Америка - 65,9%, Азиатско-Тихоокеанский регион - 43,9, Арабский мир - 43,7 и Африка - 21,8%. Наибольшее число пользователей Интернета (700 млн человек) проживают в Китае, второе место по этому показателю занимает Индия (355 млн человек) (10, с. 12).

Характерной чертой е-ритейла является тенденция к индивидуализации спроса на продукты и услуги (1, с. 107; 9, с. 5), хотя цена продолжает заметно влиять на решения покупателей, особенно когда речь идет о трансграничной онлайн-торговле (кроссбор-динге). По данным признанного эксперта по маркетинговой стратегии Х. Салеха, для 67% онлайн-покупателей именно более низкая цена является решающим стимулом для трансграничной покупки (8). Объем трансграничной торговли в мире вырос с 304 в 2015 г. до 530 млрд долл. в 2017 г., а количество покупателей - с 361 до 567 млн человек. По прогнозам, в 2020 г. объем трансграничной торговли достигнет 1 трлн долл., а численность покупателей -943 млн человек (8).

С начала 2010-х годов в связи с появлением и распространением смартфонов и планшетов продолжается активное развитие и т-ритейла (покупки товаров и услуг с помощью мобильных устройств). В настоящее время т-ритейл, преимуществом которого является возможность осуществлять покупки любое время и в любом месте, рассматривается экспертами как рычаг роста электронной торговли.

В 2016 г. на долю т-ритейла приходилось 34% онлайн-сде-лок. Предполагается, что в ближайшие годы т-ритейл будет расти на 200% быстрее, чем «классический» е-ритейл. В тройку лидеров стран по количеству «мобильных» покупателей входят Китай (68%), Объединенные Арабские Эмираты (57), Турция (53%). Наиболее высокими темпами т-ритейл растет в Японии (50%), Великобритании (45), Южной Корее (44), Австралии (35) и Нидерландах (34%) (7).

С приростом интернет-аудитории (в основном за счет мобильных пользователей) повышаются темпы роста е-ритейла в целом (в 2012-2016 гг. они в среднем превышали 20% в год), а также объем мирового рынка е-ритейла (6, с. 18). Так, по оценке американской компании «еМагке1ег», оборот мирового е-ритейла в 2015 г. составил 1,548 трлн долл., в 2016 г. - 1,915, в 2017 г. - 2,352, а в 2020 г. достигнет 4,058 трлн долл. При этом его доля в мировой розничной торговле за этот период вырастет с 10,0 до 14,6%, хотя темпы роста снизятся с 22,9 до 18,7% (11).

В течение нескольких последних лет лидером сектора В2С является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с оборотом в 2015 г. в 1,056 трлн долл. (46,5% рынка); второе место принадлежит Северной Америке - 644,0 (28,3); на третьем месте - Европа - 446,0 (22,2); на четвертом - Латинская Америка - 33,0 (1,5); на пятом - Ближний Восток и Северная Африка - 25,8 трлн долл. (0,4% рынка). На прочие регионы, включая Африку, приходится 1,1% рынка (6, с. 11).

Оборот е-ритейла в АТР за счет высоких темпов роста в Китае, Индии, Индонезии почти вдвое превышает показатель Северной Америки. Это объясняется довольно высокими темпами экономического роста азиатских стран (в частности, темпы роста экономики Индии в настоящее время являются самыми высокими в мире (около 7%)) и информатизацией их экономики.

Ожидается, что АТР в ближайшие годы сохранит свои позиции в секторе В2С, поскольку в то время как Азия (рост 20%) находится на подъеме, рост рынка в Северной Америке (9%) замедляется. Южная Америка (+16,5%), Ближний Восток и Африка (+11%) демонстрируют значительный рост, но отстают от Европы (+19%) (2).

Растет также доля е-ритейла в мировом ВВП (е-ОЭР). Если в 2011 г. она составляла 1,34%, то в 2015 г. - 3,11% (6, с. 15). В 2016 г. рекордсменом по е-ОЭР являлась Европа (4,91%), АТР занимала второе место с показателем 4,87%. В страновом разрезе первое место по этому показателю занимает Великобритания (7,9%), за ней следуют Китай (5,8) и Франция (3,95%) (2).

Великобритания также занимает первое место по доле покупателей, приобретающих товары по электронным каналам: 98% интернет-пользователей совершают онлайн-покупки (доступ в Интернет имеет 81% населения страны). В то же время в Индонезии, где только 15% населения имеют доступ к Сети и только 29% из

них совершают онлайн-покупки, отмечены самые высокие темпы роста числа онлайн-покупателей - 24,2%. Средняя сумма расходов в расчете на одного онлайн-покупателя в мире составляет в настоящее время 1425 долл. на человека в год при ежегодном темпе роста 7,4% (2).

В страновом разрезе на мировом рынке е-ритейла доминируют Китай и США (почти 60% мирового рынка), тогда как на все остальные страны приходится чуть больше 25%. При этом доля Китая на рынке постоянно растет (по сравнению с 2014 г. она увеличилась на 5,9%), в то время как Великобритания и Япония потеряли 1 и 2% рынка соответственно (6, с. 21). В 2015 г. в десятку лидеров рынка, потеснив Бразилию, вошла Индия, средний возраст населения которой составляет 27 лет, что, учитывая средний возраст онлайн-покупателей (40 лет), для электронной торговли означает огромный потенциал для роста. Довольно высокие темпы роста е-ритейла ожидаются и в таких странах, как Южная Корея и Индонезия, за счет роста населения и проникновения мобильного Интернета, что усилит позиции АТР на мировом рынке е-ритейла.

По прогнозам «eMarketer», в 2017 г. в Китае оборот е-ритейла достигнет 899,09 млрд долл. (47% мирового оборота), т.е. эта страна сохранит свою роль локомотива мирового е-ритейла в основном за счет кроссбординга. Северная Америка с оборотом е-ритейла в 423,34 млрд долл. останется вторым крупнейшим региональным рынком е-ритейла (11). Тор-10 стран - лидеров сектора В2С в 2015 г. представлены в таблице.

Таблица (6, с. 20-21) Top-10 стран мирового сектора В2С (2015 г.)

Страна Оборот, млрд долл. Доля рынка, %

Китай 766,5 33,7

США 595,1 26,2

Великобритания 174,2 7,7

Япония 114,4 5,0

Франция 71,9 3,2

Германия 66,2 2,9

Южная Корея 64,8 2,8

Канада 35,7 1,6

Индия 25,5 1,1

Россия 22,8 1,0

В 2016 г. объем европейского рынка е-ритейла составил 530,58 млрд евро (прогноз на 2017 г. - 602,84 млрд евро). В пятерку стран-лидеров на европейском рынке входили Великобритания (оборот 197 млрд евро), Германия (86), Франция (82) (доминировавшие на рынке и в предыдущие годы), а также Россия (28) и Испания (28 млрд евро). По сравнению с 2016 г. изменений в расстановке лидеров не произошло.

Наибольшая доля онлайн-продаж приходится на Западную Европу (53,19%), на втором месте - Центральная Европа (20,68), за ней следуют Южная (11,20), Северная (8,77) и Восточная Европа (6,17%) (5, с. 35, 34). При этом в 2017 г. ожидается увеличение темпов роста е-ритейла в Южной Европе (с 15% в 2016 г. до 18% в 2017 г.) и некоторое их снижение в остальных регионах (на 1-4%) (5, с. 38), притом что темпы роста очень различаются по странам.

Одним из показателей развития е-ритейла в ЕС-28 является рост доли компаний, участвующих в электронной торговле. Если в 2010 г. она составляла 13%, то в 2016 г. - 18% (5, с. 30).

В 2016 г. наибольшим спросом пользовались у европейских онлайн-покупателей одежда и спорттовары (34% покупок), медийное и компьютерное программное обеспечение (28), товары для дома (24), а наименьшим - лекарства (7% покупок) (5, с. 46).

Некоторые эксперты утверждают, что в ближайшее десятилетие е-ритейл ожидают серьезные преобразования, связанные с использованием возможностей искусственного интеллекта (ИИ). По их мнению, ИИ позволит снизить показатель отказов от покупок и привлечь клиентов в цифровую среду за счет создания мобильных приложений (некоторые из них уже существуют), которые, изучив привычки и потребности конкретного человека, станут его персональными помощниками в мире покупок. Кроме того, технология ИИ даст возможность увеличить объем покупок за счет замены поиска по словам визуальным поиском, поскольку часто пользователи не могут подобрать правильный термин для поиска необходимого продукта; собирать данные о привычках клиентов, позволяющие точно предсказать их будущие покупки, а также влиять на повседневную жизнь, так как понимание человеческих привычек и поведения является основой процветания любого предприятия (4).

Список литературы

1. Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2015. -№ 3. - С. 106-114. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-elektronnoy-kommertsii-v-sisteme-mezhdunarodnyh-torgovyh-svyazey

2. Мировой рынок электронной коммерции вырастет по итогам 2017 года на 17% // Retail & Loyalty news (Информационный портал). - 2017. - Режим доступа: http://www.retail-loyalty.org/news/mirovoy-rynok-elektronnoy-kommertsii-vyras tet-po-itogam-2017-goda-na-17/

3. Федоров А. Internet в цифрах и фактах. Осень 2000-го. - Режим доступа: http://compress.ru/article.aspx?id=11954#10

4. Comment l'intelligence artificielle va influencer l'avenir du commerce électronique // Intelligence artificielle. - 2017. - 31.08. - Mode of access: https://www.aurone.com/ comment-l%E2%80%99intelligence-artificielle-va-influencer-lavenir-du-commerce-%C3%A9lectronique

5. European Ecommerce report 2017. - Amsterdam: Ecommerce Foundation, 2017. -104 p. - Mode of access: https://www.r-trends.ru/netcat_files/526/459/C_European_ Ecommerce_Report_2017_v170623_published_28basic_29.pdf

6. Global B2 C E-commerce Report 2016. - Amsterdam: Ecommerce Foundation, 2016. - 109 p. - Mode of access: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/2016/11/ Global_B2C_Ecommerce_Report_2016_Light_version.compressed-1.pdf

7. Margerite F. Les chiffres clés du m-commerce dans le monde en 2016. - 2016. -Mode of access: https://www.ecommerce-nation.fr/les-chiffres-cles-du-m-commer ce-dans-le-monde-en-2016/

8. Saleh Kh. Cross border shopping - statistics and trends. - Mode of access: https://www.invespcro.com/blog/cross-border-shopping/

9. Soultanbeieff L. L'e-commerce d'aujourd'hui et ses perspectives. - Budapest: Bureau de l'AWEx à Budapest, 2016. - 28 p. - Mode of access: http://www.awex-export.be/fr/medias/etude-e-commerce-hongrie

10. The state of broadband: Broadband catalyzing sustainable development. - Genève: Broadband Commission for sustainable development, 2017. - 104 p. - Mode of access : https ://www. itu. int/dms_pub/itu-s/opb/pol/S-P0L-BR0ADBAND.18-2017-PDF-E.pdf

11. Worldwide retail Ecommerce sales will reach $1.915 trillion this year. - Mode of access: https://www.emarketer.com/Article/Worldwide-Retail-Ecommerce-Sales-Will-Reach-1915-Trillion-This-Year/1014369

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.