Научная статья на тему 'Мировой опыт слияний (поглощений) и его использование в российской экономике'

Мировой опыт слияний (поглощений) и его использование в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1577
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ СИП / МЕТОДЫ СИП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельник А.И., Перевозова О.В.

В настоящее время, слияния и поглощения стали одной из основных стратегией роста компаний в условиях мировой глобализации экономики. И с каждым днём всё больше предприятий в стремлении к увеличению своего масштаба, экономии издержек, получения эффекта синергии выбирают стратегию слияния и поглощения. В статье рассмотрен мировой опыт слияний (поглощений) и его использование в российской экономике. Изучены сущность и классификации СиП, методы слияний и перспективы Сип для российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт слияний (поглощений) и его использование в российской экономике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070

Каждый квадрат присваивает товару, который в него попадает, определенные положительные или отрицательные характеристики. Для того чтобы сохранять товары на лидирующих позициях и использовать возможности продвижения товара из зоны низких объемов продаж в более привлекательные области, необходимо участие квалифицированных сотрудников, которые непосредственно влияют на результаты продаж всех категорий товаров магазина.

Так, например, для поддержания отличительных особенностей товаров «звезд», в условиях растущей конкуренции, в магазине должны работать сотрудники, обладающие высоким уровень знаний обо всех особенностях товара, знать новинки продаваемых товаров, быть внимательными к потребностям покупателя.

Для поддержания имеющегося положения «дойных коров», персонал магазина обязан предлагать новые модели товаров, напоминать о существующих скидках и акциях, уметь консультировать по всем возникающим вопросам

Если прикладывать определенные усилия, то «трудные дети» со временем могут перейти в «звезды». Увеличение инвестиций и грамотная работа персонала, которая заключается в постоянной рекламе и представление товара с наиболее привлекательной стороны, позволят товарам, попавшим в категорию «трудные дети», увеличить коэффициент прибыльности.

Работая с матрицей БКГ легко ориентироваться в предстоящих действиях относительно какого-либо товара, но немаловажно отметить, что все изменения происходят с участием сотрудников организации, которые должны качественно выполнять свою работу и тем самым помогать кампании делать результативные шаги в сторону выбранной стратегии развития ассортиментной группы товаров. Список использованной литературы:

1. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.122 с.

2. Маркетинговые исследования. Теория и практика : учебник для бакалавров / под общ. ред. О. Н. Романенковой. — М. : Изда- тельство Юрайт, 2014. — 315 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

3. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.

4. «Спортмастер» - сеть спортивных магазинов, интернет-магазин спортивных товаров и инвентаря для активного отдыха и спорта. [Электронный ресурс]: http://www.sportmaster.ru/

5. Intersport International Corporation [Электронный ресурс]: http://www.intersport.ru/

© Медкова Д.А., 2017

УДК33

Мельник А.И., Перевозова О.В.,

Финансовый университет при Правительстве РФ, ( Челябинский филиал) г. Челябинск Melnik A.I., Perevozova O.V., Financial university at Government of Russian Federation, Chelyabinskbranch

МИРОВОЙ ОПЫТ СЛИЯНИЙ (ПОГЛОЩЕНИЙ) И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

В настоящее время, слияния и поглощения стали одной из основных стратегией роста компаний в условиях мировой глобализации экономики. И с каждым днём всё больше предприятий в стремлении к увеличению своего масштаба, экономии издержек, получения эффекта синергии выбирают стратегию слияния и поглощения.

В статье рассмотрен мировой опыт слияний (поглощений) и его использование в российской

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

экономике. Изучены сущность и классификации СиП, методы слияний и перспективы Сип для российской экономики.

Ключевые слова

Экономика, слияния и поглощения, классификация СиП, методы СиП.

В настоящее время, слияния и поглощения стали одной из основных стратегией роста компаний в условиях мировой глобализации экономики. И с каждым днём всё больше предприятий в стремлении к увеличению своего масштаба, экономии издержек, получения эффекта синергии выбирают стратегию слияния и поглощения.

Слияния и поглощения (англ. mergers and acquisitions, M&A) (СиП) - класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро-имикроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании [4].

Слияние предприятий представляет собой объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица, их правопреемник. К правопреемнику переходит все имущество, а также имущественные права и обязанности, реорганизуемых в этой форме предприятий.

Слияние - это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая, объединённая экономическая единица.

Поглощение - сделка, совершаемая с целью установления 100% контроля основного общества над хозяйствующим обществом и осуществляемая путём приобретения более 30% уставного капитала (акций, долей, и т.п.) поглощаемой компании с последующим присоединением поглощаемой компании к основному обществу.

Существуют различные классификации СиП. В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов СиП компаний [6, с. 57]:

1. По характеру экономических взаимоотношений участников сделки:

а) горизонтальные,когда участники сделки выступают в отношениях прямой конкуренции;

б) вертикальные, когда участники сделки выступают в отношениях «поставщик - покупатель» («технологическая цепочка»);

в) однородные, когда участники сделки находятся в одной отрасли, но не связаны отношениями двух первых типов;

г) конгломератные, когда участники сделки находятся в совершенно независимых отраслях.

2. По степени зависимости производств:

а) операционные, когда происходит объединение производственных процессов;

б) финансовые, когда происходит объединение только финансовых потоков.

3. По способу проведения:

а) добровольные, когда происходит передача или слияние контрольных пакетов акций;

б) вынужденные, когда поглощение осуществляется посредством приобретения акций мелких акционеров на открытом рынке (есть варианты, когда их стоимость предварительно «обрушивается»).

Основные мотивы слияний и поглощений компаний: стремление к росту; синергетический эффект (т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний; диверсификация; «недооценка» поглощаемой компании на финансовом рынке; личные мотивы менеджеров; повышение качества управления; мотив монополии; мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде.

Существуют различные методы слияний [2]:

- Прямое или простое слияние - это приобретение одной фирмой акций другой фирмы в таком количестве, которое не дало бы покупателю акций контроля над предприятием, чьи акции приобретаются, но обеспечило бы степень влияния, достаточную для того, чтобы с одной стороны заинтересовать в максимизации прибыли предмета покупки, а с другой стороны получить существенное влияние на его

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

менеджмент;

- Слияние компании посредством обмена акциями между контролирующими их инвесторами.

Методы поглощения отличаются от слияния тем, что поглощающая компания приобретает контрольный пакет акций поглощаемого предприятия. Поглощаемое предприятие теряет свою самостоятельность в решении стратегических вопросов развития предприятия, а также многих тактических задач, сводящихся к определению желательных поставщиков и клиентов, цен, условий поставок и других вопросов.

Слияния и поглощения (СиП) - постоянные явления в рыночной экономике. В мировом хозяйстве было несколько волн массовых слияний и поглощений, совпадавших с периодами экономического роста. Текущее развитие национальной и мировой экономик нельзя представить без слияний и поглощений компаний [5, с. 102].

Современный этап развития мирового рынка СиП определяется вертикальными и горизонтальными сделками в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), а также горизонтальными сделками в сфере медиа-и телекоммуникаций и интернет-технологий.

Многие эксперты считают, что развитие рынка слияний и поглощений будет осуществляться в основном за счет консолидации мелких и средних предприятий, и эти сделки не будут превышать 250 млн долл. США [3, с. 211].

Российский рынок M&A сокращается вслед за общим спадом в экономике.

По итогам I квартала 2016 года большинство отраслей российской экономики продемонстрировали прирост М&А-активности. Наибольший рост по количеству транзакций отмечен в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве и девелопменте, финансах и сфере услуг. Значительно снизилась активность по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в металлургии, где не отмечено ни одной сделки, а также в сфере IT и добыче нефти и газа.

Выводы по исследованию.

Слияния и поглощения - класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро-имикроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании.

Существуют различные классификации СиП: по характеру экономических взаимоотношений участников сделки; по степени зависимости производств.

Основные мотивы слияний и поглощений компаний: стремление к росту; синергетический эффект; диверсификация; «недооценка» поглощаемой компании на финансовом рынке; личные мотивы менеджеров; повышение качества управления; мотив монополии; мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде.

Существуют различные методы слияний.

Ближайшие перспективы российского рынка СиП довольно пессимистические в связи с обострением экономического и политического кризиса. Ближайшее время компании станут более осторожны при выборе компаний-целей, а некоторые из них и вовсе откажутся от таких планов.

Однако с учетом введения санкций у сельскохозяйственной отрасли появились условия для роста рынка, поэтому возможно, что будет увеличение потока инвестиций в сельское хозяйство, особенно среди российских и азиатских инвесторов. Также в условиях роста рынка иностранные компании могут использовать российские активы для вертикальной интеграции.

Перспективы развития рынка M&A в России во многом определяются стратегическими задачами, стоящими перед российскими компаниями, и тем инструментарием, которым они будут пользоваться для их проведения.

Список использованной литературы:

1. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. / Д.Кэмпбел, Дж. Стонхаус, Б. Хьюстон. - М.: Проспект, 2013.

2. Молотников А. Поглощения компаний: обзор методов и средств / А. Молотников // http://www.bkg.ru.

3. Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI века: взаимодействие государства и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_

бизнеса. Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН. - М., 2014.

4. Радыгин А. Слияния и поглощения в корпоративном секторе / А. Радыгин //http://www.antax.ru/doc/articles.htm.

5. Саратовский А.Д. Международные волны сделок слияний и поглощений / А.Д. Саратовский // Мировая экономика. - М.: Наука, 2014.

6. Стерхов А.В. Классификация современных моделей слияний и поглощений компаний/А.В. Стерхов.- М.: Астрель, 2015.

© Мельник А.И., Перевозова О.В., 2017

УДК 338.27

Шилова Т. В.

Альметьевский государственный нефтяной институт, Альметьевск, Россия АНАЛИЗ РИСКОВ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ПО БУРЕНИЮ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся инвестиций в бурение. Для эффективного управления инвестиционной деятельностью требуется принятие обоснованных инвестиционных решений. В настоящее время к числу актуальных проблем инвестиционной деятельности нефтяной промышленности относятся вопросы использования методов инвестиционного анализа, частных и обобщающих показателей оценки рисков инвестиционных проектов. В ходе анализа инвестиционных проектов были выявлены наиболее явные рисковые факторы, оказывающие влияние на них и параметры, которые необходимо учитывать при реализации данных проектов.

Ключевые слова

Инвестиционный проект, риск, бурение, анализ рисков.

В настоящее время наметилась тенденция развития и совершенствования методов и теорий адекватной и наиболее полной оценки ситуации инвестиционных решений на фоне растущей конкуренции на мировой арене, увеличении затрат на материальные ресурсы, а также сложившейся ситуации с растущей неопределенностью ценовых прогнозов на нефть.

На внутрипроектном, проектном и межпроектном уровнях наиболее важной задачей в инвестиционных решениях является распределение средств и капитала в период высокой неопределенности развития экономики. Совершенствование методов оценки рисков инвестиционных проектов приведет к тому, что обеспечится прозрачность и гибкость реагирования на возникающие проблемы, повысится добавленная стоимость, снизятся риски для участников всего процесса в целом.

Наиболее затратным периодом в реализации проектов по бурению приходится на первоначальные периоды, в то время как доходу будут сгенерированы только во время продуктивной фазы жизни месторождения. Принимая во внимание данный разрыв во времени экономическое моделирование становится процессом низкоуправляемым в силу того, что при первоначальном этапе инвестиционные решения должны спрогнозировать экономические и производственные аспекты спустя несколько лет.

Выделим основные риски, возникающие при бизнес-процессе «бурение»:

1. Геологические - данные риски связаны с не подтверждением среднего начального дебита от запланированного в первый год выхода скважины на режим, а также с не подтверждением коэффициента заполняемости ловушки.

2. Экономические - характеризуются снижением цены на нефть, увеличением капитальных вложений и увеличением себестоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.