© Миронова М. Н., Кардашова Ю. К., 2010
Российский университет дружбы народов
117198, РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 Контактный телефон: (903) 145-65-41 e-mail: [email protected]
МИРОНОВА Марина Николаевна
Кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и географии
КАРДАШОВА Юлия Константиновна
Бакалавр менеджмента, магистрант экономического факультета
Российский университет дружбы народов
117198, РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 Контактный телефон: (916) 044-68-80 e-mail: [email protected]
Мировой опыт кластерного подхода в государственной экономической политике: особенности и возможности применения в России
Ключевые слова: кластер; кластерная политика; виды кластерной политики; управление региональным экономическим развитием; эффективность организации производства.
Аннотация. Статья посвящена анализу нового аспекта мировой региональной экономической политики - стимулированию формирования кластеров. Рассмотрены преимущества кластерной организации производства и виды кластерной политики развитых стран. Проанализированы особенности современной кластерной политики в РФ, предложены рекомендации по реализации кластерного подхода в экономической политике страны на основе зарубежного опыта.
Мировая практика функционирования кластеров наглядно продемонстрировала преимущества достижении экономического эффекта, поэтому в рамках государственной политики все большего числа стран стали предприниматься меры по стимулированию их формирования для подъема экономической деятельности в отдельных регионах. Родоначальник кластерной теории М. Портер определяет кластер как «систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которого как целого превышает простую сумму составных частей» [1]. Кластеры выигрывают в конкурентной борьбе посредством повышения производительности труда входящих в них фирм и отраслей, а также путем привлечения новых бизнесов, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера.
В развитых странах кластерная теория на практике начала применяться в начале 1990-х годов благодаря трудам М. Портера, М. Энрайта, Дж. Даннинга, Р. Мартина. В современной России кластерная политика только набирает обороты, однако отечественная научная школа - основоположник изучения управления региональным экономическим развитием известна такими именами, как М. К. Бандман, Н. Н. Колосовский,
Н. И. Ларина, И. В. Пилипенко и др.
На сегодняшний день кластерная политика, являясь конечным этапом развития региональной политики в передовых странах, определяется как система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер, а также внедрение инноваций.
Кластерный подход, появившийся в процессе изучения конкурентных преимуществ стран в условиях глобализации, по существу можно охарактеризовать как сферу пересечения нескольких направлений политики государства - внешнеэкономической, научно-технической, промышленной. Направления политики, накладываясь в деятельности отдельных территорий, тем самым доказывают, что кластерная политика является частью региональной политики государства.
Новизна нашего исследования связана с применением кластерного подхода в региональной экономической политике РФ на основе многостороннего изучения зарубежного опыта кластеров и управления их формированием, а также анализом современных механизмов управления региональным развитием в России.
Преимущества кластерной организации производства. По мнению М. Портера, «конкурентные преимущества не наследуются, а создаются» [1], и следовательно, наличие избыточных природных ресурсов не является решающим фактором при определении товарооборота, в то время как нехватка факторов производства стимулирует развитие некоторых стран. Эффективность кластеров обусловлена рядом особенностей, которые отличают их деятельность. Так, при кластерном подходе основные усилия направлены на создание условий для реализации преимуществ кластеров по сравнению с традиционными формами организации производства.
Преимущества на макро- и микроуровне. На макроуровне кластерной организации производства становится возможным комплексное формирование хозяйства региона благодаря непосредственному взаимодействию участников бизнеса и органов власти. На микроуровне благодаря кооперации между фирмами появляется возможность совместно развивать и использовать сырьевую базу (это сокращает затраты на разработку и, соответственно, снижает цену готового продукта), рационально использовать производственные мощности, уменьшать коммерческие риски. Участие в кластере научноисследовательских центров и вузов обеспечивает обмен знаниями, внедрение новых разработок, а также способствует повышению качества подготовки молодых специалистов.
Преимущества с точки зрения системы управления. Объединение разрозненных крупных фирм, малых предприятий, поставщиков (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектов инфраструктуры и т. д. в кластер повышает эффективность управления, т. е. происходит подчинение бизнеса единой стратегии, и одновременно за счет реорганизации системы управления снижаются административные издержки. Для каждой компании должна быть выработана гибкая система управления, основанная на исторически сформировавшихся в стране ценностях [2].
Преимущества, обусловленные снижением издержек благодаря производственным процессам кооперирования и комбинирования. Происходит снижение затрат по всей цепочке добавленной стоимости - от производства сырья до реализации готовой продукции и утилизации отходов. При этом обеспечивается наиболее эффективный масштаб производства. Таким образом успешно функционирующий кластер обеспечивает развитие целой группы предприятий, входящих в единую технологическую цепочку, что, в свою очередь, благотворно отражается на положении региона. По этой же причине с учетом государственной инвестиционной поддержки кластеры являются наиболее эффективными объектами для адресного бюджетного финансирования.
Преимущества в формировании бюджетов разных уровней. Кластерный подход позволяет за относительно короткое время обеспечить стабильный приток отчислений в бюджет. Формирование кластера ведет к повышению эффективности деятельности предприятий, что, в свою очередь, увеличивает налогооблагаемую базу и, соответственно, налоговые поступления в бюджет региона.
Преимущества использования регионального компонента в кластере. Преимущества кластера в большей степени проявляются тогда, когда родственные и поддержи-
вающие фирмы сконцентрированы географически - на одной местности, в регионе. В этом случае входящие в кластер фирмы быстрее узнают о прогрессе в технологиях, о доступности новых материалов и оборудования, о новых концепциях обслуживания и маркетинга. Географическая близость фирм позволяет участникам довольно часто встречаться, обмениваться неформальными визитами и переходить на частные взаимоотношения.
Кластерная политика за рубежом. В зарубежной практике кластерную политику исторически разделяют на два периода: первого и второго поколений. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством по идентификации кластера, определению поля деятельности формирующих кластер фирм, созданию государственных органов его поддержки и осуществлению общей политики стимулирования всех кластеров в стране. В данном периоде ведущую роль в исследованиях играют экономико-географы и региональные экономисты, которые с помощью средств пространственного моделирования должны выявить кластеры и определить их состав. Первый этап кластерной политики характерен, в основном, для государств с высокой степенью развитости традиционных производств - Испания, Португалия, Греция, Нидерланды и Италия.
Кластерная политика второго поколения, которая базируется на хорошем знании существующих в стране кластеров, подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности, так как государство может выступать в качестве менеджера, заказчика, инициатора производственного процесса, брокера, сводящего производителя и потребителя внутри кластера, и источником финансирования для фирм, работающих в кластере. Кластерная политика второго поколения превалирует в странах с высоким уровнем жизни (в Швейцарии, Швеции, Великобритании, Финляндии, Австрии, США), где «кластеризованы» все отрасли экономики - традиционная промышленность, сфера новых технологий и сектор услуг.
В зависимости от поставленных целей и культуры предпринимательства государство может выполнять различные функции при проведении кластерной политики. В этой связи выделяются две модели кластерной политики развитых стран - «континентальная» и «англосаксонская».
«Континентальная» политика развития кластеров реализуется в ряде европейских стран - Швеции, Франции, Норвегии и др., где особую роль играет активная государственная (федеральная) политика развития кластеров, включающая в себя комплекс мер - от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ их развития до целевого создания ключевых факторов успеха их деятельности (например, создание инфраструктуры, центров совершенства в области НИОКР).
Основной принцип второй - «англосаксонской» - модели, применяемой в США и Великобритании, состоит в том, что кластер рассматривается как рыночный организм, и роль федеральных властей заключается в снятии барьеров на пути его естественного развития. К особенностям кластерной политики в этих странах относится то, что основными игроками являются региональные власти и региональные организации, которые вместе с ключевыми участниками кластеров разрабатывают и реализуют программы их развития. Федеральные власти в ряде случаев финансировали и поддерживали пилотные проекты.
М. Энрайт, ученик и последователь М. Портера, предложил рассматривать четыре механизма проведения кластерной политики (см. [2]):
1) каталитическая кластерная политика - правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские фирмы) и оказывает им ограниченную финансовую поддержку;
2) поддерживающая - каталитическая политика государства дополняется значительными инвестициями в инфраструктуру регионов (в образование, профессиональное обучение, маркетинг и др.), создавая благоприятную среду для развития кластеров;
3) директивная - поддерживающая функция государства дополняется специальными программами, нацеленными на трансформацию специализации региона через развитие кластеров;
4) интервенционистская - правительство, наряду с выполнением своей директивной функции, перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, административных ограничений или стимулов, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.
Инициаторами кластерной политики могут быть не только государственные власти, но и объединения предпринимателей, которые предлагают реализацию программы стимулирования развития кластеров в определенных регионах. Такие программы, получившие название «кластерная инициатива», послужили основой для развития кластерного консалтинга, означающего предоставление услуг по проектам выделения на территории региона определенного вида кластеров, а также преподавание теоретических основ управления кластерными инициативами - кластерный менеджмент.
Кластерная политика РФ. Наша страна переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, экономики, науки и образования, бизнеса и общества. Кластерная политика является новым направлением развития российской государственной региональной политики.
Тема кластеров и кластерной политики впервые официально была обозначена в документах Правительства РФ в конце 2005 - начале 2006 г. В 2005 г. Министерство экономического развития РФ опубликовало доклад, в котором говорилось, что «единственный путь наращивания нашего экономического потенциала - это повышение производительности труда, диверсификация экономики» [3]. На 2006 г. для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• создание инструментов для повышения инвестиционной активности частного сектора;
• проведение инновационной политики;
• внедрение кластерной политики - «нового института развития» (снятие барьеров и развитие межотраслевых и межсекторальных связей);
• разработка новых инструментов поддержки малого предпринимательства [Там же].
В дальнейшем вопросы кластерной политики нашли отражение и в других документах Правительства РФ. Так, в проекте Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации определено понятие «территориальный кластер» - кластер, который объединяет динамичные и внутренне конкурентоспособные сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию, и которые совместно обеспечивают «хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий» [4].
В начале 2008 г. тема кластеров была обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. В Концепции рассмотрены три сценария развития страны: инерционный, энергосырьевой и инновационный. Отмечено, что переход к инновационному сценарию возможен при активном стимулировании предпринимательской инициативы и наращивании инновационной активности в экономике, что, в свою очередь, потребует совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, отличающих постиндустриальную экономику. В их числе названа «поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования,
комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научноисследовательских и образовательных организаций в рамках территориально производственных кластеров» [4].
В проекте Концепции совершенствования региональной политики в РФ затронута тема создания территориально-производственных кластеров для изготовления продукции с высокой добавленной стоимостью [Там же], даются рекомендации по формированию и развитию кластеров с учетом приоритетных для данного субъекта отраслей.
Явным недостатком вышеперечисленных Концепций является отсутствие единого определения понятия «кластер», а обозначенная задача по «формированию территориально-производственных кластеров» скорее напоминает действовавшую в советский период установку правительства на формирование территориально-производственных комплексов.
Присутствующая в правительственных документах расплывчатость в употреблении понятий «кластер», «экономический кластер», «территориальный кластер», «территориально-производственный кластер», «итальянские промышленные округа» обусловлена тем, что на сегодняшний день в мире еще нет устоявшегося определения этого явления. Зарубежные и отечественные научные теории часто противоречат друг другу, раскрывая суть, закономерности и особенности развития кластеров.
Учитывая необходимость проведения кластерной политики в России, в первую очередь нам представляется важным уметь верно понимать и употреблять термин «кластер». Так как в нашей стране кластеры находятся на начальном этапе формирования, необходимо сосредоточить усилия на мероприятиях кластерной политики первого поколения, которую развитые страны в основном уже завершили, и на создании своего рода «кластерной инфраструктуры». В этой связи особую значимость приобретает решение таких проблем, как неразвитость малого и среднего бизнеса, низкая предпринимательская активность и недостатки в административно-правовой базе.
Кластерный подход следует реализовывать с учетом специфики пространственной структуры экономики государства и властной вертикали, складывающейся в современном обществе. Учитывая многолетний опыт функционирования плановой экономики, значительную долю государственного сектора в экономике, недостаточную бюджетную самостоятельность многих регионов России и сохраняющийся «централизм» в управлении, можно заключить, что для России больше подходит «континентальная» политика развития кластеров, применяемая в западноевропейских странах - Швеции, Франции, Норвегии. В этом случае стимулирование формирования кластеров будет находиться в руках государства (чаще - федеральных, реже - региональных органов власти). Исходя из типологии М. Энрайта и современного опыта региональной экономической политики кластерная политика России скорее будет поддерживающей и директивной; при этом возможна разработка федеральных и региональных целевых программ по данному направлению. Однако, чтобы она соответствовала стратегическому курсу инновационного развития экономики страны и не вылилась в очередную громкую кампанию, следует предпочесть интервенционистский тип кластерной политики, позволяющий определять специализацию кластеров, а также ответственность государства и инвестирование государственных средств в кластеры путем трансфертов и субсидий. Поскольку кластеры - это структуры, самостоятельно образующиеся за счет пространственного проявления рыночных сил, то, соответственно, органы государственной власти должны создавать условия для ускоренного и успешного развития, а не пытаться директивно развивать их с нуля.
Кластерная политика в России необходима, так как она будет способствовать формированию и развитию инновационного сектора экономики, что, в свою очередь, приведет к повышению производительности труда и росту конкурентоспособности. При
этом она не может быть унифицированной и повсеместной; она будет различаться в региональном отношении.
Итак, формирование кластеров способствует взаимовыгодному сотрудничеству региональных властей и бизнес-структур, повышает эффективность экономики путем внедрения инновационных процессов в производство, увеличивает активность среднего и малого бизнеса.
За рубежом кластерная политика представляет собой заключительный этап развития региональной политики, во многих странах преобладает кластерная политика второго поколения. Тип проводимой кластерной политики зависит от роли государства в формировании кластера, т. е. от того, образовался ли кластер благодаря наличию уникальных конкурентных преимуществ или его создание было простимулировано «сверху». Для англосаксонских стран характерно стихийное формирование кластеров; в других странах Западной Европы преобладают кластеры, сформированные при непосредственном участии государства.
Исходя из анализа программных материалов по кластерной политике РФ и зарубежного опыта ее проведения России был предложен ряд рекомендаций по применению кластерного подхода в управлении региональным развитием. В РФ необходима реализация мер региональной политики первого поколения. В качестве примера проведения кластерной политики в нашей стране выбраны Швеция, Франция, Норвегия, где проводится «континентальная» политика. «Англосаксонская» модель формирования кластеров нам не подходит ввиду того, что в России еще не до конца оформились принципы функционирования рыночной экономики - свободная конкуренция, отсутствие бюрократических барьеров, личная инициатива граждан. Основным механизмом проведения региональной политики в РФ в перспективе следует считать интервенционистский, который позволит в наибольшей степени реализовать преимущества кластерной организации производства.
В целом использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой России будет способствовать ее динамичному пропорциональному развитию, а также поможет решить задачу диверсификации экономики.
Источники
1. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2005.
2. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве. М. : Ойкумена, 2005.
3. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Режим доступа : www.economy.gov.ru.
4. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. Режим доступа : www.minregion.ru.