Научная статья на тему 'Мировой опыт государственной поддержки аграрных предприятий'

Мировой опыт государственной поддержки аграрных предприятий Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Ильина Елена Андреевна

В статье представлена сравнительная характеристика мер государственного регулирования сельского хозяйства в Соединенных Штатах Америки, Европейском Союзе и России в исторической ретроспективе. Кроме того, изучена эффективность мер государственной поддержки сельского хозяйства в этих странах на примере динамики поголовья коров, производства молока и надоя молока на одну корову за период 1965 – 2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт государственной поддержки аграрных предприятий»

УДК 641.145 ©Е А. Ильина. 2012

Е, А. Ильина

МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье представлена сравнительная характеристика мер государственного регулирования сельского хозяйппва в Соединенных Штатах Америки, Европейском Союзе и России в исторической ретроспективе. Кроме того, изучена эффективность мер государственной поддержки сельского хозяйства в этих странах на примере динамики поголовья коров, производства молока и надоя молока

В современных условиях хозяйствования одним из секторов экономики России. характеризующихся низкой инвестиционной привлекательностью, является сельское хозяйство, поскольку ему присущи специфические особенности: размер получаемого доход л не достаточен для возмещения издержек производства, сохранения 1емель н сопиального развития села. Показатели производства сельскохозяйственной продукции в зарубежных странах превышают аналогичные отечественные показатели.

В настоящее время одними из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции являются страны Евросоюза, а также Соединенные Штаты Америки. Следует отметить, что особую роль в развитии аграрной отрасли этих стран играла и играет государственная поддержка.

Например, в Норвегии в 1927 г. мельницы при помоле были обязаны перерабатывать определенный процент шпенипы отечественного производства. Подобная практика была введена также в других странах Европы в 1930-х гт.

В период острого мирового кризиса (1927— 1933 гт.) для поддержки национального производителя производилась скупка излишков продовольствен по более высокой цене, чем на мировом рынке. Во Франции в 1931 г. были установлены импортные квоты, затем этот прием стали использовать в других странах Европы. [2]

Более сложные отношения между странами в отношении поддержки отрасли сельского хозяйства стали строиться с момента создания Евросоюза.

В США с 1930-х гг. применялись государственные программы, которые прямо воздействовали на доходы фермеров:

- программьт предназначенные для повышения или стабилизации цен и доходов фермеров:

- программы охраны окружающей среды:

- политика международной торговли, направленная на продвижение американской продукции на мировом рынке;

- программы маркетинга и расширения спроса как на внутреннем, гак и на внеЕпнем рынках:

- программы, направленные на обеспечение продовольственной безопасности страны:

- кредитные программы, предназначенные для страхования сельского хозяйства.

на одну корову за период 1965—2009 гг.

Например, программа поддержки при стихийных бедствиях применялась с 1973 по 19&1 гт. и была призвана поддержать сельскохозяйственных товаропроизводителей в неблагоприятных районах. Заём по маркетингу (1937-194Ё гт.) обеспечивал предоставление кредита при продаже продукции на экспорт.

Таким образом, государственная поддержка является исторически сложившимся основным фактором. влняюшим на уровень инвестиционно]* привлекательности аграрных предприятий зарубежных стран. При этом целью государственной поддержки сельского хозяйства выступает создание стабильных экономических, правовых и социальных условтЕЙ развития отрасли, от которых напрямую зависит ее инвестиционная привлекательность.

На современном этапе развития страны Евросоюза и США являются странами-участницами Всемирной Торговой Организации (ВТО), поэтому господдержка сельского хозяйства в этих странах осуществляется согласно классификации, разработанной в данной организации

Данная классификация мер государственное поддержки сельского хозяйства имеет практическую значимость в связи с тем. что внутренние меры поддержки сельского хозяйства подразделяются на четыре категории:

- меры «желтой корзины» стиьЕлтшруют производство и ока.зываюг влияние на международную торговлю:

- меры «зеленой корзины»: не оказывают негативного воздействия на торговлю и производство:

- меры «голубой корзины»: подразумевают прямые выплаты в рамках програ:>ш сокращения производства:

- меры специального и дифференцированного режимов поддержки сельского хозяйства и сельского развития в развивающихся странах

В странах ЕС господдержка сельского хозяйства осуществляется в рамках единой сельскохозяйственной политики (ЕСП), которая имеет пять основных направлешЕЙ: повышение производительности в

сельском хозяйстве: стабилизация рынка: бесперебойная поставка продовольствия: обеспечение достойного уровня жнзнн фермеров, обеспечение разумных иен для потребителей.

Для реализации указанных направлений правительство ЕС использует практически все меры государственного регулирования сельского хозяйства, разработанные в ВТО.

Важную роль, в рамках мер «желтой корзины», играет ценовая политика, которая направлена на противодействие снижению рыночных пен НИЖе установленного минимума. Для достижения цепи государство устанавливает целевые (орнентирные) цены, по которым государственные закупочные организации закупают сельскохозяйственную продукцию у фермеров, тем самым, гарантируя определенный уровень дохода. Помимо ценовой политики в ЕС осуществляется таможенное регулирование, которое имеет протекционистскую направленность. Так. импортные товары не могут быть проданы внутри стран ЕС ниже цен внутреннего рынка. Кроме того. нз мер. представленных в «желтой корзине», широкое распространение получило льготное кредитование.

Используя все меры «зеленой корзины», ЕС осуществляет косвенное регулирование сельского хозяйства, поскольку преимущества в ценовой конкурентоспособности производства одной страны могут быть элиминированы меньшей стоимостью транспортировки и меньшими издержками сбыта в другой стране. Эффективность этих мер в долгосрочной перспективе ничуть не меньше, чем прямые субсидии.

Также важной составляющей сельскохозяйственной политики ЕС являются меры «голубой корзины». Так. по определенным видам продукции существуют специальные режимы, в рамках которых осуществляется поддержка мн административное ограничение. Административное ограничение вызвано тем. что рынок сельскохозяйственной продукции в ЕС функционирует в условиях перепроизводства. Например, прямые платежи выплачиваются производителям зерна, семян масличных и белковых культур и др.

Государственная поддержка сельского хозяйства в США. как и в ЕС. основана на классификации мер господдержки, разработанной в ВТО.

Так. меры «желтой корзины» в США представлены ценовой политикой, компенсацией затрат на корма и удобрения, а также льготным кредитованием.

Особое внимание уделяется ценовому' регулированию . которое предусматривает два вида иен: целевые (гарантированные) и залоговые цены. Целевые (гарантированные) цены предусмотрены на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции на фермах со средними и пониже иным уровнями затрат. Механизм поддержки: реализация продукции осуществляется по рыночным ценам {которые могут быть выше, ниже либо равны целевым), а в конце года фермер получает разницу между целевой ценой и иеной реализации, если последняя ниже.

По залоговой (фиксированной) цене фермер имеет возможность сдать продукцию в Товарнокредитную корпорацию (ТКК). Заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена

фермером, если это не произойдет, то продукция переходит в собственность ТКК. а фермер получит за нее денежную компенсацию по залоговой цене за вычетом издержек за хранение

В господдержке сельского хозяйства США используются все меры косвенного регулирования (меры «зеленой корзины»). Важным направлением среди представленных мер является проведение научных исследований в области сельского хозяйства, то есть результаты научных исследований быстро «доходят» до конечного потребителя - сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Программа помощи при стихийных бедствиях (одна из мер «зеленой корзины») призвана обеспе-Ч1ггь прямые платежи производителям. чтобы частично возместить финансовые потерн из-за плохой погоды, стихийных бедствий Н др.

Еше одно важное направление господдержки

- развгггне сельской га фра структуры, при этом федеральное правительство США уделяет особое внимание строительству и ремонту шоссейной системы, связывающей фермьг с основными магистралями.

Меры «голубой корзины» также нашли свое отражение в политике США в обтасгн сельского хозяйства и способствуют гармоничному развитию отрасли.

В России можно выделить три исторических этапа развития сельского хозяйства с различным уровнем господдержки и, следовательно, с разными темпами развития отрасли:

1. Дореволюционная Россия:

2. СССР:

3. Современная Россия.

Сельское хозяйство дореволюционной России характеризуется как технически отсталая, малопро-и1водительная. мелкокрестьянская отрасль с низким уровнем оснащения сельскохозяйственными машинами. Государство не оказывало помощи, каждое подворье развивалось в со ответ ствшг с имеющимися внутренними ресурсами.

В Советском Союзе такая ситуация была не приемлема. Переустройство сельского хозяйства начато осуществляться с использованием простейших видов кооперации, которые затем превратились в более высокую форму кооперирования - колхозы, и в 1927 г их насчитывалось более десяти тысяч.

Кроме того дтя сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база (осуществлялось массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин), проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов. зоотехников, трактористов и т.д.).

В результате проведенных мероприятий в 1940 г. по сравнению с 1913 г. валовая продукция сельского хозяйства возросла на 41%. кроме того, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур и производительность сельскохозяйственных животных.

Во время Великой Отечественной войны 19411945 гг. на временно оккупированных территориях

сельское хозяйство оыло полностью разрушено. тем не менее колхозы н совхозы, находящиеся в тылу, несмотря на изъятие большого количества техники, уход на фронт трудоспособных мужчин обеспечивали советскую армию и население продовольствием.

После войны началось ускоренное восстановление сельского хозяйства и к 1950 г объем сельхозпродукции достиг довоенного уровня, однако продовольственная проблема в стране не была решена полностью.

Так. в 1954 г. было принято решение об освоении целинных н залежных земель, что позволило в короткие сроки существенно увеличить производство зерна и продукции животноводства; валовая продукция сельского хозяйства за 195-1—1958 гг. возросла на 51%.

Однако сельское хозяйство не удовлетворяло полностью потребности населения и промышленности. по этому в 1965 г. основные направления аграрной политики государства включали создание н совершенствование системы экономических отношений. обеспечивающей прочную заинтересованность колхозов н совхозов в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, улучшении её качества и росте производительности труда: осуществление последовательной интенсификации сельского хозяйства на основе комплексной механизации, химизации, мелиорации земель, концентрации и специализации производства, повышения культуры земледелия и животноводства и т.п.: проведение системы социальных мероприятий, направленных на постепенное сближение условий жизни городского и сельского населения. [1]

Для ускорения темпов развития сельского хозяйства государство финансировало расходы пред-

приятий по проведению мелиоративных работ, известкованию кислых почв, коренного улучшения земель и др. Также возросли объемы государственных закупок сельскохозяйственной продукции.

Так. произошло увеличение капитальных вложений в отрасль с 20%. от общего объема в 19611965 гг. до 26% в 1971-1975 гг. [1]

Результатом государственной поддержки сельского хозяйства явилось: усиление технического прогресса; всесторонняя механизация, электрификация и химизация производственного процесса: постепенный перевод отрасли на промышленную основу и т.д.

Кроме того, в 1970-х гг. получили распространение научно-производственные и производственно-научные объединения, зто свидетельствует о тесном взаимодействии науки и производства, то есть быстром внедрении научных достижений в производство, что также способствует росту7 производительности.

Таким образом, наибольшая производительность сельского хозяйства в колхозах и совхозах была достигнута в 1980-х гг.. однако в рознице наметился значительный дефицит продукции, поскольку' реализация осуществлялась по очень низким пенам, и производителям было выгоднее сдавать готовую продукцию государству по ценам близким к себестоимости.

С: распадом Советского Союза страна вступила в рыночную экономику, которая характеризовалась постоянным ростом цен на промышленные товары и сдерживанием иен на продукцию сельского хозяйства. Колхозы и совхозы оказались в ^финансовом тупике», выходом из которого стало сокращение посевных площадей и крупного рогатого скота (рис.).

Мшгил.

ЯН

50 -

:о -

10

5Б.1

312

33

214

27.3

302

57

3?.-?

-1|^ 21,4 21 20.7

20

о н———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I———I

1913 №6^930 №40 1950 ]ЙЯ ’ЭТО 19В0 вОД,1«б 2000 2005 2001 2003 2009 201'

"V

1 ■■ VII

"V

2 4гал

3 отип

:0^/

Г<ы

Рис. Динамика поголовья крупного рогатого скота в России в хозяйствах всех категорий [3.5.7]

За время реформ 1990-х гг. уровень технического состояния упал до 60-х гт. XX в., прн этом 75% оставшейся в хозяйствах техники - «сельский антиквариат»: выработала свой ресурс н '(.находится за пределами амортизации*. [б]

В настоящее время у большинства хозяйств не хватает денежных ресурсов для обновления ;шп-нотракгорного парка, а хозяйства, которые все-таки обновляют машинотракторный парь, покупают импортную технику, что приводит к зависимостн от зарубежного машиностроения.

Также одна из главных проблем развития сельского хозяйства состоит в разнице между ценами на продукцию отрасли и доходами населензгя. В насго-яшее время население на продукты питания тратит

около 50?а доходов {в ЕС и США около 10%.). В связи с этим сельхозтоваропроизводители должны поднять цену, но население с его доходами не в состоянии это принять, поэтому эту разницу государству необходимо отрегулировать в виде различных доплат. [2. с. 26]

В связи с этим, в последние годы из бюджетов различных уровней выделяются средства на оплату удорожания ГС'М. а также на оплату материальной помощи молодым специалистам в приобретении жилья. но размер ее очень мал.

Реализация мер государственной поддержки США. Евросоюзе н России отразилась на основных сельскохозяйственных показателях, например, динамика поголовья крупного рогатого скота представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика поголовья крупного рогатого скота в Евросоюз*. Соединенных Штатах Америки

и Росспп за перво:] 1965-2009гг.. млн, голов

Страна Годы Темп роста, °/о

1965 1970 1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009

ЕС 40.2 40.2 40,4 33.8 30,3 27.8 25,1 24,7 24.4 24.5 24,1 59 9

США 15=0 12,0 10,8 10,0 9.5 9,2 9,0 9,1 9,1 9.3 9,2 61,5

РФ (СССР) 38.8 39.4 43,3 41,7 18.1 12,8 9.6 9,3 9.1 8.9 8,7 22,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во всех станах за представленный период произошло снижения поголовья крупного рогатого скота, при этом наибольшее снижение произошло в России (на 77.5 “о), а наименьшее в США (38,5%). Это связано с различными условиями развития отрасли сельского хозяйства, а также с

политикой господдержки аграрного сектора; проводимой правительствами этих государств. Кроме того, необходимо рассмотреть динамику производства молока, поскольку сокращение поголовья может быть вызвано увеличением производительности крупного рогатого скота {табл. 2).

Таблица 2

Динамикл производства молока в Евросоюзе. Соединенные Штатах Америки п Росспп за период 1965-2009гг.. млн.тонн

Страна Годы Темп

1965 1970 1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 ■ роста* %

ЕС 117.0 124.5 150.1 147.1 147.0 150.7 149.1 148.5 148.0 149.4 147.3 1.3

США 56,3 53,1 58,2 67,0 70т4 76 ;0 80,3 82,5 84,2 86,2 859 1=5

РФ (СССР) 71.8 52.4 90.5 108.0 39.1 32.0 30,9 31,2 31,9 32,1 32,3 0.4

Несмотря на сокращение поголовья крупного рогатого скота в Евросоюзе я США произошло увеличение производства молока, что свидетельствует о росте продуктивности животных.

Такой рост стал возможным в результате поддержки государства селекционной работы на предприятиях. а также благодаря быстрому внедрению достижений науки в производство. В России произошло снижение производства молока на 60% по сравнению с 1965 г., такая тенденция вызвана распадом СССР и резким сокращением господдержки сельского хозяйства, что. безусловно, отразилось на ди-

намике производительности крупного рогатого скота (см. табл. 3)

Наибольший рост производительности крупного рогатого скота наблюдается в США (в 2.5 раза), в России - в 2 раза. Однако, если в 2009 г. в США и Евросоюзе на одну корову в год приходится 9332 и 6117 кг соответственно, го в России аналогичный показатель составляет 40% и 60% ог значения показателя в этих странах. Такая тенденция вызвана распадом СССР и значительным снижением уровня государственной поддержки отрасли сельского хозяйства.

Таблица 3

Динамика поголовья крупного рогатого скота в Евросоюзе. Соединенных Штатах Америки

п России за период 1965-2009гг., млн. голов

Страна Годы Темп роста. %

1965 1970 1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009

ЕС 2912 3094 3716 4347 4856 5420 5939 6013 6064 6105 6117 210,1

США 3767 4423 5394 6705 7441 8254 8877 9050 9219 9250 9332 247,7

РФ (СССР) 1851 2091 2089 2594 2162 2503 3202 3356 3502 3595 3698 199,8

Таким образом, проводимая в разных странах государственная политика в области поддержки аграрных предприятий по-разному7 отразилась на уровне сельскохозяйственного производства. Поскольку за период 1965-2009 гт. наибольшая производительность крупного рогатого скота достигнута в США. политика правительства этой страны в области поддержит сельскохозяйственных предприятий считается наиболее эффективной.

В связи с этим, считаем необходимым учитывать успешный зарубежный опыт поддержки аграрных предприятий, поскольку достаточный уровень государственной поддержки играет значительную роль в развитии отрасли сельского хозяйства. Кроме того, государственные инвестиции в отрасль способны повысить уровень её инвестиционной привлекательности. тем Самым привлечь дополнительные средства частных инвесторов.

Библиографический список

1. Большая советская зндшктопедия. ІЖЬ: кпрі-'-'&с.асагіеїшс.п^&с.пїЕ^ 129051.СССР.

2. Втвкурая Г. М. Эффективность и финансовая поддержка - основа стабильности н устойчивости сельскохозяйственного производства. Иркутск: Изд-во БГУЭТ1 2003.

3. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах я фактах. М.: РУСАКИ. 2010.

4. Котов Р. М Срав ніпельная характеристика систем государственного регулирования п поддержки сельского хозяйства в зарубежных странах / Сборник научных трудов НГТУ. 2007. №3 (49). С. 113-118.

5. Основные показатели сельского хозяйства Россіш 2006 г.7 2011 г.

6. Семин А. Выход из кризиса ила агония? Что происходит в сельском хозяйстве России. 1Ж]_: кАр: лучта-'.есопоїшсн. kiev.ua.' еімЗехрЬр ?іс1=52 3&\7іеи-агііс1еЕ,.

7. Статистическим ежегодник России 1914г..1Р17г

Сведения об авторе:

Ильина Елена Андреевна - магистр второго года обучения по направленню «Экономика* экономического факультета Иркутской государственной сельскохозяйственной академии (г. Иркутск. Российская Федерация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.