Научная статья на тему 'МИРОВОЙ КРИЗИС И МИР КОШЕК. Что подсказывает Китай. Короткая рефлексия мира с философским подтекстом'

МИРОВОЙ КРИЗИС И МИР КОШЕК. Что подсказывает Китай. Короткая рефлексия мира с философским подтекстом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
350
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой кризис / синтез / интегрирование / образование / традиционные ценности / Cat country

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кампбелл Ян

На примере распада фиктивного общества кошек показал известный китайский писатель и драматург Лао Шэ** (Lao She, 1899-1966) апатию и падение Китая. Некотoрые из аналогий сатирической дистопии Записки о кошачьем городе (猫城 опубликованной в 1932 г.) являются удивительно четкими, своевременными, даже сверхвременными и проверенными историческими событиями***. Поэтому их можно применять и в поиске трендов последствий и желательного бескровного выхода из современного кризиса во всех странах мира, которые приняли доктрину неолиберализма и которые находятся на перекрестке. На этом перекрестке можно встретить трех жаждущих монахов, у которых нечего пить (Sán gé héshang méi shui hé), или: в любом деле, в котором заинтересовано несколько человек, каждый ждет, что сделают другие. Никто не хочет принять решение и быть его инициатором. В настоящее время многие на Западе смотрят в китайском направлении и ожидают оттуда подсказ или даже совет, что делать дальше и как выйти из кризиса победителем. Три основные цивилизации – Евроатлантическая, Евразийская и Азиатская, три генерации – пожилого, среднего и молодого возраста, три традиции – социализм, капитализм (а неолиберализм как чужие идеологии) в сравнении с собственной традиционной культурой, встречаются на перекрестке истории, читают таблицы и выбирают направление, куда и как дальше идти. Статья продолжает продемонстрированное в докладе для конференции в Донецке**** сравнение цикличности, диагностики и лечения мирового кризиса на примере функции клеток и банков. Пример современных отношений между (китайским) бизнесом и искусством, легитимностью китайского социализма, основанной на динамике (китайского) капитализма, и примеры сравнения истории Европы и Китая последних 500 лет, указывают политикам и властям капиталистических стран мира на возможность синтеза и интегрирования науки, образования, политики и бизнеса и фундаментальных элементов выше озвученных троиц так, что на новом пути к более гуманному обществу и миру не должно быть кошачьих следов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЙ КРИЗИС И МИР КОШЕК. Что подсказывает Китай. Короткая рефлексия мира с философским подтекстом»

ЭКОНОМИКС. 2013. № 2.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Ян Кампбелл*

МИРОВОЙ КРИЗИС И МИР КОШЕК Что подсказывает Китай Короткая рефлексия мира с философским подтекстом

На примере распада фиктивного общества кошек показал известный китайский писатель и драматург Лао Шэ** (Lao She, 1899-1966) апатию и падение Китая . Некоторые из аналогий сатирической дистопии Записки о кошачьем городе (ШШ опубликованной в 1932 г.) являются удивительно четкими, своевременными, даже сверхвременными и проверенными историческими событиями*** . Поэтому их можно применять и в поиске трендов последствий и желательного бескровного выхода из современного кризиса во всех странах мира, которые приняли доктрину неолиберализма и которые находятся на перекрестке

На этом перекрестке можно встретить трех жаждущих монахов, у которых нечего пить (San ge heshang mei shui he), или: в любом деле, в котором заинтересовано несколько человек, каждый ждет, что сделают другие . Никто не хочет принять решение и быть его инициатором .

В настоящее время многие на Западе смотрят в китайском направлении и ожидают оттуда подсказ или даже совет, что делать дальше и как выйти из кризиса победителем .

Три основные цивилизации - Евроатлантическая, Евразийская и Азиатская, три генерации -пожилого, среднего и молодого возраста, три традиции - социализм, капитализм (а неолиберализм как чужие идеологии) в сравнении с собственной традиционной культурой, встречаются на перекрестке истории, читают таблицы и выбирают направление, куда и как дальше идти .

Статья продолжает продемонстрированное в докладе для конференции в Донецке**** сравнение цикличности, диагностики и лечения мирового кризиса на примере функции клеток и банков. Пример современных отношений между (китайским) бизнесом и искусством, легитимностью китайского социализма, основанной на динамике (китайского) капитализма, и примеры сравнения истории Европы и Китая последних 500 лет, указывают политикам и властям капиталистических стран мира на возможность синтеза и интегрирования науки, образования, политики и бизнеса и фундаментальных элементов выше озвученных троиц так, что на новом пути к более гуманному обществу и миру не должно быть кошачьих следов.

Ключевые слова: мировой кризис, Cat country, синтез, интегрирование, образование, традиционные ценности

* Кампбелл Ян - профессор, Институт финансов и управления, г. Прага, Чешская Республика .

** Настоящее имя Шу Цинчунь, один из ведущих мастеров национальной литературы Маньчжурского происхождения . «Лао Шэ» нечто вроде фамильярной производной от его имени (букв. «Старина Шэ»)

*** Записки о кошачьем городе (ШШИ), сатира и одно из наиболее популярных произведений писателя, переведённых и на русский язык . Может рассматриваться как антиутопия . Действие происходит на Марсе, где будто бы существует цивилизация существ, внешне напоминающих кошек. Главный герой-землянин, вооружённый пистолетом и спичками, оказывается обладателем самого мощного оружия в кошачьем мире . Кошачий город — столица государства, кичащегося своей древней историей, поэзией и культурой, однако пришедшего в сильнейший упадок вследствие выращивания «дурманных» деревьев и растления правящей элиты . В результате в кошачьем государстве, куда попал рассказчик, к примеру, наступила всеобщая грамотность (вследствие однодневного пребывания в школе-университете), или войска не защищают народ, но грабят, сдерживаемые лишь страхом пред иностранцами - сторожами .

**** СатрЬеП, J ., Мировая экономика - циклы, кризисы и решения по идеям В . И . Вернадского, январь 2014 .

Современный мир.

Три основные цивилизации - Евроатлантическая, Евразийская и Азиатская представляют кроме других, три вида динамики. Динамику первой цивилизации (представленной Европой и США) можно оценить низкой. Динамика второй (представленной Россией) более высокая, чем динамика первой Динамика третьей цивилизации (представленной Китаем) является пока самой высокой . В сравнении с Евроатлантической она не создает впечатление

об апатии общества на пути к гибели, как можно думать при чтении Записки о кошачьем городе.

Несмотря на отсутствие впечатления апатии, Китай ясно показывает на симптомы, которых на западе на первый взгляд нет, но которые являются сущностью и собственными и Евразийской цивилизации: низкая дисциплина, неорганизованность, несистемность действий масс, зависимость от потребления, материального статуса, сервильность официальных интеллектуальных исполнительных элит, непрозрачность и кризис институций, а в не последней очереди, идеализм в одиночестве, уходящая способность искренней дружбы, доверительных отношений, самопожертвования. Нивелизация образования, плоскость коммуникации и отсутствие осознания ограниченности ресурсов и необходимости социальной справедливости следуют

Как кошки в сатирической новелле Лао Шэ имеют особенное отношение к Западу, так и Евразия и Азия имеет особенное отношение к нему Как кошки, так и массы восхищаются чужим богатством, заменяют знание информацией и желают иметь власть В кошачьей школе наводят порядок предупреждением: У ворот иностранец. Ведь надо уважать чужих - Запад, или? Одновременно одна из кошек говорит вслух о западной идеологии: За рубежом они действуют хорошо, но когда мы ими займемся, то получится плохо. Жизнь такая: не всем помогает одно успешное лекарство

Отношение между отдельными цивилизациями, в том числе Евразии и Азии к Западу характеризуют как кошки в новелле, так и три генерации в цивилизациях Старое поколение отказывается от чужого знания и беспрерывного потока информации Среднее поколение ориентируется на корыстные интересы и быстро принимает все трюки запада В результате оно живет со страхом из потери и в одиночестве. Молодое поколение идеализирует ему предложенные образцы и идолы, копирует их и одновременно не осознает, что у него нет средств, способностей и образования, необходимых для достижения идеализированного образца, или идола

Как китайская молодежь одевается по последней моде и пользуется разными западными гаджетами, и одновременно в большинстве не умеет общаться на английском, немецком или французском или испанском языках, так и западная молодежь одевается по последней моде, пользуется теми же самыми современными гаджетами и практически не может общаться на китайском или других азиатских языках, являющихся родными ее сверстникам

Несмотря на это, Евразийская цивилизация в лице России и Азиатская цивилизация в лице Китая убедительно демонстрируют попытку к повороту к традициям и человечности, ценностям, которые потеряли во время социализма и капитализма История доказала, что идеология социализма была чужой для уровня развития общества и поэтому никаких состоятельных результатов не могла принести

Капитализм - одна из самых загадочных, если не самая загадочная система в истории человечества. По-своему она значительно более интересная, чем цивилизация Майя, цивилизация Древнего Китая и Египта Капитализм - это система постоянно меняющаяся, нетождественная самой себе и трудноуловимая Кроме того, у капитализма есть несколько черт, которые резко отличают его от других социальных

систем * Многие марксисты и (нео)либера-лы полагают, что капитализм ровно своеволии капитала. Это не так . Капитал существовал долгое время до капитализма И будет, скорее всего, существовать в той или иной форме и после замены капитализма другой системой

Поэтому капитализм предпочтительно надо рассматривать как сложную социальную систему, связанную с обществом, институционально ограничивающую капитал. Потому что только институционально ограниченный капитал может продлевать время, которое нужно для реализации долгосрочных интерессов капитализма и экспансии капитала в пространстве А экспансия для капитализма необходима, потому что он построен как экстенсивная система

Вторая по сути глобализация** подвела черту под этим процессом Практически уже нет некапиталистических зон, которые можно превращать в периферию капитализма Это обозначает для капиталистической системы серьезный вызов По логике, капитализм должен перейти от экстенсивного развития к интенсивному Вызов заключается в экстенсивности системы, и логика при решении такого рода вызова не помогает Поэтому интенсивный капитализм можно назвать историческим нонсенсом

Возвращаясь к оценке западной идеологии кошкой, то встречаем исторические доказательства такой оценки и приобретения: в обоих обществах, то есть российском и китайском, обе идеологии, социализм и капитализм создали картину модернизирующей машины, которая уничтожает индивидуума, локальную культуру и традиционные с ней связанные ценности

* Фурсов А.И. (1951), окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им . М.В . Ломоносова. Кандидат исторических наук Директор Института русской истории РГГУ заведующий Отделом Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской Академии Наук

** Первой глобализацией понимается эпоха с

1870 до 1914 г.

Мао и маоизм принесли Китаю соединение и политический авторитет. Сталин аналогично принес СССР славу, индустриализацию, опыт в интегрировании разных культур и религий. Сегодняшняя власть России, несмотря на все потери перехода от советского социализма к дикому капитализму может использовать отставшую и выжившую духовную базу и природные ресурсы для возрождения нации, включая идеи интернационализма. Несомненно, брутальность при выполнении задач в Китае и СССР была удивительной Но капиталистическая система и в ее критическом сегодняшнем состоянии не мягче . А в нико-ем случае она не более гуманна, чем похороненный преждевременно родившийся, то есть недоношенный, социализм

Любое гражданское общество скукоживается и постоянно меняется, как и капитализм . Управлять им по теории игр, как это в политике - победитель и пораженный, - невозможно . Сама концепция гражданского общества - дело туманное не только в политике, политологии, СМИ, но прежде всего, в самом обществе

Маркс говорил о гражданском обществе как об обществе собственников, которые в конкурентной борьбе защищают то, что они считают своим правом: право на прибыль . Лексис де Токвил (Alexis de Tocqueville 1805-1859), несмотря на симпатии к гражданскому обществу, выражал сомнение: общество владельцев имеет природный склон подчиниться своим собственным интересам вытекающих из владения собственностью. Индивидуализм всегда приводит к тому, что человек заинтересован только, или прежде всего, в себе и в своей узкой и близкой ему среде. В результате получается человек агрессивный, аполитический и безразличный к другим, и тем и к обществу***

*** Агрессивность приводит к аполитическому поведению общества, результатам не способным поддерживать систему и на уровни индивида приводит к патологическим заболеваниям разных видов.

Поэтому есть кризис гражданского общества очевидный и объяснимый . Поэтому как в Китае, так и России встречаем отчаянно бедных и бесстыдно богатых. Узкая элита с властью и огромная масса бессильных стоят против себя и ждут чего-то, как у Чехова .

Россия и Китай, как и Европа, осознают опасность коррупции, технологических катаклизмов, планировки убывающей разнообразие традиционных городов, храмов, исторических зданий и улиц Все это связанно с пустотой мышления, отсутствием критического мышления исполнительных элит и масс. Как показывает опыт, традиция и традиционные ценности, к которым желают вернуться, все три цивилизации проходят по обычному, простому пути, не по интеллектуальному А уже вообще не по пути идеологизированной жизни Здесь напрашивается поворот, возврат к основе культуры, к простому совету бабушки ее внуку или внучке

Китайца и россиянина в большинстве не интересует доктрина. В трудное и критичное время народу всегда помогали и помогают временами проверенные и близкие народные культы. Они убедительно доказывают, что успех индивида зависит не столько от его способностей или информированности, а от отношений к другим и работы с другими От сети отношений, которые Запад, Евроатлантическая цивилизация отделяет и пытается отделить и у своих соперников - партнеров в Евразии и Азии

Абстрактные правила строения западного общества противостоят прагматизму Евразии и Азии Учитывая суть и основу строения общества на базе отношений, то можно представить себе сбалансированную картину, состоящую из теплого человеческого элемента, охраняющего человека перед холодной крутостью правил В ней будет и коррупция и разборки, но все это другого масштаба и другого вида Такую или подобную картину невозможно представить себе

в системе капитализма-неолиберализма со своим агрессивным и экстенсивным характером, о чем свидетельствуют скромные факты современной истории*.

Функциональное поле традиции, социализма и восточного коллективизма, кланов и т п и функциональное поле капитализма и индивидуализма несовместимы. Функциональное поле политики и экономики отделено в Китае и отделяется в России Функциональное поле частной жизни и культуры во всех цивилизациях выживает и развивается по традиции. На этом перекрестке стоит вопрос: как соединить три приема, чтобы решать главные вызовы времени? И одновременно напоминает трех жаждущих монахов: San ge heshang mei shui he, или: в любом деле, в котором заинтересовано несколько человек, каждый ждет, что сделают другие . Никто не хочет принять решение и быть инициатором решения

Лао Шэ в сатире Записки о кошачьем городе не дал ответ, как закончится новое знакомство Китая с капитализмом Россия и другие тоже не могут дать ответ, как закончится их знакомство с капитализмом Ни Китай, ни Россия пока не могут инициировать кардинальные решения и прогнозировать и предсказать будущее Но фактом остается, что многие вызовы времени помогает решать сам кризис Евроатлантической цивилизации и самой капиталистической системы . Помогает этому потеря репутации западного общества. Она увеличивает самоуверенность Китая и России и одновременно уменьшает риск попытки к копированию западной политики и поведения внутренними конкурентами власти и предателями национальных интересов Это достаточно для того, чтобы человек мог сам себе представить возможное будущее, формулировать альтернативы и проводить анализ последствий

* Только в прошлом веке из-за войн с участием экономического гегемона США в погибло 160 миллионов человек! (Pietro Scaruffi: Wars and Genocides of the 20th Century) и другие.

Те, кто имеют возможность смотреть китайский интернет, могут анализировать шуточный видео-клип, в котором сравниваются предпосылки и способности как попасть на верх власти в США, Великобритании и Китае

Обама и Камерон попали на верх власти благодаря способности заинтересовать спонсоров и получить большие деньги на предвыборную кампанию Си попал на верх власти благодаря многолетним усилиям и работе на разных местах Китая и на разных уровнях китайской администрации . Конечно, это не полная правда. Но где же она? Как кошки автора Лао Шэ, так и китайцы, россияне и европейцы, - мы все получаем результаты тогда, когда пришло время, ожидая их во дворе

Ожидание во дворе позволяет подумать о выходе из этого двора во время кризисной ситуации, без войны с дежурными, исполнительной элитой Найти выход из этого (глобального и глобализированного) двора с минимальными запретами позволяет помимо прочего критическое мышление, и одним из выходов является искусство .

Искусство в Китае и России пользуется веками очень большим пространством личной свободы и инициативы Творчество в обеих странах, представляющих разные цивилизации, не подчиняется кошачьему миру и его законам Это убедительно доказывает уважение к искусству народом этих больших стран и представителей с ним связанной экономикой Трудно себе сегодня представить обсуждение стратегических экономических проблем на уровни власти без культурной программы, без обсуждения или анализа покупок, инвестиций или экспорта китайцев или россиян Конечно, это тоже не полная правда И здесь можно заметить проникновение бизнеса в искусство или даже превращение искусства в бизнес

Китай и в этом направлении устанавливает рекорды Строительство огромных галерейных комплексов в разных городах

Китая, из которых уже три находятся в Пекине, два в Шанхае, можно оценить позитивно С другой стороны, очевидно, что динамика развития этой сферы жизни, которая основана на соединении западной и китайской техники и традиционной и современной тематики, не позволяет создать базу для роста собственных критериев эстетического качества Даже если эстетические суждения не несут в себе познавательной и практической ценности, а лишь фиксируют отношение субъекта к объекту, эстетика включает две ключевые эстетические категории, занимающие одно из важных мест в образовании человека: математически (звёздное небо) и динамически возвышенное (бушующее море)

Россия, с ее бесстыдно богатыми, демонстрирует подобную картину. Но в глубинке, далеко от финансов и власти традиция пока жива

На тему образования и его качества предлагает современный и старый Китай много интересного к сравнению В одном из современных китайских видеороликов под названием Экзамен, автор Янг Ченг-чунг показывает двух готовящихся к экзамену студенток университета. Лежа в кровати в нижнем белье они вслух повторяют мысли марксистской политэкономии о кризисе капитализма и хохочут Одновременно их поведение несет признаки интимности двух женщин, которые наслаждаются жизнью и возможностями момента Идея послания проста: критика мемориза-ции, указание на абсурдность требования меморизации в университете в капиталистическом контексте современной системы образования и, не в последней очереди, критика давления возникающего в процессе образования, не позволяющего рефлектировать и системно подходить к знаниям и науковедении

Сравнение каллиграфии, полученной несколько десятилетий назад в виде правительственного подарка, с современной каллиграфией позволяет констатировать

расширение каллиграфического выражения . Такое расширение выражения включает, например, экологическую проблематику, коррупцию или политическое давление Таким образом, современное искусство фильма или рисунка не является социалистическим или капиталистическим, в смысле западной продукции и оценки Оно представляет способности синтеза И это должно быть предметом образования

Аналогичное видео можно снять и подобную тематику можно подобрать в Европе и России В России, хочется верить, искусство и спорт будут и в будущем украшать свою историю . Хочется верить, что в России началось время серьезной перестройки обучения Трудно предсказать результат там и здесь Одновременно и несомненно геополитическая обстановка в мире требует вернуться к качественному инженернотехническому образованию и собственной работе в сфере фундаментальной науки

Чрезвычайно большое количество разного вида экономистов, финансистов, политологов и т. п. не встречает на рынке труда рекламированные позиции, карьеру и возможности Латентная и реальная безработица молодого поколения в Европе заставляет власть действовать К сожалению, она действует по-старому: на базе страха и беспорядков Страх не имеет места для системного и смелого решения вызовов и потери или сохранения власти Поэтому старая китайская пословица, что в любом деле, в котором заинтересовано несколько человек, каждый ждет, что сделают другие, и что никто не хочет принять решение и быть инициатором решения, остается актуальной

Образование в Европе находится в состоянии неопределенности за счет постоянных реформ и частично абсурдных требований, в том числе и к опубликованию работ*. Забывается, что ключевые научные

* Zimmer, C. 2012 New York Times: " . ..A recent U.S. Supreme Court decision and an analysis of the peer review system substantiate complains about this fundamental aspect of scientific research. "Far from filtering out junk science, peer review may be blocking the flow of innovation

достижения не были опубликованы в индексированных журналах Некоторые ключевые открытия были опубликованы даже посмертно или в форме эссе . Не учитывается, что написать серьезную научную статью в размере скажем, десяти тысяч слов, требует почти год серьезной работы Не учитывается, что не все успешные ученые могут успешно преподавать и что все успешные преподаватели не могут быть успешными учеными

Результатом современного образования и работы в науке на базе грантов является падающий уровень качества науки и обучения и низкий уровень вступительных знаний студентов Отсутствие основных знаний математики, физики, химии, биологии и собственной истории и истории науковедения создают вместе с неспособностью работать методически с применением критического, то есть ясного мышления, потенциально сильную взрывчатку в обществе в близком будущем

Поэтому возникающие протестные и так называемые антикапиталистические группы и движения не могут ничего из-

and corrupting public support of science." (Horrobin, 2001) Horrobin concludes that peer review "is a nonvalidated charade whose processes generate results little better than does chance." "If peer review was a drug it would never be allowed onto the market" affirmed Drummond Rennie (Smith, 2010, p.1), deputy editor of the Journal Of the American Medical Association and who intellectually provided support for the international congresses of peer review that have been held, since 1989, every four years . If peer review was a drug, he added, it ’ 'would not get onto the market because we have no convincing evidence of its benefits but a lot of evidence of its flows" (Ibid) Recently Carl Zimmer (2012) reported in the New York Time that, according to a study made by PubMed data base, the number of articles retracted from scientific journlas increased from 3 in 2000 to 180 in 2009. 6 000% of increment in 10 years! This "Sharp Rise in Retractions Prompts Calls for Reform." (Ibid). But "Peer Review is one of the sacred pillars of the scientific edifice"" (Goodstein, 2000), it is completely necessary as quality assurance for Scientific/Engineering publications, and "Peer Review is central to the organization of modern science, why not apply scientific (and engineering) methods to the peer review process" (Horrobin, 2001) . Only 8% of the Scientific Research Society"s members agreed that "peer review works well as it is (Chubin and Hackett, 1990, p . 192) .

менить и направить общество на путь к лучшему

И то не только из-за низкого уровня образования, а по простой причине: ни у одной из групп желающих улучить свою жизнь нет системного подхода, ни одна из антигруппировок не владеет ни одним, как минимум из шести, видом современного оружия, и скорее всего, даже не понимает формы оружия Такими являются традиционное простое оружие (танк, пушка, бомба и т. п .), геноцид (в форме алкоголизма, наркотиков, пищевых добавок и т. п. ), экономическое оружие (кредиты, субсидии, так называемая благотворительность и т. п.), фактологическое оружие (старые и новые религии и их интерпретации, политические партии, группировки и политтехнологии), хронологическое оружие (чрезвычайное количество фактов, событий и т п без всякого обозначения отношений между ними), а не в последней очереди, методическое оружие, каким является мировоззрение

Личный опыт как университетского преподавателя показывает, что многие магистранты, даже докторанты не смогут объяснить разницу между информацией (поверхностное описание формы от in-form-a-tion) и знанием (глубоким восприятием жизни) . Или почему 1+1 может быть

10 и больше: кот и кошка рожает котят Некоторые даже говорят о том, что имеют информацию Такие студенты просто не знают что быть (про) информированным не значит быть собственником информации

Бывший ПМ Мейджер (John Major) верит, что мы страдаем от “Victorian divide between stagnation and aspiration”. На конференции South Norfolk Conservative Association в ноябре 2013 он даже заявил: “In every single sphere of British influence, the upper echelons of power in 2013 are held overwhelmingly by the privately educated or the affluent middle class To me, from my background, I find that truly shocking."

Поэтому не должно никого удивлять что в США кредитный пузырь, связанный с

образованием американцев, предоставляет более высокую угрозу, чем банковский пузырь. Поэтому не должно удивлять, что в 2008 году США заняли 49 место в мире по грамотности Из приблизительно 280 млн взрослых людей, 22 млн . - вообще не умеет читать, и остальные 46 млн . страдают от т. н . функциональной безграмотности Такое общество претендует быть избранным и лидером мира Нет сомнений, что при этом существует очень продуманная система отбора талантливых детей среднего слоя

Им система отбора помогает делать карьеру, они попадают в число - слой (8 %) так называемых обслуживающих (2 %) исполнительную элиту Но в любом случае образование разрушается, как реформы реформ и Болонская система об этом свидетельствуют По всем объективным меркам капиталистическая система отработала свое Она уже не может позволить себе сохранить те институты, которые раньше обеспечивали единство капиталистического ядра по отношению к остальному миру Вместо ожидаемой экспансии происходит ускоренная атомизация общества

С происходящей и ускоренной атомиза-цией общества тесно и зако^мерно связана ностальгия . Ностос (nostos) в греческом обозночает возвращение, а алгос (algos) страдание (мучение) В первичном смысле слова ностальгия обозначает возвращение вызванное страстью или желанием к возврату Ностальгия появляется при изгнании, высылке или иммиграции, добровольной или вынужденной Она связана с надеждой, что обстаятельства поменяются и возврат на родину будет возможен

Лучшее понятие смысла слова предоставляет Гомер в своей работе Илиады и Одиссеи Или румынский писатель Норман Манеа (Norman Manea,1936) в автобиографическом романе Возвращение хулигана (2003) . В нем он пишет, что изгнаие и высылка начинается, когда выйдешь из матки. И единственной родиной остается твой родной язык.

Стремление сбалансировать гонку масс потребителей с их внутренней частично не осознанной потребностью узнать смысл жизни и ценность человеческих отношений обоснованно на законе эволюции и традиции

Цивилизации Евразии и Азии часто используются на западе в качестве предупреждения нужного для наведения порядка, как в кошечьей школе: у ворот иностранец Поэтому есть смысл коротко озвучить несколько исторических фактов и аспектов, позволяющих легче понять происходящее и легче представить себе возможное будущее, если возврат к традиционным ценностям будет продолжаться

Любители капитализма и Адама Смита могут начать с изучения критического восприятия Китая самим Смитом* В 1420 году проживало в Нанкинге (Nanking) по историческим данным приблизительно 1 миллион человек. Император Енгл (Yongle, Ж^Ф, Zhu Di 1360-1424) создал этот город как центр образования . Енгл (Yongle) обозначает, по оценке и скромному языковому знании автора, что это похоже на бесконечное счастье, или бесконечное движение. Император поставил задачу разработать

11 тысячный сборник китайского ведения и знаний Над сборником работало 2 000 научных сотрудников Остальному миру понадобилось почти 600 лет, чтобы собрать больше информации . Только в 2007 году Википедия (Wikipedia) начала предоставлять больше информации, чем китайцы Но это не все Решение построить Пекин тоже было принято императором Уже на этих двух примерах можно осознать, что династия Минг представляла очень прогрессивную цивилизацию, которую нам необходимо изучить и рефлектировать

В Европе того времени город Лондон, под правлением Генри V (Henry V), был грязным городком Река Темзе (Thamse) со своей навигацией была и является до сих

* Smith, Adam: An Inquiry in to the Cause of the Wealth of Nations (1776)

пор, в сравнении с рекой Янгтце (Jangtse) и ее тогдашней морской навигацией, гак навигация на любом чешском пруду Корабль Адмирала Женг Ге (Zheng He) имел длину130 метров Он был 5 раз длиннее корабля Колумба из 1492 года Число военных армии Адмирала достигло 28 000 человек Это на много больше, чем имели все европейские флотили к услугам перед началом Первой мировой войны Криминалитет в Англии был тоже на уровне Норма 14 века в Оксфорде (Oxford) была 100 убийств на 100.000 жителей . В Лондоне их было немного меньше Заинтересованный читатель может получить боле глубокую и более интересную информацию из работ Томаса Хоббса (Thomas Hobbes 1588-1679): «. .. Одинокий, страшный, брутальный и короткий . . . »**

Восток тогдашнего времени имел кроме других и более высокую производительность труда в АПК, чем имела Европа, в том числе Англия . Половина гектара в Китае могла накормить семью В Англии на это понадобилось в среднем 8 гектаров*** Португальский король того времени, Мануел (Manuel) отправил Васко де Гама (Vasco de Gama) и с ним приблизительно 170 моряков на Восток продавать пряности, травы (корица, мускат и т п) Если бы Васко де Гама был успешным, Лиссабон бы занял первое место перед Венецией по объему продаж Это указывает на конкуренцию в тогдашней Европе и ее отсутсвие на Востоке Это указывает и на агрессивность европейцев: в 1557 году пришлось китайцам отдать Португалии Макау (Macao). Китайцам понадобилось ждать до 1999 года, чтобы получить Макау назад .

Агрессивность была не чуждой Испании, Англии и другим странам в Европе Только между 1550 и 1650 годами европейцы тратили 2/3 времени на междоусобные войны**** .

** Hobbes, Thomas: Leviathan XIII "Chapter XIII"

*** Ferguson, Niall: Civilization . The West and The Rest, ISBN 978-3-549-07411-4

**** Ferguson, Niall: Civilization . The West and The Rest, ISBN 978-3-549-07411-4

Результатом этих войн и разборок было развитие военных технологий и техники и не в последнюю очередь совершенствование сбора налогов Война требует денег. В 1399 году в первый раз применялась в боях взрывчатка Тот же самый год является началом Юлианского календарья Нельзя тоже игнорировать факт, что уже в

13 веке появился феномен государственного долга Италия и история династии Медичи (Medici, 1230-1737) свидетельствуют об этом Это должно быть учтено ЕС как минимум при поиске решения кризиса стран-членов ЕС . В Китае подобное не знали . Только в конце 19-го века под влиянием колонизаторов Китай внедряет гособлигации

Все исторические факты свидетельствуют о том, что ни одна европейская страна не была способна и достаточно сильна вести морские вторжения против Китая Группировка слабых европейских стран не могла никогда создать такое единство, которое представлял Китай . Поэтому Запад начал применять метод раздели и властвуй История первой глобализации свидетельствует и об этом*. Путь служить императору или народу в рамках компартии был всегда тяжелым Он не вел к познанию западных методов властвования И поэтому прогресс второй глобализации на Востоке не похож на путь в рай, а более похоже на опасный перекресток На этом перекрестке несколько слов об экзаменах кандидатов на службу императору в древнем Китае

Кандидат жил в камере общежития, имеющей размер 1,1 m x 1,0 m x 1,7 m высотой под наблюдением военных Доступ к кандидату был возможен только обслуживающим, приносившим еду Второй обязанностью обслуживающего была уборка Находясь в такой обстановке, кандидат должен был доказать знание 4 книг и 5 классиков Конфуция . Другими словами: каждый кандидат должен был знать

* Первой глобализацией понимается эпоха с 1870 до 1914 г.

431 286 знаков . Кроме того с начала 1487 года каждый кандидат должен был написать восьмистепенный многотомный эссе Все это и другое можно изучить в работе известного англосаксонского историка Ниала Фергусона (Niall Ferguson, 1964) . В результате знакомства с его работой узнаем, что конкуренция была и в Китае Но на совершенно другом уровне Он не позволял ускорять инновации и поддерживать желание к изменению . Эту сферу, включая обучение языков, заняли европейцы Простой человек удивляется необычности Мудрый человек удивлен банальностью Так приблизительно должен сказать (сказал бы) и Конфуций

Но несмотря на выше озвученное, перед молодой генерацией Евроатлантической цивилизации стоит серьезный вопрос, на который желательно найти правильный ответ, чем раньше, тем лучше: Сможет ли Запад, три века после блокады Вены, удержать научное и тем и военнотехнологическое преимущество перед Азией? Или другими словами: Будет ли Запад способен содержать процесс институциональной инновации и правовое общество, сможет ли он создать настоящую репрезентативную демократию?

Личное мнение с учетом опыта автора не позволяет быть оптимистом А что подсказывает исторический китайский пример и опыт?

Династия Минг (Ming-Dynasty 13681644) была основана в 1368 году военным императором Хонгву (Hongwu, Zhu Yuanzhang, 1328 - 1398). В течение

трех веков династия была сбалансированной в институциональной сфере и ее понятии Династия была стабильной извне Изнутри - наоборот Она была не стабильной Демографический процесс, увеличение населения и увеличение потребности природных ресурсов, военные конфликты, разного вида эпидемии и из-за них вынужденное закрытие общества создали фатальную пасть, мышеловку, из которой

не было выхода империи В Европе того времени развивалась агрессивность, промышленность и торговля Торговля на базе колонизации стала двигателем, мотором успеха европейского меньшинства на поле азиатского большинства

В этой связи лучшему понятию ситуации послужит пример влияния культуры и производства питания . Например, в Англии потребность животного жира на одного человека была приблизительно на уровни 28 %, тогда как азиату требовалось приблизительно 95 % растительного жира На этом примере можно объяснить разницу в высоте населения в Европе и Азии. В 18-ом веке рост европейского военнопленного был в среднем 167 см, японского - только 157 см*

В дополнении представленного можно порекомендовать работу Лайбнитца (Gottfrieda Wilhelm Leibnitz, 1646-1716), Novissima sinica. Или работы Francois Quesnay (1694-1774), главного представителя первой школы физиократов и автора Экономической таблицы (1758 Tableau Economique) и автора первой модели экономического цикла: Китайский деспотизм Не в последнюю очередь путешествие колониального администратора и дипломата George Earla Macartney (1737 - 1806) к императору Qianlong (1711 - 1799) может подсказать, что не делать

Цель путешествия была не простая: договориться о торговле с Китаем Неудача путешествия, нежелание акцептировать императором подарки дипломата, включая планетарий немецкого происхождения, доказывает начало превосходства Европы над Китаем, приблизительно с 1500 года Развитый Китай со своей собственной исторической инновационной способностью достиг уровня, на котором потерялся интерес к инновации других и к инновации вообще Европа достигла зенита успеха в июне 1842 года

* Campbell, Jan: Kultura vyzivy a humanrn ekonomicky model - nacrt jednoho z moznych vychodu ze soucasne krize spolecnosti, ceska verze ISSN 1213-1792.

В этом году было раскрыто в чешском городе Пльзень светлое пиво, закончилась первая опиум-война (1839-1842), Англия взяла Лабуан на острове Борнео под контроль, совершилась аннексия Гонконга Китай был заставлен платить за уничтоженный опиум и открыть пять своих портов Такой несправедливый договор был (по закону иронии) подписан в ранее отмеченном городе, центре науковедения, Нан-кинге (Nanking)

Договоры аналогичного содержания можно найти и в современной истории Ассоциированные договоры с ЕС, включая предложенные Украине о торговле с ЕС, являются продолжением европейской колонизаторской традиции . В этой традиции трудно найти место для баланса между правом и интересом Нет в ней и места и времени для рефлексии на развитие и изменения капитализма Нет желания осознать значение исторической памяти народов** Все это происходит накануне замены одного гегемона другим***: США, Китаем . И все ждут чего-то Как у Чехова Как и, к примеру, у китайских жаждущих монахов

Евроатлантическая цивилизация и ею распространенная вторая глобализация объективно не способны спасти капитализм и нуждаются в потребности рефлектировать происходящее и перейти от агрессии и споров к сотрудничеству и диалогу с другими цивилизациями

Евразийская и Азиатская цивилизации имеют все предпосылки к принятию смелых решений, необходимых для бескровного выхода из большого двора второй глобализации, так они из исторической точки зрения прошли путь, который

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** Смотрите и сравните дефиницию Фрейда: Sigmunda Freuda a iniciativy Historical Truth

*** Из истории вытекает, что замена экономического гегемона является самым чувствительным событием и периодом в международных отношениях, во время которых война является очень правдопод-ным решением Только в прошлом веке из за войн с участием экономического гегемона США в погибло 160 миллионов человек! (Pietro Scaruffi: Wars and Genocides of the 20th Century) и другие .

объективно предстоит идти всем странам Евроатлантической цивилизации

Заключение.

Результатом рефлексии истории Китая, представителя Азиатской цивилизации, является обновленное уважение Адмирала Zheng He (1371 - 1433) и, не в последнюю очередь, учет формулировки китайского государственного деятеля, коммуниста и реформатора Deng Xiaoping (1904 - 1997) Он поставил Китай на путь рыночной экономике Это спасает и одновременно предоставляет вызов Евроатлантической цивилизации: «...закрытые двери, это не наш выбор».

Результатом рефлекции истории России, представителя Евразийской цивилизации, является обновление уважения к своей истории и, не в последнюю очередь, учтение цитаты великого ученого В И Вернадского: « Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты Мощь связана не с его материей, но с его мозгом В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он пoймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление»*

Результатом рефлекции Европы, младшего брата США и со-представителя Евроатлантической цивилизации, является осознание своей истории успеха и цикличности, включая факта подтверждающего, что есть возможность справедливого распределения ограниченных ресурсов на планете** и что есть ответы на вопросы как на пример: Кто в Европе мог себе представить 30 лет тому назад, что Китай будет в течении 50 лет самой большой экономией мира? Или, Кто в Китае 1420 года мог себе представить, что в течение следующих 500 лет средний англичанин будет в девять раз богаче Китайца? А по поводу России? Кто из жителей в Европе мог

* Биосфера и ноосфера . Сборник научных работ В . И . Вернадского, Москва, 2001, стр. 174.

** Mihola J ., Vlach M., Campbell J ., Implications of the quantisation of production factors, Acta Oeconomica,1, 2012, No 1 .

себе представить 10 лет тому назад, что Россия будет опять играть ведущую роль при спасении Европы перед цепочкой войн в зонах интересов Европы?

Любая рефлексия и саморефлектиро-вание являются основой интегрирования и метапрограммирования. Оба позволяют понять, что такое здоровая конкуренция, как нам действовать экологически, эффективно и экономически и жить мирно*** .

Рабочая этика и мораль в смысле императива Канта**** смогут держать под контролем потенциально дестабилизирующие силы части общества. Не в последнюю очередь, критическое мышление не позволит

попасть на удочку патологической науки..

В этом смысле современной науке и образованию предстоит заинтересовать политику и бизнес в интеграции знаний и ведения на базе рефлексии, диалога с самим собой и природой и заняться наукой, которой пока нет - наукой о ведении мира******, а не наукой о ведении войны

Список литературы

1. Лао Шэ. Избранное: Сборник. Пер . с кит. // Сост. и ред . А . А . Файнгар, предисл .

*** Эссе Jareda Diamonda (1937), How to Get Rich, или работы Roberta Fogel(a) (1926), Escape from Hunger или историка экономики Joel Mokyr(a) (1974), Level of Riches, или британского специалиста по Индии и Дальнем Востоке John Keay (1941), China: A History, предоставлят дополнительную информацию

**** Хочешь заработать много, будь готов потерять много или все, не будешь ли иметь успех

***** Lungmair, Irwing: During a 1953 colloquium at the Knolls Research Laboratory Langmuir said a pathological science is an area of research that simply will not «go away» — long after it was given up on as 'false' by the majority of scientists in the field . He called pathological science «the science of things that aren't so» .

****** Паксология от ''Pax'', латинское выражение за ''мир'' а ''logie'', греческий суффикс означающий наука .Наука о мире на базе безпрерывного процесса интеграции и рефлексии создавали бы научные и студенты и соотечественики разных стран мира на базе диалога. В ней включенная Идеальная концепция является по сути глобальной; из-за ее решения или апроксимизации зависят местные решения, которые всегда будут разными из-за разных человеческих и природных ресурсов и т. п.

2. Н. Т Федоренко . - М . : Радуга, 1982. -512 с (Мастера современной прозы)

3. Лао Шэ. Избранные произведения / Сост. Е. Рождественской-Молчановой; вступ . ст. В . Сорокина. - М . : Худож . лит. , 1991 - 703 с

4. Лао Шэ . Записки о Кошачьем городе // «Библиотека современной фантастики» Т 23 (Антология) / Пер . с кит. В . Семанова. -М: Молодая гвардия, 1972. - С . 149-269.

5. Campbell J., Мировая экономика -циклы, кризисы и решения по идеям В .И.Вернадского, Донецк, 2014.

6 Cat Country a Satirical Novel of China in the 1930's.Translated by William A. Lyell. Columbus: Ohio State University Press, 1970. Republished - Melbourne: Penguin Group, 2013

7 . Mihola, J . , Vlach, M, J . , Campbell, J . , 2012 Implications of the Quantisation of Production Factors, Acta Oeconomica Universitatis Selye

8. Vernadsky, V.I. , 1945 The biosphere and the noosphere . Am Sci

9. Kant, I . , 1974 Kritik der reinen Vernunft. Suhrkamp, Ffm, ISBN 3-518-27655-7

10 . Brentano, L , 1908 Versuch einer Theorie der Bedurfmsse, Munich (in German)

11. Murray, Charles: „Human Accomplishment: The Pursuit of Excellence

in the Arts and Sciences, 800 BC to 1950, ISBN 978-0060192471

12. Dobelii, Rolf: Die Kunst des klaren Denkens, ISBN 978-3-446-42682-5

13. Smith, Adam: The Theory of Moral Sentiments

14 . Vernon L Smith: The Two Faces of Adam Smith, Southern Economic Journal, 65(1).

15. Smith, Adam: An Inquiry in to the Cause of the Wealth of Nations (1776).

16. Hobbes, Thomas: Leviathan XIII

''Chapter XIII''.

17. Bouthoul: A List of the 366 Major Armed Conflicts of the period 1740-1974, Peace Research (1978)

УДК 339.9. 01

Мовчан В.А.* ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТОЛИЦ

Мовчан В.А. Теория экономических столиц. - Статья .

В статье рассматриваются проблемы экономической теории на современном этапе развития . Делается предположение о целесообразности системной экономической теории, которой является теория экономических столиц. Она предусматривает наличие центра мировой торговли . Страна, на территории которой располагается экономическая столица мира, - самая богатая В зависимости от месторасположения столицы существует три вида капитализма: торговый, промышленный и банковский (постиндустриализм). Даются предложения странам торгового капитализма. Переход экономической столицы сопровождается войной (на современном этапе переход столицы мира из Нью-Йорка в Шанхай).

Ключевые слова: экономическая теория, капитализм, экономическая столица .

Movchan V.A. The theory of economic centers. - Article .

The article highlights problems of economic theory at the present stage of development. The feasibility of theory of economic centers as systemic economic theory is suggested . It provides the World Trade Center. Country, on the territory of which the world economic center is located, is the richest one. Depending on the location of the center, there are three types of capitalism: commercial, industrial and banking (postindustrial). Suggestions to countries of mercantile capitalism are given . The transition of economic center is accompanied by the war (at the present stage - transition of the world center from New York to Shanghai).

Мовчан Владимир Анатольевич - старший экономист КУ «Саратский РЦФО», г. Одесса, Украина .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.