Научная статья на тему 'Мировой и отечественный опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании'

Мировой и отечественный опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шендрикова Снежана Павловна, Скулкин Алексей Анатольевич

Данная статья посвящена вопросу эффективного применения информационных технологий в сфере дополнительного образования в Российской Федерации и преемственности международного опыта и разработок по данному вопросу.This article is devoted to the issue of the effective use of information technology in the field of continuing education in the Russian Federation and the continuity of international experience and developments on this issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шендрикова Снежана Павловна, Скулкин Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой и отечественный опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании»

bjlytmtMamaAHNe /к(ук а

2. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург, 1992. - 89 с.

3. Демонстрационный экзамен WorldSkills [Электронный ресурс]. - URL: https://www. sevsu.ru/activnost/worldskills/demws (дата обращения: 21.11.2019)

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: приказ от 22 февраля 2018 г.

№ 121 [Электронный ресурс]. - URL: https:// минобрнауки.рф/документы/12496 (дата об-ращения: 21.11.2019)

5. Стефанов Н. Мультипликационный под-ход и эффективность: пер. с болг. - М.: Про-гресс, 1976. - 251 с.

Щ)

С. П. Шендрикова, А. А. Скулкин

УДК:378

МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Адаптация технологических инновации и их возможностей в свете дополнительного образования позволяет рассматривать данную тематику как весьма актуальный фрагмент в общей системе современного образовательного процесса. Целью данной научной

публикации является анализ отечественного и зарубежного опыта использования иннова-ционных технологий в контексте дополни-тельного образования.

Последние десятилетия в нашей стране постоянно наблюдается реформирование отечественной системы образования. Стремление сделать ее более конкурентоспособной на международном рынке абсолютно обосновано. Предлагаемый материал несет инновационные идеи в рамках освещения вопроса организации дополнительного образования.

Анализируя современное состояние изученности заявленной темы, следует сказать, что, безусловный интерес к ней со стороны отечественных и зарубежных исследователей обеспечивает нас материалом, который ло-жится в основу дальнейших разработок. Так, например, О. В. Воронкова рассматривает проблемы дополнительного образования через аспекты инновационного развития [4]. О. Ю. Ерёмин и М. А. Скворцова предлагают интеллектуальную систему дистанционного образования для повышения качества усвоения учебного материала [8]. Л. В. Мазур и В. И. Иль-минская в своих работах предлагают механизмы финансового обеспечения деятельнос-ти государственных учреждений, занимаю-щихся дополнительным образованием [9]. За-рубежные коллеги, например, Х. Хоффовер и другие в своих работах в приоритетах дис-танционного образования рассматривают воз-можности экономии средств [12; 13; 14]. Бе-зусловно, упомянутые выше исследования важны и носят фундаментальный характер, но проблем дистанционного образования они касаются довольно косвенно, не глобально. Это подчеркивает актуальность заявленной тематики и диктует необходимость более де-тальной ее разработки.

Достаточно часто бездумно переносят зарубежный опыт развития образования на отечественную почву, забывая наши прошлые достижения в этой сфере, абсолютно не принимая в расчет, что советская система образования была одной из лучших в мире. Вместе с тем на современном этапе в отечественном образовании наблюдается активное

m

внедрение информационных технологий на разных уровнях обучения [1]. Примером тому может служить Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, созданный Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Пу-тина [3]. Фонд учрежден 24 декабря 2014 г. российскими деятелями науки, спорта и искусства. Свою деятельность центр ведет на основании устава Фонда и лицензии на осуществление образовательной деятельности при поддержке и координации Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации. Следует отметить, что в приоритете данного «Центра развития» возможности для дополнительного дистанционного образования [2].

На сегодняшний день лучшая система образования в Европе - финская. Финны искренне и открыто говорят о том, что многое позаимствовали у системы образования советской России и Германской Демократической Республики. Даже результаты последнего международного исследования образовательных успехов учащихся показали, что финские школьники на сегодняшний день являются самыми продвинутыми среди сверстников из других стран. Далее равняются на них по результатам обучения дети из таких развитых стран, как Япония, Канада, Гонконг, Новая Зеландия, Макао, Бельгия.

Анализируя статистику среди школьников Российской Федерации, нельзя не огорчиться. Так, согласно данным тестирования PISA (Programme for International Student Assessment), которое проводится в мире с 2000 г. (цель исследования - выяснить, насколько эффективно старшеклассники применяют на практике полученные в школе знания. В тесте три основные группы вопросов: по математике, чтению и естественно-научным дисциплинам) в 2015 г. по математике было занято 29-е место, по естественным наукам -24-е, по грамотности чтения - 32-е из 72. Необходимо помнить, что школьное образо-

вание - это база для эффективного обучения в дальнейшем. От уровня образования детей сейчас полностью зависит будущее нашей страны [10].

Фундаментальные основы финской системы образования: персональный подход к каждому ученику, высокий уровень образованности, статуса и оплаты труда педагогов, доверие и демократические отношения меж-ду участниками процесса обучения. Образо-вание всех уровней в Финляндии бесплатное. Даже учебные материалы, питание, медицинс-кий сервис и транспортные услуги для обу-чаюшдхся предоставляются бесплатно. [15]. Одним из новейших способов повышения эффективности и качества образовательных услуг на всех уровнях образования является дистанционное (онлайн) образование. Пер-вый университет дистанционного образова-ния -«Открытый Университет Великобритании» (Open University) - был учрежден в 1969 г. в Великобритании английской королевой и формировался под пристальным контролем премьер-министра страны Ха-рольда Уилсона. Ректором этого университета был спикер палаты общин Великобритании [16].

Фундаментом образования в вузе стала советская модель заочного обучения. Изначально образовательное учреждение было рассчитано только на обучение англичан, но так как с течением времени оно становилось достаточно популярным, постепенно увеличило количество обучающихся и территорию функционирования. На данный момент - это учебное заведение располагает региональными представительствами в 13 территориях Великобритании и реализует свои программы обучения с помощью партнерских организаций более чем в 50 странах мира. Технологической отличительной чертой обучения в вузе Великобритании в период его формирования было использование приема телерадиотрансляции в обучении в сочетании с почтовой коммуникацией.

На основе известной нам информации можно сделать вывод, что дистанционное образование имеет устойчивую тенденцию раз-

вития и постепенно увеличивает количество пользователей: в большем объеме, чем классическое образование. При этом данная модель обучения позволила решить ряд проблем, характерных как для классической системы образования, так и для корреспондентской или заочной формы обучения, а именно [5, с. 98]:

1. Снижение себестоимости обучения, и соответственно, стоимости платного образо-вания с помощью:

- отсутствия необходимости эксплуатации зданий и сооружений для обеспечения учеб-ного процесса;

- увеличения количества студентов на одного преподавателя.

2. Повышение качества обучения за счет:

- увеличения использования обучения в активной и интерактивной формах;

- использования разнообразных техноло-гий передачи информации (аудио, видео -ма-териалы);

- использования электронных информационных ресурсов: электронных библиотек, электронных изданий всего мира;

- автоматизации тестирования;

- онлайн-диалог обучающегося с препо-давателем;

- неограниченного количества просмотра лекций (вебинаров) в формате видеозаписи.

3. Повышение качества управления обра-зованием за счет:

- прозрачности;

- автоматизации отдельных процессов, обеспечивающих обучение и контроль над процессом обучения;

- создание электронных корпоративных баз данных.

Следующим этапом, который позволяет наиболее систематизировано применять преимущества дистанционного обучения, является внедрение формата гибкого образования. Суть гибкого образования состоит в индивидуальном подходе к выявлению четких сроков обучения, вариативности изучаемых курсов, свободного расписания занятий, самостоятельном выборе студентами методов и сроков контроля полученных знаний и сфор-

мированных компетенций, непосредственное участие в разработке программы обучения.

Достоинствами такой модели являются [5, с. 99]:

- право применения системы индивидуальных образовательных траекторий;

- внедрение концепции непрерывного обучения, в частности, сквозь систему приклад-ного профессионального образования и профессиональной переподготовки кадров;

- максимальное соответствие учебного процесса потребительским предпочтениям.

По мнению экспертов, причинами роста широкого пользования

дистанционным обра-зованием являются:

- возможность обучения без изменения основного места жительства, временного от-рыва от семьи и работы;

- экономичность (включая отсутствие транспортных расходов, затрат на проживание для иногородних, иностранных обучающихся);

- возможность получения высококачественного высшего образования при проживании в отдаленных друг от друга территориях;

- приспособляемость процесса обучения и возможность онлайн общения с преподавателем в удобное время;

- гибкость организации образовательно-го процесса, в том числе большая скорость внедрения новшеств и образовательных прог-рамм по вновь формирующимся востребо-ванным направлениям человеческой деятель-ности.

В России в настоящий момент также можно наблюдать тенденцию развития дистанционного образования и распространение средств электронного обучения в учебном процессе. Развитие образования с эксплуатацией современных электронных девайсов и информационных систем в России объясняется институциональными факторами, которые классифицируются следующим образом [6, с. 63]:

а) политические факторы:

- глобализация, отражающаяся в изменении социально-экономических потребностей, запросов и представлений общества (потребителей образовательных услуг);

- интеграция отечественной системы образования в мировое образовательное пространство;

- формирование социально-политических объединений (Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, Союз независимых государств, Евразийское экономическое сообщество) на территории бывшего СССР.

б) экономические и технологические факторы:

- улучшение средств связи (НТР и соз-ваф дание V технологического уклада, согласно концепциям В. Е. Лепского, И. А. Прохорова, С. Ю. Глазьева и др.);

- прогресс новейших информационных технологий, используемых в реальном секторе экономики;

- научно-технический прогресс с переходом производства на новые технологии (на-но-технологии);

- кластеризация экономики и создание совокупности образовательных кластеров, в том числе международных образовательных систем.

в) социальные факторы:

- прогрессивное увеличение количества новой информации, в том числе технической, технологической и научной;

- профессиональная, научная и образовательная дифференциация;

- рост потребностей общества, в том числе касающихся применения современных способов взаимодействия и коммуникации в производстве и повседневной жизни.

Изначально применение Интернет-технологий в процессе изучения нового материала базировалось на сервисах всеобщего назначения (электронная почта, сайты, электронные доски объявлений, телеконференции, видео-конференцсвязь). Позже стали возникать отдельные сервисы, которые интегрируют деятельность электронного обучения (например, виртуальный класс), эволюция которых способствовала возникновению идеи разработки виртуальных учебных сред. Эту концепцию реализуют системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS).

LMS отслеживают содержание курсов, процесс выполнения заданий, результаты обучения. Смешанное обучение также входит в круг обязанностей данной системы. Смешанное обучение возникает с помощью онлайн-контента, мероприятий, проводимых в учебных классах, встреч на виртуальных учебных площадках и различных других источников. Развитие LMS осуществляется с помощью процесса интеграции в единую автоматизированную систему главных функций образо-ельного учреждения, включая вопрос расчета за образовательные услуги, функции электронного деканата, различные дидактические процедуры непосредственно самого процесса обучения.

К основным критериям выбора LMS можно отнести следующие [7, с. 16]:

1. Функциональность.

Данный аспект представляет собой присутствие в системе набора различных функций, таких как форумы, чаты, анализ актив -ности обучаемых, организационные вопросы процесса обучения.

2. Надежность.

Данный параметр характеризует удобство организации и простоту обновления контента на базе уже существующих шаблонов. Защита от внешних воздействий и практич-ость использования системы оказывают огромное влияние на отношение пользователей к структуре системы и эффективности ее использования.

3. Стабильность.

Стабильность - один из самых важных критериев для человека, который хочет воспользоваться той или иной платформой для получения знаний. Этот термин говорит о степени устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы, степени активности пользователей и надежности хранения информации.

4. Стоимость.

В целом стоимость складывается из достаточно большого количества различных деталей: стоимости самой системы, затрат на ее внедрение, создание программы обучения, сопровождение ученика педагогом или курато-

ром, наличия или отсутствия ограничительных черт по количеству лицензий на слушателей.

5. Существование средств разработки контента.

Встроенный редактор учебного контента облегчает разработку курсов и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные сведения различного назначения. Это является очень важным, так как ученик может фокусироваться на том, что ему действительно нужно и важно.

6. Поддержание SCORM (Сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения).

Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами. Важно, что отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы.

7. Система оценивания знаний.

Она дает доступ в режиме онлайн оценить знания, которые были приобретены в процессе самообразования студентами. Как правило, такая система включает в себя тес-ты, задания и контроль активности обучае-мых на форумах;

8. Удобство использования.

Важным является то, что необходимо при выборе новой системы обеспечить практичность ее использования как для студента, так и для преподавателя. Это существенный параметр, поскольку потенциальные студенты никогда не станут использовать технологию, которая кажется неудобной или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивно понятной. В учебном курсе не должны возникать проблемы с поиском меню помощи, переходом от одного раздела к другому и коммуникацией с инструктором.

9. Модульность.

На данном этапе развития электронного обучения курс должен обладать определенным набором модулей или блоками учебных материалов, которые ученик может также использовать и на других курсах.

10. Обеспечение доступа.

Обучаемые не должны сталкиваться с препятствиями для доступа к учебной програм-

ме, связанными с их расположением во времени и пространстве. Большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями. Люди, которые по причинам физического состояния не обладают возможностью заниматься оффлайн, не должны сталкиваться с проблемой доступа к информации. На данный момент стоит вопрос о том, как можно улучшить процесс получения знаний для людей-инвалидов. Отметим, что использование технологий будущего, которые поддерживаются ограниченным кругом программного обеспечения, существенно снижает круг потенциальных пользователей.

11. Мультимедийность.

В качестве контента могут

использовать-ся как текстовые, гипертекстовые и графи-ческие файлы, так и аудио, видео, gif- и flash-анимации, 3D-графики различных файловых форматов.

12. Масштабируемость и расширяемость.

Здесь говорится о расширении круга слушателей по системе дистанционного обучения (СДО). Становится ясно, что с течением времени просто необходимо постоянное внедрение новых программ и курсов обучения.

13. Перспективы развития платформы.

СДО должна быть развивающейся средой, на которой необходимы постоянные об-новления: выход новых и улучшение старых версий системы с поддержкой новых техно-логий и стандартов.

14. Кросс-платформенность СДО. Система

дистанционного обучения не должна быть привязана к какой-либо определенной операционной системе или среде, и на серверном уровне, и на уровне клиентских машин. Ученики должны иметь возможность пользоваться стандартными средствами без загрузки дополнительных модулей и прог-рамм.

15. Качество технической поддержки.

Качество технической поддержки должно быть очень высоким. Поддержка работоспособности, стабильности СДО, устранения неполадок и уязвимостей должна производиться с участием специалистов компании разработчика СДО и специалистов собственной службы поддержки организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¿ojo//-

16. Наличие (отсутствие) русской лока-лизации продукта.

Локализованная версия продукта, более адаптированная как для администрирования и разработки курсов, так и для каждого пот-ребителя образовательных услуг.

Самый распространенный способ приобретения СДО - это приобретение готового решения с документированными возможностями, на базе которого организация-заказчик решает задачу развертывания дистанционного образования. В стоимость программного обеспечения, как правило, входит подробная документация, методическая и техническая поддержка. При этом организация-заказчик собственноручно вводит систему в эксплуатацию [11]. Введение СДО в эксплуатацию силами разработчика возникает в рамках проекта по внедрению. Это значительно дороже и, следовательно, менее распространено в среде российских организаций. Несмотря на это, по завершению проекта компания-заказчик приобретает уникальную систему, которая способна решать практически все необходимые задачи. Наименее рискованная с точки зрения финансовых затрат схема - использование ASP-сервиса (провайдер услуг доступа к приложениям). Основная идея услуги сводится к тому, что пользователь получает доступ к существующей функциональной СДО, которая была создана на базе определенного продукта.

Четвертый путь - открытие свободно распространяемой СДО силами организации. Этот конкретный путь позволяет снизить затраты на воплощение проекта развертывания СДО, модернизировать систему под индивидуальные требования и потребности. Но в данном случае вся тяжесть внедрения системы ложится на ИТ-службу организации. В связи с тем, что в последнее время интенсивно происходит развитие и широкое внедрение технологий электронного обучения, распространение получили десятки зарубежных и российских LMS как промышленной разработки, предназначающейся для коммерческого тиражирования, так и «доморощенные», в главной степени - для собственных нужд.

Среди них можно отметить Moodle, Web Tutor, A Tutor, Learn Press, eFront, «Прометей», «Доцент», Learning Server, Sakai. До сих пор не стерся стереотип о том, что для старта дистанционного обучения достаточно доба-вить к сайту организации выбранную LMS, и процесс начнется незамедлительно. В сущ-ности, выбор конкретной LMS и ее настройка является одним из «винтиков» огромного ме-ханизма организации и управления процес-сом электронного обучения. Без гармонич-ного взаимодействия LMS с различными организационно-техническими подсистемами образовательной организации возникает множество трудно решаемых проблем, связан-ных с созданием электронных учебно-мето-дических комплексов, мотивацией персонала и создателей ЭУМК, защитой прав. Также трудности касаются учета учебной и учебно-методической нагрузки

преподавателей, тру-дящихся в среде СДО.

В действительности LMS не должен быть единственным базовым элементом электрон-ной информационно-образовательной среды (ЭИОС) организации. Как правило, под ЭИОС подразумевается объединение электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, идентичных технологических средств. Они предоставляют возможность освоения студентами учебных программ, а также кооперации обучающихся с педагогами, репетиторами, кураторами. В качестве главного требования к ЭИОС стоит отметить автоматизацию учебного процесса с целью формирования процесса получения знаний, основан-ного на индивидуальном обучении. ЭИОС должна производить роль компьютерного интеллектуального помощника, принимать во внимание индивидуальные параметры пользователей, задавать темп обучения, который подходит конкретному ученику, формиро-вать индивидуальные образовательные траек-тории и методики освоения материала, обес-печивать самодиагностику и самодисцип-лину обучающихся, интерактивное взаимо-действие между студентами и элементами

учебных материалов, осуществлять регулярный мониторинг всех составляющих ЭО.

Базовым компонентом ЭИОС является система управления обучением LMS, которая обеспечивает реализацию учебного процесса. Как показывает многочисленная практика, с позиций системного подхода целесообразно рассматривать ЭИОС образовательного учреждения как организационно-техническую систему. В ее структуру в качестве основных подсистем входят организационная подсисте-ма, комплекс технических средств, подсисте-ма маркетинга и средства обеспечения (рис. 1). Институциональная структура складывается из создателей ЭУМК (авторов программ, методистов, инженеров-технологов), педаго-гов, лекторов, управляющего персонала (менеджеров СДО), учебно-вспомогательного состава (диспетчеров образовательного процесс-са, профессионалов технического програм-много средств обеспечений). Организацион-ная подсистема является важным элементом в системе СДО.

Структура технических элементов СДО охватывает в качестве фундаментальных элементов телекоммуникационное оснащение (среди которых серверное), рабочие места студентов и персонала (компьютеры, наушники, микрофоны, необходимые предметы для за-писи информации: тетради, ручки), снабже-ние дистанционных лабораторий.

Пункт комплектации и подготовки процесса работы компьютерного и телекоммуникационного оборудования может осуществляться на основе типовых подходов. Но в формировании и эксплуатации дистанцион-ных лабораторий не стоит полагаться на стандартные решения. На протяжении долгого времени оснащение компьютерами в учебном заведении и доступ к сети Интернет являлись важнейшими факторами, которые конкретизировали его возможности в использовании технологий дистанционного обучения. В информационном веке учебные возможности домашних и офисных электронных средств во многом выше потенциала компьютерных классов школ, университетов и т. д. Для школ, университетов, колледжей, академий важно

иметь все необходимое оборудование только для классических аудиторных занятий и академической работы с эксклюзивными дорогостоящими пакетами прикладных программ. В индивидуальной же работе учащихся с электронными академическими

материалами разумно нацеливаться на домашние техни-ческие системы.

Структура обеспечения включает необходимые элементы.

Нормативно-правовой блок разделяется на:

- применение официальных устанавливающих стандарты актов (правовая база): прика-зы, законы, распоряжения, постановления.

- локальная документация, определяю-щая коммуникацию с создателями курсов и материальные нормативы деятельности СДО, положение о СДО, план работы, служебные инструкции, координирующая документация -назначения, приказы, отчеты, свидетельства.

Программное обеспечение ЭИОС должно включать официальный сайт образовательной организации и программный инструментарий как средство управления дистанционным учебным процессом - LMS. Электронный ресурс, касающийся сферы образования (банк ЭУМК, онлайн-библиотеки) - важнейший компонент ресурсов оснащения и СДО в целом. Это тот продукт, который предложен СДО на рынке образовательных услуг. Применение маркетинговых средств в СДО (SWOT-анализа, анкетирования) дает возможность отойти от ошибочной практики. Ошибочной практикой можно назвать погоню людей за материальной выгодой.

Поддержка последних тенденций разви-тия образования, основанных на цифровых технологиях, необходима для повышения уровня образования молодежи и пожилых людей и обеспечения его непрерывности в течение всей жизни. Быстрые изменения в обществе требуют модернизации системы образования и внедрения технологии непрерывного обра-зования. Все ступени образования (общеоб-разовательная школа, общеобразовательная и

профессиональная подготовка, высшее образование и образование для взрослых) предоставляют возможности для повышения квали-

Внешняя среда - потэеби-ели образовательных усгуг

тэ к

о

о

и

и к о о

к

р

О! и

О Й О

Разработчик/ ЗУК'К

Тьюторы

Управляющей персонал

Унеечо-всломога"егьн> л персонал

Организационная подсистема

Нормативно-правовые

Пзавоэая база Локальные акты

Программные

Сайт органы за

фикации, профессиональной

переподготовки и, как следствие, способствуют успешному трудоустройству на новой работе, в новой со-циальной роли, что снижает риск социальной изоляции.

Принципиально новый подход к решению вопросов развития образования для всех, непрерывного образования, образования как фундамента устойчивого развития общества лежит в русле использования информационно-коммуникационных технологий для реализации формата дистанционного обучения.

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена вопросу эффективного применения информационных технологий в сфере дополнительного образования в Российской Федерации и преемственности международного опыта и разработок по данному вопросу.

Ключевые слова: образование, система образования, дистанционное образование, ин-формационные

технологии, дополнительное образование.

SUMMARY

This article is devoted to the issue of the effective use of information technology in the field of continuing education in the Russian Federation and the continuity of international experience and developments on this issue.

Key words: education, education system, distance education, information technology, ad-ditional education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федера-ции: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3; ред. от 01.05.2019.

2. О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № З13-Ф3.

3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обуче-ния, дистанционных образовательных техно-логий при реализации образовательных прог-рамм: приказ Минобрнауки России от 23.08.2017

№ 816; зарегистрирован в Минюсте России 18.09.2017 № 48226).

4. Воронкова О. В. Глобальный аспект инновационного развития // Глобальный науч-ный потенциал. - СПб.: ТМБпринт. - 2014. -

№ 9 (42). - С. 88.

5. Дмитриев В. Я., Пилявский В. П., Рожков И. И. Профессиональное признание как инструмент оценки качества образовательных услуг // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 4 (20). - С. 96-100.

6. Пилявский В. П., Дмитриев В. Я., Жол-дасов В. В., Васильева Е. В. Трансформация образовательных услуг в экономике знаний // Вестник Национальной академии туризма. -2015. - № 2 (32). - С. 63-64.

7. Пилявский В. П., Дмитриев В. Я., Кли-мин А. И. Роль образовательных услуг в формировании интеллектуального капитала // Петербургский экономический журнал. - 2016. -№ 2. - С. 15-22.

8. Ерёмин О. Ю., Скворцова М. А. Интеллектуальная система дистанционного образования для повышения качества усвоения учебного материала [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/intellektualnaya-sistema-distantsionnogo-obrazovaniya-dlya-povysheniya-kachestva-usvoeniya-uchebnogo-materiala.

9. Мазур Л. В., Ильминская В. И. Механизм финансового обеспечения деятельности государственных учреждений [Электронный ресурс] // Территория науки. - 2015. - № 2. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-finansovogo -obespecheniya-deyatelno sti-gosu-darstvennyh-uchrezhdeniy.

10. Российская школа хуже средней в мире: почему так и что делать. [Электронный ресурс]. - URL: https://mel.fm/reyting/9754061-low_rating.

11. «Старческие болезни» программного обеспечения и пути модернизации. [Электронный ресурс]. - URL: http://hawkhouse.ru/ blog/starcheskie-bolezni-programmnogo-obes-pecheniya-i-puti-modernizatsii/

12. Хоффовер Х. Колледж стоит дороже, чем когда-либо [Электронный ресурс] // Business Insider. - 8 июля 2018. - URL: http://www.businessinsider.com/college-and-health-cost-versus-income-2011-3.

JOJO//'

13. Brand Analytics 2017. [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.br-analytics.ru/ sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/

14. Eurostat: articipation_rate_in_education_ and_training. [Электронный ресурс]. - URL: (http://ec.europa.eu/eurostat/statistics).

15. New Research Shows Free Online Courses Didn't Grow As Expected. nprEd. April 11, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.npr.org/sections/ed/2015/04/11/397 295495/the-future-of-free-online-courses-new-research-from-mit-and-harvard.

16. Observatory for Borderless Higher Education. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.university-directory.eu/United-Kingdom/Observatory-on-Borderless-Higher-Education-OBHE.html.

А. А. Штец, Г. И. Шемигон

УДК: 371.13

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДИАЛОГА КАК РЕЧЕВОГО ЯВЛЕНИЯ

ечевое поведение обучающихся начальной школы и, в первую очередь, учителя определяет характер их взаимодействия в рамках образовательного процесса. Правильным оно может быть только если основой его является диалог. Речевым поведением, по мнению И. А. Зимней, является «специфическая

и неотъемлемая часть человеческого поведе-ния в целом как сложной системы поступков, действий, движений» [6, с. 52]. Наличие в речевом поведении системы поступков поз-воляет выделять ее две части: «означаемое - характер воздействия на партнера и означаю-щее -внешняя исполнительная часть речевой деятельности или речевого действия» [6, с. 52]. За «означаемое», по нашему мнению, принимается реализация смыслов, поиск ответа на вопрос «Зачем?», который можно получить только в процессе учебного диалога. «Означающее» подразумевает под собой действие или процесс получения искомого смысла, происходящий в результате осуществления речевых поступков. С точки зрения Т. В. Матвеевой, речевым поступком является «конкретное проявление речевой деятельности», аналогичным является понятие «речевой акт». Акцент ученый ставит на участнике речевого общения ([чей?] поступок) [10, с. 393]. А. Н. Щу-кин отождествляет понятия «речевой поступок» и «речевое действие», включая его в структуру «речевого поведения» [1, с. 258]. З. И. Курцева под речевым поступком подра-зумевает «намеренно созданное высказыва-ние, отражающее нравственную позицию коммуниканта, цель которого - воздействовать на адресата в кризисной ситуации общения (повлиять на мнение, на его отношение к че-му-либо или кому-либо, на принятие им ре-шения и т. п.)» [7]. С нравственной точки зре-ния, на наш взгляд, правильное воздействие на адресат подразумевает невозможность осуществления учебного диалога вне ре-чевого поступка. Задачей учителя в обучении является применение полноценного обмена речевыми поступками между учителем и уче-ником, между учителем и классом, между учеником и классом или между двумя учени-ками. Во время такого обмена речевыми пос-тупками педагог обязан следить за своим правильным речевым поведением и за рече-вым поведением учеников, точнее, за культу-рой речевого поведения. Если ситуация в обучении приводит к необходимости коррек-тировки речевого поведения, это необходимо осуществить, ведь учебный диалог может быть осуществлен только в рамках правиль-ного речевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.