Научная статья на тему 'Обучение цифровым технологиям в цифровой образовательной среде'

Обучение цифровым технологиям в цифровой образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
905
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ONLINE COURSES / LIBRARY PROFESSIONALS / CONTINUING EDUCATION / ST. PETERSBURG STATE INSTITUTE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилко И.С.

Охарактеризована специфика применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании. Изложены требования к учебно-методическому обеспечению онлайн-курсов. Освещен опыт реализации в Санкт-Петербургском государственном институте культуры дополнительных профессиональных программ повышения квалификации библиотечных специалистов в рамках национального проекта «Культура» федерального проекта «Творческие люди».The specifics of the use of distance educational technologies in vocational education is characterized. The requirements for educational and methodological support of online courses are set out. Implementational experience of additional professional continuing education programs library specialists in the framework of the national project "Culture" federal project "Creative People" at the St. Petersburg State Institute of Culture is highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилко И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение цифровым технологиям в цифровой образовательной среде»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ПИЛКО И.С. ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Охарактеризована специфика применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании. Изложены требования к учебно-методическому обеспечению онлайн-курсов. Освещен опыт реализации в Санкт-Петербургском государственном институте культуры дополнительных профессиональных программ повышения квалификации библиотечных специалистов в рамках национального проекта «Культура» федерального проекта «Творческие люди».

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, онлайн-курсы, повышение квалификации библиотечных специалистов, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Pilko I.S.

Learning digital technologies in a digital educational environment

The specifics of the use of distance educational

technologies in vocational education is characterized. The requirements for educational and methodological support of online courses are set out. Implementational experience of additional professional continuing education programs library specialists in the framework of the national project "Culture"

federal project "Creative People" at the St. Petersburg State Institute of Culture is highlighted.

Keywords: distance educational technologies, online courses, library professionals, continuing education, St. Petersburg State Institute of Culture

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ПИЛКО И.С. ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ_

Переживаемый в настоящее время период кардинальных трансформаций библиотечной деятельности объективно обусловлен «погружением» ее в цифровую среду, развитием информационно-коммуникационных технологий, автоматизацией библиотечно-информационных процессов. Оцифровка книжных памятников, создание цифровых коллекций, организация удаленного доступа к электронным информационным ресурсам, предоставление виртуальных услуг, взаимодействие с пользователями в виртуальной среде - эти и другие направления деятельности вошли в повседневную практику библиотек, требуя от их сотрудников формирования и развития новых -цифровых - компетенций.

Профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (ДПО) призваны реагировать на эту потребность библиотечного сообщества. Национальный проект «Культура» ставит задачи устранении «цифрового неравенства», увеличения к 2024 г. в 10 раз числа обращений к цифровым ресурсам культуры. Федеральный проект «Творческие люди» предусматривает в период 2019-2024 гг. повышение квалификации 40 000 специалистов ежегодно. В их числе персонал общедоступных библиотек. Без использования потенциала дистанционных образовательных технологий (ДОТ) обучение цифровым технологиям такого количества практикующих специалистов не представляется возможным.

Многолетний опыт применения ДОТ в профессиональном образовании, позволил убедиться в несомненных преимуществах их использования в программах профессиональной переподготовки и повышении квалификации, в обучении лиц, мотивированных на освоение профессии или развитие обретенных ранее компетенций. Это: гибкий график организации учебного процесса во времени, некритичность к месту проведения занятий, наглядность представления учебного материала, возможность учета индивидуальных и групповых потребностей, опора на актуальные информационно -коммуникационные и образовательные технологии.

Организационные аспекты цифровизации образования, включая дополнительное, отражает утвержденный приказом Министерства науки и образования РФ «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [1].

Все виды работ, связанных с внедрением ДОТ, детально освещены в «Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» [2].

Обязательным условием реализации неоспоримых преимуществ дистанционного образования является оригинальный учебный контент и адаптированные к форме обучения организационно-методические решения (вариативный календарный график, предусматривающий мягкий и жесткий дедлайн; способы реализации прямой и обратной связи между преподавателем и обучающимися; формы контроля осваиваемых знаний и практических умений).

Подготовка и реализация дополнительной профессиональной программы в дистанционном формате предполагает наличие собственной или арендуемой образовательной платформы, на базе которой формируется электронная информационно-образовательная среда (ЭОИС). Хорошо разработанная среда дистанционного обучения (СДО) и содержательно наполненная ЭИОС обладают достаточными телекоммуникационными и интерактивными возможностями для эффективной коммуникации online и offline. В ЭИОС размещаются необходимые и достаточные для успешного освоения курса виды учебно-методического обеспечения: лекции (в форматах видео, текстовом, мультимедийном), методические рекомендации по выполнению практических, ситуационных и проектных заданий, наглядные и справочные материалы, базы данных, глоссарии, компьютерные тесты.

У преподавателей, приступающих к освоению ДОТ, существует устойчивое заблуждение, что материалы, разработанные для контактного обучения, могут быть без какого-либо редактирования перенесены в ЭИОС для реализации онлайн-курсов. Поэтому работе в дистанционных образовательных программах должна предшествовать специальная подготовка. Так, 6 преподавателей библиотечно-информационного факультета (БИФ) Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) прошли повышение квалификации в Северо-Западном региональном центре компетенций в области онлайн-обучения при Санкт-Петербургском Политехническом университете Петра Великого. Другие преподаватели и практикующие специалисты, привлекаемые к реализации ДПП, стали выпускниками образовательной программы «Разработка и реализация онлайн-курса в среде дистанционного обучения МИРАПОЛИС»

Первая и важная особенность онлайн-курсов - их модульная структура (см. рис. 1). Онлайн-курсы содержат информацию в формах, ориентированных на различные каналы ее восприятия: зрение, слух, осязание, а также на людей, склонных к логическому восприятию и осмыслению действительности. Поэтому в структуре модуля представлена текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация.

• Согласен

■ Скорее согласен

■ Затрудняюсь с ответом

■ Скорее не согласен

■ Не согласен

1 Согласен

■ Скорее согласен

• Затрудняюсь с ответом

■ Скорее не согласен

■ Не согласен

Рисунок 1 - Структура модуля/темы онлайн-курса

Требования к содержательному наполнению учебных материалов и их формальным характеристикам рамочно определены дидактикой дистанционного образования (см. табл. 1).

Вид учебно-методического обеспечения Рекомендуемые характеристики

Лекция 1 академический час

.1. Видео к лекции 5-7 (максимум -11) минут

.2. Презентация лекции до 10-ти слайдов

.3. Конспект лекции 4-6 страниц текста

Методические указания к практическому занятию Не менее 2-х страниц текста

Тесты для промежуточной аттестации 20-25 тестовых вопросов/заданий

Тесты для итоговой аттестации 30-60 тестовых вопросов/заданий

т

Научно-образовательный центр библиотечно-информационных технологий СПбГИК, ответственный за реализацию ДПП для специалистов библиотек, учитывает эти требования при разработке своих программ. Так, в 2019 г. в проекте «Творческие люди» были представлены три образовательные программы повышения квалификации: «Современная библиотека: актуальные практики и технологии» (для сотрудников публичных библиотек), «Игровые технологии библиотеки в продвижении чтения» (для библиотекарей, работающих с детской аудиторией), «Инновационные технологии подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности» (для преподавателей библиотечно-информационных дисциплин вузов и колледжей культуры). Обучение велось в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Объем каждого курса составил 36 часов.

При разработке учебно-методического обеспечения были приняты следующие решения по его составу: видеолекции (1-3 видеофрагмента по каждой программе), конспекты лекций (6-8), мультимедийные презентации лекций (6-8), описания практических работ (5-6), тесты текущего (по отдельным темам), промежуточного (по модулям) и итогового (по курсу в целом) контроля (1-3).

Процесс реализации ДПП обеспечивали следующие организационные решения:

- формы контроля: знаний - компьютерные тесты; умений - результаты выполнения практических работ.- формы реализации прямой и обратной связи, обеспечивающие интерактивный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса - сервисы СДО МИРАПОЛИС: «Комментарии», «Мои сообщения», «Форум».

- оперативное организационно-методическое сопровождение обеспечивает диспетчер программ посредством телефонного общения с обучающимися, электронной почты, сервиса «Мои сообщения».

Заявки на повышение квалификации библиотечных специалистов в 2019 г. поступили из 46 регионов России.

Специалисты библиотек уже «на входе» в процесс обучения (при регистрации на образовательную программу) запрашивали рекомендуемую для освоения учебного материала литературу. Реагируя на эту потребность, библиотека Санкт-Петербургского государственного института культуры обеспечила доступ к электронной библиотеке «Профи-Либ» издательства «Профессия», предоставив возможность повышающим свою квалификацию поработать с актуальными профильными учебными и справочными изданиями.

Обучение в 2019 г. успешно прошли 986 практикующих специалистов и преподавателей специальных дисциплин. Они освоили теоретический материал и подтвердили полученные знания результатами компьютерного тестирования. Акцент в обучении был сделан на выполнении практических заданий, связанных с освоением актуальных методик и технологий библиотечной или образовательной деятельности.

Дистанционная форма обучения, как и любая иная, имеет свои ограничения.

Для обучающихся это:

- необходимость высокой степени дисциплины и самоконтроля;

- отсутствие прямого контакта с преподавателем;

- недостаточная мотивация на завершение обучения. В рамках Национального проекта «Культура» сильным мотивирующим фактором для обучающихся является вовлеченность в процесс серьезного административного ресурса.

Для преподавателя основные ограничения обусловлены:

- трудоемкостью разработки онлайн-курса и его компонентов;

- трудоемкостью «ручной» проверки практических заданий по курсам гуманитарной направленности;

- необходимостью постоянного сопровождения, настройки, актуализации курса.

Однако эти сложности окупаются интересными работами практикующих специалистов, конструктивным и познавательным общением; позитивной реакцией участников образовательных программ; чувством исполненного профессионального долга.

СТИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Утв. приказом М-ва образования и науки. РФ 23 августа 2017 № 816]. - URL : http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 .pdf.

2. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Утв. приказом М-ва образования и науки. РФ 23 августа 2017 № 816]. - URL : http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 .pdf.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Пилко Ирина Семеновна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, доктор педагогических наук, профессор E-mail: skip95@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.