Научная статья на тему '"МИРОВАЯ ЗАКУЛИСА": ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ'

"МИРОВАЯ ЗАКУЛИСА": ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Душенко Константин Васильевич

Главный отличительный признак «мировой закулисы», помимо её тайного характера, - антироссийская направленность, вплоть до стремления расчленить Россию. Это понятие имеет вполне определённого автора - Иван Ильин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“GLOBAL POWER BROKERS”: THE ORIGIN OF THE CONCEPT

The main distinctive feature of the “global power brokers,” apart from the covert nature of their activity, are their anti-Russian pursuits, including the desire to break up Russia. The author of this conception is Ivan Ilyin.

Текст научной работы на тему «"МИРОВАЯ ЗАКУЛИСА": ИСТОКИ КОНЦЕПЦИИ»

«Мировая закулиса»: истоки концепции

Константин Душенко

К.В. Душенко - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела культурологии Института научной информации по общественным наукам РАН.

001: 10.31278/1810-6439-2022-20-4-178-186

ировая закулиса» - одно из ключевых понятий политического языка постсоветской России. Нередко оно рассматривается как синоним «мирового правительства» (global state, world state). Однако в русскоязычном дискурсе эти понятия далеко не равнозначны. Концепция «мирового правительства» предполагает существование наднациональной правящей элиты, прежде всего финансовой, преследующей цели, не совпадающие с целями национальных правительств. Эта концепция возникла в США в кругу правых антиглобалистов, хотя ныне разделяется и частью левых антиглобалистов.

Между тем главный отличительный признак «мировой заку-лисы», помимо её тайного характера, - антироссийская направленность, вплоть до стремления расчленить Россию. Это понятие имеет вполне определённого автора. Концепция антироссийской «мировой закулисы» была сформулирована в послевоенной публицистике эмигрантского философа Ивана Александровича Ильина (1882-1954).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Неологизм «закулиса» возник из более раннего «закулисье», которое, в свою очередь, восходит к обороту «за кулисами». Ранний пример употребления этого оборота в переносном значении встречается в очерке Фаддея Булгарина «Философический взгляд за ку-

лисы» (1825). Здесь развёрнуто уподобление мира (человеческого общества) театру, обычное со времён античности: «Загляните за кулисы большого света <...>»; «За кулисами большого света я по-стигнул великую тайну самых тонких искателей и интригантов»1.

Слово «закулисье», вошедшее в обиход на рубеже Х1Х-ХХ веков, чаще всего относилось к закулисной жизни театра, но употреблялось и в более широком контексте, например: «...Люди, более знающие закулисье [военного] штаба района, разъяснили дело просто»2. Единственный известный нам случай употребления слова «закулиса» до Ильина встречается в дневнике Зинаиды Гиппиус за январь-май 1933 года. Здесь речь идёт о «закулисье» эмигрантской литературной жизни и Ходасевиче как одном из его «режиссёров»: «Зная все "за-кулисы", зная, что весь Ход<асевич> -"за-кулиса" <...>»3. Само написание «за-кулиса» указывает на то, что слово употреблено в качестве окказионализма.

В 1948-1954 гг. Ильин написал серию программных статей, адресованных членам Русского Обще-Воинского Союза (РОВС) -крупнейшей эмигрантской монархической организации. Они печатались в виде отдельных бюллетеней под заглавием «Еженедельный листок» с подзаголовком: «Только для ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ». Автор, живший в Швейцарии, отправлял свои статьи в Париж генералу Алексею фон Лампе, заместителю председателя РОВС Алексея Архангельского. Ряд статей обсуждался с фон Лампе по переписке, а затем они посылались в Брюссель Архангельскому, после чего распространялись среди членов РОВС без подписи автора. Сборник этих статей - двухтомник «Наши задачи» - генерал фон Лампе опубликовал после смерти Ильина4. Именно здесь появился политический термин «(мировая) закулиса». Ильин использовал его многократно, причём в двух существенно различных - хотя отчасти пересекающихся - значениях.

1 Булгарин Ф.В. Философический взгляд за кулисы: [Очерк] // Булгарин Ф.В. Полное собрание сочинений. СПб., 1844. Т. 7. С. 41, 43.

2 Ларенко П. [Лассман П.П.] Страдные дни Порт-Артура: Хроника военных событий... СПб.: [П.А. Артемьев], 1906. С. 356 (1-я паг.).

3 Гиппиус З.Н. Дневники: 1919-1941; из публицистики 1907-1917 гг.; Воспоминания современников. М.: Русская книга, 2005. С. 175.

4 Ильин И.А. Наши задачи: статьи 1948-1954 гг. Париж: Изд. Русского Обще-Воинского Союза, 1956. Т. 1-2. 683 с. (сплошная паг.).

ДВА ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА

В первом значении «мировая закулиса» - тайные пособники коммунизма и СССР. В статье «Мировой самообман» (1949) читаем: «...Умственная лень, застарелая предубеждённость против России, экономическая и торговая заинтересованность, полное незнание русской истории и тайная прокоммунистическая пропаганда, ведшаяся повсюду (и коммунистами и полуреволюционной "за-кулисой"), затмили политическую дальнозоркость, возобладали над трезвым разумением и привели великие и малые державы к целому ряду грубых (политических, экономических и стратегических) ошибок». «Закулиса» - это «прокоммунистическая печать и полуреволюционные закулисные организации», которые делают всё возможное, чтобы «отвести влиятельным политикам глаза». К подобным организациям Ильин относит «так называемый Комитет борьбы за демократию ("закулиса"!)5». Упомянутого здесь «Комитета» в реальности не существовало; вероятно, имелся в виду Союз борьбы за освобождение народов России, созданный в 1947 г. в Мюнхене. Эта организация, считавшая себя преемницей власов-ского движения, обращалась к наследию Февральской революции и выступала за демократическую федеративную Россию.

После смерти Сталина, когда на повестке дня встал вопрос о «мирном сосуществовании», Ильин резко осудил этот лозунг, увидев в нём продолжение пагубного внешнеполитического курса Франклина Рузвельта. «Рузвельт <...> выслушивал кое-каких,

подобранных для этого из-за кулисы, советников. <...> ..."Кули» « 1 и » « »

са , помогавшая ему информацией , освещением и тому подобными способами, втайне сочувствовала русской революции <...>» («О мирном рядомжительстве», 1954)6. «.Мирное рядом-жительство <...> состоит прежде всего в наводнении свободных стран коммунистической агентурой: эти агенты разведывают, пропагандируют, подкупают, <...> организуют рабочих, соблазняют детей, невежественную молодёжь и женщин, усиливают брожение в колониях, пробираются в буржуазную печать, связываются

5 Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. М.: Русская книга, 1993. Кн. 1. С. 151. Далее «Наши задачи» цитируются по тому же изданию с указанием номера книги и страницы.

6 Ильин И.А. Наши задачи. Кн. 2. С. 325.

с "салонными" коммунистами <...>, нанимают беспринципных "учёных" и всегда состоят в тайном контакте с деятелями "мировой закулисы"»7. Коммунизм, согласно Ильину, выработал особые формы «неуловимости», а именно: «криптокоммунизм», «салонный коммунизм» и «левую социал-демократию»; если же попытаться вывести их на чистую воду, «закулиса начинает самую отчаянную оборону "свободы", "демократии" <...>»8.

«Злобная клевета "мировой закулисы"» обрушилась на «спасителя Испании» Франко. Антикоммуниста Макартура устранили руками Трумэна, а остальные «боятся остаться в меньшинстве на выборах; боятся не угодить закулисе». Антикоммунистическую чистку сенатора Маккартни «мировая закулиса» встретила «потоком ненависти, озлобленной клеветы и личной пачкотни <...>,

и и СС и » Т1 9

который разлился по всей демократической прессе Европы»9.

Во втором значении «мировая закулиса» в «Наших задачах» -правящие круги Запада, относящиеся к России со страхом и ненавистью. Ильин, следуя в русле неославянофильства, цитируя Достоевского и Данилевского, рассуждает о коренной чуждости России и Запада (притом что «наша душа открыта для западной культуры») («Без карьеры», 1948)10. Речь идёт уже не о пособниках коммунизма, но об исконной русофобии Запада. Нерасчленённой православной России враждебны «народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди»11. Исключение делается (пока что) только для Соединённых Штатов, которые «инстинктивно склонны предпочесть единую национальную Россию как неопасного им антипода и крупного, лояльного и платёжеспособного покупателя» («Против России», 1948)12.

В статье «О расчленителях России» (1949) Ильин выделяет пять категорий недоброжелателей России:

1. «противники - в силу слабости, опасения и неосведомлённости» (соседние малые государства);

Там же. С. 327.

Там же. С. 335, 336.

Там же. С. 339.

Там же. Кн. 1. С. 64.

Там же. С. 65.

Там же. С. 62.

7

8

9

10 11 12

2. «недоброхоты - по морскому и торговому соперничеству»;

3. «враги - из зависти, жадности и властолюбия» (главным таким врагом в «Наших задачах» выступает Германия с её, как полагает Ильин, извечными и неустранимыми завоевательными притязаниями);

4. «недруги - из [религиозного] фанатизма и церковного властолюбия», т.е. католический мир;

5. «зложелатели - закулисные, идущие "тихой сапой" и наиболее из всех сочувствующие советским коммунистам, как своему ("несколько пересаливающему"!) авангарду»13.

Развёрнутый прогноз действий «мировой закулисы» после грядущего падения большевизма содержался в статье «Что сулит миру расчленение России» (1950), занявшей целых пять выпусков «Еженедельного листка». Здесь «мировая закулиса, решившая расчленить Россию», по сути, охватывает весь Запад, не исключая «американских держав»: «.Державы всего мира (европейские, азиатские и американские) <... > будут соперничать друг с другом, добиваясь преобладания и "опорных пунктов"; мало того - выступят империалистические соседи, которые будут покушаться на прямое или скрытое "аннексирование" неустроенных и незащищённых новообразований (Германия двинется на Украину и Прибалтику, Англия покусится на Кавказ и на Среднюю Азию, Япония - на дальневосточные берега и т.д.)»14. Нации Запада видят в едином русском государстве «плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения», а потому «собираются разделить всеединый российский "веник" на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести её через западное уравнение и развязание и тем погубить её: план ненависти и властолюбия»; «мировая закулиса хоронит единую национальную Россию»15.

Временами Запад у Ильина оказывается едва ли не столь же враждебен христианско-консервативным ценностям, как комму-

13 Там же. С. 202-203.

14 Там же. С. 327.

15 Там же. С. 328, 340.

низм: «Мы увидели истинное лицо Запада: сначала в советском коммунизме, потом в европейском социализме и, наконец, в том, что называется "свободным строем", в действительности руководимым из-за кулисы» («Русскому народу необходимо духовное обновление», 1952)16. «Общественное мнение Запада, руководимое мировою закулисою», неспособно «отличать Россию от Советии и русских людей от коммунистов» («Надежды на иностранцев», 1952)17. Как видим, и здесь «закулиса» - не пособники коммунизма, а некие исконные антирусские силы.

Наконец, в статье «Почему сокрушился в России монархический строй?» (1952) «закулиса» оказывается синонимом течений, вдохновляемых идеями Великой французской революции, чем-то вроде двухвекового республиканско-масонского заговора: «Монархическое правосознание <...> было затемнено или вытеснено в широких кругах русской интеллигенции, отчасти и русского чиновничества и даже русского генералитета - анархо-демократи-ческими иллюзиями и республиканским образом мыслей, насаждавшимися и распространявшимися мировою закулисою с самой французской революции <...>»18.

«Мировая закулиса», по Ильину, пыталась «связать государственную волю» русского государя («О Государе», 1954), а в 1919 г. осуществила «операцию расчленения Европы». Ныне «снова идеи "свободы", "демократии" и "прогресса" связываются с планами расчленения государств», только речь идёт уже о России («Германия возрождается», 1953)19.

НОВАЯ ЖИЗНЬ ПОНЯТИЯ

Цикл «Наши задачи», сколько можно судить, не стал предметом оживлённого интереса в эмигрантской среде и упоминался преимущественно историками эмиграции. Идея посткоммунистической «национальной диктатуры», которая займётся построением православно-корпоративного государства, во второй половине XX в. должна была восприниматься как архаическая. Конспиро-

Там же. Кн. 2. С. 40.

Там же. С. 172.

Там же. С. 94.

Там же. С. 280, 229.

16

17

18 19

логический по своей сути термин «мировая закулиса» вплоть до конца 1980-х гг. не был востребован ни в эмигрантской публицистике, ни в публицистике правого крыла самиздата. Его обошёл вниманием даже Игорь Шафаревич, памфлет которого «Русофобия» (1982) близко касался тех же сюжетов, что и послевоенная публицистика Ильина.

Положение изменилось лишь с появлением признаков распада СССР. Статья «Что сулит миру расчленение России» была опубликована в «Литературной России» 12 мая 1990 г., а затем в декабрьском номере журнала «Кубань» за тот же год. В 1992 г. в Москве вышел небольшой сборник статей Ильина под тем же заглавием тиражом 200 тыс. экземпляров. Год спустя цикл «Наши задачи» был полностью опубликован в России.

С этого времени «мировая закулиса» становится дежурным оборотом языка державников-патриотов всех оттенков, от монархического до сталинистского, причём, в отличие от Ильина20, подавляющее их большинство рассматривают СССР как продолжение императорской России. В 1992 г. петербургский автор мюнхенского журнала «Вече» писал: «Мировая закулиса, развалив изнутри с помощью предателей державу, армию и экономику, взялась разваливать (тоже изнутри и сверху) и Православие - последнюю духовную скрепу, которая ещё соединяет славянское население страны»21.

В том же духе высказывался один из лидеров державно-патриотического лагеря Александр Руцкой: «Ценой огромных людских потерь и невероятных страданий русский народ сумел всё же восстановить свои многовековые державные традиции, возродив после Победы 1945 года историческую преемственность Российской империи в новой государственной форме Советского Союза. Именно тогда "мировая закулиса", не на шутку испуганная перспективой национально-патриотического перерождения "коммунистической империи" СССР, приняла решение о необходимости

20 Ильин, в частности, предполагал жесточайшую люстрацию государственного аппарата постсоветской России, которая должна была затронуть прежде всего коммунистов, «чекистов-энкаведистов» и всех, кто с ними сотрудничал.

21 Головин К. Почему молчит Церковь? Вече: Независимый русский альманах. М., 1992. № 47. С. 81.

любой ценой остановить процесс "разрастания советской угрозы". Решение это было реализовано через четыре с половиной десятилетия. В результате упорнейшей борьбы, провокаций западных спецслужб и предательства выродившейся номенклатуры Союз распался, отбросив геополитическое развитие России ко временам Ивана Грозного»22.

В последнее десятилетие подобные взгляды высказывают уже идеологи, близкие к политическому мейнстриму.

* * *

С конца 1990-х гг. одним из синонимов «мировой закулисы», которая тайно правит Россией, стал «вашингтонский обком». Согласно Александру Щуплову, это выражение вошло в речевой обиход после интервью Сергея Шахрая, опубликованного в газете «Сегодня» в августе 1999 г.: «.Боюсь, что решение о внутренней политике будет приниматься в вашингтонском обкоме партии. Если там решат, что России надо дальше играть в цивилизованную страну, то выборы у нас состоятся, если посчитают, что выборы опасны, то их не будет»23. В 2000-е гг. появилось, по аналогии, выражение «брюссельский обком», относившееся к властям ЕС.

Выражение «вашингтонский обком» заимствовано из советского анекдота, входившего в серию о кошмарных снах Брежнева и одного из американских президентов - Никсона, Картера или Рейгана. Серия строилась на абсурдном по тогдашнему времени предположении о катастрофической смене государственного строя США или СССР.

1. «Брежнев связался по прямому проводу с Никсоном, чтобы рассказать ему свой сон: над Белым домом развевается красный флаг! Назавтра Никсон позвонил Брежневу и рассказал ему свой сон: над Кремлем развевается красный флаг!

- Так оно и есть, - ответил Брежнев, - над Кремлем действительно развевается красный флаг.

22 Руцкой А.В. О нас и о себе. М.: Научная книга, 1995. С. 408.

23 Щуплов А.Н. Кто есть ху: мини-энциклопедия политических кличек. М.: Политбюро, 1999. С. 27; Сергей Шахрай о необходимости изменения конституции // Деловая пресса [Дайджест. Электронная версия]. М., 1999. № 12, 19 авг. URL: http://www.businesspress.ru/ newspaper/article_mId_40_aId_12061.html (дата обращения: 08.10.2020).

- Да, но на том красном флаге, который я видел во сне, - сказал Никсон, - было что-то написано по-китайски!»

2. «Президент США Картер просыпается от кошмарного сна. Ему приснилось, что он сидит в качестве делегата на съезде КПСС, а с трибуны оратор говорит:

- В этом году хороших результатов в уборке яровой пшеницы достигли колхозники Кубанщины, Херсонщины, а также Алабам-щины, Айовщины и Техасчины!»

3. «Рейган кричит во сне дурным голосом. Жена толкает его:

- Ронни, что с тобой?

- Понимаешь, дорогая, приснился страшный сон. Сижу я в президиуме XXVIII съезда КПСС. И вдруг председатель объявляет: "Слово предоставляется первому секретарю Вашингтонского обкома КПСС товарищу Рональду Рейгану". А я не готов».

После крушения СССР смысл выражения «вашингтонский обком» изменился на диаметрально противоположный: в анекдоте предполагалось, что Вашингтон получает указания из Москвы; теперь же оказывалось, что Москва получает указания из Вашингтона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.