Научная статья на тему 'МИРОВАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА: ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ'

МИРОВАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА: ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревенко Лилия Сергеевна

В статье рассматривается проблема цифровых аспектов трансформации мировой продовольственной системы. Анализируются направления изменений общих подходов к характеристике системы и ее элементов. Дается оценка роли цифровых инноваций в повышении эффективности мировой продовольственной системы в условиях ухудшения продовольственной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Подчеркивается неоднозначный характер воздействия цифровых технологий на элементы продовольственной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ревенко Лилия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL FOOD SYSTEM: DIGITAL ASPECTS OF TRANSFORMATION

The article deals with the problem of digital aspects of the transformation of the global food system. It analyzes the vectors of changes in general approaches to the system and its elements attribute and assesses the role of digital innovation in improving the efficiency of the global food system in the face of deteriorating food security at the global and regional levels. The article emphasizes the ambiguous nature of the impact of digital technologies on the elements of the food system.

Текст научной работы на тему «МИРОВАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА: ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ»

МИРОВАЯ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА: ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

GLOBAL FOOD SYSTEM: DIGITAL ASPECTS OF TRANSFORMATION

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4- 217-222 РЕВЕНКО Лилия Сергеевна

Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, д.э.н., профессор

Lilia S. REVENKO

Professor at Nikolay Liventsev Department of International Economic Relations and Foreign Economic Ties, Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor

В статье рассматривается проблема цифровых аспектов трансформации мировой продовольственной системы. Анализируются направления изменений общих подходов к характеристике системы и ее элементов. Дается оценка роли цифровых инноваций в повышении эффективности мировой продовольственной системы в условиях ухудшения продовольственной безопасности на глобальном и регио -нальном уровнях. Подчеркивается неоднозначный характер воздействия цифровых технологий на элементы продовольственной системы.

The article deals with the problem of digital aspects of the transformation of the global food system. It analyzes the vectors of changes in general approaches to the system and its elements attribute and assesses the role of digital innovation in improving the efficiency of the global food system in the face of deteriorating food security at the global and regional levels. The article emphasizes the ambiguous nature of the impact of digital technologies on the elements of the food system.

Мировая продовольственная система, трансформация, инновации, цифровизация, неравенство.

Global food system, transformation, innovation, digitalization, divide.

Аннотация

Abstract

Ключевые слова

Keywords

Введение

Обеспечение населения мира продовольствием является важнейшей глобальной проблемой современности. Несмотря на продолжительные усилия мирового сообщества, нацеленные на ее решение, третье десятилетие XXI века начинается с нового витка сотрудничества стран в данном направлении при мощной политической поддержке международных организаций. В рамках усилий мирового сообщества по реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН созывает в сентябре 2021 г. Саммит по продовольственным системам. В этой связи по всему миру организованы так называемые национальные диалоги по проблематике трансформации мировой продовольственной системы (МПС).

Основное внимание сосредоточено на повышение эффективности функционирования МПС, поскольку достижение ЦУР- 2, предусматривающей ликвидацию голода на планете, оценивается на современном этапе как нереализуемое. Ситуа -цию обострила пандемия COVID - 19, которая добавила к числу 690 млн человек голодающих дополнительно еще 132 млн человек [1]. При таком положении дел с глобальной продовольственной безопасностью 12% произведенного продовольствия теряется, а 17% портится [1].

Модификация дефиниций продовольственной системы

Понятие и категория «мировая продовольственная система» не являются единообразно понимаемыми. В XXI веке наблюдалась явно выраженная эволюция как самого понятия, так и его отдельных элементов.

В широком смысле под МПС понимается четырехуровневая система отраслей, по производству и распределению продуктов питания. При подготовке к Саммиту по продовольственным системам - 2021 в ООН и других международных организациях сформировался новый подход к развитию МПС, который заключается в комплексном воздействии на систему для одновременного достижения прогресса в продовольственной безопасности, фермерской эффективности и экологической устойчивости.

ООН дала такое определение МПС: «Продовольственные системы представляют собой весь спектр действующих лиц, видов деятельности и биофизической и социально - экономической среды, участвующих в производстве, переработке, распределении, регулировании и потреблении пищевых продуктов» [2]. Научные эксперты Комитета по всемирной продовольственной безопасности (ГЭВУ КВПБ) включили в определение МПС «все элементы (окружающую среду, людские ресурсы, факторы производства, процессы, инфраструктуру, организации и т.д.) и все виды деятельности, связанные с производством, переработкой, распределением, приготовлением и потреблением продовольствия, а также результаты такой деятельности, в том числе социально - экономические и экологические» [3]. В свою очередь, в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяют, что к субъектам МПС относятся «люди, ресурсы, процессы или институты, связанные с производством и потреблением продуктов питания, а также их результаты» [4].

Сколь бы ни были разнообразны трактовки продовольственных систем и концептуальные подходы к их структуре и взаимодействию элементов, нельзя отрицать, что, как и прежде, в процесс обеспечения продовольствием вовлечены многообразные отрасли, субъекты, институты. Они функционируют одновременно в природной, ресурсной, рыночной, институциональной, политической, культурной, религиозной средах. Все изменения инновационно -технологического, инфраструк-

турного, финансового, регуляторного характера воздействуют на продовольственную систему в целом и на ее субъекты. Новые трактовки категории МПС можно объяснить стремлением обосновать комплексный характер воздействия на основные ее элементы, чтобы достичь прогресса одновременно в продовольственной безопасности, фермерской эффективности и экологической устойчивости [5]. Соответственно этому концепция трансформации МПС представляет собой выработку и обоснование эффективного комплекса мер в сфере производства, переработки, перевалки, подготовки, хранения, распределения, сбыта, обеспечения доступа, закупки, потребления, процессов формирования потери и порчи пищевых продуктов. Ожидаемые результаты трансформации МПС сфокусированы в экономической, социальной и экологической плоскостях.

Цифровые инновации какдрайвер развития мировой продовольственной системы

В рамках трансформации МПС цифровым инновациям отводится основная роль, поскольку, являясь сквозными, они могут быть использованы во всех отраслях по производству и распределению продуктов питания. Поданным Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), цифровизация продовольственных систем может обеспечить улучшение производства, качества питания, состояния окружающей среды и качества жизни [1].

Цифровизация продовольственного сектора мира имеет общие черты с аналогичными процессами в других сферах, а также особенности, определяемые не только характером производства, но и социальной значимостью потребления. В МПС главным вектором цифровизации можно считать нацеленность на объединение разрозненных производственных процессов, функций и сервисов в единую сеть для повышения эффективности системы. Хотя связывание субъектов в продовольственной сфере не является тенденцией исключительно эпохи цифровизации, а глобальные цепочки создания стоимости проявляют свои достоинства и недостатки для различных типов хозяйствующих субъектов уже на протяжении последних двух десятилетий, использование технологий блокчейн, облачных сервисов, цифровых платформ (геопространственных, информационных, учебных, рыночных) делает это направление весьма эффективным.

Реальностью стала тенденция к интеллектуализации хозяйственной деятельности в сырьевом и перерабатывающем секторах МПС. В сырьевом секторе наиболее значимы технологии точного земледелия, межмашинного взаимодействия и «умного» животноводства, которые не только способствуют повышению экономической эффективности процессов, но и вносят вклад в решение экологических проблем. В перерабатывающем секторе можно говорить о трансформации системы автоматизации за счет внедрения элементов искусственного интеллекта в производственные комплексы и использования робототехники. Промышленные и сервисные роботы обеспечивают в производстве готового продовольствия развитых стран улучшенное качество продуктов, более высокий санитарный уровень, снижают трудоемкость, повышают производительность.

В новой парадигме развития МПС такие результаты применения цифровых технологий, как повышение производительности ресурсов, рост объема выпускаемой продукции и как конечная цель - эффективности всех процессов считаются целевыми. При этом до настоящего времени не выработаны четкие критерии

и индикаторы понятия «эффективность», часто они подменяются другими. Например, эффекты от использования роботов в пищевой промышленности описываются в практической и научной литературе через категории времени окупаемости или количество высвобождаемой рабочей силы, при этом затушевываются иные результаты: как позитивные, так и деструктивные.

Противоречия цифровой эпохи в преломлении продовольственной проблематики

Любая экономически значимая инновация меняет условия хозяйственной деятельности, тем более это утверждение относится к столь обширному явлению, как комплекс цифровых технологий, изначально рассматриваемых в качестве подрывных. Порождаемые цифровизацией продовольственной сферы противоречия и новые диспропорции носят преимущественно социальный и рыночный характер.

К важнейшей социальной проблеме нужно отнести деформацию рынка труда не только за счет высвобождения малоквалифицированных работников, но и за счет потребности в принципиально новых компетенциях.

На рынке прежде всего деформируется конкурентная среда, поскольку «условия сильно различаются между мелкими фермерами в развивающихся странах, теми, кто занимается экстенсивным пастбищным земледелием, и высокотехнологичными фермерами в странах с развитой экономикой» [5]. Изменение характера взаимодействия субъектов рынка с разным уровнем доступа к цифровой инфраструктуре и технологическим решениям ведет к дальнейшей дисперсии стоимостной основы цены на продовольствие и обостряет конкуренцию. При этом те из субъектов, которые встроились в цифровую реальность, получают преимущества не только за счет оптимизации производственных процессов, но и за счет сокращения цепочки создания стоимости и ускорения всех форм хозяйственного взаимодействия. Встраивание в эти цепочки мелких и средних субъектов возможно далеко не всегда из - за отсутствия у них необходимых компетенций. Транснациональные компании весьма успешно создают корпоративные цифровые платформы, расширяя таким образом контакты с потенциальными клиентами и увеличивая объемы поставляемых товаров, но пока это происходит не за счет мелких фермеров, особо нуждающихся в таких контактах.

Новые условия конкуренции в продовольственной сфере формирует также электронная торговля, особенно в условиях пандемии. Ранее мы констатировали, что «электронная торговля возможна по довольно узкому ассортименту унифицированных стандартных товаров» [6]. В настоящее время этот вид реализации аграрной продукции стал обычным на данном рынке [7].

Активное внедрение цифровых технологий в МПС вызвало к жизни необходимость изменения правил торговли продовольствием и сельскохозяйственными товарами [8]. Возникло еще одно противоречие: как в рамках многосторонней торговой системы легитимно обеспечить государственную поддержку компаний продовольственного сектора с целью снижения затрат путем внедрения цифровых технологий. Это возможно в реформируемой ВТО, хотя существует и противоположное мнение о том, что проблемы изменения правил торговли в условиях цифровой трансформации будут углубляться [8]. За счет оказания поддержки компаний, внедряющих цифровые решения, их затраты снизились [9], и это создает им дополнительные преимущества, что трактуется как искажение условий торговли и, соответственно, обостряет процесс выработки правил.

Заключение

Формирующуюся новую парадигму развития МПС можно считать жизнеспособной, поскольку, во - первых, она носит комплексный характер и, во -вторых, опирается на инновационные компоненты.

Сквозным цифровым технологиям в инновациях МПС отводится важнейшая роль в силу заложенного в них потенциала по объединению всех элементов системы и по повышению эффективности. При этом нужно осознавать, что процессы цифровизации в ряде стран стали реальностью во всех звеньях продовольственной цепи, в других - лишь в отдельных их фрагментах. Причины лежат в экономической, технологической и социальной плоскостях, то есть уже сейчас сформировалась основа для новых форм технологической конкуренции в продовольственном секторе мира как результат цифровизации, что естественно для всех видов инноваций.

При ускоряющемся развитии научно -технического прогресса можно предположить, что повысятся и темпы преодоления цифрового неравенства в МПС, однако в этой широко распространенной сценарной версии, на наш взгляд, велика доля декларативности. Сделать этот сценарий более реалистичным могут продуманные меры государственного регулирования внедрения цифровых инноваций в отрасли по производству и реализации продовольствия, а также углубление международного сотрудничества по созданию и совместному использованию элементов цифровой инфраструктуры и по технологической поддержке тех стран, которые испытывают в этом необходимость.

Библиографический список

1. The State of Food and Agriculture: Agriculture Food Systems Transformation: from Strategy to Action. -Rome: FAO, 2021. - 28. http://www.fao.org/3/nf243ru/nf243en. pdf.

2. Policy Brief: The Impact of COVID-19 on Food Security and Nutrition. United Nations, June 2020. - 23 p. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/sg_policy_brief_on_COVID_impact_on_food_security. pdf.

3. Nutrition and Food Systems. Report by the High Level Panel of Experts on Food Security and Nutrition. -Rome: HLPE, 2017. - 151 p. http://wwwfao.org/3/i7846e/i7846e. pdf.

4. Making Better Policies for Food Systems. OECD. http://www.oecd.org/food-systems/.

5. Food systems face a daunting triple challenge requiring governments to take a more holistic approach. http:// www.oecd.org/agriculture/news/food-systems-face-a-daunting-triple-challenge-requiring-governments-to-take-a-more-holistic-approach. htm.

6. Ревенко Л.С., Ружинская Т.И. Мировые товарные рынки. - М.: МГИМО-Университет, 2005. - 182 с.

7. Клинов В.Г., Ревенко Л.С., Ружинская Т.И. Мировые товарные рынки и цены /Под ред. Л.С. Ревенко. -М.: МГИМО-Университет, 2018. - 664 с.

8. Trade Governance in the Digital Age: World Trade Forum / edited by Mira Burri and Thomas Cottier. -Cambridge University Press, 2015. - 502 p.

9. World Trade Report 2018. The future of world trade: how digital technologies transforming global commerce. - Geneva: World Trade Organization, 2018. - 232 p.

References

1. The State of Food and Agriculture: Agriculture Food Systems Transformation: from Strategy to Action. -Rome: FAO, 2021. - 28 p. http://www.fao.org/3/nf243ru/nf243en. pdf.

2. Policy Brief: The Impact of COVID-19 on Food Security and Nutrition. United Nations, June 2020. - 23 p. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/sg_policy_brief_on_COVID_impact_on_food_security. pdf.

3. Nutrition and Food Systems. Report by the High Level Panel of Experts on Food Security and Nutrition. -Rome: HLPE, 2017. - 151 p. http://www.fao.org/3/i7846e/i7846e. pdf

4. Making Better Policies for Food Systems. OECD. http://www.oecd.org/food-systems/.

5. Food systems face a daunting triple challenge requiring governments to take a more holistic approach. http:// www.oecd.org/agriculture/news/food-systems-face-a-daunting-triple-challenge-requiring-governments-to-take-a-more-holistic-approach. htm.

6. Revenko L.S. Mirovye tovarnye rynki [World Commodity Markets]. - Moscow: MGIMO-University, 2005. -182 p.

7. Klinov V.G., Revenko L.S., Ruzhinskaya T.I. Mirovye tovarnye rynki i tseny [World Commodity Markets and Prices: manual /L.S. Revenko Editor]. - Moscow: MGIMO-University, 2018. - 664 p.

8. Trade Governance in the Digital Age: World Trade Forum / edited by Mira Burri and Thomas Cottier. -Cambridge University Press, 2015. - 502 p.

9. World Trade Report 2018. The future of world trade: how digital technologies transforming global commerce. - Geneva: World Trade Organization, 2018. - 232 p.

Контактная информация / Contact information

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia

76, Prospect Vernadskogo Moscow, Russia, 119454.

Ревенко Лилия Сергеевна / Lilia S. Revenko

+7 (910) 400-58 -50, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.