Научная статья на тему '/ мировая экономика / под заправку'

/ мировая экономика / под заправку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «/ мировая экономика / под заправку»

10 I

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Под заправку

Нехватка продовольствия в мире достигла таких масштабов, что все чаще ее называют мировым продовольственным кризисом. У России есть резервы для его преодоления.

Евгений Ковалев,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

В начале 2008 года по планете прокатилась волна голодных бунтов, которые охватили преимущественно развивающиеся и наименее развитые страны мира. Главной причиной беспорядков стала нехватка продовольствия и быстрый рост цен на продукты питания, в первую очередь на их базовые, социально значимые виды, такие как пшеница, рис, кукуруза, бобовые, растительное масло. Ареной народных протестов стали страны, и прежде испытывавшие нехватку продо-

вольствия, где беднейшие слои населения буквально балансировали на грани голода. Например, Буркина Фасо, Камерун, Сенегал, Мавритания, Кот Дивуар, Египет, Марокко, а также Боливия, Йемен, Узбекистан, Бангладеш, Пакистан, Шри Ланка, Южная Африка и ряд других. Достаточно сказать, что с начала 2006 года до начала 2008-го средняя цена риса на мировом рынке увеличилась на 217%, пшеницы на — 136%, кукурузы — на 125% и соевых бобов — на 107%.

Естественно возникает вопрос: является ли эта нехватка очередной флуктуацией мировой агропродовольственной сферы, повторением циклических спадов продовольственного обеспечения в мире или носит системный характер? Мы попытаемся ответить на него ниже, после анализа основных факторов, вызвавших нынешний дефицит продовольствия и рост цен. Второй вопрос, логически связанный с первым: явился ли продо-

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №08 (76) 2008 ■

вольственный кризис неожиданностью для мирового сообщества или его можно было предвидеть? Сошлемся на зловещее пророчество Т.Р. Мальтуса, прозвучавшее еще 200 лет тому назад, и на высказанное совсем недавно предупреждение известного американского ученого Лестера Брауна о грозящем обострении мировой продовольственной проблемы.

Еще со времен М.Ж. Кондорсе ( 1743— 1794 ) и Т.Р. Мальтуса ( 1766—1834 ) принято оценивать продовольственную обеспеченность посредством сравнения произведенного продовольствия с численностью населения (так называемый Бином Мальтуса). Поэтому первое объяснение нынешнему обострению многие увидели в быстром росте населения земли. Как известно, население земли увеличилось в период с 1900 года до наших дней (2007) с 1,6 млрд. жителей до 6,6 млрд. В отдельных странах темпы прироста населения были еще более высокими, например, в Мексике за тот же период число жителей возросло с 13,6 млн. до 107 млн. Однако до самого последнего времени производство базового продукта -зерна — по темпам прироста неизменно обгоняло увеличение населения. Более того, показатели последнего заметно снизились за последние два десятилетия: с 87 млн. в год в конце 80-ых годов прошлого века до 77 млн. в 2007 году.

Тем не менее, восходящая динамика демографического роста вместе с индустриализацией и урбанизацией служит важнейшей причиной повышения мирового спроса на продовольствие, оказывающего постоянное давление на сельскохозяйственное производство через мировой рынок провианта. Иначе говоря, хотя сам этот фактор не был непосредственной причиной нынешнего обострения мировой продовольственной ситуации, его перманентное «присутствие» на аг-ропродовольственной сцене способствовало усилению негативного воздействия тех тенденций в мировой экономике, которые обусловили рост цен на зернобобовые и другие необходимые продукты и их нехватку.

Следует отметить изменчивость ситуации на рынке зерна. Хотя цены на этот товар медленно возрастали в первые годы XXI века, появление на мировом рынке ряда стран СНГ, новых экспортеров пшеницы, вместо СССР, который был крупнейшим импортером, значительно увеличило ее предложение (в 2005—2006 годах Россия, Украина и Казахстан экспортировали 20 млн. т пшеницы] и могло бы привести к избыточному предложению зерна и снижению цен. Однако этого не произошло. Напротив, мир столкнулся с ситуацией острой нехватки зерна и продовольствия в целом. Причина этого заключается в воздействии целого ряда факторов, среди

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №08 (76) 2008

которых наиболее мощные по влиянию два: прогрессирующее повышение цен на энергоносители и связанное с ним возрастающее производство биотоплива из продовольственных или кормовых культур и быстрое индустриальное развитие целой вереницы развивающихся стран, включая два густонаселенных гиганта Азии — Индию и Китай. Это привело к невиданному прежде росту доходов населения и спроса на высокопитательные мясомолочные продукты, что неизбежно резко повысило спрос на зерно, поскольку, например, затраты кормов на один килограмм привеса крупного рогатого скота составляют от 8 до 18 кг в зависимости от рационов, используемых в разных странах.

Повышение цен на нефть и газ проистекает из невозобновляемости, исчерпаемости этих ресурсов. Хотя всемерное стимулирование производства биотоплива нередко мотивируется политическими соображениями, например нежеланием зависеть от какой-либо страны - производителя, речь идет о стремлении использовать альтернативные, возобновляемые источники энергии, одним из которых служит биотопливо. В принципе его можно производить из самого разнообразного сырья: промышленных и сельскохозяйственных отходов, древесной массы и опилок, навоза, однако сегодня наиболее экономически и технологически оправданно его производство из зерна (этанол) и масличных культур (биодизель). А это означает отвлечение посевных площадей от выращивания непосредственно продовольственных культур, в буквальном смысле, сжигание продовольствия. Биотопливо пока остается более дорогим, чем минеральное, но в США, ЕС и еще в ряде стран правительства субсидируют его выработку и устанавливают долевые нормы использования. В 2005 году биотопливо покрыло 2% мирового потребления горючего и его производство быстро растет. С 2000 по 2005 год выпуск этанола увеличился с 4,6 млрд. галлонов (галлон — приблизительно 4 л) до 12,2 млрд. На первом месте по производству биотоплива стоят США, где горючее добывают из кукурузы и соевых бобов, за ними следует Бразилия, где используют сахарный тростник, далее Франция, Великобритания и Испания, где сырьем служит сахарная свекла, пшеница и ячмень. В Индии этанол производят из сахарного тростника, в Китае— из кукурузы и пшеницы.

Естественным результатом этого стало снижение роста предложения продовольственного зерна и других культур, что послужило одним из важных факторов обострения продовольственной ситуации.

На первый взгляд, отвлечение продовольственных ресурсов не кажется слишком большим. По некоторым данным, около 100 млн. т зерна уходит на производство

мировая экономика

11

биотоплива, в то время как мировое производство зерна (2007) превышает 2000 млн. т. Однако даже такое снижение предложения этого продукта оказывает существенное влияние на мировые цены. Кроме того, следует учитывать, что повышение цен, вызванное ростом производства биотоплива, ударяет в первую очередь по беднякам в самых бедных странах. Достаточно сказать, что на производство биотоплива для заправки бака среднего автомобиля требуется столько кукурузы, сколько средний африканец потребляет в течение года.

Сельскохозяйственное производство в развитых странах, составляющих основную массу экспортируемого зерна и другого продовольствия, крайне энергоемко, чтобы не сказать энергорасточительно. В нем используют большое количество минеральных удобрений и ядохимикатов, по большей части вырабатываемых из нефти и газа. Поэтому рост цен на энергоносители не мог не привести к подорожанию зерна и продо- С//о

продуктов выбрасывают англичане, 40/ — японцы, немцы, итальянцы. Американцы —

на $50 млрд. в

вольствия в целом, несмотря на щедрые субсидии, выплачиваемые фермерам в США, Канаде и странах Европейского Союза. То же самое в значительной степени относится и к аграрной сфере Индии и Китая, где рост сельскохозяйственного производства идет за счет массированного применения минеральных удобрений и где индустриализация и урбанизация приводят к быстрому повышению спроса на продовольствие.

Процесс глобализации, образование мирового рынка продовольствия и мировой продовольственной системы, а также регуля-тивы, установленные ВТО, обусловили легкость приобретения недостающего зерна, что привело к снижению во многих странах уровня нормативных запасов продовольствия. Даже в США, крупнейшем экспортере, рост спроса привел к тому, что в феврале 2008 года запасы зерна оказались на самом низком уровне за последние 60 лет. Уменьшение запасов и рост цен, наряду с обесценением доллара, привели к усилению спекуляции продовольствием (частично как способом сохранения собственных накоплений), что, в свою очередь, способствовало снижению предложения и дальнейшему росту цен. Немалую роль в этом сыграл и социально-психологический фактор, постоянное обсуждение в средствах массовой информации проблемы глобального потепления, которое может ухудшить условия земледелия в странах

год

умеренного климата и тем самым привести к падению объемов мирового производства зерновых и других культур.

Что касается природных факторов, то повышению цен также способствовала засуха в Австралии и неурожай риса в ряде стран, в том числе в Таиланде и Бирме (Мьянма), основных экспортерах риса в Азии.

Таким образом, нынешний продовольственный кризис порожден не только конъюнктурными, но и системными причинами. Очевидно, что дальнейшая индустриализация ряда развивающихся стран, прежде всего Индии и Китая, будет продолжаться, в связи с дешевизной рабочей силы, и, следовательно, там будут расти доходы и спрос на высокобелковое продовольствие. Когда-то исследователи проблемы писали, что мировое сельское хозяйство не может обеспечить всему населению земли уровень питания, существующий в США или в Западной Европе. Сегодня эти слова подтверждаются. Следовательно, спрос на продовольствие будет возрастать. Постиндустриальные производительные силы на нынешнем этапе развития энергоемки, и если не произойдет изменений в технологии, едва ли можно ожидать существенного снижения цен на энергоносители, а значит, и на продовольствие. Сохраняется стимул для дальнейшего увеличения производства биотоплива.

Наряду с этим в мире существуют немалые резервы повышения производства продовольствия: во-первых, в США около 18— 20 млн. га пахотных земель ныне исключены из обработки по правительственной программе консервации земель, во-вторых, в России до сих пор не используются свыше 20 млн. га (по некоторым оценкам, до 40 млн. га ) пахотных земель, «выпавших» из обработки в период рыночных преобразований, в-третьих, подобные резервы имеются в Австралии. На перспективу огромное увеличение производства может быть достигнуто при повышении продуктивности сельского хозяйства в России, например, до уровня стран Западной Европы. Немалые возможности роста урожайности есть в странах Африки и Латинской Америки.

Президент России Дмитрий Медведев, выступая на Петербургском экономическом форуме, отметил большой потенциал нашей страны как производителя продовольствия, который РФ готова использовать для преодоления мирового продовольственного кризиса. Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.