Научная статья на тему '\ мировая экономика \ особая контактная зона'

\ мировая экономика \ особая контактная зона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / СНГ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА (ЕПС) / "ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО" (ВП) / КОНКУРЕНЦИЯ ЕС И РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ / EUROPEAN NEIGHBORHOOD POLICY (ENP) / EASTERN PARTNERSHIP (EP) / EU / CIS / COMPETITION BETWEEN THE EU AND RUSSIA IN THE POST-SOVIET AREA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Косикова Лидия

Программа ЕС «Восточное партнерство» распространяется на шесть стран постсоветского пространства -- Украину, Белоруссию, Азербайджан, Армению, Грузию и Молдавию. Это одно из ключевых направлений внешней политики Евросоюза, ее «восточное измерение». Рассмотрены цели и содержание программы, механизмы ее реализации на двустороннем и многостороннем уровнях, проекты экономического сотрудничества ЕС c партнерами в СНГ, а также определенные противоречия с интересами России на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The European Union's Eastern Partnership program covers six post-Soviet countries: Ukraine, Belarus, Azerbaijan, Armenia, Georgia, and Moldova. It forms one of the key aspects of the EU's foreign policy, its Eastern dimension. The article addresses the program's objectives and contents, mechanisms for implementing it on bilateral and multilateral levels, projects for economic cooperation between the EU and the CIS-countries, as well as certain points where it conflicts with Russia's interests in the post-Soviet area.

Текст научной работы на тему «\ мировая экономика \ особая контактная зона»

\ мировая экономика \

Особая

контактная зона

Программа «Восточное партнерство» — новый формат взаимодействия Евросоюза со странами СНГ — оказывает все более значительное влияние на отношения России с ЕС и с постсоветскими государствами.

После двух расширений на восток, в 2004 и 2007 годах, Евросоюз непосредственно приблизился к границам постсоветского пространства. Произошла своеобразная «стыковка» мощного регионального блока (ЕС-27), где проживает почти полмиллиарда человек, с регионом СНГ. «Ближнее зарубежье» России превратилось в особую контактную зону между РФ и ЕС. С этого момента Евросоюз начал проводить более активную политику на постсоветском пространстве, считая его зоной своих жизненно важных интересов. Объектами Европейской политики соседства (ЕПС) стали шесть стран СНГ: Украина, Молдавия, Белоруссия (условно), Армения, Грузия и Азербайджан. Главное содержание ЕПС — целенаправленное формирование «кольца друзей», европеизация соседей на основе распространения общеевропейских ценностей, стимулирование в этих странах политических и экономических реформ, отвечающих потребностям европейского бизнеса.

Евросоюз самостоятельно осваивает ресурсы постсоветского пространства отсекая от России группу стран, ориентированных на евроинтеграцию.-'

Лидия КОСИКОВА,

ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

PH0T0XPRESS

Фактор «соседства» 2004 года оказывает все большее влияние на два главных направления внешней политики и внешнеэкономических связей нашей страны, а именно — на отношения России с ЕС и странами СНГ.

От соседства — к партнерству

В конце 2008 года ЕС в силу целого ряда причин попытался усилить свое влияние на восточных границах расширенной Европы путем пересмотра прежних подходов к взаимодействию с постсоветскими государствами в рамках ЕПС. Результатом критического анализа реализации политики соседства в период 2005-2008 годов стало появление новой программы сотрудничества под названием «Восточное партнерство» (ВП). Считается, что инициатива в ее разработке принадлежит Польше и Швеции. Эта программа стала еще одним из региональных измерений внешней политики ЕС, наряду с «Северным измерением», «Черноморской синергией» и Средиземноморским союзом (для южных соседей). В ней участвуют все страны — члены Евросоюза (27 государств) и шесть постсоветских стран, ранее уже вовлеченных в политику соседства. Отныне государства, на которые распространяется действие этой программы, принято называть «восточными партнерами» — вместо прежнего определения «восточные соседи».

Учредительный саммит «Восточного партнерства» состоялся 7-8 мая 2009 года в Праге (Чехия). Второй саммит намечено провести в Варшаве 2930 сентября 2011 года, и Польша станет его хозяйкой в год своего председательства в Евросоюзе. Главные цели партнерства — это формирование политической ассоциации между ЕС и постсоветскими государствами, а также их постепенная экономическая интеграция без формального членства в ЕС. Программа предлагает меры политического, экономического

Президент Евросоюза Жозе Баррозу (слева) и премьер-министр Польши Дональд Туск в старом городе Варшавы.

и правового характера, активизирующие контакты Евросоюза со странами СНГ. Она направлена на вовлечение этих стран в орбиту влияния общей политики ЕС.

Переход на европейские нормы

В итоге реализации программы должна быть создана новая правовая база отношений между ЕС и «восточными партнерами», которая заменит Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС; Partnership and Coopération Agreements), принятые еще в 1990-е годы. Предусмотрено заключение двусторонних договоров, которые будут юридически обязывающими для сторон, в отличие от индивидуальных Планов действий (ПД), которые ЕС подписал с «восточными соседями» в рамках ЕПС:

1) Соглашения об ассоциации (Association Agreements) — политические документы, означающие готовность партнеров из СНГ придерживаться согласованной с Евросоюзом внешней политики;

2) Соглашения о создании углубленных и комплексных зон свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Areas Agreements, DCFTA) — главный ориентир на среднесрочную перспективу в плане экономического сближения с ЕС. Создание подобных зон (их называют «ЗСТ плюс») позволит «восточным партнерам» выйти со своими това-

РЕгионлльныи проект east invest

(«ист инвест») направлен на стимулирование торговли и инвестиций через поддержку деловой активности малых и средних предприятий. основная идея сотрудничества — установить партнерские отношения между европейскими компаниями и малым и средним бизнесом в Восточной Европе. Речь идет о подборе партнеров, специализированном обучении, организации торговых ярмарок и т.д. проект должен помочь компаниям из стран Вп и их отраслевым ассоциациям приобрести необходимый опыт, чтобы суметь выйти на единый внутренний рынок ЕС и за его пределы. Сотрудница Еврокомиссии, ответственная за экономическое сотрудничество ЕС со странами Вп, КАРмЕн ФАльКЕнБЕРг АмБРозио, приводит в своем интервью такой пример подобной деятельности: «Винодельческое предприятие в грузии хочет заниматься экспортом в страны ЕС, но у него нет опыта в бутилировании вина и маркетинге в странах ЕС. Эта компания заключает соглашение с немецкой компанией, которая может закупать вино наливом, бутилировать его и заниматься потом продажей через обширную сеть супермаркетов в германии, с которой у нее имеется договор. от такого сотрудничества выиграют и малый бизнес

партнерских государств, и ЕС, и немецкие потребители».* Этот пример демонстрирует, что конкурентоспособными в ЕС станут сырьевая группа и полуфабрикаты. на их импорте европейские компании надеются неплохо заработать, «доводя до ума» или непосредственно до европейского потребителя дешевую продукцию своих малоопытных «восточных партнеров» и получая добавленную стоимость. Вторая функция программы — налаживание диалога между государственным и частным секторами в странах-партнерах. Чиновники еврокомиссии не скрывают, что, помогая малым и средним предприятиям, EC рассчитывает использовать мелких и средних предпринимателей как своих лоббистов. например, когда в какой-то стране собираются принять новый закон. общий бюджет проекта — 8,7 млн евро, в том числе из бюджета Ек ЕС — 7 млн, а остальные средства поступят от консорциума, возглавляемого Европейской ассоциацией торговых палат (Eurochambres). консорциум объединил уже 85 партнеров: это малые и средние предприятия, их ассоциации и торгово-промышленные палаты, представляющие интересы предпринимателей на местах, как в ЕС (Euronet), так и в странах Вп (East Net).

*Серия интервью с руководителями проектов, финансируемых в рамках Региональных программ ЕС / Инфоцентр ЕИСП ЕК. Брюссель, 2011.

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (114) 2011

33

\ мировая экономика \

рами на рынок ЕС — так декларируют этот шаг в Еврокомиссии. Термин «углубленные» зоны означает, что стороны стремятся к свободной торговле не только товарами, но и услугами. Определение «комплексные» или «всеобъемлющие» ЗСТ в данном случае предполагает, что участники соглашения намерены сблизить все стандарты регулирования взаимной торговли (технические и санитарные нормы, требования к товарам по маркировке и упаковке и т.п.). Главным условием начала переговоров по заключению соглашений «ЗСТ плюс» должно быть членство страны-партнера в ВТО. После подписания всеми странами «Восточного партнерства» соглашений такого типа может возникнуть многосторонняя зона свободной торговли между ЕС и «восточными партнерами»;

3) Соглашения о мобильности и безопасности (Mobility and Security Pacts) — еще один привлекательный для «восточных партнеров» ориентир сближения с ЕС. Они станут результатом либерализации визового режима. ЕС заключит с каждым из государств — участников ВП такие соглашения в целях облегчения передвижения граждан СНГ внутри ЕС, в первую очередь, для научных и культурных обменов, трудовых миграций и т.п.

Важная составляющая ВП — Комплексная программа по реформированию институтов (Comprehensive Institution-Building Programme), в соответствии с которой «восточные партнеры» должны постепенно пересмотреть нормы национального законодательства и полностью перейти на европейские нормы. ЕС намерен также финансировать программы улучшения государственного управления в странах-партнерах, развивать дополнительное сотрудничество в ряде сфер и оказывать усиленное техническое содействие.

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

К концу 2010 года планировалось завершить переговоры по ассоциированному соглашению с Украиной, однако эксперты сомневаются, что и в 2011 году такое соглашение будет подписано. В начале 2010 года начались переговоры с Молдавией, а в июле того же года — с южнокавказскими государствами (Грузией, Арменией, Азербайджаном). Белоруссия — единственная страна, с которой подобного политического соглашения заключать пока не планируется из-за проблем с нарушением прав человека, непризнанием со стороны ЕС результатов президентских выборов 19 декабря 2010 года, а также по причине полноправного членства в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном (с июля 2010 года).

Программу «Восточное партнерство» отличает от ЕПС сильный акцент на развитии многостороннего сотрудничества. ЕС поставил цель сформировать особый «соседский регион» у своих восточных границ, экономически интегрированную периферию. Для этого запускаются механизмы многостороннего экономического сотрудничества и региональной интеграции. Неслучайно Белоруссия была включена в программу «Восточное партнерство» в 2009 году в качестве полноценного члена, при всей нелюбви ЕС к нынешнему руководству страны и существующих проблемах в отношениях с республикой. В ЕПС Белоруссия участвовала условно, на экспертном уровне, и это нарушало территориальную целостность «пояса соседей ЕС».

Многостороннее взаимодействие планируется организовать путем участия стран-партнеров в так называемых «тематических платформах», то есть в главных областях сотрудничества, а также в различных форумах, проводимых с целью обмена опытом и выработки общих позиций между странами. Другой важнейший механизм

ПРОЕКТ «южный ГАЗОВЫЙ КОРИДОР» (ЮГК) — мегапроект в сфере энергобезопасности ЕС — включает в себя строительство четырех новых международных газопроводов: «Набукко», Трансадриатический (ТАР), «Белый поток», Ив! (Турция-Греция-Италия). Их маршруты пройдут с месторождений газа на шельфе Каспийского моря и в Прикаспийском нефтегазоносном районе в страны Центральной и Южной Европы, минуя Россию. Цель ЮГК — диверсифицировать маршруты и источники поставок газа в Европу, снизив долю России в импорте ЕС. Совместно с США ЕС обеспечивает внешнеполитическую поддержку этого проекта. Реализация строительства конкретных объектов будет осуществляться европейскими компаниями на коммерческой основе, с привлечением средств консорциумов. Первоочередной проект в рамках ЮГК — «Набукко». Его прокладка должна обеспе-

чить прямой доступ к газу Каспийского региона и Ближнего Востока. начало строительства намечено на 2013 год, а первые поставки ожидаются уже к 2015-2017 годам. Пока основными странами — поставщиками газа для маршрута «Набукко» ЕС считает Азербайджан, Ирак и Туркменистан. Переговоры ведутся и с Казахстаном, поскольку возможности Азербайджана как производителя газа явно недостаточны. И хотя Казахстан и Туркменистан не входят в программу «Восточное партнерство», ЕС работает с ними не менее активно в рамках своей стратегии для Центральной Азии. Помимо государств СНГ в проекте потенциально могут принять участие и страны Ближнего Востока. Максимальная мощность трубопровода составит 31 млрд куб. м, а первая очередь позволит прокачать 10 млрд куб. м газа. Стоимость первой очереди «Набукко» —

12-14 млрд евро. Сформирован консорциум (Nabucco Gas Pipeline International), в который вошли компании OMV Gas GmbH (Австрия), Bulgargaz (Болгария), Transgaz (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия), PWE AG (Германия) и Botas (Турция), каждая с долей акций в 16,67%.

До середины 2011 года не был получен окончательный ответ от азербайджанской стороны по поводу ее участия в «Набукко». Министр энергетики Турции Танер йылдыз заявил: «Если ответ Азербайджана будет отрицательным, мы начнем переговоры с Ираном, Ираком и Туркменистаном». «Набукко» — главный конкурент российскому газопроводу «Южный поток» (South Stream), мощность которого превышает мощность «Набукко». Его реализуют Газпром и итальянская ENI.

«восточное партнерство»: платформы и проекты

Таблица 1. Многостороннее взаимодействие

тематические платформы флагманские проекты

1. Демократия, эффективное государственное управление, безопасность и стабильность 1. Программа по совместному управлению границами

2. Экономическая интеграция и сближение с европейскими нормами 2. Программа по стимулированию малого и среднего бизнеса

3. Энергетическая безопасность 3. Программа формирования региональных рынков электроэнергии

4. Контакты между людьми 4. Программа развития возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности экономик стран-партнеров

5. Южный газовый коридор (ЮГК)

6. Программа по предотвращению и предупреждению природных и техногенных катастроф

правовая база отношений ес с восточными соседями

Таблица 2. Состояние переговорного процесса между ЕС и «восточными партнерами»

страны соглашения об ассоциации соглашения «зст плюс» соглашения об упрощении визового режима

Армения Переговоры начались 19 июля 2010 года в Ереване. До июля 2011 года прошло шесть раундов. В будущем договоре «закрыты» 18 из 24 тем. Член ВТО. Препятствий для переговоров нет.

Азербайджан Переговоры начались 16 июля 2010 года в Баку. Состоялось пять раундов. Не обсуждается, т.к. Азербайджан не вступил в ВТО. Ведет переговоры об упрощении визового режима.

Грузия (вышла из СНГ в августе 2009 года) Переговоры начались в июле 2010 года. Член ВТО. Препятствий для переговоров нет. 1 марта 2011 года вступили в силу соглашения с ЕС об облегчении визового режима и реад-миссии.

Молдавия Переговоры начались в январе 2010 года. Усилено двустороннее сотрудничество в сфере авиации, научных исследований, энергетики, а также в области внешней политики и политики безопасности. В июне 2011 года Молдавия начала переговоры с ЕС о присоединении к Единому европейскому воздушному пространству. Член ВТО. Переговоры начались в июне 2011 года. Подписание соглашения ожидается в 2012 году. Переговоры начались в июне 2010 года. В конце 2010 года ЕС предоставил Молдавии План действий по установлению безвизового режима, обязательный для исполнения.

Украина Переговоры начались 5 марта 2007 года в Брюсселе. Речь шла о «базовом договоре», потом — о новом «усиленном соглашении». Саммит Украина-ЕС 9 сентября 2008 года утвердил название «Соглашение об ассоциации». Повестка дня об ассоциации принята в июне 2009 года. Переговоры ведутся с 2009 года, намечено их завершить до конца 2011 года. К июлю 2011 года основные разногласия касались трех позиций — квот на экспорт сельхозпродукции и металлов, ограничений на автоперевозки. Переговоры начались в декабре 2008 года. В мае 2010 года ЕС предоставил свой План действий, от выполнения которого зависит визовая либерализация со стороны ЕС.

интеграции «восточных партнеров» — это реализация совместных проектов.

Среднесрочная цель ВП — создание многосторонней зоны свободной торговли между ЕС и странами-партнерами. В долгосрочной перспективе, по мнению идеологов проекта, у восточных границ может образоваться Экономическое сообщество европейских соседей (European Neighborhood Community — по образцу Европейской экономической зоны (ЕЕА). Для этого партнерам предстоит гармонизировать свое национальное законодательство с законодательством ЕС, обеспечить надежную правовую защиту частной собственности и создать гарантии потенциальным инвесторам на своей территории.

Евросоюз предложил восточным соседям конкретные совместные проекты, прежде всего в сфере развития малого и среднего бизнеса, а также в области энергетики, транспорта и транзита, приграничных регионов, охраны окружающей среды (см. справки).

«Восточное партнерство» и интересы России

Европейская политика соседства и ее логичное продолжение — программа «Восточное партнерство» — стали определенным вызовом присутствию и влиянию России в регионе СНГ. Несмотря на постоянные заявления официальных лиц ЕС и руководителей европейских стран о том, что объединенная Европа не заинтересована в появлении новых разделительных линий, есть немало признаков того, что между ЕС и Россией выстраивается новая «буферная зона».

Программа «Восточное партнерство», несмотря на посткризисную ситуацию в Европе и недостаток финансирования, постепенно наполняется конкретным экономическим содержанием. Многосторонние проекты ЕС, предложенные постсоветским государствам, все более четко высвечивают конкурентную природу этой программы по отношению к интеграционным намерениям России в СНГ. Так, обязательным условием заключения углубленных соглашений о зонах свободной торговли между «восточными партнерами» и ЕС является их отказ от сотрудничества с Россией в Таможенном союзе. Это может осложнить российско-украинские отношения.

\ мировая экономика \

В долгосрочной перспективе у восточных границ ЕС может образоваться Экономическое сообщество европейских соседей по образцу Европейской экономической зоны.-

Все энергетические проекты и трубопроводные маршруты в рамках ВП альтернативны реализуемым и планируемым российским проектам. Их главный лозунг — «энергетическая безопасность Европы» — трактуется как предотвращение угрозы возможного энергетического давления со стороны России. Напомним, что еще на этапе реализации политики соседства Польша предлагала организовать с восточными соседями в СНГ «энергетическое НАТО».

ЕС пока не предложил ни одного привлекательного инновационного проекта своим «восточным партнерам». Приостановив расширение на восток после 2007 года, ЕС озабочен адаптацией и модернизацией экономик новых стран — членов ЕС (New Member States). В экспансии на Восток ЕС, на наш взгляд, формирует три эшелона: старое «ядро» — новые члены ЕС — постсоветские государства («восточные партнеры»). Инновационная политика, по-видимому, в ближайшие годы будет охватывать только старое «ядро» (еврозону), а все остальные страны, то есть новые европейцы и их соседи, будут довольствоваться технологическим «секонд-хэндом», притом получат его на условиях, продиктованных ЕС.

Под привычные разговоры о формировании «общих европейских пространств» между ЕС и Россией Евросоюз

ПРОЕКТ АГРИ (Авт: А1егЬауап-вео^а-Роташап !^егсоппе^ог) — проект в сфере энергетической безопасности ЕС. Азербайджанский газ будет поставляться по трубопроводу на черноморское побережье Грузии, где на специально построенном терминале его будут сжижать и танкерами перевозить в румынский порт Констанца. Там сжиженный газ (ЬМв) будет приведен в состояние природного газа и распределен по газопроводам на внутренние рынки Румынии и Венгрии. Участники проекта — Азербайджан, Грузия, Румыния и Венгрия — подписали соответствующий протокол 14 февраля 2011 года. Они должны определить наиболее короткий маршрут доставки азербайджанского газа на европейский рынок, построить терминал по сжижению газа, а также международный газопровод («интеркон-

нектор») из Румынии (г. Арад) в Венгрию (г. Сегед). Стоимость проекта может варьироваться от 1,2 млрд до 4,5 млрд евро. Его реализацией займется AGRI LNG Co. Участниками этого СП выступили румынская ROMAGAZ, нефтегазовая корпорация Грузии, Госнефтекомпания Азербайджана SOCAR и MVM (Венгрия), каждая с долей 25%.

Проект АГРИ может стать не только одним из самых перспективных маршрутов доставки газа из Каспийского региона в Европу, но и самым близким к реализации в краткосрочной перспективе. Дополнительный интерес к нему проявили Украина, Туркменистан и Болгария. Украина предложила Азербайджану принять участие в строительстве терминала сжиженного газа на своей территории и завершить его к 2015 году.

на практике самостоятельно осваивает ресурсы постсоветского пространства, уверенно отсекая от России группу стран, придерживающихся курса на евроинтеграцию. Не предлагая этим странам полноправного членства в ЕС, но благодаря внедрению достаточно тонких инструментов регулятивных реформ, Евросоюз подстраивает национальное законодательство стран-партнеров под евросоюзные нормы (acquis communautaire). Происходит своеобразное «перетягивание» стран «Восточного партнерства» в правовое поле ЕС, что способно нарушить внутриотраслевую промышленную кооперацию России со странами, участвующими в программе.

Потенциальное облегчение визового режима между ЕС и «восточными партнерами», подписание соглашений о реадмиссии (согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан. — Ред.) нелегальных мигрантов, которые подлежат депортации из другого государства, а также обсуждение проектов создания единой системы пограничного контроля — меры, которые могут привести к ужесточению пропускного режима на границах России с государствами СНГ. Между тем российская сторона заинтересована в сохранении безвизового пространства в СНГ, дающего немалые преимущества гражданам Содружества и способствующего формированию рынка труда.

Программа «Восточное партнерства» требует постоянного мониторинга и все более тщательного учета в российской стратегии и политике на постсоветском пространстве. Российским интересам больше отвечает не конфронтация в зоне общего соседства с ЕС, а поиск трехсторонних форматов переговоров и сотрудничества между Европейским союзом — его «восточными партнерами» — Российской Федерацией и ее союзниками в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и ОДКБ. Полезно было бы присмотреться и к позитивным моментам этой программы для организации регионального сотрудничества в СНГ: сетевой принцип интеграции, опыт государственно-частного партнерства в международных проектах, стратегия взаимодействия интеграционного «ядра» расширенного ЕС с периферийными странами. Последний момент особенно важен для оптимизации отношений России с постсоветскими государствами, не участвующими в проектах евразийской интеграции, таких как Таможенный союз и будущее Единое экономическое пространство.

Список использованной литературы:

1. Polish-Swedish Proposal. Eastern Partnership. 23.05.2008 (www. tepsa.eu/docs/draft_proposal_ eastern_partnership.pdf).

2. Council of the European Union. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit, Prague, 7 May 2009. — Brussels, 07.05.2009, 8435/09 (Presse 78).

3. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. Eastern Partnership. COM (2008) 823 final. Brussels, 03.12.2008. 4. Об отношении России к программе «Восточное партнерство». Из брифинга официального представителя

МИД России А. А. Нестеренко. 26.03.2009. Стенограмма выступления и ответов министра иностранных дел России С. В. Лаврова на вопросы СМИ в ходе пресс-конференции по итогам совместного заседания коллегий МИД России и МИД Белоруссии. 25.11.2009.

5. РИА Новости. «Восточное партнерство» не направлено против России. 22.05.2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian. ru/world/20090522/171913059.html.

6. Документы Информационного центра Европейского инструмента соседства

и партнерства Еврокомиссии (ЕИСП/ЕК), Брюссель.

7. Данные печатных и электронных СМИ стран Восточной Европы (Украины, Белоруссии, Молдавии) и Южного Кавказа (Армении, Азербайджана, Грузии).

Ключевые слова: ЕС, СНГ, Европейская политика соседства (ЕПС), «Восточное партнерство» (ВП), конкуренция ЕС и России на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.