Научная статья на тему 'Мир животных глазами художника-анималиста: мировоззренческий, художественно-образовательный аспекты'

Мир животных глазами художника-анималиста: мировоззренческий, художественно-образовательный аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
585
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЖИВОТНОЕ / ОБРАЗ / ВЗГЛЯД / ПРИРОДА / ЗНАНИЯ / ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО / ЖАНР / СПЕЦИФИКА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА / IDEOLOGY / ANIMAL / IMAGE VIEW / NATURE / KNOWLEDGE / ANCIENT ART / GENRE / SPECIFIC / UPBRINGING / EDUCATION / THINKING ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портнова Ирина Васильевна

В статье освещены вопросы мировоззренческого плана: взгляды художников-анималистов XX века на мир природы и животных в русле их значимости и ценности для человека. Подчеркивается нравственно-этическая основа этих взаимоотношений, ставшая актуальной в эпоху глобальных перемен и кризиса экологической ситуации. В мировоззрении художника-анималиста животное выглядит красивым, его поведение целесообразным, оказывающим благотворное влияние на человека. Рассматривается взаимосвязь взглядов художника и видение им анималистического образа с позиции человека Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Animal world through the eyes of a painter-animalist: ideological, artistic and educational aspects

The article covers ideological plan: through the eyes of artists animalists XX century on the natural world and animals with their relevance and value to humans. Emphasizes the moral and ethical basis for this relationship, which has become relevant in an era of global change and environmental crisis situation. In the world of the painter-animalist animal looks nice, its behavior is appropriate, providing beneficial influence on humans. Discusses the relationship of the artist's views and vision of the image of the animal with human position.

Текст научной работы на тему «Мир животных глазами художника-анималиста: мировоззренческий, художественно-образовательный аспекты»

УДК 7.042.1

МИР ЖИВОТНЫХ

ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА-АНИМАЛИСТА: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

И.В. Портнова

Российский университет дружбы народов (РУДН) г. Москва, Россия

Аннотация. В статье освещены вопросы мировоззренческого плана: взгляды художников-анималистов XX века на мир природы и животных в русле их значимости и ценности для человека. Подчеркивается нравственно-этическая основа этих взаимоотношений, ставшая актуальной в эпоху глобальных перемен и кризиса экологической ситуации. В мировоззрении художника-анималиста животное выглядит красивым, его поведение целесообразным, оказывающим благотворное влияние на человека. Рассматривается взаимосвязь взглядов художника и видение им анималистического образа с позиции человека Нового времени.

Ключевые слова: мировоззрение, животное, образ, взгляд, природа, знания, древнее искусство, жанр, специфика, воспитание, образование, мышление художника.

Введение. В первой половине XX века сложилась новая концепция анималистического искусства, связанного с основными культурными особенностями и тенденциями времени. В атмосфере эпохи сформировалось поколение художников-анималистов, смотрящих на мир животных с позиции не только эстетического, но и этического восприятия, что стало необходимо в эпоху перемен, нового видения мира. Тогда сформировалось экологическое мышление, как реальность XX века. Тема природы и животных продолжает быть актуальной в наше время, к тому же воспитательно-образовательный аспект анималистики очевиден для всех поколений, прежде всего, для детской и юношеской аудитории. Во взглядах мастеров, с большим пониманием и трепетом относящихся к миру живой природы, была выработана концепция художественного образа, отличного от прошлого.

Основные мировоззренческие и художественные принципы. В своих высказываниях анималисты XX века раскрыли целостную картину взаимосвязи природа-человек, места человека в этом мире. В статье автор опирается, прежде всего на мемуарные труды В. А. Ватагина («Изображение животного» М., 1957, «Воспоминания. Записки

анималиста» М., 1980) и И.С. Ефимова (Об искусстве и художниках. М., 1977), в которых мастера довольно полно изложили свои мысли по данному вопросу. Их взгляды, суждения, учения отличаются стройностью, упорядоченностью, представляют интерес и полезны, как для специалистов, так и для широкой аудитории.

Четкое и ясное изложение точек зрения художника на мир животных позволяет выявить систему нравственных ценностей и идеалов человека.

Мир животных в мировосприятии анималиста видится как целостный биологический социум, неотделимый от жизни человека и во многих отношениях единый с ним. Подчеркивается незаменимая роль животного в развитии человеческой цивилизации. Отсюда следует этическое отношение к природе как уникальной ценности. В диалоге человека с природой художник-анималист всегда стоит на стороне природы. Данное умозаключение объясняется не только родом занятий мастеров, но и их глубинным убеждением, все больше и больше находящим отклик в научной среде, — о необходимости диалога человека с живой природой на новом уровне. Исследовательский интерес

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7

----—

человека в первой половине XX века привел к тому, что границы взаимодействия между человеком и природой становятся все более тесными, а понимание животного все более личностным и конкретным, природа предстает пронизанной мыслью и переживаниями. Не случайно в XX веке «получает распространение теория «родственного внимания» М. Пришвина, которая подразумевает глубину проникновения в жизнь зверей, птиц и растений, у которых своя неповторимая «судьба», свое место во Вселенной. Животные, как и люди, наделяются чертами индивидуальности. Восхищение красотой животного мира и понимание ее рождает высокое нравственное чувство» [1, с. 174].

Важно отметить, что анималисты В. Ватагин, В. Смирин, Н. Кондаков обладали профессиональными знаниями в области биологии, много лет сотрудничали с Дарвиновским музеем в Москве, выполняя обширный цикл иллюстраций на темы зоологии, зоопсихологии. Другие художники, не имея биологического образования, постигали жизнь зверей и птиц интуитивным путем и художественным чутьем, повсеместно наблюдали и изучали природу.

Во взаимоотношениях человека с природой анималисты отмечают драматический момент. Они видят природу страдающей, как всеобщую «драму органического макрокосмоса». Ведя разговор о заповедниках, как некой сохранившейся частице первозданного мира, художник-анималист Б. Воробьев приходит к неутешительным выводам. Судьбу заповедников он называет жалкой и опасается уничтожения многих видов живых существ. В результате необоснованной потребительской деятельности «будет все меньше людей близких природе, ищущих в ней подлинного вдохновения и утешения, а ведь многие материальные «блага», приобретаемые человечеством, не в состоянии возместить потерь, наносимых миру этими приобретениями, ибо приобретают больше желудки, но не души» — считает мастер [ 2 ].

Смысл высказываний заключается в обосновании исторической роли животных в развитии цивилизации. Мастерами неизменно утверждается мысль о том, что природа—животное—человек — сложная, подвижная, исторически развивающаяся структура, где все взаимосвязано, как в тончайшей нервной организации. Не может быть непроходимой пропасти между ними, как в отношении анатомии, физиологии, так и процессов в них происходящих. Всем ходом своих мыслей они подчеркивают, что без этого мира навряд ли возможно само существование человека. Отводя животным суще-

ственное место в системе органического мироздания, Ватагин указывает на его роль в смысле биологической, исторической обусловленности и в человеческом понятии. Подчеркивая то огромное значение, которое сыграли животные в развитии цивилизации, Ватагин видит животный мир под знаком исторической трагедии и драмы органического макрокосма: «Никакой зверь не станет мучить или понапрасну убивать свою жертву. Какую, однако, иногда истребительную, жестокую роль играет человек по отношению к животным! Какой огромный кровавый счет могла бы предъявить человеку природа за множество хищнически истребленных прекрасных видов животных, созданных ею!» [3, с. 7]. «И когда убивают ради удовольствия, я всегда переживаю как потерю чего-то очень близкого, дорогого...» [4, с. 203 ] — говорит художник.

В целом, в рассуждениях анималистов звучит понимание живого существа в человеческом смысле, а не ограниченность его прикладным значением с позиций экономической, хозяйственной целесообразности. В этом отношении объясним интерес мастеров к древним культурам. Они выделяют Древний Восток. По их мнению, там животное было в почете, превозносился «культ зверя».

В.А. Ватагин был пленен искусством Древнего Египта, Д.В. Горлов, И.С. Ефимов — народным творчеством, которые во многом определяли их творческие искания. В. Ватагин указывает на значительное место, отводимое животному в древнем искусстве. Искусство Ассирии, Китая, Египта созвучно идеалам художника. На примере многих произведений художник увидел картину взаимоотношений человек-животное, которая импонировала ему. Животное как «зверобожество», явилось ярким выражением в древнеегипетской и ассирийской анималистике. Зверь-герой в образах могучего быка, льва заключен в широко обобщенные, выразительные формы монументально-декоративного искусства. Мастера впечатляло орнаментальное искусство скифов, где животное в переплетениях декоративной композиции превращено почти в геральдический знак и своими условными и одновременно реально узнаваемыми формами источает некую магическую силу.

В народном искусстве художники также наблюдали большой интерес к животным. Звери и птицы были неотъемлемой частью человеческой жизни. Анималистические изображения по своей сути условные и весьма примитивные, содержали ценное качество — одухотворенность. Животные

Портнова И.В. Мир животных глазами художника-анималиста: мировоззренческий.

одухотворялись мыслями, чувствами, настроением человека, они были едины с ним.

В своих воспоминаниях И. Ефимов обращает внимание читателя на произведения искусства народов Востока, а также на памятники русского народного творчества, которые, по его мнению, «являют собой образцы действительно высокого, вечно вдохновляющего искусства» [5, с. 86]. Именно здесь скульптор ощущает природные основы анималистического образа. Д. Горлов также склонен опираться на народное творчество. В письме Е.Н. Ватагиной он четко определяет свою направленность: «Моей основой основ была природа и народное искусство» [6].

Выделение именно этих периодов в развитии анималистики обусловлено взглядами художников на мир животных, на самое мастерство изображения. Символическое восприятие образа, определенная условность изобразительного языка — эти качества импонируют мироощущению художников. В мировоззренческом плане в ракурсе современности анималистический образ прошлого весьма актуален. По мнению мастеров, традиции древних анималистических изображений также полезны в практике художника-анималиста, служат основательной школой мастерства.

Заключение. В заключении отметим, что мировоззренческие принципы художников-анималистов, основанные на понимании, любви и прекло-

нении перед миром живой природы, их приверженности к традициям древнего искусства, в котором часто изображалось животное, а также профессиональные знания, в совокупности определили творческое лицо художника-анималиста XX века, ориентированного на запросы времени. К тому же сформированные художниками идеи, базирующиеся на их мировосприятии живой природы, позволили поставить ряд существенных вопросов образовательного плана, а именно, постижение основ творческого метода художника-анималиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Портнова И.В. Анималистический жанр в XX веке. Взгляды художников на мир животных. Вопросы анималистического искусства в их теории // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 107. С. 174.

2. Письмо Б. Воробьева В.А. Ватагину. 1959—60. РГАЛИ, ф. 3022. Оп. 1. Ед. хр. 103.

3. Ватагин В.А. Изображение животного. М., 1957. С. 7.

4. Цит. по: Зверопоклонник Ватагин. Вглядывась в жизнь. Свердловск, 1972. С. 203.

5. Ефимов И. С. Об искусстве и художниках. М., 1977. С. 86.

6. Письмо Горлова Д.Е. Н. Ватагиной (с упоминанием о Ватагине). РГАЛИ. Ф. 3022. Оп. 1. Ед. хр. 191.

ANIMAL WORLD

THROUGH THE EYES OF A PAINTER-ANIMALIST: IDEOLOGICAL, ARTISTIC AND EDUCATIONAL ASPECTS

I. V. Portnova

Peoples' Friendship University of Russia (PFUR) Moscow, Russia

Annotation. The article covers ideological plan: through the eyes of artists animalists XX century on the natural world and animals with their relevance and value to humans. Emphasizes the moral and ethical basis for this relationship, which has become relevant in an era of global change and environmental crisis situation. In the world of the painter-animalist animal looks nice, its behavior is appropriate, providing beneficial influence on humans. Discusses the relationship of the artist's views and vision of the image of the animal with human position.

Key words: ideology, animal, image view, nature, knowledge, ancient art, genre, specific, upbringing, education, thinking artist.

REFERENCES

1. Portnova I.V. Animal genre in the 20th century. The views of artists in the world of animals. Issues of the animal art in their theory. News of the Russian State Pedagogical University. A. Gertsen, 2009, no. 107, St. Petersburg. P. 174.

2. Letter B. Vorobyeva Vataginu V.A. 1959—60. RGALI, f. 3022. Op. 1. Items. 103.

3. Vatagin V.A. image of animal. Moscow, 1957. P. 7.

4. Cit. By: Zveropoklonnik Vatagin. Vgladyvas' in life. Sverdlovsk, 1972. P. 203.

5. Efimov Igor about art and artists. Moscow, 1977.

6. Letter BLD. Gorlova E.N. Vataginoj (with reference to Vatagine). RGALI.F. 3022. Op. 1. U. XP. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.