СЛОВАРИ КАК ИСТОЧНИК ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК 811.161.1
В.Г. Арьянова, А.В. Арьянова
МИР СОВРЕМЕННЫХ КРЕСТЬЯН (ПО МАТЕРИАЛАМ «СЛОВАРЯ ФИТОНИМОВ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ»)
В статье отмечаются некоторые особенности материальной и духовной культуры современных сельских жителей среднеобского бассейна, которые отражаются как в названиях растений, так и в рассказах о них, в том числе в поверьях, преданиях, пословицах, поговорках, загадках и других произведениях устного народного творчества, богато представленных в иллюстративной части словарных статей трехтомного «Словаря фитонимов Среднего При-обья».
Ключевые слова: фитоним, словарь, Среднее Приобье, материальная и духовная культура крестьян.
бор лексики среднеобских говоров, в том числе и фитони-
мики, был начат в 50-е гг. XX в. Однако большая часть помещенных в «Словаре фитонимов Среднего Приобья» [1] иллюстративных материалов была собрана автором и студентами филологического факультета Томского педуниверситета под руководством составителя словаря в течение последних двух-трех десятилетий, когда появилась возможность производить записи на магнитную ленту. Это позволяет считать, что данные материалы отражают ми-ровидение современных жителей села среднеобского бассейна.
Несмотря на вынужденное усечение текстов, обусловленное принципом экономии при составлении словаря, а также его тематической направленностью, материалы дают возможность познакомиться с фрагментами материальной и духовной культуры крестьян, с их миропониманием, этическими, эстетическими и нравственными позициями и установками и ценностями. Тексты отражают особенности обычаев, нравов, верований, хозяйственной деятельности крестьян, традиции народной медицины.
Мир человека неразрывно связан с миром природы, которая удовлетворяет материальные и духовные потребности людей. Сложно найти такую сферу деятельности, где бы сельские жители не ис-
пользовали растения. Это и земледелие, и скотоводство, и всевозможные промыслы, народная медицина, домашнее хозяйство - всюду человек встречается с растительным миром, который знаком ему подчас до мелочей. Нет такой семьи, которая не имела бы приусадебного участка. Огород и получаемый урожай - предмет постоянной заботы и обсуждения в семье, в гостях, с гостями. Это можно наблюдать и летом, и зимой, при подготовке к весенним работам, при обработке земли, сборе урожая, приготовлении пищи, так как без растений просто невозможно физическое существование людей.
Интересно отметить, что о культурных и дикорастущих растениях информанты часто повествуют в разных эмоционально-оценочных тонах: о возделываемых обычно говорят в стилистически нейтральной, о дикорастущих - часто в возвышенной тональности. Исключения составляют декоративные цветы. Растения дикой природы - это ее дары, не всегда познанные, вызывающие особый интерес и чувство благодарности за их существование.
Роль растений, в том числе дикорастущих, как пищевого продукта высоко оценивается селянами: Вот мы выжили в войну за счет трав, ягод и грибов (Ягода). ...и на цветы смотрели не как женщины, а как коровы: «Нельзя ли съесть?» (Лабазник вязолистный). Выжили благодаря лесу (Смородина красная). Эта мысль рефреном звучит в устах почти всех информантов.
Рассказывая о растениях, информанты сообщают о самых разных блюдах и способах их приготовления: парёнки, кулага, лепёшки из трав, драники, жарёвня, горлодёр, хреновина, опённица, блины из муки, полученной из корней растений, начинка для пирогов, заварка для чая (чужедержавным чаем брезговали), кисели, хлеб с конопляными отбойками, супы из трав, конфетки из молодых побегов ели, соленья из диких растений и т.д. При этом указывается, какие растения нельзя есть (обычно это ядовитые травы или ягодники).
В рассказах о культурных растениях содержится информация об истории их освоения. Например, раньше из ягод не варили варенье, не выращивали помидоры, турнепс, не сеяли кукурузу, не различали сорта чеснока и т.д. Не было палисадников, около дома не садили деревья, сирень появилась недавно. Вместе с тем в последние годы широко стали выращивать такие теплолюбивые растения, как арбузы, дыни, сливы, яблони и др. Делается попытка одомашнивания дикоросов (Боярышник, Черемша, Черноголовник и др.). Параллель-
но сообщаются факты из жизни людей. В трудные годы растения служили источником хотя бы какого-то материального дохода: чтобы купить платок, надо сдать малину (Черемуха), купить чего-нибудь в магазине - продать стаканчик земляники (Шиповник) и т.п. Информанты часто сравнивают прошлое и настоящее, находя доброе и худое в них, сравнивают отношение сельских и городских людей к тем или иным продуктам: Это вы, городские, чё попало едите (Паслен черный).
Спектр использования растений в хозяйстве, как уже отмечалось, очень широк. Подчас одно растение применялось в разных целях. Например, из ивы плели корзины, гнули дуги, изготавливали вязи, цевки, веники, ивы рубили на частокол и плетень, кору ивы использовали для дубления кож и окраски тканей. Соцветие ивы козьей съедали как лакомство, ее ветви ломали и освящали в церкви, ставили за икону для охраны дома от злых духов. Было поверье, что если на веточке будет больше соцветий (котиков), то и хозяйство будет разрастаться, а скотину и людей били освященными веточками, чтобы не болели (Все виды ив). Практически все словарные статьи содержат сведения об использовании растений в хозяйстве или в оздоровлении людей. Информанты делятся знаниями о способах изготовления целебных напитков, мазей. Они рассказывают о том, что и как выращивали в прошлом, как обрабатывали землю, сеяли, молотили, мололи, из чего делали пряжу, как вязали, шили, чем красили ткани, как делали посуду и другую утварь, изготавливали транспортные средства. Многие знания и умения крестьян применяются и сейчас в домашнем хозяйстве.
Материалы «Словаря фитонимов» отражают достаточно сложно и четко организованную народную систематику растений, ее многоуровневый характер. Все растительные организмы, включая грибы, объединены в особое царство природы - растения. Они подразделяются на своего рода «отделы»: деревья, кустарники, травы, ягоды, мхи, грибы (Грибы растут, значит они растения). Особое положение занимают посевные, овощные и бахчевые растения. Они составляют особый «отдел» - культурные растения. В каждом из этих крупных объединений очень часто выделяются роды, включающие два и более вида (сорта) растений (например, тополь: тополь черный - тополь серебристый; крапива: крапива большая - крапива маленькая - крапива конопляная; смородина: смородина черная - смо-
родина красная - смородина белая; капуста: капуста белокочанная -багровая капуста - цветная капуста - капуста-толстопятка.
Народная систематика растений среднеобского бассейна охватила более семисот их видов и сортов.
Всматриваясь в окружающий мир, крестьяне видят не только то, что пригодно в хозяйстве. Их пытливый ум и зоркий глаз позволяют разглядеть и крошечные цветочки, и едва заметные волоски на листочках травинок, заглянуть внутрь стебля или корня, восхититься их красотой и необычностью. Вызывает удивление интерес крестьян к строению растений, знание наименований их частей. В сданном в печать «Словаре названий частей растений...» помещено более трехсот таких наименований, причем не только тех частей, что находят применение в хозяйстве.
Сельские жители трепетно относятся к природе, очень тяжело переживают ее разрушение как под воздействием неблагоприятных экологических явлений, так и вследствие хищнического разграбления недобросовестными людьми: Сидоренко берёг кедрач, уши драл, потому и сохранился в Лучаново (Кедр сибирский). Люблю супчики с травками варить. Кислички для щец кину, для витаминного супчика морковочку. Одним словом, без травочек никуда. Природа-мать богата, беречь её надо и дарами пользоваться разумно (Щавель обыкновенный). Я её [мать-и-мачеху] распознала на берегу, а теперь там всё перебуробили (Ятрышник шлемовидный). Подобных высказываний очень много.
Известно, что отношение древних людей к растениям носило сакральный характер. И сегодня отголоски этого отношения сохранились в памяти народа. Многие крестьяне, особенно люди старшего поколения, с молитвой идут в лес, рубят деревья, садят растения в огороде, при этом в молитвах обращаются не только к Господу, но и к растениям: Всегда... когда нас мама водила в лес, она всегда с лесом здоровалась [...], это отношение к лесу у нас у всех осталось (Лес). В сентябре был день, двадцать первого сентября, Рябинники. Именины рябины устраивали. День Павла и Петра. Рябина вот у нас растение сильно почитаемое было [...]. А некоторые были, которые молились на рябину. Староверы (Рябина сибирская).
Растения наделяются способностью защитить человека от злых сил (Багульник, Девясил, Осина, Полынь, Рябина, Чертополох, Ятрышник и др.). Растения могут защищать друг друга и помогать друг
другу: береза - еловая нянька, крапива - заступница малины. Растительный мир опоэтизирован людьми. Образ растений отражен практически во всех фольклорных жанрах: в песнях (Берёза, Малина, Калина, Рябина, Черёмуха), частушках (Горлянка, Ива, Лилия-саранка, Незабудка, Пеларгония зональная, Чеснок и др.), пословицах, поговорках, загадках (Берёза, Череда, Лук репчатый, Камыш, Одуванчик, Подорожник, Свекла, Тростник и др.), преданиях, сказаниях, легендах, поверьях (Василёк синий, Вахта, Вороний глаз, Девясил, Кипрей, Клюква, Ковыль, Ландыш, Марьяник, Папоротник, Одуванчик, Подорожник, Шиповник и др.). Приведем несколько примеров: Молочай, жёлтая трава, подойники мыли, чтоб молока больше было (Осот полевой). Ветреник [...] в кринке парют, чтоб сметаны больше было (Прострел широколистный). Вот такой травы чертополоха нарвать да накласть кругом во дворе. Всяка дрянь, плохой человек не зайдёт, а то и зайдёт, так назад повернёт (Синеголовник плосколистный). Осот да лебеда - для посевов беда (Лебеда). Глазок жёлтый на солнце глядит, солнце нахмурится - глазок прищурится (Одуванчик). С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка (Одуванчик). Пример легенды о журавле, открывшем людям «клад». Клюква растёт. Но мы её так не называй. Мы зовём её журавлиха, ещё и брусничник журавлиный. Дак он всегда зелёный, листики у неё мелкие, даже очень много. Цветки у журавлихи мелкие, розовы. Ягоды у её тёмно-красны, похожи на маленькие шарики. Растёт она у нас на болотах. Люди рассказывают, что к одному мужику в деревне прилетел ночью журавль и сказал, чтобы шёл он за ним. Покажет он ему места, де-то клад богат зарыт. Пошёл мужик за журавлём, а тот-то привёл его на болото. Пришёл мужик на болото и увидел красные рубины, то была журавлиха. Вернулся мужик домой и рассказал всем людям в деревне про чудо-ягоду и про журавля. И стали её кликать журавлихой (Клюква).
С растениями связано много примет (Берёза, Ива, Малина, Осина, Осока, Синеголовник, Черёмуха, Черника, Чистотел, Шиповник и др.). Например: Где талина, раньше там колодцы копали. Она воду любит (Ива). Рожь в землю, а лук из земли (Лук репчатый).
Мир природы знаком человеку с детства. Растения используются в различных играх (Акация, Борщевик, Дягиль, Клен, Лопух, Мятлика, Нивянка, Одуванчик, Пион, Подорожник, Рогоз, Ромашка, Смолевка-хлопушка и др.).
Природа воспринимается как прекрасное, вызывающее эстетическое наслаждение. И сама себе сажаю, и людям давала и даю, чтобы у людей было красиво. Астрочки - это мои любимые цветы (Флокс). А это пушочки называются. Посмотрите, какие колосочки нежненькие, нежненькие и длинненькие [...], просто прелесть травка (Ячмень гривастый). Ой, я вообще люблю цветы. Самый любимый цветок у меня, по-моему, анютины глазки [...]. Я просто считаю, что это чудо-цветочек (Фиалка трехцветная). Возьмём вот нашу русскую берёзу. Сколько песен про неё спето! Это же красавица! Жарко - под берёзу лёг, свежий ветерок, листья шелестят, вроде как музыка, хочешь не хочешь, а уснёшь, задремлешь (Берёза). Люблю я цветочки, они как живые, с ними и разговариваю другой раз (Цветочки). Тыквы очень долго могут храниться дома, прямо в комнате. Посмотри, какая красавица! [Переворачивает тыкву]. Очень полезная. И для сердечников полезная, и для почек (Тыква обыкновенная). Рябина у нас круглый год красавица. Когда цветёт, любо-дорого поглядеть, а как ягоды на ней гроздьями висят, и не рассказать (Рябина). Ну вот, например, калачики [...]. Ведь бывают такие высоченные вымахивают. Листья такие красивые, круглые у ней, глядеться не наглядеться. А когда они вырастут полностью, в детстве её тоже ели. Они цветут такими цветочками розовеньки-ми, беленькими бывают. Она как-то по полям не растёт, только по огородам (Просвирник маленький). Я знаю только растения радости (Тополь чёрный).
В бережном отношении к природе сельских жителей проявляется высокий уровень их духовной культуры.
Общеизвестно, что культура человека находит свое отражение в значительной степени в слове. Ни в одном из рассказов информантов не было слов бранных, слов с «низкой» семантикой. Особенно это наблюдалось в тех случаях, когда речь шла о растительном мире. Его предметам даны красивые и понятные наименования. Поэтому очень часто наши респонденты с удовольствием объясняли, почему так названо то или иное растение: Вот это башмачки. Видишь, у них цветки в форме башмачка (Башмачок красный). Есть бабий язык называется. Бабий язык длинный, болтает много (Эпифиллюм). Эту у нас бройлер зовут [...], она така лохмата трава (Фацелия).
Около половины однословных и составных фитонимов в среднеобских говорах - образные единицы: баранки, баранчики, бархатки,
волчий глаз и т.д. Вот на дорожках в огороде растут как вилы. Вилами зовём (Гулявник). Чисто как кто кудри навьёт. У нас зовут баранчики (Первоцвет Палласа).
Рассказы информантов о растениях изобилуют словами с оттенками значения уменьшительности и ласкательности: травочка, кустик, анюточка, берёзка, беляночка, бутончик, листочек, корешочек, стебелёк, жёлтенький, малюсенький, синенький и т. д.
В целом речь сельских жителей лаконичная, ясная, образная, точная.
Уже беглый взгляд на страницы «Словаря фитонимов» позволяет увидеть богатство и красоту мира крестьян, их гармоничную связь с природой.
Литература
1. Арьянова В.Г. Словарь фитонимов Среднего Приобья: в 3 т. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2006-2008.