^^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
Актуальные ттоблемы алминистпативного ппава
Актуальные проблемы административного права
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Ю.В. ТОРОПИН,
кандидат юридических наук, первый заместитель начальника Академии управления МВД России, генерал-майор полиции;
Ф.П. ВАСИЛЬЕВ,
доктор юридических наук, доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, полковник полиции, член Российской академии юридических наук (РАЮН) Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается административно-правовое положение Минфина России, особенности регулирования его деятельности, роль в обеспечении экономической безопасности России и необходимость взаимодействия с органами внутренних дел (полиции).
Ключевые слова: административно-правовое положение, экономическая безопасность, государство, дело, обучение, ОВД, органы, Минфин, министерство, пресечение, полиция, право, Президент, регулирование, сотрудник, субъект, территориальные, финансы, экономика.
MINISTRY OF FINANCE OF RUSSIA AS THE MAIN SUBJECT OF FISCAL POLICY ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
YU.V. TOROPIN,
candidate of the jurisprudence, first deputy chief of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police major general;
F.P. VASILYEV,
doctor of jurisprudenceassociateprofessor of UDSOOP of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police colonel, member of the Russian Academy of Jurisprudence (RAYUN)
Annotation. In this article the authors examine the administrative and legal status of the Ministry of Finance of Russia, especially regulation of its activity, role in ensuring the economic security of Russia and the need for interaction with the (police).
Keywords: administrative and legal status, economic security, government, business, education, the ATS authorities, the Ministry of Finance, the Ministry, repression, police, right, president, regulation, employee, subject, territorial, finance and economics.
Регулирование финансовой политики в интересах государства и обеспечение финансовой дисциплины, пресечение коррупционных и финансовых афер возможно только при четком налаживании управленческих контрольных функций. Президентом России и Правительством Российской Федерации периодически пересматриваются полномочия государственных функций Министерства финансов России (далее — Минфин России), что отражается в президентских указах и правительственных постановлениях, а также в ряде федеральных законов. В соответствии с Указом Президента России от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительством России издается постановление от 7 апреля
2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов России»1 на основании которого Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной и денежной поли-
1 СЗ РФ от 12 апреля 2004 г. № 15 (с изм. и доп. от 30 апреля 2013 г.). Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразуется в Федеральную налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству России о налогах и сборах Минфину России. См.: Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 и Регламент Минфина России, утв. приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. № 82н.
Актуальные проблемы административного права
тики. Минфин России осуществляет нормативно-правовое регулирование государственных правовых актов в финансовой сфере (включая бюджетную, налоговую, страховую и валютную), а также сферу государственного долга, финансовых рынков, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства и переработки драгоценных металлов (драгоценных камней), таможенных платежей (включая определение таможенной стоимости товаров), а также выработку финансовой политики в области госслужбы и судебной системы, инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих — участников накопительной ипотечной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением госрегулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд России), бюро кредитных историй, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв2.
Министерство финансов России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства. Как видим, достаточно большие полномочия, которые обеспечивают регулирование не только социально-экономической политики страны, но и обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.
В настоящее время Министерство финансов России осуществляет следующие основные функции:
♦ разрабатывает и представляет в Правительство России проекты ФКЗ РФ и ФЗ РФ, президентских и правительственных актов по вопросам: организации и проведения лотерей; изготовления и обращения защищенной полиграфической продукции на территории страны; подписания и ратификации международных договоров и соглашений в сфере деятельности Министерства; эмиссии и обращения государст-
венных и муниципальных ценных бумаг; предоставления госгарантий Россией; управления государственным долгом и финансовыми активами России; организации и функционирования бюджетной системы страны, определения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между Россией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
♦ финансовых взаимоотношений: федерального бюджета с бюджетами субъектов России и местными бюджетами; с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием России и международными финансовыми организациями; а также финансового обеспечения служебных командировок на территории страны и за рубеж работников ФОГВ и федеральных госучреждений; финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовки финансовой системы к условиям военного времени;
♦ системы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного о беспечения федеральных госслужащих, судей и иных лиц, замещающих федеральные государственные должности; предельной численности работников центральных аппаратов ФОИВ, их территориальных органов; штатной численности работников судебной системы страны; налоговой и валютной политики, а также политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров; избежание двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам; обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела;
♦ компенсационных выплат и погашения гарантированных сбережений граждан России, государственных ценных бумаг бывшего СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, государственных долговых товарных обязательств; контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства; совершенст-
2 ФЗ РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».
Актуальные проблемы административного права
вования банковского законодательства; законодательства в области организации и регулирования денежного обращения.
Вопросы регулирования: деятельности субъектов и участников страхового рынка; бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности; аудиторской деятельности; в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв.
♦ добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; формирования Госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней страны на очередной год и плана отпуска ценностей из него; политики в сфере финансовых рынков; инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих — участников накопительной ипотечной системы; госрегулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением госрегулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд России), бюро кредитных историй. В данном случае должностные лица Минфина и его федеральных агентств и служб, пресекая противоправные действия или осуществляя управленческие функции должны обеспечить финансовую государственную политику в интересах всех участников правоотношения. Виднейший российский ученый юрист Н.М. Коркунов отмечал, что применение юридических норм должно быть направлено на восстановление справедливости, но при этом должны быть выяснены причины совершения правонарушения3.
♦ разрабатывает и утверждает: отчетность о расходах и численности работников Федеральных государственных органов (ФГО), госорганов субъектов России и органов местного самоуправления; формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты (НПА) по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчет-
ности в отношении субъектов страхового дела; лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции; НПА по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв; методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления госгарантий России;
♦ порядок: составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; ведения бюджетной росписи федерального бюджета; составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета страны; выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей; ведения государственной долговой книги России; обеспечения территориальными органами Казначейства России наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым в установленных законодательством случаях открыты в территориальных органах Казначейства России; организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетной системы страны; представления в Минфин России отчетности в сфере аудиторской деятельности;
♦ НПА в области: ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
♦ единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами бюджетными учреждениями; требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах их
3 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003. С. 171—175.
Актуальные проблемы административного права
деятельности и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.
В настоящее время как федерально е министерств о Минфин осуществляет: составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета страны; экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства России по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты; о выпуске госзаймов; об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета; управление государственным внутренним и внешним долгом страны; функции эмитента государственных ценных бумаг страны; ведение государственной долговой книги России и реестра государственных ценных бумаг страны; государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов России или муниципальных ценных бумаг, а также изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг; координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики; участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов. Ведение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством России: режима сокращения расходов федерального бюджета; блокировки расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета; применение иных, предусмотренных бюджетным законодательством России, санкций.
Безусловно, Минфин не в состоянии в одиночку осуществлять обеспечение экономической безопасности России — необходимо взаимодействие с соответствующими правоохранительными органами. Это мы видим, например, в совместном приказе Минфина, МВД и ФСБ России от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Минфина России с Генеральной прокуратурой России, МВД России, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении реви-
зий (проверок)»4. В процессе применения данного приказа следует учитывать то, что постановление Правительства от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» утратило силу в связи с изданием Правительством России постановления от 18 апреля 2005 г. № 2355. Хотя, по мнению авторов, данный приказ также нуждается в пересмотре, так как основные вопросы пресечения экономических правонарушений пересмотрены в 2008—2013 гг., в том числе, вопросы пресечения коррупции и экономических преступлений.
В связи проведением ряда реформ, в том числе и для обеспечения экономической безопасности, Минфин России также пересматривает свои ведомственные НПА, в частности это издание им приказа от 9 августа 2013 г. № 77н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»6, изданное в соответствии с п. 7 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства России от 23 июля 2007 г. № 4707. Данный приказ издан в целях регулирования идентификационных вопросов как продукции, так и собственников (производителей и сбытчиков)8. В настоящее время им следует учитывать единые требования приводимого знака (рис. 1).
Говоря в целом, необходимо отметить, что в какой-то степени вопросы обеспечения экономической безопасности страны Минфином и его федеральными агентствами, службами и их территориальными органами, а также МВД России и его соответствующими подразделениями (службами) обеспечиваются недостаточно. Это выражается в наличии фактов в области экономических правонарушений, ложного банкротства, применения фальшивых авизовок, подставных фирм, в использовании однодневных фирм и др. экономических махинацях, хищениях миллиардных денежных средств, которые происходят при наличии огромного количества контролирующих и надзирающих государственных чиновников.
4 Экспресс-закон. 2000. № 25.
5 иЯЬ://ЬМр ://www.consulta№t.ru/documet/co№s_doc_LAW_27461
6 Российская газета. 2013. 11 окт.
7 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4089.
8 Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Актуальные проблемы административного права
1. Знак «Сервисное обслуживание» представляет собой объемное голографическое изображение на саморазрушающейся основе, выполненное на фотополимерной пленке.
2. Диаметр знака 30,2 мм.
3. Верхний слой — прозрачная защитная (лавсановая) пленка.
4. Средний слой — специальная фотополимерная пленка, формирующая трехмерное изображение.
5. Подложка — специальный клеевой слой, обеспечивающий разрушение знака при попытке отклеивания.
6. Трехмерное изображение человека и кассового аппарата, выполненное гравированием на металлизированной основе.
7. Параллакс — четыре трехмерные точки, расположенные вокруг трехмерной модели кассового аппарата, каждая из которых видима под определенным углом зрения.
8. Трехмерное изображение головы человека поворачивается при различных углах зрения.
9. Двухканальное изображение — текст «СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ», выполненный по дуге.
10. Двухканальное изображение — год выпуска знака.
11. Микротекст — повторяющийся текст «СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ».
12. Фон знака, выполненный в виде сетки земного шара.
13. Сквозная нумерация знака состоит из семи цифр, нанесенных термотрансферным способом.
Рис. 1. Образец и описание элементов знака «Сервисное обслуживание»
Причиной наличия этих противоправных фактов в правовом государстве в условиях существующей электронной высокотехнологической информационной системы, по мнению авторов являются:
♦ стремление федеральных министерств (надзорных контрольных органов) и их территориальных подразделений быть верховенствующими над другими и независимыми от других субъектов управления;
♦ отсутствие стремления выработки и поиска совместных действий;
♦ отсутствие разработки совместных НПА;
♦ отсутствие разработки совместных планов мероприятий по пресечению противоправных экономических правонарушений (махинаций) с учетом современных технологий совершения финансовых правонарушений и др.
Данные выводы авторы делают на основе проведенного научно-теоретического и практического анализа современной управленческой политики. В связи с этим, в настоящее время законодательным органам и должностным лицам государственных органов, как никогда, следует придерживаться предостережения, высказанного виднейшим ученым правоведом дореволюционной России Н.М. Коркуновым: «нельзя
представлять власть распоряжения каждому прохожему отдельно. Но, будучи представлена особо назначенным для того должностным лицам, она должна быть ими осуществляема в общественном интересе»9. По мнению авторов, именно при таком подходе мы можем говорить о верховенстве закона, при этом правоприменительная деятельность находилась бы не во власти произвола и вседозволенности, неприкосновенности, а в рамках, установленных административными регламентами. Действительно, только при таком подходе можно будет говорить о наличии прозрачности в сфере правоприменительной и управленческой деятельности, тем более в правовом государстве. Н.М. Коркунов справедливо отметил: «...всякий, имеющий власть, стремится ею злоупотреблять; он всегда простирает свою власть так далеко, как может. Поэтому для устранения произвола необходимо поделить власть между различными учреждениями так, чтобы власть одного останавливала, сдерживала власть дру-гого»10, т. е. должна четко и эффективно работать система сдержек и противовесов.
9 Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 226.
10 Там же. С. 322.