Научная статья на тему 'Министерства территориального развития в современной России: некоторые вопросы правового статуса'

Министерства территориального развития в современной России: некоторые вопросы правового статуса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ / МИНИСТЕРСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ / THE MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION OF DEVELOPMENT OF THE FAR EAST / THE MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE NORTH CAUCASUS / THE MINISTRY OF AFFAIRS OF KOMI-PERMYAK AUTONOMOUS AREA OF PERM KRAI / THE MINISTRY OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / FEDERAL DISTRICT / PLENIPOTENTIARY OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасов Константин Валерьевич

Статья посвящена исследованию правового статуса Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Проанализированы основные характеристики данных органов структура и полномочия. Обращено внимание на имеющееся дублирование функций государственных структур в сфере управления территорией Дальнего Востока и Северного Кавказа, сформулированы обобщающие выводы по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINISTRY OF REGIONAL DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA: SOME ASPECTS OF THE LEGAL STATUS

Article is devoted to the research of legal status of the Ministry of the Russian Federation on development of the Far East, the Ministry of the Russian Federation for the North Caucasus, the Ministry of affairs of Komi-Permyak Autonomous Area of Perm Krai. The main characteristics of data of bodies structure and powers are analyzed. The attention to the available duplication of functions of government institutions in the sphere of administration of the territory of the Far East and the North Caucasus is paid; the generalizing conclusions on a research subject are formulated.

Текст научной работы на тему «Министерства территориального развития в современной России: некоторые вопросы правового статуса»

т

Конституционное, муниципальное и административное право

УДК 342.51

МИНИСТЕРСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Черкасов Константин Валерьевич,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета; заведующий кафедрой административного, финансового и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Нижегородский институт управления), г. Нижний Новгород. E-mail: CherkasovKV1978@yandex.ru

Статья посвящена исследованию правового статуса Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Проанализированы основные характеристики данных органов - структура и полномочия. Обращено внимание на имеющееся дублирование функций государственных структур в сфере управления территорией Дальнего Востока и Северного Кавказа, сформулированы обобщающие выводы по теме исследования.

Ключевые слова: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, министерства территориального развития, федеральный округ, полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Важнейшим аспектом решения комплекса проблем развития отдельных территорий страны в настоящее время явилось создание специализированных государственных органов - министерств территориального развития. В масштабах Российской Федерации такими структурами являются Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока [4; 5] (далее - Минвостокразвитие России) и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа [2; 3; 6] (далее - Минкавказ России) (вместе - федеральные министерства территориального развития) - федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Правительству России; в масштабах субъекта Российской Федерации примером выступает Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края [7] - государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Минвостокразвития России осуществляет на территории Дальневосточного федерального округа полномочия по координации деятельности в части реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в области создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, по управлению федеральным имуществом (за некоторым исключением), по контролю осуществления региональными органами государственной власти переданных полномочий России, по созданию и обеспечению деятельности территорий опережающего социально-экономического развития. Минкавказ России реализует функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-

Кавказского федерального округа и координации деятельности по реализации на его территории государственных программ и федеральных целевых программ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов при разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития подведомственной территории.

Цель деятельности Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края является осуществление мер по реализации основных направлений единой региональной политики по социально-экономическому развитию административно-территориальной единицы с единой территорией и особым статусом - Коми-Пермяцкий округ Пермского края с учетом этнокультурных особенностей, а задачи состоят в: создании условий для социально-экономического развития Коми-Пермяцкого округа, повышении уровня жизни его населения; обеспечении взаимодействия органов государственной власти Пермского края с органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого округа; создании условий для сохранения, развития и популяризации коми-пермяцкого языка, национальной (духовной) культуры и иных составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа.

Структура министерств территориального развития включает центральные аппараты, состоящие из руководства, департаментов, отделов, организованных исходя из основных направлений деятельности министерств. Она существенным образом различается, что обусловлено содержанием полномочий ука-

Черкасов К. В.

занных органов, характеристикой и глубиной существующих на Дальнем Востоке и на Северном Кавказе проблем. Минкавказ России включает руководство -министра, четырех его заместителей, двух советников, двух помощников; департамент стратегического развития Северо-Кавказского федерального округа (в его составе - сводно-аналитический отдел, отдел координации деятельности по реализации государственных программ, отдел финансового мониторинга, отдел координации деятельности по реализации федеральных целевых программ, отдел анализа и сопровождения программных документов, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального округа), департамент территориального мониторинга (в его составе - отдел мониторинга реализации госпрограммы, отдел формирования мероприятий госпрограммы и федеральных целевых программ, отдел комплексного развития Кавказских Минеральных Вод, отдел координации деятельности с органами власти субъектов Северо-Кавказского федерального округа, организационный отдел), департамент инвестиционных проектов (в его составе - отдел формирования инвестиционного климата и развития малого и среднего предпринимательства, отдел инвестиционного развития, отдел взаимодействия с институтами развития, планирования и поддержки инвестиционной деятельности, отдел создания и функционирования особых зон), департамент международного сотрудничества (в его составе - отдел по вопросам взаимодействия с Республикой Южная Осетия, отдел по вопросам взаимодействия с Республикой Абхазия, отдел мониторинга и методологии социально-экономического развития Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, отдел организации международных связей), департамент правовой работы (в его составе -отдел взаимодействия с органами государственной власти, отдел правовой экспертизы документов и судебной защиты), финансово-хозяйственный департамент (в его составе - отдел договорной и претензионной работы, отдел финансирования, учета, отчетности и планирования, отдел государственных закупок, отдел материально-технического и информационного обеспечения), административный департамент (отдел секретариата, отдел контроля, отдел государственной службы, кадров и противодействия коррупции, отдел документационного обеспечения, отдел протокола, отдел пресс-службы) [8].

Минвостокразвития России включает руководство - министр, пять его заместителей, два помощника и семь советников; департамент внешнеэкономической деятельности, привлечения частных инвестиций и поддержки экспорта (в его составе - отдел инвестиционного анализа, стратегии и маркетинга, отдел отраслей промышленности, отдел недвижимости, сервиса и туризма, отдел высокотехнологичных отраслей экономики, отдел поддержки эксперта, отдел развития Северного морского пути), департамент обеспечения реализации инвестиционных проектов (в его составе -

отдел сопровождения промышленных инвестиционных проектов, отдел сопровождения сельскохозяйственных и биоресурсных инвестиционных проектов, отдел сопровождения комплексных, крупных и ресурсных инвестиционных проектов, отдел инвестиционного развития, стратегического планирования и координации, отдел сопровождения жилищных и социальных инвестиционных проектов), департамент территорий опережающего развития и инфраструктуры (в его составе - отдел администрирования территорий опережающего развития, отдел государственной политики в области транспорта, отдел государственной политики в области энергетики, отдел коммунальной и городской инфраструктуры, отдел капитального строительства, отдел создания территорий опережающего развития), департамент развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока (в его составе - отдел мониторинга и прогноза трудовых ресурсов, отдел развития предпринимательства и конкуренции, отдел региональной экономики, отдел территориального планирования и земельных отношений, отдел перспективного природопользования и лесопользования, отдел социальных проектов и общественных инициатив, отдел развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, отдел развития региональных управленческих команд и подготовки кадров, отдел развития человеческого капитала и трудовой мобильности), департамент комплексного макрорегионального развития, привлечения бюджетного финансирования и государственных инвестиций (в его составе - отдел бюджетного планирования, отдел государственных программ, отдел по борьбе с подведомственными учреждениями и управлению федеральным имуществом, отдел привлечения бюджетного финансирования и государственных инвестиций, отдел финансирования, бюджетного учета и отчетности), правовой департамент (в его составе - отдел правовой экспертизы нормативных правовых актов и обеспечения деятельности министерства, отдел развития экономического законодательства, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов), департамент управления делами (в его составе - организационный отдел, отдел государственных закупок, отдел информационных технологий, отдел документационного обеспечения и контроля исполнения поручений, отдел обеспечения деятельности министерства, отдел протокола, отдел государственной гражданской службы и кадров, отдел информационного сопровождения (пресс-служба), отдел материально-технического обеспечения, отдел профилактики коррупционных правонарушений); отдел мобилизационной подготовки, отдел по защите государственной тайны [9].

Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края организационно состоит из руководства, отдела по работе с территориями, отдела социально-экономического развития, отдела финансов и

Ф1

Конституционное, муниципальное и административное право

бухгалтерского учета, отдела этнокультурного развития, отдела правовой, кадровой и документационной работы [10].

Вследствие отсутствия в силу нецелесообразности территориальных подразделений рассматриваемых органов произошло рассредоточение их центральных аппаратов. Так, место размещения Минвостокразви-тия России - гг. Владивосток, Москва и Хабаровск; Минкавказа России - гг. Москва и Ессентуки. Обеспечение реализации полномочий министерств территориального развития возложено также на консультативные (совещательные) и экспертные структуры, формируемые этими органами, а также подведомственные организации. Однако на практике осуществление принадлежащих федеральным министерствам территориального развития функций и прав во многом обеспечивается посредством и через деятельность подразделений центрального аппарата (представительств) и территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, в целом, министерства территориального развития можно определить как не имеющие свои территориальные подразделения органы исполнительной власти (в статусе министерств) территориальной («кустовой») компетенции с ярко-выраженной контрольно-координационной деятельностью социально-экономической направленности.

Нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что территорией деятельности федеральных министерств территориального развития является пространство Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, в пределах которых функционируют соответствующие полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Последние сегодня занимают значимое место в механизме федерального государственного территориального управления. Именно на них возложено решение задач стратегического развития территорий, а также осуществление важных представительских, контрольно-координационных и кадровых полномочий. Кроме того, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах исполняют функции по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, организации взаимодействия органов публичной власти, реализации контрольных полномочий (в том числе, по организации контроля за реализацией федеральных программ), разработке программ социально-экономического развития территорий [1]. При этом, к сожалению, данные должностные лица, являясь по статусу президентскими структурами, в реальности выполняют не только стратегические установки верховной власти, но и обеспечивают реализацию текущего администрирования, порой вторгаясь в сферу полномочий органов исполнительной власти.

В итоге, федеральные министерства территориального развития и полномочные представители Президента Российской Федерации в Дальневосточном и

Северо-Кавказском федеральных округах осуществляют ряд схожих, а зачастую и аналогичных полномочий. В определенной степени функции федеральных министерств территориального развития имеют точки пересечения с полномочиями как представительств, так и территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти. Функционируют также правительственные комиссии по вопросам социально-экономического развития указанных территорий, также принимающие участие в формировании и реализации территориального управления. В своей совокупности это приводит к дублированию функций государственных структур в сфере администрирования территорией Дальнего Востока и Северного Кавказа, усложнению аппарата государства, его чрезмерной бюрократизации.

Таким образом, в настоящее время различные аспекты правового статуса министерств территориального развития нуждаются в глубоком научном осмыслении. Имеется потребность в комплексном анализе организации и деятельности государственных структур администрирования территорией Дальнего Востока и Северного Кавказа на основе имеющегося опыта их функционирования; в выработке конкретных предложений и рекомендаций, направленных на их оптимизацию. Более того, настало время тщательно проанализировать сложившийся в целом механизм государственного территориального администрирования в стране. Вполне вероятно, что результатом этого может явиться реорганизация Минвостокразвития России и Минкавказа России, как в свое время было ликвидировано Министерство Российской Федерации по делам Крыма.

Литература

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

2. Указ Президента РФ от 12 мая 2014 г. № 321 «О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа» // СЗ РФ. 2014. № 20. Ст. 2496.

3. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 363 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в Северо-Кавказском федеральном округе» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2010. № 22. Ст. 2776.

4. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2012 г. № 534 «Вопросы Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 3028.

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2012. № 28. Ст. 3898.

6. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2014 г. № 549 «О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2014. № 25. Ст. 3318.

Михеев Д. С.

m

7. Постановление Правительства Пермского края от 14 февраля 2014 г. № 82-п «Об утверждении Положения о Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minkpo.permkrai.ru/ content/polozhenie

УДК

Вопросы активности граждан в делах местного сообщества продолжают оставаться актуальными. Учеными отмечается поддержка государством гражданских инициатив в муниципальной сфере, консультации власти с территориальными коллективами, предшествующие принятию важных решений, что характерно для ряда зарубежных государств [1, с. 23]. Интерес жителей российских муниципалитетов к решению вопросов местного значения также становится более заметным. Не случайно даже глава государства В. В. Путин отметил это в одном из последних По-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-33-01364.

S. http://www.minkavkaz.gov.ru/

9. http://minvostokrazvitia.ru/

10. http://www.minkpo.permkrai.ru/

K. V. Cherkasov

сланий Федеральному Собранию: «Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, понимают, что от их малых усилий многое зависит» [2].

При этом большая роль отводится гласности происходящих на муниципальном уровне процессов, принимаемых решений. Отсутствие гласности, по мнению Т. Н. Михеевой, становится причиной недоверия, формирования у жителей представлений о неэффективности, безответственности и коррупционности местной власти [3, с. 145]. Хотя общие задачи развития муниципальных территорий, обеспечения их жизнедеятельности, комфортного проживания жителей выступают важным условием для сближения ин-

MINISTRY OF REGIONAL DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA: SOME ASPECTS OF THE LEGAL STATUS

Article is devoted to the research of legal status of the Ministry of the Russian Federation on development of the Far East, the Ministry of the Russian Federation for the North Caucasus, the Ministry of affairs of Komi-Permyak Autonomous Area of Perm Krai. The main characteristics of data of bodies - structure and powers are analyzed. The attention to the available duplication of functions of government institutions in the sphere of administration of the territory of the Far East and the North Caucasus is paid; the generalizing conclusions on a research subject are formulated.

Keywords: The Ministry of the Russian Federation of development of the Far East, the Ministry of the Russian Federation for the North Caucasus, the Ministry of affairs of Komi-Permyak Autonomous Area of Perm Krai, the Ministry of territorial development, the federal district, the plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the federal district.

CHERKASOVKonstantin V. - Doctor of Law, associate professor, professor of the Department of the Constitutional law, Administrative law and legal provision of public service of the Vyatka State University; Head of Department of Administrative, Financial and Information lawof the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Nizhny Novgorod Institute of Management), Nizhny Novgorod.

E-mail: CherkasovKV1978@yandex.ru

342.55

ВОПРОСЫ ГЛАСНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН'

Михеев Денис Степанович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. Е-та11:М1кЬее¥_03@та11.ги

В статье рассматривается одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления -правотворческая инициатива граждан. Автор утверждает, что ключевым принципом ее реализации выступает гласность.

Ключевые слова: местное самоуправление, гласность, граждане, правотворческая инициатива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.