Научная статья на тему 'Минимизация вмешательства гражданских дронов и квадрокоптеров (БПЛА) в работу авиации через законодательные акты'

Минимизация вмешательства гражданских дронов и квадрокоптеров (БПЛА) в работу авиации через законодательные акты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дроны / квадрокоптеры / гражданская авиация / модели / опасные факторы / риски / законодательство / drones / quadcopters / civil aviation / models / dangerous factors / risks / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталия Семёновна Бойко, Илдар Ростямович Альбиков, Илья Владимирович Лучников, Анатолий Викторович Лошаков

Предпринята попытка рассмотреть использование современных общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров, а также возможность возникновения опасных факторов и рисков в области авиации, связанных с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров. В настоящее время поиск условий для устранения опасных факторов и рисков в области авиации, связанных с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров, особенно актуален, т. к. опасные факторы и риски в области авиации, связанные с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров, возникают всё чаще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наталия Семёновна Бойко, Илдар Ростямович Альбиков, Илья Владимирович Лучников, Анатолий Викторович Лошаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Minimizinginterference of civilian drones and quadrocopters (UAVS) in aviation through legislative acts

The paper attempted to consider the use of modern publicly available civilian drones and quadcopters, and the potential for aviation hazards and risks associated with the operation of publicly available civilian drones and quadcopters. Currently, the search for conditions to eliminate aviation hazards and risks associated with the operation of publicly available civilian drones and quadcopters is especially relevant. Therefore, aviation hazards and risks associated with the operation of publicly available civilian drones and quadcopters are increasingly emerging.

Текст научной работы на тему «Минимизация вмешательства гражданских дронов и квадрокоптеров (БПЛА) в работу авиации через законодательные акты»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Аналитическая статья УДК 347.82

Минимизация вмешательства гражданских дронов и квадрокоптеров (БПЛА) в работу авиации через законодательные акты

Наталия Семёновна Бойко1 Илдар Ростямович Альбиков Илья Владимирович Лучников Анатолий Викторович Лошаков4

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Ульяновск, Россия.

2,3Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, Ульяновск, Россия.

4Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия. 1nboyko2005@mail. ru 4tolik-ul7385@yandex. ru

Аннотация. Предпринята попытка рассмотреть использование современных общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров, а также возможность возникновения опасных факторов и рисков в области авиации, связанных с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров. В настоящее время поиск условий для устранения опасных факторов и рисков в области авиации, связанных с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров, особенно актуален, т. к. опасные факторы и риски в области авиации, связанные с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров, возникают всё чаще.

Ключевые слова: дроны, квадрокоптеры, гражданская авиация, модели, опасные факторы, риски, законодательство.

ECONOMICS AND QUALITY MANAGEMENT Analytical article

Minimizinginterference of civilian drones and quadrocopters (UAVS) in aviation through legislative acts

Natalia S. Boyko1 Ildar R. Albikov2 Ilya V. Luchnikov3 Anatoly V. Loshakov4

1Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russia.

2 3Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation B. P. Bugaev, Ulyanovsk,

Russia.

4Ulyanovsky State Technical University, Ulyanovsk, Russia

© Бойко Н. С., Альбиков И. Р., Лучников И. В., Лошаков А. В., 2023

Abstract. The paper attempted to consider the use of modern publicly available civilian drones and quadcopters, and the potential for aviation hazards and risks associated with the operation of publicly available civilian drones and quadcopters. Currently, the search for conditions to eliminate aviation hazards and risks associated with the operation of publicly available civilian drones and quadcopters is especially relevant. Therefore, aviation hazards and risks associated with the operation of publicly available civilian drones and quadcopters are increasingly emerging.

Keywords, drones, quadcopters, civil aviation, models, dangerous factors, risks, legislation.

В ходе изучения вышеуказанной темы были обозначены следующие задачи:

1. Изучить доступный на данный момент для гражданских лиц парк дронов и квадрокоптеров, их лётно-технические характеристики.

2. Проанализировать известные на данный момент и доступные в открытом доступе случаи вмешательства дронов и квадрокоптеров в работу авиации.

3. Выявить потенциальные опасные факторы и риски в области авиации, связанные с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров.

4. Дать рекомендации по устранению опасных факторов и рисков в области авиации, связанных с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров.

БПЛА - беспилотный летательный аппарат, дрон. До начала XXI века применялся исключительно в военных целях. С недавнего времени беспилотники получили широкое применение как в быту, так и в бизнесе.

В мае 2019 г. Правительство РФ своим постановлением от 25.05.2019 №658 утвердило Правила учёта беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезённых в Российскую Федерацию или произведённых в Российской Федерации. Прежде чем разбираться с тонкостями регулирования, определим, что понимается под беспилотником и к каким именно объектам применяется Постановление №658 [9].

С технической точки зрения, беспилотный летательный аппарат - это летательный аппарат, который управляется без экипажа на борту. В разговорной речи также используется понятие «дрон» (от англ. «unmanneddrone» - «беспилотный самолёт»). Квадрокоптер же - это определение, указывающее на конструкцию летательного аппарата - летательный аппарат, поднимаемый в воздух четырьмя винтами. Квадрокоптеры с экипажем на борту сейчас встречаются очень редко,

поэтому сейчас под квадрокоптером, как правило, понимают именно беспилотный четырёхвин-товой летательный аппарат. Легальная терминология, относящаяся к летательным аппаратам и авиатехнике, определена в Воздушном кодексе РФ, поскольку именно данным нормативным правовым актом регулируются вопросы использования воздушного пространства и летательных аппаратов. Основной термин, который используется в Воздушном кодексе РФ, это воздушное судно (ВС) [1].

Таким образом, разговорным терминам «бес-пилотник» и «дрон» соответствует легальный термин «беспилотное воздушное судно».

К беспилотным воздушным судам относятся в том числе и беспилотные квадрокоптеры. Законом установлена классификация воздушных судов по различным основаниям, а именно:

во-первых, воздушные суда подразделяются на гражданские, государственные и экспериментальные. Как следует из названий, государственные суда используются в целях осуществления функций государства, экспериментальные суда -для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ. Нас интересуют гражданские суда, которые используются в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (ст. 21 Воздушного кодекса РФ);

во-вторых, различное регулирование применяется для воздушных судов в зависимости от их максимальной взлётной массы. Сам по себе термин «максимальная взлётная масса» в законе не определён. Упрощённо под максимальной взлётной массой применительно к гражданским бес-пилотникам можно понимать сумму массы самого летательного аппарата и максимальной массы груза, которую беспилотник может нести (хотя на самом деле на максимальную взлётную массу могут влиять и какие-либо внешние данные, например погодные условия). То есть максимальная взлётная масса далеко не всегда равна весу самого беспилотного летательного аппарата. В зависимости от максимальной взлётной массы

с точки зрения применяемого регулирования можно выделить три категории беспилотников:

• беспилотные летательные аппараты с максимальной взлётной массой до 250 граммов;

• беспилотные летательные аппараты с максимальной взлётной массой от 250 граммов до 30 килограммов;

• беспилотные летательные аппараты с максимальной взлётной массой свыше 30 килограммов.

Начиная с момента вступления в силу Постановления №658, то есть с 27 сентября 2019 г., беспилотные летательные аппараты с максимальной взлётной массой от 250 граммов до 30 килограммов подлежат учёту, т. е. должны быть зарегистрированы, а также при их использовании в пределах, превышающих пределы прямой видимости (около 150 м), обязательно наличие флайт-плана и разрешение органа ОВД [6, 7, 9].

Однако эти требования не относятся к БПЛА 1 группы массой до 250 граммов, но развитие не стоит на месте, и из обычных игрушек данная весовая категория может превратиться в серьёзную угрозу безопасности полётов, если не предпринять соответствующих мер.

Чтобы выяснить, представляют ли такие бес-пилотники потенциальную опасность для воздушных судов, находящихся в фазе полёта, была проведена аналогия с авиационными происшествиями, связанными с попаданием птиц в сопло реактивного двигателя [4]. Известно, что чаще всего авиационные происшествия, связанные с птицами, происходят на малой высоте при взлёте или посадке. До 30-35% столкновений российских судов происходит с чайками. При этом самой опасной частью для двигателя является именно скелет птицы. Он достаточно прочный, чтобы привести к отрыву лопаток от компрессора, вызвать пожар или даже взрыв двигателя. Морская чайка в среднем весит 1,8-2 кг, а масса её костей составляет приблизительно 8-18% от тела, то есть приблизительно 200-270 граммов. Последние модели беспилотников с весом 249 граммов имеют улучшенный прочный, но при этом достаточно лёгкий каркас, состоящий из композитных материалов, которые превосходят прочность костей птицы. При этом деятельность птиц вблизи аэродрома может контролироваться специальными средствами, например, акустическими или пиротехническими, в то время как на беспилотник это не окажет никакого влияния.

Обобщая всё вышесказанное, отметим, что даже беспилотники массой до 250 граммов потенциально представляют опасность для полётов в районе аэродрома и на малых высотах [2, 3].

Согласно проведённому исследованию, тенденция развития дронов до 250 граммов возрастает, а это означает, что будет увеличиваться их прочность, скорость, дальность полёта и т. д. Это в свою очередь не может не тревожить, так как данные БПЛА никак не контролируются и не регистрируются.

В ходе исследования были проанализированы различного вида дроны с разными лётно-техническими характеристиками (далее ЛТХ) и выведена формула потенциальной опасности этих дронов для авиации.

I- * Ь * V * 1 „ '-пол 1 *тах утах Действ

К ~~ -п-'

Ш * Ь

где ^ол - максимальное время полёта (ч); Ьпж - максимальная высота полёта (км); ^тах - максимальная скорость горизонтального полёта (м/с);

1действ - предельная дальность действия сигнала (км);

т - масса дрона (кг); G - габариты дрона (м3).

Наибольший коэффициент риска имеют дро-ны и квадрокоптеры с массой от 150 граммов до 8 килограммов. Это связано со сложностью контроля ИВП (использование воздушного пространства) данными устройствами. Они малы по габаритам, незаметны на радарах, но несмотря на всё это, имеют высокую дальность полёта (от 5 км) и большое время автономной работы без подзарядки (от 10 минут). В частности, можно рассмотреть дрон DJImini 2 с массой 249 граммов. Он является потенциально наиболее опасным для авиации из всего списка, так как по законам РФ не подлежит регистрации и может использоваться повсеместно гражданскими лицами. Он может подниматься на высоту до 4000 метров и поддерживать автономную работу до 31 минуты. Это делает данный дрон потенциально опасным для производства полётов не только в зонах взлёта и посадки ВС, но также на маршрутах местных воздушных линий. Низкая масса данного дрона может являться причиной его увлечения воздушным потоком в сопло двигателя ВС, что при определённых обстоятельствах может привести к катастрофическим последствиям [4].

Тяжёлые дроны представляют меньшую опасность, так как они контролируются и сертифицируются согласно действующему законодательству РФ. Их можно отследить в воздушном пространстве в отличие от дронов, весом меньше 250 граммов.

Рекомендации по уменьшению рисков для безопасности полётов:

^ Для обеспечения безопасности полётов вблизи аэродромов следует вводить зоны ограничения и воспрещения полётов потенциально опасных для авиации дронов и квадрокоптеров.

^ Установка специальных радиолокационных станций, отслеживающих полёты дронов вблизи аэродромов.

^ Установка антенн - перехватчиков управления над дронами.

^ Установка специальных глушителей дронов и квадрокоптеров.

^ Необходимы полицейские дроны и их операторы, а также учреждение службы надзора за дронами [5, 8].

В качестве примера направления развития уровня безопасности в данной области в ходе выполнения научной работы было разработано и протестировано программное обеспечение SLAM, помогающее беспилотникам при помощи лазерной системы простраивать карту маршрута и самостоятельно обходить возможные препятствия. Данное программное обеспечение может быть установлено на беспилотник любого типа в независимости от сертифицированной массы. SLAM может помочь операторам беспилотников обходить как статичные, так и динамичные препятствия, например, воздушные суда.

Законодательное регулирование использования БПЛА - общепринятая мировая практика [5].

Следует отметить, что в России вектор использования БПЛА больше похож на китайский, чем на европейский или американский. Напомним, с 5 июля 2017 г. действуют положения Воздушного кодекса, согласно которым дроны с массой от 0,25 до 30 килограммов должны проходить обязательную регистрацию в Единой системе организации воздушного движения России.

По сути, под эти требования не попадают только воздушные змеи, а все дроны, начиная с игрушечных моделей воздушных судов, уже должны ставиться на учёт.

Если же владелец дрона намерен запустить своё устройство в воздух над каким-либо населённым пунктом, он должен получить разрешение от органов местного самоуправления. Что касается фото- и видеосъёмки, которую может осуществлять дрон, то такая съёмка классифицируется как авиационные работы и требует прохождения специальной сертификации владельцем дрона. Нарушение правил использования беспилотников, согласно действующему законодательству, может караться штрафом от 2 до 500 тыс. рублей, что несомненно очень мало [6].

Предполагается, что к 2035 году над территорией нашей страны будут одновременно летать примерно 100 тысяч беспилотных летательных аппаратов.

Предлагаемые рекомендации создадут условия для устранения опасных факторов и рисков в области авиации, связанных с эксплуатацией общедоступных гражданских дронов и квадрокоптеров.

Рынок гражданских дронов и квадрокоптеров постоянно пополняется новыми и более совершенными моделями, способными создать возможность возникновения опасных факторов и рисков в области авиации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 08.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _13744/ (дата обращения: 16.04.2023).

2. Ковылов О. В. Противодействие применению беспилотных ВС в противоправных целях // Перспективы развития и применения комплексов с беспилотными летательными аппаратами: сб. ст. и докл. по материалам ежегодн. науч.-практ. конф. Коломна, 2016. С. 130-134.

3. Крылов А. Д., Бакович М. Н. Беспилотные летательные аппараты: правовое регулирование. - Текст электронный // Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар, 2019. С. 254-257. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42882703 (дата обращения: 21.06.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

4. Кузьмин М. В., Кирсанов А. Р. Описание модели разрушения материала рабочих лопаток вентилятора // Научный Вестник ГосНИИГА. 2012. №4. С. 62-67.

5. Маслакова Е. А., Приходько Н. Ю. Уголовно-правовая регламентация неправомерного использования беспилотных летательных аппаратов

(беспилотных воздушных судов) как потенциальной угрозы транспортной безопасности в национальном и зарубежном законодательстве // Российский следователь. 2020. №6. С. 67-71.

6. Макаренко С. И. Анализ средств и способов противодействия беспилотным летательным аппаратам. Монография. СПб.: Наукоёмкие технологии, 2020. С. 4-45.

7. Макаренко С. И., Иванов М. С. Сетецен-трическая война - принципы, технологии, примеры и перспективы. Монография. СПб.: Наукоёмкие технологии, 2018. С.489-494.

8. Поникаров С.В., Поникаров В.А. Особенности правоохранительной деятельности тюремных подразделений специального назначения по административно-правовому противодействию беспилотным летательным аппаратам, осуществляющим полёт над территорией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия. 2020. С. 131-133.

9. Постановление Правительства РФ от 25 мая 2019 г. №658 «Об утверждении Правил учёта беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезённых в Российскую Федерацию или произведённых в Российской Федерации: URL: https://www.garant.ru/ products/ ipo/prime/doc/72155560/ (дата обращения: 16.01.2023).

Информация об авторах

Н. С. Бойко - кандидат юридических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры права Ульяновского государственного педагогического университета им И. Н. Ульянова; И. Р. Альбиков - кандидат юридических наук, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева; И. В. Лучников - курсант, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева;

А. В. Лошаков - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и общенаучные дисциплины» Самолётостроительного факультета Ульяновского государственного технического университета.

REFERENCES

1. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19.03.1997 №60-FZ (red. ot 08.06.2022) (s izm. i

dop., vstup. v silu s 01.01.2021). [The Air Code of the Russian Federation No. 60-FZ of 19.03.1997 (as amended on 08.06.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2021)]. URL: http : //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _13744 / (accessed: 16.04.2023).

2. Kovylov O. V. Protivodejstvie primeneniyu bespilotnyh VS v protivopravnyh celyah [Countering the use of unmanned aircraft for illegal purposes]. Perspektivy razvitiya i primeneniya kompleksov s bespiotnymi letatel'nymi apparatami: sb. st. i dokl. po materialam ezhegodn. nauch.-prakt. konf. [Prospects for the development and application of complexes with unmanned aerial vehicles: collection of articles and dokl. based on the materials of the annual. scientific-practical conf]. Kolomna, 2016. pp. 130-134.

3. Krylov A.D., Bakovich M. N. Bespilotnye letatel'nye apparaty: pravovoe regulirovanie [Unmanned aerial vehicles: legal regulation]. - Electronic text. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. [Intercollegiate collection of scientific papers]. Krasnodar, 2019. pp. 254-257. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42882703 (accessed: 21.06.2021). - Access mode: Scientific Electronic Library eLIBRARY.RU .

4. Kuzmin M. V., Kirsanov A. R. Opisanie modeli razrusheniya materiala rabochih lopatok ventilyatora [Description of the destruction model of the material of the fan blades]. Nauchnyj Vestnik GosNIIGA [Scientific Bulletin of GosNIIGA]. 2012. No. 4. pp.62-67.

5. Maslakova E. A., Prikhodko N. Yu. Ugolovno-pravovaya reglamentaciya nepravomernogo ispol'zovaniya bespilotnyh letatel'nyh apparatov (bespilotnyh vozdushnyh sudov) kak potencial'noj ugrozy transportnoj bezopasnosti v nacional'nom i zarubezhnom zakonodatel'stve [Criminal legal regulation of illegal use of unmanned aerial vehicles (unmanned aircraft) as a potential threat to transport security in national and foreign legislation]. Rossijskij sledovatel' [Russian Investigator]. 2020. No. 6. pp. 67-71.

6. Makarenko S. I. Analiz sredstv i sposobov protivodejstviya bespilotnym letatel'nym apparatam. Monografiya [Analysis of means and means of countering unmanned aerial vehicles. Monograph]. St. Petersburg, Naukoyomkie tekhnologii [Science-intensive technologies], 2020. pp. 4-45.

7. Makarenko S. I., Ivanov M. S. Setecen-tricheskaya vojna - principy, tekhnologii, primery i perspektivy. Monografiya [Network warfare - principles, technologies, measures and prospects. Monograph] . St. Petersburg, Naukoemkie tekhnologii [Science-intensive Technologies], 2018. pp. 489-494.

8. Ponikarov S. V., Ponikarov V. A. Osobennosti pravoohranitel'noj deyatel'nosti tyuremnyh podrazdelenij special'nogo naznacheniya po administrativno-pravovomu protivodejstviyu bespilotnym letatel'nym apparatam, osushchestvlyayushchim polyot nad territoriej uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Peculiarities of law enforcement activity of special purpose prison units on administrative and legal counteraction to unmanned aerial vehicles flying over the territory of institutions and bodies of the penal enforcement system]. Penitenciarnaya sistema i obshchestvo: opyt vzaimodejstviya [Penitentiary system and society: experience of interaction]. 2020. pp.131-133.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 maya 2019 g. №658 «Ob utverzhdenii Pravil uchyota bespilotnyh grazhdanskih vozdushnyh sudov s maksimal'noj vzlyotnoj massoj ot 0,25 kilogramma do 30 kilogrammov, vvezyonnyh v Rossijskuyu Federaciyu ili proizvedyonnyh v Rossijskoj Federacii

[Decree of the Government of the Russian Federation No. 658 dated May 25, 2019 On Approval of

the Accounting Rules for Unmanned Civil Aircraft with a Maximum Take-Off Weight from 0.25 Kilograms to 30 Kilograms Imported into the Russian Federation or Manufactured in the Russian Federation] : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 72155560/ (accessed: 16.01.2023).

Information about the authors N. S. Boyko - Candidate of Law, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Law of the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov;

I. R. Albikov - Candidate of Law, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation B. P. Bugaev;

I. V. Luchnikov - cadet, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Air Chief Marshal B. P. Bugaev;

A. V. Loshakov - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technologies and General Scientific Disciplines of the Aircraft Building Faculty of Ulyanovsk State Technical University.

Статья поступила в редакцию 11.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2023; принята к публикации 02.06.2023.

The article was submitted 11.02.2023; approved after reviewing 20.03.2023; accepted for publication 02.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.