Научная статья на тему 'МИНИМИЗАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЭКОНОМИКИ'

МИНИМИЗАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансакционные издержки / качество жизни / модернизация экономики
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИНИМИЗАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЭКОНОМИКИ»

Версан В.Г. д.э.н., профессор

МИНИМИЗАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК. КАЧЕСТВО

ЖИЗНИ И ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: трансакционные издержки, качество жизни, модернизация экономики.

Основы теории трансакционных издержек (издержки взаимодействия) были заложены лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом в статье «Природа фирмы». Речь в ней идет о подавлении рыночного ценового механизма и замене его внутренней административной деятельностью в такой организационной структуре как фирма с точки зрения экономии на этих издержках. В дальнейшем эта категория предусматривала отношения как внутри экономических субъектов, так и между ними1.

В силу объективно сложившихся рыночных и иерархических связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ в условиях ограниченности ресурсов существует большое разнообразие способов взаимодействия людей и других экономических субъектов. Эти издержки принципиально отличаются от трансформационных расходов на сырье, его переработку в готовую продукцию, заработную плату т.п. Они включают: издержки на поиск информации, защиту собственности, противодействие вымогательству и коррупции, контроль и оценку качества и количества продукции и услуг и т.д. Выделяют два уровня трансакционных издержек: внутрифирменные и рыночные.

Внутрифирменные издержки определяются корпоративной культурой. Они регулируются внутренними правилами (стандартами) и административным механизмом. Опыт зарубежных фирм, занятых в сфере высоких технологий, говорит о том, что объем трансакционных издержек на порядок превышает трансформационные расходы. Они признают, что снижение этих издержек стало основным направлением повышения конкурентоспособности2.

Рыночные издержки оказывают значительное влияние на эффективность управления экономикой, на качество регуляторной практики. К числу основных факторов минимизации этих издержек относят: стабильность правового обеспечения и эффективную судебную систему, создание благоприятной конкурентной среды, снятие необоснованных барьеров для бизнеса, обеспечение надежной защиты прав потребителей, организацию эффективной стандартизации, аккредитации, оценки соответствия, а также контроля и надзора, технического регулирования. Исследования зарубежных ученых показывают, что объемы этих издержек определяют уровень культуры экономической деятельности и устойчивость экономик стран в отношении внешних и внутренних воздействий. Отрицательное влияние этих издержек наиболее остро проявляется в странах с переходной экономикой.

Их объемы с усложнением хозяйственной жизни, увеличением масштабов экономики, а также и в силу возрастания неопределенности и асимметрии в социально-экономической жизни постоянно нарастают. По зарубежным оценкам, доля этих затрат в валовом продукте доходит до 60% и имеет тенденцию к устойчивому росту. В ряде исследований они определяются как издержки эксплуатации экономики.

Важнейшим достижением этой теории является определение видов этих издержек для различных объектов взаимодействия3. Единой общепринятой их классификации сегодня не существует. Типовой их состав, наиболее признанный среди специалистов, включает издержки на:

- поиск информации при подготовке и принятии решений в экономике, социальной сфере, в процессе разработки, производства и освоения новой техники и технологий, изучении наиболее надежных поставщиков и потребителей и т.д., а также возмещение расходов от потерь, вызванных отсутствием информации или ее недостоверностью,

- ведение переговоров, заключение хозяйственных договоров, направленных на ресурсное обеспечение экономических субъектов, и контроль их выполнения,

- измерение, контроль и оценку качества, безопасности и количества товаров и услуг, а также компенсацию расходов на формирование измерительных и оценочных возможностей,

- защиту прав собственности. Они связаны с функционированием судебной системы, органов правопорядка, надзора и т.п., а также потерями от ненадежной защиты этих прав,

1 Коуз Р. Фирма, рынок и право. 2007; Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и «отно-шенческая» контрактация. - СПб.: Лениздат, 1996. - 689 с.

2 Версан В.Г. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе минимизации трансакционных издержек // Стандарты и качество. - М., 2019. - № 8.

3 Капелюшников Р. Категория трансакционных издержек // Как это делается: финансовые, социальные и информационные технологии. - М.: Институт коммерческой инженерии, 1994. - № 3. - С. 9-18.

- блокирование оппортунистического поведения, включающего обман, коррупцию, присвоение чужой собственности, сокрытие информации, вымогательство и т.п., а также расходы на предупреждение этих потерь и компенсацию экономических, социальных и моральных потерь.

В зависимости от специфики объекта взаимодействия и целей его анализа, состав видов издержек и их содержание конкретизируется.

На протяжении многих лет в научной среде ведутся острые дискуссии по проблемам измерения трансакцион-ных издержек. На мой взгляд, эта проблема носит чисто теоретический характер и не имеет, по крайней мере, в ближайшей перспективе практического значения. В какой-то степени, это стало даже тормозом для реализации теории трансакционных издержек на практике. Объяснить это можно тем, что трансакционные издержки - это издержки управления экономикой и менеджмента на предприятиях и в организациях. В отличие от самих процессов производства продукции и оказания услуг они характеризуются высокой степенью неопределенности и субъективизма при принятии решений и с трудом поддаются оценке, тем более количественной.

Понимаю, что далеко не все согласятся с такой широкой трактовкой категории трансакционных издержек. Но для меня основным является понимание трансакции не как сделки, а трансакция как взаимодействия людей между собой и с внешней средой и взаимодействие других экономических субъектов между собой и также с внешней средой в процессе производства продукции и оказания услуг. Представляется, что Рональд Коуз, обосновывая преимущество административной деятельности на фирме с точки зрения экономии издержек, исходил именно из такой ее трактовки.

Минимизация издержек взаимодействия, замечу не только финансовых, является важнейшим направлением повышения эффективности экономики и качества жизни человека. Именно эта проблема представляла наибольший интерес для практиков. Укрупненный алгоритм минимизации этих издержек на фирме можно представить следующим образом. На основе сопоставительного анализа конкретного объекта взаимодействия с типовыми видами издержек выявляются отрицательные трансакции. К ним относят те из них, устранение которых не нарушает достижения целей объекта. Особое внимание уделяется анализу издержек на стыках его отдельных этапов и стадий. Далее разрабатываются и реализуются мероприятия по удалению отрицательных трансакций. При этом, как правило, происходит корректировка объекта взаимодействия и его менеджмента.

Это аналитическая работа, и она плохо поддается формализации. Менеджеры из-за этого часто сталкивались со значительными трудностями в процессе анализа и выявления отрицательных трансакций, особенно в тех случаях, когда речь шла о сложных объектах с большим количеством этапов и стадий и последовательно-параллельным их выполнением. Падала достоверность оценок, росли объемы издержек, снижался уровень менеджмента, снижалась конкурентоспособность. Поиск направления совершенствования менеджмента на фирмах привел к необходимости системного подхода к решению этой проблемы.

В рамках Международной организации по стандартизации (ИСО) специалистами ряда стран были разработаны широко известные ныне международные стандарты ИСО серии 9000 на систему менеджмента качества. Их идеологической и организационной основой стал процессный подход, суть которого состоит в том, что менеджмент процессов на фирме должен предусматривать идентификацию его этапов и стадий и организацию взаимодействия для достижения желаемого результата.

Внедрение стандартов повышало уровень менеджмента и снижало объемы трансакционных издержек. В тех случаях, когда был необходим более глубокий анализ причин возникновения отдельных видов издержек, применялся изложенный выше подход к их минимизации. Стали внедряться эти системы и в органах исполнительной власти, в органах регионального и местного управления. Исследования показали позитивное воздействие этой деятельности на управление экономикой и повышение уровня жизни.

В дальнейшем этот опыт получил широкое развитие. На его основе был разработан комплекс стандартов на системы менеджмента, включающий как отраслевые системы менеджмента качества (промышленность, автопром, нефть и газ, образование, здравоохранение и т.д.), так и системы менеджмента различных аспектов деятельности (экология, информационная безопасность, социальная ответственность, местное самоуправление и т.д.). Активно внедрялись в европейских странах и в Японии и другие инструменты менеджмента, прямо или косвенно направленные на снижение трансакционных издержек. Среди них: «Сетевое планирование и управление (СПУ)», «Модель совершенствования Европейского фонда менеджмента качества», «Премии Деминга», «Делать все вовремя (ноль запасов, ноль отказов и т.д.)», «КЛМБЛМ (корпоративное управление производством и снабжением)» и «Бережливое производство».

Возвращаясь к началу статьи, хочу сказать, что теория трансакционных издержек имеет выдающееся, еще не осознанное до конца, значение для познания и развития теории управления и менеджмента. С ростом населения и увеличением разнообразных потребностей человека, ростом масштабов экономики, научно-техническим и технологическим развитием, а также усложнением процессов производства и потребления, уровень организации взаимодействия людей и других экономических субъектов приобретает все большее значение для качества жизни человека и развития экономики. Постоянно возрастает потребность в поиске баланса интересов. Проблемы взаимодействия, с которыми раньше человек, производство и экономика не сталкивались, сегодня приобретают особую остроту. Конкретизируются виды издержек, меняется их содержание.

В настоящее время объективно возрастает роль государства в регулировании рыночной экономики. При этом, с одной стороны, свобода предпринимательства, а с другой, действия регулятора. Природные катаклизмы, пандемия, цифровизация и дистанционное обучение, все это крайне усложняет жизнь человека. Все хорошее и все плохое для него проявляется в процессе его взаимодействия и, прежде всего, с внешней средой. Под внешней средой в контексте данной статьи понимается внешняя по отношению к человеку среда, формируемая государством: деятельность орга-

нов федерального, регионального и местного управления, судебная система, органы здравоохранения, образования, правопорядка, общественные организации и т.п.

В классической теории трансакционных издержек объектом взаимодействия являются человек и другие экономические субъекты. По умолчанию предполагается, что все они имеют равный социальный статус. Однако очевидно, что социальный статус человека оказывает значительное влияние на качество его жизни, и это необходимо учитывать в процессе минимизации издержек взаимодействия. Это важно констатировать еще и потому, что к участникам взаимодействия объективно должна быть отнесена и внешняя среда. Рассмотрим три ситуации взаимодействия человека с внешней средой.

Издержки общения человека в семье, с близкими, друзьями и коллегами определяются его личностными характеристиками и его способностью не только противостоять возникающим при этом экономическим, социальным, политическим, моральным, а порой и физическим издержкам, но и быть готовым идти на компромисс, соблюдать баланс взаимных интересов.

В процессе прямого взаимодействия с внешней средой человек, не входящий в круг так называемой элиты или не имеющий связей в высших эшелонах власти, слабо защищен сегодня в отстаивании своих интересов. Если во время учебы, работы, отдыха, при оказании ему различных видов услуг он постоянно сталкивается с отрицательными трансакциями, то его жизнь качественной назвать нельзя. Задача государства состоит в создании условий для качественного взаимодействия человека с внешней средой. Если человек не нарушает законодательство, внешняя среда не должна вмешиваться в его личную жизнь. Невыполнение государством этих условий и функций приводит к увеличению объема отрицательных трансакций и падению качества его жизни.

Качество жизни - это комплексная проблема. Роль государства и в первом, и во втором случаях должна сводиться к созданию благоприятной обстановки для такого общения и взаимодействия: организация воспитания и образования, культурная и просветительская работа. Объективность информирования человека и недопустимость манипулирования его сознанием.

Взаимодействие людей в производственной среде определяется, как уже говорилось, человеческими факторами и регулируется корпоративной культурой, внутренними правилами (стандартами) и административным механизмом. Организация берет на себя решение проблемы минимизации внутренних издержек и, как экономический субъект, бремя взаимодействия с внешней средой. Человек здесь как бы закрыт от прямого внешнего воздействия.

Чем выше корпоративная культура, чем успешнее решаются на предприятии социальные вопросы, тем выше уровень жизни сотрудников. Вместе с тем, наличие в социально-экономической деятельности на рыночном уровне асимметричности информации, неопределенности и рисков заставляют экономических субъектов большое внимание уделять их локализации. Анализ тенденций рынка, изучение состояния партнеров и конкурентов позволяет им объективно оценивать экономическую обстановку и принимать взвешенные решения. Однако за этим стоит рост объемов издержек взаимодействия и, как следствие, снижение эффективности предприятия, падает заработная плата и осложняется решение других социальных проблем. Нерешенных проблем много. Учитывая, что за состояние рынка отвечает государство, и в этой ситуации качество жизни человека во многом зависит от него.

Таким образом, минимизация издержек взаимодействия человека с внешней средой - это ключевое направление повышения качества его жизни. В связи с этим, целесообразно типовой состав рассмотренных ранее видов издержек дополнить издержками из-за несоблюдения интересов человека в процессе его взаимодействия с внешней средой. В том числе издержек из-за нарушения его прав и отсутствие условий для его духовного и интеллектуального развития, а также затратами на компенсацию потерь здоровья, моральных и экономических потерь и затратами на его защиту. Это позволит определять по этому критерию качество выполнения государственных функций. Думаю, что этот вид издержек будет способствовать также объективному рассмотрению нарушений прав человека.

Темпы роста экономики в значительной степени определяются способностью людей и других экономических субъектов концентрировать свои усилия и ограниченные ресурсы на достижении желаемых результатов. В последние десятилетия в мировой практике широкое развитие в решении крупных проблем получили целевые программы и проекты. Опыт, в том числе и наш, показывает, что их результативность, во многом, достигается системной организацией их реализации.

Существуют различные определения системного подхода, но во всех из них общим является одно: система -это комплекс взаимосвязанных элементов, взаимодействующих для достижения поставленной цели. Бессистемность -это неконтролируемый поток отрицательных трансакций (финансовых, материальных, временных, потерь имиджа) как на уровне предприятия и организации, так и на рыночном уровне. При этом рвутся цепочки взаимодействия исполнителей, не выполняются в установленные сроки требования отдельных этапов и стадий, неэффективно расходуются средства, растет коррупция, нет качественного конечного результата. Нет баланса интересов участников совместной экономической деятельности.

Для противодействия такому подходу необходимо дополнить состав типовых видов издержек издержками из-за нарушения требований системного подхода при разработке и реализации крупных программ и проектов. Они включают затраты на предупреждение этих издержек, в том числе, на их независимую экспертизу, а также на компенсацию потерь из-за не достижения поставленных целей, срыва сроков, коррупции и т.п.

Все прошедшие годы теория трансакционных издержек выпадала из поля зрения нашего либерального сообщества. В инициативном порядке ученые проводили исследования по отдельным ее направлениям. Системному же ее исследованию и внедрению в практику управления качеством жизни и экономикой не было придано государственного значения.

Происходило это вопреки тому, что на экспертном уровне представителями профессионального сообщества и бизнеса, неоднократно отмечалось низкое качество государственного управления экономикой и менеджмента на предприятиях и в организациях. Наша повседневная жизнь перегружена издержками взаимодействия и по горизонтали и по вертикали. Проявляется это на бытовом уровне, в сфере бизнеса, науке и производстве, при оказании услуг и в торговле. Нередко это происходит вследствие низкого качества и безопасности производимой продукции и оказываемых услуг. Все это приводило к негативным последствиям для экономики и уровня жизни человека.

Мотивы действия или точнее бездействия наших либералов в этой сфере имеют идеологическую подоплеку. Кроются они в их понимании свободы человека как свободы от партнерства, взаимопомощи и учета взаимных интересов, как свободы, не ограниченной никакими моральными, а порой и правовыми нормами. Реальные события показали, что они не смогли в ряде случаев без взяток и откатов установить деловое взаимодействие даже между собой.

Их экономическая политика, ориентированная исключительно на регулирование денежно-кредитных отношений, противоречила принципам минимизации издержек взаимодействия и задачам повышения на этой основе конкурентоспособности предприятий и экономики в целом. Не было у них желания снижать эти издержки как на рыночном уровне, так и на уровне предприятий. Почему?

Во-первых - это порядок, это работа по правилам. Правила в экономической деятельности нужны добросовестному бизнесу и, прежде всего, менее защищенным индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу. А им они были не нужны, они мешали регулировать финансовые потоки в своих интересах. Об этом они публично не говорили, но все их практические действия сводились именно к этому. Все годы их идеологического монополизма убедительно подтверждают это. Неэффективно работали и институты развития. В этом же ряду низкий уровень взаимодействия федеральных, региональных и местных органов между собой, с людьми и экономическими субъектами, а также отсутствие четкой прямой и обратной связи по вертикали.

Во-вторых, это, как уже говорилось, сложный и трудоемкий процесс, требующий системной аналитической работы по глубокому изучению социальных и экономических процессов. На этом не заработаешь. Их больше привлекали грандиозные кампании и программы, которые, как правило, ничем полезным для страны не заканчивались.

В советское время в оборонной и космической отрасли прообразом эффективной организации взаимодействия людей и экономических субъектов являлась реализация крупных программ и проектов, когда главному конструктору были подчинены все необходимые ему для достижения целей смежники. Он же распределял ресурсы. Каких-то принципов и правил этого взаимодействия установлено не было. Однако широко применялись упомянутое выше «Сетевое планирование и управление» и «Целевое программное управление». Результативность этой организационной формы определялась личностью и авторитетом самого главного конструктора. Решающее значение имели результаты и сроки. Достижения в названных отраслях были весомые и мы до сих пор ими пользуемся и, прежде всего, в создании вооружения и военной техники.

В новой же России, за исключением последнего десятилетия в оборонной отрасли, значимых результатов в решении крупных проблем, как правило, не было. У наших реформаторов либо отсутствовали организационные способности системно решать их, либо такая цель просто не ставилась. Вряд ли кто сегодня вспомнит хоть одну организованную ими кампанию, которая закончилась бы успешно: монетизация, переход в масштабах страны на инновационную экономику, модернизация производства, целевые программы и т.п.1. По оценкам экспертов, только на модернизацию было потрачено два триллиона рублей. Справедливости ради надо сказать, что определенные успехи были достигнуты в процессе импортозамещения некоторых видов продукции - санкции все-таки заставили думать об их качестве и безопасности.

То же самое произошло у них и с кампанией по цифровизации. Достаточно посмотреть на ее «успехи» в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Абсолютная бессистемность и рост объемов издержек взаимодействия. ГИС «Наша природа», «Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане» и прочие государственные информационные системы в этой сфере, несмотря на вложенные громадные средства, по данным Счетной палаты не работают (не хватает специалистов, не обновляется устаревшее оборудование, отсутствует исходная информация и т.п.).

Отсутствие системности привело к колоссальным потерям наших ресурсов. Типовая цепочка действия наших реформаторов сводилась к следующему: привлекательная цель, выделение для ее достижения средств, неэффективное их расходование, отсутствие содержательного контроля и ответственности, коррупция, срыв сроков и отсутствие качественного результата. Ни одна экономика в мире такого бы не выдержала. Мы держимся за счет нефти, газа и терпения людей.

Безусловно, были в стране и успехи, но достигнуты они были вопреки их деятельности, направленной лишь на получение прибыли. Разве можно было при этом построить Крымский мост, в кратчайшие сроки разработать и организовать производство качественных вакцин от коронавируса и добиться впечатляющих результатов в оборонной отрасли? Если бы решение этих задач было поручено им, то таких результатов просто не было бы. Были бы «объективные» причины, почему этого нельзя сделать.

Все прошедшие годы по умолчанию наших либералов происходил сбыт за рубеж богатейших ресурсов в виде кругляка леса и не переработанных морских ресурсов. По существу, наше национальное богатство оказалось не за-

1 Версан В.Г. Игнорирование качества - идеологический просчет в экономической политике // Стандарты и качество. - М., 2020. - № 3; Версан В.Г. Кто и как остановил в новой России переход к инновационной экономике? Причины и мотивы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. - № 25.

щищено от разграбления, а прибыль и добавленная стоимость, создаваемая в процессе их переработки, оседали за рубежом. В терминологии издержек взаимодействия это было их оппортунистическое поведение.

К числу важнейших рыночных факторов, направленных на минимизацию издержек взаимодействия, исследователи относят стандартизацию и техническое регулирование1. За прошедшие годы деятельность у нас по стандартизации, оценке соответствия, надзору и техническому регулированию стала тормозом для взаимодействия экономических субъектов между собой и с потребителями. Была прочно забыта комплексная стандартизация, которая обеспечивала техническое взаимодействие производителя конечной продукции с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. Это громадное теоретическое достижение советского времени в развитии теории стандартизации высоко было оценено в ИСО. Такое отношение к этим важнейшим видам деятельности стало причиной такого пагубного явления, как недоверие к техническим характеристикам взаимопоставляемых продукции и услуг. Нарушалось взаимодействие экономических субъектов, росли объемы как рыночных издержек, так и издержек на предприятиях и в организациях. Несли потери потребители.

Много было не выполненных решений по обеспечению конкуренции. Очевидно, что нет конкуренции - нет и рынка! Нет добросовестной конкуренции - нет цивилизованного, сбалансированного по интересам рынка. Ведь это азбука рыночной экономики. Об этом убедительно говорит и наш негативный опыт: все попытки улучшить деловую среду без решения проблемы конкуренции ни к чему позитивному, по существу, не привели.

Во многих отечественных публикациях на эту тему, подготовленных представителями либерального сообщества, ее определение в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом: конкурентная среда - это рынок, на котором свободно соперничают независимые производители (торговля) за право продать свой товар свободному потребителю. Из этого вытекают два основных вывода: первый - производители (торговля) соперничают без каких-либо правил, и второй - государства на рынке нет, и правила работы на рынке устанавливать некому. А без правил добросовестной конкуренции просто не будет.

Все прошедшие годы говорят о том, что они так и понимали природу регулирования рынка. Это и завело наших борцов за снятие административных барьеров и улучшение деловой среды в тупик. Именно в этом проявилось как бы двойное дно в их экономической политике. С одной стороны, на словах говорится о том, что и в рыночной экономике необходимо государственное регулирование, а с другой, даже там, где государство объективно необходимо, его роль выхолащивается.

Все это тормозило развитие бизнеса и, прежде всего, малого и среднего. Падало качество и безопасность нашей продукции, росла коррупция, наносился реальный вред потребительскому рынку и конкретным потребителям. Россия лишилась при этом доверия к объективности оценки качества и безопасности продукции за рубежом и, как следствие, признания этой деятельности. Как следствие такого подхода к управлению экономикой - громадные издержки взаимодействия.

К международным стандартам ИСО серии 9000, идеология которых, как уже говорилось, предусматривает организацию эффективного взаимодействия персонала, в нашем либеральном сообществе отнеслись скептически. Характерно, что те предприятия и организации, на которых были внедрены работающие системы менеджмента, успешно развивали инновационную деятельность и модернизацию производства. Они не нуждались в постоянной опеке со стороны чиновников, их небескорыстной помощи: нет обладающих административной властью посредников, нет сбоев в системе, нет отрицательных трансакций. Нет основы для откатов - системой они не предусмотрены. Судя по всему, как раз это их и не устраивало.

Другими словами, не поддержали как раз то, что надо было осваивать нашим предприятиям и организациям при переходе к рынку. Проще для них, конечно, было «помогать» бизнесу, вводя надзорные каникулы. В отличие от поддержки бизнеса в развитых странах, делом отстаивающих национальные интересы, наши идеологи развития экономики не только ничего не сделали для минимизации издержек взаимодействия и совершенствования менеджмента на предприятиях и в организациях, но даже и не смогли оценить значимость уже найденных специалистами решения. Яркий тому пример - в проекте «Производительность труда и поддержка занятости» нет ни слова о качестве и о внедрении систем менеджмента.

Значительный интерес представляет системный опыт наших предприятий, ставших лауреатами премии Правительства в области качества. Но кто знает о нем, кроме организаторов конкурса? По окончанию конкурса - один абзац в газете о его результатах и все. Весь накопленный в советское время опыт организации производства и управления на предприятиях, в 90-е годы был предан забвению. По своему содержанию он не только не уступал зарубежному опыту, но и по многим позициям опережал его.

Характеризуя деятельность реформаторов в прошедшие годы, уместно привести ее оценку, высказанную Е.М. Примаковым: «Нужно сказать вполне определенно, что курс, принятый псевдолибералами в области экономики, дал простор коррупции, экономическим преступлениям, произволу государственных чиновников»2. С этим, думаю, согласится большинство населения страны. В итоге, все прошедшие годы темпы роста нашей экономики и уровня жизни населения были на низком уровне, мы серьезно отставали не только от развитых западных стран, но и от некоторых стран бывшего СССР.

1 Версан В.Г. Игнорирование качества - идеологический просчет в экономической политике // Стандарты и качество. - М., 2020. - № 3; Капелюшников Р. Категория трансакционных издержек // Как это делается: финансовые, социальные и информационные технологии. - М.: Институт коммерческой инженерии, 1994. - № 3. - С. 9-18.

2 Примаков Е.М. Встречи на перекрестках. - М.: Центрполиграф, 2016.

Специалисты, обсуждая причины этого, говорят о необходимости разработки новой экономической модели, связывая ее часто с уходом от нефтяной зависимости. Нефть и газ - это наше достояние. Так зачем же от него отказываться? Надо не только торговать им, но и эффективно использовать внутри страны, в том числе, создавая перерабатывающие предприятия. А потом, кому вообще-то надо от этой зависимости уходить?

Экономика, как известно, общественная наука, призванная изучать производство товаров и потребление услуг, а также принципы их распределения в обществе. Задача правительства состоит в организации этих исследований и их эффективной реализации. Разве у нас все эти годы не было правительства? Было и не одно. Разве у нас не было людей для этого? У нас были и есть грамотные и работящие люди, надо было только организовать должным образом их работу. Появились у нас в 90-е годы и реформаторы, считающие, что именно они знают, как строить рыночную экономику. Все было, но не было только самой экономики для людей. Полностью был забыт коллективный труд, который всегда был присущ нашему менталитету. Уместно напомнить, что трудовое взаимодействие людей впервые родилось в советское время в форме организации бригадной работы, а затем уже этот опыт был применен в Японии в форме кружков качества.

Вывод из этого очень простой - все прошедшие годы отсутствовала эффективная организация реального производства и потребления. Не было создано условий и стимулов для справедливого, сбалансированного по возможностям и интересам, распределения продукции и услуг в общественной жизни. Не было также качественного взаимодействия людей и других экономических субъектов между собой и с внешней средой, этой ключевой составляющей для эффективной организации социально-экономической деятельности в стране. Создано же было много банков, была монетизация, были финансовые потоки, коррупция, шла бесконечная, оторванная от реального производства, бумажная борьба с инфляцией и т.п.

Рассмотрим некоторые направления нашей деятельности, где применение теории трансакционных издержек приобретает особую остроту.

В последние десятилетия бурно развивается деятельность по цифровизации. Она освобождает человека от рутинной работы, упрощает доведение до него необходимой информации, ускоряет эти процессы и др. Но, это только результаты цифровизации. При этом возникает вопрос, в чем, собственно, состоит механизм ее воздействия на качество жизни и экономику? По каким критериям оценивать ее результаты?

«Когда технологии заменят живое общение, мы получим поколение идиотов....» - Альберт Эйнштейн. Конечно по сегодняшним меркам - это перебор. Но великим людям это можно позволить, так как за этой фразой глубокая мысль: даже самыми высокими технологиями нельзя заменить человеческий интеллект и живое общение, интуицию человека, его навыки и опыт.

Никогда искусственный интеллект не заменит человека: социально-экономические проблемы обладают высокой степенью неопределенности и непредсказуемости. Их последствия не может определить даже самый мощный компьютер. Любая автоматизированная высокопроизводительная линия для ее настройки и эксплуатации требует участия человека. Квалифицированные рабочие будут нужны всегда: жилищное и коммунальное хозяйство, строительство, опытное производство, да и много еще чего. Разве можно себе представить, что, например, учителя, врача или ученого может заменить цифровая трансформация. А разговоры на эту тему в нашем либеральном сообществе уже идут.

Конечно, цифровизация экономики и ее высшая стадия развития - искусственный интеллект - это объективный процесс, это переход к новому технологическому укладу. Но, на мой взгляд, сегодня есть большая опасность превратить эту деятельность в кампанию, похожую на кампании по модернизации, инновационному развитию, нанотехноло-гиям. Вложим колоссальные средства и получим мизерный результат. Причем, как правило, государственные средства, так как ответственный бизнес будет вкладывать свои средства, только четко понимая конечный результат и уровень спроса на него.

Автоматизация или цифровизация, да и любая современная технология - это средство, которое может оказать значительную помощь человеку. Но это же средство при неразумном, избыточном применении, когда цифрой пытаются заменить все то, что может и должен делать только человек, принесет громадный вред людям и всему обществу. Главное в этой деятельности - это организация качественного взаимодействия людей и других экономических субъектов: между человеком и внешней средой, исполнителем услуги и клиентом, сотрудниками и руководителем организации, производителями и потребителями и т.п. Другими словами, при цифровизации этих процессов речь идет о минимизации издержек взаимодействия.

На практике люди часто сталкиваются с тем, что цифровизация не улучшает качества их жизни. Один из последних - это ситуация с почтой России. Развал ряда периферийных почтовых отделений и одновременно с этим запрос громадных средств на цифровую трансформацию. Прежде чем поднимать проблему цифровизации, надо было бы создать условия для качественной работы сотрудников. С позиции издержек взаимодействия необходимо было сначала устранить такие отрицательные трансакции как несоблюдение интересов человека, нарушение требований системного подхода, а также не исключено, что и оппортунистическое поведение руководства.

При цифровизации приоритет во всех случаях должен отдаваться содержательной проработке объекта взаимодействия, выявлению и устранению отрицательных трансакций. Если на первый план выдвигается техническая сторона цифровизации, то формализм и, как следствие, потеря качества здесь неизбежны. Нельзя поручать эту работу людям, которые не знают природу самой услуги и не несут никакой ответственности за ее качество. Даже если они являются большими специалистами в области современных технологий.

Несколько слов о проблеме дистанционного обучения и работы. Понятно, что уровень общения при этом падает. Растут объемы отрицательных трансакций, падает качество обучения, производительность труда, снижается удов-

летворенность учебой и работой. Очевидно, что даже в условиях пандемии необходимо при любой возможности уходить от дистанционного обучения и работы. А современные дистанционные обучающие технологии могут стать эффективным средством повышения качества очного обучения. Хорошо, что руководство страны это понимает.

Трудно, конечно, ожидать сегодня каких-то кардинальных перемен в росте экономики и качества жизни за прошедший период работы нового правительства. Во-первых, прошло слишком мало времени, а, во-вторых, этот период отягощен пандемией, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Нельзя также что-то определенное сказать и об экономической политике нового правительства, кроме того, что оно оперативно выполняет поручения Президента, не дает громких и пустых обещаний, чем нас пичкали все 30 лет. А если и обещает, то старается их выполнять.

Вместе с тем, хотелось бы понять, чем его работа будет отличаться от той, которая проводилась у нас 30 лет и не принесла успеха. Плохо то, что до сих пор не названы причины этого. Президент страны знает их, ведь, собственно, ради их устранения и менялось правительство. Однако, для такой страны как Россия с ее масштабами и еще не забытой административно-командной системой управления, этого недостаточно.

Люди за прошедшие годы многое поняли. Они видели, что происходило с промышленностью и качеством жизни, особенно в девяностые годы, и могут сопоставить это хотя бы с советским периодом. Они хотят знать, почему это происходило, какие и чьи действия не оправдали себя, что надо менять? Прежде всего, знать это должны чиновники федерального, регионального и местного управления. Тогда им будут понятны требования, предъявляемые сегодня к качеству их работы, тем более, что большинство из них остались на своих должностях с прежнего времени. Только в этом случае социально-экономическую политику в масштабах страны можно будет направить на улучшение жизни конкретного человека.

Продолжающееся игнорирование теории трансакционных издержек не позволит решить в полном объеме поставленную Президентом задачу создания механизмов устойчивого развития страны. Говорю об этом потому, что настораживающие факты в деятельности правительства есть. В частности, предложенный подход к маркированию лекарственных средств, не учел главного - интересов людей. Маркировку остановили, но реальный вред был нанесен. Не знаю, как анализировали этот процесс и анализировали ли его вообще, но факт остается фактом - не были устранены отрицательные трансакции в процессе организации движения лекарственных средств от их закупки или производства до аптек.

Думаю, негативную роль здесь, во многом, сыграло торможение этого процесса со стороны производителей и поставщиков лекарственных средств, так как они объективно не были заинтересованы в этом. Это означает, что разработчики не учли возможность появления отрицательных издержек, вызванных таким видами, как оппортунистическое поведение и несоблюдение интересов человека. Кроме того, перегружен как по времени, так и месту проведения был, по всей вероятности, такой вид издержек, как контроль.

Минимизация издержек взаимодействия позволила бы также рациональным образом выстраивать и административный аппарат. В этой связи, выполнение решения правительства по сокращению административного аппарата и улучшению обратной связи чиновников с гражданами без этого будет, как это было и раньше, носить во многом субъективный характер.

Конечно, когда Президент наводит порядок и устраняет очередной просчет государственных служащих или правительства в целом - это эффективное и оперативное регулирование экономики. Но просчет-то уже состоялся, и вред людям причинен, как было, например, с недавним ростом цен на основные продукты питания. Думаю, что в механизме ценообразования изначально была заложена такая отрицательная трансакция как оппортунистическое поведение бизнеса: необоснованный рост тарифов, недобросовестная конкуренция производителей и поставщиков, в том числе, зарубежных. А также нарушение системного подхода в действиях правительства по регулированию этого процесса рыночными методами, с соблюдением баланса спроса и предложения. Если бы этот механизм был проанализирован с позиции минимизации издержек взаимодействия, то данного просчета могло и не быть.

Предупреждение просчетов в экономике и качестве жизни человека является смыслом работы правительства. Есть и положительные факты. Ряд конкретных решений правительства направлены на снижение издержек взаимодействия между людьми и внешней средой. Среди них: справедливая индексация социальных пособий, корректировка требований к торговле восстановленным молоком и введение более гибкой для бизнеса процедуры его адаптации к новым нормативным требованиям. Эти, казалось бы, простые решения подтверждают искренность намерений правительства улучшать жизнь людей без громких слов.

Можно только приветствовать начатое новым правительством наведение порядка в лесном комплексе. Разработка необходимых законодательных мер и эффективный надзор за их соблюдением должны остановить эту бесхозяйственность. А создание у нас перерабатывающих производств в этой сфере будет хорошим вкладом в развитие реального производства и в наполнение нашего потребительского рынка конкурентоспособной отечественной продукцией. Кроме того, полученная на этих производствах добавленная стоимость даст ощутимый прирост производительности труда. Учитывая, что бизнес в этой сфере многие годы носил криминальный характер, сохраняется большая вероятность срыва поставленных задач. Необходима, на мой взгляд, организация независимой государственной экспертизы программ и проектов, которые будут разрабатываться в этих целях, а также содержательный надзор за их исполнением1 [5].

1 Версан В.Г. Игнорирование качества - идеологический просчет в экономической политике // Стандарты и качество. - М., 2020. - № 3.

Непонятно, что происходит с национальными проектами. Из более двадцати триллионов рублей, направленных на их реализацию, за прошедшие два года должно быть потрачено порядка одной их трети. Что произошло на самом деле, потрачены ли они, достигнуты ли промежуточные цели? Кто их выполнил, а кто нет? Была ли корректировка целей, сроков и выделяемых средств? Никакой информации. А между тем ряд из них, например, «Производительность труда и поддержка занятости» и «Демография», в части качественного и безопасного питания, изначально имели абстрактные, не проверяемые цели, и такие же мероприятия. [8].

Именно благодаря программному подходу в развитых странах, таких как Англия и Франция, с активной поддержкой населения были реализованы ряд крупных проектов. Они широко обсуждались на всех этапах и люди на местах видели реальную пользу от них. У нас по многим проектам ничего этого нет. Неужели с выполнением нацпроек-тов повторится та же ситуация, что произошла с федеральными программами, когда громадные средства были потрачены, а цели, во многом, так и не были достигнуты? Назвали программы проектами - этим все и ограничилось? Не хотелось бы этого.

Крайне актуальной для развития страны является проблема охраны окружающей среды и сбережения природных ресурсов. Она носит многоаспектный характер, в нее вовлечены практически все субъекты экономической деятельности, имеющие во многом не совпадающие интересы, а порой и прямо противоположные. Значительную роль в повышении эффективности управления этой деятельностью может и должна сыграть минимизация издержек взаимодействия.

Исходя из специфики этой деятельности и приоритетности задач, предложу некоторые виды издержек взаимодействия. К ним можно отнести издержки на:

- защиту прав собственности на природные ресурсы. Они связаны с функционированием судебной системы, органов правопорядка, надзора и т.п., а также с потерями от ненадежной защиты этих прав,

- предупреждение издержек из-за нарушения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также на компенсацию потерь здоровья, моральных и экономических потерь,

- поиск информации об эффективности использования природных ресурсов, в том числе вторичных, о загрязнении окружающей среды и т.д., а также возмещение расходов от потерь, вызванных отсутствием информации или ее недостоверностью,

- измерение, контроль и оценку качества использования ресурсов, токсичности вредных выбросов в окружающую среду и т.д.,

- блокирование оппортунистического поведения, включающего коррупцию и присвоение государственной собственности на природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, сокрытие этой информации, а также затраты на предупреждение этих потерь и компенсацию экономических, социальных и моральных потерь,

- предупреждение издержек из-за нарушения требований системного подхода при проведении природоохранных мероприятий. В том числе, на их предварительную экспертизу, а также на компенсацию потерь из-за недостижения поставленных целей, срыва сроков, коррупции и т.п.

Ситуация в этой сфере резко обострилась в связи с тем, что Европа установила повышенные требования к загрязнению окружающей среды (трансграничное углеродное регулирование). За этим стоят налоги, которые она собирается вводить в отношении российских производителей, генерирующих большие объемы парниковых газов. Им, естественно, предстоит принимать меры по защите своего бизнеса. Необходимые меры по стимулированию этих предприятий на исправление ситуации надо принимать и на рыночном уровне, повышать эффективность бизнеса в этой сфере.

В терминологии издержек взаимодействия необходимо минимизировать отрицательные трансакции, вызванные нарушением прав человека на благоприятную окружающую среду и требований системного подхода при защите государственной собственности на природные ресурсы.

Необходимо также противодействовать издержкам из-за оппортунистического поведения европейских производителей. Вообще-то говоря, действия их вполне оправданы - они ведь добились выполнения этих технических требований к охране окружающей среды и теперь могут диктовать свои условия. Это скорее оппортунистическое поведение наших властей, которые долгие годы, как всегда под флагом защиты предпринимательства, попустительствовали отравлению людей и окружающей среды. И только сейчас, с большим опозданием начали приниматься меры, в частности «Роснефтью», по углеродному регулированию.

Из изложенного видно, что проблем со снижением издержек взаимодействия у нас много. Можно сегодня наблюдать определенные подвижки в деле их снижения. Но это все фрагменты, так называемое ручное управление. Можно наказать, снять с работы одного, двух или тысячу чиновников, в масштабах страны это мало что даст. Необходима система действий в этой сфере. Проблема того стоит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже говорилось, минимизация издержек взаимодействия людей и других экономических субъектов в сфере науки, производства, потребления и культуры между собой и с внешней средой - это эффективное направление повышения качества жизни и роста экономики. Для внедрения этого в практику управления нашей социальной и экономической деятельностью, а также менеджмента производства продукции и оказания услуг необходимо использовать в полном объеме как зарубежный опыт, так и уже накопленный позитивный опыт наших предприятий и организаций. Выскажу некоторые рекомендации по его организации.

На уровне предприятий и организаций в зависимости от их профиля целесообразно внедрять различные системы менеджмента. В тех случаях, когда нужен углубленный анализ определенных видов издержек, должен применяться изложенный выше подход к их минимизации.

На рыночном уровне опыт системного управления в настоящее время отсутствует. В советское время такие попытки предпринимались. На основе Комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП), были разработаны принципы Единой государственной системы управления качеством продукции, а также положение о региональных системах управления. Приняты они не были. Предпринимались попытки внедрять стандарты ИСО серии 9000 в федеральных органах исполнительной власти уже в новой России. Ряд из них внедряли систему, в том числе, Минэкономразвития. Делалось это формально - системы не работали.

Для минимизации издержек взаимодействия на рыночном уровне целесообразно установить правила и процедуры работы для чиновников всех уровней, аналогичные изложенным в стандартах ИСО серии 9000. Большинство требований, которые сегодня предъявляются к качеству их работы, установлены в этих стандартах. Приведу для подтверждения этого только две выдержки из них:

- лидеры на всех уровнях обеспечивают единство целей деятельности организации и создают условия, в которых работники взаимодействуют для достижения целей в области качества,

- для того чтобы эффективно и результативно управлять организацией, важно уважать работников на всех ее уровнях. Признание, наделение полномочиями и поощрение навыков и знаний способствуют взаимодействию работников для достижения целей организации.

Отмечу, что выполнение всех установленных требований стандартов в соответствии с установленными в них процедурами, проверяется регулярно как в процессе внутреннего аудита, так и аудита независимыми экспертами.

Вместе с тем, кардинальное, на мой взгляд, решение для повышения эффективности управления на рыночном уровне - это разработка специальных стандартов на интегрированные системы управления, базирующиеся на процессном подходе и отражающие все аспекты деятельности, а не только качество.

Для того, чтобы не превратить эту деятельность в очередную кампанию, необходимо организовать в стране широкое разъяснение сути этой управленческой культуры на всех уровнях управления. Не так много, как хотелось бы, но квалифицированные консультанты и менеджеры в России есть. Они способны на первом этапе организовать обучение специалистов предприятий, организаций и органов управления. Необходимо организовать в стране независимый аудит внедрения систем. Было бы целесообразно также стимулировать деятельность предприятий и организаций в этой области: льготные кредиты и налоги, государственные заказы и т.п., а также моральная, информационная и рекламная поддержка. Для органов власти хорошим стимулом будет принятие административных мер по подчиненности в случаях формального подхода к внедрению систем. Другого пути просто нет.

Заключение

Поддерживаю действия властей по обеспечению суверенитета страны и эффективности вооруженных сил для защиты от внешних посягательств. Но не могу согласиться с тем, что происходит в экономике. Можно ссылаться на мировой кризис, санкции, пандемию и другие проблемы, тормозящие ее развитие, но факт остается фактом - темпы ее роста, несмотря на нефть и газ, оставались низкими все 30 лет.

Высокие темпы роста экономики - это конкурентоспособность страны на мировой арене, это ее авторитет в мире и привлекательность для других стран. Америка обладает высоким авторитетом не как самое демократическое государство, демократии в классическом ее понимании и свободы слова там нет, а благодаря своей мощной и устойчивой экономике. И это крайне привлекательный аргумент для других стран, в том числе, бывших стран СССР.

Очевидно, что в условиях нарастания конфронтации с Западом будет все сложнее добиваться необходимого роста экономики и уровня жизни. Укрепление обороноспособности страны, даже если мы не будем втягиваться в гонку вооружения, без роста экономики неизбежно будет происходить за счет реального сектора экономики и качества жизни. И здесь дело не только в необходимости выработки новой экономической модели. Надо усилить организационную составляющую управления экономикой с акцентом на развитие реального ее сектора и научиться, прежде всего, эффективно использовать в этих целях имеющиеся у нас громадные ресурсы. Минимизация издержек взаимодействия - это продвижение в сторону становления сильной и стабильной экономики с высоким уровнем жизни каждого человека. На эту деятельность должны быть сегодня ориентированы социальные институты и институты развития.

В последние годы на различных дискуссионных площадках поднимается вопрос, что может сегодня для всех нас являться национальной идеей. Что привело нашу страну к победе над фашизмом? Именно консолидация народа. Достижения в космосе и обороноспособности объясняются этим же. Другой, конечно, не такой масштабный, но поучительный пример из недавнего прошлого. Это успехи в экономике, когда правительство возглавил Евгений Максимович Примаков. Ему за год на основе консолидации здоровых сил удалось добиться такого роста экономики, какого за все годы не смогли добиться наши реформаторы. Главный мотив его действий - не прибыль любой ценой, а повышение конкурентоспособности страны и качества жизни людей. Это очень не понравилось тогда нашим олигархам и реформаторам.

Если объективно оценивать обстановку в стране, то необходимо сказать, что после тридцатилетнего идеологического правления либералов наше общество сегодня во многом разобщено. Ведь не секрет, что определенной части бизнесменов, высокопоставленных чиновников, общественных деятелей и интеллигенции, из того же либерального сообщества, суверенная Россия просто не нужна.

Много также несправедливости в нашей жизни. И люди это видят. Достаточно сказать только о социальном неравенстве, уровень которого у нас значительно выше, чем во многих странах. Количество бедных не уменьшается. Думаю, именно это будут использовать в качестве «мягкой» силы наши оппоненты из-за рубежа и, прежде всего, при работе с молодежью.

За прошедшие годы негатива было столько, что большая часть населения не верит чиновникам. Ситуация при новом правительстве, судя по всему будет выравниваться, но для ощутимого перелома потребуется немало усилий и времени. Все будет зависеть от того, сможет ли оно практическими делами доказать, что его политика в отношении развития реального производства и улучшения качества жизни не вообще людей, а каждого конкретного человека, будет качественно отличаться от политики предшественников1. Об этом сегодня много говорится, но в масштабах страны пока продвижения нет.

В эти годы страна почувствовала острую потребность во взаимодействии и для борьбы с пандемией. И Россия опережает многие страны по результатам противодействия ей. Но здесь не все однозначно. Много позитивных примеров: героическая и бескорыстная работа большинства медицинских работников, во многом сохраненная с советских времен система здравоохранения, создание и организация производства качественных вакцин от СОУГО-19.

С другой стороны, были проблемы с качеством и безопасностью средств индивидуальной зашиты. С их использованием на практике. В тяжелом положении находятся заболевшие люди, особенно пожилые и одинокие, лечение которых происходит на дому. Требования к ним относительно самоизоляции прямо-таки драконовские, и не все могут по разным причинам выполнить их самостоятельно. Помощь практически не оказывается, а за нарушение - штраф. Много формализма при получении всевозможных справок по поводу коронавируса.

Говоря о консолидации, не могу не сказать о Китае. Очевидно, что его внушительные успехи в развитии экономики, в противодействии пандемии, в освоении космоса и других сферах объясняются способностью консолидироваться для достижения поставленных целей.

Эффективное взаимодействие людей, экономических субъектов и органов власти - это ключевой вопрос для консолидации общества2. Но не абстрактной консолидации, а консолидации, подчиненной достижению единой цели -обеспечение благосостояния людей и сохранение России. Тогда же отпадут и все те, кто сегодня противостоит этому. Свое слово здесь может и должна сказать теория трансакционных издержек.

Именно консолидация должна стать нашей национальной идеей на данном этапе.

1 Примаков Е.М. Встречи на перекрестках. - М.: Центрполиграф, 2016; Версан В.Г. Кто и как остановил в новой России переход к инновационной экономике? Причины и мотивы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. - № 25.

2 Примаков Е.М. Встречи на перекрестках. - М.: Центрполиграф, 2016; Версан В.Г. Деловая среда и качество - основа консолидации общества для ускорения темпов развития экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.