МИНИМИЗАЦИЯ ПЛАСТИКО-УПАКОВОЧНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
ТБО-ПОТОКОВ
И.В. Гордин, д-р техн. наук, профессор В.В. Лучшева, канд. экон. наук А.В. Новожилов, мл. науч. сотр. А.В. Чередниченко,_мл. науч. сотр. Институт программных систем РАН (Россия, г. Переславль-Залесский)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10359
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №19-010-00096).
Аннотация. Дана характеристика пластико-упаковочной составляющей загрязнения окружающей среды. Оценена эколого-экономическая эффективность кампании по сокращению использования пластиковых пакетов, бесплатно распространяемых торговыми сетями.
Ключевые слова: экономика, сокращение пластиковых отходов, экологическая эффективность мероприятий.
Восприятие бытового использования пластмасс, как одного из замечательных и безусловных достижений цивилизацион-ного комфорта, стало одним из наиболее опасных направлений игнорирования экологических угроз [1, 2]. Экологический и экономический ущерб этого игнорирования непрерывно нарастают [3, 4]. Из 9 млрд.тонн пластиковых отходов, ежегодно образующихся на планете, сегодня перерабатывается лишь 9%, а остающиеся накапливаются на свалках (где сгорая, разлагаясь, фильтруясь в почву, загрязняют атмосферу и грунтовые воды), или сбрасываются в океан (где масса плавающего и осевшего пластикового мусора приближается к массе рыбопромысловой популяции). Проблема пластикового мусора с середины прошлого века встала на экологическую повестку цивилизации с констатацией катастрофически медленной кинетики самоочищения почвы и воды от этого загрязнения: 50-100 лет разложения на открытом воздухе и 300-400 лет в почве.
Нарастающую для общества массового потребления опасность представляет непрерывно увеличивающаяся лавина упаковочных, в основной массе полиэтиленовых, материалов. В попытке остановить эту лавину в 60 странах мира с 2019 года
запрещено использование пластиковых пакетов в супермаркетах. В развитых странах привычка ходить в магазин с собственной сумкой уже стала хорошим тоном, но в России тенденция только зарождается. Это направление экологизации последовательно реализует проект «Ноль отходов» российского Greenpeace. Надо отметить, что в торговых сетях новая кампания не встретила непонимания, поскольку здесь достаточно высока экологическая культура обращения с «входным» упаковочным материалом, в котором оптовые партии товаров доставляются на склады магазинов.
Структурируем проблему по потокам генерации потенциальных отходов на «выходе» магазина и конечным мусорным потокам. Ограничиваясь сферой упаковки только продуктов питания, перечислим три основных этапа обращения населения к пластиковой упаковке:
1. Заводская пластиковая упаковка твёрдых и жидких продуктов. Не более 12% массы этих упаковок находит впоследствии более-менее долговременное применение в домашнем хозяйстве в качестве удобной бытовой тары. Остальная масса сразу же идёт в мусоропроводы много-
этажной застройки и в дворовые контейнеры с самовыносом из квартир.
2. Собственноручная упаковка покупателями ряда продуктов (овощей, фруктов, рыбы и др.) в тонкие полиэтиленовые пакеты среднего и малого размера непосредственно в торговом зале. В последние годы отлажена рулонная поставка этих пакетов во все продовольственные магазины.
3. Упаковка купленных товаров в большие и прочные пластиковые пакеты на кассе. Здесь распространены варианты, как платы за пакеты, так и бесплатная раздача этой удобной тары с целью предоставления покупателю дополнительных удобств и визуальном информирования о базовых преимуществах и отдельных акциях торговой сети.
Экологизация упаковочной сферы началась с третьей группы пластика. С октября 2018 г. все крупные российские розничные сети, присоединяясь к инициированной Greenpeace кампании «Порви с пакетом!». В каждой сети проявилась своя организационная специфика, но результатом везде стало резкое сокращение рассматриваемой составляющей ТБО.
Так, в магазинах «ВкусВилл» запустили акцию «Сумки вместо пакетов» в следующем формате. Раньше при покупке от 500 руб. магазины выдавали пакеты бесплатно, а до 500 руб. пакет стоил 1 и 2 руб. в зависимости от размера. Теперь маленький пакет стоит 3 руб., большой - 5 руб., вне зависимости от суммы покупки. За месяц количество пакетов, которые получили покупатели сети, заметно снизилось: с 5,5 млн. до 3,4 млн. За этот месяц 57 тысяч человек сделали выбор в пользу многоразовой сумки из спанбонда (продажи сумок выросли в 10 раз). Те, кто купил многоразовую сумку и не взял ни одного пакета в течение месяца (а это 14781 человек), получили стоимость сумки в виде бонусов на карту лояльности «Давайте дружить!». Спанбонд тоже является пластиком, но эту тару можно использовать много раз, а затем сдать на утилизацию (сетью запланирован проект по сбору сумок и пакетов для последующей переработки). Ассортимент многоразовой тары расширяется: в продаже появились хлопковые сумки, сумки из
спанбонда с рисунком, сумки, которые сворачиваются в маленький кошелёк, специальные мешочки для овощей-фруктов. Даже в условиях активного роста числа магазинов оборот пакетов в сети стал ниже на 23%.
Ранее из магазинов «Азбуки Вкуса» клиенты уносили 7 млн. пакетов в месяц. По расчётам экологических контролёров эти пакеты становились мусором в среднем через 12 минут. За 2 месяца действия программы количество выносимых пластиковых пакетов снизилось в среднем с 60 тонн до 24 тонн в месяц. Теперь клиенты сети могут решить, покупать ли каждый раз новый пластиковый пакет или выбрать многоразовую альтернативу: картонные коробки, многоразовые сумки из спанбонда, ткани или джута.
В сети «Ашан», отказавшейся от бесплатных пластиковых пакетов в ноябре 2017 года, говорят о двукратном падении спроса на них. Как мы уже отмечали, прежде «Азбука» раздавала в месяц 7 млн. бесплатных пластиковых пакетов, у «Ашана» масштабы их реализации гораздо больше. Точных данных о том, сколько пакетов раздавалось, в «Ашане», нет, но можно предположить, что это были десятки миллионов штук в месяц.
Реакция покупателей на рассматриваемые действия супермаркетов неоднозначна. Некоторые восприняли отмену бесплатных пакетов как очередной приём торговых сетей экономить на своих клиентах, а кто-то посчитал принимаемые меры экологически неэффективными. В то же время многие справедливо посчитали, что с чего-то начинать надо.
В экономическом аспекте не вызывает сомнений, что, супермаркеты, действительно, получают доход от продажи пакетов, которые раньше раздавали бесплатно. К этому надо добавить, что сокращение объёма реализации пластиковой тары сокращает экологические штрафы. Уже в более чем 40 странах введены штрафы, налоги или пошлины на разные виды пластиковых пакетов. К этой программе экологического контроля присоединяется и Рос-природнадзор. В то же время тактика бесплатного распространения пакетов вводи-
лась также из экономических соображений, преследуя цели удобства покупок, привлекающих население именно в данную сеть, рекламы сетевых акций. Т.е. надо говорить и об убытках ретейла из-за ограничений рекламы. В экономическом плане важно также отметить, что многие сети демонстративно направляют доход от продажи пакетов на собственные экологические и социальные проекты. К примеру, «Азбука Вкуса» заявляет, что будет использовать заработанные на пакетах средства для реализации своей экопрограммы: сокращения количества одноразовой упаковки и создания инфраструктуры для раздельного сбора мусора рядом с магазинами. «ВкусВилл» также продекларировал, что будет направлять все доходы от продажи пакетов на экологические проекты.
Если говорить об экологическом эффекте рассматриваемой программы, то здесь остаётся много дискуссионного. По оценкам Greenpeace в России после запрета на бесплатную раздачу пластиковых пакетов, покупать их в торговых сетях будут меньше на 40% или на 34 млн. штук ежемесячно, а, значит, порядка 400 тонн пластиковых отходов не окажутся на полигонах и не будут отравлять окружающую среду. Понимая, что такие масштабы сокращения пластико-упаковочной составляющей ТБО-потоков мало что меняют в балансе загрязнения, Greenpeace, проводя кампанию «Порви с пакетом!», одновременно приступил к следующему этапу экологизации торговли, призывая ритей-леров к разворачиванию кампании «Пакет? - Спасибо, нет!», направленной на полный отказ от пластиковых пакетов на кассе супермаркетов. Но уже эта инициатива, скромно не переступающая узких границ «не отходя от кассы», встречает явное отторжение со стороны торговых сетей. И за этим никак нельзя видеть только теряемую выгоду от продажи пакетов, речь идёт о более широкой экономике, о
приобретения удобной, функционально необходимой тары в случае, когда у человека не оказалось с собой другой возможности транспортировки продуктов.
Ещё большие технологические и психологические сложности возникают при попытках минимизации использования бесплатных малоразмерных упаковочных пакетов непосредственно в торговом зале. Эта вторая группа упаковок особенно опасна тем, что находит затем массовое применение в домашнем хозяйстве для бессистемного миксирования и герметичной упаковки любых видов ТБО вперемежку с пищевыми отходами. Такое повторное использование упаковок создаёт труднопреодолимые сложности при мусо-росортировке, при переработке исходно сухих ТБО, и принципиально меняет кинетику разложения ТБО на свалках и полигонах. Процессы биоразложения смещаются от аэробного окисления к анаэробному метановому брожению с повышенным выходом токсичного свалочного газа и повышенной токсикацией грунтовых вод.
Чтобы добиться экологически значимого сокращения пластико-упаковочных потоков ТБО, предприятиям пищевой промышленности и ретейлерам предстоит кардинально изменить свой подход к упаковке продуктов питания, предоставить своим покупателям удобные системы использования многоразовой тары. И ничего фантастического на многих направлениях этой оптимизации нет (в частности, в отношении упаковок первой группы), достаточно вспомнить отечественный опыт повторного использования и экологически чистой утилизации стеклянной или кар-тонно-бумажной тары. Поскольку этот опыт искоренён из сознания населения антиэкологическими интересами рыночной экономики, возрождение и развитие оптимальных технологий логично организовывать с привлечением общественности и НКО природоохранного профиля [5, 6].
сохранении для покупателей возможности
Библиографический список
1. Гордин И.В. Игнорирование экологических угроз. - М.: Физматлит, 2007. - 120 с.
2. Гордин И.В. Современная динамика загрязнения окружающей среды // Экономика природопользования. - 2003. - №2 - С. 59-64.
3. Рюмина Е.В. Количественные сопоставления природоохранных затрат и ущерба от загрязнения // Экономика природопользования. - 2008. - №4. - С. 39-46.
4. Рюмина Е.В. Экономический ущерб от экологических нарушений и качество жизни населения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2018. - №9.
5. Гордин И.В. Стимулирование взаимодействия НКО с местными администрациями // Материалы 18-го симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». -М.: ЦЭМИ. 2017, С. 28-30.
6. Гордин И.В. Оптимизация взаимодействия государства и бизнеса с НКО в инфраструктурном строительстве // Управление экономическими системами: электронный журнал. - 2018. - №8.
MINIMIZING PLASTIC PACKAGING COMPONENT OF SOLID WASTE STREAMS
I.V. Gordin, doctor of technical sciences, professor
V.V. Luchsheva, candidate of economic sciences, associate professor
A.V. Novozhilov, junior research
A.V. Cherednichenko, junior research
Program Systems Institute of RAS
(Russia, Pereslavl-Zalessky)
Abstract. The characteristic of plastic-packing component of environmental pollution is given. The ecological and economic efficiency of the campaign to reduce the use of plastic bags distributed free of charge by retail chains was evaluated.
Keywords: economy, reduction of plastic waste, environmental efficiency of activities.