Минералогический букет Mineralogical bouquet
Владимир Викторович ФИЛАТОВ*
Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г Столетовых, Россия, Владимир
Vladimir Viktorovich FILATOV*
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia
Аннотация
В 2025 году исполнится 300 лет с того момента, когда Василий Никитич Татищев заключил в Стокгольме договор с поручиком Христианом Рефом о создании в Екатеринбурге мастерской по обучению в ней уральцев камнерезному искусству. С этого времени на Урале начала развиваться новая отрасль горного дела - художественная обработка камня и Екатеринбург постепенно стал мировым центром камнерезного и ювелирного искусства. У этого вида прикладного искусства много жанров. Мастера одного из них именуют себя горочниками, т. е. специалистами по изготовлению минералогических коллекций в виде горок. Идея создания минералогических горок принадлежит французскому художнику Б. О. Демайи. Уральские мастера развили этот жанр камнерезного искусства, создав уникальные образцы каменных горок. Выдающимся мастером-горочником был известный уральский камнерез и художник А. К. Денисов-Уральский, каменные горки которого хранятся во многих музеях России и мира.
Ключевые слова: камнерезное искусство Урала, каменные горки, Б. О. Демайи, А. К. Денисов-Уральский.
Abstract
It will be 300 years in 2025 from the time when Vasily Nikitich Tatishchev signed an agreement in Stockholm with Lieutenant Christian Ref on the creation of a workshop for teaching Uralians in stone-cutting skill in Ekaterinburg. Since that time, a new direction of mining began to develop in the Urals - artistic stone processing, and Ekaterinburg gradually became the world center of stone-cutting proficiency and jewelry. This kind of applied art has many genres. The masters of one of them call themselves gorochniki, that is, experts in the production of mineralogical collections in the form of slides. The idea of creating mineralogical slides belongs to the French artist B. O. Demailly. Ural craftsmen developed this genre of stone-cutting proficiency, creating unique samples of stone slides. The famous Ural stone cutter and artist A. K. Denisov-Uralsky, whose stone slides are kept in many museums of Russia and the world, was an outstanding master, gorochik.
Keywords: stone-cutting proficiency of the Urals, stone slides, B. O. Demailly, A. K. Denisov-Uralsky.
В народе с иронией говорят: богач на деньги, а голь на выдумку хитры. В истории, которую я расскажу, выдумщиком стала не голь перекатная, а французский художник и предприниматель Бер-наб Огюст Демайи (или Демальи). Кто, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью проложил ему дорогу к дальнему подножию трона российской императрицы, неизвестно. В 1777-1778 гг. он как будто бы работал в Париже по заказу Екатерины II над большим письменным прибором из золоченой и платиновой бронзы с эмалевыми миниатюрами. Потом якобы отправился в Россию. Но в Россию он ехал что-то очень долго. Почти пять лет и приехал только в 1783 г. как гость императрицы. Поэтому и принимаем был столичными и провинциальными чиновниками с пиететом в качестве «профессора французской науки».
Зачем приехал Демайи в Россию? За тем же, зачем приезжали и до него, и после него многие другие европейцы его склада ума и характера. Чтобы побыстрее разбогатеть в одночасье, пользуясь связями, продажностью чиновников и своей пронырливостью. Осведомленный о том, как богат Урал цветными, поделочными и драгоценными
камнями, Демайи решил открыть в Екатеринбурге частное камнерезное предприятие с училищем, в котором бы обучали рисованию и скульптуре.
Текст своего проекта, написанный на французском языке и состоявший всего из шести пунктов, он представил пермскому и тобольскому генерал-губернатору Евгению Петровичу Кашкину (1737-1796), в ведении которого находилась Екатеринбургская гранильная фабрика. Демайи имел пока скромное «намерение к размножению работ из мрамора и крепкого рода каменьев, обретенных в окрестностях Екатеринбурга и в других местах в пользу общественную, а впоследствии и в выпуске (камнерезных изделий. - В. Ф.) в чужие края» [1].
Евгений Петрович Кашкин [2, 3], происходивший из старинного дворянского рода, был чиновником высокого ранга - генерал-аншефом, по развитию, образованию и интеллекту умен, опытен и дипломатичен. До того, как в 1780 г. стать генерал-губернатором, он окончил сухопутный Шляхетский корпус, отличился в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг., был одним из создателей военной флотилии на Дунае, в разное время управлял Ярославской и Вологодской, Тульской и Калужской губерниями.
ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕНТЯБРЬ 2020 | ВЫПУСК 3(59) 195
Фото 1. Рудная горка. Ноябрь 1728 г. Нижний Тагил.
Поэтому ментальность и намерения «профессора» из Парижа были для него прозрачны. К французу, полагал он, необходимо было отнестись внимательно и заинтересованно, но в то же время обоснованно дать от ворот поворот, учитывая, под чьим высоким патронатом тот находился, чтобы не попасть ненароком в опалу к императрице.
Государственник Кашкин, блюдя интересы казны, счел проект Демайи «полезным для общества», но невозможным для исполнения, сославшись при этом на нехватку рабочей силы, и предложил Демайи возглавить «ныне имеющуюся фабрику (т. е. ЕГФ. - В. Ф.) со всеми мастеровыми с таким, однако, предписанием: чтобы казенные работы были предпочтительно выполнены, а затем остающееся праздное время мастеровые могли бы употребить на пользу общественную». А контроль по расходованию казенных средств на нужды казенного же производства по-прежнему должен был производиться казенной палатой. Расширение же камнерезного производства, по мнению Кашкина, возможно было осуществить только за счет ссуды, которая со временем, естественно, должна быть возвращена в казну. Относительно учреждения училища губернатор считал, что уже в имеющейся при гранильной фабрике школе можно организовать два класса, а если в будущем фабрика «получит достаточную знаменитость», то на ней «с удовольствием станут работать выпускники (Императорской. - В. Ф.) Академии художеств» [1].
Ни одна из рекомендации Кашкина Демайи, конечно, не устроила, и потому проект его не был осуществлен. Но француз все же не остался в накладе. В 1785 г. в Санкт-Петербург из Горнощитского мраморного завода экспедиции
мраморной ломки и прииска цветных камней в числе 994 предметов было отправлено 22 столовые доски из разного мрамора для «профессора Демальи французской науки». Кроме этого императрица подарила ему еще 6 ваз и 10 столешниц [1].
Неплохой подарок. Поистине царский. Что и говорить! А главное, за что? Может быть, потому и царский, что ни за что. В этом подарке заключена необъяснимая причина прихоти императрицы, как, впрочем, и любого другого помазанника божия: он мог ни за что миловать, мог ни за что и живота лишить.
На этом история с неудачным для француза вояжем в Россию могла бы и закончиться, если бы генерал-губернатор не смилостивился и не распорядился принять к исполнению «пирамиду» по рисунку Демайи в виде «собрания коллекции проб (т. е. различных минералов. - В. Ф.)». Через год мастер В. О. Коковин сделал более чем из двухсот пород необработанных цветных камней «пирамиду», которую в июле 1786 г. Кашкин отправил императрице на смотрины, сопроводив «пирамиду» описью минералов «на голландской бумаге в золотом обрезе» с названиями месторождений, из которых они были взяты. Смотрины удались. «Пирамида» императрице очень понравилась, и она распорядилась установить ее в своей спальне. Со временем «пирамида» стала диковинным экспонатом в Государственном Эрмитаже [4].
Что собой представляет «пирамида»? Это грот-фонтан; в нижней части грота лежит пластина халцедона, имитирующая водоем, из которого «бьют» четыре аквамариновые струи, падающие в чаши из светло серого
Фото 2. Рудная горка.
гранита. По мнению искусствоведа Н. М. Мавродиной, это произведение камнерезного искусства интересно «как характерный памятник эпохи, для которой все необычное, редкое, представляющее познавательную ценность, было предметом особого внимания» [4].
О гроте следует сказать особо. Со времени создания первой горки грот в ее композиции стал узаконенным элементом, так сказать, изюминкой, контрапунктом. Горка без грота или даже без нескольких гротов не делалась. Такая горка без грота, пользуясь словами Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980), была бы все равно что «свадьба без цветов».
Таким образом, «пирамида» Демайи и стала в будущем предтечей десятков тысяч разнообразнейших минералогических горок, выполненных уральскими мастерами-камнерезами в Х1Х-начале XX в. Правда, с одним «но». Это «но» касается исторической приоритетности пирамиды.
Почти шестьюдесятью годами ранее, а именно в 1728 г., по Европе путешествовал Акинфий Никитич Демидов (1647-1745). Вероятно, в одном из германских городов в Саксонии, так, по крайней мере, свидетельствует молва, как морская волна, он заказал рудную горку из меди. Она представляет полое полушарие, напоминающее шапку Мономаха. На вершине полушария-шапки у отверстия, имитирующего спуск в шахту, были вороток и фигурка рудокопа в одежде немецкого горняка (вороток и фигурка уже давно утрачены; видны лишь отверстия, благодаря которым они крепились к горке). Фигурка
второго рудокопа находится внутри горки; возле ног фигурки горняка изображена стилизованная кучка отбитой руды. На внешней поверхности горки в четыре яруса расположены пронумерованные гнезда-касты, в которые вставлены образцы медных и железных руд (некоторые образцы тоже утеряны) месторождений Среднего Урала и Алтая. Названия месторождений и их номера выгравированы на пластинках, опоясывающих основание горки. На одной из таких пластинок выгравирован следующий пояснительный текст: «Сия гора содержит медные и железные руды, которые в ведомстве господина дворянина Акинфия Демидова, лежащие при Сибирских его заводах. Сделана в ноябре 1728 год». Эта горка давно уже хранится в г. Нижнем Тагиле в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал».
Между «пирамидой» Демайи и рудной горкой Демидова никакой связи, разумеется, нет. Демайи вряд ли даже знал о ней. Но небезынтересно то, что одна и та же идея представить собрания минералов в виде горки-пирамиды пришла в головы и немецкому ремесленнику(?), и французскому художнику. Люди нередко мыслят одинаково. Поэтому начало истории изготовления минералогических горок можно относить в равной мере и к 1728, и к 1785 г. Кому как нравится.
Новый вид камнерезного искусства где родился, только там и пригодился, т. е. на Урале. Нигде больше в нашей стране - и не только в стране, но и в мире - каменные горки не делали и не делают. Местные камнерезы создали и технологию изготовления горок, и определили
их эстетику или каноны, по которым они должны были создаваться.
«Тут правила есть,- рассказывал один из известнейших мастер-горочников Дмитрий Кузьмич Кубин (18831959) [5],- которых должен придерживаться мастер. Первое правило - камень в горке должен лежать не боком, а так, чтобы зритель видел кристаллизацию камня, чтобы человек наглядно понял разницу между, скажем, кристаллизацией топаза и аметиста. Второе правило - горка должна быть ближе к природе, то есть сочетание цветов и пород должно быть такое, какое бывает в природе, не выдуманное, а настоящее. И третье правило - это расцветка. Горка не должна быть серой. Она должна быть цветастой, яркой, радостной» [6], веселить глаз и бодрить душу.
Вот и все. Куда уж, кажется, проще. Бери камни, да складывай их в виде пирамидки. Но не зря в народе говорят: одна мучка, да не одни ручки; всяк спляшет, да не как скоморох. Это и имел в виду Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912), характеризуя мастеров, занимавшихся изготовлением горок: «Здесь есть своя аристократия, где требуется кроме знания и подготовки еще вкус, изящество и своего рода творчество. Знания и техника передаются из поколения в поколение. Запас технических знаний очень невелик, а если что вырабатывается до изумительной тонкости, то это глаз и рука» [7].
Фото 3. Горочник Д. К. Кубин.
Фото 4. Минералогическая горка. МИКЮИ. Артель «Цветные камни». 1927 г. Екатеринбург.
Но неужели в искусстве изготовления горок не было никакой тайны и секрета? Конечно, был. Но какой? Им поделился тот же Кубин: «Вы задумали идею. Ваша фантазия приказывает сделать вот так. Вы сделали скелет (горки. -В. Ф.). Берете в руки кристаллы. Притесываете их, подгоняете. И вдруг оказалось, что материал не может выразить ту фантазию, которую вы задумали. Он выражает другую. А для другой надо другую горку делать. Другой формы. Иногда приходится менять даже самый скелет горки» [6]. Вот они, вечные муки творчества истинного мастера, а не ремесленника. Зато руки мастера творили на века, а руки ремесленника - на сиюминутную потеху.
Сочетание этих качеств было присуще не всем камнерезам. Поэтому, хотя к концу XIX в. изготовление горок в Екатеринбурге входило в число десяти основных видов камнерезного дела, подлинных мастеров-горочников было немного, а точнее, единицы, и первенствовал среди них Алексей Кузьмич Денисов-Уральский (1864-1926), который постиг мастерство изготовления горок у отца и довел его до совершенства [8].
Дебют Алексея Кузьмича состоялся в 1882 г., когда он представил в Москве на Всероссийской художественно-промышленной выставке одно из первых своих творений, получившее благосклонное внимание посетителей и почетный отзыв оргкомитета: «... Коллекция
\Д АСТЕР свердловской куст-промартели «Цветные камни» тов. Д. К. КУБИН для Всемирной парижской выставки изготовил горку из драгоценных камней. На снчм. ке: тов. Кубин с изготовленной им
Фото И. ЗИРИТГР А
орде
г. Денисова,- писал один из репортеров,- сгруппированная в виде горки с гротом, заключает в себе прекрасное собрание минералов, встречающихся на Урале, и представляет наглядное залегание ... коренных пород хребта Уральского» [9].
О «наглядном залегании коренных пород» репортер самонадеянно нафантазировал. А вот «прекрасное собрание минералов» соответствует действительности, и любой им может полюбоваться в Минералогическом музее Пермского государственного научно-исследовательского университета, где находится эта горка.
Сохранились еще три горки Денисова-Уральского. Одна хранится в Горном музее Санкт-Петербургского горного университета. Вторая - в Минералогическом музее им. А. В. Сидорова в Иркутском научно-исследовательском государственном техническом университете. Эта горка, пожалуй, самая необычная по форме. Она двухвершинная, и в каждой вершине сделан грот. Горка была подарена сыном декабриста Н. А. Бестужева (1791-1855) А. Н. Старцевым (1841-1900) золотопромышленнику и одному из основателей горного школы в г. Иркутске П. Д. Трапезникову [8]. Третья находится в Минералогическом музее РАН им. А. Е. Ферсмана. Эта, пожалуй, самая изящная из всех виденных мною; ее основание представляет собой малахитовую мозаику; горка украшена двумя великолепными аметистами, а проем в ней закрыт полупрозрачной пластинкой гипса-селенита золотисто-медового цвета.
Если первоначально камнерезы-горочники делали акцент на декоративности своих изделий, то, начиная со второй половины XIX в., горки как предмет украшения
интерьера приобрели познавательное значение в связи с возросшим, правда, не очень глубоким интересом прежде всего образованных людей к научному знанию. Горки на время стали рассматриваться как яркая, эффектная, нетривиальная форма минералогической коллекции в противовес монотонному однообразию закрытых лотков, коробок и ящиков с этикетками.
Именно в таком качестве посетители разглядывали, любовались и оценивали горки и на выставке в Москве в 1882 г., и на Сибирско-Уральской научно-промышленной вставке в 1887 г. в Екатеринбурге, и на грандиозной Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 г. в Нижнем Новгороде [10], и на многих других отечественных и зарубежных выставках.
Впечатление об одной из горок Денисова-Уральского, увиденной 5 марта 1916 г. Ваней Ефремовым (1907-1972), оказалось таким эмоционально сильным, что выдающийся геолог и писатель-фантаст пронес его через всю жизнь и запечатлел в романе «Лезвие бритвы». Память «зачарованного мальчишки», как вспоминал о себе Иван Антонович, сохранила картины того, как «.различные куски красивых горных пород . образуют модель заостренной скалы с глубокой пещеркой у подножия, иногда несколькими. Игольчатые кристаллы берилла, турмалина, а то и просто наколотые столбики отдельностей гипса-селенита изображают сталактиты в сводах пещерок. В глубине сверкают щетки мелких кристаллов горного хрусталя, аметиста, топаза или синего корунда. Уступы «скалы» украшены искусным подбором полированных кусочков агата, малахита, лазурита, красного железняка, амазони-та. Кое-где вклеены черные зеркальца биотита, а в стенках
Фото 6. А.К. Денисов-Уральский. Каменная горка. СПбГУ.
Фото 7. А.К. Денисов-Уральский. Каменная горка. Иркутск.
«пещер» блестят, подсвечивая, прозрачные камни, листочки белой слюды-мусковита или цинвальдита» [11].
На Нижегородской выставке в художественно-промышленном отделе экспонировалась гигантская горка размером 4,27 х 3,65 х 3, 55 м, сделанная в Екатеринбурге мастером Императорской гранильной фабрики Д. К. Ку-биным. На выступах горки были расставлены вазы, детали иконостаса храма Спаса-на-Крови, барельеф императора Александра III, образцы различных поделочных камней, фигура орла из селенита и много других камнерезных изысков. В гроте горки была поставлена фигура горняка в полный рост [10].
Участник Нижегородской выставки главный начальник Уральского горного управления П. П. Боклевский (1851-после 1912 г.), оценивая экспонаты горной части отдела, отдал должное и горкам, написав о них, что «переход от грубых изделий представляют горки, состоящие из более или менее удачно подобранных ... разнообразных уральских минералов и пород, причем обыкновенно имеется каталог, и, таким образом, вещица является не только нарядным кабинетным украшением, но и интересной минералогической коллекцией».
Со времени создания первой минералогической горки прошло почти два с половиной века. Интерес к горкам за это время был капризным: они то отражали, по словам А. Е. Ферсмана (1883-1945), «моду на развлекательную науку» и были нарасхват, то скрывались в тени других уральских камнерезных фетишей. Неизменными, пожалуй, оставались лишь технические приемы их изготовления
и эстетические правила оформления. Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в Екатеринбурге, в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (МИКЮИ), где представлена ретроспективная экспозиция горок [12].
Самая ранняя горка в коллекции МИКЮИ (классическая) сделана предположительно во второй половине XIX в.; она имеет форму грота и установлена на профилированном основании, которое покрыто мозаикой из малахита; мастер горки неизвестен.
Оригинальной по форме является горка, напоминающая готический собор. Сделана она была к 10-летию Великой Октябрьской революции (именно так тогда писали, без добавления определения «социалистической») известными мастерами-горочниками Данилой Кондратьевичем Зверевым (1858-1938) и Д. К. Кубиным, работавшими в кооперативно-кустарной промышленной артели «Цветные камни». Горка была юбилейным подарком Уральскому областному краеведческому музею. А в 1936 г. одна из горок Кубина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже [13].
В 1985 г. геолог П. Д. Баранов из г. Сысерть впервые сделал горку на вращающейся подставке. Поэтому она полая. Ее венчает кристалл дымчатого кварца, придавая ей большую выразительность и экспрессивность. В основании горки два грота. В одном мастер установил фигурку мифической Хозяйки Медной горы с ящеркой в руках. Второй грот - это фрагмент шахтного ствола с крепью, с
Фото 8. А.К. Денисов-Уральский. Минералогическая горка. Минералогический музей РАН им. А. Е. Ферсмана. Москва.
Фото 9. П.Д. Баранов. Каменная горка.
бадейкой на тросе, наполненной кусочками отбитой породы и каёлкой - основным инструментом горнорабочего.
Дореволюционные мастера-камнерезы нередко декорировали тыльные стороны горок макетами горных выработок. Такой, например, является уникальная по замыслу и исполнению горка метровой высоты, хранящаяся в Горном музее Санкт-Петербургского горного университета. Эта горка, украшенная полусотней великолепных образцов полихромного турмалина, аквамарина, гранатов и аметистов, была, якобы, подарком А. К. Денисова-Уральского земляку, профессору Петербургского горного института Н. А. Иосса (1845-1916) по случаю пятидесятилетнего юбилея Николая Александровича. На тыльной стороне горки смонтированы макеты шахтного ствола в
разрезе, доменной и сталеплавильной печей и прокатного стана.
Что же такое минералогическая горка? Диапазон мнений на сей счет широчайший: забава - игрушка - модное украшение - минералогическая коллекция - памятник эпохи - модель мироздания и даже, как замысловато определила ее уральская поэтесса Майя Никулина, ритуальный предмет, «играющий важную роль в процессе освоения уральского способа жить» [14]. Это, пожалуй, все или почти все, что мне пришлось слышать и читать о горках. В каждом из приведенных мнений и оценок содержится маковое зернышко истины. А в совокупности они образуют букет, который я назвал минералогическим и в образном, и в содержательном отношении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Злоказов Л., Семёнов В. В. Екатеринбурге проездом - по служебной надобности. Французы в Екатеринбурге // Урал. 2006, № 1.
2. Русский биографический словарь. СПб., 1897. Т. 8.
3. Уральская историческая энциклопедия / гл. ред. В. В. Алексеев. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1998. 621 с.
4. Мавродина Н. М. Искусство екатеринбургских камнерезов: каталог. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2000. 133 с.
5. Мельникова Т. В. Штрихи к портрету екатеринбургского горочника Дмитрия Кузьмича Кубина // Мастера ювелирного дела Карл Фаберже и Алексей Денисов-Уральский: история, традиции, современность: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. к 25-летию Музея истории камнерезного и ювелирного. искусства (7 июля 2017 г.). Екатеринбург, 2018. С. 26-31.
6. Тайные сказы рабочих Урала / сост. Е. М. Блинова. М.: Сов. писатель, 1941. 172 с.
7. Мамин-Сибиряк Д. Н. Самоцветы // Статьи и очерки. Свердловск, 1947. С. 256-259.
8. Семенова С. В. Алексей Денисов-Уральский. Екатеринбург: Изд. дом «Сократ», 2011. 420 с.
9. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. СПб.; М., 1882.
10. Иллюстрированный каталог XVIII (государственный отдел) Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. 1896.
11. Ефремов И. А. Лезвие бритвы. М.: Эксмо, 2007. 640 с.
12. Путешествие в мир камня: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства / сост. науч. ред. проф. В. В. Филатов. Екатеринбург: Изд. дом «Автограф», 2007. 320 с.
13. Уральский рабочий. 1936, 5 октября.
14. Никулина М. Горка // Урал. 2002. № 6.
REFERENCES
1. Zlokazov L., Semenov V. V. 2006, Passing through Ekaterinburg - for business purposes. The French in Ekaterinburg. Ural [Ural], no. 1. (In
2. Russian biographical dictionary. Saint Petersburg, 1897, vol. 8.
3. 1998, Ural historical encyclopedia. Ed. by V. V. Alekseev, 621 p.
4. Mavrodina N. M. 2000, Iskusstvo yekaterinburgskikh kamnerezov [The art of Ekaterinburg stone cutters], catalog. Saint Petersburg, 133 p.
5. Melnikova T. V. 2018, Details to the portrait of Dmitry Kuzmich Kubin, a mountain worker from Ekaterinburg. Jewelers Karl Faberge and Alexey Denisov-Uralsky: history, traditions, modernity: materials of the VIII All-Russia scientific-practical conference to the 25th anniversary of the Museum of the History of Stone Cutting and Jewelry (July 7, 2017). Ekaterinburg, pp. 26-31.
6. 1941, Taynyye skazy rabochikh Urala [Secret tales of the workers of Ural], E. M. Blinova. Moscow, 172 p.
7. Mamin-Sibiryak D. N. 1947, Samotsvety [Semi-precious stones], articles and essays. Sverdlovsk, pp. 256-259.
8. Semenova S. V. 2011, Alexey Denisov-Uralsky. Ekaterinburg, 420 p.
9. 1882, Illustrated description of the All-Russian art and industrial exhibition in Moscow. Saint Petersburg; Moscow.
10. 1896, Illustrated catalog of the XVIII (State Department) All-Russian Exhibition of 1896 in Nizhny Novgorod.
11. Efremov I. А. 2007, Lezviye britvy [Razor blade]. Moscow, 40 p.
12. 2007, Journey into the world of stone: Museum of the history of stone-cutting and jewelry. V. V. Filatov. Ekaterinburg, 320 p.
13. Ural worker, October 5, 1936.
14. Nikulina M. 2002, Slide. Ural [Ural], no. 6. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 25 апреля 2020 года