Научная статья на тему 'Милиционная система формирования Красной армии в начальный период Гражданской войны (на материале Костромской и Ярославской губерний)'

Милиционная система формирования Красной армии в начальный период Гражданской войны (на материале Костромской и Ярославской губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩЕЕ ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ (ВСЕОБУЧ) / ОТРЯДЫ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ООН) / КРАСНАЯ АРМИЯ / ПРОВИНЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП КОМПЛЕКТОВАНИЯ АРМИИ / ПАРТИЙНО-СОВЕТСКИЕ ОРГАНЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КОСТРОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЯРОСЛАВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / МИЛИЦИОННЫЕ ЧАСТИ КРАСНОЙ АРМИИ / МИЛИЦИОННАЯ СИСТЕМА / OBLIGATORY MILITARY EDUCATION / SPECIAL SQUADS / RED ARMY / PROVINCE / TERRITORIAL PRINCIPLE OF RECRUITING / SOVIET PARTY AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гостев Игорь Николаевич

В статье, на материалах Костромской и Ярославской губерний, анализируется процесс становления и развития милиционных частей Красной армии в первые годы Гражданской войны. На основе анализа значительного числа источников и исторической литературы выявляются позитивные и негативные стороны организации всеобщего воинского обучения и отрядов особого назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Militia principle in the Red Army at the beginning of the Civil War in Russia (based on the materials of the Kostroma and Yaroslavl regional archives)

Based on the data of the Kostroma and Yaroslavl regions, the article views the process of establishment and development of militant squads of the Red Army in the beginning of the Civil War. The author of the article analyses a considerable number of documents and reveals the positive and negative aspects of the arrangement of obligatory military education and special squads.

Текст научной работы на тему «Милиционная система формирования Красной армии в начальный период Гражданской войны (на материале Костромской и Ярославской губерний)»

И. Н. Гостев

МИЛИЦИОННАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ

В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИЙ)

Работа представлена кафедрой истории России Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.

Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент А. Д. Шипилов

В статье, на материалах Костромской и Ярославской губерний, анализируется процесс становления и развития милиционных частей Красной армии в первые годы Гражданской войны. На основе анализа значительного числа источников и исторической литературы выявляются позитивные и негативные стороны организации всеобщего воинского обучения и отрядов особого назначения.

Ключевые слова: Всеобщее воинское обучение (Всеобуч), отряды особого назначения (ООН), Красная армия, провинция, территориальный принцип комплектования армии, партийно-советские органы.

I. Gostev

MILITIA PRINCIPLE IN THE RED ARMY AT THE BEGINNING OF

THE CIVIL WAR IN RUSSIA (BASED ON THE MATERIALS OF THE KOSTROMA AND YAROSLAVL REGIONAL ARCHIVES)

Based on the data of the Kostroma and Yaroslavl regions, the article views the process of establishment and development of militant squads of the Red Army in the beginning of the Civil War. The author of the article analyses a considerable number of documents and reveals the positive and negative aspects of the arrangement of obligatory military education and special squads.

Key words: obligatory military education, special squads, Red Army, province, territorial principle of recruiting, Soviet party authorities.

Красная армия, строившаяся вначале на принципе добровольчества, не располагала боевыми резервами и не имела какой-либо системы подготовки резерва. Армия пополнялась лишь добровольцами, которые поступали крайне неравномерно. В этих условиях большевистское руководство приняло решение о вовлечении в дело вооруженной защиты республики всех трудящихся. С этой целью в стране было введено всеобщее военное обучение (Всеобуч). 22 апреля 1918 г. ВЦИК утвердил декрет об обязательном обучении военному делу. В декрете говорилось: «Рабочее и крестьянское правительство республики ставит своей непосредственной задачей

привлечение всех граждан к всеобщей трудовой и воинской повинности» [5]. В декрете подчеркивался строго классовый характер новой армии и устанавливалось, что обязательному обучению военному делу подлежат только рабочие и трудящиеся крестьяне в возрасте: 1) школьном, низшая ступень которого определяется Народным Комиссариатом просвещения, 2) подготовительном - от 16 до 18 лет, когда осуществлялась допризывная подготовка и 3) призывном - от 18 до 40 лет, когда устанавливалась всеобщая воинская обязанность. Женщины должны обучаться только по их согласию, на общих основаниях. Срок обязательного военного

обучения составлял 8 недель, из расчета не менее 12 часов занятий в неделю. При этом обучаемые, по возможности, не должны были отрываться от своей производственной работы. Все граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс Всеобуча, брались на учет как военнообязанные [10, с. 34].

РКП (б) придавала большое значение проведению в жизнь этого декрета. 18 мая 1918 г. на заседании Пленума ЦК стоял вопрос о Всеобуче, по которому было принято решение, обязывающее всех членов большевистской партии представить свидетельство о прохождении курса обязательного военного обучения [8]. В помощь изучающим этот курс Военный отдел издательства ВЦИК выпустил программу, разработанную Нарком-военом. Эта программа, рассчитанная на 96 часов занятий, была переиздана в военных округах. Но это не значит, что только по ней проводились занятия. В 1919 г. начальник отдела всеобщего воинского обучения запрашивал Ярославский губком о том, какую форму обучения осуществлять: или по 96 часовой программе (8-недельный курс обучения), или готовить только к параду, который должен был состояться 22 апреля в годовщину принятия декрета о Всеобуче [13, л. 4].

В июле 1918 г. Ярославский губернский отдел Всеобуча доводил до сведения исполкома о созыве губернского съезда по всеобщему воинскому обучению и просил прислать на таковой своего представителя. Главным пунктом на этом съезде стоял вопрос о «формировании милиционных рабоче-крестьянских частей» [1, л. 18].

19 июня 1918 г. V Костромской губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов подавляющим большинством утвердил инструкции по применению на местах декрета о всеобщем военном обучении. Согласно инструкции обучение военному искусству предполагалось вести в течение 2 часов в день и не менее 6 дней в неделю. Население разбивалось на две категории: на фабрично-заводских рабочих и крестьян. На фабриках и заводах обучение велось в две смены: а) утренняя смена и дневная от 7 до 9 часов утра и б) вечерняя

смена от 7 до 9 часов вечера. В отношении крестьянства было принято тоже 12-часовое обучение в неделю. Время занятий устанавливалось уездным комиссариатам с непременным участием волостных военных комиссаров. Обучение не должно было идти в ущерб сельскохозяйственным работам [11].

Организация обучения подготовительного и призывного возрастов возлагалась на Народный Комиссариат по военным делам и на местные (окружные, губернские, уездные и волостные) военные комиссариаты. Наиболее серьезными препятствиями в деле немедленного осуществления Всеобуча являлись недостаток инструкторов, оружия и плохая работа местных органов военного управления. В оружии органы Всеобуча ощущали острый недостаток на всем протяжении Гражданской войны. В 1918 г. очень часто на 20 человек обучающихся приходилась одна винтовка. Недостаток инструкторов Всеобуча был изжит уже к концу 1918 - началу 1919 гг. путем привлечения к делу Всеобуча офицеров старой армии и организации краткосрочных инструкторских курсов.

Задачи Всеобуча: 1) всеобщее воинское обучение широких слоев населения и 2) развитие спорта и допризывная военная подготовка [6, с. 45]. Основная цель Всеобуча: обеспечить полное руководство партией как в центре, так и на местах отрядов всеобщего обучения, создать там коммунистический дух, чтобы партийная организация принимала самое активное участие в формировании милиционной армии [12]. И в Костромской и Ярославской губерниях формирование и деятельность Всеобуча осуществлялось примерно по одной программе.

В Костромской губернии организация Всеобуча началась с 26 августа 1918 г., когда на основании приказа Главного комиссара военно-учебных заведений Республики при Костромском губернском комиссариате по военным делам приказом № 132 был создан отдел всеобщего воинского обучения. Первой и главной задачей губернского отдела Всеобуча было создание местных отделов, которые формировались при уездвоенкома-тах по типу губернского отдела, только с

меньшим штатом сотрудников. Всего было создано 11 уездных отделов Всеобуч. На губернский отдел всеобщего военного обучения было возложено обучение населения города и фабрично-заводских рабочих, для чего в г. Костроме было организовано 6 бюро: два городских, три фабрично-заводских и одно железнодорожное, при железнодорожной станции Кострома [2, л. 42].

Начался учет всего мужского населения города от 16 до 40 лет. Их в Костромской губернии к этому времени оказалось 114 632 человека, которых вначале хотели всех привлечь к военному обучению. Однако на основании вышеуказанного декрета ВЦИК от

22 апреля 1918 г. и распоряжения главного комиссара военно-учебных заведений от 2 октября 1918 г. за № 250 обучению подлежали только рабочие, работающие на фабриках и заводах, и крестьяне, не эксплуатирующие чужого труда [8, с. 45]. В Ярославле отделение Всеобуч Ярославского уездвоенкома просило губернский комитет РКП (б) командировать одного из членов комитета для участия в комиссии по разделению граждан на категории: эксплуатирующих чужой труд и подлежащих зачислению в тыловое ополчение и неэксплуатирующих чужой труд и подлежащих всеобщему воинскому обучению [7].

Таблица

Сводная ведомость о состоянии всеобщего военного обучения в Ярославской и Костромской губерниях к 1 декабря 1918 г.*

Губерния Число взятых на учет от 18 до 40 лет Число обучающихся Число окончивших обучение по 96-часовой программе Число выдержавших испытание Сколько подлежит обучению Число инструкторов отделений Число инструкторов взводов Число инструкторов сотенн Сколько инструкторов не до-стает Число имеющихся бюро Всеобуч

Костромская 116182 17996 2685 3336 64555 483 394 178 392 200

Ярославская 110471 33112 6832 21457 76189 739 394 134 5 167

* Составлено автором по: ГАКО. Ф.Р 1151. Оп. 1. Д. 37. Л. 12; ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 77. Л. 7; Власть труда. 1918. 21 ноября; Голос революционной армии (Издание Рыбинского комитета по военным делам); ГАЯО. Ф.Р 2468. Оп. 1. Д. 240. Л. 34.

Из таблицы видно насколько лучше дело Всеобуча было поставлено в Ярославской губернии. При равенстве взятых на учет лиц, подлежащих всеобщему воинскому обучению, число обучающихся в Ярославской губернии было в 2 раза больше, число окончивших обучение - в 3 раза, а выдержавших испытание - в 8 раз больше, чем в Костромской губернии. Причина этого, на наш взгляд заключалась в том, что Ярославская губерния в промышленном отношении была более развитой. Количество рабочего класса и его сознательность превосходили костромские показатели.

После прохождения курса Всеобуча выдавалось удостоверение. Для лиц, ранее проходивших военную службу, производились испытания о знании ими военного дела, и если они их выдерживали, то им тоже выда-

вались удостоверения, а не выдержавшим испытание предлагалось пройти курс обучения по программе Всеобуч [6, с. 51].

В 1919 г. всеобщее воинское обучение в Костромской губернии проходило более быстрыми темпами, чем ранее. На 15 мая 1919 г. было обучено 25 994 человека. Но смущают другие показатели: не окончили обучение «ввиду приказа Центра» - 22 611 человек; оказались освобожденными по медицинским показателям - 14 190 человек [3, л. 2]. Не совсем понятен термин «ввиду приказа Центра». То ли их прекратили обучать, чтобы оставить на основной работе, так как обучение мешало выполнению ими своих непосредственных функций, то ли их перебросили на другое место и оставили в покое, то ли Центр посчитал нецелесообразным прохождение для данных лиц обучения по каким-

либо причинам (по социально-классовым параметрам, неспособность к обучению и т. п.).

В Костроме для обучения стрельбе было оборудовано и приведено в порядок стрельбище за городом. Для подготовки младшего командующего состава приказом Главного комиссара всех военно-учебных заведений Республики за № 342 от 27 ноября 1918 г. отделом Всеобуч были открыты инструкторские курсы. Первый выпуск курсантов, успешно окончивших 2-месячные курсы, состоялся 20 марта 1919 г. Но этот выпуск оказался и последним, так как приказом № 486/уч. от 19 марта 1919 г. московского окружного инспектора курсы расформировывались.

Еще одним направлением деятельности Всеобуча была спортивная и допризывная подготовка. Благодаря всесторонней поддержке отдела Всеобуч в г. Костроме было создано общество «Спартак», в которое мог вступить любой, заплативший взнос 5 руб. На 1 января 1919 г. в нем уже насчитывалось более 500 человек, для которых был организован спортивный манеж. Создавались спортивные клубы, секции, ячейки, приобретались гимнастические снаряды и спортивная литература, зимой устраивались катки, горки, летом -футбольные матчи с иногородними командами. В октябре 1919 г. в г. Ярославле состоялось первенство Всеобуча, где костромичи заняли много первых мест. Для спортивной работы активно привлекались спортивные инструкторы как из числа любителей-спортсменов, для которых создавались специальные пункты обучения, так и окончивших Московские курсы спорта. Допризывная военная подготовка велась с молодежью от 16 до 18 лет. С этой целью губотде-

лом Всеобуча была разработана 156-часовая программа [3, л. 45].

С середины мая 1919 г. в связи с наступлением Колчака большевистским руководством было принято решение закрыть Всеобуч, а всех инструкторов мобилизовать и отправить на фронт. Но это не значит, что милиционная армия прекратила свое существование. Просто Всеобуч объединили с так называемыми отрядами особого назначения (ООН) согласно приказа РВСР за № 212/41 и милиционная армия стала формироваться на следующих принципах: 1) всеобщее привлечение населения к военному делу; 2) территориальный принцип комплектования, т. е. каждая часть формируется в пределах производственного района и пополняется трудящимися; 3) трудовой принцип - милиционная армия является организованной трудовой силой [4, с. 54].

В условиях Гражданской войны, в ее начальный период, работа по формированию Красной армии на принципах милиционной системы осуществлялась часто сложно и противоречиво: не хватало денег, инструкторов, помещений и т. п. Анализ изученных фактов и документов позволяет сделать вывод о том, что местные органы власти в основном справились с возложенными на них задачами. На наш взгляд, на примере Костромской и Ярославской губерний следует констатировать, что Всеобуч выполнил свое предназначение. В этих губерниях организация и развитие всеобщего воинского обучения широких слоев населения, прежде всего рабочих и крестьян, а также развитие спорта и допризывной военной подготовки среди школьного и призывного возраста было поставлено на высоком уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАЯО. (Государственный архив Ярославской области). Ф. Р. 1842. Оп. 1. Д. 141. Л. 18.

2. ГАКО (Государственный архив Костромской области). Ф. Р. 1151. Оп. 2. Д. 3. Л. 42.

3. ГАНИКО (Государственный архив новейшей истории Костромской области). Ф. 1. Оп. 1. Д. 48. Л. 2. Д. 59. Л. 45.

4. Гражданская война в СССР. Т. 1. М., 1980. С. 54.

5. Известия ВЦИК. 1918. № 83. 26 апреля.

6. Кляцкин С. М. На защите Октября: организация регулярной армии и милиционного строительства в Советской республике в 1917-1920 гг. М., 1965.

ИСТОРИЯ

7. Набат (Орган агитационно-просветительного отдела Ярославского окружного комиссариата по военным делам). 1918. 21 ноября.

8. Очерки истории Костромской организации КПСС. Ярославль, 1967.

9. Правда. 1918. 23 мая.

10. Советские вооруженные силы: история строительства. М., 1978.

11. Советская газета. 1918. 22 июня.

12. Северный рабочий. 1919. 12 февраля.

13. ЦДНИ (Центр документации новейшей истории. Филиал Государственного архива Ярославской области). Ф. 1. Оп. 27. Д. 35. Л. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.