Научная статья на тему 'Миксотрофность современного человечества: реалии ноосферного перехода'

Миксотрофность современного человечества: реалии ноосферного перехода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРНЫЙ ПЕРЕХОД / МИКСОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / «ПСЕВДОАВТОТРОФНОСТЬ» / «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ» МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ / «AUTOTROPHY» / «ENERGETIC» THINKING AND CONSCIOUSNESS / NOOSPHERE TRANSITION / MIXOTROPHIC MANKIND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнов Григорий Станиславович

Анализируются проблемы миксотрофности современной цивилизации, формулируется задача поиска оптимальных пропорций гетеротрофности и автотрофности современного человека и человечества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миксотрофность современного человечества: реалии ноосферного перехода»

В. И. ВЕРНАДСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ББК 60.023

Г. С. Смирнов

МИКСОТРОФНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: РЕАЛИИ НООСФЕРНОГО ПЕРЕХОДА

Анализируются проблемы миксотрофности современной цивилизации, формулируется задача поиска оптимальных пропорций гетеротрофности и ав-тотрофности современного человека и человечества.

Ключевые слова: ноосферный переход, миксотрофность человечества, «псевдоавтотрофность», «энергетическое» мышление и сознание.

The problems of mixotrophicness of the modern civilization are analyzed in the article. Author formulates the goal of the modern mankind, which concludes the optimal proportions of heterotrophy and autotrophy.

Key words: noosphere transition, mixotrophic mankind, «autotrophy», «ener-getic» thinking and consciousness.

В отечественной литературе достаточно широко обсуждается проблема автотрофности человечества [3, 4, 5, 6, 8], которая впервые была поставлена в статье В. И. Вернадского в 1925 г. [2, 9].

Философия автотрофности оказывается в настоящее время весьма продуктивной парадигмой осмысления системности глобальных проблем современности и путей их разрешения, перевода тенденций развития современного человечества с гетеротрофного на автотрофный лад [7].

В течение трехвековой технической революции человек превратился в супергетеротрофа [3] и только сейчас начинает всерьез понимать глобальные проблемы, которые вызваны логикой интенсивного развития техносферы. Техносфера, как сфера функционирования техновещества [1], занимает все более доминирующие позиции, что позволяет утверждать некоторым современным ученым, что биосфера переходит в техносферу.

В. И. Вернадский, формулируя представления об автотрофности человечества, видел интенсивно идущие процессы технизации, но утверждал, что возникновение автотрофного позвоночного и автотрофности человечества — главная тенденция развития человечества.

Вплоть до настоящего времени существование «атомной» энергетики рассматривается как самый реальный способ решения проблемы сохранения биосферы Земли и преодоления глобальной энергетической проблемы, которая становится одной из самых острых. Вместе с тем следует признать, что перед нами — своего рода «псевдоавтотрофность» человечества: экологи убедительно показали губительные последствия превышения меры радиоактивности для биосферы. Чернобыль, а затем Фукусима ставят под вопрос перспективность «атомной» автотрофности человечества.

В биосферно-ноосферном смысле автотрофность человечества может рассматриваться как предельная экологичность этологии и праксиологии человека и человечества.

Во второй половине ХХ в. в условиях экономического противоборства двух экономических систем и двух геополитических сверхдержав начала скла-

© Смирнов Г. С., 2013

дываться неклассическая (своего рода «техно-социальная») «автотрофность» человечества, связанная, с одной стороны, с попытками создания «искусственной» пищи в многообразных проявлениях, а с другой — с обеспечением техногенного развития человеческой цивилизации с помощью атомной энергии. В этом проявилась независимость человечества от углеводородных ресурсов. В течение нескольких десятилетий наблюдался быстрый рост этой неклассической автотрофности. Учеными была поставлена задача создания мощных источников термоядерной энергии: в этом случае человек создал бы «солнцеподобную» энергию. Однако до настоящего времени эта сложнейшая техническая задача не решена. Такое замедление развития реализации неклассической автотрофности человеческой цивилизации привело к тому, что ставка была сделана на развитие гелиоэнергетики. Перед нами обнаруживает себя своего рода «вторая коперни-канская революция», когда человечество с трудом сознает, что главными становятся не накопленные (солнечные) ресурсы биосферы Земли, а актуальная солнечная энергия, запускающая не только биогеохимические, но и культурные биогеохимические процессы в планетарном масштабе.

Приходит время нового этапа — этапа постнеклассической автотроф-ности человечества, связанной с поисками непосредственного использования солнечной энергии вне контекста биосферных медиаторов.

В российской традиции идея автотрофности, естественно, связывается с именем В. И. Вернадского, но при этом следует признать, что естественнонаучные и техногенные предпосылки нового энергетического формата человеческой цивилизации в значительной степени связаны с именем А. Эйнштейна, описавшего фотоэффект. Таким образом, энергетическая альтернатива — атомная или солнечная энергия — разрешается в процессе ноо-сферной транзитивности. Человеческий разум в его планетарных формах научается своего рода правильному «энергетическому мышлению и сознанию», решает конкретные задачи нахождения оптимального соотношения разнородных форм энергии для эффективного материального и духовного развития информационно-космического человечества.

Современный человек пользуется не только калькуляторами на солнечных батареях, но создает автомобили, которые используют для своего движения исключительно солнечную энергию. Такого рода изобретения по всем параметрам уступают современной «гетеротрофной» технике, но исходные, пробные образцы всегда являются лишь формами аттракторов будущего движения. На этой основе, очевидно, в ближайшие десятилетия будет формироваться новая не гетеротрофная, а автотрофная техносферность, которая будет больше соответствовать биосферно-ноосферному устойчивому развитию человечества на планете Земля. Не исключено, что уже в ближайшее время наряду с естественными лесами могут вырасти леса техноавтотрофные, которые будут собирать и перерабатывать естественную солнечную энергию в электрическую энергию, что обеспечит еще один из возможных способов разрешения ноосферно-биосферных проблем современной цивилизации.

Самый сложный вопрос автотрофно-ноосферного развития, на наш взгляд, связан с «военно-промышленной супергетеротрофностью». В этом случае речь идет о необходимости планетарного перехода от «геополитического эгоизма» к «глобальной коллективности». Трудно верится в то, что такого рода социально-политические и общественно-экономические условия ноосферного перехода сформируются без кардинальной ломки современной супергетеротрофной экономической системы, но в условиях нахождения

цивилизации в точке бифуркации порой невозможно отличить эволюционный переход от катастрофического скачка. Автотрофно-ноосферная революция, на пороге которой находится современная цивилизация, повелительно стучится в двери быстро демографически меняющего человечества.

Насколько можно судить, все существующие способы уйти от суперге-теротрофности («поедания» и «проедания» биосферы) связаны с многообразными промежуточными формами выживания и жизни — миксотрофностью современного человечества. Вся современная химия в ее значительном объеме является наглядным примером такой миксотрофности, когда используются разнообразные способы создания все более сложного органического вещества из неорганического или органического вещества.

Экстраполяция развития человечества из его реальной гетеротрофности (и супергетеротрофности) к будущей автотрофности в действительности предполагает осмысление конкретности процесса такого ноосферного перехода, который связан с многообразными моделями миксотрофности современного человечества.

К числу фактов прямого использования энергии Солнца для организма человека следует отнести многообразные формы «загара» (человек осуществляет простые и предельно сложные формы усвоения солнечной и космической энергии, включая любование восходом и заходом солнца). Не менее значимы и многообразные проявления вегетерианства и религиозных постов в истории человечества: большинство религий целенаправленно приучают человека к духовно-органической автотрофности. Но только сейчас проблема автотрофности человечества вышла с антропологического уровня на цивилизационный, и по этой причине в отечественной литературе обозначились идеи «автотрофной цивилизации» [6].

Всестороннее рассмотрение палитры этнонациональных и георегио-нальных форм миксотрофности современного человечества — очень широкая тема, над которой следует думать уже не только философам, ибо именно «техносферная интеллигенция» обеспечивает возможности совершенствования теории и практики миксотрофности, изменения пропорций между гетеротрофной и автотрофной проявленностью человечества.

Философия автотрофности человечества заставляет кардинально переосмыслить суть человеческого бытия и планетарной истории. Использование актуальной энергии солнца для организации жизни человечества предполагает понимание того факта, что гетеротрофная история человечества как особый, но очень важный период — завершается. Солнечная и космическая энергия, накопленная на Земле за миллиарды лет, обеспечила в определенный момент времени колоссальный рывок в эволюции человечества: социальная эволюция была бы невозможна без трансформации огромного количества энергии в информацию (в настоящее время свернутую в человечестве). Теперь начинается новый этап: человек посредством информации научился генерировать энергию, которая, в свою очередь, осуществляет структурирование вещества (именно так в настоящее время реализуется основной ноосферный закон по И. В. Дмитревской).

Человек осуществляет производство огромного количества энергии, которая поддерживает биогеохимический и культурный биогеохимический «ток атомов» (говоря языком В. И. Вернадского). В условиях активного развития информационного общества запущен интенсивный процесс самопоро-ждения информации, который в конечном итоге раскроет не только косвенные, но и прямые пути освоения солнечной и космической энергии.

• Серия «Гуманитарные науки»

Обзор состояния проблемы актуализации автотрофности человечества приводит к выводу о том, что современное человечество находится на промежуточной стадии многообразных форм миксотрофности. Стратегия мик-сотрофности современного человечества пока не отрефлексирована в значительной степени. Однако она отчетливо видна не только в поведении людей, которые в рамках религиозных учений (или вне их) осуществляют сложнейшую борьбу за индивидо-личное движение через миксотрофность к «ограниченной» или «органической» автотрофности. Мы не будем подробно останавливаться на многочисленных фактах, которые в огромном количестве можно найти на просторах Интернета. Тем не менее отметим, что в деятельности крупных политических фигур современности, в частности президента США Б. Обамы и канцлера Германии А. Меркель, реализуются затратные, но перспективные проекты в области гелиоэнергетики.

Своими научными и философскими исканиями В. И. Вернадский заложил основы не только коэволюции, но и кореволюции человеческого сознания. Это своего рода «новый коперниканский переворот»: он сформулировал главные идеи философии автотрофности как вселенской человеческой самодостаточности. Утверждая эволюционную идею о появлении нового человека как автотрофного позвоночного, он тем самым открыл научное измерение понимания постпланетной человеческой эволюции, завершив эпоху разнообразных форм антропоцентризма (человеческого, национального, социального и даже техносферного).

Человечество в третьем тысячелетии оказалось на пороге не только формационного, но и антропно-автотрофного рывка, вытекающего из действия антропного принципа, который утверждает вселенскую размерность человека и его сознания.

Библиографический список

1. Баландин Р. К. Область деятельности человека: техносфера. Минск : Вышэйш. шк., 1982. 208 с.

2. Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Вернадский В. И. Биогеохими-ческие очерки. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1940. С. 47—58.

3. Гирусов Э. В. «Автотрофность» как новая парадигма социального развития // Реалии ноосферного развития. М. : Ноосфера, 2003. С. 46—51.

4. Жульков М. В. Социальная автотрофность: вчера, сегодня и завтра // Русский космизм: прошлое, настоящее, будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Орел : Модуль-К, 2011. С. 185—191.

5. Казначеев В. П., Трофимов А. В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля : проблемы космопланетарной антропоэкологии. Новосибирск : Наука, 2004. 312 с.

6. Московченко А. Д. Философия автотрофной цивилизации : проблемы интеграции естественных, гуманитарных и технических наук : учеб. пособие. Томск : Изд-во гос. ун-та систем управления и радиоуправления, 2010. 264 с.

7. Смирнов Г. С. Философия Вернадского: миросознание третьего тысячелетия

// Ноосферные исследования. 2013. Вып. 1 (3). С. 78—93. URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/Smimov_G_article.pdf (дата обращения: 08.04.2013).

8. Яншина Ф. Т. В. И. Вернадский о проблеме автотрофности человечества // Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского : сб. науч. тр. / под общ. ред. А. Л. Яншина. Л. : Наука, 1989. С. 121—131.

9. Vernadsky W. L'autotrophie de I'humanité // Revue générale des sciences. Paris, 1925. № 17/18. P. 495—502.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.