Научная статья на тему 'МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ВАГОННОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ НА ОСНОВЕ УЛУЧШЕНИЯ'

МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ВАГОННОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ НА ОСНОВЕ УЛУЧШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТРОЙСТВА СЧЁТА ОСЕЙ (УСО) / CИГНАЛИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ БЛОКИРОВКА (СЦБ) / АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ (АТ) / ТОРМОЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ (ТП)

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Курбанов Жанибек Файзуллаевич, Тошбоев Зохид Бахрон Угли, Иргашев Нуриддин Нормурод Угли, Хужамкулов Элдорбек Ғайратжон Уғли

В данной статье для решения необходимых задач усовершенствован алгоритм работы устройств контроля и управления автоматики железнодорожной сортировочной горки и устройств управления телемеханикой. При разработке устройства для определения степени тяжести поломок подъезда к вагонному отбойному механизму путей движения использовались тензометрические датчики на основе метода автоматизированной микропроцессорной системы управления в железнодорожном сортировочном парке. Тензодатчики в настоящее время используются во многих отраслях обрабатывающей промышленности, в том числе на линиях железнодорожного транспорта. В предлагаемом способе тензорезисторы устанавливаются по две пары со стороны каждого рельса, колесные пары вагона работают на основе усилия при прохождении над тензодатчиком, и вагоны передают обнаруженную массу в центральную систему управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Курбанов Жанибек Файзуллаевич, Тошбоев Зохид Бахрон Угли, Иргашев Нуриддин Нормурод Угли, Хужамкулов Элдорбек Ғайратжон Уғли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROPROCESSOR CONTROL SYSTEM FOR THE OPERATION OF THE CAR RETAILER OF THE MARKING STATION BASED ON IMPROVEMENT

In this article, to solve the necessary problems, the algorithm for the operation of devices for monitoring and controlling the automation of a railway hump and telemechanics control devices has been improved. When developing a device for determining the severity of breakdowns in the entrance to the wagon fender of the tracks, strain gauges were used based on the method of an automated microprocessor control system in a railway marshalling yard. Load cells are currently used in many manufacturing industries, including rail transport lines. In the proposed method, strain gauges are installed in two pairs on the side of each rail, the wheel pairs of the car work on the basis of the force when passing over the strain gauge, and the cars transmit the detected mass to the central control system.

Текст научной работы на тему «МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ВАГОННОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ НА ОСНОВЕ УЛУЧШЕНИЯ»

A UNiVERSUM:

№ 3 (108)_Ak ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_март. 2023 г.

МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ВАГОННОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ НА ОСНОВЕ УЛУЧШЕНИЯ

Курбанов Жанибек Файзуллаевич

д-р техн. наук, доц.,

Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

Тошбоев Зохид Бахрон угли и.о. доц,

кафедра «Автоматика и телемеханика», Ташкентский государственный университет транспорта, Республика Узбекистан, г. Ташкент

Иргашев Нуриддин Нормурод угли

ассистент,

кафедра «Радиоэлектронные устройства и системы», Ташкентский государственный университет транспорта, Республика Узбекистан, г. Ташкент

Хужамкулов Элдорбек Fайратжон угли

ассистент,

кафедра «Автоматика и телемеханика», Ташкентский государственный университет транспорта, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: toshboyevzohid1991@gmail. com

MICROPROCESSOR CONTROL SYSTEM FOR THE OPERATION OF THE CAR RETAILER OF THE MARKING STATION BASED ON IMPROVEMENT

Janibek Kurbanov

Doctor of technical sciences, associate professor Tashkent State Transport University, Republic of Tashkent, Uzbekistan

Zokhid Toshboev

Acting Assoc.,

Department of Automation and Telemechanics, Tashkent State University of Transport, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Nuriddin Irgashev

Associate Professor, Department of Radio electronic devices and systems, Tashkent State University of Transport, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Eldor Khujamkulov

Assistant professor,

"Automation and Telemechanics ", Tashkent State transport, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Библиографическое описание: МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ВАГОННОГО ЗАМЕДЛИТЕЛЯ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ НА ОСНОВЕ УЛУЧШЕНИЯ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. Курбанов Ж.Ф. [и др.]. 2023. 3(108). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/15180

AUNiVERSUM:

_ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_март. 2023 г.

АННОТАЦИЯ

В данной статье для решения необходимых задач усовершенствован алгоритм работы устройств контроля и управления автоматики железнодорожной сортировочной горки и устройств управления телемеханикой. При разработке устройства для определения степени тяжести поломок подъезда к вагонному отбойному механизму путей движения использовались тензометрические датчики на основе метода автоматизированной микропроцессорной системы управления в железнодорожном сортировочном парке. Тензодатчики в настоящее время используются во многих отраслях обрабатывающей промышленности, в том числе на линиях железнодорожного транспорта. В предлагаемом способе тензорезисторы устанавливаются по две пары со стороны каждого рельса, колесные пары вагона работают на основе усилия при прохождении над тензодатчиком, и вагоны передают обнаруженную массу в центральную систему управления.

ABSTRACT

In this article, to solve the necessary problems, the algorithm for the operation of devices for monitoring and controlling the automation of a railway hump and telemechanics control devices has been improved. When developing a device for determining the severity of breakdowns in the entrance to the wagon fender of the tracks, strain gauges were used based on the method of an automated microprocessor control system in a railway marshalling yard. Load cells are currently used in many manufacturing industries, including rail transport lines. In the proposed method, strain gauges are installed in two pairs on the side of each rail, the wheel pairs of the car work on the basis of the force when passing over the strain gauge, and the cars transmit the detected mass to the central control system.

Ключевые слова: устройства счёта осей (УСО), cигнализации централизации блокировка (СЦБ), автоматики и телемеханики (АТ), тормозных позициях (ТП).

Keywords: axle counting devices (ACD),, interlocking signaling (IS), automation and telemechanics (AT), brake positions (BP).

Механическая работа устройства механизма замедления вагонов комплексной автоматизированной системы сортировки горных станций на железнодорожном транспорте вызывает определенные неудобства для ее надежной и безотказной работы по правилам технической эксплуатации безопасности движения. Учитывая, что автоматизированные системы управления в производственных горно-сортировочных станциях не связаны напрямую с устройствами управления и вагонным замедлителем, необходимо усовершенствовать эту систему.

Для решения вышеуказанных необходимых задач был усовершенствован алгоритм управления и контроля устройств автоматики железнодорожной сортировочной горки и устройств управления телемеханикой. При разработке устройства для определения степени тяжести поломок подъезда к вагонному отбойному механизму путей движения использовались тензометрические датчики на основе метода автоматизированной микропроцессорной системы управления в железнодорожном сортировочном парке. Тензодатчики в настоящее время используются во многих отраслях обрабатывающей промышленности, в том числе на линиях железнодорожного транспорта [10-11]. В предлагаемом способе тензорезисторы устанавливаются по две пары со стороны каждого рельса, а колесные пары вагона работают на основе

усилия при прохождении над тензодатчиком, и вагоны направляют обнаруженную массу на центральный контроль. система, была исследована функциональная схема тензодатчиков для определения веса отцепов на сортировочной горке, показанная на рисунке 1, а также оптические датчики для определения скорости отцепов, расчета, управления и элементы управления колесной парой отцепов [1-3]. На основе разработанной системы предложено усовершенствованное устройство для улучшения устройств управления автоматикой и телемеханикой железнодорожной сортировочной горки, сокращены временные интервалы процессов сортировки при отцеплении от состава и прицеплении к подвижному составу.

Вместе с тем, механизмам вагонных замедлителей данных отцепов, которые спускаются с горки сортировочной станции, передаётся указание через эти устройства, о приближающемся отцепе, на котором использованы устройства счёта осей (УСО), а также сжатия колесной пары и расчета веса, скорости отцепа, схема которого представлена на рисунке 1. Для определения скорости отцепов, подлежащих спуску с вершины сортировочной горки, были определены расчётные точки [3-5]. Способ определения веса отцепов - была выполнена с использованием тензодатчиков и его структурная схема представлена на рисунке 2.

№ 3 (108)

A UNI

¿Ж ТЕ)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

март, 2023 г.

Микроконтроллер

Преобразователь |

J -L--------JfrO

^----------

Вагонный замедлитель

_щ,

TTJ

сосо

£22

сосо

■W

M14* *M23

СТе^З

Рисунок 1. Схема усовершенствования устройств Рисунок 2. Структурная схема способа определения автоматики и телемеханики сортировочной горки отцепов на сортировочной горке при помощи

тензодатчиков

где M - общая масса вагона (или отцепа), определённая при помощи следующего выражения:

На табл. 1 приведены показатели тензодатчиков, определённые на основе общей массы вагона.

М =

М11 + -+М14+М21+-+М24+М31+-+М34+М41+-+М44

2

(1)

Таблица 1.

Показатели тензодатчиков

M11.....M14 M21.....M24 M31.....M34 M41.....M44

Показатели 1-тензодатчика Показатели 2-тензодатчика Показатели 3-тензодатчика Показатели 4-тензодатчика

Временной интервал между отцепами рассчитывается при помощи следующей формулы:

t = (2)

Средний вес отцепов будет равен общей сумме показателей каждого тензодатчика:

m =

Ьурт

(m+m+m+m) 4

(3)

Среднее значение веса подсчитывается при помощи четырех тензодатчиков (т1, Ш2, Шз, Ш4), установленных для определения веса вагона на вершине (наивысшей точке) сортировочной горки, следующим образом [7-9]:

(4)

№ 3 (108)

А1

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Зависимость времени замедления отцепов от их веса рассчитывается в соответствии со следующей зависимостью из следующего выражения. На рисунке 3 показано замедление в соответствии с весом отцепов, т.е. если вес отцепа составляет 30 тонн, требуется 1 секунда для остановки, если 40 тонн, то 2 секунды, 110 тонн, 6 секунд, а если 120 тонн, то 7 секунд [5-7].

На основе усовершенствования основных принципов развития автоматизированной системы управления процессами в сортировочной горке, а также улучшения систем автоматизации и телемеханики железнодорожной сортировочной горки на базе автоматизированной микропроцессорной системы управления, было достигнуто увеличения мощности сортировочных работ на 14% в результате автоматизации работы вагонных замедлителей в зависимости от веса прерванного отцепа. В результате

март, 2023 г.

развития рабочей мощности автоматизированной системы управления железнодорожной сортировочной горкой с помощью разработанных формул и графиков была достигнута требуемая мощность устройств механизма замедления вагонов на железнодорожной сортировочной горке. За счёт определения технической эффективности автоматизированной системы управления железнодорожной сортировочной горки была увеличена её пропускная мощность на 0,3%. В результате экспериментальных испытаний, проведённых на сортировочных горках, автоматизации их работы и автоматизации работы механизма вагонного замедления на базе микропроцессорной системы управления устройствами телемеханики время ожидания вагонов на горке было сокращено до 5 секунд на один отцеп.

Список литературы:

1. Saitov A., Kurbanov J., Toshboyev Z., Boltayev S. Improvement of control devices for road sections of railway automation and telemechanics. E3S Web of Conferences 264, 05031 (2021). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202126405031.

2. Boltayev S., Rakhmonov B., Muhiddinov O., Saitov A., & Toshboyev Z. (2021). A block model development for intelligent control of the switches operating apparatus position in the electrical interlocking system. In E3S Web of Conferences (Vol. 264, p. 05043). EDP Sciences.

3. Курбанов Ж.Ф., & Тошбоев З.Б. У. (2021). ТЕМИР ЙУЛ САРАЛАШ ТЕПАЛИГИ АВТОМАТИКА ВА ТЕЛЕМЕХАНИКА НАЗОРАТ ^УРИЛМАЛАРИНИ МИКРОПРОЦЕССОР БОШ^АРУВ АСОСИДА ТАКО-МИЛЛАШТИРИШ. Scientific progress, 2(5), 425-431.

4. Курбанов Ж.Ф., & Тошбоев З.Б. У. (2021). САРАЛАШ ТЕПАЛИГИДАГИ АВТОМАТЛАШТИРИЛГАН БОШ^АРУВ ТИЗИМИ ЖАРАЁНЛАРИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИ АСОСИЙ ТАМОЙИЛЛАРИ. Scientific progress, 2(5), 432-435.

5. T.Z. Bahron o'g'li, IMPROVEMENT OF MICROPROCESSOR CONTROL OF RAILWAY DECELERATION WAGON DECELERATION DEVICES. Oct 17, 2021.

6. Курбанов Ж.Ф. (2022). ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ. Innovative Society: Problems, Analysis and Development Prospects, 61-66.

7. Talat G., Zokhid T. TO THE QUESTION OF RESEARCH OF NONLINEAR IDENTIFICATIONS OF COMPLEX OBJECTS // Universum: технические науки. - 2022. - №. 11-7 (104). - С. 59-63.

8. Zokhid T., Ulugbek A. METHODS FOR INCREASING THE CAPACITY OF SORTING PROCESSES ON RAILWAY SORTING HILLS // Universum: технические науки. - 2022. - №. 12-7 (105). - С. 17-21.

9. Kurbanov J., Saitov A., Toshboyev Z. Calculation Of The Length Of Cable Lines Used At Stations // Главный Редактор: Ахметов Сайранбек Махсутович, Д-Р Техн. Наук. - 2022. - С. 22.

10. Тошбоев З.Б. У. и др. СИСТЕМНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ СЧЁТА ОСЕЙ // Universum: технические науки. - 2023. - №. 1-2 (106). - С. 59-63.

11. Janibek K., Aziz S., Zokhid T. CALCULATION OF THE LENGTH OF CABLE LINES USED AT STATIONS // Universum: технические науки. - 2022. - №. 12-7 (105). - С. 22-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.